Как понять что человек ответственный. Нет никакого смысла притворяться, потому что любая ложь будет рано или поздно раскрыта. Лучше обучить свой разум пребывать в мире радостного удивления жизнью во всех ее проявлениях. У вас есть уникальная возможность з

Полное руководство по чувству ответственности: что такое ответственность, что значит — быть ответственным человеком, почему быть ответственным важно, как стать более ответственным человеком? Как избежать чувства вины и тревожности из-за чрезмерной или гиперответственности? Узнайте разницу между ответственностью и чувством вины. Также в этой статье мы расскажем вам о том, что такое социальная ответственность.

Ответственность: полное руководство

Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое ответственность и безответственность? Что мы подразумеваем под ответственностью? Если вы начнёте об этом думать, наверняка перед вашими глазами всплывут картины из детства. Дети, решая, будут ли они слушаться родителей или нет, и особенно если они хотят «бросить вызов авторитетам» (маме и папе), могут услышать в ответ: «Ты должен быть ответственным».

Если вы спросите ребёнка, что значит быть ответственным, он ответит вам что-то вроде «делать всё хорошо», «слушаться маму и папу», «выполнять домашние задания». Взрослые используют этот термин — «ответственность» — чтобы дети поняли и приняли, что следует вести себя хорошо и выполнять то, что им говорят родители.

Как вы думаете, ответственность — это чуть больше, чем обязательства? Что приходит вам в голову, когда мы говорим об ответственности?

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного CogniFit

Что такое ответственность? Определение

Если мы обратимся к этимологии слова «ответственность», то увидим, что оно происходит совсем не от «обязательства». Русское слово «ответственность» происходит от «ответ, решение»; в европейских языках также — от слова «обещание».

Стать ответственным человеком означает научиться осознанно принимать решения, применять модели поведения, позволяющие вам стать лучше или помочь стать лучше другим. И что самое важное, ответственный человек понимает и принимает последствия своих собственных действий и решений.

В словаре испанского языка RAE Королевской академии испанского языка ответственность определяется как «существующая способность любого активного субъекта права признавать и принимать последствия осуществлённого добровольного действия» .

В этом определении особо подчёркивается необходимость принятия человеком ответственности за возможные негативные последствия своих действий.

Быть ответственным: что нам это даёт?

Ответственность очень полезна, недаром говорят, что «человек ответственный есть человек свободный». Чувство ответственности может помочь вам достичь своих целей в любой жизненной сфере. Ответственность позволяет вам создавать собственные ценности и взять бразды правления своей жизнью в свои руки. Ответственность помогает:

  • Быть более честными и порядочными: Когда мы склонны говорить правду и выполнять свои обещания, окружающие люди верят нам, считая честными и порядочными людьми.
  • Быть более самостоятельными: Принятие последствий наших действий поможет нам лучше принимать решения.
  • Пользоваться большим доверием: Люди больше доверяют ответственному человеку. Но что ещё более важно, мы начинаем больше доверять самому себе. Мы чувствуем себя лучше, если делаем что-то правильно. И даже в случае ошибки мы удовлетворены, поскольку знаем, что в той или иной ситуации сделали всё возможное.

Ответственность как ценность

К ответственности приучают с детства. Как в семье, так и школе, в детях необходимо воспитывать ценности.

Конечно, всем хочется, чтобы их партнёр был порядочным и ответственным, дети — умели брать на себя ответственность и не попадать в неприятные истории, чтобы родители и преподаватели были ответственными и берегли детей, специалисты — с ответственностью выполняли свою работу. Почему мы думаем, что человек должен быть ответственным?

Потому что присутствие таких людей рядом даёт нам чувство уверенности и безопасности. Мы думаем: «да, он ответственный, он всё сделает как надо». Чуство безопасности — одна из базовых потребностей согласно пирамиде Маслоу.

Это одна из причин того, почему в нашем обществе так положительно оценивается ответственность — потому что она даёт нам безопасность, доверие и определённую стабильность.

Как стать более ответственным?

Волшебной формулы того, как стать более ответственным, не существует. Однако «натренировать» и воспитать ответственность можно.

Если вы хотите чего-то достичь, выполнить свои обещания и обязательства, вам необходимы, прежде всего, предрасположенность и . Поскольку вы уже дочитали статью до этого пункта, всё это у вас уже имеется. Я дам вам несколько дополнительных советов и подсказок. Итак, как развить чувство ответственности?

  1. Ставьте цели: Важно понимать зачем вы что-либо делаете. Понимание смысла и направленности действий помогает нам осозанно продолжать справляться с нашими обязанностями. Если вы считаете, что ваша цель слишком долгосрочна, для её достижения ставьте себе маленькие цели. Я рекомендую записывать их. Может быть это прозвучит глупо, но записанные цели становятся реальными. Записывание целей может помочь вам стать более ответственным!
  2. Будьте объективны: Что от меня зависит, а что — нет? Напишите список того, что зависит от вас и что вы можете контролировать. Ваше внимание должно быть направлено на эти аспекты, поскольку вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит.
  3. Сформируйте полезные привычки: Если вам трудно «взять себя в руки», попробуйте организовать свой распорядок дня. Например, запланируйте, что каждый день ровно в течение часа перед просмотром фильма вы будете заниматься. Это поможет вам, кроме того, вы точно будете знать, что занятия займут всего лишь час перед просмотром, например, любимого сериала.
  4. Наградите себя : Тут важны ваши внутренние амбиции. Если вы достигли поставленной цели, почему не признать это? Это ваш момент успеха, похвалите и побалуйте себя!
  5. Будьте искренни сами с собой: Вы ошиблись? Результат зависел только от вас, но вы не справились? Возьмите на себя ответственность, признайте это. Проанализируйте: почему что-то пошло не так, как бы вы могли поступить иначе, чтобы достичь желаемого?
  6. Поделитесь своими планами: Нет-нет, речь не о том, чтобы публично делиться своими планами в соцсетях. Я имею ввиду ваших близких. Лучший друг, мама, брат или сестра. Расскажите им, что вы задумали и как будете это делать. Вы сможете получить поддержку от самых родных и близких людей. Кроме того, вам уже будет неловко свернуть с намеченного пути.
  7. Действуйте: То, за что вы можете взять на себя ответственность, — это ваши действия. Например, убрать в своей комнате, сдать вовремя работу, приготовить обед и т.д. Это конкретное поведение, за обязательство выполнить которое вы можете взять ответственность, однако при этом вы не можете отвечать за последствия. Например, как бы хорошо вы не подготовились к уроку, это не гарантирует вам высшей оценки от преподавателя, а если вы целый день старались и готовили обед, это не означает, что ваша еда обязательно понравится вашим гостям. Это от вас не зависит . Поэтому просто наметьте план действий и задач, которые вы хотите выполнить и обладаете всеми необходимыми для этого ресурсами, и действуйте!

Я не хочу вас обманывать. Чтобы стать ответственным человеком, необходимо время, желание и усилия.

Помните, что постоянство — это ключ к успеху. Сконцентрируйтесь на поставленной цели и у вас всё получится.

Вы можете записывать ваши самые важные цели заглавными буквами, а подцели или мини-цели — обычными буквами чуть ниже. Начинайте постепенно, шаг за шагом беря на себя ответственность за те или иные действия или задачи.

Помните об ответственности за все свои поступки. Если у вас что-то не получилось, не наказывайте себя. Проанализируйте причины, скорректируйте путь, осознайте трудности и начните заново.

Узнайте риск присутствия депрессии с помощью нейропсхиологического

Ответственность и чувство вины

Вина и ответственность — это не одно и тоже. Быть ответственным за что-то не означает быть виноватым. Признайтесь честно, сколько раз вам приходилось оправдываться, произнося «Это не моя вина!» в ситуациях, на которые вы фактически никак не могли повлиять?

Я расскажу вам одну историю, которая, возможно, покажется вам знакомой. Представьте, что рано утром дома вы увидели на телефоне сообщение от своего начальника следующего содержания: «Проект срочно нужно сдать к 13:00. Клиент приедет раньше. Всё должно быть идеально. И не вздумай опоздать, этот клиент очень важен для нашей компании и он ждать не будет».

Всё утро вы в спешке доделываете проект и выходите из дома вовремя, даже с запасом времени, чтобы не опоздать. Вы садитесь на электричку, но поезд постоянно останавливается между станциями и идёт с опозданием. Вы начинаете ругать себя: «Надо было выйти ещё раньше». Вы понимаете, что уже опаздываете где-то на пять минут. Далее вы выходите с платформы и натыкаетесь на какой-то митинг. Улица перекрыта, пройти напрямую просто невозможно, и вы вынуждены изменить маршрут, в результате чего опаздываете ещё на 15 минут, думая: «Ну почему всё это произошло именно сегодня?» Наконец, вы приходите в офис, ждёте лифт… Вы опоздали на 20 минут. «Клиент наверное уже ушёл, начальник меня «убьёт», — думаете вы. И далее ваш диалог с шефом:

  • «Я же говорил, что важно было прийти вовремя! Посмотри на часы! Из-за тебя клиент ушёл просто взбешённым! Это полностью твоя вина!»
  • «Вы считаете, что я специально? Это не моя вина, что поезд сильно опоздал, а из-за манифестации перекрыли половину района.

Давайте разберёмся, что здесь происходит.

Вы сделали всё, что смогли. Проявили понимание, сделали усилие, были заинтересованы в успешном результате. Однако различные внешние факторы не позволили вам вовремя приехать на встречу. Давайте проведём оценку этой истории.

  • Вопрос: какова была ваша реальная ответственность? Ответ: представить клиенту законченный проект в 13:00. Вы справились? Нет.
  • Вопрос: кто ответственен за то, что клиент разозлился? Ответ: только сам клиент, поскольку мы не можем контролировать эмоции других людей. Вы ответственны за это? Нет.

Быть ответственным за что-то и виноватым в чём-то — не одно и тоже. Что подразумевает за собой вина?

  • Добровольное действие: Чтобы кто-то был в чём-то виноват этот человек должен активно стремиться к определённому результату.
  • Этот результат — негативный . Если вы в чём-то виноваты, этот результат несёт негативный контекст.
  • Вина заставляет нас задуматься о причинно-следственных связях. Не всё в этой жизни происходит по схеме «причина-следствие». На ту или иную ситуацию может повлиять множество самых различных факторов, как в рассмотренном выше примере. Более того, даже если нам удастся как-то повлиять на эти факторы, это вовсе не означает, что результат будет положительным. В представленном выше примере человек мог попасть в пробку на автомобиле или забастовку в метро, что также помешало бы ему прийти вовремя на встречу. Или человек мог совершить какие-то непреднамеренные действия, которые могли привести к негативному результату (например, случайно стереть готовый проект из компьютера).

Очень важно понимать, что зачастую мы берём на себя ответственность за то, что не можем контролировать или изменить ни при каких наших усилиях , испытывая чувство вины за не зависящие от нас ситуации, что подвергает нас в отчаяние, ухудшает настроение и даже злит.

То же самое происходит, если нас в чём-то обвиняют. Нам это кажется несправедливым, потом что случившееся в наши планы тоже не входило. Прежде, чем обвинять кого-то, подумайте, намеренно ли так поступил человек или нет. Удостоверьтесь сначала в том, что он сделал всё, за что он отвечал в данной ситуации.

Почему быть безответственным плохо?

В социальной психологии существует теория Вайнера, так называемся «теория атрибуции». Атрибуция — это приписывание себе или другому человеку каких-либо характеристик. Теория атрибуции занимается изучением того, как люди интерпретируют события, их причины и мотивы, и как это сказывается на их мышлении и поведении. Наблюдая за поведением другого человека, мы стараемся понять причины такого поведения. Атрибуции влияют на наше мышление и взаимодействие с окружающими, и конечно же, на ситуации с оценкой ответственности.

Атрибуции разделяют на:

  1. Внешние атрибуции: когда объяснение/причину мы ищем во внешней среде. Т.е. человек ведёт себя так из-за ситуации, в которой он оказался. Он не отвечает за это. Например, когда мы говорим «не нервируй меня «, мы как будто бы не можем контролировать ситуацию и она неизбежна. Многие люди используют внешние атрибуции для избежания ответственности. Ещё один пример подобных выражений: «Мне не повезло» . Используя эту фразу, мы тем самым хотим донести мысль, что несмотря на то, что обладаем всеми ресурсами и способностями для достижения оптимального результата, так сложилось волею случая, что результат оказался отрицательным = мы не в ответе за это.
  2. Внутренние атрибуции: когда объяснение/причину мы ищем внутри себя. Т.е. мы объясняем поведение человека его внутренними свойствами, характером, мировоззрением и т.п. Например, когда мы достигаем успеха, мы говорим: «Это всё благодаря мне», «Я сделал это «. Но и при негативных последствиях для другого человека мы также используем внутренние атрибуции, признавая тем самым, что мы так или иначе повлияли на ситуацию: «Я очень сожалею», «Извини, я не хотел/а тебя обидеть» .

Очевидно, что используемый человеком стиль атрибуций может сильно повлиять на его , самовосприятие и даже его счастье. Например, если человек из-за скромности стесняется или не признаёт своих успехов, у него будет понижена самооценка и он будет думать, что его достижения от него не зависят. И наоборот, человек, который постоянно приписывает себе заслуги, будет казаться высокомерным нарциссом.

Что произойдёт, если использовать внутренние атрибуции для негативных результатов и внешние — для положительных? В точности то же самое.

Поэтому нужно быть последовательным и объективным. Важно понимать и брать на себя ответственность за то, что мы делаем плохо, однако надо получать удовольствие и от собственных успехов. Это подарит нам эмоциональное равновесие и благоприятно повлияет на самооценку.

Ответственность как социальная ценность

Говоря о социальных ценностях, мы имеем ввиду конкретные специфические принципы, установленные в определённом обществе, корректное и бесконфликтное соблюдение которых способствует благополучию.

Ответственность как социальная ценность влияет на взаимоотношения с окружающими, а также с самим собой:

Договорённость

Одним из аспектов ответственности как социальной ценности является договорённость. Мы постоянно договариваемся. Дома, на работе, с друзьями, в семье. Договариваться — это значит давать обещания и выполнять их.

Это любопытно, но часто нам не удаётся договориться с самими собой. Например, мы обещаем себе: «С понедельника сажусь на диету и начинаю заниматься спортом», «Сегодня я занят, а завтра засяду за учёбу» . «Буду ходить в спортзал трижды в неделю, без пропусков». Наверняка вам это знакомо и также наверняка вы обещали себе это, но так и не делали. Вам не кажется это странным? Почему так происходит, что мы не делаем даже то, что обещали самому себе? Мы настолько лояльны к себе, что прощаем себя за это? Представьте, что произойдёт, если:

  • «Бабуля, я приеду в понедельник и помогу тебе». Но вы не приходите.
  • «Сегодня я работаю, а завтра, сынок, я помогу тебе с уроками». Но вы не помогаете.
  • «Я проведу три занятия в спортзале». Но вы не появляетесь.

Ответственность перед другими кажется вам более важной, чем ответственность перед самим собой?

Обязательства

Следующим аспектом ответственности как социальной ценности являются обязательства. Тему обязательств мы уже упомянули в начале статьи. Это то, к чему нас приучают с самого детства. На каждом жизненном этапе, с каждым годом, нам приходится учиться и брать на себя определённые обязательства и ответственность перед обществом, в котором мы живём и развиваемся.

Очень часто подобные обязательства не озвучиваются, они принимаются как бы сами по себе. Наверняка с вами случалось такое: если вы выполняете, например, по дому какую-то работу, потому что вы в какой-то момент решили её сделать, другие члены семьи начинают думать, что вы будете делать это всегда? Например: мама всегда загружает стиральную машину, папа делает покупки, брат гуляет с собакой, я накрываю на стол».

Что будет, если однажды мама поздно вернётся с работы? — Не будет чистого белья.

Что будет, если брат забудет выгулять собаку? — Она написает в доме.

Что будет, если отец не сможет купить продукты? — Мы останемся без еды.

Конечно, эти примеры могут показаться крайностями, потому что, как правило, подобные обязанности по дому чередуются. Но иногда это происходит, и начинается: «Мама, у меня нет чистой футболки», «Папа, ты не купил моё любимое печенье», «Иван, ты наказан сегодня, потому что собака написала в доме!». Вспомните похожие ситуации из своей жизни.

Сила воли

Силу воли можно определить как способность на протяжении определённого периода времени прилагать усилия и чем-то жертвовать во имя достижения цели, реализация которой принесёт нам огромное удовольствие.

Если цель краткосрочна, гораздо проще проявлять силу воли. Поэтому для поддержания силы воли полезно разбить основную цель на несколько подцелей, так будет легче сохранить силу воли в течение длительного периода времени.

Psicóloga Sanitaria especialista en Psicología clínica.
Enamorada de las relaciones entre pensamientos, emociones y comportamiento humano.
Descubramos conocimientos compartiendo información
«Cada uno es dueño exclusivo de sus pensamientos, hasta que decide compartirlos a través de sus conductas»

72-78 баллов – вы организованный человек. Единственное, что модно вам посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть вам не кажется. Что вы достигли предела. Организация в отличие от природы дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.

63-71 балл – вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые становятся организованными только в случае крайней необходимости. Но вам следует внимательно присмотреться к самоорганизации, улучшить ее.

Менее 63 баллов – ваш образ жизни, ваше окружение научили вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в ваших действиях, то исчезает. Это признак четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расходы времени, технику работы.

Тест «Ответственный ли вы человек?»

Выберите из предложенных вариантов утверждений тот, который наиболее точно характеризует Вас. Если согласны, то рядом с номером утверждения поставьте «да», не согласны – «нет».

Утверждения

    Я достаточно быстро достигаю необходимых мне результатов.

    Если это необходимо, я без труда работаю без выходных.

    Свою работу я считаю ответственной.

    Как правило, я довожу до конца начатое дело.

    Я способен быть объективным в оценке своих достижений и неудач.

    Я всегда возвращаюсь к проделанному и исправляю свои ошибки.

    Многие считают, что я ответственно отношусь к работе.

    Я считаю, что работа не должна зависеть от личной жизни.

    Принимая решения, я должен четко представлять, как оно отразится на деле.

    Я всегда заканчиваю дела, которые начал.

    В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

    Я способен достаточно точно определять приоритеты в моей работе.

    Для меня важно, чтобы моя работа приносила пользу другим.

    Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.

    Я считаю, что нужно постоянно совершенствовать свой профессионализм.

    Я могу признаться в том, что был не прав.

    Мне доставляет удовольствие принимать ответственные решения.

    Я способен увидеть свои проблемы в истинном свете.

    Выполненное дело приносит мне удовлетворение.

    Я способен доводить до логического конца свои планы.

    Иногда так получается, что я беру на себя обязательства других.

    Если я плохо выполню какую-либо работу, то долго чувствую себя неважно.

    Ошибки моих подчиненных – мои ошибки.

    Я достаточно близко к сердцу принимаю чувства других.

    Я всегда подчиняюсь указаниям вышестоящего начальства.

Сложите все ответы «да», присвоив каждому по 1 баллу.

20-25 баллов . С уверенностью можно сказать, что вы очень ответственный человек и у вас развито чувство долга. Обычно предпочитаете доводить начатые дела до конца, и если события мешают реализовать намеченные планы, то это доставляет вам определенные неудобства. Вы, человек, часто берущий на себя ответственность за других людей, охотно всем помогаете, способны жертвовать собой в интересах других. К непоследовательности, неточности и слабостям других людей относитесь критично. Поэтому склонны строить межличностные отношения, основываясь на том, насколько окружающие вас люди обладают чувствами долга и ответственности. Для достижения своих целей вы проявляете настойчивость и упорство. Вы целеустремленны. Ваш стиль работы характеризуется сверхобязательностью и точностью.

15-19 баллов. Вы, несомненно, обладаете чувством ответственности и долга. Но вам важно быть уверенным, что от вас никто не потребует больше того, что вы сможете сделать. Иногда бываете излишне пассивны – чтобы кто-либо из окружающих не оценил ваше желание действовать как попытку взять на себя бразды правления и полную ответственность за происходящее. Опасаясь этого, вы иногда сдерживаете желание что-нибудь сделать, в то время как ваша природная активность и работоспособность вполне позволяют вам принимать ответственные решения и доводить начатые дела до конца.

Меньше 14 баллов. Вы человек, склонный к спонтанным – а иногда и непоследовательным – решениям. Часто не задумываетесь о том, что от вас как от сотрудника ожидают ответственных решений хотя бы потому, что вам платят деньги. Ваша неточность и необязательность могут привести к конфликту с начальством. Излишне легковесное отношение к своим обязанностям, а может, и к жизни в целом, не доставляет вам неприятностей только потому, что вы пока ни разу не сталкивались с серьезными требованиями шефа, сотрудников или близких. То, что вам необходимо, - это представить, как приятно вовремя сделать все, что запланировано, показать себе и другим, что вы способны быть ответственным человеком и принимать волевые, ответственные решения.

Наверняка каждому человеку хоть раз в жизни говорили: «В этом деле нужно проявить ответственность». И все понимают, о чём в этом момент идёт речь и что имеется в виду. Мало кто вникает в понятие. Хотя его значение, как и сама тема, весьма интересно. Поэтому необходимо более подробно поговорить о том, что значит быть ответственным человеком.

Определение

Данный термин объясняется по-разному. Но отличий в определениях немного. Принято считать, что ответственностью является субъективная обязанность человека отвечать за свои действия и их последствия. Если следовать другому утверждению, то данным термином обозначается особое отношение личности к своим поступкам. И оно характеризует её как рационального, сознательного, интеллектуально развитого человека.

Такая Личность несёт ответ за выбор своих действий, проявление инициативы и доведение того или иного дела до конца. И если говорить о том, что значит быть ответственным человеком, то можно с уверенностью заявить: это означает проявлять себя как самостоятельного, исполнительного и надёжного члена общества. Ещё нередко людей с таким качеством воспринимают как честных, стойких, старательных и аккуратных. И это оправдано, так как они заслуживают такую репутацию.

Как распознать такого человека?

Примеры ответственных людей окружают нас. Наверняка в кругу каждого человека есть люди, которые достойны таковыми называться. И их очень легко распознать.

Они принимают ответственность. Не бегут от неё, не перекладывают на остальных. Если такой человек делает что-то, то он с серьёзностью подходит к выполнению задания, чтобы обеспечить качественный результат.

Ему не нужны оправдания. Он не будет искать виноватых и отчаиваться в неудачной ситуации. Этот человек просто начнёт искать пути решения проблем. Практически любой промах он стойко перенесёт, исправит неудачу и впредь постарается не допускать подобных оплошностей.

Ответственный человек всегда соблюдает сроки. Он никогда не подведёт. Потому что знает: ценность каждой задачи зависит от её своевременного выполнения. Ему важно доверие, которое к нему испытывают, и надежды, возложенные другими на него. Потому он всегда пунктуален и выполняет поручения в рамках выделенного срока.

Личностная характеристика

Выше уже были перечислены некоторые качества ответственного человека. Стоит отметить вниманием ещё несколько.

Итак, ответственные люди, как бы это «заезжено» ни звучало, являются хозяевами своей жизни. Они всегда сохраняют уверенность в себе и бодрый настрой. Именно эти два качества являются основой для движения вперёд. А ещё они не ждут наставлений и проверок. Эти люди сразу выполняют работу качественно, нередко успевая ещё помочь коллегам (если речь идёт о работе).

Ещё ответственный человек умеет контролировать свои чувства и управлять ими. Их работе ничто не способно помешать. И такое уместное хладнокровие - одно из ключевых качеств. Если уложиться в сроки могут многие при должном желании, то сдержать бурю эмоций - далеко не все.

Как научиться быть ответственным? Нужно привыкнуть строить планы и выполнять их. Ответственный человек четко знает, что, как, когда и для кого он должен сделать. И для экономии ценного времени он всё просчитывает до мелочей.

Ещё этот человек нередко взаимодействует с окружающими, помогая раскрыть их потенциал. Ему подвластно стимулировать остальных на работу. И, в конце концов, всё это он делает не ради похвалы. Она тоже имеет место быть, конечно, но самое главное - результат и качество проделанной работы.

Психологический аспект

Многое ещё можно рассказать о том, что значит "быть ответственным человеком". Вообще, осознание личностью данного качества определяется многими факторами. Познавательными, характерологическими, ситуативными, мотивационными. Всё это имеет отношение к внутреннему механизму контроля. Ведь в первую очередь субъект отвечает перед самим собой за совершённые поступки.

Но и инстанции имеют немаловажное значение. Чаще всего стимулирующее. Взять, к примеру, рабочую сферу. Человеку был дан месяц на выполнение того или иного задания. Конечно же, у него будет хорошо на душе, если он справится с ним за две недели и сдаст раньше. Но в конкретной ситуации более важную роль играет реакция начальства на такую оперативность. Высокая исполнительность и проявление ответственности работника покажет его в лучшем свете и позволит ему заработать уважение, доверие и авторитет.

Немаловажны и психологические предпосылки. Они заключаются в возможности делать выбор. То есть сознательно предпочитать ту или иную линию поведения. Нередко проблема выбора появляется в споре. И человеку приходится выбирать «быть или не быть» (отстаивать свою позицию и нести за неё ответ), либо «быть или казаться» (что означает отказ от ответственности).

Обращаясь к крылатому выражению

Каждый из нас хоть раз слышал такую фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Её автором является французский эссеист и писатель XX века Антуан де Сент-Экзюпери. И встречается она в сказке для взрослых под названием «Маленький принц». Сейчас её чаще всего употребляют по отношению к братьям нашим меньшим, что можно понять - животные нуждаются в заботе и защите людей (нередко от других представителей человечества, отличающихся жестокостью), поскольку те в состоянии им это предоставить.

Но Антуан де Сент-Экзюпери вкладывал во фразу «Мы в ответе за тех, кого приручили» иной смысл. Сам писатель как человек предъявлял самые высокие требования к самому себе. Это важно упомянуть. И выражение означает то, что все окружающие нас люди (родные, друзья, любимые) приручены нами. Они доверяют нам, любят, ценят, надеются на взаимность. И те, к кому эти люди испытывают такое чувство, не должны допустить по отношению к ним предательства. Или чтобы они испытали горе, переживание, боль. Суть в том, что мы ответственны за счастье наших близких. Как и они - за наше.

О действиях

Поступки ответственного человека всегда вызывают уважение. И порой даже восхищение. Ответственность проявляется в готовности взять на себя инициативу и выполнить всё необходимое. Допустим, муж и жена давно хотели отправиться заграницу в отпуск и уже даже наметили примерные даты вылета. Но на жену внезапно обрушиваются какие-то дополнительные обязанности на работе, и появляется необходимость оставаться там сверхурочно. Муж решает взять на себя ответственность за отпуск, занимается покупкой авиабилетов, планированием путешествия, бронированием отеля, оформлением визы и многого другого. Это - похвальный поступок.

Принцип

Ещё каждый ответственный человек придерживается такого девиза: "всё, что сделал я, - сделал я". Логично. Суть в том, что ответственная личность всегда готова отвечать за свои действия. Окружающие люди, обстоятельства - лишь фон для её решений. Такой человек никогда не найдёт «виноватого» в попытках оправдать свою неудачу. И, кстати, его второй принцип таков: "всё, что я не сделал, - моя вина, бездействие - тоже поступок".

Структура качества

Её также стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что значит "быть ответственным человеком". Структура данного качества включает в себя осознание человеком своей общественной роли и социальной ценности. А также принятие необходимости действовать в соответствии с общепринятыми требованиями как факт. Также структура включает в себя готовность контролировать и нести ответ за свои поступки или бездействие, учитывать повлеченные последствия и предвидеть их в дальнейшем, отчитываться перед собой и давать самооценку.

Ещё можно многое рассказать о данном качестве. Но напоследок хотелось бы отметить, что наличие ответственности красит человека, как ничто другое.


Ответственность в любви, за любовь и пред любовью
Пастырь и безответственный прихожанин:
Выбор духовника
В чём должна состоять пастырская помощь?
Ответственность и болезнь

> Бремена и бремя ответственности

> "Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов", — призывает Апостол Павел в Послании к Галатам. Этот стих иллюстрирует нашу ответственность за других. Часто бремена слишком тяжелы, чтобы их нести в одиночку. У некоторых людей нет достаточно сил, ресурсов или знаний, чтобы нести эту тяжесть. Если же мы делаем для других то, что они действительно не могут сделать для себя сами, то мы проявляем любовь Христову в этом мире. Ведь Он спас нас, сделал для нас то, что мы не в состоянии сделать сами для себя. В этом заключается ответственность перед кем-то.

> С другой стороны, в этом же Послании говорится, что каждый понесет свое бремя, у каждого есть обязанности, которые должен и может выполнить только сам человек и никто другой. Это наше личное бремя, за них, кроме нас, некому отвечать. Есть вещи, которые за нас не сделает никто. Мы должны на себя принять ответственность за определенные аспекты своей жизни, которые составляют наше бремя.

> В греческом первоисточнике слова "бремена" и "бремя" пишутся по-разному. Знание этого проливает свет на то значение, которое вкладывает Священное Писание в слова Апостола. Слово, переведенное как "бремена", в первоисточнике обозначает "излишнее бремя", или такое бремя, которое своей тяжестью подминает нас под себя. Такие бремена подобны камням, способным разрушить, раздавить нас. Нельзя требовать, чтобы мы несли такой камень в одиночку, он сломает нам спину. Нам нужна помощь.

> В противоположность этому греческий вариант слова "бремя" означает ряд повседневных забот. Здесь подразумеваются вещи, которые мы должны делать для себя каждый день. Бремя повседневных забот подобно рюкзаку. Рюкзак нести можно. Предполагается, что каждый из нас будет нести собственный рюкзак, т.е. справляться с возложенными на нас Богом обязанностями, разбираться в своих чувствах, налаживать отношения с людьми и корректировать свое поведение. Мы должны принять его, не взирая на то, что придется приложить определенные усилия, может быть, и немалые.

> Вопросы самому себе

> В конце мне хочется предложить уважаемым читателям подборку вопросов на ответственность. Это вопросы мог бы задать себе каждый, желающий узнать:

> Ответственный ли я человек?

> 1. Согласен ли я с тем, что сам отвечаю перед Богом и перед собственной совестью за все мои проблемы, за всё, что бы ни случилось в моей жизни?

> 2. Принимая какое-то решение, думаю ли я прежде всего о том, согласно ли принятое с волей Божией?

> 3. Не пользуюсь ли я благословением, как средством, освобождающим меня от самостоятельного душевного труда?

> 4. По каким критериям окружающие могут догадаться, что я — христианин?

> Проповедь христианства проявляется прежде всего во внешнем поведении, в словах, в устроении сердца. Я ответственен за то, чтобы имя Божие из-за меня не хулилось у язычников.

> 5. Не превращаю ли я причащение Святых Христовых Таин и другие Таинства в некий "магический" обряд (чтобы "успокоиться", чтобы "не болело", чтобы "всё было хорошо")?

> Подобный магизм, укладывающийся во внешне вполне православные формы, является одним из проявлений построенной "под себя" духовности, о чём говорилось выше.

> 6. В чём я черпаю душевные силы, когда мне трудно?

> 7. Осознаю ли я реальность собственной смерти, вечности, готовлюсь ли к ним, или же гоню от себя "плохие" мысли?

> 8. Стремлюсь ли я к общению с Богом и людьми, или же всеми способами бегу от Него и от них?

> 9. Что останется после моей кончины? В день смерти смогу ли я ответить на вопрос: "Зачем я жил"?

> 10. Насколько легко соглашаюсь быть крестным отцом или крестной матерью другому человеку?

> Иногда человек легко соглашается быть крестным и при этом не осознает совершенно никакой ответственности за своих крестников. Иногда человек чрезмерно избегает ответственности и говорит, что никому крестным отцом или крестной матерью не будет, потому что это слишком ответственно. Поэтому согласие быть крестным отцом или матерью может происходить как от ответственности, так и от безответственности.

> 11. Регулярно ли я посещаю храм, регулярно ли читаю молитвенное правило, опекаю своих крестников и тех людей, которые нуждаются в моей помощи, или только под настроение?

> 12. Если мне приходится что-то терпеть, всегда ли я делаю это с благодарением?

> 13. Способен ли я принять ответственность за все конфликты, нестроения и трагедии моей собственной личной жизни?

> 14. Трудно ли мне сосредоточиться на чем-либо, и с чем это связано?

> 15. Как часто я требую излишнего, повышенного внимания к собственной персоне и зачем я это делаю?

> 16. Что руководит мною чаще: здравый смысл или мои чувства и эмоции?

> 17. Как быстро я начинаю исправлять свое поведение, осознав собственную неправоту?

> 18. Продолжаю ли я стоять на своей точке зрения в конфликтной ситуации или способен пойти на компромисс, принятие которого было бы единственной возможностью для обретения мира в сложившейся ситуации?

> 19. Способны ли, и в какой мере, другие люди поверить мне и положиться на меня?

> 20. Стараюсь ли я понимать, что переживают и чувствуют другие люди относительно меня для того, чтобы не причинять боль, быть им в радость и утешение?

> 21. Влияет ли изменение обстоятельств или изменение отношений других людей ко мне на мои супружеские (или монашеские) обеты или родительские обязанности?

> 22. Ответственно ли я отношусь к своему здоровью, не разрушаю ли его вредными привычками?

> 23. Оказываю ли я помощь членам моей семьи (моего братства, моим сотрудникам по работе), когда они в этом нуждаются или предпочитаю оправдаться собственной занятостью и усталостью?

> 24. Справляюсь ли я со своей обязанностью хозяина (хозяйки) дома?

> Об этом лучше спросить супруга (супругу).

> 25. Всегда ли в нашем доме есть завтрак, обед, ужин, чистая рубашка для мужа утром и т.д.?

> 26. В радость ли мне домашние заботы, или я всё это "тяну" только для того, чтобы в доме не было скандалов?

> 27. Есть ли в нашем доме семейные традиции, совместные трапезы, семейные праздники, участвуют ли в этом дети, или же мы живем под общей крышей, словно чужие люди?

> 28. Как в нашей семье тратятся общие деньги? Не расходую ли я семейный бюджет по своему усмотрению и на свои надобности?

> 29. Беспорядок в нашем доме — следствие чего? Временное это явление или постоянное?

> 30. Помогаю ли я своим детям осознавать свою ответственность и развиваю ли в них это чувство, то есть даю ли им соответствующие задания, развивающие чувство ответственности и возможность выбора? Или же я научаю ребенка буквальному исполнению моих, родительских предписаний, лишая его возможности сформироваться зрелым и ответственным человеком?

> 31. Признаю ли я за своими детьми право иметь свою личную жизнь?

> 32. Стараюсь ли я быть примером для подражания своим детям?

> 33. Будучи христианином, воспитываю ли детей своих христианами, или же считаю, что вырастут — выберут веру сами?

> 34. Учу ли своих детей любить Родину, воспитываю ли их заботниками, будущими родителями или же ориентирую их на ценности этого мира?

> Глубинная ответственность не может вырасти в сердце, лишенном нравственного основания.

> 35. На что направлены мои приоритеты в заботе о детях — на их здоровье, умственное развитие, внешний вид или их душевное устроение? Будет ли для меня главной трагедией жизни, если мой ребенок не вырастет христианином?

> 36. Поддерживаю ли я регулярные сыновние (дочерние) отношения со своими родителями?

> Если не поддерживаю, значит я грешу неблагодарностью, которая является плодом на дереве безответственности.

> 37. Где и как живут мои дедушки и бабушки, одинокие тети и дяди, просто наши знакомые старики? Сколько себя я отдаю им?

> 38. Не боюсь ли я открыть свою душу другому?

> Другой для меня — это друг, или...

> 39. Насколько свойственны моему характеру капризы и амбициозность?

> Об этом спроси у самых близких к тебе людей, тех, которые в настоящее время живут на одной с тобой жилплощади. Если же ты живешь один — у ближайшего круга знакомых людей. Только попроси их сказать об этом честно, пообещав, что не будешь закатывать истерики в ответ на их искренность. Ведь они знают, какой у тебя характер, и из опасения конфликтов могут не сказать тебе всю правду.

> 40. Насколько я осознаю то, что мое участие в жизни других людей, помощь другим людям способствует моему личностному духовному росту?

> 41. Болит ли моя душа о людях, почти потерявших образ Божий — пьяницах, бомжах, или я брезгливо отворачиваюсь от них? Как я помогаю им, когда они обращаются ко мне с просьбами?

> 42. Могу ли я говорить с людьми о моих чувствах, о своем отношении к ним, о своих желаниях, человеческих потребностях, интересах?

> В большинстве случаев нежелание близких теплых отношений с другими людьми является следствием нежелания взять на себя ответственность за возникновение новых отношений. Безответственность — матерь душевного одиночества человека.

> 43. Способен ли я ответить любовью на любовь другого человека?

> 44. Могу ли я продолжать разговор в поисках взаимопонимания в решении порученного мне дела даже тогда, когда наталкиваюсь на глухое молчание и непонимание, неприятие?

> 45. Оправдываю ли я себя, когда явно понимаю, что не прав?

> Самооправдание является качеством, порожденным безответственностью. Необходимо определенное мужество для того, чтобы принять на себя ответственность за случившееся и признать это открыто.

> 46. Уважаю ли я взгляды других людей на те или иные жизненные проблемы или я считаю, что самые правильные только мои?

> Это вопрос на самом деле о том, умею ли я строить ответственные отношения с другими людьми, которые невозможны без уважения взглядов и ценностей человека.

> 47. Принимаю ли я во внимание благополучие других людей, когда принимаю или претворяю в жизнь какие-то свои решения?

> 48. Как конкретно я проявляю благодарность по отношению к тем людям, которые способствовали, способствуют моему духовному и личностному росту — учителям, родителям, духовным наставникам?

> Неблагодарность — одно из проявлений безответственности.

> 49. Осознаю ли я ответственность за всех, кого приручил?

> 50. Почему я иногда (или нередко) опаздываю?

> 51. Часто ли я кого-то о чем-то прошу?

> Прошу ли? Может быть, требую? Или ставлю человека в такое положение, что ему просто неудобно или невозможно отказать? Или не прошу вообще никогда, боясь зависимости от других?

> 52. Требую ли я от других людей исполнения данных мне обещаний?

> Это черта характера по преимуществу свойственна людям, которые необязательны в отношении собственных обещаний.

> 53. Принимаю ли я подарки, и с каким расположением сердца? Считаю ли, что обязан отдариваться?

> 54. Чем я жертвую для ближнего? Или же я только желаю и жду жертвы от него?

> 55. Кто виноват в том, что я до сих пор не решил свои домашние проблемы (не починил кран на кухне, не начал регулярно посещать храм, исполнять свое молитвенное правило, не приступил к проверке домашнего задания у детей, нет времени в воскресный день с ними погулять, не могу отлипнуть от телевизора, начать читать святоотеческие книги)?

> 56. В какой мере я пытаюсь работать над своими греховными привычками, преодолевать их?

> 57. Как часто я поступаю по принципу: "Если нельзя, но очень хочется, то можно"?

> 58. Насколько ответственно я отношусь к своему рабочему времени или ко времени, отведенному на послушание (если живу в монастыре), которое отводится мне на конкретный день?

> Ответственность и целеустремленность, как уже упоминалось — это ветви, находящиеся на древе человеческой совести. Ответственный человек — это всегда человек совестливый. А человек совестливый относится по совести к тому, что окружает его и что происходит с ним и в нём.

> 59. Насколько часто я забываю то, что мне поручается?

> Наша забывчивость обычно следствие того, что мы безответственно относимся к тем просьбам, пожеланиям, распоряжениям, которые нам даются, находя что-то свое (что мы, если и забываем, то гораздо реже) более важным.

> 60. Насколько я готов целеустремленно заниматься теми делами, которые предлагает мне жизнь?

> Иногда — это дела по уборке дома, иногда производственные дела. Человек безответственный делами развлекается. Он пытается превратить жизнь в сплошной праздник. Это в значительной мере сказывается на результатах.

> 61. Насколько добросовестно я выполняю порученное мне дело и всегда ли отношусь к работе с должным старанием? Переделываю ли я свою работу, если вижу в ней брак, или считаю, что и так сойдет?

> 62. Как соотносятся друг с другом мои увлечения и мои обязанности?

> Именно в силу вполне безответственной установки относительно того, что обязанности — это нудная тягомотина, от которой надо поскорее отделаться, чтобы взяться за "любимое дело", рождается любимая дочь безответственности — халтура.

> 63. Способен ли я, делать неприметное, тяжелое дело на благо других (в семье, монастыре), не ожидая за это похвалы и благодарности?

> 64. Как часто я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня?

> 65. Есть ли у каждой моей вещи свое постоянное место? Как часто я теряю вещи в своем доме и даже в своем кармане или сумке? Много ли у меня лишних вещей и как я избавляюсь от них?

> Кто-то из старцев последнего времени сказал, что наш ближний — это зеркало, в котором — наше отражение. Именно поэтому добрый человек видит всех добрыми, гордому кажется, что все только и пытаются задеть его самолюбие, злой видит всех агрессивными, унылому кажется, что и сама природа унывает... безответственный в этом тексте узнал очень многих людей... почти всех, кроме себя.

> 66. Осознаю ли я, что полезное не всегда должно быть приятным?

> 67. Тружусь ли я, когда это необходимо, но кажется, что "нет больше сил", или тотчас, почувствовав легкое недомогание, отправляю себя, любимого, на больничный?

> 68. Не заводил ли я собак, кошек, других животных, но затем, когда они переставали быть живой игрушкой и требовали заботы, просто выбрасывал их на улицу?

> 69. Стремлюсь ли я сделать мир вокруг меня добрее и прекрасней или же я привык только пользоваться окружающими меня дарами Божиими и человеческим теплом?

> 70. Каялся ли я в своей безответственности на исповеди?

> К сожалению, от православных людей очень редко приходится слышать покаяние в том, что "я безответственно отношусь к своему рабочему времени на работе, безответственно отношусь к своим обязанностям мужа, жены и родителя, безответственно транжирю время на пустое вместо того, чтобы заниматься своим духовным ростом и своими текущими жизненными обязанностями". А без этого осознания — как двигаться дальше?

> Дорогой мой читатель!

> Я благодарен тебе за то, что ты всё-таки дочитал эту книгу до конца.

> Если предложенные размышления заставили тебя задуматься о значении ответственности в человеческой жизни, я буду считать свою задачу исполненной.

> Если ты, воодушевившись предложенными идеями, переосмыслишь свое отношение к Богу, к ближним, к самому себе и поручаемым тебе делам, не сомневаюсь, что окружающие вскоре заметят в тебе значительные перемены. Ты и сам заметишь перемены в отношениях других людей к тебе, если перед Богом глубинно осознаешь ответственность за свою жизнь, обретешь решимость не халтурить, будешь стараться контролировать свои эмоции, страсти, настроения, воспитывать свои желания.

> Поскольку впечатления от прочитанного еще свежи, начни использовать полученные знания об ответственности прямо сегодня, используй их каждый день, при любой возможности. Сегодня, и завтра, и послезавтра, и в течение месяца, а затем и года к любому маленькому или большому поручаемому делу отнесись не так как вчера.

> Попробуй творчески переосмыслить все "скучные и нудные" жизненные требования, те маленькие повседневные дела, серые и незаметные, которые так не хочется делать, от которых так хочется убежать. Если к таким "совершенно скучным вещам" как мытье посуды, уборка в доме, стирка белья сегодня ты отнесешься более ответственно, то уже завтра ощутишь в них большую глубину, большую радость жизни и что-то неизъяснимое и необычное, о чём не хочется говорить для того, чтобы не потерять...

> Тебе откроется и радостное осознание того, куда и как двигаться дальше. Ты с большей легкостью устремишься к жизни благодатной, к жизни, исполненной смысла и духовной радости, произрастающей из ответственного отношения к тем бесконечным "надо", "могу" и "хочу", которые выдвигает сам факт нашего появление в этом прекрасном Богозданном мире.

> В добрый путь!

> Послесловие

> Если, желая оправдать себя, я объясняю свои беды злым роком, то я подчиняю себя злому року. Если я приписываю их измене, то я подчиняю их измене. Но если я принимаю всю ответственность на себя, я тем самым отстаиваю свои человеческие возможности. Я могу повлиять на судьбу того, от чего я неотделим. Я — составная часть общности людей.

Антуан де Сент-Экзюпери

Здравствуйте, дорогой читатель)) Сегодня я хочу поговорить об ответственности, как о необходимой обязанности каждого человека.

  • Взять ответственность - значит отвечать за свои слова, действия и поступки.
  • Взять ответственность - значит следовать своим принципам, даже в трудные минуты.
  • Взять ответственность - значит идти до конца, следуя ранее намеченному плану.

Я взял полную ответственность за свою жизнь лишь тогда, когда меня выгнали из дома. До этого момента - за меня многое решали родители, а именно мама: в какую школу пойти, в какой университет поступить, какую должность и в какой компании занять. Все было расписано за меня - я должен был лишь послушно следовать ее намеченному плану.

Так делают во многих семьях. Родители думают, что таким образом они обезопасят свое чадо от неверного решения, а дети довольны тому, что не нужно лишний раз думать и брать ответственность за результаты. Но это является большой ошибкой для обеих сторон. Это провал.

Для родителей, в большинстве случаев, все заканчивается тем, что дети вырастают безответственными. Они не могут содержать свои семьи, они постоянно бегают за советами по малейшим проблемам, не умеют решать конфликтные ситуации, бороться за то, что должно принадлежать им. Это разрушенные судьбы.

Я не раз видел, как родители решали за детей где им жить и на ком жениться (выходить замуж). Они готовы на все - лишь бы их ребенок был счастлив. Это прекрасное желание, но нужно вовремя остановиться, ведь самое страшное в этой ситуации заключается в том, что если что-то пойдет не так - Вы останетесь виновным. Почему? Потому что Вы взяли ответственность. А за результаты отвечают ответственные.

Дети будут обвинять Вас в том, что:

  • учатся не там, где хотели;
  • в их разводе виноваты Вы;
  • работают на нелюбимой работе из-за Вас.

Это больно, но очень жизненно.

Так что делать?

Если Вы родитель - позвольте своим детям принимать решения самостоятельно. Я говорю сейчас со стороны ребенка. Я был окружен любовью и за меня многое делалось. Поверьте, позднее - мне было очень сложно взять ответственность за свою жизнь. Очень. Я не был обучен самостоятельной жизни. Готовка, оплата по счетам, поиск работы, принятие жизненно важных решений - давались мне с трудом.

Учите своих детей на собственном примере: как Вы ведете себя дома, так и они будут себя вести; как Вы относитесь к своей супруге (супругу) - заложится крепким фундаментом в их подсознании.

Если Вам исполнилось 18 лет (я бы рекомендовал с 16) - пожалуйста, отсоединитесь от родителей: начните думать самостоятельно - куда поступить, где работать, кого взять в жены (мужья), где жить и как зарабатывать. Хватит обвинять в своей несостоятельности других людей. Вы ответственны за все свои решения и несете полную ответственность за их результаты.

Давайте перейдем к тесту и определим - насколько Вы ответственный человек

Вам нужно ответить на вопросы:

  1. Выполняете ли Вы обещания, данные другим людям?
  2. Насколько Вы надёжный человек? Что говорят о Вашей надежности другие?
  3. Есть ли у Вас планы на ближайший год?
  4. Занимаетесь ли Вы саморазвитием?
  5. Стремитесь ли Вы заботиться о себе, своем здоровье и о близких Вам людях?
  6. Взяли ли Вы полную ответственность за свою семью?
  7. Ответственны ли Вы на работе?

Поразмышляйте над вопросами. Исходя из ответов - назвали бы Вы себя ответственным человеком?

Для меня очень важна обратная связь. Если Вам понравилась статья - напишите мне об этом в комментариях. Буду рад, если Вы сможете подтвердить ценность этой статьи фактами из своей жизни. Поделитесь своими историями в комментариях. Буду ждать!

- Дорогой, тут сыр закончился!
- Надо говорить не «Закончился», а «Я съела весь сыр». Ответственность надо нести, милая, ответственность.