Как быстро научиться дикции. Как рождается звук. Десять упражнений для улучшения техники речи

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

Содержание:

Найти человека с хорошей дикцией сегодня непросто. Мало кто из нас обладает приятным голосом, умением произносить слова понятно и четко для окружающих людей, при этом не повышая голоса и не прибегая к способам усиления воздействия своей речи. На самом деле, развить свою речь несложно. Очень редко исключительные речевые данные даются человеку от природы, остальным же можно посоветовать только не жалеть сил и времени, работая над упражнениями для дикции.

Что такое хорошая дикция и для чего она нужна?

Под понятием «дикция» подразумевают отчетливое произнесение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Механизм, который производит звуки – это речевой аппарат, и очень часто его нарушения и дефекты становятся причиной того, что дикция речи человека отличается низким уровнем качества. Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. При этом слова произносятся недостаточно четко, глухо, а речь кажется «скомканной». Про такого человека говорят, что его дикция и выразительность речи имеет серьезный . Этот недостаток проявляется слишком сильно и требует немедленного принятия мер для исправления нынешней ситуации.

Если вы чувствуете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься этим вопросом безотлагательно. Улучшение речи возможно: специально разработанные речевые упражнения помогут вам устранить недостатки произношения звуков. Вы можете найти все необходимое на сайте и начать этим заниматься. Задумываясь о том, как улучшить дикцию, помните, что только труд и внимательное выполнение предлагаемых упражнений помогут вам исправить . И сделать ее по-настоящему выразительной и приятной для окружающих.

Тщательная работа над дикцией очень скоро даст о себе знать. Вы увидите, что ваш круг общения заметно расширился – те, кто раньше избегал разговаривать с вами, уставая по сто раз переспрашивать и прислушиваться к невнятной речи, сегодня с удовольствием вступают в контакт, отдавая дань вашему красноречию. Вы перестанете бояться публичных выступлений, а речь с отличной дикцией позволит донести до аудитории смысл выступления и поспособствует ее запоминанию. Очень часто хорошая дикция речи способствует успешному продвижению по службе – человек, владеющий умением выступать публично, отлично подходит для высоких постов и руководящих должностей.

Если вы видите, что вашему ребенку необходима работа над дикцией, не затягивайте начало занятий, откладывая его на время и думая, что проблемы «перерастут» и исчезнут сами по себе. Дополнительные занятия по улучшению дикции помогут достичь сразу нескольких целей – улучшат речь, поднимут самооценку и успеваемость в школе, позволят найти новых друзей и избежать насмешек по поводу «каши во рту». Полученные навыки хорошей дикции речи сохранятся на всю жизнь и помогут в дальнейшей жизни, учебе в ВУЗе и построении благополучной карьеры на месте работы.

Упражнения по технике речи, может быть, и не самое весёлое из занятий, зато заниматься ими нужно всего 20 минут в день, более того, при этом можно ещё успеть что-нибудь приготовить, постирать или доехать на машине в другой район города. Как , так и упражнения для гласных звуков скоротают вам время ожидания и помогут обзавестись новыми знакомыми, ведь не секрет, что люди любопытны. Очень полезно проверять насколько вы продвинулись в развитии своей дикции, вступая в разговор, ведь качественное общение и есть ваша цель!

Старайтесь общаться как можно чаще с людьми!

Различные упражнения для её развития

1. Дыхание и осанка

1) Тренируем выдох

Расставьте ноги по ширине плеч, руки должны находиться на поясе. Сделайте медленный выдох через небольшое отверстие в плотно сжатых губах так, что бы вы ощущали сопротивление воздуха. При этом нужно проговаривать любое четверостишие. Также вы можете выполнять данное упражнение в сочетании с ходьбой, приседаниями, бегом и так далее.

2) Тренируем вдох

Наклонитесь вперед и сделайте вдох (спина должна быть прямой), далее, выпрямляясь назад, медленно выдыхайте воздух и тяните звуки «гим-м-м-». Вслед за этим упражнением необходимо выполнить еще одно: при закрытом рте, вдыхайте воздух носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопывайте по ним указательными пальцами.

3) Лягте, положите одну руку к себе на живот, а другую – на нижнюю часть грудной клетки

Сделайте основательный глубокий вдох (через нос). Живот должен выпячиваться вперёд, а грудная клетка – расширяться. После этого сделайте свободный (ни в коем случае не резкий) выдох, вернув живот и грудную клетку «на место».

4) Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох.

Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.

Также обязательно следует помнить, что речевое дыхание во многом зависит
от правильной осанки. Поэтому ежедневно практикуйте упражнение «книга на голове».

Сначала просто ходите в медленном темпе с книгой на голове, а затем обязательно дополните упражнение движениями рук и приседаниями.

Упражнения для дикции: «Книга на голове»

2. Артикуляция

Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степенитренированности активных речевых органов — , .Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Вы можете найти упражнения по на нашем сайте. Вкратце, вот некоторые из них:

1) опустите нижнюю челюсть вниз, медленно подвигав ею в разные стороны

2) не меняя положения челюсти, осторожно подвигайте ею вперед и назад

3) в положении стоя наклонитесь вперед, держа руки на груди и протяжно произнесите предельно низким голосом на выдохе гласные «у» и «о»

4) напрягите кончик языка при плотно закрытом рте и поочередно упирайтесь им сначала в левую, затем в правую щеку.
Далее проделайте то же самое, но уже с открытым ртом

5) растяните губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта.
При выполнении упражнения губы и челюсть остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе

6) проведите языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них. Челюсть неподвижна, рот открыт в улыбке

Артикуляционная гимнастика позволит вам развить органы речевого аппарата

3. Произношение согласных и гласных звуков

После отработки четкости действий активных органов речи при помощи артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных и согласных звуков русской речи и их сочетаний.

Тренировка гласных требует не только выработки правильной фонетической позиции при произнесении каждой из них, но еще и сравнивания гласных. Дело в том, что гласные, образованные по законам фонетики в разных частях речевого аппарата («переднеязычные», «среднеязычные», «заднеязычные»), могут звучать в разных позициях: одни — у зубов (передняя позиция), другие — в куполе твердого нёба (средняя позиция), третьи — в гортани (задняя позиция). В этом случае при речи возникает так называемая «пестрота гласных».

Упражнения, тренирующие гласные звуки

«И» — «Ы»

При произнесении звука [И ] рот раскрыт на ширину мизинца, губы растянуты в стороны, язык плоский, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки языка максимально приподнята к нёбу; при произнесении звука [Ы ] язык отодвигается назад больше, чем при [И ].

В упражнении №1 для всех пар будем произносить перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз первый звук, потом - второй, и повторять это вслух.

Упражнение №1


ИВА, ИЛ, ПИР, ПИКА, КИТ, ЛИСТ, ИЛИ, ЦИРК
ТЫЛ, СЫН, СЫР, БЫЛ, МЫЛ, ДЫМ, БЫК, РЫБА

«Э» — «Е»

При произнесении звука [Э ] рот раскрывается на ширину большого пальца, видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в русской речи произносится более длительно и более напряженно, чем звук [Э ].

Упражнение № 2

Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:
ЭХО, ЭТОТ, ЭКСТРА, ЭПОС, ЭРА, ЭКСТРЕННЫЙ
ЕЛЬ, ЕЛ, ЕНОТ, ЕХАЛ, ЕЛЕНА, ЕВА

«А»-«Я»

При произнесении звука [А ] рот раскрыт в вертикальном направлении настолько, что между зубами можно вставить два пальца, положенные один на другой. Язык лежит плоско, кончик языка не касается нижних передних зубов; при произнесении буквы Я [Йа ] кончик языка значительно более выдвинут вперед, и упирается в нижние зубы.
Пробуем всё это сделать без звука.

Упражнение №3
Произнесите медленно и четко следующие слова:
АКТ, АТАКА, АИСТ, АННА, МАК, БАЛ, РАК, СТАРТ
ЯМА, ЯР, ЯКОРЬ, ЯГОДА, ЯСЛИ, ЯК, ЯД, ЯРОСТЬ

«У»- «Ю»

При произнесении звука [У ], губы округлены, вытягиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец, язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята; при произнесении буквы Ю [Йу ] передняя часть языка поднимается больше, чем при звуке [У ].

