Краткие причастия упражнения. Причастный и деепричастный обороты(тренировочнные упражнения)

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие - страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.- Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.- Большая работа, . . . юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.- Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.- Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,- Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,- двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагружённый) для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.


Упражнение 1 .

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Причастие"

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А ) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А ) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А ) закрутить - закрутивший

Б) решать - решенный

В) возвращаться - возвращающийся

Г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А ) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А ) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Образование и правописание причастий

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Образование и правописание причастий
Рубрика (тематическая категория) Литература

Упражнение 86. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться, клеить, любить, знать, читать.

Упражнение 87. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей.

Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принœести, согреть, сжечь, привести, победить.

Упражнение 88. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Высказать, делить, предлагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.

Упражнение 89. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов (см. комментарий в конце упражнения).

Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посœеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть, к примеру: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный.

Суффикс -енн- (-ённ-) -у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, к примеру: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый.

Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (к примеру: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, в случае если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (к примеру: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, к примеру: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный.

Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый.

Упражнение 90. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

1. Студенческий драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист, ... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа͵ ... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, ... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. - Облака, ... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

Упражнение 91. По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования какой-либо формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.

Глагол Причастия
неопре- делённая форма пере- Вид действительные страдательные
ходн. наст. прошед. наст. прошед.
или вр. вр. вр. вр.
непере -
ходн.
читать пере- несов. читающий читавший читаемый читанный
ходн.
любить пере- несов. любящий любивший любимый -
ходн.
прочитать пере- сов. - прочитав- - прочитан-
ходн. ший ный
подойти непере-
ходн. сов. - подошед-
ший - -

Упражнение 92. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределœенную форму того глагола, от которого оно образовано.

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в данном нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел... ны неприятелœем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстрелœе...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всœех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните.

1. Организовать - организованн ый - организован - организован а - организован о - организован ы; основать, обосновать, остановить.

2. Внести - внесённ ый - внесён - внесен а - внесен о - внесен ы; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3. Возложить - возложенн ый - возложен - возложен а - возложен о - возложен ы; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.

Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.

Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна.

Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован-

школы была организована и на и организованна.

в данном году.

Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког-

ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной.

Упражнение 96. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принœесённый мною тебе вчера.

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ строится напротив нашего дома. 6. В здании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.

Правописание суффиксов наречий и -о

Упражнение 97. Перепишите предложения, вставляя попущенные буквы. Объясните правописание наречий.

1. Налев... был угрюмый лес, направ... Енисей (Н.). 2. На Белом море издавн... живет русское населœение. 3. Самгин искос... взглянул на жену (М.Г.). 4. Изредк... ударяет Кузьма правым веслом и не дает плоту сбиться с русла (Сераф.). 5. Снов... тучи нужно мною собралися в вышинœе (П.). 6. Обстоятельства разлучили их нужнолᴦ... (П.). 7. У Кати для раздумья времени было досыт... (А.Н.Т.). 8. Нева точно спала; изредк..., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит (Гонч.). 9. Публика горяч... аплодировала певцу. 10. Докладчик говорил очень общ... . 11. Он отпил из стакана холодного дочерн... настоянного чая.

Упражнение 98. В соответствии с образцом к данным словам и словосочетаниям в правой колонке подберите синонимичные наречия из тех, что приведены в левой колонке. Запомните их написание.

Образец: очень просто - запросто.

I. Очень просто, высокомерно, II. Заново, запросто, издавна,

необдуманно, тихонько, исподлобья, исподтишка,

с давних пор, спросонья, свысока,

недружелюбно (смотреть), сплеча, сгоряча,

не выспавшись. сызнова.

Образование и правописание причастий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование и правописание причастий" 2017, 2018.

