Мнемотехника: запоминание иностранных слов. Как запомнить иностранные слова и непременно дожить до ситуации, когда они пригодятся

photo tumblr.com

ТРИ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫХ МЕТОДА, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ

Учишь-учишь эти слова, а толка никакого! Через пару дней всё забывается.

Используйте научный подход к запоминанию! Представляем вам три научно обоснованных методики, которые позволят быстро и надолго запоминать иностранные слова.

СКОЛЬКО СЛОВ НУЖНО ЗНАТЬ?

Для начала разберемся, сколько слов нужно выучить, чтобы начать понимать большую часть иностранной речи, да и самому высказывать свои мысли. Пятилетний ребенок, проживающий в англоговорящей стране употребляет 4 000 – 5 000 слов, а выпускник университета – около 20 000 слов. Однако человек, изучающий английский язык, как иностранный, владеет словарным запасом в объеме всего 5 000 слов, несмотря на несколько лет обучения.

Но есть и хорошие новости : словарного запаса в 2 000 слов достаточно для того, чтобы понимать 80% иностранной речи. К данному выводу пришли исследователи на основании анализа Брауновского корпуса (Brown Corpus).Лингвистическим корпусом называют совокупность текстов на различные темы.

Интересно, что после того, как вы выучили 2 000 слов, пополнение словарного запаса на каждую последующую 1 000 слов позволяет увеличить объем понимаемого текста всего на 3-4%.

КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ СЛОВО?

Первый вопрос, который интересует всех, как быстро запомнить иностранные слова?

Ученые пришли к выводу, что быстрее запоминается информация, которая имеет эмоциональную окраску . Соответственно, хорошей идеей является изучение слов посредством игр, загадок, фильмов. Понравилась песня – не поленитесь посмотреть перевод непонятных слов. Эти слова навсегда будут ассоциироваться с понравившейся песней, а значит, оставят эмоциональный след в памяти.

Отличный прием – мнемоника. Создавайте красочные ассоциации – это позволит запомнить даже труднопроизносимые слова. Пример использования: слово weather похоже на русское слово ветер, строим в голове пару ветер-погода, навсегда запоминаем, что weather переводится погода. Существуют специальные справочники, в которых можно найти различные мнемонические приемы для запоминания английских слов. Однако лучше придумывать подобные ассоциации самостоятельно, поскольку наши ассоциации и эмоции строго индивидуальны.

КАК ТАК ЖЕ БЫСТРО НЕ ЗАБЫТЬ СЛОВО?

Итак, вы выучили пару сотен слов, но через неделю в памяти осталось порядка десяти из них. В чем проблема? Это объясняется существованием краткосрочной и долгосрочной памяти. Механизмы краткосрочной памяти позволяют сохранять информацию на 15-30 минут, затем же, заметив, что данная информация не находит применения, мозг избавляется от нее, как от чего-то ненужного. Как же дать понять мозгу, что эти слова нам очень даже нужны? Ответ – многократное повторение. Тут как с собакой Павлова: лампочка загорается – слюна выделяется. Однако выделяется она только после 5-10 раз повторений цепочки еда + свет. Если при зажигании света перестать подавать еду, в мозгу собаки разрушится ассоциация зажигающейся лампочки с едой, и слюна перестанет выделяться.

Так сколько же раз нужно повторить слово, чтобы оно стабильно перешло из кратковременной в долговременную память?

Немецкий психолог Герман Эббингауз разработал Кривую забывания, которая характеризует объемы потерянной информации с течением времени при отсутствии повторения. В течение первых 20 минут после изучения слов мы будем помнить уже 60%, а в течение 1 часа мы потеряем более 50% информации. Затем с течением времени будет стираться все больше информации, и к 3 дню в памяти останется лишь 20% информации. Таким образом, если пропустить хотя бы один день в повторении – забытых слов уже не вернешь.

Вывод очевиден: без повторения никуда . Используйте слова в речи, придумывайте рассказы с использованием новых слов, играйте на своем смартфоне в карточки хотя бы по паре минут в день – все это позволит сохранить изученные слова. Иначе время, затраченное на их первоначальное изучение, просто уйдет впустую.

Предлагаем использовать следующий график повторений:

  • Через 10-15 минут после изучения слов;
  • Через 50-60 минут;
  • На следующий день;
  • Через 1 день;
  • Через 2 дня.

Вот после этого большая часть информации закрепится на всю жизнь.

КАК БЫСТРЕЕ ВЫРАЖАТЬ МЫСЛИ?

