Из чего состоит цифра 4. Постановка темы, цели урока. Материалы к занятию

Конспект урока по математике на тему:

« Число и цифра 4»

Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

2015г.

Тема

Число и цифра 4

Цель темы:

Познакомить с числом и цифрой 4

    Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

    формировать умения правильно соотносить цифру 4 с количеством предметов, писать цифру 4;

    Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх;

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке.

Формировать УУД:

Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности;

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

Следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Регулятивные:

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Способствовать выполнению пробного учебного действия;

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

Развивать умение работать с разными видами информации;

Продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;

Работать над использованием знаково-символичных средств;

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

Умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

    Предметные:

Знает название и последовательность чисел при счете.

    Личностные:

Умеет проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

Определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.

    Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме;

Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; .

Основные понятия

Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно)

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть,

Методическое пособие, картинка совы, наглядный и раздаточный материал, презентация, электронная физмиинутка.

Организация

пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Предметные

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.слайд 1

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.Слайд 2

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Умеет слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Умеет находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить счёт в пределах 10.

Работать с информацией , представленной в форме стихотворения.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 10,

показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего

в обсуждение проблемныхвопросов.

Устанавливает тематические рамки.

Организует называние шагов учебной деятельности.

II этап. Актуализация знаний. Устный счёт

Повторим прямой и обратный счет до 10;

Назовите соседей числа 2,5,8. - Сравните числа 6 и 9. Какое из них больше, почему? (9больше, т. к. стоит правее в натуральном ряде чисел)

Назовите числа,которые меньше 6, больше 9.

б) Работа в тетради.

Запишите число, которое стоит перед числом 2. - Запишите цифрами количество грибов, изображенных на экране (3).слайд 3

Посмотрите на экран. Из данных чисел запишите наибольшее число: 1 2 3слайд 4

Продолжите эту закономерность до конца строчки.

Решим задачки в стихах. Ответы покажите с помощью веера.

1)На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух, сколько стало петухов? У кого ответ готов?

Как записать решение?Слайд 5

2) Посадил я три хороших

Белых бусинок-горошин.

А росточков из горшка

Показалось только два.

Две горошинки взошло.

Сколько же не проросло?

Какое решение запишем? - Молодцы, вы хорошо поработали, вспомнили изученное ранее. Но сегодня нам предстоит узнать ещё много очень важного и интересного.

Знает название и последовательность чисел при счете

Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) ;

Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

III этап. Изучение нового материала.

Цель – познакомить учащихся с числом и цифрой 4.

Познакомить учащихся с составом числа 4.

Участвовать в работе по решению примеров

Осуществлять взаимный контроль и оказывать работать в парах ).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению состава числа 4.

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

Включить учащихся

в обсуждение

вопросов.

ставлю цифру в числовой ряд

III этап. Постановка проблемы
а) – Посмотрите на экран. Какие множества вы видите? (собачки и стульчики)слайд 6

Что общего между этими множествами?

Кто сможет сказать, что мы должны узнать на уроке?

Верно, к нам снова в гости пришла мудрая сова и хочет, чтобы мы узнали о числе и цифре 4.

б) Практическая работа

Посмотрите на экран. Паровозик решил прокатить своих друзей, но он не знает, сколько вагончиков ему нужно. Поможем ему? слайд 7

Сколько друзей у вагончика? (4)

Поставим вагончик для Буратино.

Поставим вагончик для Мальвины.слайд8

Сколько получилось вагончиков? (2)

Как получили число 2? (Запись на доске 1+1=2)

Поставим вагончик для Золушки.

Сколько вагончиков стало?

Как получили 3? (Запись на доске 2+1=3)

Всех друзей посадили?

Поставим вагончик для Незнайки. Сколько стало? (4)

Как получили число 4? (3+1)слайд9

в) Знакомство с цифрой 4.Сейчас с помощью красных и желтых кружков покажите все варианты состава числа 4слайд 10

(После выполнения задания на экран выводится картинка с изображением состава числа 4 и дети проводят взаимопроверку)

– А чем число 4 отличается от цифры 4?

(Цифра 4 – это лишь знак для обозначения количества, равного 4.)

На что похожа цифра 4?

А ЧЕТЫРЕ букву «Ч»,
Не напомнила тебе?
Честным, Чутким Человеком
Будь всегда и будь везде

В математике слово «четыре» заменяют цифрой 4.

Где должно стоять число 4 в числовом ряду?

Научимся правильно и красиво писать её. Показ написания цифры 4 на экране, на доске.Слайд 11

Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,

пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.

5. Физминутка под музыку.(электронная физминутка) слайд 12

А сейчас давайте вместе с озорными собачками потанцуем на полянке.

Называет и обозначает действия сложения и вычитания.

Умеет правильно писать цифру 4.

Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)

IV

Цель – научить правильно писать цифру 4.Запомнить состав числа 4.

Работать с информацией .

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре ).

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

а) Работа по учебнику с.62.

Рассмотрите картинку.

Какое время показывают часы?

Сколько цыплят у курочки?

б)Работа в рабочей тетради на с.50.

Посчитайте сколько раскрашенных арбузов.

Раскрасьте еще 1 арбуз.

Сколько стало арбузов.

Дополним данную запись.

Давайте еще раз проговорим, как получили число 4. Расскажите друг - другу.

А как из 4 получить 3?

в) с.62 №3- решение записать в тетради.

с. 63 № 5, 6- устно, с помощью цифровых вееров.

г) Самостоятельная работа в карточках:

(У девочек задания на желтых листочках, у мальчиков - на зеленых.)

Взаимопроверка по готовым ответам на экране. Сначала проверяют девочки, затем проверяют мальчики. У кого нет ни одной ошибочки, получают медальки.

Умеет распознавать и исследовать исходные данные;

Умеет выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке.

Выяснить, что усвоили учащиеся.

Работать с информацией , представленной в форме рисунка .

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:слайд13

Я запомнил

Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?

Над доской – семь разноцветных цветочков по порядку цветов радуги. См рисунок 3.

На каждом цветочке - буква:

М О Л О Д Ц Ы

Рисунок 3.

Проследите глазками за цветочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: красный цветочек, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый. Какое слово получилось? (Молодцы.)

– Чему вы научились?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось?слайд 14

Правильно употребляет в речи математические понятия.

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Отличает новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Открытый урок в 1 классе.

Предмет: Формирование основных математических понятий.

Тема: Число и цифра 4. Состав числа 4.

Цели: Усвоение способов получения числа 4.

Задачи: Способствовать формированию знаний о составе числа 4; научить писать цифру 4; закреплять навык устного счёта в пределах 10; способствовать закреплению знаний геометрического материала, частей суток, времён года; познакомить со сторонами света; упражнять в назывании цифр, сторон света, частей суток и времён года на казахском языке.

Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление; математическую речь; мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнения графического задания, пальчиковой игры; воображение, внимание, память.

Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: Комбинированный урок с элементами интегрирования.

Вид урока: Нестандартный.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, эвристический.

Формы: Коллективная, индивидуальная.

Технология: Критическое мышление.

Стратегии: «Мозговой штурм», «Ассоциации».

Межпредметная связь: Казахский язык, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой.

Предварительная работа: Чтение сказки В.Катаева «Цветик- семицветик».

Оборудование. Рисунок цифры четыре, числовые карточки, предметные картинки, цветные таблицы с рисунками геометрических фигур, модели компаса, рисунки частей суток, кассы цифр, индивидуальные разноуровневые карточки, цветок ромашка.

Ожидаемый результат: формирование знаний детей о составе числа 4; решение детьми примеров и задач с числом 4.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

На улице светит солнышко, улыбается и дарит нам свет и тепло.

Передадим частичку его тепла друг другу. Возьмитесь за руки.

Давайте расскажем солнышку наше стихотворение.

Солнышко, солнышко, я тебя люблю!

Солнышко, солнышко, я тебя прошу,

Дай ты мне, солнышко, мира и добра,

Дай ты мне, солнышко, здоровья и тепла!

Постановка целей урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой цифрой и числом, будем играть, считать и решать.

2. Проверка знаний учащихся.

Устный счёт. Дидактическая игра «Считай дальше в прямом, обратном порядке».

Цель д./игры: повторить прямой и обратный счёт в пределах 10.

Материал: числовые карточки.

«Мозговой штурм».

Какое число следует за числом 5? (6)

Его соседи – числа 3 и 5. (4)

Какое число меньше числа 3 на 1? (2)

Число, которое есть в названии сказки «Волк и… козлят». (7)

Число, которое есть в названии сказки о весёлых поросятах. (3)

Назовите самое маленькое число. (0)

Сколько дней в неделе? (7)

Назовите четвёртый день недели. (Четверг)

Работа с геометрическим материалом.

Дидактическая игра «Будь внимателен».

Цель д./игры: уметь выделять в сложном геометрическом рисунке треугольники, четырёхугольники, круги; закрепить знания о цвете, цветовых оттенков.

Материал: цветные таблицы с рисунками геометрических фигур.

Что вы видите на рисунке?

Какие знакомые фигуры вы видите?

Сколько одинаковых фигур на рисунке?

Мчится всадник на коне,

Задает вопросы мне:

«Из каких фигур составлен

Человек на скакуне?»

Работа в тетрадях.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Графический диктант.

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию

на две клетки вправо,

на две клетки вниз,

на две клетки влево,

на две клетки вверх.

Что у вас получилось? (Квадрат)

Разделите квадрат на четыре маленьких одинаковых квадрата.

Как это сделать?

(Провести две линии).

Как вы провели линии? (От стороны к стороне)

Сколько всего квадратов? (Один большой и четыре маленьких).

Сколько у квадрата сторон?(4)

Сколько у квадрата углов?(4)

Поэтому квадрат называют четырёхугольником.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Каждый вам представить рад

Как зову его? (Квадрат).

Можно получить четыре треугольника из квадрата? Как это сделать?

(Нужно провести две линии от угла к углу)

Чем похожи треугольник и квадрат? Чем отличаются?

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 4, составом числа 4.

На что похожа эта цифра?

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Ребята, где вам приходилось встречать цифру 4? (На часах, на домах,

на автобусах, 4 колеса у машины, 4 ножки у стула и стола, 4 угла в

комнате).

Знакомство со сторонами света.

Ещё существуют четыре стороны света: север, юг, восток, запад.

Называние сторон света на казахском языке:

север – солтүстік, юг – оңтүстік, восток – шығыс, запад – батыс .

Нам знакомы названия сторон света из сказки В.Катаева «Цветик

семицветик». Давайте вспомним отрывок из сказки.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Что бы вы сейчас хотели пожелать? (Ответы детей).

Рассматривание компаса, объяснение учителя.

Знакомство с частями суток.

Скольковы знаете частей суток (4).

Называние частей суток на русском и казахском языках:

н очь – түн, утро – таң, день – күн, вечер – кеш.

Дети определяют последовательность частей суток.

Рассматривание рисунка.

Игровое упражнение «Части суток».

Педагог предлагает детям закончить предложения.

Спим мы…(ночью).

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром).

Делаем зарядку мы утром, а обедаем…(днём).

Обедаем мы днём, а ужинаем …(вечером).

С цифрой 4 связаны времена года. Назовите их на русском и

казахском языках:

зима – қыс , весна – көктем , лето – жаз , осень – күз .

Игровое упражнение: «Расположи по порядку».

Педагог вывешивает хаотично картинки с изображением времён года.

Дети располагают в соответствии их очерёдности.

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Подбор слов-ассоциаций к временам года.

Зима – холод, мороз, снег, лёд, коньки, санки, снеговик.

Весна – тепло, лужи, сосульки, ледоход, прилёт птиц.

Лето – жара, речка, цветы, каникулы.

Осень – прохлада, школа, урожай, листопад, дождь.

Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Какой сейчас

месяц года?

Физминутка «Корова».

У коровы всё по два:

Уха два, и глаза два,

Ноздри…их, конечно, две.

Есть рога на голове,

А ещё две пары ног,

Левый бок и правый бок.

Только хвост всего один,

Сам себе он господин!

Получение числа 4.

Решение задач. (У доски один ребёнок, остальные работают с

кассами цифр).

Демонстрационный материал: предметные картинки, кассы цифр.

Потеряла зайчиха зайчат, Дружно муравьи живут

А зайчата сидят и молчат. И без дела не снуют.

За кадушкой один, за кормушкой один, Два несут былинку,

За листом один, под кустом один. Два несут иголку.

Отыскать их помогите, Ну-ка, сосчитай-ка,

Сколько всех зайчат, скажите. Сколько их под ёлкой?

1 + 1 + 1 + 1 = 4 2 + 2 = 4

По тропинке ёжик шёл, На лугу стоит корова

Три грибочка он нашёл. И одна скучает снова,

Походил вокруг осин Прибежали три лошадки.

И нашёл ещё один. Сколько стало всех, ребятки?

Сосчитайте, дети, 1 + 3 = 4

Грибочки эти.

Цифру 4 вы можете узнать,

А умеете ль писать?

Работа в тетради. Запись цифры 4.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашем классе девочки и мальчики,

А теперь подружатся маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Раз, два, три, четыре, пять –

Работа детей с индивидуальными разноуровневыми карточками.

Одарённые дети составляют и решают задачи на сложение и вычитание, слабые дети считают предметы и записывают соответствующую цифру.

Рефлексия.

Что узнали вы сегодня нового?

С каким числом и цифрой познакомились?

Как можно получить число 4?

На доске цветок, в сердцевине которого цифра 4. На лепестках цветка

написаны примеры, некоторые цифры которых закрыли бабочки.

Сегодня мы вспомнили отрывок из сказки «Цветик-семицветик».

А у нас есть свой цветок, но только с пятью лепестками – «Цветик-

пятицветик».

Какие цифры спрятали от нас бабочки? (Дети отвечают с помощью

цифровых карточек).

Примеры: 2 + …, 1 + …, 0 + …, 3 + …, 4 + …

Подведение итогов урока

Все сегодня работали хорошо, дружно. Скажем друг другу

Тема урока: Число и цифра 4.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с образованием числа 4; состав числа 4.

Предметные результаты:

Устанавливать закономерность, заполнять в соответствии с ней таблицу;

Писать цифру 4, соотносить цифру и число.

УУД

Регулятивные: понятие и понимание учебной задачи урока; формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновать этапы решения учебной задачи.

Личностные результаты: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего урока.

2. Актуализация знаний

  • Математическая разминка:
    - счет прямой от 1 до 10 на числовом луче
    - счет обратный от 10 до 1
    - назовите предыдущее число числа 2
    - назовите последующее число числа 1
    - назовите соседей числа 3.

Назовите наименьшее число.

Назовите наибольшее число.

Назовите число больше 3, но меньше 5.

  • Отгадайте загадки:
    - Одно брюшко, четыре ушка (подушка)
    - Четыре крыла. А не птица, крыльями машет и ни с места (мельница)
    - Четыре ноги, а ходить не может (стул)
    - Чем похожи все эти загадки? (У всех загадок содержится число 4).
    - Где встречались в жизни с числом 4? (4 времени года, 4 стороны света, 4 лапы; недаром у стола и стула 4 ножки, ведь древние люди считали число 4 символом устойчивости и прочности).
  • Вот что писал С. Маршак о числе 4.

Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они - за две минуты.

3. Изучение нового

Так какая тема урока? (Мы будем изучать число 4, цифру 4.)

Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать все о числе 4 и научиться писать цифру 4)

Посмотрите на числовой ряд. Найдите число 4.

Что можете рассказать об этом числе?

На каком месте в ряду чисел стоит данное число?

Назовите соседей числа 4.

На сколько 4 меньше последующего числа 5?

На сколько число 4 больше предыдущего числа 3?

Как обозначить число 4, с помощью какой цифры?

На что похоже число 4? (стул)

Р.т. с.50 №1

Обведите по стрелкам цифру 4. Раскрасьте ее красным карандашом

Какое количество предметов она обозначает. Раскрасьте столько квадратов.

Посмотрите на картинку слева - сколько арбузов раскрашено? Что нужно сделать, чтобы стало 4 арбуза?

Составьте пример по рисунку. Как получили число 4.

Физминутка

Работа в тонкой тетради

Давайте научимся красиво писать эту цифру 4.

Рассмотрим цифру 4?

Из чего она состоит? (из 3 палочек- 2 наклонные и одна горизонтальная)

Посмотрите, как она пишется

Начинаем писать немного правее верхней стороны клетки. Ведем наклонную линию вниз, чуть ниже середины клетки. Не отрывая ручку от бумаги, ведем горизонтальную линию вправо, чуть-чуть не доводя правой стороны клетки. Оторвите ручку от бумаги. Поставьте ручку чуть выше середины правой стороны клетки и ведите вниз длинную наклонную прямую, чуть правее к нижней стороне клетки.

Диск (Электронное приложение к учебнику). Найдите цифру 4 записанную правильно.

Мы научились писать цифру 4.

Состав числа

Сейчас вы будете работать в парах. Приготовьте 4 квадрата любого цвета. Представьте что это стулья.

Как можно расставить 4 стула за 2 стола? (Один у доски)

Кто расставил стулья иначе?

Сделаем вывод, что такое 4? (4 – это 1 и 3; 4 – это 3 и 1; 4 – это 2 и 2)

Узнали состав числа.

Посмотрите на стр.62 №3 учебника

Сколько монет достоинством в 1 рубль?

Сколько монет достоинством в 2 рубля?

Каких монет больше?

Как по-разному можно показать 4 рубля?

Оказывается, полученные знания могут пригодиться и в жизни.

Стр. 63 №4

Посмотрите, чем отличаются фигуры?

- Решите задачки:

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечки.

Тут одна к ним прибежала.

Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. (4)

(Число и цифра 4)

  1. Работа по теме урока

-

2.Работа по учебнику

-

-

-

-

-

стр. 48 - 49

За тремя идут четыре,

На что похожа цифра 4?

Гляди: четыре - это стул,

  1. Физкультминутка
  2. Работа в учебнике - № 3, 4, 5.
  3. Работа в «Рабочей тетради» - стр. 46 - 47.

1.Пальчиковая гимнастика

У овечек на шубках колечки,

Те овечки пасутся у речки.

Их пасут две собаки лохматые,

А пастух на пригорке у дерева

(показать руками гору)

На свирели играет затейливо.

  1. Рефлексия
  1. Итог урока

-

Чему научились?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики на тему: "Число и цифра 4"»

План – конспект

урока математика в 1 классе

УМК «Перспектива»

Тема урока: Число 4. Цифра 4.

Цели и задачи : познакомить с числом и цифрой 4; рассмотреть числовые равенства 1+3=4, 3+1=4, 2+2=4, 4-1=3, 4-2=2, 4-3=1; формировать представление о четырехугольнике; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, речь, творческие способности, умение анализировать.

Планируемые результаты : учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять состав числа 4; соотносить число и цифру 4; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

    Организационный момент.

- «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи!» - это девиз нашего урока.

Подумайте, как эти слова связаны с нашими уроками?

    Актуализация знаний.

1. Логическая разминка

Разгадайте ребусы, которые я для вас приготовила:

ПО2Л (подвал) С3Ж (стриж) 3О (трио)

2. Устный счет

Назовите предыдущее число для чисел 9, 7, 10.

Назовите последующее число для чисел 5, 8, 4.

Назовите соседей чисел 6, 3, 2.

Сосчитайте:

    от 1 до 10 и обратно;

    Самоопределение к деятельности

- Решите задачки:

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечки.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало? (4)

Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. (4)

Что общего в загадках? (В них встречается число 4)

Кто догадался, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

(Число и цифра 4)

Какую цель вы поставите перед собой?

    Работа по теме урока

1. Работа над составом числа 4

- Положите 4 палочки, отодвиньте 1 палочку.

Какое выражение можно записать? 4 = 3 + 1

Положите 4 палочки, отодвиньте 2 палочки.

Какое выражение можно составить? 4 = 2 + 2

Положите 4 палочки, отодвиньте 3 палочки.

Какое выражение можно составить? 4 = 1 + 3

2.Работа по учебнику

- Назовите соседей числа четыре?

- За каким числом следует число четыре?

- Какие числа предшествуют числу четыре?

- Назовите четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток?

- Где еще встречается число четыре? (номер квартиры, день рождения, …)

Откройте учебник на стр.62 - 63 (Задания 1, 2, 3)

2. Работа в «Рабочей тетради» - стр. 48 - 49

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря. (С. Маршак)

На что похожа цифра 4?

Гляди: четыре - это стул,

Который я перевернул. (Г.Виеру)

Нарисуйте по стрелкам цифру 3, раскрасьте ее красным цветом.

Составьте выражение по рисунку: 3 + 1 = 4

    Физкультминутка

    Закрепление изученного материала

    Работа в учебнике – № 3, 4, 5.

    Работа в «Рабочей тетради» - стр. 46 – 47.

    Упражнения для развития навыков письма

1.Пальчиковая гимнастика

У овечек на шубках колечки,

Те овечки пасутся у речки.

(пальцами по очереди делать «колечки»)

Их пасут две собаки лохматые,

(пальцами обеих рук показать собак)

Что виляют хвостами мохнатыми.

(помахать кистями рук, как хвостиками)

А пастух на пригорке у дерева

(показать руками гору)

На свирели играет затейливо.

2. Правила посадки при письме

3. Выполнение задания внизу на стр. 47

    Рефлексия

Какое количество предметов мы обозначим цифрой 4?

    Итог урока

- С чем мы познакомились сегодня на уроке?

Чему научились?

Где можно применить эти знания?

Математика.

Тема: Число 4. Цифра 4

Цели:

1) Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4, учить считать до 4,

формировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.

2) Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

3) Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: картинка зимы, игрушка белочка, корзинка; изображения 4 грибов, 4 шишек, наборное полотно.

Раздаточный материал: касса цифр, счётные палочки, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

I Орг.момент

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-- Кто меня видит – хлопните.
--Кто меня слышит – топните.
--Кто готов со мной работать – поднимите руку.

II Повторение

Ребята, посмотрите на картинку. Какое время года изображено? (Правильно, зима).

Зимой не растут грибы и ягоды, вся земля покрыта снегом. Многие лесные звери, чтобы переждать зиму, заранее приготовили себе припасы. Давайте посмотрим, что же на зиму, приготовила себе белочка.

Педагог ставит на стол игрушку белочки и корзинку, в которой находятся предметные изображения грибов и шишек. В верхний ряд наборного полотна выставляет 3 шишки, а в нижний 2 грибочка.

Что это? А что это?

Сколько грибов? А шишек? (Дети считают. Находят нужные цифры в кассе цифр).

Чего больше? Чего меньше? (Используется приём приложения).

Что надо сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? (Решают добавить ещё один гриб).

Сколько стало грибов? Как получилось 3?

Сколько теперь шишек и грибов? (3 и 3 – поровну).

III Изучение нового . Знакомство с числом и цифрой 4

    Образование числа 4.

Учитель из корзинки достаёт ещё один гриб и выставляет его на наборное полотно.

Больше или меньше стало грибов?

Сколько стало грибов? Учитель считает, выделяя интонацией «четыре» и делая обобщающий жест. Дети вместе с учителем ещё раз считают грибочки.

На доске появляется запись: 3 + 1 = 4

Как получилось число 4? (К трём прибавили один).

Аналогичная работа проводится с использованием шишек.

А теперь поровну ли грибов и шишек?

Давайте сложим все грибы и шишки в корзинку. Они белочке зимой очень пригодятся.

2) Знакомство с цифрой 4.

Посмотрите, как обозначается число. На что похожа эта цифра?

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул. (Г.Виеру)

Изобразим цифру 4 руками. (Даётся инструкция и образец).

Сколько ножек у стула?

Сколько лапок у белочки?

IV работа в азбуке тетради.

Задание №1

- Посмотрите на картинку.

Посчитайте сколько кружек желтого цвета на столе? (1).

Приклейте цифру 1 и наклейку с одной точкой.

Сколько ложек на столе? (3).

Приклейте цифру 3 и наклейку с тремя точками.

Сколько кружек синего цвета на столе? (2).

Приклейте цифру 2 и наклейку с двумя точками.

Посчитайте сколько конфет на столе? (4).

Приклейте цифру 4 и наклейку с четырьмя точками.

Посчитайте сколько яблок на столе? (5).

Приклейте цифру 5 и наклейку с пятью точками.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире. Глазками поморгать.

Друг на друга посмотреть и на место тихо сесть.

Задание №2

Ребята посмотрите на задание под номером 2.

Какие геометрические фигуры изображены? (Шар, куб и цилиндр).

Назовите, а какие предметы у нас напоминают шар? (Елочная игрушка, шарик).

А какие предметы нам напоминают куб? (коробка, ящик).

А какие предметы напоминают цилиндр? (катушка ниток, полено).

Разукрасьте только те предметы, которые больше напоминают геометрическую фигуру.

Задание №3.

Ребята, отгадайте загадки и подумайте к какой группе они относятся.

На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник )

Загадки про первую группу предметов.

Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.
(Панама)

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это?
(Гусь)

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)

Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).

Правильно. Молодцы!

IV Физминутка

Изображение цифр 1, 2, 3, 4.

V Закрепление

1) Повторим хором по порядку: 1, 2, 3, 4

2) Обведём цифру пальчиком в воздухе, покажем носом, как Буратино, ногой на полу.

3) В тетрадях пропишем цифру 4

5) Раскрасить только те фигуры, в которых написана цифра 4.

VI Итог занятия

Понравились вам задания?

С каким числом познакомились, какую цифру учились писать?

Молодцы, ребята!