Упражнение № 4
Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова:

УТРО, УГОЛЬ, УС, УМ, УЗЫ, ЗУБ, ЛУК, СУД, УЗКИЙ, ЖУК
ЮРА, ЮЛА, ЮБКА, ЮГ, ЮНОША, ЮНГА, ЮЛЯ, ЮРОДИВЫЙ, ЮМОР

«О»- «Ё»

При произнесении звука [О ] губы выдвинуты вперед и имеют более округлую форму, чем при [У ], язык несколько оттянут назад и не касается зубов, спинка языка поднята кверху. Гласный Ё [Йо ] произносится с большей длительностью и напряжением, чем [О ].
Надеюсь, что вы помните, что сначала надо попробовать беззвучно.

Упражнение №5
Произнесите следующие слова:
ОСЫ, ОСЬ, ОКУНЬ, ОКНА, ОЗЕРО, ОСЛИК, ОБРУЧ
ЁЛКА, ЁЖИК, ЁМКОСТЬ, ЁРЗАТЬ, ЁКАТЬ

Упражнения, тренирующие согласные звуки

Тренировка согласных начинается с установки речевого аппарата в правильную фонетическую позицию и отработки четкого произнесения каждого из этих звуков. Вторым этапом является соединение этих отдельных звуков в сочетании между собой и с добавлением гласных звуков по специальной тренировочной схеме.

1. Взрывные звуки «П» – «Б»

Они требуют особо плотной смычки речевых органов и активного преодоления этого препятствия — «взрыва» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха.

1.1. «Пробка»

Проверим, насколько хорошо подготовлены губные мышцы к образованию взрывных звуков «п » и «б «. Плотно сожмите губы, даже чуть натяните их края на зубы, чуть прикусив их. Воздухом, находящимся в полости рта, (не делая выдоха!) резко прорвите смычку, как будто выстреливаете пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.

1.2. «Взрыв»

Выстрелите «пробку» теперь уже активным выдохом: ппп! Не напрягайтесь, плотно сжаты лишь губы. Не стремитесь набрать побольше воздуха. Дело решает не количество, а энергичность толчка (удар диафрагмы) и точная фокусировка выдоха на кончиках губ. Не допускайте в конце придыхания, а тем более гласного звука, у вас не должно получаться «пх» или «пппы…». Если вместо взрыва получается чмоканье, вы втянули воздух в себя вместо того, чтобы вытолкнуть его наружу. Добившись четкого взрыва на звуке «п » (не удивляйтесь, если это не получится сразу, нужна ежедневная упорная тренировка, в том числе и гимнастика губных мышц), включайте вместе с выдохом и звук голоса — «ббб». Тренируйте обе согласные в паре, сохраняя при этом четкую дифференциацию по звонкости: «п» — «б», «п» — «б», «п» — «б». Не допускайте в конце призвука гласного звука: «пы» — «бы».

1.3. «Настольный теннис»

Представьте себе, что кисть вашей правой руки — ракетка для игры в настольный теннис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной свободно висящей кисти — ппа!.. ппэ!.. ппо!.. ппу!.. ппы!.. ппи!.. Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом летит вперед вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрывались на губах, продолжая взрывную согласную, а не заваливались назад. Посылайте звук в разные точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз.

Отработав эти сочетания, включите на выдохе звук голоса: бба!.. ббэ!.. ббо!.. ббу!.. ббы!.. бби!..

Соедините глухой и звонкий звук в пару — пабба! пэббэ! поббо! пуббу! пыббы! пибби! Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге. Подбрасывайте мячики легко, свободно, без мышечного напряжения.

2. Свистящие и шипящие звуки «С» — «З» и «Ш» — «Ж»

2.1. «Прокол»

Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола, сжимая его возле уха… Так и есть … Слышен напряженный ровный свист выходящего воздуха: «ссссссссс!..». Имитируйте звук, точно соблюдая установку артикуляционного . Помните, что при звуке «с» кончик языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено, образуя «горку» с чуть приподнятыми краями, по ней-то и «скатывается» выдыхаемый воздух. Время от времени прижимайте «мяч» сильнее, звук усиливается.

2.2. «Паровоз»

Паровоз медленно разводит пары: шшш… шшш… шшш… Вот он сдвинулся с места: ш-шш-шшш… ш-шш-шшш… Пошел все скорее и скорее: шшш-шшш-ш… шшш-шш-ш… шшшшш-ш… Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы. Следите за верной артикуляционной позицией звука. Помните, что кончик языка поднят кверху, образуя в куполе твердого нёба «ковшик», в который и ударяется выдыхаемый воздух.

