Экзаменационные вопросы по физике 2 курс билеты. Экзаменационные билеты по физике. Волновые свойства света. Электромагнитная теория света

Механическое движение : изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. При этом тела взаимодействуют по законам механики.

Траектория движения: линия, описываемая телом при его движении относительно выбранной системы отсчёта.

Пройденный путь: длина дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t.

Скорость движения: векторная величина, характеризующая быстроту перемещения и направления движения тела в пространстве, относительно выбранной системы отсчёта.

Ускорение движения: векторная величина, показывающая, на сколько изменяется вектор скорости тела при его движении за единицу времени.

Тангенциальное ускорение: ускорение, характеризующее быстроту изменения скорости по модулю.

Нормальное ускорение : ускорение, характеризующее быстроту изменения скорости по направлению (аналогично с центростремительным ускорением).

Связь между ними: A=At An

1 закон Ньютона: существуют инерциальные системы отсчета, в которых тело движется равномерно и прямолинейно или находится в состоянии покоя пока на него не будет воздействовать другое тело.

2 закон Ньютона: F= ma (док-во)

3 закон Ньютона: все тела взаимодействуют друг с другом с силой, равной по значенью и противоположной по направлению. (док-во)

Сила всемирного тяготения (гравитация): универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами.

Сила тяжести: сила P, действующая на любое тело, находящееся вблизи земной поверхности, и определяемая как геометрическая сумма силы притяжения Земли F и центробежной силы инерции Q, учитывающей эффект суточного вращения Земли.

Вес тела: сила воздействия тела на опору (или подвес или другой вид крепления), препятствующую падению, возникающая в поле сил тяжести.

Сила упругости: сила, возникающая при деформации тела и противодействующая этой деформации.

Сила Архимеда: на тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа).

Сила Стокса (сила трения): процесс взаимодействия тел при их относительном движении (смещении) либо при движении тела в газообразной или жидкой среде.

При наличии относительного движения двух контактирующих тел силы трения, возникающие при их взаимодействии, можно подразделить на:

    Трение скольжения - сила, возникающая при поступательном перемещении одного из контактирующих/взаимодействующих тел относительно другого и действующая на это тело в направлении, противоположном направлению скольжения.

    Трение качения - момент сил, возникающий при качении одного из двух контактирующих/взаимодействующих тел относительно другого.

    Трение покоя - сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга. Возникает при микроперемещениях (например, при деформации) контактирующих тел. Она действует в направлении, противоположном направлению возможного относительного движения.

В физике взаимодействия трение принято разделять на:

    сухое , когда взаимодействующие твёрдые тела не разделены никакими дополнительными слоями/смазками (в том числе и твердыми смазочными материалами) - очень редко встречающийся на практике случай. Характерная отличительная черта сухого трения - наличие значительной силы трения покоя;

    граничное , когда в области контакта могут содержаться слои и участки различной природы (окисные плёнки, жидкость и так далее) - наиболее распространённый случай при трении скольжения.

    смешанное , когда область контакта содержит участки сухого и жидкостного трения;

    жидкостное (вязкое) , при взаимодействии тел, разделённых слоем твёрдого тела, жидкости или газа различной толщины - как правило, встречается при трении качения, когда твёрдые тела погружены в жидкость, величина вязкого трения характеризуется вязкостью среды;

    эластогидродинамическое , когда решающее значение имеет внутреннее трение в смазывающем материале. Возникает при увеличении относительных скоростей перемещения.

Вращательное движение: движение, при котором все точки тела движутся по окружностям разных радиусов, центры которых лежат на одной прямой, называемой осью вращения.

Угловая скорость: векторная физическая величина, характеризующая скорость вращения тела. Вектор угловой скорости по величине равен углу поворота тела в единицу времени.

Угловое ускорение: псевдовекторная величина, характеризующая быстроту изменения угловой скорости твёрдого тела.

Связь между ними: (см приложение).

Момент силы относительно оси: физическая величина, численно равная произведению радиус-вектора, проведенного от оси вращения к точке приложения силы, на вектор этой силы.

Плечо силы : кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы.

1)Момент инерции точечного тела: скалярная физическая величина, равная произведению массы этого тела на квадрат расстояния этого тела до оси вращения.

2)Момент инерции системы тел: сумма моментов инерций всех тел, входящих в эту систему (св-во аддитивности).

Импульс тела: векторная физическая величина, равная произведению массы тела на скорость.

Закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов всех тел (или частиц) замкнутой системы есть величина постоянная.

Момент импульса тела: векторное произведение радиус-вектора, проведённого от т.О к т. Приложения импульса на импульс материальной т. М (рис. См. в приложении).

Закон сохранения момента импульса: векторная сумма всех моментов импульса относительно любой оси для замкнутой системы остается постоянной в случае равновесия системы. В соответствии с этим, момент импульса замкнутой системы относительно любой неподвижной точки не изменяется со временем.

Работа силы: физическая величина, равная произведению величины проекции вектора силы на направление движения и величины совершённого перемещения.

Консервативные силы: силы, работа которых не зависит от траектории движения тела, а зависит только от начального и конечного положения точки.

Неконсервативные силы: (обр. от консервативных сил).

Потенциальная энергия: энергия взаимного расположения тел, или энергия взаимодействия. (формулы см в приложении).

Кинетическая энергия вращательного движения : энергия тела, связанная с его вращением.

Механическая энергия: энергия, связанная с движением объекта или его положением, способность совершать механическую работу

Закон сохранения механической энергии: для изолированной физической системы может быть введена скалярная физическая величина, являющаяся функцией параметров системы и называемая энергией, которая сохраняется с течением времени.

Связь работы неконсервативных сил с изм. Механ. Энергии : (см. в. Приложении).

2. Электричество и магнетизм

2.1 Заряды взаимодействуют между собой – одноименные отталкиваются, а разноименные притягиваются.

Точечный электрический заряд – это заряженное тело нулевых размеров. Точечным зарядом можно считать заряженное тело, размеры которого много меньше расстояния до других заряженных тел. Заряды создают в окружающем их пространстве электрические поля, посредством которых заряды взаимодействуют друг с другом.

З-н Кулона : 2 точечных заряда в вакууме взаимодействуют с силами, величина которых прямо пропорциональна величинам этих зарядов, и обратно пропорцион квадрату расстояния между ними.

Напряженностью называется векторная физ величина, численно равная отношению силы, действующей на заряд, помещенный в данную точку поля, к величине этого заряда.

Закон Кулона: . Напряженность поля: .

Тогда напряженность поля точечного заряда :

Принцип суперпозиции. Напряжённость поля, создаваемого системой неподвижных точечных зарядов q 1 , q 2 , q 3 ,…, q n , равна векторной сумме напряжённостей электрических полей, создаваемых каждым из этих зарядов в отдельности:

где r i – расстояние между зарядом q i и рассматриваемой точкой поля.

Потенциал электростатического поля – это скалярная энергетическая характеристика электростатич поля.

Потенциал поля точечного заряда Q в однородной изотропной среде с диэлектрической проницаемостью e:

Принцип суперпозиции. Потенциал есть скалярная функция, для неё справедлив принцип суперпозиции. Так для потенциала поля системы точечных зарядов Q 1, Q 2 ¼, Q n имеем

Работа электрического поля.

Разность потенциалов(U ).

Разность потенциалов двух точек поля φ1 - φ2 называется н а п р я ж е н и е м, измеряется в вольтах и обозначается буквой U.

Связь разности потенциалов с напряженностью : A=Eq*dr, A=Uq, U=A/q=E*dr

2.2 Электрический конденсатор – это система из 2ух или более электродов (обкладок), разделенных диэлектриком, толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок. Это устройство для накопления заряда и энергии электрического поля. (C)=(Ф)=(Кл/В)

Электроемкость плоского конденсатора.

Согласно принципу суперпозиции: ,

Поверхностная плотность σ заряда пластин равна q / S , где q – заряд, а S – площадь каждой пластины.

Электроемкость плоского конденсатора прямо пропорциональна площади пластин (обкладок) и обратно пропорциональна расстоянию между ними. Если пространство между обкладками заполнено диэлектриком, электроемкость конденсатора увеличивается в ε раз:

Энергия электрического поля.

2.3 Электрический ток – это упорядоченное движение свободных электрически заряженных частиц (например, под воздействием электрического поля).

Сила тока – физ величина, равная отношению кол-ва заряда, прошедшего за некоторое время через поперечное сечение проводника, к величине этого промежутка времени. I=dq/dt (A=Кл/с)

Плотность тока – вектор, модуль которого равен отношению силы тока, протекающего через некоторую площадку, перпендикулярно направлению тока, к величине этой площадки.

Электродвижущая сила (ЭДС) - скалярная физическая величина, характеризующая работу сторонних (непотенциальных) сил в источниках постоянного или переменного тока.

, где - элемент длины контура. E=A/q, где А-работа сторонних сил

Напряжение – отношение работы электрического поля при переносе заряа из одной точки в другую к величине этого заряда.

Электрическое сопротивление – физ величина, характеризующая св-ва проводника препятствовать прохождению электрического тока и равная отношению напряжения на концах проводника к силе тока, протекающей по нему.

где ρ - удельное сопротивление вещества проводника, l - длина проводника, а S - площадь сечения.

При протекании тока по металлическому проводнику не происходит переноса в-ва, ионы металла не принимают участия в переносе электрического заряда.

З-н Ома – физ закон, определяющий связь между напряжением, силой тока и сопротивлением проводника в электриче.

Закон Ома для полной цепи:

Для участка цепи:

Сопротивление зависит как от материала, по которому течёт ток, так и от геометрических размеров проводника.

Полезно переписать закон Ома в дифференциальной форме , в которой зависимость от геометрических размеров исчезает, и тогда закон Ома описывает исключительно электропроводящие свойства материала. Для изотропных материалов имеем:

Работа электрического тока:

ΔA = (φ 1 – φ 2) Δq = Δφ 12 I Δt = U I Δt, RI = U, R I 2 Δ t = U I Δ t = Δ A

Работа ΔA электрического тока I , протекающего по неподвижному проводнику с сопротивлением R , преобразуется в тепло ΔQ , выделяющееся на проводнике.

ΔQ = ΔA = R I 2 Δt .

З-н Джоуля-Ленца определяет кол-во тепла, выделяющегося в проводнике при прохождении через него электрического тока. Так как в их опытах единственным результатом работы было нагревание металлического проводника, то следовательно по закону сохранения энергии вся работу превращается в тепло.

2.4 Магнитное взаимодействие – это взаимодействие движущихся зарядов.

Магнитное поле создается: движущимися электрическими зарядами, проводниками с током, постоянными магнитами.

1)Индукция магнитного поля(В) – векторная величина, которая является характеристикой магнитного поля. Определяет с какой силой магнитное поле действует на заряд, движущийся со скоростью. (В)=(Тл)

B=Fлmax/q*V – если заряд попадает в поле перпендикулярно линиям м. индукции

2)В – это физ величин, равная max силе Ампера, действующей на единичный элемент проводника с током. B=dFamax/I*dl

Для определения направления вектора В используют правило правой руки (винта, буравчика).

Для магнитного поля справедлив принцип суперпозиции.

Вектор В является касательным к силовым линиям м. поля.

Если В в каждой точке поля остается постоянным как по величине, так и по направлению, то такое м. поле называется однородным. Такое поле можно создать с помощью бесконечно длиной катушки с током (соленоид).

Напряженность магнитного поля необходима для определения магнитной индукции поля, создаваемого токами различной конфигурации в различных средах. Напряженность магнитного поля характеризует магнитное поле в вакууме.

Напряженность магнитного поля (формула) векторная физическая величина, равная:

μ 0 – магнитная постоян, μ – м. проницаемость среды

Напряженность магнитного поля в СИ - ампер на метр (А/м).

Векторы индукции (В) и напряженности магнитного поля (Н) совпадают по направлению.

Напряженность магнитного поля зависит только от силы тока, протекающего по проводнику, и его геометрии.

Закон Ампера - закон взаимодействия электрических токов. Из закона Ампера следует, что параллельные проводники с электрическими токами, текущими в одном направлении, притягиваются, а в противоположных - отталкиваются.

На проводник с электрическим током, помещенный в магнитное поле действует сила Ампера.

Где - угол между векторами магнитной индукции и тока.

Сила максимальна когда элемент проводника с током расположен перпендикулярно линиям магнитной индукции ():

Направление определяется по правилу левой руки.

Закон Био - Савара - Лапласа и его применение к расчету магнитного поля

Магнитное поле постоянных токов различной формы изучалось французскими учеными Ж. Био (1774-1862) и Ф. Саваром (1791-1841). Результаты этих опытов были обобщены выдающимся французским математиком и физиком П. Лапласом.

Закон Био - Савара - Лапласа для проводника с током I, элемент dl которого создает в некоторой точке А (рис. 164) индукцию поля dB, записывается в виде

(110.1)

где dl - вектор, по модулю равный длине dl элемента проводника и совпадающий по направлению с током, r-радиус-вектор, проведанный из элемента dl проводника в точку А поля, r - модуль радиуса-вектора r. Направление dB перпендикулярно dl и r, т. е. перпендикулярно плоскости, в которой они лежат, и совпадает с касательной к линии магнитной индукции. Это направление может быть найдено по правилу нахождения линий магнитной индукции (правилу правого винта): направление вращения головки винта дает направление dB, если поступательное движение винта соответствует направлению тока в элементе.

Модуль вектора dB определяется выражением

(110.2)

где a - угол между векторами dl и r.

Для магнитного поля, как и для электрического, справедлив принцип суперпозиции: магнитная индукция результирующего поля, создаваемого несколькими токами или движущимися зарядами, равна векторной сумме магнитных индукций складываемых полей, создаваемых каждым током или движущимся зарядом в отдельности: Напряженность и потенциал поля диполя. Решение задач по физике

Расчет характеристик магнитного поля (В и Н) по приведенным формулам в общем случае сложен. Однако если распределение тока имеет определенную симметрию, то применение закона Био - Савара - Лапласа совместно с принципом суперпозиции позволяет просто рассчитать конкретные поля. Рассмотрим два примера.

1. Магнитное поле прямого тока - тока, текущего по тонкому прямому проводу бесконечной длины (рис. 165). В произвольной точке А, удаленной от оси проводника на расстояние R, векторы dB от всех элементов тока имеют одинаковое направление, перпендикулярное плоскости чертежа («к вам»). Поэтому сложение векторов dB можно заменить сложением их модулей. В качестве постоянной интегрирования выберем угол a (угол между векторами dl и r), выразив через него все остальные величины. Из рис. 165 следует, что

(радиус дуги CD вследствие малости dl равен r, и угол FDC по этой же причине можно считать прямым). Подставив эти выражения в (110.2), получим, что магнитная индукция, создаваемая одним элементом проводника, равна

(110.4)

Так как угол a для всех элементов прямого тока изменяется в пределах от 0 до p, то, согласно (110.3) и (110.4),

Следовательно, магнитная индукция поля прямого тока

2. Магнитное поле в центре кругового проводника с током (рис. 166). Как следует из рисунка, все элементы кругового проводника с током создают в центре магнитные поля одинакового направления - вдоль нормали от витка. Поэтому сложение векторов dB можно заменить сложением их модулей. Так как все элементы проводника перпендикулярны радиусу-вектору (sina =1) и расстояние всех элементов проводника до центра кругового тока одинаково и равно R, то, согласно (110.2),

Следовательно, магнитная индукция поля в центре кругового проводника с током

Магнитное поле действует только на движущиеся электрические заряды и на частицы и тела, обладающие магнитным моментом.

На электрически заряженную частицу, движущуюся в магнитном поле со скоростью v , действует сила Лоренца , которая направлена всегда перпендикулярно направлению движения. Величина этой силы зависит от направления движения частицы по отношению к вектору магнитной индукции и определяется выражением

Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.

На заряженную частицу со стороны электрического поля действует постоянная сила F=qE , которая сообщает частице постоянное ускорение .

При движении заряженной частицы в однородном постоянном магнитном поле на нее действует сила Лоренца . Если начальная скорость частицы перпендикулярна вектору магнитной индукции поля, то заряженная частица движется по окружности.

Билет № 1

  1. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике».
  2. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий информацию об использовании различных электрических устройств. Задания на определение условий безопасного использования электрических устройств.

Билет № 2

  1. Л.р. «Изучение законов соединения проводников».
  2. Текст по разделу «Квантовая физика и элементы астрофизики», содержащий описание опыта. Задания на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов

Билет № 3

  1. Л.р. «Измерение показателя преломления стекла».
  2. Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание использования законов МКТ и термодинамики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства.

Билет № 4

  1. Л.р. «Получение изображений с помощью собирающей линзы».

Билет № 5

  1. Качественные задачи по теме «Электростатика».
  2. Текст по теме «Ядерная физика», содержащий информацию о влиянии радиации на живые организмы или воздействии ядерной энергетики на окружающую среду. Задания на понимание основных принципов радиационной безопасности.

Билет № 6

  1. Л. р. «Изучение явления электромагнитной индукции».

Билет № 7

  1. Качественные задачи по разделу «Молекулярная физика».

Билет № 8

  1. Л.р. «Наблюдение роста кристаллов под микроскопом».
  2. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

Билет № 9

  1. Качественные задачи по теме «Магнитное поле».

Билет № 10

  1. Л.р «Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника»
  2. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание использования законов электродинамики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства.

Билет № 11

  1. Л. р. «Изучение зависимости силы Ампера от силы тока в проводнике».
  2. Текст по разделу «Квантовая физика и элементы астрофизики», содержащий описание использования законов квантовой, атомной или ядерной физики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства

Билет № 12

  1. Качественные задачи по теме «Строение атомного ядра».
  2. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание опыта. Задания на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.

Билет № 13

  1. Л.р. «Измерение относительной влажности»
  2. Текст по разделу «Механика», содержащий информацию, например, о мерах безопасности при использовании транспортных средств или шумовом загрязнении окружающей среды. Задания на понимание основных принципов, обеспечивающих безопасность использования механических устройств, или выявление мер по снижению шумового воздействия на человека. использования механических устройств, или выявление мер по снижению шумового воздействия на человека.

Билет № 14

  1. Качественные задачи по теме «Строение атома. Фотоэффект».
  2. Текст по теме «Тепловые двигатели», содержащий информацию о воздействии тепловых двигателей на окружающую среду. Задания на понимание основных факторов, вызывающих загрязнение, и выявление мер по снижению воздействия тепловых двигателей на природу.

Билет № 15

  1. Л.р. «Наблюдение явлений интерференции и дисперсии света».
  2. Текст по разделу «Механика», содержащий описание использования законов механики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства.

Билет № 16

  1. Л.р. «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

Билет № 17

  1. Л.р. «Наблюдение поверхностного натяжения жидкости».
  2. Текст по разделу «Механика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

Билет № 18

  1. Качественные задачи по теме «Кинематика».
  2. Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание опыта. Задания на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.

Билет № 19

  1. Качественные задачи по теме «Законы термодинамики».
  2. Текст по разделу «Квантовая физика и элементы астрофизики», содержащий описание использования законов квантовой, атомной или ядерной физики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства.

Билет № 20

  1. Л.р. «Изучение зависимости периода обращения от величины силы».
  2. Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

Билет № 21

  1. Качественные задачи по теме «Строение газов, жидкостей и твердых тел».
  2. Текст по теме «Квантовая физика и элементы астрофизики», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

Билет № 22

  • Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления или его признаков, объяснение явления при помощи имеющихся знаний.
  • Билет № 24

    1. Л.р. «Исследование движения тела под действием постоянной силы».
    2. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

    Билет № 25

    1. Л.р. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника».
    2. Текст по разделу «Механика», содержащий описание опыта. Задания на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.

    Билет № 26

    1. Качественные задачи по теме «Законы динамики».
    2. Текст по теме «Электромагнитные поля», содержащий информацию об электромагнитном загрязнении окружающей среды. Задания на определение степени воздействия электромагнитных полей на человека и обеспечение экологической безопасности.

    1.Равноускоренное движение. Скорость перемещения.

    2.Электрический ток в вакууме и в газах.

    3.Задача на фотоэффект.

    1. Движение, при котором скорость тела за любые равные промежутки времени изменяются на одну и ту же величину, называется равноускоренным.

    Для характеристики этого движения нужно знать скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории, т.е. мгновенную скорость, а также ускорение.

    Ускорение - величина равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло. Иначе, ускорение-это быстрота изменения скорости:

    Отсюда формула мгновенной скорости:

    Перемещение при этом движении определяют по формуле:

    Скорость -

    2.Электрический ток в газах представляет собой направленное движение свободных электронов и ионов. При нормальном давлении и невысоких температурах газы содержат недостаточное для электропроводимости количество ионов и электронов и являются изоляторами. Чтобы сделать газ проводником, его надо ионизировать.

    Ток в вакууме. Вакуум-это такое разряжение газа в сосуде, при котором длина свободного пробега заряженных частиц превышает размеры сосуда. Вакуум является изолятором. При нагревании металлического электрода с поверхности металла начинают «испарятся» электроны.

    Явление испускания электронов с поверхности нагретых тел называются термоэлектронной эмиссией.

    Ток в вакууме представляет собой направленное движение электронов, получаемых за счёт термоэлектронной эмиссии. Термоэлектронная эмиссия лежит в основе работы многих вакуумных приборов.

    Билет № 2

      Равномерное движение тела по окружности и его параметры.

      Магнитное поле Вектор магнитной индукции напряжённость магнитного поля.

      Задача по ядерной реакции.

    1. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА ПО ОКРУЖНОСТИ

    При движении по криволинейной траектории, в том числе по окружности, скорость тела может изменяться как по модулю, так и по направлению. Возможно движение, при котором изменяется только направление скорости, а ее модуль сохраняется постоянным. Такое движение называется равномерным движением по окружности. Радиус, проведенный из центра окружности к телу , описал за время t2 - t1 угол Ф, который называют угловым перемещением

    Угловое перемещение измеряют в радианах (рад). Радиан равен углу между двумя радиусами окружности, длина дуги между которыми равна радиусу.

    Движение точки по окружности повторяется через определенные промежутки времени, равные периоду обращения.

    Периодом обращения называют время, в течение которого тело совершает один полный оборот.

    Период обозначают буквой Т и измеряют в секундах.

    Если за время t тело совершило N оборотов, то период обращения Т равен:

    Частотой обращения называют число оборотов тела за одну секунду.

    За единицу частоты принят 1 оборот в секунду, сокращенно - 1с. Эта единица называется герцем (Гц).

    Частота и период обращения связаны следующим образом:

    Движение тела по окружности характеризуется угловой скоростью.

    Угловая скорость - физическая величина, равная отношению углового перемещения к промежутку времени, за которое это перемещение произошло.

    Угловая скорость обозначается буквой (омега).

    За единицу угловой скорости принимают радиан в секунду (рад/с).

    В случае движения тела по окружности эту скорость называют линейной.

    Линейная скорость тела, равномерно движущегося по окружности, оставаясь постоянной по модулю, непрерывно изменяется по направлению и в любой точке направлена по касательной к траектории

    Линейная скорость обозначается буквой v.

    Билет № 1

    1. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.
    2. Качественная задача по теме «Законы сохранения в механике».
    3. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий информацию об использовании различных электрических устройств. Задания на определение условий безопасного использования электрических устройств.

    Билет № 2

    1. Механическое движение и его виды. Относительность движения. Система отсчета. Скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.
    2. Экспериментальное задание по теме «Элементы электростатики»: наблюдение явления электризации тел.
    3. Текст по разделу «Квантовая физика и элементы астрофизики», содержащий описание опыта. Задания на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.

    Билет № 3

    1. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Взаимодействие тел. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
    2. Экспериментальное задание по теме «Оптика»: наблюдение изменения энергии отраженного и преломленного светового пучков.
    3. Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание использования законов МКТ и термодинамики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства.

    Билет № 4

    1. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе и технике.
    2. Экспериментальное задание по теме «Молекулярная физика»: наблюдение изменения давления воздуха при изменении температуры и объема.

    Билет № 5

    1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Невесомость.
    2. Качественная задача по теме «Электростатика».
    3. Текст по теме «Ядерная физика», содержащий информацию о влиянии радиации на живые организмы или воздействии ядерной энергетики на окружающую среду. Задания на понимание основных принципов радиационной безопасности.

    Билет № 6

    1. Силы трения скольжения. Сила упругости. Закон Гука.
    2. Экспериментальное задание по теме «Магнитное поле»: Наблюдение взаимодействия постоянного магнита и катушки с током (или обнаружение магнитного поля проводника с током при помощи магнитной стрелки).

    Билет № 7

    1. Работа. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
    2. Качественная задача по разделу «Молекулярная физика».

    Билет № 8

    1. Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Превращение энергии при механических колебаниях.
    2. Экспериментальное задание по теме «Элементы термодинамики»: построение графика зависимости температуры от времени остывания воды.
    3. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

    Билет № 9

    1. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.
    2. Качественная задача по теме «Магнитное поле».

    Билет № 10

    1. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона). Изопроцессы.
    2. Экспериментальное задание по теме «Динамика»: проверка зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити (или независимости периода от массы груза).
    3. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание использования законов электродинамики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства.

    Билет № 11

    1. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.
    2. Экспериментальное задание по теме «Электромагнитная индукция»: наблюдение явления электромагнитной индукции.

    Билет № 12

    1. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.
    2. Качественная задача по теме «Строение атомного ядра».
    3. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание опыта. Задания на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.

    Билет № 13

    1. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
    2. Экспериментальное задание по теме «Молекулярная физика»: измерение влажности воздуха при помощи психрометра.
    3. Текст по разделу «Механика», содержащий информацию, например о мерах безопасности при использовании транспортных средств или шумовом загрязнении окружающей среды. Задания на понимание основных принципов, обеспечивающих безопасность использования механических устройств, или выявление мер по снижению шумового воздействия на человека.

    Билет № 14

    1. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
    2. Качественная задача по теме «Строение атома. Фотоэффект».
    3. Текст по теме «Тепловые двигатели», содержащий информацию о воздействии тепловых двигателей на окружающую среду. Задания на понимание основных факторов, вызывающих загрязнение, и выявление мер по снижению воздействия тепловых двигателей на природу.

    Билет № 15

    1. Электрический ток. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Закон Ома для полной цепи.
    2. Качественная задача по теме «Элементы астрофизики».
    3. Текст по разделу «Механика», содержащий описание использования законов механики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства.

    Билет № 16

    1. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрический заряд и опыты, иллюстрирующие это действие. Магнитная индукция.
    2. Качественная задача по теме «Электромагнитные волны».

    Билет № 17

    1. Полупроводники. Полупроводниковые приборы.
    2. Экспериментальное задание по теме «Свойства жидкостей и твердых тел»: наблюдение явления подъема жидкости в капилляре.

    Билет № 18

    1. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
    2. Качественная задача по теме «Кинематика».
    3. Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание опыта. Задания на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.

    Билет № 19

    1. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
    2. Качественная задача по теме «Законы термодинамики».
    3. Текст по разделу «Квантовая физика и элементы астрофизики», содержащий описание использования законов квантовой, атомной или ядерной физики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе работы описанного устройства.

    Билет № 20

    1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.
    2. Экспериментальное задание по теме «Динамика»: построение графика зависимости силы упругости от удлинения (для пружины или резинового образца).
    3. Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

    Билет № 21

    1. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
    2. Качественная задача по теме «Строение газов, жидкостей и твердых тел».
    3. Текст по разделу «Квантовая физика и элементы астрофизики», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

    Билет № 22

    1. Опыты Резерфорда по рассеянию -частиц. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Испускание и поглощение света атомами. Спектры.
    2. Экспериментальное задание по теме «Постоянный ток»: измерение сопротивления при последовательном и параллельном соединении двух проводников.
    3. Текст по разделу «Механика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

    Билет № 23

    1. Квантовые свойства света. Фотоэффект и его законы. Применение фотоэффекта в технике.
    2. Качественная задача по теме «Электрический ток».
    3. Текст по разделу «Молекулярная физика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

    Билет № 24

    1. Состав ядра атома. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра атома. Ядерные реакции. Ядерная энергетика.
    2. Экспериментальное задание по теме «Кинематика»: проверка зависимости времени движения шарика по наклонному желобу от угла наклона желоба (2-3 опыта).
    3. Текст по разделу «Электродинамика», содержащий описание физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания на понимание физических терминов, определение явления, его признаков или объяснение явления при помощи имеющихся знаний.

    Билет № 25

    1. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и методы их регистрации. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.
    2. Экспериментальное задание по теме «Постоянный ток»: построение графика зависимости силы тока от напряжения.
    3. Текст по разделу «Механика», содержащий описание опыта. Задания на определение (или формулировку) гипотезы опыта, условий его проведения и выводов.

    Билет № 26

    1. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика.
    2. Качественная задача по теме «Законы динамики».
    3. Текст по теме «Электромагнитные поля», содержащий информацию об электромагнитном загрязнении окружающей среды. Задания на определение степени воздействия электромагнитных полей на человека и обеспечение экологической безопасности.

    ФИЗИКА – XI класс

    Ниже приводятся два варианта билетов для общеобразовательных школ, составленных на основе одних и тех же вопросов: первый вариант 26 билетов, второй – 16 билетов.

    На подготовку к ответу учащимся отводится обычно до 30 минут. За это время нужно успеть подготовить необходимые выкладки, схемы и графики и воспроизвести их на доске. Эти записи помогут построить связный, логичный и полный ответ. Для решения задачи или выполнения лабораторной работы в некоторых случаях может быть выделено дополнительное время. Задача или лабораторная работа обычно выполняется на отдельном листе и члены экзаменационной комиссии могут проверить правильность решения по этим записям.

    Структура билетов 1-го варианта такова:

    – первые вопросы билетов охватывают основной материал физических теорий, изучаемых в школьном курсе;

    – вторые вопросы предполагают решение задачи или выполнение лабораторной работы из числа обязательных, предусмотренных примерной программой среднего (полного) общего образования.

    Структура билетов 2-го варианта иная:

    – первые вопросы билетов, как и в первом варианте, охватывают основной материал физических теорий, изучаемых в школьном курсе физики;

    – вторые вопросы предполагают рассмотрение практических приложений физических теорий и требуют не столько изложение теоретического материала, сколько демонстрацию опытов, иллюстрирующих описываемое явление, выявляющих основные закономерности явления и пр., или выполнение лабораторной работы, или простейших измерений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников;

    – третьи вопросы проверяют умение решать задачи.

    ВАРИАНТ I

    Билет № 1

    2. Задача на применение законов сохранения массового числа и электрического заряда.

    Билет № 2

    2. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».

    Билет № 3

    2. Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре.

    Билет № 4

    2. Задача на применение первого закона термодинамики.

    Билет № 5

    2. Лабораторная работа «Расчет и измерение сопротивления двух параллельно соединенных резисторов».

    Билет № 6

    2. Задача на движение или равновесие заряженной частицы в электрическом поле.

    Билет № 7

    2. Задача на определение индукции магнитного поля (по закону Ампера или формулы для расчета силы Лоренца).

    Билет № 8

    2. Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

    Билет № 9

    1. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

    2. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».

    Билет № 10

    1. Кристаллические и аморфные тела. Упругие и пластические деформации твердых тел.

    2. Задача на определение показателя преломления прозрачной среды.

    Билет № 11

    2. Задача на применение закона электромагнитной индукции.

    Билет № 12

    2. Задача на применение закона сохранения энергии.

    Билет № 13

    1. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Применение конденсаторов.

    2. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.

    Билет № 14

    1. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

    2. Лабораторная работа «Измерение массы тела».

    Билет № 15

    1. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрический заряд и опыты, подтверждающие это действие.

    2. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха».

    Билет № 16

    1. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

    2. Задача на применение графиков изопроцессов.

    Билет № 17

    2. Задача на определение работы газа с помощью графика зависимости давления газа от его объема.

    Билет № 18

    1. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.

    2. Задача на определение модуля Юнга материала, из которого изготовлена проволока.

    Билет № 19

    2. Задача на применение закона Джоуля–Ленца.

    Билет № 20

    1. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и примеры их практического использования.

    2. Лабораторная работа «Измерение мощности лампочки накаливания».

    Билет № 21

    1. Волновые свойства света. Электромагнитная природа света.

    2. Задача на применение закона Кулона.

    Билет № 22

    2. Лабораторная работа «Измерение удельного сопротивления материала, из которого сделан проводник».

    Билет № 23

    1. Испускание и поглощение света атомами. Спектральный анализ.

    2. Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока с использованием амперметра и вольтметра».

    Билет № 24

    2. Задача на применение закона сохранения импульса.

    Билет № 25

    2. Лабораторная работа «Расчет общего сопротивления двух последовательно соединенных резисторов».

    Билет № 26

    ВАРИАНТ II

    Билет № 1

    1. Механическое движение. Относительность движения. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.

    2. Лабораторная работа «Оценка массы воздуха в классной комнате при помощи необходимых измерений и расчетов».

    3. Задача на применение закона электромагнитной индукции.

    Билет № 2

    1. Взаимодействие тел. Сила. Законы динамики Ньютона.

    2. Кристаллические и аморфные тела. Упругие и пластические деформации твердых тел. Лабораторная работа «Измерение жесткости пружины».

    3. Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

    Билет № 3

    1. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Проявление закона сохранения импульса в природе и его использование в технике.

    2. Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа «Расчет и измерение сопротивления двух параллельно соединенных резисторов».

    3. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.

    Билет № 4

    1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

    2. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Лабораторная работа «Измерение мощности лампочки накаливания».

    3. Задача на применение первого закона термодинамики.

    Билет № 5

    1. Превращения энергии при механических колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

    2. Постоянный электрический ток. Сопротивление. Лабораторная работа «Измерение удельного сопротивления материала, из которого сделан проводник».

    3. Задача на применение закона сохранения массового числа и электрического заряда.

    Билет № 6

    1. Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры молекул.

    2. Масса. Плотность вещества. Лабораторная работа «Измерение массы тела».

    3. Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре.

    Билет № 7

    1. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура.

    2. Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа «Расчет общего сопротивления двух последовательно соединенных резисторов».

    3. Задача на применение закона сохранения импульса.

    Билет № 8

    1. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева–Клапейрона). Изопроцессы.

    2. Электромагнитные волны и их свойства. Лабораторная работа «Сборка простейшего детекторного радиоприемника».

    3. Задача на применение закона сохранения энергии.

    Билет № 9

    1. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

    2. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Лабораторная работа «Измерение ЭДС источника тока».

    3. Задача на определение работы газа с помощью графика зависимости давления газа от его объема.

    Билет № 10

    1. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс.

    2. Явление преломления света. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».

    3. Задача на определение индукции магнитного поля (по закону Ампера или по формуле для расчета силы Лоренца).

    Билет № 11

    1. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.

    2. Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха».

    3. Задача на определение показателя преломления прозрачной среды.

    Билет № 12

    1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

    2. Волновые свойства света. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».

    3. Задача на применение закона Джоуля–Ленца.

    Билет № 13

    1. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора.

    2. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрический заряд (продемонстрировать опыты, подтверждающие это действие).

    3. Задача на применение графиков изопроцессов.

    Билет № 14

    1. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.

    2. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Применение конденсаторов.

    3. Задача на определение модуля Юнга материала, из которого изготовлена проволока.

    Билет № 15

    1. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция. Условия ее протекания. Термоядерные реакции.

    2. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле. Их использование в электрических машинах постоянного тока.

    3. Задача на движение или равновесие заряженной частицы в электрическом поле.

    Билет № 16

    1. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и методы их регистрации. Биологическое действие ионизирующих излучений.

    2. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

    3. Задача на применение закона Кулона.