Очень хочется, чтобы иностранные слова лились из уст, не требуя чрезмерного напряжения мозга и нескольких минут на формулирование фразы. Существует возможность ускорить формирование иностранной речи – это развитие мышечной памяти. Под мышцами здесь подразумеваются мышцы нашего артикуляционного аппарата. Эти мышцы, как и мышцы ног при катании на велосипеде или мышцы пальцев рук пианиста, обладают памятью, позволяющей совершать автоматизированные движения практически бессознательно.

Для того, чтобы мышечная память сформировалась, важно при изучении слов произносить их вслух, делая движения языком и губами. Также полезно одновременно представлять образ изучаемого предмета. Со временем вы уже не будете задумываться, какое слово произнести – мышцы сделают это автоматически.

Таким образом, правильная организация работы мозга по формированию краткосрочной, долгосрочной и мышечной памяти позволит быстро и надолго пополнить свой словарный запас.

Удачи в обучении!

Нескучный английский для детей и взрослых!

Не секрет, что большая часть времени при изучении иностранных языков уходит именно на запоминание слов. В школе нас учили только одному методу – зубрежке. Да, это прикольный метод, хотя нет! – не прикольный, неэффективный и очень скучный. Благодаря зубрежке запоминание кажется пыткой, а ведь это далеко не так. Как запоминать иностранные слова эффективно и интересно?

На самом деле, при использовании правильной технологии, – это очень быстрый и веселый процесс. А главное то, что мы можем запоминать огромные объемы информации за короткий промежуток времени.

Как это сделать? Как увеличить скорость изучения любого иностранного языка минимум в 2 раза? Ответ прост – с помощью технологии, описанной в этой статье.

Как запоминать иностранные слова Запоминаем на раз, два, три

Волшебный инструмент, которым мы будем пользоваться, называется «мнемотехника». Да, старая добрая мнемотехника. Этот инструмент, на сегодняшний день, самый эффективный помощник в запоминании любых видов информации.

Чтобы запомнить иностранное слово, нам нужно сделать всего три действия:

→ Закодировать значение слова
Закодировать звучание слова
Соединить два образа в один

Все очень просто. Причем этот метод подходит для запоминания слов любого иностранного языка.

Рассмотрим примеры:

Английский язык.

Слово foot (фут) – стопа

1. Образ для значения. Представляем любую стопу. Можете посмотреть сначала на свою стопу, потом представить ее же у себя в голове.
2. Образ для звучания. Подбираем максимально близкую ассоциацию. Например, футболка, футбол.
3. Соединяем два образа. На стопу наматываем футболку, концентрируем свое внимание на соединении этих образов и одновременно проговариваем три раза слово «foot» (фут-фут-фут), чтобы запомнить произношение этого слова.
Или можно представить, как футболист бьет голой ступней по мячу.
Вот так просто запоминаются существительные. А как запоминать глаголы и прилагательные?

Точно также:

Слово press (прэс) – гладить (утюгом)

1. Образ для значения. Представляете гладильную доску и утюг.
2. Образ для звучания. Прэс. Представляете человека с прессом 6 кубиков.
3. Соединяем два образа. Представьте, что вместо гладильной доски лежит человек с голым торсом. Вы подходите к нему, берете утюг и начинаете гладить на его прессе. Концентрируйтесь на точке соединения и проговаривайте три раза слово «press».
Картинки могут показаться очень странными, но чем образы в голове будут необычнее, тем лучше для запоминания.

Слово green(грин) – зеленый

1. Образ для значения. Например, зеленое яблоко.
2. Образ для звучания. Можно взять братьев Гримм.
3. Соединяем два образа. Можно представить, как один из братьев Гримм кусает яблоко и становится зеленым.

Что делать, если к слову не получается подобрать один образ? Нужно тогда использовать несколько образов.

Пример:
Слово Elderly (‘Элдали) – пожилой

1. Образ для значения. Седовласый старичок с палочкой.
2. Образ для звучания. Эльф и Дали (Сальвадор)
3. Соединяем два образа. Представляем эльфа-старичка с усами Дали. Усы и волосы эльфа седые. Представили, проговорили три раза это слово и все, вы его запомнили.

Несколько советов при работе с образами:

∨ Глаза, при работе с образами, не закрываем, они направленны вверх. Это правильное положение, чтобы задействовать визуальный канал
Нужно создавать объекты одинакового размера или хотя бы примерно одинакового. Если Вы соединяете образ слона с образом мухи, то муха, по размерам, должна быть такая же, как и слон
∨ Самые лучшие способы для соединения – секс, юмор, насилие. Самый простой – воткнуть один образ в другой
За раз нужно концентрироваться на связи двух объектов. Не более
∨ Фокусировка не на самих объектах, а на их соединении

Мнемотехника позволяет запомнить большой объем информации за очень короткий промежуток времени, но для того, чтобы помнить эту информацию долго, нужно ее повторять.