2.3. «Косарь»

Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… Коса наточена, можно приниматься за косьбу. Взмах косы, и она звучно режет траву: жжж… жжж… жжж…

3. Звуки «Л» и «Р»

3.1. «Телеграмма»

Выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм.

Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля…. Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр… тррр… трррррр… тррррр… тр… Включите звук голоса (мотор завелся!): дрррррр… дрррррр…

4. Сочетание взрывных согласных

Соединим вместе три взрывных глухих согласных звука, взяв их во всех возможных сочетаниях: птк, пкт, ктп, кпт, ткп, тпк. Будем отрабатывать каждое из них отдельно (без гласных!), следя за тем, чтобы каждый очередной взрыв был четко слышен: п! т! к! Затем станем сближать их между собою: п-т-к! Наконец объединим в одно сочетание: птк! Следите за тем, чтобы между согласными не проскальзывал шум выдыхаемого воздуха, а тем более звук голоса, не получилось бы п/х-т/х/-к/х/ или п/ы-т/ы-к/ы.

Отработав каждое из сочетаний, соедините их с основным рядом гласных, произнеся одной фразой с ударением на первом слоге:

птка-пткэ-птко-птку-пткы-птки!

Отработав подобным образом все сочетания, создавайте варианты «фраз», «диалоги» из них: «Птка-пткэ-птко?» — «Тпка-тпкэ-тпко!»

Тренировка дикции: публичные выступления

5. Удвоенные согласные

Небрежности речи способствует и привычка опускать согласные в середине слова, особенно, если там имеется сочетание нескольких согласных, даже простое удвоение. Мы нередко слышим: воеНый, вместо воеННый, обыкновеНо, вместо обыкновенно и т. д. Необходимо добиваться, чтобы удвоенная согласная звучала дольше обычной, как долгий звук.

Часто выпадает одна из двух одинаковых согласных на стыке произносимых слитно слов или слова и предлога, меняя смысл сказанного; например, вместо из здания мы слышим издание. Произношение подобных слов можно тренировать, подбирая парные слова с одним и удвоенным звуками: подать — оТДать (произносится оДДать); не то, Товарищи — не тоТ, Товарищи; раЗделать — еще раЗ Сделать (произносится раЗЗделать) и т. д.

6. Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Чтобы полностью или частично избавиться от дефектов речи, будет достаточно иметь в арсенале около пяти скороговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот некоторые из них, которые мы бы вам посоветовали:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

Вот парочка совет ов по чистоговоркам:

1) Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2) Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат — «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3) Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

4. Интонация

Интонация ответственна за очень многое: мелодику, темп речи, силу произношения, тембр голоса.

И, чтобы добиться выразительной интонации нужно вспомнить известнейшее высказывание: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Ведь именно став актёром, можно «отточить» интонацию. Так как самое эффективное упражнение для работы над ней – это чтение по ролям.

А ещё отличную помощь здесь окажет фантазия. Ведь, если Вы работаете над интонационным произношением наедине с собой, то следует рисовать в воображении разных собеседников и рассказывать «им» какой-нибудь текст, подстраиваясь именно под «них» и меняя интонацию. Более подробно почитать о ней вы можете в статье.

5. Скороговорки

Очень полезными для развития хорошего произношения звуков могут быть скороговорки для дикции. Они знакомы практически каждому из нас, а слова подобраны таким образом, чтобы научить человека произносить практически несовместимые звуки быстро и четко. Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для дикции, вы заметите, что с каждым разом непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной. Вы найдете великое множество скороговорок на различные на нашем сайте. Вот наиболее подходящие:

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Баран-буян залез в бурьян.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Шакал шагал, шакал скакал.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»

Кощея щами не угощают.

6. Актерские методы

Воспользуйтесь тренировки дикции — возьмите в рот грецкие орехи, пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждую букву и концентрируясь на каждом слове.


На этом пока все. Пусть очаровательный голос и безупречная дикция подарят Вам один из замечательных ключей, который поможет раскрыть в Вас прекрасного оратора!

Работа над дикцией при помощи актерских методов

Хорошая дикция, четкое произношение звуков и приятный являются залогом успеха во многих сферах современной жизни. Уникальные речевые данные очень редко даются человеку от природы. Однако этому искусству можно научиться в любом возрасте, если регулярно выполнять упражнения для улучшения дикции. Когда вы устраните дефекты речи, вы перестанете переживать из-за и будете более свободно общаться в неформальной обстановке. Возможно, после этого пойдет вверх и ваша карьера. Помните, что на любом месте и в любой профессии выделяют людей, которые умеют излагать свои мысли в красивой и лаконичной форме. В этой статье мы приведем простые, но эффективные упражнения, которые помогут улучшить дикцию речи.