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9 ) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие - страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.- Артист, . . . школьным дра­матическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участ­нику спектакля (руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.- Большая работа, . . . юн­натами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделав­ший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.- Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.- Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,- Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множествен­ного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных гла­голов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактиро­вать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изоб­ражать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, из­менять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действи­тельные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлю­щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водо­падом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось блед­ностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,- двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, сту­паем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвав­шись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружаю­щий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюп­ка, (нагружённый) для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 9. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких исполь­зуйте формы всех родов и множественного числа), запишите и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударение; н и нн в причастиях под­черкните.

    Организовать - организованный - организован - организована - организовано - организованы; основать, приковать, из­жевать.

    Внести - внесённый - внесён - внесена - внесено - вне­сены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просве­тить, посвятить, решить.

    Возложить - возложенный - возложен - возложена - воз­ложено - возложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть.

Упражнение 10. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распро­странённые определения. Место их до или после определяемого слова выбе­рите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака ( розовеющий от заката). 4) Откуда-то справа доно­сились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 5) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6) Пастух под­ходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Границы причастного оборота определяются при помощи вопросов от причастия к зависимым словам.

Пример. В передней за столом , покрытым закапанной чернилами клеенкой , сидела девочка лет десяти, смотрела в раскрытую книгу и беззвучно плакала. (С. Никитин)

Столом (каким?) , покрытым закапанной чернилами клеенкой.

^

Знаки препинания при причастном обороте

Х, / /, …

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то на письме он выделяется запятыми.

Пример. ^ Мимо, по тракту, шли и шли машины , / груженные хлебом /. (В. Шукшин).
/ / Х.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится.

Пример. / Натруженные за день / руки аккуратно, неторопливо носили из общей большой чашки наваристую похлебку. (В. Шукшин).
/ причина / , Х.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом и имеет причинный оттенок (отвечает на вопрос почему? по какой причине? ), то он отделяется запятой.

Пример. Зимой, / засыпанные снегом и окруженные со всех сторон лесом / , пинежские деревни мало чем отличаются друг от друга. (Ф. Абрамов).
Причастный оборот отделяется запятыми, если он оторван от определяемого слова другими членами предложения (так называемая дистантная позиция).

Пример. ^ Вообще с приездом дачников жизнь в поселке приободряется и, / словно подхлестнутая допингом /, становится безалаберно шумной, суетливой, праздно-веселой. (Б. Зубавин)/
^ Упражнение № 30. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите границы причастных оборотов.

1. Воронов постояв и отдышавшись ступил в лес где дорога выстланная листвой уже не была такой трудной. (С. Никитин). 2. Несколько дней неистово бушевавшие в городе пожары понемногу стихли. (Ю. Бондарев). 3. Вверху нечто безобразно огромное сорвавшееся с цепей бесновалось рыдало выло… (В. Шукшин). 4. Мы ехали не быстро, верхом на лошадях взятых из конного резерва милиции. (П. Нилин). 5. Я вспоминал, как нависали над нами эти скалы, гладкие, как будто их полировали льдистым снегом покрытые. (Г. Владимов). 6. Это была большая комната увешанная разноцветными флажками и гирляндами которые мы сами вырезали и клеили. (А. Рекемчук). 7. Лесная дорога была еще сыровата с весны еще часто попадались в ее колеях тяжелые лужи укрытые зеленой плесенью еще скользили ноги на розоватой глине на осклизлом еловом корне мускулисто вцепившемся в дорогу. (Г. Семенов). 8. Черный фокинский взгляд как-то вразброд гулявший до этого по залитому солнцем кабинету прилип к Егоршиному лицу. (Ф. Абрамов). 9. На приход чужих людей не обратила внимания и девушка лет восемнадцати читавшая книгу. (В. Сапожников). 10. У ног темнилась наискось срезанная козырьком крыши тень. (Г. Коновалов). 11. У нее действительно был необыкновенный слух, сквозь толстую стену и шум бьющей из крана воды она услышала их разговор. (Ю. Нагибин). 12. Прелестна Ока в этих местах, прелестны ее мягкие плесы, мягкие холмы кругом, леса подходящие к самой воде сочно-зеленые берега, и бронза сосновых стволов, и беспрестанно открывающиеся новые и новые дали. (Ю. Казаков).
^ Упражнение № 31. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите графически границы причастных оборотов.