Первые 96 часов повторяйте выученные слова как можно чаще. Затем повторите выученные слова через месяц, потом через 2, через 6 и через год.

Если решили запоминать от 100 – 1000 слов в день, то рекомендую работать пачками:

Запомнили десять слов
Повторили их три раза (с русского на иностранный, с иностранного на русский)
Перешли к следующей десятке слов
Повторили их три раза, перешли к следующей десятке слов и т.д.
Накопили три пачки по 10 слов, повторили все 30 слов
Когда накопили три пачки по 100 слов, повторили все 300 слов и т.д.

Мозг человека устроен таким образом, что ему гораздо легче запомнить что-то знакомое или ассоциирующееся с чем-то уже знакомым. В противном случае любое иностранное слово будет восприниматься как некая «абракадабра», которую, конечно, можно запомнить, но сделать это гораздо сложнее. Чтобы облегчить процесс запоминания иностранных слов, используем некоторые приемы, позволяющие сделать слова иностранного языка более знакомыми и «подружиться» с ними.

Найти сходство

В каждом языке найдется некоторое количество слов, напоминающих слова родного языка. Чем более близкими являются языки, тем процент таких слов, естественно, будет больше, что облегчит усвоение иностранной лексики. Похожие слова можно разделить на несколько групп.

Слова исконного языка. Так, для языков, имеющих в своей основе так называемый индоевропейский праязык (а это и английский, и немецкий, и французский, и другие языки восточной и западной Европы) довольно легко найти слова, схожие по звучанию и имеющие общее или очень близкое значение. Как правило, это название членов семьи (ср. русское «брат» и английское «brother» - слова идентичные по значению; русское «дядя» и английское «daddy» (папа) – слова разные по значению, но обозначающие близких родственников мужского пола). Также к таким словам относятся обозначения природных явлений (русское «снег» - английское «snow»), человеческих действий (русское «бить» - английское «beat»), другие слова, имеющие древние исконные корни.

Слова, заимствованные русским языком. Конечно, в , немецком и французском таких слов встречается больше всего. Но, запоминая эти слова, нужно быть внимательным, т.к. значения русского и иностранного слова могут либо совпадать частично (английское «character» переводится на русский не только как «характер», но и как «персонаж»), либо вообще не совпадать (английское «original» - русское «первоначальный»). Хотя в последнем случае явно прослеживается логика заимствования подобных слов, легко найти ассоциации, позволяющее запомнить правильное значение иностранного термина.

Собственно интернациональные слова. Как правило, это научные термины, а также обозначения приборов, профессий и т.п., которые были заимствованы из или греческого как русским, так, к примеру, и другими европейскими языками. Слова «philosophy», «television» понятны без перевода.

Придумать ассоциации

Если иностранное слово ничем не напоминает русское, память можно «обмануть», чтобы быстрее и лучше усвоить его. Для этого необходимо найти свои, яркие и остроумные ассоциации, которые будут неразрывно связаны для вас с этим словом и помогут быстро восстановить его в памяти при необходимости.

Этим способом, к примеру, активно пользуется А. Драгункин, известный своей методикой быстрого изучения иностранного языка. Так, для запоминания английских «he» (он) и «she» (она), Драгункин использует такую веселую ассоциацию: «Он – ХИлый, а она – ШИкарная».

Просто заучить

И, наконец, никуда не уйти от простого механического заучивания иностранных слов. Чтобы ускорить этот процесс, слова необходимо повторять как можно чаще на этапе их первичного усвоения.

Многим помогает следующий прием: на карточке несколько слов с транскрипцией. Человек носит с собой карточку в течение дня, периодически заглядывая в нее и проговаривая новые для себя слова. Как правило, после 20-30 повторов слова прочно заносятся в пассивный словарный запас. Но, чтобы ввести в активный словарь новые лексические единицы, необходимо использовать их как можно чаще в речи.

При изучении иностранного языка практически у каждого человека возникает вопрос о том, как запоминать иностранные слова быстро. В настоящее время существует множество методик и приемов, которые помогут расширить иностранный словарный запас легко и быстро, не прибегая к нудной зубрежке, часто не приносящей пользы.

Метод взаимодействия ощущений

Данный метод действует наиболее эффективно при использовании его в дуэте с другими способами и методиками запоминания слов.