Артикуляционная гимнастика

Мы часто слышим о пользе физических упражнений для здоровья человека. Однако мало кто задумывается, что артикуляционный аппарат также нуждается в постоянных тренировках. Выполняя упражнение, чтобы улучшить дикцию, всего 10-15 минут в день, вы можете добиться очень хороших результатов. Начните свой день с этой гимнастики - и уже очень скоро вы заметите, как окрепла мышечная система языка, губ и щек. Артикуляционный аппарат станет подвижнее, а речь - четче.

  • «Забор» - сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз.
  • «Трубочка» - не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение.
  • «Иголочка» - откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд и расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.
  • «Блин» - покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите.
  • «Облизываем губы» - расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.
  • «Качели» - касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком.
  • «Хомяк» - сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Правильное дыхание

Мало кто обращает внимание на свою осанку, частоту вдохов и выдохов во время общения с другими людьми. А жаль! Именно эти факторы играют важную роль для постановки красивого голоса и четкого произношения слов. Выполняйте ежедневно следующее упражнение, чтобы улучшить дикцию.

Упражнения для вдохов и выдохов

  • Исходное положение: встаньте прямо, поставьте руки на пояс, а ноги на ширину плеч. Чуть приоткройте губы и сделайте медленный выдох, как бы преодолевая сопротивление. Когда у вас начнет получаться, усложните задание. Например, во время выдоха читайте любое четверостишье. Затем попробуйте выполнить данное упражнение в сочетании с ходьбой или приседаниями.
  • Вернитесь в исходное положение, сделайте спокойный вдох, медленно наклоняясь вперед. При этом обратите внимание на спину, которая должна быть прямой. На выдохе начните подниматься и тяните звук «м-м-м».

10 упражнений для улучшения дикции и тембра голоса

  1. Опустите подбородок к груди и начните двигать влево и вправо. Упражнение выполняется медленно и без резких движений.
  2. Исходное положение: спина прямая, голова также опущена вниз. Медленно выдвигайте челюсть вперед и отводите максимально назад.
  3. Сложите руки на груди и медленно наклоняйтесь вперед, произнося при этом звук «у-у-у-у» низким голосом.
  4. Растяните губы в широкой улыбке и разомкните зубы. Начните водить языком справа налево, расслабив мышцы лица.
  5. Вытяните язык и проведите им по внешней стороне верхних и нижних зубов. Повторите несколько раз.
  6. Вытяните язык вперед таким образом, чтобы он напоминал чашу. Повторите.
  7. Не забывайте и о роли красивой осанки в постановке речи. Всегда следите за тем, в каком положении находится ваша спина. Чтобы вы понимали, как это трудно, положите на голову несколько книг и походите с ними по комнате. Попробуйте, находясь в этом положении, прочитать текст или стихотворение.
  8. Читайте тексты, зажав в зубах ручку или карандаш. Постарайтесь как можно четче произносить слова и отдельные звуки. Повторяйте это упражнение каждый день по 15 минут.
  9. Читайте в быстром и медленном темпе, громким и тихим голосом.
  10. Усложните предыдущее упражнение. Читайте стихи, когда или во время ходьбы. Следите, чтобы не сбивалось дыхание и выдерживались интонационные паузы.

Чистоговорки

Отработать произношение отдельных звуков можно с помощью специальных рифмованных фраз или чистоговорок. В них несколько раз встречается один и тот же согласный, и вы легко можете научиться звуки. Ежедневно делайте эти упражнения для дикции.

Полезные советы, как улучшить дикцию и четкость речи, приведены ниже. Начните работу с произношения чистоговорок в медленном темпе. Проговорите каждый звук, обратите внимание на трудные сочетания и проверьте четкость своего произношения. Чтобы избежать ошибок, прослушайте аудиозаписи дикторов с В конце каждой тренировки записывайте себя на диктофон, отмечайте ошибки и достижения.

