Древние цивилизации востока. Цивилизации древнего востока

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой - около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III-II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации - западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации - восточный и западный.

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье - долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения - каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами - аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство - Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.

Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.

Особенности древней восточной цивилизации

Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство - поэтому человеку весла не нужны.

Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя - к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответствен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.

Важный признак восточного деспотизма - политика принуждения, а то и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689-1755) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя. Страх - единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.

Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях - права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство.

В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль.

В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) - строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т. п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии - сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т. п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно - беспрекословное повиновение.

Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое - изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т. п. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.

Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: вне их жизнь индивида была невозможна.

Сельские общины, экономически независимые и самоуправляющиеся, в то же время не могли обходиться без центральной, организующей власти: хороший или плохой урожай зависел здесь от правительства, от того, заботилось оно или нет об орошении.

Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.

Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.

В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с республиканской формой правления (демократические - «ганы» и аристократические - «сингхи»).

Поэтому утверждать, что восточная деспотия - это такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей, не совсем верно. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке.

Как это ни парадоксально, подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткость норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.

В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток - это один цикл, в нем можно выделить 4 стадии:

1) усиление централизованной власти и государства;

2) кризис власти;

3) упадок власти и ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.

Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н. э. и китайских - в XIII в. до н. э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н. э.). Появление первых книг в Китае относится к VII-VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).

Шесть тысяч лет назад человечество переходит в новый этап своего развития – в Древний мир (4 – 1-е тысячелетие до нашей эры), когда на сцену жизни выходят первые цивилизации.

На чем зиждились цивилизации?

Этот способ существования племен (на некоторой стадии их перехода в народ) и народов стал возможным лишь с появлением государств. Неважно, какого размера они были – в пол-Востока или в рамках одного полиса.

Другой важной чертой цивилизационного процесса являются наличие государственной власти и появление общественных классов. Появлялся глава государства – император, царь или деспот. За ним тянулся особый класс – аппарат управления страной. Довольно многочисленный, такой же тиранический, как и глава государства.

Шла классификация общества. Сочетались рабство и свободные сословия. Значительным моментом в деятельности древних цивилизаций являлось наличие армий для защиты границ, как от варваров, так и таких же новых государств. И не всегда рядом расположенных.

Но чаще воинские формирования существовали для захвата других территорий для привлечения трудовых и обладания природных ресурсов или для выхода на торговые пути, морские территории.

Цивилизации Древнего Востока

История свидетельствует, что некоторые цивилизации (античные греческая и римская) как будто специально создавались для присоединения чужеземных государств и народов, чуждых друг другу по менталитету, традициям, характеру деятельности, верованиям: одни поклонялись конкретному богу, другие – держались за многобожие.

Плодородие дало толчок торговле продуктами питания, потому что сами шумерцы все не съедали. За ней пошло и ремесленничество, поскольку меньше людей стали выращивать пропитание.

Эта часть народа позже переродилась в управленцев, жрецов. Шумер, с его безразмерным плодородием, породил и негатив: города притягивали крестьян, а поля заболачивались или засыпались песчаными барханами.

Шумерская письменность, потребность в которой диктовала торговля, возникла за три столетия до египетской. На артефактах найден перечень продаваемого зерна, скота.

Но не все так безоблачно происходило в Шумере. Он фактически состоял из ряда политически самостоятельных городов. Некоторые объединялись между собой, возвышаясь над другими, искали новые территории.

Шумерский зикурат — древнее культовое сооружение. Реконструкция

Так, аккадский правитель Саргон подчинил себе все другие города цивилизации Шумер, а затем увеличил его территорию до Средиземного моря.

Так родилась первая мировая империя. Но и она просуществовала недолго. Но, как и все цивилизации, Шумер закономерно подошел к своему концу. Но его культура стала основой для возникновения цивилизации Вавилона.

Вавилон

После гибели Аккадского царства роль переходит к шумерскому городу Вавилон с умнейшим правителем Хаммурапи, известным создателем свода правовых норм. Последующие двадцать веков он становится крупнейшим в мире и столицей цивилизации, взявшей с собой все лучшее от погибшей, шумерской. Ее знаменитая, хотя и недостроенная стометровая башня-храм, признана одним из семи «чудес света».

Хетты

Ближайшим «соседом» Шумер и Вавилона была Хеттская цивилизация. Хетты появились в Малой Азии (современная Турция) почти одновременно с развитием Шумерской цивилизации. От племен они быстро сформировались в народ. Осознали, что выживают только сильные, и они создали мощную по тем временам армию. Передвигались быстро на лошадях, а не пешим ходом, как соседи по Древнему Востоку, и с более поражающим оружием из металла. Их государство крепко простояло на «ногах» пять веков.

Хетты стали влиять на политику всего Ближнего Востока, показав свою военную силу. Один из полководцев захватил даже хорошо укрепленный Вавилон и разграбил его. Об этой тенденции, присущей всем цивилизациям, мы рассказали выше.

После Вавилона хетты обратили взоры на Египет. Но силы были равны, и битва закончилась «ничьей», — правители побратались. И хетты, и египтяне поняли, что лучше дружить, чем враждовать. Поэтому стали дожидаться, когда кто-то ослабнет, чтобы добить. В тринадцатом веке до нашей эры хеттская цивилизация пала под напором более сильных народов Средиземноморья.

Египет

Египет — один из несравненных долгожителей в восточной цивилизации. Географически он чем-то похож на Шумер: с двух сторон пустыни, а посредине полноводный Нил с плодородными долинами. Так же разливался, как Тигр и Евфрат, причиняя неудобства земледельцам и одновременно помогая им. Иначе этот народ просто не выжил бы.

Социальной особенностью цивилизации Египта было сплошное подчинение пяти миллионов человек правителям – фараонам, царям, а иногда жрецам, в которых видеть богов народ приучали с малолетства. В царстве была периодизация династий – ранняя, древняя, переходная, новое царство и так далее, по которым исчисляли года. Велось деление на территории по географическому принципу – Верхний и Нижний.

Его история – период расцвета городов, земледелия, торговли, культуры, искусства (правление Тутанхамона), ремесел, строительного дела (пирамиды, храмы, двух- трехэтажные жилые дома из кирпича) и так далее.

Восьмой, или Поздний период, оказался самым критическим для египетской цивилизации. Она разрывалась на части многочисленными войнами – ассирийцев, персов, Александра Македонского. Жирную точку поставил Цезарь Август в тридцатых годах до нашей эры. Исчезло и государство, и его язык.

Первые политические организмы, переросшие в государства, возникли в благоприятных природных условиях, прежде всего, в долинах великих рек: Тигра и Ефрата, Нила, Инда, Хуанхе. Влияние географической среды на историю человечества невозможно сбросить со счетов, исключить из исторического анализа. Где-то это влияние было очень благоприятным, а где- то (например, в Арктике и Антарктике) представители рода Homo sapiens и сейчас выживают с большим трудом. Стоит также иметь в виду, что влияние природы на человеческие сообщества менялось по мере развития материально-технической основы человечества, научно-технического прогресса. В ранний период географическая (природная) среда определяла всю человеческую жизнь. Со временем природа стала отступать перед человеком, изобретавшим все новые и новые средства борьбы с ней. Теперь пришла другая эпоха: человек так уже замучил природу, что она мстит ему глобальным потеплением, невиданными наводнениями, страшными ураганами, загрязнением окружающей среды.

В основе древневосточных политических структур лежали вождества и общинные организации. Огромная роль принадлежала городу, причем город часто был просто огороженным, защищенным пространством, на котором и обитала община. Лишь постепенно город превращался в центр ремесла, торговли и экономики в целом, становился главным звеном политического управления. Разница между вождеством и ранним государством зачастую трудноуловима. Различие это усиливается по мере того, как развивается частная собственность, возникает господствующая элита, которая и концентрирует в своих руках собственность. Государство возникает в виде сравнительно небольшого нома, т.е. города с прилегающей к нему округой, города-государства. Так было, например, в Шумере, в Верхней Месопотамии, в Сирии и Финикии. Зачастую это были неустойчивые конгломераты таких государств, где более слабые платили более сильному дань и оказывали военную помощь (Хетт- ская, Митаннийская, Среднеассирийская державы). Наконец, это были (как в Египте и Нижней Месопотамии) относительно крупные царства, каждое из которых объединяло территорию бассейна целой реки.

В I тысячелетии до н.э. началось создание «мировых держав» - империй, первой из которых стала Ассирия. Как подметили отечественные востоковеды И.М. Дьяконов и В.А. Якобсон, создателями империй каждый раз оказывались государства, обладавшие наилучшими армиями и выгодным стратегическим положением.

Империи не были стабильными, но вслед за падением одной империи тут же появлялась другая. Экономическая система таких государств, как, впрочем, и вышеперечисленных, держалась на рабском труде и труде рядовых общинников, захвате добычи и торговле. Важным механизмом, который обеспечивал определенную экономическую стабильность, являлась система самоуправляющихся городов. Союз верховной (царской) власти с городами был выгоден и той и другой стороне. Правда, центральная власть таила в себе угрозу чрезмерной бюрократизации, что превращало чиновничество (Китай Империи Цинь) в самодовлеющую силу, которая потребляла основной прибавочный продукт, приводя свою страну к обнищанию.

Городская община лежала и в основе древнегреческой цивилизации. За три века архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.) Греция сильно обогнала страны Востока. На первый план в экономике выдвигаются мореплавание и морская торговля, начинается Великая колонизация. Древнегреческая культура как губка впитывала в себя лучшие достижения соседей. Город стал средоточием общественной жизни и полностью подчинил себе деревню, а городская община постепенно преобразуется в архаический полис (город-государство). Экономическим и политическим средоточием такого полиса была рыночная площадь (агора), на которой греки и торговали, и решали политические дела. Важную роль играл главный храм города, посвященный небесному покровителю, который у каждого города был свой: у Афин - Афина Паллада, у Коринфа - Афродита, у Дельф - Аполлон и т.д.

Пройдя сквозь «болезнь» тирании, полисы стали активно развивать демократию, на что была направлена деятельность многих законодателей: известных (Солон и Клисфен в Афинах, Ликург в Спарте) и неизвестных истории. Классический полис являл из себя гражданскую общину, члены которой участвовали в делах правления, соблюдая при этом основной принцип - подчинения меньшинства большинству. Полностью свободным, хоть и разнящимся своим достатком членам общины, противостояли рабы, в отличие от восточных обществ уже полностью отделенные от свободных.

В IV веке до н.э. полисная система стала испытывать кризис, который был вызван внутренними и внешними причинами. Один из знатоков вопроса - Э.Д. Фролов - среди внутренних причин выделяет социальные, политические и идеологические. К тому же полисы соперничали между собой и вели постоянные междоусобные войны, ослаблявшие их перед вмешательством в их дела соседних государств - Персии на Востоке и Карфагена на Западе. Ослабление полисов, рост социальных противоречий в них стали питательной почвой для усиления Македонии, казалось бы, на столетие отставшей от остальных греческих государств. Ее возвышение началось при царе Филиппе II (359- 336 гг. до н.э.). Благодаря его реформам Македония улучшила свою экономику, а армия стала сильнейшей: знаменитая македонская фаланга могла смести все на своем пути и выдержать любой удар.

После загадочной смерти Филиппа царем становится его сын Александр, которому суждено было стать одним из величайших властителей в мировой истории. В 334 году до н.э., объединив силы всех греческих городов-государств, молодой полководец напал на соседнее могущественное государство - Персию. В ряде сражений, среди которых выделяется битва у Гавгамел, персы были разбиты, а все их владения стали переходить к Александру Македонскому. Империя его простиралась от Средней Азии до Египта, от Каспийского моря до Персидского залива. Однако сам Александр, провозглашенный египетскими жрецами сыном бога, в 323 г. скончался не то от болезни, отягощенной ранами и военными тяготами, не то, будучи отравлен политическими противниками.

Огромная империя распалась на отдельные государства, которые получили название эллинистических, а время их существования назвали «эллинистическим периодом». Крупнейшими из этих государств был Египет во главе с царями из династии Птолемеев, Македония с династией Антигонидов, царство Селевкидов, включившее в себя Сирию, Палестину, Двуречье, Иран, Среднюю Азию. Менее значимыми были Пергамское царство в Малой Азии и Ереко-Бактрийское царство на территории современного Афганистана. В этих государствах шло плодотворное смешение античных и восточных традиций, что обогащало греков и восточные народы. Здесь развивалась экономика, прекрасно распланированные города стали очагами высокой эллинистической культуры, в них развивались ремесла и разные виды искусства. Однако раздоры и войны между собой ослабляли эти государства, чем и воспользовался Рим, который вырос совсем рядом - на Апеннинском полуострове - том самом знаменитом «сапоге», разделяющем на карте пополам Средиземное море.

Римская история началась с города, который в середине VIII в. до н.э. возник в устье Тибра. Два века царской власти закончились в 509 г. до н.э. ее свержением и установлением республики. Три главные составляющие образовывали ее государственное устройство: народные собрания, магистрат (исполнительная власть) и сенат, который сначала был советом при магистрате, а позже превратился в руководящий орган республики. В общем, это был типичный город-государство, ставший со временем сильнейшим в Центральной Италии.

Однако набиравший силу Рим в этих пределах оставаться не хотел и через какое-то время подмял под себя всю Италию. Свою роль сыграло и выигрышное географическое положение Рима на территории Апеннинского полуострова. Возникшее в результате завоевательной политики Рима объединение напоминало союзы греческих полисов, например, Афинскую архе. Затем экспансия Рима устремляется в разные стороны: он распространяет свою власть на Балканы, Испанию, от его мощной длани гибнет Карфаген - могущественная колония финикийцев в Северной Африке. Со временем Рим добрался даже до Британии и почти полностью покорил остров. Греческие полисы были также включены в состав Римского государства и даже сохранили свой статус гражданских общин. Рим, по сути дела, стал империей, что и было официально закреплено системой принципата в 27 г. до н.э. Рим, сохраняя черты полиса, стал превращаться в мировую столицу (А.Б. Егоров). Римская империя была гораздо более устойчивой, чем более древние восточные образования такого типа, включая державу великого Александра.

Интересно отметить, что, будучи городом-государством, Рим, в отличие от Афин, не создал высокой культуры, у него не было и такой яркой мифологии, как в Греции. Зато римляне фактически сохранили и репродуцировали греческую культуру, что во многом способствовало расцвету самой римской культуры уже в период империи.

В одной из имперских провинций - Палестине - зародилась новая религия, которой предстояло сыграть выдающуюся роль в истории Европы, да и других регионов Земли. Это было христианство, которое возникло на основе древней иудейской религии. И иудеи, и христиане признают Ветхий Завет - совокупность мифов и легенд, связанных с вестью о союзе между племенным божеством Яхве и избранными приверженцами бога (А. Донини). Христианство зарождалась в среде мессианских общин, которые отвергали окружавшее их общество и жили в пустыне. В пещере у Мертвого моря были обнаружены знаменитые Кумранские рукописи, принадлежавшие одной из таких общин. Рукописи рисуют религиозные верования уже весьма близкие христианству. Вполне возможно, что один из вождей этой или подобной сект, казненный на кресте праведник, и стал прообразом Иисуса Христа. Впрочем, есть мнение и о его историчности. Жизни и деяниям Иисуса посвящены четыре евангелия Нового Завета (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а также ряд других текстов.

В Римской империи христиан первоначально преследовали. Но эта религия, вставшая на защиту униженных и угнетенных, находила все новых и новых сторонников. Римские императоры на излете империи стали терпимее относиться к христианству. В 313 году был издан знаменитый «Миланский эдикт» императора Константина, согласно которому христиане получили право открыто совершать свой культ, церковные организации могли владеть имуществом. Из религии гонимой христианство стало превращаться в господствующую, в ее руках начали скапливаться огромные богатства. Возникла система епархий во главе с епископами, зародилась и христианская аскеза: монашество и монахи.

Древний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.

Первые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.
  Двуречье (Междуречье, Месопотамия) . В отличие от других цивилизаций оно являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.
   Двуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.
  Во 2 тысячелетии до нашей эры возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. С 14 по 7 век до нашей эры усиливается Ассирия, а её сменило Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.
  Египет . Располагался в долине реки Нил, который делился на верхний и нижний. Первые государственные объединения назывались номы. В результате длительной борьбы верхний Египет присоединил к себе нижний. В Египте были сильны позиции жречества.
  Китай . Сформировался в долине реки Хуанхэ. Река Хуанхэ часто меняло своё русло и затопляло обширные территории. Во главе государства стоял обожествлённый правитель. В Китае существовал тотальный контроль над населением, население выполняло тяжёлые повинности.

  
  Индия . Сложилась в долине реки Инд. Здесь были созданы крупнейшие ирригационные системы и большие города. На высоком уровне развития было ремесло, были созданы канализационные системы. Высшим органом управления был Паршиат – Брахманы - Царь. Во второй половине тысячелетия до нашей эры в Индию вторглись племена Ариев, которые заселяли реку Ганг. Они установили систему Варн.

Многие цивилизации родились в долинах рек. Реки играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации называют речными . В основном это цивилизации Востока.

Цивилизации Древнего Востока сформировались на берегах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Именно в долинах больших рек в мягком субтропическом климате около пяти тысяч лет назад сложились лучшие условия для земледелия. Разливы рек постоянно удобряли мягкую почву, ее легко было обрабатывать самыми примитивными орудиями - деревянными и медными, урожай собирался два-три раза в год.

Со временем их границы значительно раздвинулись. Например, в IV тысячелетии до н.э. в долине Нила было несколько десятков мелких государств. Затем один из царей завоевал весь север Египта - дельту Нила, а другой весь юг - его долину. Примерно в III тысячелетии до н.э. царь Южного царства сумел подчинить Северное. Так образовалось могущественное государство, объединившее весь Египет - от порогов на Ниле до Средиземного моря. Затем границы его неоднократно (по мере его эволюции от раннего к древнему и далее к среднему, новому и позднему царствам) расширялись как в связи с завоевательными походами в Эфиопию, Сирию, Палестину, Нубию, так и благодаря специальным экспедициям, снаряжавшимся для разведки сопредельных территорий. Надпись на знаменитом террасном храме царицы Хатшепсут подробно повествует о большом морском походе, который был предпринят по ее приказу в XV в. до н.э. в страну Пунт на юге Красного моря (Сомали, Йемен). Для этой экспедиции был построен специальный флот. Кроме того, египтяне осуществляли походы в Ливийскую пустыню, а в Средиземном море достигали острова Крит. В период Нового царства, при фараоне Тутмосе III (XV в. до н.э.), египетское государство простиралось от четвертых нильских порогов до Северной Сирии. Таким образом, территориальную основу Древнего Египта составляли долина и дельта Нила.

Примерно так же действовали и древние народы Месопотамии. Считается, что шумеры еще в III тысячелетии до н.э. знали Сирию на западе и Анатолию на севере. Они же совершали плавания по Персидскому заливу до Бахрейна, а затем и до устья Инда. По-видимому, их следует считать первооткрывателями Аравийского моря, Оманского залива и юго-западного побережья Азии. И все же главным средством «познания мира» в те времена оставались завоевательные походы хеттской, ассирийской, вавилонской, персидской держав.. На территории Передней Азии следует выделить Ассирию, которая начала складываться как государство по среднему течению Тигра еще в III тысячелетии до н.э., а периода наибольшего могущества достигла в VIII- VII вв. до н.э. Пожалуй, это было первое государство, которое попыталось объединить под своей властью весь Ближний Восток. Благодаря завоеваниям ассирийских царей Тиглатпаласара, Саргона, Асархаддона их держава расширилась до таких пределов, которых до этого не достигало ни одно государство мира. При царе Ашшурбанипале Ассирия простиралась от гор Армении и Ирана до дельты Нила. Она была гораздо больше, чем египетское царство при Тутмосе III, не случайно ее иногда называют первой в истории «мировой державой».



В VII в. до н.э. вскоре после падения Ассирийской империи такой «мировой державой» стало Нововавилонское царство во главе с Навуходоносором II. Менее крупные размеры имели Лидия, Мидия, Урарту, Колхида, Иберия (Грузия), так называемая Счастливая Аравия (нынешний Йемен) и некоторые другие государства.

Древнейшая из индийских цивилизаций - доарийская хараппская цивилизация - возникла в III тысячелетии до н.э. в низовьях Инда. Отсюда хараппцы продвинулись в Пенджаб и на Деканское плоскогорье, а также вдоль побережья Аравийского моря. Во II и особенно в I тысячелетии до н.э. освоение Индийского субконтинента продолжалось пришельцами с северо-запада - индоариями, цивилизация которых возникла в среднем течении Ганга. Постепенно они заселили весь Декан, колонизовали остров Тапробана (Шри-Ланка), через Гималаи проникли в Китай и Кашгарию, а на своих судах обследовали Бенгальский залив, Малакку и открыли Малайский архипелаг.

Из неречных цивилизаций наибольший вклад в расширение ойкумены того времени внесла Персидская держава, возникшая в VI в. до н.э. Такое расширение было достигнуто в основном путем завоевательных походов, которые сначала были направлены на восток и на юг, а затем на запад. С течением времени к персам перешла вся береговая полоса от Трапезунда в Малой Азии до залива Сирт в Африке.

Иранское (Персидское) царство, или держава Ахеменидов возникло в VI в. до н.э.. Завоевания персов, начатые царем Киром II и продолженные его сыном Камбизом, а затем Дарием I и Ксерксом, привели к созданию государства, занимавшего нагорья Ирана, значительную часть Средней Азии, часть Индостана, всю Переднюю и Малую Азию и Египет, они завоевали царства ассирийцев, хеттов, вавилонян, урартов, эламитов, мидийцев, финикийцев, египтян. Персидская речь звучала в ту пору на всем Ближнем Востоке.

В Южной Азии после упадка цивилизации в бассейне Инда и перемещения ее центра в бассейн Ганга здесь, в междуречье Джамны и Сатледжа, возникло первое государство древнеиндийского племени ариев под названием Бхаратаварши; отсюда происходит и современное официальное название Республики Индии на языке хинди - Бхарат. Затем в результате постоянных междоусобных войн образовалось государство Магадха, которое особенно расширилось при династии Маурьев. Его влияние сначала распространилось на Северную, а позднее, при царе Ашоке, и на всю Индию, за исключением крайнего юга. Это была первая в истории страны рабовладельческая держава общеиндийского масштаба. Больших размеров достигло и возникшее здесь уже в IV в. н.э. государство Гуптов.

Китайская речная цивилизация зародилась во II тысячелетии до н.э. в нижнем течении бассейна Хуанхэ. Отсюда древние китайцы продвинулись к востоку - до Желтого моря, к югу - до Янцзы, к западу - до Лёссового плато, а также к северу. Затем уже в I тысячелетии до н.э. они раздвинули свои рубежи, освоив Южный Китай и часть Индокитая. Еще в конце этого тысячелетия китайцы были убеждены, что их страна является центром цивилизованного мира, за пределами которого живут лишь кочевники-скотоводы: с этим связано и название «Чжун Го» - «Срединное государство». Только после походов в Среднюю Азию и плаваний к берегам Японии, Индии, Малайского архипелага географический кругозор их значительно расширился.

На территории Китая в рассматриваемую эпоху сменилось несколько крупных рабовладельческих государств. Первые из них занимали в основном только северную часть современного Китая, Великую Китайскую равнину. Но уже в эпоху империи Цинь, в III в. до н.э., удалось объединить почти все тогдашние китайские земли. Сменившая ее империя Хань зародилась также в Северном Китае, в бассейне Хуанхэ. Однако за время существования этой империи границы ее раздвинулись очень широко. Она простиралась от Тихого океана до Средней Азии и от Маньчжурии до Индокитая. Из Гуанчжоу и портов Тонкинского залива морские пути вели к берегам Камбоджи, Явы, Суматры, Индии. Первое политическое объединение в соседней Корее (Чосон, или «Страна утренней свежести») образовалось в IV в. до н.э.

Одним из ареалов древней цивилизации, основанной на орошаемом земледелии, была также Средняя Азия. Первые оросительные каналы местные земледельцы прорыли еще в IV тысячелетии до н.э. Затем шаг за шагом были освоены и окультурены долины Амударьи, Сырдарьи, Кашкадарьи, Зеравшана и других рек.

В Средней Азии в I тысячелетии до н.э. существовали уже такие государства, как Согдиана, Бактрия, Фергана, Хорезм. На рубеже старой и новой эры они вошли в обширное Кушанское царство, которое в период своего расцвета включало также значительную часть территории Афганистана, Пакистана, Северной Индии.

Важная особенность первых государств рассматриваемого времени - их неустойчивость и нестабильность. Прежде всего это относится к крупнейшим мировым «державам», которые возникали в результате завоеваний и представляли собой не очень прочные конгломераты различных племен и народов. Такова, например, Персидская держава Ахеменидов, в составе которой еще Геродот насчитывал более 70 народов и которая была завоевана Александром Македонским. Ассирийская держава также в конце концов не выдержала натиска мидян и вавилонян. В свою очередь Вавилония была завоевана персами. В Передней и Средней Азии появились, но затем исчезли Парфянское царство, государство Сасанидов. Сравнительно недолговечным Было и Кушанское царство, простиравшееся от берегов Каспийского и Аральского морей до Инда и Ганга. То же можно сказать и о государствах Маурьев и Гуптов в Южной Азии. Империя Хань в Китае, просуществовав четыреста лет, пала под ударами народного движения «желтых повязок». И лишь Египет «продержался» более трех тысячелетий, хотя и он в итоге был завоеван сначала персами, а затем римлянами.

По форме правления большинство государств Древнего Востока представляло собой разновидности восточной деспотии с исключительно высокой централизацией власти в руках верховного правителя. Ярким примером такого рода может служить Египет, где царь или фараон обладал огромными богатствами и практически неограниченной, абсолютной властью. Египтяне верили, что в царе живет двойник бога, что он сын главного бога - бога солнца Ра и после смерти присоединится к богам. Впрочем, у всемогущих фараонов был один сильный соперник - каста жрецов.

Другой пример - Вавилонское и Нововавилонское царства, цари которых - Хаммурапи и Навуходоносор II - величали себя «царями царей». Так же называли себя и персидские цари династии Ахеменидов, считавшие, что им подвластен весь мир. Сильным централизованным государством при династиях Цинь и Хань был и Китай.

Обычно такие централизованные государства имели четкое административно-территориальное деление. Так, Египет делился на номы , каждый из которых имел свой политический и религиозный центр, войско и управлялся правителем - номархом . Ко времени образования единого египетского государства таких номов было более сорока. Персидская империя при Дарии I была подразделена на административно-податные округа, называвшиеся сатрапиями, во главе их стояли наместники царя - сатрапы . Первоначально таких сатрапий было 20, но затем число их возросло. В Китае еще император Цинь Шихуанди («первый император династии Цинь»), покончивший с властью удельных правителей, разделил свою державу на области, а те в свою очередь на уезды. Затем административно-территориальное деление Китая неоднократно усовершенствовалось. Империя Маурьев в царствование Ашоки была разбита на 5 наместничеств, управлявшихся членами царского дома.

Главным занятием населения в государствах Востока было орошаемое земледелие. Здесь еще в неолите сложился хозяйственно-культурный тип оседлого поливного земледелия, основанного на выращивании ряда культур и разведении домашних животных. Его возникновению способствовали теплый климат, плодородные земли речных долин, наличие легко обрабатываемых почв. При этом в технике орошения уже были достигнуты значительные успехи.

Египтяне освоили бассейновую систему орошения, при которой в зимний сезон поля огораживались земляными дамбами, а с началом разлива Нила заполнялись его водами, превращаясь в искусственные бассейны. Жители Шумера и Вавилонии также научились «усмирять» весенние разливы Тигра и Евфрата, осушая болота, создавая каналы, плотины, водоемы и другие гидротехнические сооружения. Высокого уровня орошаемое земледелие достигло в Китае, где еще задолго до новой эры началась борьба с разливами Хуанхэ.

Важнейшим условием земледелия в этих районах было регулирование режима рек, т.е. хранение воды в специальных водоемах для использования в засуху, предотвращение паводков, мелиорация. Это требовало постоянного коллективного труда, вынуждало селиться большими группами - общинами и работать сообща. Роль общины в странах Древнего Востока (Египте, Месопотамии, Индии, Китае) была исключительно велика (и во многом остается такой по сей день). Однако общественный труд был необходим только на ирригационных работах, строительстве плотин, каналов и пр. Сама обработка земли была доступна каждой отдельной семье. Поэтому общинная земля стала делиться на земельные наделы, и община из родовой (какой было в первобытном обществе) стала соседской.

Неравноценность земельных наделов приводила к постепенному обогащению отдельных семей. Излишки зерна хранились, создавая запасы, обеспечивая стабильность положения семьи.

В странах Древнего Востока основными земледельческими культурами повсеместно были зерновые: главная культура на западе (Египет, Месопотамия) – ячмень, а на востоке (Индия, Китай) – рис. Наряду с ними использовались уже корнеплоды, овощные, бахчевые, садовые культуры. Хозяйство дополнялось оседлым скотоводством, ловлей рыбы.

Наметилась и порайонная специализация. В Египте еще во время Древнего царства сложилось разделение труда между северной и Южной частями страны. Верхний Египет славился как хлебный край, житница страны, где выращивали пшеницу, а также ячмень (в том числе и для производства пива). Южный Египет специализировался главным образом на винограде и папирусе. Повсеместное распространение имели корнеплоды, лук, чеснок, огурцы, салат, финиковая пальма. Еще более широкий набор сельскохозяйственных культур был характерен для стран Благодатного полумесяца. В Счастливой Аравии с глубокой древности существовали плантации растений, дававших благовонные смолы, из которых получали мирру, фимиам, ладан. Древним индийцам еще во время хараппской цивилизации были известны пшеница, ячмень, дыня, сезам, а возможно, и рис. В более поздний период полевыми культурами в Индии наряду с пшеницей и ячменем стали рис, бобовые, сахарный тростник, хлопчатник, кунжут. Древние китайцы возделывали просо, сорго, пшеницу, ячмень, они первыми начали разводить тутового шелкопряда. Позднее распространились рис и чай, во многом определяющие аграрный профиль Китая и в наши дни.

Древние цивилизации Востока достигли значительных успехов и в скотоводстве. По-видимому, египтяне первыми приручили антилопу, газель, козерога, жители Аравии - верблюда, хараппцы - слона, зебу, водяного буйвола, китайцы - свинью. Однако в районах орошаемого земледелия скотоводство никогда не играло (и не играет) большой роли, здесь использовался в основном только тягловый скот. Зато для кочевых племен и народов разведение овец, коз, крупного рогатого скота стало главным занятием.

Появление первых орудий труда облегчило земельные работы и высвободило множество рабочих рук. Часть общинников стала заниматься только ремеслом, уровень его возрос и требовал специальных навыков. Происходит первое общественное разделение труда: отделение ремесла от сельского хозяйства. Большие успехи в ремесленном производстве были достигнуты в изготовлении изделий из бронзы и особенно из железа. Появились металлическая утварь, оружие, орудия для обработки почвы, разнообразные украшения из золота и серебра. Продвинулись вперед гончарное и текстильное ремесла. Продолжало развиваться кораблестроение, особенно в Египте, где произошел переход от серповидной парусной ладьи с гребцами или трапециевидным парусом к судам с деревянным корпусом. Стала совершенствоваться военная техника - появились осадные орудия и боевые колесницы. Для подъема воды на поля египтяне изобрели шадуф («журавль»), а китайцы водяной насос. В качестве писчего материала египтяне начали использовать папирус, а китайцы наладили производство бумаги. Египтяне прославились также своим стеклоделием, пивоварением. Широкое развитие получило и виноделие.

От хозяйственных забот были свободны младшие сыновья во многих семьях. Молодые люди объединяются в отряды с выбранным предводителем и совершают набеги в соседние земли, а в случае угрозы общине - защищают ее. Добыча становилась дополнительным источником обогащения семей воинов, родовой знати и, особенно, жрецов. Пленных убивали или принимали в общину. Позже, с ростом производительности труда, стало выгодно оставлять им жизнь при условии работы на господина - так появляется рабство, играющее на Древнем Востоке важную, хотя и не определяющую роль. Иногда до положения рабов опускались разорившиеся общинники.

Складываются три устойчивые категории людей, традиционно называемые классами - господствующие слои (жрецы, богатые землевладельцы, торговцы, чиновники), мелкие свободные производители (общинники, ремесленники) и рабы. Для защиты от нападений и удобного товарообмена между разными районами возводятся специальные укрепления, где селятся купцы и ремесленники - города. Возникают предпосылки создания государства.

Основная функция государственной власти на Древнем Востоке - организация системы орошения и земледелия. Поэтому объединение общин по берегам рек в единое государство происходит рано и произвольно, а верховная власть возникает в форме неограниченной монархии с огромной ролью жречества. Влияние жрецов основывалось на передаваемых по наследству и тщательно хранимых знаниях по астрономии, метеорологии и пр., позволявших предсказывать поведение рек и управлять земельными работами. Задача царской власти - проводить ирригационные работы в масштабах государства, подавлять сопротивление рабов, добывать новых рабов в завоевательных походах, содержать войско и - что очень важно - доставлять камень для строительства плотин, каналов, пирамид. В государствах Древнего Востока камня не было, его привозили из отдаленных горных районов, а это требовало огромного числа людей и сопровождалось сражениями с горными народами.

Все необходимые для государства работы осуществлялись царем через разветвленный бюрократический аппарат, ведавший также сбором податей и судопроизводством. Неограниченная власть царя приводила к постепенному обожествлению его личности, особенно выраженному в Древнем Египте.

О материальной культуре Древнего Востока можно судить не только по описаниям, но и по сохранившимся до наших дней многочисленным памятникам строительства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, остаткам гражданских, культовых, гидротехнических, оборонных и других сооружений.

Примером гидротехнического сооружения такого рода может служить канал, проведенный египтянами от одного из рукавов Нила до лежащего на краю пустыни оазиса Эль-Файюм, который в результате стал самой богатой и хлебородной областью в стране. Чтобы провести канал, пришлось расширить узкое ущелье.

Классическим примером оборонного сооружения может служить Великая Китайская стена, построенная в III в. до н.э., во времена империи Цинь, для защиты страны от кочевников хунну. И хотя этой своей задачи она в общем-то не выполнила, Великая Китайская стена, протянувшаяся более чем на 4 тыс. км, остается и поныне грандиозным памятником зодчества той далекой эпохи.

Из культовых сооружений Востока до сих пор наибольшей известностью пользуются египетские пирамиды; древние греки считали их «чудом света номер один». Эти пирамиды свидетельствуют о высоком уровне каменного строительства в эпоху III (пирамида Джосера) и IV (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина) династий Древнего царства. Но в то же время они олицетворяют и каторжный труд миллионов подданных этих фараонов. К такому выводу при­шел уже Геродот, посетивший египетские «дома вечности» в V в. до н.э.. По масштабам с египетскими пирамидами вполне могут соперничать и усыпальницы некоторых китайских императоров.

И все же самые многочисленные и разнообразные памятники зодчества связаны с городами Древнего Востока, прежде всего столичными. Еще за три тысячелетия до новой эры египтяне строили из камня и кирпича большие жилища своим богам и земным вождям, покрывали их стены яркими рисунками, высекали из камня фигуры богов и людей. В Месопотамии, где не было твердых каменных пород, строили в основном из глины и кирпича, поэтому их сооружения оказались гораздо менее долговечными. Индийцы и китайцы отдавали предпочтение дереву, кирпичу, камню.

В период Древнего царства, в XXVIII-XXIII вв. до н.э. столицей Египта был Мемфис, располагавшийся немного южнее современного Каира. До наших дней этот город не сохранился, и только руины храма бога Пта (Птаха), лежащая на земле колоссальная гранитная статуя Рамсеса II и фигура сфинкса указывают на место его былого расположения. Однако именно с Мемфисом связаны некрополи в Саккаре и пирамиды фараонов в Гизе.

В эпоху Среднего и Нового царств столицей Египта становятся Фивы (Фивы, как и Мемфис, - греческое название). Тысячу лет этот город выполнял столичные функции. Тогда же здесь были сооружены огромные дворцовые и храмовые комплексы. Теперь на месте древних Фив находятся небольшой египетский город Луксор, знаменитый руинами храма в честь бога Амона-Ра, храмовый комплекс Карнак, гробницы Долины Царей.

В XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV, реформатор египетской религии, перенес свою столицу из Фив в специально построенный для этой цели новый город Ахетатон («Горизонт Атона»). Но после его смерти старые божества были восстановлены, а город Ахетатон заброшен. Теперь его руины можно увидеть недалеко от Эль-Амарны.

Первые города в истории человечества, возникшие еще в V тысячелетии до н.э. на территории древних Шумера и Аккада в южной Месопотамии, до наших дней не сохранились. Обычно каждый из них имел храмовый комплекс в виде высокого ступенчатого зиккурата, дворец правителя, глинобитные жилые постройки. Об этом можно судить по руинам одного из этих городов - Ура, находившегося недалеко от Персидского залива.

Большинство столиц ассирийской, вавилонской и других держав Передней Азии располагалось в среднем течении Тигра и Евфрата, в месте сближения этих рек. На Тигре находились первая столица Ассирии - Ашшур, от имени которого произошло название всей страны, ее вторая столица Нимруд и ее третья столица - Ниневия. В IV в. до н.э. на правом берегу Тигра возникла Селевкия - столица государства Селевкидов, один из самых больших городов Древнего Востока. Несколько позднее парфянские цари делают столицей Междуречья Ктесифон, расположенный на Тигре напротив Селевкии. Затем он же становится столицей государства Сасанидов и превращается в один из крупнейших городов Передней Азии.

И все же самым знаменитым из городов Междуречья да и всего Древнего Востока, безусловно, стал Вавилон, расположенный на реке Евфрат. В течение 2 тыс. лет он был столицей сначала Вавилонского, а позднее Нововавилонского царства. В качестве важнейшего городского центра Древнего Востока он как бы оправдывал свое название, происходящее от слова «Баб-Илу» - «Врата бога». Этот город поражал своими размерами. Его крепостная стена с медными воротами протягивалась на много километров, причем по ее верху могли ехать в ряд несколько конных повозок. Город имел четкую планировку. Особенно его украшали покрытые синей глазурью северные ворота, посвященные богине Иштар, дорога от которых вела к храму бога Мардука со знаменитой 90-метровой ступенчатой башней, известной как Вавилонская башня, висячие сады Семирамиды, считавшиеся одним из чудес света.

Судьба всех этих городов была типична для того времени: ни один из них, образно говоря, не умер своей смертью. Ниневия была разрушена до основания вавилонянами и мидянами, Селевкия - римлянами, Ктесифон - арабами. Вавилон же в VII в. до н.э. был буквально стерт с лица земли ассирийцами, затем снова отстроен, но позднее заброшен. В наши дни все эти мертвые города находятся на территории Ирака; они были обнаружены и раскопаны археологами в основном в течение последнего столетия.

В какой-то мере сходной была и судьба городов Персидской империи, столицами которой на протяжении веков были Пасаргады, Сузы, Экибатаны, Персеполь. Ахемениды возводили в них постройки, отражавшие могущество и величие владык мировой державы. Но потом эти города были либо заброшены, либо сожжены, как Персеполь Александром Македонским, и ныне также относятся к числу мертвых. В отличие от них современным городом остается Ереван.

В бассейне Инда, на территории современного Пакистана были обнаружены города хараппской Средней Азии цивилизации - Мохенджо-Даро и Хараппа, построенные в III-II тысячелетиях до н.э. Это были большие и красивые города с прямыми улицами, кирпичными домами, цитаделями, храмами, зернохранилищами, бассейнами для омовения, своей системой водопровода и даже канализацией. Потом они погибли и были занесены песком и речным илом, а уцелевшие развалины превратились в каменоломни, где добывали строительный материал.

Иначе сложилась судьба таких древних городов Индии, как Индрапрастха и Паталипутра. Руины первого из них и ныне можно увидеть в окрестностях Дели, «прародичем» которого он по праву считается. А на месте второго, бывшего некогда столицей Магадхской империи и государства Гуптов, теперь находится город Патна, столица штата Бихар. На территории Бихара и соседних штатов сохранились также многочисленные памятники материальной культуры, связанные с деятельностью правителя Ашоки: ступы - мемориальные сооружения, посвященные Будде, знаменитая колонна Ашоки.

Древними столицами Китая были Саньян, Лоян, Чанъань (который затем стал называться Сиань). Лоян и Сиань и теперь остаются крупными городами. Знакомство с ними интересно с позиций изучения древнего китайского градостроительства, в котором уже тогда использовались принципы регулярной планировки с квадратным планом и строгой симметрией архитектурных форм и начали создаваться садово-парковые ансамбли, органично связанные с окружающей средой.

Оно важно также для изучения материальной культуры той эпохи - древних поселений и погребений, пагод, дворцов и храмов. Особенно большой размах городское строительство приняло при императоре Цинь Шихуанди. В первую очередь это относится к столице империи Саньяну. Главный столичный дворец с заповедным парком стал настоящим чудом света: на его постройке трудились, по преданию, 700 тыс. рабов.

Одним из древнейших городов Средней Азии считается Самарканд. Уже в IV в. до н.э. на его месте существовал город, который назывался Мараканда и был столицей Согдианы. В 329 г. до н.э. он был разрушен Александром Македонским, но затем возродился снова.

Почти все народы Древнего Востока создали свою письменность, истоки которой восходят к IV-III тысячелетиям до н.э.

По-видимому, в это время появилось египетское письмо, которое было сначала идеографическим и ребусным (словесно-слоговым), а затем стало иероглифическим, со скорописными разновидностями. Иероглифы вырезали на камне, дереве, но основным писчим материалом служил папирус. Язык и письменность древних египтян были впоследствии забыты.

Еще раньше египетского зародилось письмо древних шумеров, которые наносили свои письмена на плоские глиняные таблички с помощью специальных резцов. Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами затем обжигались на огне и становились твердыми как камень. Историки называют шумерское письмо клинописью. От шумеров клинопись восприняли и вавилоняне, которые значительно усовершенствовали ее. После того как древний Вавилон стал мировым центром культуры, вавилонский язык распространился по всей Передней Азии. При этом клинопись была усвоена и в Ассирии.

Хараппская цивилизация создала свое письмо морфемно-слогового характера. Затем начался ведийский период, связанный с появлением в бассейне Инда древних ариев. Ведийским он называется потому, что именно в эту эпоху (1500-600 гг. до н.э.) появились веды (санскр. veda - «знание») - древнейшие памятники индийской письменности, представлявшие собой сборники гимнов, песнопений, заклинаний, жертвенных формул, которые содержат обширные сведения о многих сторонах жизни Древней Индии. Из четырех дошедших до нас вед наиболее известна и почитаема самая древняя - Ригведа, содержащая 1028 гимнов, обращенных к различным божествам. Позднее появляется санскрит (санскр. sanskrita - «искусственный»), который вскоре распространился по всей стране и стал играть роль языка межнационального, да и международного общения. Своего расцвета санскритская письменность и литература достигли в период государства Гуптов, когда были созданы такие произведения древнеиндийского эпоса, как «Махабхарата» («Великая война потомков Бхараты») и «Рамаяна» («Сказание о Раме»). Обе эти поэмы содержат важные сведения не только о борьбе Пандавов и Кауравов и подвигах царевича Рамы, но и о Древней Индии в целом. Вот почему их нередко называют энциклопедией Древней Индии («Махабхарата» включает 100 тыс. стихов).

Китайская письменность также возникла в очень отдаленное время. Во всяком случае, уже в XV в. до н.э. система иероглифического письма была сравнительно развита и включала до 2 тыс. иероглифов. Наряду с ней существовало и рисуночное (пиктографическое) письмо. Особый расцвет китайской письменности и литературы, как и всей культуры, наблюдался в эпоху империи Хань. Вместо заостренной палочки, служившей для письма лаком на бамбуковых и деревянных пластинках, в обиход были введены тушь и волосяная кисть, а затем и бумага. Обычно книги имели форму свитков, которые помещались в специальные чехлы. Число иероглифов также сильно возросло, хотя среди них, как и в современном китайском языке, выделилось несколько тысяч наиболее употребительных. Китайское письмо легло в основу национального письма Кореи и Японии.

Изобретение письменности послужило стимулом к развитию системы образования. Например, в Египте первые школы появились еще во времена Древнего царства; это были религиозные школы при храмах и школы писцов. В эпоху Среднего царства появились школы второй ступени. В них изучали математику, астрономию, медицину, религию, язык, литературу, историю, географию, а также делопроизводство, землеустройство, строительное дело.

Можно утверждать, что наибольшие успехи были достигнуты в математике. И в Египте, и в Месопотамии в ходу была такая система счисления, которая предусматривала умножение на б или 60. Уже шумеры разделили круг зодиака на 360 частей, передав затем шестидесятеричную систему вавилонянам. От древнего Вавилона до наших дней дошло деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд. Древние индийцы независимо от других народов еще в III тысячелетии до н.э. создали десятичную систему счисления. Они же предложили свою систему цифр, которую затем заимствовали народы Передней Азии, а от них и европейцы. Это те самые цифры, которыми пользуются и в наши дни, только европейцы называют их арабскими, а народы Передней Азии более правильно - индийскими. Математические знания получили развитие и в Древнем Китае.

С успехами математики были тесно связаны и достижения в области астрономии. Уже древние египтяне на основе изучения движения звезд составили первые звездные карты и создали календарь. Свой календарь возник и у шумеров. И египтяне, и шумеры, и вавилоняне делили год на 12 месяцев. Вавилоняне, кроме того, ввели семидневную неделю, которая затем была введена у всех европейских народов. Древнеиндийские астрономы также делили солнечный год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, причем через каждые пять лет добавляли тринадцатый месяц.

Китайцы подразделили обычный год на 12, а високосный - на 13 месяцев. В свою очередь каждый месяц они делили на декады - десятидневки. Древние китайцы научились совмещать в своем календаре солнечные и лунные ритмы, вычислять пути движения небесных светил, предсказывать лунные затмения.

Можно говорить и о первых зачатках географии, хотя в целом географические представления людей Древнего Востока были еще очень примитивными. Об этом свидетельствуют представления о мире египтян и вавилонян. То же относится и к Китаю, где в древности сформировалась концепция «Круглое небо и квадратная земля», которая оказала существенное влияние на развитие географии в этой стране. Следы той эпохи дошли и до нас во многих географических названиях.

Развивались и другие науки: анатомия (бальзамирование) у египтян, медицина и филология у китайцев. Известно, что Древняя Индия является также родиной шахмат.