Метод взаимодействия ощущений показывает, как лучше запоминать иностранные слова через чувственное восприятие. В его основе лежит не простое механическое заучивание слова или фразы, а их представление и сопоставление с какими-либо ощущениями. Такой подход помогает увереннее пользоваться изученными словами в разговорной речи и не затрачивать лишнее время на то, чтобы просто их вспомнить. При одном лишь упоминании лица, предмета, действия или явления использованные ранее чувственные ассоциации автоматически напомнят мозгу необходимое слово.

В качестве примера можно привести английское слово cup, переводящееся на русский язык как "чашка". При использовании метода взаимодействия ощущений следует не просто заучивать пару "слово - перевод", но и представлять саму чашку, манипуляции, которые с ней можно совершать, а также ощущения, которые могут быть с ней связаны.

Метод взаимодействия ощущений можно совместить с мнемотехникой, основанной на поиске созвучий в родном языке и включении звуковых ассоциаций и перевода в общую, легко запоминаемую фразу. Английское слово cup очень напоминает русское "кап". На основании созвучной ассоциации и перевода легко составить фразу типа: "Из крана в кружку капает вода: кап-кап-кап". Такое совмещение методик отлично показывает, как запоминать иностранные слова быстро и эффективно. Мнемотехника помогает перевести слово в долгосрочную память, а метод взаимодействия ощущений - закрепить его в памяти и напомнить о нем мозгу при необходимости использования.

Метод карточек и стикеров

Основывается на повторении 10-20 слов в течение дня. Нарезаются небольшие прямоугольники из плотной бумаги или картона. На одной стороне записываются слова на иностранном языке, на другой - русский перевод. Слова просматриваются в любую свободную минутку: за завтраком, обедом или ужином, в транспорте, на работе и т.д. Просматривать можно как иностранные слова, так и их перевод на русском. Главное - при просмотре пытаться вспомнить перевод слова или его оригинальное звучание и написание на иностранном языке.

Занятия с карточками можно сделать более эффективными, если проводить его в несколько этапов:

  1. Ознакомление с новыми словами. Проговаривание, поиск ассоциаций, первоначальное запоминание.
  2. Запоминание новых иностранных слов. Восстановление в памяти перевода на русский язык, постоянная перетасовка карточек до тех пор, пока все слова не будут выучены.
  3. Этап, аналогичный предыдущему, но в обратном порядке - работа со словами на русском языке.
  4. Закрепление изученных слов. Максимально быстрое повторение слов с использованием секундомера. Цель данного этапа - узнавание слов без перевода.

Оригинальным вариантом карточного метода является использование стикеров. С их помощью можно изучать названия окружающих предметов и действия, которые можно с ними совершить. Например, на дверь можно наклеить английское "door", а на ее ручку - "push" с той стороны, с которой дверь необходимо толкать, и "pull" со стороны, в которую дверь тянут.

Еще один вариант работы со стикерами - их наклеивание в тех местах, в которых изучающий чаще всего может их видеть. Это может быть место у компьютера (включая экран), зеркало в ванной, кухонные полки и т.д. На стикерах могут быть написаны любые иностранные слова. Главным условием является то, что стикеры должны часто попадаться на глаза.

Использование стикеров наглядно показывает, как запоминать слова иностранного языка с использованием зрительной информации.

Ассоциации

Это очень интересный и простой способ обучения, который подходит даже малышам. Методы лексических или фонетических ассоциаций рассказывают о том, как запоминать иностранные слова, используя созвучные им русские. При этом иностранное и созвучное с ним русское слово должны быть связаны по смыслу. Если такая смысловая связь не прослеживается четко, ее следует придумать самостоятельно.

Например, английское слово palm в переводе на русский язык означает "ладонь" и созвучно с русским "пальма". Для запоминания значения слова palm с помощью ассоциации следует думать о том, что листья пальмы похожи на человеческие ладони с растопыренными пальцами.

Не стоит думать, что для методов ассоциаций существуют исключения. К одному иностранному слову достаточно легко подобрать похожие по звучанию слова на русском языке, другое совершенно ни с чем не созвучно. Однако к любому иностранному слову можно подобрать либо созвучный вариант, либо разделить его на составные части и подыскивать похожее словосочетание в русском языке.

Или же разделить одно составное слово на два, простых уже известных изучающему язык, и с помощью соединения их переводов составить единую ассоциацию. Например, английское слово butterfly (бабочка) легко разделяется на butter (масло) и fly (муха, летать). Таким образом, butterfly легко запоминается с помощью таких ассоциаций, как "муха на масле" или "масло летает".