Скороговорки

Знакомое всем с детства упражнение, чтобы улучшить дикцию, является очень эффективным инструментом для достижения поставленной цели. Проговаривая трудные звуки и их сочетания, вы учитесь четкому и ясному произношению. Прочитайте скороговорку очень медленно, постарайтесь образно представить себе картину, о которой повествует стишок. После этого постарайтесь немного увеличить темп. Обязательно говорите вслух, но если вы начинаете сбиваться, то сразу же возвращайтесь к медленному проговариванию. Через какое-то время вы заметите, как непослушные звуки начнут произноситься легко и непринужденно.

Интонация

Вы совершаете большую ошибку, если думаете, что люди воспринимают только информацию, которая заложена в вашей речи. На самом деле внимание слушателя захватывает интонация, с которой говорит оратор. Учитесь произносить фразы выразительно, повышая и понижая голос. Только тогда, когда вы будете делать акценты и выдерживать паузы, собеседник оценит в полной мере ваши высказывания.

  • Начните с самых простых упражнений и постепенно усложняйте их.
  • Используйте каждую минуту свободного времени для тренировок. Только в этом случае вы сможете быстро достичь намеченных целей.
  • Занимайтесь регулярно без больших перерывов.
  • Записывайте небольшие выступления на диктофон или камеру. Просматривайте ролики, отмечайте положительные изменения и учитывайте моменты, над которыми вам предстоит работать в дальнейшем.
  • Читайте литературу о том, как улучшить дикцию. Упражнения должны быть разнообразными, иначе вы быстро потеряете интерес и забросите занятия.
  • Не пренебрегайте помощью специалистов и педагогов, которые могут предложить вам полезное упражнение, чтобы улучшить дикцию и устранить типичные для новичков ошибки.
  • Если у вас есть возможность записаться на курсы актерского мастерства, то сделайте это немедленно. Занятия помогут вам раскрепостить речь, движения и жесты. Также вы научитесь выразительной декламации и перестанете страшиться публичных выступлений.

Дикция – это ясное, точное, отчетливое произношение слов, словосочетаний, предложений. Она определяет разборчивость речи и ее восприятие другими людьми. Развитая дикция нужна в повседневной жизни при общении с окружающими, для успешного карьерного роста во многих сферах бизнеса, а что уж говорить о людях, профессия которых обязывает иметь поставленную речь (певцы, дикторы, ораторы, актеры и т.д.).

Другой вопрос – как развить дикцию – содержит более глубокий смысл, поэтому рассмотрим несколько способов комплексно улучшающих этот навык.

Развитие дикции подразумевает работу над постановкой голоса и правильного дыхания. Для этого можно выполнять ряд упражнений самостоятельно:

  • Развиваем дыхание. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, положите одну руку на грудь, а вторую – на живот. Дышите медленно, чувствуя поток воздуха. Вы должны выпячивать живот вперед, а грудь при этом должна оставаться неподвижной. Так вы разрабатываете диафрагму.
  • Находясь в том же положении, резким движением носом вдохните как можно больше воздуха. Задержите дыхание на 3-5 секунд и так же резко выдохните через рот.
  • Вдохните ртом как можно больше воздуха. При выдохе произносите согласные буквы (а,о,у,ы,э,и), как будто вытягивая их. У вас получится сплошной поток плавных переходов («ааааооооууууыыыыээээиии»). Старайтесь, чтобы каждая буква звучала громко и отчетливо.
  • Во время этого упражнения все время держите рот закрытым. Вдохните как можно сильнее через нос. При выдохе попробуйте «мычать», затягивая букву «м». Контролируйте, чтобы это действие длилось долго, и звук был максимально громким.
  • Вдохните больше воздуха, а при выдохе «рычите», произнося букву «р». Не факт, что это получится с первого раза, но после нескольких попыток вы увидите результат.

Тренировать дыхание нужно регулярно. Эти упражнения не займут более 15-20 минут в день (каждому заданию уделяйте не более 3 минут). Практикуйтесь перед зеркалом и следите за правильностью выполнения. Наше тело не всегда в точности выполняет то, чего мы от него хотим.

Развиваем дикцию

Одновременно с постановкой голоса можно развивать дикцию и речь. Для этих целей лучше всего подойдут скороговорки. Но перед их произношением нужно как следует размять мышцы языка, лица, артикуляционный аппарат и губы. Это помогут сделать следующие упражнения:

  • Высуньте язык полностью, как можно дальше. Затем верните его в прежнее положение. Продолжайте выполнять эти манипуляции в течение 2-3 минут.
  • Толкните языком щеку. Вы должны как будто «уколоть» ее. Сделайте то же самое со второй щекой. Продолжайте выполнять действия в течение 4 минут.
  • Рот держите закрытым. Начинайте двигать языком, как будто чистите им зубы с внутренней стороны. Делайте это непрерывно и интенсивно в течение 3 минут.
  • Высуньте язык и выполняйте им вращательные движения. Сделайте 20 раз вправо и столько же влево.
  • В этом упражнении развиваем мышцы губ. Вытягиваем их в форму уточки (трубочкой), затем растягиваем широкую улыбку. Чередуем эти движения в течение 2 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте крутить получившийся воображаемый «пузырь» по кругу. Выполняйте действие не менее 3 минут.
  • Слегка покусывайте нижними зубами верхнюю губу и наоборот. Занимайтесь перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Длится упражнение не менее 3 минут.
  • Очень эффективный способ – это построение всяких рожиц. Корчите гримасы, выпучивайте глаза, показывайте язык. Делайте все, что можете придумать, со своим лицом, позвольте себе подурачиться. Лучше это делать перед зеркалом в течение 3 минут.

Очень полезно выполнять эти упражнения перед публичным выступлением, чтобы размять мышцы и артикуляционный аппарат.

После разминки можно приступить непосредственно к скороговоркам. Вот одни из самых эффективных:

  1. Магнат Егор на горе загорал, на магната Егора магнит упал.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, а пили дрова.
  3. Расскажи про скороговорки. Про какие скороговорки? Про скороговорки, про скороговорки, про скороговорочки мои!
  4. Расскажи мне про сосиски! Про какие про сосиски? Может, про покупки? А, ну да, про покупки.
  5. Трансплантация брандспойта отдавала дилетантством.

Чтобы развить внятную речь, можно пользоваться не только этими скороговорками. Для дикции подойдут любые, которые вы сможете найти. Произносите их чаще, но только после разминки. Есть из придуманных, обучившись которой вы однозначно значительно улучшите вашу дикцию. Также вы можете самостоятельно.

Вот еще несколько эффективных упражнений для развития дикции:

  • Зачитывайте свое любимое стихотворение, резко подчеркивая интонационно окончание каждого слова.
  • Откройте обычный словарь русского языка. Выберите слова, которые кажутся вам самыми труднопроизносимыми. Повторяйте их до тех пор, пока не научитесь выговаривать каждое из них без труда.
  • Встаньте перед зеркалом и зачитайте наизусть отрывок из любимого прозаического произведения. Контролируйте произношение, эмоциональность, мимику лица.
  • Если скороговорки кажутся вам слишком легким заданием, перед их произнесением положите в рот несколько мелких орешков. Теперь говорите, максимально приближаясь к правильному произношению.
  • Прочитайте отрывок из любимого произведения с закрытым ртом.
  • Если вы занимаетесь спортом, вам подойдет следующее упражнение. Наденьте наушники и повторяйте все, что говорят в плеере (текст песни или аудио-книга) во время бега. Это усложняет произношение. Но не кричите слишком громко, чтобы не пугать окружающих.

Грамотную речь невозможно развить, выполняя лишь вышеперечисленные упражнения. Хотите проверить, насколько поставлена и развита ваша речь? Представьте себя на месте вашего слушателя. Достаточно ли вы эрудированны и уверены в себе, чтобы вас хотелось слушать часами? Если ответ отрицательный, вам есть над чем работать.

Как развивать дикцию, мы разобрались, теперь попробуем развить свою речь и сделать ее богатой. Для этого подойдут некоторые методики:

Добиться заметных результатов в развитие своей дикции и при этом поставить речь можно примерно за 3 месяца, с учетом каждодневных занятий.

Станиславский о развитии дикции

По словам Станиславского, слово – самый конкретный выразитель мысли человека. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой». Ниже приведены правила и упражнения, составленные на основе рекомендаций Станиславского:

  1. Часто мы посещаем лекции, семинары, тренинги, но попросту засыпаем на них, потому что нам скучно. При этом лектор говорит четко и понятно, дефектов речи у него не наблюдается. Проблема кроется в эмоциональной окраске. Читайте и говорите выразительно.
  2. Нужно уметь говорить в разных тонах. Развить это умение поможет следующее упражнение. Читайте стихотворение вслух таким образом, чтобы одна строчка звучала громко, вторая – тихо и так до конца произведения.
  3. Потренироваться в проявлении разных эмоций можно, читая одну и ту же фразу, но с разными эмоциональными оттенками. Например, можно говорить одно и то же с грустью, радостью, отчаянием, гневом, удивлением.