1. Эти веществе…ые доказательства попавшие в наши руки говорили о многом. 2. Во-вторых, оружие оставле…ное бандитами в Уяне выгляд…ло совершенно новым. 3. На втором этаже, в светлом коридоре, прогуливалось уже много приглаше…ых мужчин и женщин. 4. Потом всех пригласили в зал, в тот самый зал, где в обычные дни за тесно составле…ыми столами сидят милицейские служащие стучат машинки приклад…ваются печати толпятся посетители. 5. Он, видимо, хотел, сказать этим беспризорным мальчишкам стеснивш..мся в углу чтобы они отдали сумку. 6. Венька сейчас увлече…ый игрой никого не замечает вокруг себя. 7. Большие электрические лампочки свисавшие с потолка в центре дли…ого зала гасли одна за другой. 8. Он подошел к раю плота и стал смотреть на реку на бело-синий пыхтящий пароход тянущий за собой против бурного течения две баржи с верхом груже…ые мешками и бочками. 9. И под нами закачались на волнах притянутые к берегу стальными канатами плоты. 10. По коридору этому по толстым дорожкам поглощавш…м шум шагов мы сами ходили с опаской проникнутые уважением к выдающейся личности нашего начальника и к собстве…ым немаловажным занятиям. 11. Механик уже облаче…ый в шоколадного цвета кожа…ое пальто застегнул на подбородке две пуговицы от кожа…ого же шлема натянул только что выда…ые рукавицы с дли…ыми отворотами нажал ногой на рубчатую педаль передвинул рычаг с костя…ым набалдашником. 12. Позади нас остались чуть вид…мые теперь огоньки. 13. Мы вышли на освеже…ую дождем улицу пахнувшую омытой листвой и взрытой землей. 14. Мы едем дальше по широким просекам переплете…ым толстыми корнями елей и всю дорогу разговариваем о кедровых шишках и о подлом поведении кедровок бандитствующих в кедровых лесах. 15. Возле управления уже толпился народ услыш…вший о поимке неуловимого Воронцова.

(П.Ф. Нилин).
Упражнение № 32. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1. Кусочек вечерней синевы почти уже растворе…ой предчу…ствием утра еще чуть держался в угольчатой выемке на горизонте. (В. Астафьев). 2. Расслабле…ый теплом охотник ра…жался весь, ра…кинулся, доглядывая последний сон. (В. Астафьев). 3. Дымка совсем уже отощавшая как ни старался напих…вать ее Арканя хлебом и тушенкой совсем и…бегавшаяся на охоте уже задевавшая отвисшим пузом снег поскучнела и собралась щениться. (А. Скалон). 4. Целиком занятый решением этой волну…щей загадки в своей судьбе Ваганов прошел в кабинет сразу достал несколько листов бумаги пр…готов…лся писать письмо. (В. Шукшин). 5. Ваганов просмотрел пока «бумаги» обвиня…щие Попова. (В. Шукшин). 6. Чуткие натуры плене…ые старыми обычаями любви стыдятся нежнейших своих дум, едва выйдут за ворота и столкнутся с внешней обыкнове…остью быта. (В. Лихоносов). 7. Ока. Тихая пут…водительница всех пережившая отдавшая в и…гибистые рукава воды прежние и влекущая воды свежие. (В. Лихоносов). 8. Кусты с обеих сторон сильно наклонившиеся под тяжестью (не)давнего снега который потом раста…л касались наших лиц и рук. (Ю. Казаков). 9. Земля согретая солнцем не успела еще остыть, и ее теплые и…парения обмет…вали реку прозрачным туманом. (Г. Семенов). 10. В гардеробном закутке навалом лежат пальто и шапки (не)уместившиеся на вешалках. (Г. Семенов). 11. Когда Лукашин подошел к людям склонивш…мся над Настей он с ужасом почу…ствовал запах горелого мяса. (Ф. Абрамов). 12. Подавле…ые потрясе…ые случивш…мся они сидели на старой валежине и молчали. (Ф. Абрамов). 13. Молодые актеры часто приходившие после спектакля с удовольствием накид…вались на телятину и бледно-розовую лососину. (А. Рыбаков). 14. Руки измаза…ые масля…ой краской торчали из рукавов, как птичьи лапы. (К. Паустовский). 15. Антиквар-эксперт присла…ый вместе с милицией только губами пр…чмокивал на богатства старика Есакова, а тот жарил себе яичницу-глазунью, в первый раз в жизни не скупясь на мосло, и злобно утверждал, что все эти вещи у него случайно сложе…ы и ему не пр…надлежат. (Ю. Герман).

^ ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, другого признака, предмета и отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? как? и др.

Пример: бежать (как?) быстро (признак действия), очень (в какой степени?) быстро, макароны (какие?) по-флотски (признак предмета).
мягкий знак: настежь, прочь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
На конце наречий после шипящих пишется под ударением О , без ударения Е:






хорошо ,

свежо ,

убеждающе ,

исчерпывающе

Исключение: ЕЩЁ .
Упражнение № 33. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Ударить наотмаш..., броситься проч..., ожидание стало невтерпеж..., пустились вскач..., лежать навзнич..., уж... полночь близится, сплош... пошли сорняки, ждать урочного часа невмоч..., докладывать слишком общ..., произносить слова певуч..., защищать блестящ..., звучать торжествующ..., спорить горяч..., попробовать ещ... раз, стало свеж..., смотреть осуждающ... .
ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется А : из давн а , до красн а , с прав а .

В наречиях, образованных от кратких прилагательных, с приставками В-, НА-, ЗА- на конце пишется О : в лев о , на прав о , за мертв о .

! Чтобы избежать подобных ошибок, в качестве подстановки используйте слово «окно».

Примеры: изредк а - из окн а , докрасн а - до окн а , слев а - с окн а ;

вправо - в окно , налево - на окно , засветло - за окно .

Упражнение № 34. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Повернуть направ…; посмотреть искос…; накалить докрасн…; переписать набел…; отмыть добел…; собираться задолг…; сначал… подумать; уйти засветл…; повторить снов…; прыгнуть влев…; упасть замертв…; заходить изредк…
В отрицательных наречиях с приставками НЕ-, НИ- под ударением пишется НЕ- , без ударения - НИ- :





не когда

не куда

не где




ни когда

ни куда

ни где

Упражнение № 35. Перепишите, раскрывая скобки.

Ему все (не, ни)почем; (не, ни)чуть не волновалась; известий (не, ни)откуда не поступало; помощи ждать (не, ни)откуда; идти в (не, ни)куда; (не, ни)куда идти; спрятаться (не, ни)где; (не, ни)где не был; ей постоянно (не, ни)когда; (не, ни)когда не стоит отчаиваться.
Правописание Н – НН в наречиях
В наречиях пишется столько Н , сколько Н в словах, от которых они образованы: зако нн о - зако нн ый, вниматель н о - вниматель н ый.
Упражнение № 36. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

Поступить необдума(н, нн)о, слушать сосредоточе(н, нн)о, сделать искус(н, нн)о, ответить сдерж(н, нн)о, беше(н, нн)о вертелся, смотреть рассея(н, нн)о по сторонам, искусстве(н, нн)о затягиваемое решение, облегче(н, нн)о вздохнуть, буй(н, нн)о разрослись.
^ СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Слитное и раздельное написание наречий вызывает наибольшее затруднение при изучении грамматики. Поэтому после основных правил различения написаний особое внимание надо обратить на списки наречий и наречных выражений, помещенных в данном пособии.
^ НАРЕЧИЯ ПИШУТСЯ СЛИТНО:


  1. если они образованы при помощи приставок В-, НА-, ЗА- и суффикса -УЮ : врукопашную, наудалую, зачастую.
Исключения: на боковую, на мировую, на попятную, в открытую;

  1. если они представляют собой сложные слова с начальным корнем ПОЛ : вполглаза, вполнакала, вполоборота, вполпути;

  2. если в их составе есть формы, вышедшие из употребления в современном русском литературном языке: восвояси, впотьмах, втихомолку, натощак, невдомек, спросонок;

  3. если наречия образованы при помощи приставок ^ В-, НА- с собирательными числительными: вчетвером, натрое, вдвойне. Обратите внимание : по двое, по трое - пишется раздельно;

  4. если они имеют корни верх - низ, перед - зад, высь - даль, глубь - ширь, начало - век : наверх, донизу, спереди, позади, ввысь, вдаль, вглубь, вширь, сначала, навеки. Внимание! При наличии пояснения указанные слова являются существительными с предлогами и пишутся раздельно: в ширь полей, во веки веков, в высь заоблачную.

^ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО НАРЕЧНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ:


  1. если они представляют собой сочетания существительных с предлогами БЕЗ, ДО, НА, С : без оглядки, без умолку, до зарезу, до отказа, на весу, на диво, с маху, с разгона;

  2. если они представляют собой сочетание предлога В с существительными, начинающимися с гласной буквы: в обмен, в обнимку, в охапку;

  3. если они представляют собой сочетания существительных с предлогами, при существительное сохранило хотя бы две падежные формы: на карачки - на карачках, за границу - за границей - из-за границы, под мышки - под мышками - из-под мышек, на цыпочки - на цыпочках, под спуд - под спудом;

  4. если между сочетанием существительного с предлогом можно вставить определение: принести туфли в (повторную) растяжку, НО произносить слова врастяжку; теперь они поверили в (близкий) конец, НО измучились вконец.

^ СПИСОК НАРЕЧИЙ СО СЛИТНЫМ НАПИСАНИЕМ


вблизи

вполголоса

врукопашную

навылет

вбок

вполнакала

вряд ли

навырез

вброд

вполоборота

вскачь

навытяжку

ввек

вполпути

вслед

наголову

вдобавок

вполсилы

вслепую

назло

вдогонку

впоследствии

всмятку

наизнанку

взаймы

впотьмах

втемную

напоказ

взамен

вправду

втихомолку

наудалую

взатяжку

вправе

второпях

наудачу

вконец

вприглядку

въявь

некстати

вкрутую

вприкуску

доныне

подчистую

влет

вприпрыжку

дотла

поистине

вмиг

вприсядку

зазря

поодиночке

вовеки

впрок

замужем

поочередно

вовсе

впросонках

запанибрата

поутру

вовсю

враз

зачастую

смолоду

воедино

вразбивку

исподволь

снаружи

воистину

вразброд

исподлобья

сплеча

вообще

вразброс

исподтишка

спозаранку

вперевалку

вразвалку

кстати

спросонок

вперегонки

вразнобой

набекрень

сроду

вперемежку

вразнос

навеки

сызмальства

вперемешку

вразрез

навеселе

сызнова

вплавь

врассыпную

навечно

тотчас

вповалку

врастяжку

навыкате

чересчур

^ СПИСОК НАРЕЧНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ С РАЗДЕЛЬНЫМ НАПИСАНИЕМ


без ведома

в отместку

за границу

под вечер

без запроса

в охапку

за полночь

под гору

без оглядки

в противовес

на бегу

по дешевке

без отказа

в рассрочку

на весу

под конец

без просыпу

в розницу

на глаз

под мышки

без спросу

в ряд

на время

под мышкой

без толку

в сердцах

на грех

под стать

без удержу

в складчину

на диво

по одному

без умолку

в срок

на износ

по очереди

без устали

в сторону

на лету

про себя

бок о бок

в струнку

на миг

с боку на бок

в виде

в тупик

на отлете

с ведома

в головах

в упор

на ощупь

с виду

в добавление

в обрез

на плаву

с глазу на глаз

в заключение

в обтяжку

на память

слово в слово

в конце концов

в общем

на руку

с маху

в меру

во всеоружии

на скаку

с налета

в насмешку

во всеуслышание

на славу

с наскока

в ногу

до востребования

на смех

со всем тем

в обмен

до отвала

на ходу

с разбегу

в обнимку

до отказа

не в меру

с разгона

в одиночку

до свидания

не за что

с размаху

во избежание

до сих пор

не с руки

с ходу

во сто крат

до смерти

нога в ногу

с часу на час

в открытую

до упаду

один на один

час от часу

Упражнение № 37. Перепишите предложения, раскрывая скобки. В случае затруднения обращайтесь к спискам наречий и наречных выражений.

1. «Да нет такой проблемы!» - (с)плеча рубанул кандидат. 2. Венина мечта - когда-нибудь надеть кожанку и пройтись в выходной день по селу в ней (на)распашку - отодвинулась далеко. 3. Та некая растерянность, какую он уловил в глазах представительного мужчины, (в)миг вселила в него какую-то нахальную уверенность. 4. Он немного подождал в надежде, что женщина проговорится (в)сердцах: «Какой-то идиот, который отделывал твой кабинет», и писатель, может быть, выйдет сам. 5. Так бы вот встал (на)четвереньки и зарычал, и залаял, о головой бы замотал. 6. Тимофей со злости подумал: «Она красивой-то и не была (с)роду». 7. Мать (в)конец измучилась с ним и махнула рукой. 8. Он вскинул красивую голову, (в)упор посмотрел на женщину, улыбнулся. 9. (В)близи увидел, как полыхают темные глаза его обидой и гневом. 10. Стал на припечек, нашел (в)потьмах голову матери, погладил по жидким темным волосам. 11. «В чем дело?» - спросил (в)слух Спирька. 12. Вера недоверчиво посмотрела на Спирьку; (в)прочем, Спирька и не старался особенно-то казаться правдивым. 13. Была у него такая скамеечка со столиком, аккуратная такая скамеечка, он удобно устраивался - нога (на)ногу, закуривал и, поблескивая повлажневшими глазами, ждал кого-нибудь. 14. Когда (в)верху вспыхивало, все на земле - скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, - все как будто (на)миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все... 15. - Обормоты, - говорил он (на)ходу. - Не были же, не были - и в глаза врут стоят. 16. Но прошло время, год прошел, и старику и (в)прямь стало (не)(в)моготу. 17. И вот этот-то человек выскочил (за)полночь из дома и дважды саданул из ружья в небо. 18. - (К)стати, - по-доброму оживился участковый, - а чего вы-то салютовать кинулись? 19. Роман заставлял сына учить (в)слух, даже задачки Валерка решал (в)слух. 20. Если каждый будет (по)охапке (под)бок себе дергать, мне и коровенку докормить нечем будет. 21. Собака залает (с)дуру, и замолкнет - мороз. 22. Если мне кто-нибудь в этом великолепном соревновании сделает бяку (в)виде подножки, я поднимусь и дам по морде. 23. Анатолий пошел (в)развалочку по бережку. От шоссе до дома шел не торопясь; на руке, (на)отлете, этажерочка, на голове шляпа. (По В.М. Шукшину ).
^ ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Наречия пишутся через дефис:


  1. если они образованы от прилагательных и местоимений при помощи приставки ПО- и суффиксов -ОМУ- , -ЕМУ- , -КИ- , -ЬИ- : по- нов ому , по- прежн ему , по- тво ему , по- немец ки , по- собач ьи ;

  2. если они образованы от числительных при помощи приставок В- (ВО- ) и суффиксов -ЫХ- , -ИХ- : во- перв ых , в- треть их .