Методы ассоциаций описаны во многих трудах профессиональных лингвистов и широко применяются в практике языковых школ. Одни из наиболее интересных трудов и эффективных методов были предложены Игорем Юрьевичем Матюгиным - разработчиком специальной методики, развивающей внимание и память. Чтобы легче понять, как запоминать иностранные слова, И.Ю. Матюгин представил миру книгу, в которой собраны 2500 английских слов с яркими и интересными ассоциациями.

Метод Ярцева

Он лучше всего подойдет тем, кто легче воспринимает информаци визуально. Этот метод не расскажет, как запоминать иностранные слова сотнями в день, но точно поможет значительно расширить словарный запас, закрепив его в долгосрочной памяти.

Суть метода Ярцева заключается в определенном записывании слов. Обычный тетрадный лист разделяется на 3 столбика. В первом пишется слово, во втором - его перевод. Третий столбик предназначен для синонимов и антонимов, а также примеров словосочетаний и фраз, в которых будет присутствовать изучаемое слово.

Приятным моментом использования данной методики является отсутствие зубрежки. Выписанные слова следует время от времени перечитывать, таким образом постепенно закрепляя их в памяти. Но одного чтения будет недостаточно. Слова, помимо списков, должны также встречаться в статьях, фильмах и т.д. Таким образом их необходимо активизировать в памяти.

Методы группировки

Такая методика помогает разобраться, как быстро запоминать иностранные слова. Объединение их в группы может происходить:

  • По смыслу.
  • По грамматическим признакам.

В случае с группировкой по смыслу вместе собираются слова, являющиеся синонимами или антонимами. Целью такой группировки служит максимальное обогащение словарного запаса. Примером может служить такая группа слов, переведенная на любой иностранный язык:

хорошо, прекрасно, замечательно, великолепно, плохо, неважно и т.д.

Вариантов группировки слов по грамматическим признакам может быть очень много. При составлении групп можно опираться на однокоренные слова, на существительные одного рода, на глаголы с определенным окончанием и т.д. Такая группировка помогает не только пополнить словарный запас, но и улучшить понимание основ грамматики языка.

Мнемонические ассоциации

Мнемотехника творчески подходит к вопросу о том, как запоминать иностранные слова и заносить их в долгосрочную память. Согласно данному методу, к каждому иностранному слову необходимо придумать созвучное русское, которое будет ассоциироваться с зарубежным оригиналом. Затем звуковая ассоциация и перевод совмещаются в какой-либо фразе или истории, которые необходимо запомнить. Алгоритм повторения выглядит следующим образом:

  • Иностранное слово.
  • Созвучная ассоциация на русском языке.
  • Фраза или история.
  • Перевод.

В рамках методики алгоритм для каждого слова проговаривается 4 раза в сутки в течение двух дней. Результатом становится исключение из алгоритма стадий "ассоциация" и "история, фраза" и перемещение пары "иностранное слово - перевод" в участок мозга, отвечающий за долгосрочную память.

Первоначально в нее попадает история, перевод же задерживается в быстрой памяти всего на 30 минут. В дальнейшем при одном взгляде на слово в памяти всплывет звуковая ассоциация, с ней вспомнится фраза, а затем из фразы извлекается перевод. Алгоритм будет работать и в обратном направлении: перевод помогает мозгу вспомнить фразу, а из нее или истории извлекается звуковая аналогия, которая напоминает об исходном иностранном слове. Таким образом, методика мнемонических ассоциаций показывает, как эффективно запоминать иностранные слова, оставляя их в памяти на длительный срок.

В качестве примера можно привести английское слово puddle, в переводе на русский язык означающее "лужа". Звуковой ассоциацией для него будет русское "падал", а в качестве фразы подойдет: "Никита много раз падал в лужу". Алгоритм повторения слова будет выглядеть следующим образом:

  • Puddle (исходное иностранное слово).
  • Падал (звуковая ассоциация).
  • Никита много раз падал в лужу (фраза или история, содержащая созвучную ассоциацию и перевод).
  • Лужа (перевод).

Используя метод мнемонических ассоциаций, чтобы легко запомнить иностранные слова, не обязательно придумывать созвучия и примеры фраз самостоятельно. В настоящее время существует большое число информационных ресурсов, предлагающих уже готовые алгоритмы для запоминания иностранных слов и словосочетаний.

Интервальные повторения

Метод интервальных повторений также предлагает изучать иностранные слова с помощью карточек. Главное его отличие от карточного метода состоит в предложении того, как запоминать иностранные слова. Метод интервальных повторений предполагает, что слова на карточках будут просматриваться и проговариваться через определенные промежутки времени. Благодаря такому алгоритму повторений изучаемые иностранные слова будут закрепляться в отделе долгосрочной памяти мозга. Но без отсутствия повторения мозг "удалит" лишнюю (по его мнению) информацию.