Дикцию и речь поставить не так трудно, как научиться работать с эмоциями.

Слушайте себя

Как понять, что дикция и голос улучшились, что вы работаете в правильном направлении? Конечно, нужно послушать себя. Запишите свою речь на диктофон и оцените, что изменилось, чего вы добились, а что еще нужно корректировать. Сделайте выводы о том, как разработать дикцию конкретно в вашем случае, на что надавить, а чему уделить меньше внимания.

Оценивать голос желательно на «свежую голову», то есть, спустя несколько часов после тренировки речи, полностью отдохнув и будучи в хорошем настроении. Тогда оценка будет более объективной, а вы поймете, как развить дикцию и избежать новых ошибок. Записывайте свой голос до тех пор, пока произношение не покажется вам идеальным.

Мы разобрались, как развить свою дикцию, как правильно тренировать речь и сделать ее эмоциональной. Занимайтесь регулярно, и даже в домашних условиях вам удастся достичь весомых результатов и больше не останавливаться на волнующей вас проблеме — как поставить и натренировать дикцию.

Правильная речь и правильный выговор в наше время – редкость среди «простых смертных». Бывает, что человек так тараторит, думаешь – иностранец, а потом оказывается, что вы говорите на одном языке.

Хорошая дикция – это качество, необходимое, в первую очередь, людям: политикам, журналистам, ораторам, операторам колл-центров. Однако если вы хотите быть успешным, то вам тоже придется поработать над своей речью.

Укрепляем мышцы

Для того, чтобы язык не заплетался, его необходимо тренировать! А кроме мышц языка, еще нужно тренировать губы, нижнюю челюсть и правильное речевое дыхание. Вот с него и начнем.

Упражнения для речевого дыхания

  • Разрабатываем диафрагму: примите удобное для вас положение – стоя, сидя, лежа на спине – одну руку положите на живот, вторую – на грудную клетку. Вдохните через нос, при этом ваша грудная клетка и живот должны расширяться. Затем – спокойный выдох через нос, живот и грудь принимают начальное положение.
  • Быстро вдохните через нос, задержите дыхание на 2–3 секунды и медленно выдохните через рот.
  • Откройте рот пошире и сделайте быстрый вдох. На неспешном выдохе произносите какой-нибудь из гласных звуков (а, о, у, э, ы, и).
  • Посчитайте на одном выдохе до пяти. Если это упражнение дается вам легко, посчитайте до десяти. Все еще легко? Считайте в обратном порядке!
  • Читайте поговорки и пословицы на одном дыхании. Чтоб далеко не ходить, вот вам примеры:
  • «Помычите»! Сомкните губы и тяните звук м, меняя интонации и громкость голоса.
  • «Порычите»! На этот раз губы можно не смыкать. Поиграйтесь со звуком р – также меняйте громкость звука и интонации.
  1. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
  2. Правой рукой строят – левой ломают.
  3. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  4. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  5. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
  6. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… (Егорок можете считать, пока позволяет дыхание!)

Упражнения для языка, губ и челюсти

  • Поставьте перед собой зеркало и в течение пяти минут показывайте себе язык: высовывайте его как можно дальше, затем быстро прячьте обратно за зубами, потом снова высовывайте и снова прячьте.
  • Дотроньтесь кончиком языка до внутренней стороны левой щеки, затем – правой. Повторяйте эти движения 7─10 минут.
  • Исходное положение: рот закрыт. «Полируйте» зубы с внутренней стороны – 20–30 круговых вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Высуньте язык и начните им вращать в воздухе 15 кругов по часовой стрелке и 15 – против.
  • Соберите губы в трубочку, а затем растяните в улыбку. Повторяйте комбинацию в течении 7 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте гонять воздух (со слюной) сперва по часовой стрелке, затем – против.
  • Покорчите себе немного рожицы – это и мышцы лица разомнет, и настроение поднимет.

Говорим правильно

Для того, чтобы ваше произношение было красивым и правильным, усвойте несколько простых правил:

  • Не «глотайте» окончания слов! Очень часто при быстром разговоре люди упускают окончания. Чтобы научиться этого избегать, проговаривайте такие ряды:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .