Эмблемы пиратов для детей. Пиратские символы (прозвища, названия кораблей, флаги, татуировки, Веселый Роджер, амулеты) — Тайны истории. Почему его так называют
Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик)
Влюбленной жабы - зеленовато-серый
Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот
Гаити - или розовый, или ярко-синий
Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название
Лондонского дыма - тёмно-серый
Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком
Какао-шуа - цвет горячего шоколада
Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом
Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый
Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом
Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").
Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый - темно-вишневый.
Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор - густо-красный с синеватым оттенком.
Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский - один из оттенков красной гаммы (от баркан "плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
Бистровый - - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".
Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
Бисной - седой, серебристый.
Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond).
Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
Болкатый - черный, темный.
Бордоского вина - красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой - ярко-голубой.
Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
Брэнсолитеровый - оттенок коричневого.
Буланый - серо-бежевый.
Бурнастый - то же, что бурый.
Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова - оттенок розового.
Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Винный – желтовато-красный.
Влюбленной жабы – зеленовато-серый.
Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити – или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный – серый.
Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гороховый – серый или грязно-желтый.
Гортензия – нежно-розовый.
Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.
Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький – светло-серый.
Драконьей зелени - очень темный зелёный.
Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.
Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол -
старое название благородного опала.
Жирафовый – желто-коричневый.
Жонкилевый – цвет нарцисса.
Зекрый – темный, светло-синий, сизый.
Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши – нежно-серый цвет.
Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа - цвет горячего шоколада.
Камелопардовый – желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.
Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Колумбиновый - сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный - то же, что коричневый.
Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза – светло-красный.
Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.
Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный – красно-розовый.
Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер - светло-серый.
Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори - темно-голубой, синий.
Мов - розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный – оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный – цвета облака.
Оброщеный - багряный.
Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний - синевато-лиловый.
Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь - ярко-синий.
Парижский голубой - cветло-голубой.
Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Пелесый - темный, бурый.
Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый - жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
Померанцевый - апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый - пурпурный.
Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый – иссиня-зеленоватый.
Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").
Ранжевый - то же, что оранжевый.
Резвая пастушка - оттенок розового.
Рвота императрицы - оттенок коричневого.
Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги – оттенок розового.
Селадоновый – серовато-зеленый.
Сизый – цвет голубя, после просто синий.
Силковый – голубой, васильковый.
Сине-алый – темно-фиолетовый.
Синетный – церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый – с синим отливом.
Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо – розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый - ярко-красный.
Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго – оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный – синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый - грязновато-зеленый.
Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии - насыщенный розовый.
Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
Цвет бедра испуганной нимфы.
Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной - искрасна-рыжий.
Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан - цвет с переливающимися оттенками
Шарлах – ярко-красный, от названия краски.
Шартрез - жёлто-зелёный.
Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.
Обновлено 02/07/16 21:21 :
Обновлено 02/07/16 21:28 :
Ну, вперед, помолясь:
Люди
Сюрприз дофина, цвет детской неожиданности
— по легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пелёнок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рождённого двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».
Рвота императрицы
— оттенок коричневого. Которая императрица прославилась, не указывается - Н.
Мордоре, мардоре
— цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского
maure
dor
é, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине
XIX
в.
Кардинал на соломе — сочетание жёлтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Рогана в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
Жандарм
— оттенок голубого. Слово появилось в конце Х
I
Х в. благодаря цвету жандармской формы.
Дети Эдуарда
— оттенок розового. (Дети Эдуарда
IV
, умершие в Тауэре?)
Бисмарк
— коричневый. Его оттенки
—
«Бисмарк
malade
»
(больной),
«Бисмарк
en
colere
»
(сердитый),
«Бисмарк
glace
»
(сдержанный),
«Бисмарк
scintillant
»
(блестящий),
«Бисмарк
content
»
(весёлый).
Бисмарк-фуриозо
(«рассерженный»)
— коричневый с красный отливом. -Довели человека! - Н
Бедра испуганной нимфы
— оттенок розового. Возможно, возникло в начале
XIX
в. с появлением нового сорта роз. (Существует ещё цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый
— «нимфа спокойна».) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы»
, а солдатский
— «ляжкой испуганной Машки»
Весёлая вдова
— оттенок розового. Вот оно как! - Н
Голова негра
— с
XVIII
столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Резвая пастушка
— оттенок розового
Просто по именам:
«
Борода Абдель-Кадера»
или «
борода Абдель-Керима»
— материал цвета белого с чёрным оттенком и серым отливом. - Кто ты, Абдель-Кадер или Керим? - Н
Блё-раймондовый
— оттенок синего цвета (от фр.
bleu
«синий» + имя
Raymond
). - Кто ты, Раймонд в голубом??? - Н
Лорд Байрон
— тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лавальер
— желтовато-светло-коричневый. Вошёл в моду, в отличие от юфтевого, только в середине
XIX
столетия. - От Луизы де Лавальер?
Клеопатра
— пурпурный.
Мария Луиза
— голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала)
Маркизы Помпадур
— оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в её честь
—
Rose
Pompadour
Аделаида
— красный оттенок лилового. По другим источникам, тёмно-синий. В 40—50-х годах
XIX
в. употреблялось в прессе и литературе: встречается у
Тургенева
(«цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и
Достоевского
(«Так этот галстух аделаидина цвета?
— Аделаидина-с.
— А аграфенина цвета нет?»
Аполлон
— ярко-золотой.
Аврора
— устрично-розовый.
Аврорный
— от имени Авроры — богини утренней зари в римской мифологии. Светлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом.
Животные:
Влюблённой жабы
— зеленовато-серый.
Влюбленного жирафа
(или брюха жирафа, или "жирафы в изгнании")
— сочетание светло-коричневого и жёлтого с рыжеватым оттенком. Этот цвет, вернее, его название, пришло из Франции: в 1827 году в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королём Египта, в дар французскому королю
Карлу Х. Это был самый модный цвет 1827 г.
Гусиного помёта
(мердуа,
merde
d
’
oie
)
— жёлто-зелёный с коричневым отливом
Испуганной мыши
— нежно-серый цвет
Лягушки в обмороке
— светлый серо-зелёный
Паука, замышляющего преступление
— тёмный оттенок серого. По другим источникам
— чёрный с краснотой
Последний вздох жако
— жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют
Битвы, огонь и пожары внесли большой вклад в определения цветов .
Адского пламени, адского огня
— лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или чёрный с красными разводами
Базарного огня
— определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце
XIX
в.
— в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897
г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем)
— тёмный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мёртвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому
— он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма»
— коричневый.
Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки
Московского пожара
— похож на цвет давленой брусники
Лондонского дыма
— тёмно-серый
Сольферино
— ярко-красный. Назван в честь
битвы при Сольферино
в австро-итало-французской войне в 1859 г.
Маренго
— серый с вкраплениями чёрного. Название появилось после
битвы при Маренго
в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим
— ткани местного производства ручной работы были главным образом тёмно-серого цвета
.
Маджента
— ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь
битвы при Сольферино
в 1859 году был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла ещё одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Города
Лондонской грязи
— тёмно-коричневый
Парижская синь
— ярко-синий.
Парижский голубой
— светло-голубой.
Парижской грязи
— грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками
Луи-Себастьена Мерсье
«Картины Парижа»
Багдад
— розоватый, цвета
кирпичной
пыли
Избранные термины из словарей цветообозначений.
Обязаны ли мы знать, что это за цвет – Бисмарк-фуриозо
? Нет, конечно, если мы не работаем технологом по окраске тканей.
А цвет «блохи, упавшей в обморок »
? Это уже интересно.
Недавно значительная часть Интернета увлеченно выясняла, что это за «цвет бедра испуганной нимфы»
и чем он отличается от «цвета ляжки испуганной Машки».
Когда заходит речь о цветообозначениях, мне всегда вспоминается одна знакомая мне совковая дама. Дама эта была высокого мнения о себе, о своей красоте и уме. Но я – совсем молодая по тем временам девчонка, тихонько хихикала в кулак, когда дама во всеуслышанье рассказывала о том, что она заказала себе шикарное платье «мясного»
цвета. Это был один из двух известных ей цветов. Второй – вы уже догадались? – да, правильно, - бутылочный
цвет. Эти цвета были ей наиболее близки и потому известны. Она обходилась ими, как Эллочка-людоедка своими тридцатью словами.
Но даже и в совковых журналах мод могли упоминаться менее распространенные цветообозначения, например, цвет электрик, оливковый или цвет спелой вишни.
Поэтому иногда не мешает уточнить, что же означает данное название. А иногда просто развлечься, прочитав, что же это за цвет «последний вздох жако»
или «сюрприз дофина».
Автомобиль - [от фр. automobile < греч. "сам" + лат. mobilis "подвижной, движущийся"] - серовато-синий.
Название употреблялось на рубеже XIX-XX вв., так как именно таким был по преимуществу цвет первых автомобилей.
Адриатика - [от Адриатика (Адриатическое море) < – греческая колония 6 в. до н.э.] – тёмно-голубой.
"...Лапы елей расступились, а затем опустилась, звонко хлестнув "тещину дверь" модного цвета "адриатика".
Современное название одного из цветов автомобиля.
Адский
- [калька с франц. flame d"enfer] - образное название красного цвета с лиловым оттенком
. Cм. также Адского огня, Адского пламени.
"Тележка, сваренная какой-то пьянью неровно и подло и окрашенная в абсолютно адский цвет, принимает на себя мертвый груз и повизгивает, как живая." (Ю. Алешковский. Рука)
Аккорд - [от аккорд "сочетание чего-л. (чаще – музыкальных звуков), воспринимаемое как единство" < ит. accordo "созвучие"] – темный серо-бежевый.
Аметистовая ночь - [от аместист "полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца" < нем. Amethyst, фр. am?thyste < греч. < "не" + "опьяняю"; название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения] – темный фиолетово-синий .
"За худощавыми плечами, обтянутыми полосатой безрукавкой, возвышался длинный тубус штурмового рюкзака цвета Аметистовой Ночи..."
Арлекин - [от Арлекин – имени персонажа итальянского национального театра (так называемой commedia dell"arte), остроумного слуги-шута, характерной принадлежность которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов < ит. arleccino] - пестрый, разноцветный . В нач. XIX в. арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень - благородный опал. Ныне часто употребляется при характеристике окраса животных.
Бальзам - [от бальзам "душистая настойка или мазь из лечебных трав; перен. средство утешения, облегчения" < нем. Balsam < лат. balsamum < греч. < < по-видимому, из арабского источника] - зеленый.
Бедра испуганной нимфы - [фр. cuisse de nymphe effrayée] - образное название розового цвета с желтоватым оттенком .
Он был в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayée, как он сам говорил, в чулках и башмаках (Л. Толстой. Война и мир); Одеяло было атласное, розовое, цвета бедра испуганной нимфы (И. Ильф, Е. Петров. Фельетоны, статьи, речи).
Цветообозначение заимствовано русским языком из французского, где было модным в конце XVIII в. В 1802 г. название "бедро испуганной нимфы" было присвоено новому сорту роз, предположительно появившемуся в цветниках Жан-Пьера Вибера, легендарного создателя новых сортов цветов, а также винограда. В России в розовый с желтоватым оттенком цвет при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался цветом бедра испуганной нимфы, а солдатский – цветом ляжки испуганной Машки .
Бисмарк - [от Бисмарк – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг. и одного из организаторов Тройственного союза (1882), направленного против Франции и России] - серовато-желтый или коричневый.
Бисмарк-фуриозо
- коричневый с красным отливом.
Блохи, упавшей в обморок
- См. Блошиного брюшка, Блошиной спинки, Блошиный, Блошной; Влюблённой блохи; Мечтательной блохи, Пюсовый.Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи
– от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый
. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").
Бороды Абдель-Керима
- [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша - турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов] - белый, отливающий в серый
.
Брюха жирафа
- сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком
. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».
Эта страница отнюдь не претендует на полноту охвата темы, тем более, что пока я ограничилась лишь буквами "а" и "б". Да и выбрала я пока лишь те цветообозначения, которые показались мне наиболее экзотическими.
Желающие расширить свои познания в этой области, могут пройти по этим ссылкам:
В этом разделе можно прочесть также другие статьи на близкие темы:
"Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар
И купили синий-синий,
Презеленый, красный шар!"
С. Михалков
Устаревшие названия цветов и оттенков
АДЕЛАИДА
- красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").
АДРИАНОПОЛЬСКИЙ
- ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
АДСКОГО ПЛАМЕНИ, АДСКОГО ОГНЯ
- лиловый оттенок красного, перламутрово-красный, черный с красным.
АЛЕБАСТРОВЫЙ
- бледно-жёлтый с матовым оттенком.
АЛИЗАРИНОВЫЙ
- цвет красных ализариновых чернил.
АЛЬМАНДИНОВЫЙ
- темно-вишневый.
АКАЖУ
- цвет "красного дерева", от франц. аcajou
.
АМАРАНТОВЫЙ
- цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
АМИАНТОВЫЙ
- цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
БАКАНОВЫЙ, БАКАННЫЙ
- от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
БАГОР
- густо-красный с синеватым оттенком.
БАЗАРНОГО ОГНЯ
- определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
БАРКАНСКИЙ
- один из оттенков красной гаммы (от баркан - "плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
Бистровый - - густой коричневый, бурый (от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
БЕДРА ИСПУГАННОЙ НИМФЫ
- оттенок розового. По одной версии возникло в начале ХIX века с появлением нового сорта роз. Цвет "бедра испуганной нимфы" - бледно-розовый (пугаясь, нимфа краснеет). По другим источникам - розовый с примесью охры. Таким был цвет подкладки военных мундиров в эпоху Павла I. Оттенок подкладки офицерского мундира назывался "бедро испуганной нимфы", а солдатского - "ляжка испуганной Машки".
БЕРИЛЛОВЫЙ
- по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
БИСКВИТНЫЙ
- нежный серовато-зеленый.
БИСКР
- цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
БИСМАРК-ФУРИОЗО
- коричневый с красным отливом.
БИСНОЙ
- седой, серебристый.
БИСТРОВЫЙ
- цвет бистра, густой коричневый, бурый.
БЛАНЖЕВЫЙ
или ПЛАНШЕВЫЙ
- кремовый оттенок белого. По В. Далю - тельный, телесный.
БЛЕ-РАЙМОНДОВЫЙ
– оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий"+ имя Raymond).
БЛОКИТНЫЙ
- сине-голубой.
БЛОНДОВЫЙ
- то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
БОЛКАТЫЙ
- черный, темный.
БОРДОСКОГО ВИНА
- красно-фиолетовый.
"БОРОДА АБДЕЛЬ-КАДЕРА
", или "АБДЕЛЬ-КЕРИМА
" - белый цвет с черными вкраплениями и серым отливом, название ткани.
БРИСТОЛЬСКИЙ ГОЛУБОЙ
- ярко-голубой.
БРУСНИЧНЫЙ
- в старину - зеленый, по цвету листа брусники.
БРУСЬЯНЫЙ, БРУСВЯНЫЙ
- красный, багряный, цвета брусники.
БРЭНСОЛИТЕРОВЫЙ
- оттенок коричневого.
БУЛАНЫЙ
- серо-бежевый.
БУСЫЙ
- темный голубо-серый или серо-голубой.
БУРНАСТЫЙ
- то же, что бурый.
ВАЙДОВЫЙ
- синий. Вайда использовалась вместо индиго. По В. Далю - растение крутик, синячник, синиль, синильник.
ВЕРДЕПЕШЕВЫЙ
- желтый или розовый оттенок зеленого, похож на зеленый персик или неспелое зеленое яблоко.
ВЕРДЕПОМОВЫЙ
– светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
ВЕРДИГРИ
- зелено-серый, от франц. vert-de-gris
.
ВЕРМИЛЬОН
- ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion
.
ВЕСЁЛАЯ ВДОВА
- оттенок розового.
ВИННЫЙ
- желтовато-красный.
ВЛЮБЛЕННОЙ ЖАБЫ
- зеленовато-серый.
ВОРОНИЙ ГЛАЗ
- черный, цвет модных фраков, для пошива которых используется шерсть высшего качества, пряжа низших сортов со временем приобретает рыжеватый оттенок.
ВОЩАНЫЙ
- цвет воска, варьируется от желто-серого до янтарно-желтого.
ГАВАНА
- серый с оттенком коричневого и наоборот.
ГАИТИ
- розовый или ярко-синий.
ГВОЗДИЧНЫЙ
– серый.
ГЕЛИОТРОПОВЫЙ
- цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цветов.
ГИАЦИНТОВЫЙ
- красный или золотисто-оранжевый.
ГОЛОВА НЕГРА
- с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
ГОЛУБИНОЙ ШЕЙКИ
- оттенок серого.
ГОРОХОВЫЙ
- серый или грязно-желтый.
ГОРТЕНЗИЯ
- нежно-розовый.
ГРИДЕПЕРЛИВЫЙ
- жемчужный оттенок серого.
ГУЛЯФНЫЙ
- красный, цвета спелых ягод шиповника.
ГУСИНОГО ПОМЕТА (МЕРДУА)
- желто-зеленый с коричневым отливом.
ДВУЛИЧНЕВЫЙ
– с переливом, как бы двух цветов с одной стороны.
ДЕТИ ЭДУАРДА
– оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
ДЖАЛО САНТО
- желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
ДИКИЙ
- серый.
ДРАКОНЬЕЙ ЗЕЛЕНИ
- очень темный зелёный.
ДРОКОВЫЙ
- желтый, цвет краски из цветка дрока.
ДЫМНЫЙ
- устаревшая форма слова «дымчатый»
ЖАНДАРМ
- оттенок голубого, в конце ХIХ века цвет униформы жандармов.
ЖАРКИЙ
- оранжевый, насыщенно-оранжевый.
ЖЕЛЕЗНЫЙ
- примерно то же, что нынешнее «стальной».
ЖЖЕНОГО КОФЕ
ЖЖЕНОГО ХЛЕБА
- сложный оттенок коричневого.
ЖИРАЗОЛ
- молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.
ЖИРАФОВЫЙ
- желто-коричневый.
ЖОНКИЛЕВЫЙ
- цвет нарцисса.
ЗЕКРЫЙ
- темный, светло-синий, сизый.
ИНКАРНАТНЫЙ
- цвет сырой говядины, от лат. сarneus
, мясной.
ИСПУГАННОЙ МЫШИ
- нежно-серый цвет.
ИУДИНА ДЕРЕВА
- ярко-розовый, цветов багряника.
КАКАО-ШУА
- цвет горячего шоколада.
КАМЕЛОПАРДОВЫЙ
- желтовато-коричневый.
КАРДИНАЛ НА СОЛОМЕ
- сочетание желтого и красного, французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи со знаменитым делом об "ожерелье королевы".
КАРМАЗИННЫЙ, КАРМЕЗИННЫЙ
- насыщенно-красный, от франц. cramoisi
, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
КАРМЕЛИТОВЫЙ, КАПУЦИНОВЫЙ
- чистый оттенок коричневого.
КАСТОРОВЫЙ
- темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
КАСТРЮЛЬНЫЙ
- красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
КИПЕННЫЙ, КИПЕННО-БЕЛЫЙ
- белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.
КАШУ
– рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
КОЛУМБИНОВЫЙ
- сизый, от франц. colombin
, «голубь».
КОРИЧНЫЙ
- то же, что коричневый.
КОРОЛЕВСКИЙ ГОЛУБОЙ
- калька с англ. royal blue
, ярко-голубой.
КАРМИННЫЙ, КАРМИНОВЫЙ
- оттенок ярко-красного.
КОШЕНИЛЕВЫЙ
- ярко-красный с малиновым оттенком.
КРАПЛАЧНЫЙ, КРАПОВЫЙ
- ярко-красный, от нем. Krapplack
, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
КУМАЧОВЫЙ
- цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
КУПОРОСНЫЙ
- пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
КУБОВЫЙ
- синий, от названия растения куб (индиго).
КУРОПАТКИНЫ ГЛАЗА
- светло-красный.
ЛАБРАДОРОВЫЙ
- цвета лабрадора - полевого шпата с красивым синим отливом.
ЛАВАЛЬЕР
ЛАНИ
- желтовато-коричневый.
ЛЕСНЫХ КАШТАНОВ
ЛИЛЕЙНЫЙ
- нежно-белый, цвет белой лилии.
ЛОНДОНСКОГО ДЫМА
- темно-серый.
ЛОРД БАЙРОН
- темный коричневый с рыжеватым оттенком.
ЛОСИННЫЙ
- грязно-белый, цвета лосин.
ЛЯГУШКИ В ОБМОРОКЕ
- светлый серо-зеленый.
МАГОВО-ГУЛЯФНЫЙ
- красно-розовый.
МАДЖЕНТА
- ярко-красный, между красным и фиолетовым.
МАЙСКИЙ ЖУК
МАРЕНГО
- серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 г. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - от темно-серых тканей ручной работы местного производства.
МАРЕНГО-КЛЕР
-светло-серый.
МАРИН, МАРИНА
- цвет светлой морской волны, от франц. marine
, морской.
МАРКИЗЫ ПОМПАДУР
- оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour
МАССАКА
- темно-красный с синим отливом. Встречается в романе Л. Толстого "Война и мир": "На графине должно было быть масака бархатное платье".
МЕДВЕЖИЙ (МЕДВЕЖЬЕГО УШКА)
- темно-каштановый оттенок коричневого.
МИЛОРИ
- темно-голубой, синий.
МОВ
- розовато-лиловый.
МОРДОРЕ, МАРДОРЕ
- цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского "more dore", буквально "позолоченный мавр". Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
МОСКОВСКОГО ПОЖАРА
– похож на цвет давленой брусники.
МУРАМНЫЙ, МУАРОВЫЙ
- травянисто-зеленый.
НАВАРИНСКОГО ПЛАМЕНИ С ДЫМОМ
- темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827 г. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
НАКАРАТОВЫЙ
- оттенок красного, "жаркий". От франц. naca-rat
.
НЕФРИТОВЫЙ
- насыщенный золотисто-желтый.
ОБЛАКОТНЫЙ
- цвета облака.
ОБРОЩЕНЫЙ
- багряный.
ОРЛЕЦОВЫЙ
- красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
ОПАЛОВЫЙ
- молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
ОРЕЛЬДУРСОВЫЙ
- темный коричневый с рыжеватым оттенком.
ОСИНОВЫЙ
- зеленый с сероватым оттенком.
ОФИТОВЫЙ
- цвета офита, зеленоватого мрамора.
ПАВЛИНИЙ
- синевато-лиловый.
ПАЛЕВЫЙ
- розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. "paille" - солома. Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
ПАРИЖСКАЯ СИНЬ
- ярко-синий.
ПАРИЖСКИЙ ГОЛУБОЙ
- светло-голубой.
ПАРИЖСКОЙ ГРЯЗИ
- грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
ПАРНАССКОЙ РОЗЫ
- оттенок розового с фиолетовым отливом.
ПАУКА, ЗАМЫШЛЯЮЩЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ
- темный оттенок серого. По некоторым источникам - черный с краснотой.
ПЕЛЕСЫЙ
- темный, бурый.
ПЕРВАНШ
- бледно-голубой с сиреневым оттенком.
ПЕРЛОВЫЙ
- жемчужно-серый, от франц. perle
, перл, жемчуг.
ПОМЕРАНЦЕВЫЙ
- апельсиновый с розовым.
ПОРФИРНЫЙ
- пурпурный.
ПОСЛЕДНИЙ ВЗДОХ ЖАКО
- желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
ПЛАВЫЙ
- светло-желтый. У Даля - изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
ПРАЗЕЛЕНЫЙ
- иссиня-зеленоватый.
ПРАЗЕМНЫЙ
- цвета празема, светло-зеленого кварца.
ПРЮНЕЛЕВЫЙ
- оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника. Сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
ПУКЕТОВЫЙ
- (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
ПУНЦОВЫЙ
- ярко, густо или темно-алый (ЧЕРВЧАТЫЙ).
ПЮСОВЫЙ
- бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи - от французского puce - "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").
РАНЖЕВЫЙ
- то же, что оранжевый.
РЕДРЫЙ
- бурый, рыжий, красноватый.
РЕЗВАЯ ПАСТУШКА
- оттенок розового.
РВОТА ИМПЕРАТРИЦЫ
- оттенок коричневого.
РОЗОВЫЙ ПЕПЕЛ
- нежно-серый с розовым отливом.
САВОЯРСКИЙ
- красно-коричневый с золотым отливом.
СЕЛАДОНОВЫЙ
- серовато-зеленый.
СЕМГИ
- оттенок розового.
СИЗЫЙ
- цвет голубя, после просто синий.
СИЛКОВЫЙ
- голубой, васильковый.
СИНЕ-АЛЫЙ
- темно-фиолетовый.
СИНЕТНЫЙ
- церковное слово, означающее "сплошь синий".
СИНЯВЫЙ
- с синим отливом.
СКАРЛАТНЫЙ
- ярко-красный, от англ. scarlet
.
СМУРЫЙ
- коричневый оттенок серого, грязно-серый.
СОЛОВЫЙ
- серый, с этим цветом связано название птицы - "соловей".
СОЛЬФЕРИНО
- ярко-красный, в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне 1859 г.
СОМО
- розовато-желтый.
СТАРОЙ РОЗЫ
- грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
СТРИЗОВЫЙ
- ярко-красный.
СЮРПРИЗ ДОФИНА
, он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
ТАНГО
- оранжевый с коричневым оттенком.
ТАУСИННЫЙ
- синий, от слова "павлин", варианты - ТАГАШИННЫЙ, ТАГАШОВЫЙ
.
ТЕРРАКОТОВЫЙ
- коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
ТУРМАЛИНОВЫЙ
- темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
ФЕРНАМБУК
- изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
ФИСТАШКОВЫЙ
- грязновато-зеленый.
ФРЕЗ
- цвет раздавленной земляники, по некоторым источникам розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
ФУКСИИ
- насыщенный розовый.
ЦИНКОВЫЙ
- цвета цинка, синевато-белый.
ЧЕРВЧАТЫЙ
- смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
ЧЕРМНОЙ
- красно-рыжий.
ЧЕСУЧОВЫЙ
- цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
ШАМПАНЬ
- прозрачно-желтый, цвета шампанского.
ШАМУБ
- светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi
, верблюд.
ШАНЖАН
- цвет с переливающимися оттенками
ШАРЛАХ
- ярко-красный, по названию краски.
ШАРТРЕЗ
- желто-зеленый.
ШМАЛЬТОВЫЙ
- голубой, по названию краски, изготавливаемой из толченого синего стекла (смальты).
ЭКРЮ
- цвета слоновой кости.
ЭЛЕКТРИК
- цвет морской волны, голубой, синий с серым отливом.
ЭЛЕКТРОН
- ярко-голубой с зеленью.
ЮБАГРЫЙ (УБАГРЫЙ)
- багровый, светло-багряный; светло-синий.
ЮФТЕВЫЙ
- желтовато-светло-коричневый.
ЯХОНТОВЫЙ
- красный, фиолетовый или темно-голубой.