Метод интервальных повторений не всегда бывает полезным и уместным. Например, при изучении часто употребляемых слов (дни недели, частые действия и т.д.), которые постоянно на слуху и регулярно употребляются в речи, повторение слов станет естественным процессом - они будут часто встречаться в разговорах, при чтении и просмотре видео.

Прослушивание

Данный метод станет идеальным вариантом для любителей прослушивать музыку или любую информацию. В его основе - прослушивание иностранных слов, обязательно произносимых правильно, а также их повторение. В качестве материалов могут служить как специальные учебные аудиозаписи, так и разнообразные видео с детальным разбором слов, фраз и предложений.

Чтение

При решении вопроса о том, как запоминать иностранные слова, книги, статьи и другие печатные материалы на изучаемом языке могут оказать значительную помощь. Изучение слов во время чтения текстов на иностранном языке уместно в том случае, когда человек, изучающий язык, знает уже около 2-3 тысяч слов. Именно с наличием такого словарного запаса приходит понимание несложных текстов.

Оптимальным вариантом запоминания благодаря чтению будет выписывание неизвестных слов из текстов. При этом не нужно выписывать подряд все непонятные фразы. Внимание следует уделить лишь тем, без которых невозможно понять общий смысл предложений. Наверняка они пригодятся при дальнейшем использовании иностранного языка. Такое запоминание будет проходить намного эффективнее, так как новая информация "добывается" из контекста, образуя в памяти более яркие и выраженные ассоциации.

Количество выписываемых слов также должно быть ограниченным. Для пополнения словарного запаса без отрыва от чтения достаточно выписывать их всего несколько штук с одной прочитанной страницы.

При желании можно обойтись и без выписывания, так как словарный запас пополняется даже в процессе непрерывного чтения. Но заучивание слов и закрепление их в долгосрочной памяти в таком случае происходит намного медленнее.

Просмотр видео

Заучивание новых слов по видео также требует от изучающего определенных знаний языка. В противном случае будет достаточно сложно понять, какое иностранное слово, еще неизвестное изучающему, было произнесено. Просмотр видео на иностранном языке позволяет достигнуть сразу двух результатов: расширить словарный запас и улучшить навык понимания устной речи на слух.

Самый простой подход в данной методике - просмотр видео без отвлечения на выписывание неизвестных слов. Но максимально положительный результат будет достигнут только в том случае, если во время просмотра останавливать фильм, делать заметки и разбирать новые для изучающего язык слова и фразы.

Нужно признать, что для саморазвития и карьерного роста в современном мире без знания иностранного языка никак не обойтись. Разумеется, для его освоения нужно запоминать много незнакомых слов, будь то английский, французский, немецкий, китайский, хинди, суахили, хауса или кечуа. Попытаемся выяснить, как правильно и продуктивно работать над лексикой. Что советует гуру виртуального пространства Google ? Разобраться в этом нам поможет тренер-методист по развитию образной памяти Татьяна Николаевна Мазина.

Отношения с иностранными языками, безусловно, у всех складывались по-разному. Есть билингвы, чей мозг устроен таким волшебным образом, что запоминание слов не составляет для них большого труда. Существуют те, кто с самого детства имел возможность коммуникации в языковой среде. Некоторым из нас довелось учиться у талантливых педагогов.

Кому-то крупно не повезло со школы, когда не было никакой мотивации, уроки казались скучными и порой превращались в пытку, а брошенный тебе мяч, полёт которого сопровождался застающим врасплох вопросом, и подавно развил стойкое чувство неприязни ко всем иностранным языкам без исключения. У каждого из нас своя история радости и разочарований, побед и поражений в изучении английского, немецкого, французского. Оставив вдалеке боль и горечь предшествующего негативного опыта, как люди, которые в сознательном возрасте решили взяться за освоение языка основательно, остановимся на некоторых полезных приёмах.

Карточки

Довольно стандартный способ изучения любых иностранных слов, актуально и для иероглифики. На лицевой стороне нужно написать само слово, а на оборотной транскрипцию и перевод. Работа с карточками должна производиться регулярно, иначе положительных результатов придётся ждать очень долго. Важно! Карточки необходимо изготавливать самостоятельно. Возможно, если купить их в магазине, они будут красивее и с весёлыми картинками. Однако на процессе запоминания благотворно сказывается собственный усердный труд над их созданием.

Стикеры

Прикрепить бирки или стикеры к окружающим вас предметам. Хотя при таком подходе будет задействована только зрительная память и диапазон предметов ограничен, усвоить нужные слова такой способ позволит.

Картинки

Известно, что картинки с подписанными словами помогают освоить новую лексику. Когда слова соотносятся с конкретным предметом, нам не приходится прибегать к переводу на наш родной язык. Так у нас формируется определённый образ. И более того, нет никаких сложностей с необходимыми материалами. Сегодня в нашем распоряжении есть множество словарей с картинками по различным тематикам.

Написание

Нельзя забывать, что при освоении языка научиться писать так же важно, как говорить, читать и воспринимать речь на слух. Что же делать в этом случае? Если хочешь правильно писать – пиши , прописывай и переписывай . Лучшей альтернативы строчкам из слов пока не придумали.

Несколько упростить запоминание помогает построение синонимических рядов или же заучивание антонимов. Неплохим подспорьем может стать упражнение на словообразование, когда мы прибавляем к слову всевозможные префиксы и постфиксы.

Мнемотехника

Довольно простой и эффективный способ для запоминания. За словом закрепляется какой-либо визуальный образ . Говорят, чем более нестандартна ваша ассоциация, тем лучше новая лексическая единица запомнится. Без такого способа очень сложно справиться с иероглификой. Тем, кто изучает японский язык, в этом помогает «Путь бесхвостой птички». И обязательно повторять! Иначе ассоциация не закрепится в памяти.

Контекст и только контекст!

Существует и другой подход. Не запоминать слова самостоятельно, а осваивать их в контексте. С заучиваемым словом важно поработать, составив с ним несколько предложений. Необходимо произнести построенные фразы вслух несколько раз. Это поможет не только лучше запомнить значение слова, но и прочувствовать языковую ситуацию, в которой его применение будет наиболее уместным. К тому же такой несложный приём способствует улучшению разговорных навыков и грамматики.

Пословицы, скороговорки, стихи и песни

Не стоит забывать о таких полезных вещах, как скороговорки и пословицы . Это очень неплохой способ для того, чтобы выучить новые слова.

Попробуйте несколько раз бегло произнести: «You cuss, I cuss, we all cuss, for asparagus!» или «Seven slick slimey snakes slowly sliding southward» . Пока вы будете оттачивать произношение скороговорок, при этом добросовестно работая над скоростью, слова запомнятся сами собой. Только не забудьте их перевести.

Для этих же целей можно использовать стихотворения . Вспомним замечательный стишок на английском «The house that Jack built» . С таким количеством повторений волей-неволей новые слова запомнятся.

Сюда же можно отнести песни . Особенно несложные. На уровне дошкольного и начального образования такой способ запоминания применяется довольно часто. Почему бы им не пользоваться и сейчас? Тогда изучение языка будет гораздо меньше обременять. И вы сможете понять, что от процесса обучения тоже можно получать удовольствие.

Игры

Нельзя списывать со счетов пользу игр. Взрослому человеку это помогает не меньше, чем ребёнку. Игра в слова, «сломанный телефон» , «виселица» (Hangman), разгадывание кроссвордов – довольно неплохие способы. Активные игры лучше всего помогают, когда вы занимаетесь в группе.

Не игнорируем технический прогресс!

Для запоминания новых слов существует великое множество приложений! В свободную минутку или во время поездки в транспорте можно быстренько повторить слова по карточкам и пройти небольшой тест, чтобы понять, какие из новых слов вы уже освоили, а над какими ещё нужно поработать. К таким приложениям относится Anki . Оно всегда напомнит, что пора немного поработать над словами. Есть версии как для Android , так и для iOS . И, что немаловажно, карточки в Anki можно создавать самому, поэтому оно может применяться для изучения разных языков, а также добавлять картинки для наглядности.

На интервальных повторениях основана и работа приложения Memrise . Слова в нём ещё и озвучиваются. Для некоторых из них есть даже видео. Существуют для Android и iOS .

Есть специальные приложения для запоминания фразовых глаголов , а уж с ними сложностей всегда предостаточно. Например, для Android – это English Idioms and Phrases , а для iOS – English Idioms Illustrated .

Не забывайте про эмоциональный настрой.

Если наполнить слово живой эмоцией , кстати, она не обязательно должна быть положительной, процесс запоминания будет более эффективным. Лексическая единица быстрее перейдёт в ваш активный словарь из пассивного. Главное условие – испытываемое вами чувство должно быть ярким.

Эти нехитрые приёмы помогут упорядочить работу и с наименьшими временными потерями запомнить новую лексику. Так говорит всезнающий Google. И на этом можно было бы в нашем рассказе поставить точку. Но нет. Это ещё не всё. Поскольку мы придерживаемся научного подхода к любому вопросу и не готовы принимать всё на веру, спросим о методиках запоминания нашего эксперта, тренера-методиста по развитию образной памяти тренинговой кампании ЛОВ Татьяну Николаевну Мазину .

Экспертное мнение

Запоминание новых слов – довольно глобальная проблема. Мы учим язык 8 лет, а в итоге говорим и читаем со словарём. Сразу можно сделать несколько критических замечаний относительно представленных советов. Безусловно, вне текста слова учить нельзя. Знание иностранного языка – это не только знание слов, а умение объяснять свои мысли при помощи грамотно выстроенных речевых форм. Поэтому учить иностранные слова необходимо только в контексте. Слово должно быть “живым” . Очень полезный способ – использовать картинки . С их помощью у нас сразу формируется образ. Хотя, конечно, не ко всем словам можно эти картинки подобрать. Визуальные изображения также хорошо помогают и для запоминания правописания, но без проговаривания это будет малоэффективно. Слова должны быть на слуху.

Нужно запомнить четкое правило : при изучении иностранного языка необходимо читать тексты только вслух, проговаривая слова и предложения.

Что же касается ассоциаций в наших учебниках, то эта методика предлагается часто, но обычно некорректно. Ассоциации должны быть необычными. Это верно. Однако существуют определённые законы, которые позволят закрепить за словом ассоциацию. Она обязательно должна соотноситься со смыслом слова.

Скороговорки, песни, стихотворения – всегда хороши, так же, как и игры. Помогает запоминать слова и разгадывание кроссвордов. Ничего плохого в этом нет. Любая работа сверх нормы будет полезна. А вот надписи на предметах из этого списка можно смело исключить. Особого смысла в этом нет. В лучшем случае слова запомнятся только визуально. К тому же обычно их никогда не проговаривают.

Сделаем акцент на трёх принципиально важных моментах, на которые стоит обращать внимание, осваивая язык.

1) Иностранный язык в вашем доме должен звучать как можно чаще. Нужно регулярно читать, слушать музыку, смотреть фильмы с субтитрами. Как можно реже используйте родную речь.

2) Важно читать не менее 1 страницы текста в день вслух. Можно обойтись и без перевода, но незнакомых слов в нём должно быть не более 1/3. На начальном этапе не стоит брать слишком сложные тексты. Если подходить к изучению языка серьёзно, страница должна быть прочитана дважды. Когда человеку во время первого прочтения попадаются незнакомые слова, он сможет обратиться к словарю и прочитать транскрипцию. Часто случаются ситуации, когда мы зрительно запоминанием слово, но не можем произнести его правильно. Второй раз процесс пройдёт более гладко, уже без ошибок.

3) И самое важное примечание. Никогда нельзя запоминать иностранное слово, а потом его русский перевод. Нужно делать как раз обратное. Сначала прочитать русское слово. Потом представить его четкий образ, его конкретное значение. Только после этого можно прочитать иностранное слово и применять какие-то специальные методы по его запоминанию.

И обязательно повторение . Существуют рациональные системы повторения и занесения информации в долговременную память. Важно знать, что самое большое падение информации происходит за первые 12 и 24 часа. Поэтому повторять слова нужно в следующем режиме. Выучили – сразу же повторили. Исправили все ошибки. Затем повторили через 20 минут, 8 часов и через 24 часа. Так новая лексика останется в долгосрочной памяти.

Слова учить важно только по текстам. Слово должно быть работающим. Почему всегда всё нужно произносить вслух? Сразу усиливается наша восприимчивость. Память начинает работать сразу по 3 каналам: вижу, слышу, говорю. Так мы учимся воспринимать язык на слух и говорить одновременно. Готовим речевой аппарат, чтобы он использовался с лёгкостью. Постепенно мы начинаем лучше понимать психологию, правила и логику построения фраз, привыкать, как слова располагаются по форме предложения, в каком порядке».

Что ж, большая часть Google-советов оказалась полезной. Но обратим внимание, что всё-таки это дополнительные способы запоминания, которые должны ложиться на довольно чёткую методику. Взявшись за освоение иностранного языка, нужно грамотно осуществлять систематическую работу . Наш эксперт поведала нам, как построить правильную базу. Всё остальное – дополнительные средства. Когда мы изучаем иностранный язык, запоминание новых слов происходит постоянно: во время чтения, аудирования, при написании писем и эссе.

Учите новые слова весело! Обязательно пробуйте разные техники запоминания, находите свою и комбинируйте их. Тогда прогресс не заставит себя долго ждать. И помните главную рекомендацию нашего эксперта: «Речь на изучаемом языке должна звучать ежедневно!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .