Диагностическая работа по обществознанию. Тест по обществознанию (11 класс) на тему: Диагностическая работа по обществознанию

11 класс

90мин.

Вариант 1.

1.

2. слово (словосочетание).

Взгляды; идеалы; представления; мировоззрение; ценностные установки.

3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность, 2) пробуждение фантазии и воображения, 3) достоверность и проверяемость результатов, 4) нацеленность на получение объективной истины, 5) эмоциональность восприятия, 6) наглядность.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость.

2) Основной фактор производства индустриального общества - земля.

3) Все сферы общественной жизни, социальные институты подвержены изменениям.

4) Системный характер общества проявляется в наличии социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

5. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) компьютеризация образовательного процесса

2) ориентация на интересы и склонности ученика

3) применение технологий, сберегающих здоровье детей

4) увеличение количества учебных предметов

5) сокращение времени изучения естественных наук

6) особое внимание нравственному воспитанию детей

7.

1) Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2) Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3) В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4) Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5) Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

8. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9. Гонка вооружений повлияла на обострение экологической и экономической ситуации в мире. Выберите из приведенного ниже списка глобальные проблемы, которые непосредственно отражены в данной причинно-следственной связи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) угроза новой мировой войны

2) экологический кризис и его последствия

3) отставание развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран

4) демографическая ситуация на планете

5) алкоголизм и наркомания

6) международный терроризм

10. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.

3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

11. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные конфликты могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

2) Непонимание причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов.

3) Стороны конфликта в ходе его развития способны объединяться для достижения поставленных целей.

4) Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации.

5) Социальный конфликт всегда порождён экономическими причинами.

12. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.

2) Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.

3) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

4) Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

5) Доля тех, кто отмечает генетическую предрасположенность отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.

13. Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При демократии отсутствует общественный контроль над деятельностью правительства.

2) При демократии народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу.

3) Личность признаётся наивысшей ценностью в демократическом государстве.

4) К признакам демократии относят подчинение суда законодательным органам.

5) Один из принципов демократии - политический плюрализм.

14. Установите соответствие между функциями государственной власти и субъектами, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15. В государстве Z сторонники вновь созданной политической партии разделяют идею сохранения привилегий отдельных социальных слоев. Какие из приведенных признаков свидетельствуют о том, что партия стоит на консервативных позициях? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Власть не должна вмешиваться в отношения собственности.

2) Важнейший приоритет общества - полная экономическая свобода.

3) Первостепенное значение имеет принцип социальной справедливости.

4) Следует поддерживать традиционные ценности.

5) Государство должно помогать наиболее обездоленным группам населения.

6) Незыблемой ценностью является семья.

16. Что, согласно Конституции РФ, является обязанностями граждан? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

2) платить законно установленные налоги и сборы

3) защищать Отечество

4) участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры

5) получать социальные пособия, установленные законом

6) участвовать в отправлении правосудия

17. Выберите верные суждения о системе права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах, выделяют уполномочивающие, обязывающие нормы и запрещающие нормы.

2) Отрасли процессуального права устанавливают порядок применения правовых норм.

3) Институт права - это комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих сегмент определённого вида общественных отношений

4) Совокупность отраслей права, регулирующих отношения власти и подчинения, называют гражданским правом.

5) К частному праву относят уголовное право.

18. Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, нормы которых определяют за них ответственность: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19. Кирилл Аркадьевич - прокурор. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий прокурора, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) представлять и защищать интересы обвиняемого в суде

2) изготовлять копии документов

3) осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства

4) обеспечивать законность и обоснованность государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовному делу

5) осуществлять надзор за исполнением законов

6) составлять завещания, удостоверять верность подписи

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Республики (от лат. respublica - общественное дело) означают формы *** (А), отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти, избираемых на определенный срок и ответственных перед избирателями. В свою очередь, республики разделяются на парламентские и *** (Б), отличающиеся особыми отношениями между исполнительными и законодательными ветвями власти. Так, в парламентских республиках *** (В) является главой государства, но при этом обладает в основном представительскими функциями. *** (Г) во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перёд которым и несет ответственность за свою деятельность. При президентской республике парламент и президент

занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем *** (Д) и потому не несет ответственности перед парламентом. Однако, о каком бы типе республик ни шла речь, у всех у них есть общие признаки. В частности, главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств состоит в наличии писаного *** (Е), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Список терминов:

21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом должны быть указаны виды познания, во втором проиллюстрирован один из видов.

22. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Юридическая ответственность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более раскрыты в подпунктах.

Входная диагностическая работа по обществознанию.

11 класс

90мин.

Вариант 2.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Задачи правоохранительных органов РФ

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) творчество, 2) образность, 3) системность, 4) обоснованность, 5) эмоциональность, 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения об обществе как системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество как форма организации присуще всем живым существам в природе.

2) Все сферы общественной жизни и социальные институты подвержены изменениям.

3) Обществом называют большие группы людей, объединённых совместной деятельностью.

4) Общество является самоорганизующейся системой.

5) Влияние природных факторов на развитие современного общества отсутствует.

5. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Нина Дмитриевна учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.

7. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна и та же деятельность может быть связана с различными мотивами людей.

2) Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, художественных ценностей.

3) Деятельность человека от активности животных отличает умение находить средства удовлетворения потребностей.

4) Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека.

5) Деятельность человека от активности животных отличает использование предметов природного происхождения.

8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.

2) Дистанционное обучение приобретает все более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.

3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.

5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.

10. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социализация есть процесс освоения индивидом социальных ролей.

2) Первичная социализация заканчивается с завершением трудовой деятельности.

3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.

4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции.

5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

11. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2) Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3) В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4) Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнением ролевых требований к индивиду.

5) Социальный контроль обеспечивают соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

12. В начале 1990-х гг. в стране Z началась судебная реформа, в частности был введён институт присяжных заседателей. В 1995 г. и в 2015 г. в стране Z социологи ческой службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы оцениваете введение суда присяжных?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Я оцениваю введение суда присяжных

Год проведения опроса

1995 г.

2015 г.

положительно, так как это сделает суд более справедливым.

положительно, так как это исключит возможность подкупа суда.

отрицательно, так как осуществлять правосудие должны профессионалы.

Я не могу дать однозначную оценку этой ре формы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 1995 г. четверть опрошенных оценили судебную реформу отрицательно.

2) В 2015 г. около двух третей опрошенных отрицательно оценили судебную реформу.

3) За 20 лет суммарный процент положительных оценок судебной реформы уменьшился.

4) К 2015 г. возросла доля граждан, затрудняющихся однозначно оценить введение суда присяжных.

5) Как в 1995 г., так и в 2015 г. большинство опрошенных в целом положительно оценивают судебную реформу.

13. Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Различают прямую (непосредственную) и представительную (опосредованную) демократию.

2) К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т.п.

3) Демократия - политический режим, при котором народ является источником и носителем политической, государственной власти.

4) Главным признаком демократии является всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами жизни общества.

5) Политический плюрализм, как один из принципов демократии, отражает многообразие форм собственности в государстве.

14. Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15. Гражданин по своим общественно-политическим взглядам является членом консервативной партии. Найдите в приведённом ниже списке действия, характерные для представителей данной идеологии, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поддерживают всестороннее реформирование общества

2) поддерживают революционные изменения

3) ориентируются на защиту традиционных устоев

4) выступают за стабильность общества

5) призывают к насильственному свержению правительства

6) с сомнением относятся к попыткам проведения реформ

16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защита Отечества

2) уплата законно установленных налогов и сборов

3) участие в управлении делами государства

4) выбор рода деятельности и профессии

5) сохранение исторического и культурного наследия

17. Выберите верные суждения о системе права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

2) Для правовых норм характерна строгая иерархичность и соподчинённость.

3) Отрасли процессуального права устанавливают порядок применения правовых норм.

4) Административное право регулирует имущественные, а также связанные и не связанные с ними неимущественные отношения.

5) Гражданское право относится к отраслям публичного права.

18. Установите соответствие между конкретными ситуациями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19. Гражданка России Д. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможные причины отказа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет

2) гражданка Д. не является гражданкой РФ по рождению

3) гражданка Д. является атеисткой

4) гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года

5) гражданка Д. не имеет высшего образования

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Форма государства, независимо от того, как она выражается, всегда имеет непосредственную связь с государственной *** (А). Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному *** (Б). В первом случае мы имеем монархию, во втором *** (В). Парламентская монархия отличается тем, что *** (Г) монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит *** (Д), исполнительная - *** (Е). Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим »? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом должны быть указаны типы политических режимов, во втором проиллюстрирован один из них.

22. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Истина и её критерии» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более раскрыты в подпунктах.

Ответы на задания. 11 класс.

Вариант 1.

задания

Ответ

задания

Ответ

уголовное

мировоззрение

Вариант 2.

задания

Ответ

задания

Ответ

личность

Система оценивания результатов:

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80% - оценка «4»

40-60% - оценка «3»

0-40% - оценка «2»

Структура диагностической работы:

Каждый вариант диагностической работы содержит 20 заданий с кратким ответом. Ответами к заданиям являются слово (словосочетание) или последовательность цифр.

Задания 1-3, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 42

Диагностическая работа по обществознанию11 класс

Вариант I

.

Часть I

только номер правильного ответа.

1. Наиболее общие законы развития природы, человеческого общества и мышления изучает наука

1) философия 2) политология 3) социология 4) экономика

2. В ходе выступления на семинаре Р. обвинил своего оппонента в некомпетентности, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных особенностей вызвала критику Р.?

1) рост количества крупных промышленных центров

2) массовая миграция сельского населения в города

3) сословная структура общества

4) развитие фабричной промышленности и железнодорожного транспорта

3. Революция как способ социальных изменений

2) как правило, осуществляется по инициативе власти

3) ориентирована на сохранение положения элитных групп



4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений

А. Общество - это универсальная форма человеческой жизнедеятельности.

Б. Общество - это неотъемлемая часть природы.

5. Биологическую природу человека отражает потребность

1) познавать себя 2) общаться с близкими 3) трудиться 4) иметь детей

6. Для характеристики человека как субъекта социальных отношений в науке используется понятие

1) индивид 2) гражданин 3) личность 4) индивидуальность

7. Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом (-ами) учебной деятельности?

1) поступление в институт 3) технический вуз

2) предметы естественно-математического цикла 4) инженерные специальности

8. Верны ли следующие суждения о формах познания?

А. Рациональное познание включает в себя использование понятий и теорий.

Б. Отделить существенное от несущественного в изучаемом предмете человек может на уровне чувственного познания.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Данное утверждение является примером

1) народной мудрости 3) научного знания

2) обобщения данных наблюдения 4) образного мышления

10. Творчество группы U-2 основано на синтезе современной рок-музыки и традиционных кельтских мелодий. Группа проводит мировые турне и собирает на свои концерты 20-ти тысячные стадионы, имеет коммерческий успех. Данный пример иллюстрирует взаимосвязь между такими формами культуры как

1) массовая и элитарная 3) массовая и народная

2) элитарная и народная 4) традиционная и элитарная

11. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Образование, профессия могут стать основанием для объединения в социальную группу.

Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. Сотрудник московской фирмы переведен в ее филиал в другом городе. Это пример социальной

1) стратификации 2) мобильности 3) адаптации 4) роли

13. Какое из перечисленных явлений НЕ ОТРАЖАЕТ содержания национальной политики?

1) дискриминация 2) ассимиляция 3) специализация 4) шовинизм

14. Задачей экономической науки является

1) стимулирование производства в стране 3) проведение мер по регулированию цен и доходов

2) совершенствование налоговой системы 4) изучение закономерностей экономических процессов

15. На рисунке отражена ситуация изменения спроса на горнолыжное снаряжение: линия спроса D переместилась в новое положение - D1 (P- цена товара, Q - объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с

А. В регулировании традиционной экономики значительную роль играет опора на устои предков.

Б. Командно-административная экономика побуждает производителей к снижению производственных затрат и повышению производительности труда.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. Издержки предприятия на производство продукции, связанные с изменением объема ее выпуска, называются

1) вынужденные 2) переменные 3) постоянные 4) предельные

18. Вошедшее в привычку народа правило, которому государство придает общеобязательное значение, называется

1) правовой обычай 3) судебный прецедент

2) нормативный правовой акт 4) естественное право

19. Укажите ситуацию, которая регулируется нормами гражданского права.

1) Бригада строителей на основании договора построила коттедж своему клиенту.

2) Бригада строителей потребовала от руководства своей фирмы увеличения заработной платы.

3) Бригада строителей совершила хищение стройматериалов со стройки городского дома.

4) Директор фирмы направил бригаду строителей в командировку на новый объект.

20. Верны ли следующие суждения о судебной защите?

А. Судебная защита гарантирована гражданину при условии достижения им 18-летнего возраста.

Б. Судебная защита на территории страны гарантирована только тем людям, которые являются гражданами данного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть II

словами или числами,

21. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Общественные отношения

22. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями социальной стратификации. Найдите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию. В ответ запишите номера, под которыми они записаны.

1) власть; 2) вероисповедание; 3) образование; 4) доход; 5) нравственность; 6) престиж.

23. Установите соответствие между примерами правонарушений и регулирующими их видами юридической ответственности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

24. Найдите в приведенном ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) сокращение учебного времени на музыкальное образование

2) компьютеризация образовательного процесса

3) учет индивидуальных особенностей школьников

4) повышение внимания к изучению иностранных языков

5) введение дополнительного курса по истории культуры

(А) Информационное общество - это новая фаза развития цивилизации. (Б) Отличительной чертой информационного общества является увеличение роли информации, знаний. (В) Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и сайтов. (Г) Современные средства коммуникации открывают невиданные ранее пути удовлетворения познавательного интереса. (Д) Однако богатство этих возможностей используется еще недостаточно.

1) фактический характер

«Одной из форм реализации права является применение права. Применение права – это властная деятельность компетентных органов и ______(А) по подготовке и принятию индивидуального решения по ______ (Б) делу. Как правило, реализация права чаще всего происходит без вмешательства _____ (В), его структур и должностных лиц. Граждане и ______ (Г) добровольно, без принуждения по взаимному согласию вступают в _____ (Д), используют свои субъективные _____ (Е) и исполняют юридические обязанности».

Список терминов:

1) правовая культура; 2) государство; 3) ответственность; 4) должностное лицо; 5) правоотношения; 6) юридический; 7) законопроект; 8) право; 9) организация.

Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ.

27. В городе Z. электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведенного ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства; 2) чистая конкуренция; 3) местный рынок;

4) рыночный дефицит; 5) монополия; 6) рынок услуг.

28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указанно.

1) проблема, 2) закон, 3) теория, 4) гипотеза, 5) наука.


Диагностическая работа по обществознанию 11 класс

____________________________________________________________________ ___________

(Фамилия, Имя, Отчество) (класс, буква)

Перед Вами задания по обществознанию. На их выполнение отводится 60 минут. Внимательно читайте задания .

Часть I

К каждому заданию (№№ 1-20) даны варианты ответов, один из них правильный. В этих заданиях отметьте только номер правильного ответа.

1. Компоненты духовной сферы общества изучает наука

1) антропология 2) этика 3) археология 4) психология

2. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведенных черт может относиться к традиционному обществу?

1) информатизация общественной жизни

2) замедленный темп общественного развития

4) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом

3. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагающие, что

1) «золотой век» человечества остался в прошлом

2) история движется «по кругу»

3) менее совершенные формации сменяются более совершенными

4) общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле совпадает с понятием «государство».

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Какая из черт отражает специфику социальной природы человека?

1) стремление понять окружающий мир 3) забота о потомстве

2) использование предметов, данных природой 4) приспособление к условиям окружающей среды

6. Свобода человека предполагает

1) высокий уровень эстетической культуры 3) удовлетворение любых потребностей

2) возможность выбора между добром и злом 4) отсутствие всякого подчинения

7. Сергей поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создает собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Что является примером средств, используемых для достижения поставленной Сергеем цели?

1) получение профессии архитектора 3) выбор профессии

2) опыт создания собственных работ 4) способности и трудолюбие

8. Верны ли следующие суждения о познании мира?

А. Рациональное познание отличается от чувственного познания абстрактно-теоретическим характером

Б. Этап чувственного познания иногда называют логическим мышлением.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

1) теоретически обоснованное знание

2) вывод, подтвержденный историческим опытом

3) исчерпывающее знание о предмете

4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

10. Определение: «Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества» относится к понятию

1) общедоступная культура 3) народная культура

2) светская культура 4) доминирующая культура

11. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития семьи?

А. Многопоколенная семья сохраняется преимущественно в развивающихся странах.

Б. Одной из тенденций развития семьи в современной Европе является увеличение количества семей партнерского типа.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

12. К. и Л. вступили в брак, образовали свою семью, стали жить отдельно от родителей. Этот факт – пример

1) социальной мобильности 3) социального контроля

2) социальной санкции 4) социального конфликта

13. Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах, называется

1) межнациональной дифференциацией 3) культурным плюрализмом

2) международной интеграцией 4) межнациональным сепаратизмом

14. Организация производства, разработка управленческих решений, обеспечение выхода на новые рынки сбыта продукции – примеры действия одного из основных факторов производства –

1) капитала 2) фондов 3) труда 4) предпринимательства

15. На рисунке отражена ситуация на рынке хлебобулочных изделий (P-цена товара, Q - количество товара). Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S1 переместилась в положение S2). Чем может объясняться подобное изменение?

16. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. В условиях командной экономики не происходит экономический рост.

Б. В условиях рыночной экономики наблюдается циклическое экономическое развитие.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. К переменным издержкам предприятия относится (-ятся)

1) арендная плата 3) расходы на приобретение тары и упаковки

2) расходы на содержание здания 4) затраты на подготовку кадров

18. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ 3) правовые прецеденты

2) постановления Правительства РФ 4) законы РФ

19. Гражданин Н. снял внаем у гражданки П. однокомнатную квартиру на длительный срок, выплатив оговоренную предварительную плату за три месяца вперед. Однако гражданка П., поссорившись с мужем, решила сама переехать в свою квартиру и предложила жильцу съехать и возвратить ему деньги. Гражданин Н. отказался и подал в суд на гражданку П. за нарушение договора найма. Нормы какой отрасли права станут основанием для рассмотрения дела в суде?

1) гражданского 2) финансового 3) трудового 4) административного

20. Верны ли следующие суждения о праве граждан на информацию об окружающей среде?

А. Граждане могут, привлекая суд и другие государственные органы, требовать запрета на строительство экологически небезопасных объектов.

Б. Выдвигая требования запретить строительство экологически небезопасных объектов, граждане сохраняют право на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Часть II

Ответы следующих заданий (№№ 21-28) запишите аккуратным разборчивым почерком в работе или черновике рядом с номером каждого задания словами или числами, как требует того задание. В ответ запишите ответы без пробелов и знаков препинания.

21. Запишите слово, пропущенное в таблице.

22. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию. В ответ запишите номера, под которыми они записаны.

1) замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение;

6) духовная культура.

23. Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Получившуюся последовательность цифр перенесите в ответ.

24. Выберите из предложенного списка признаки, характеризующие мировые религии, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) национальная идентичность

2) наднациональный характер

3) большое число последователей

4) культ предков

5) проповедь равенства всех людей

25. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Зоя Кузьминична увидела из окна, как неизвестный пытается открыть автомобиль ее соседа. (Б) Зоя Кузьминична позвонила в полицию. (В) Полиция охраняет законность и порядок, защищает права граждан, пресекает и предупреждает преступления. (Г) Угонщик автомобилей, от которого пострадало уже несколько автолюбителей, был задержан. (Д) Добропорядочный гражданин не должен оставаться равнодушным к подобным ситуациям.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ.

26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Умышленное неисполнение решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет за собой уголовную _____(А). В настоящее время в связи с возрастанием роли судебной _____(Б) в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. В соответствии с _____(В) об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). Административный арест может назначаться только районным или городским _____(Г). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных _____(Д), высказываются противоположные взгляды. Правоведы считают, что _____(Е) включает деятельность суда по рассмотрению как гражданских и уголовных, так и дел об административных правонарушениях».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова и словосочетания в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения.

Список терминов:

1) власть; 2) кодекс; 3) правосудие; 4) полиция; 5) правонарушение; 6) цель; 7) устав;

8) ответственность; 9) суд.

Получившуюся последовательность цифр внесите в ответ.

27. В области М. на рынке маршрутных перевозок работают три крупные фирмы, определившие единые тарифы для пассажиров. Выберите из приведенного ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свободный (нерегулируемый); 2) рынок услуг; 3) олигополия;

4) региональный рынок; 5) товарный рынок; 6) локальный рынок

28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) опытная проверка; 2) исследовательская гипотеза; 3) классификационная основа;

4) научное познание; 5) теоретическая обоснованность.

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ПОЗНАНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ВАРИАНТ 2

БЛОК А

А1. Моральные нормы

1) поддерживаются страхом наказания,

2) обеспечиваются силой государственного принуждения,

3) имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение,

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту.

А2. Понятие исторический процесс включает:


1) судебный процесс, вошедший в историю,

2) суд на фальсификаторами истории,

3) цепь исторических событий,

4) ход определенного исторического события.


А3. Истинное знание, в отличие от ложного:


1) добывается в ходе познавательной деятельности,

2) изложено с использованием научных терминов,

3) соответствует самому предмету познания,

4) всегда теоретически обосновано.


А4. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют общественные отношения.

Б. Соблюдение социальных норм обеспечивается силой государства.

А5. Особенность научного знания состоит в том, что оно:


1) стремится к объективности,

2) использует формы рационального познания,

3) нацелено на создание духовных ценностей,

4) опирается на ранее накопленный опыт.


А6. Общество, в котором утвердились стандарты массового производства, называется:


1) информационным,

2) индустриальным,

3) традиционным,

4) постиндустриальным.


А7. Верны ли следующие утверждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности.

1) верно только А, 3) верно и А, и Б,

2) верно только Б, 4) оба суждения неверны.

А8. Относительная истина – это:


1) непроверенное знание,

2) знание, противоречащее устоявшимся представлениям,

3) научно необоснованное знание,

4) неполное знание.


А9. Принадлежность к семье Р. Предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?


1) Экономическая,

2) Досуговая,

4) Социально – статусная.


А10. Верны ли следующие суждения?

А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верно и А, и Б

4) оба суждения неверны.


А11. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?


1) Экономическая,

2) Досуговая,

3) Эмоционально – психологическая,

4) Социально – статусная.


А12. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?
A. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.
B. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.


1) верно только А,

2) верно только Б,

3) верно и А, и Б,

4) оба суждения не верны.


А13. Восприятие – это :


1) форма рационального познания,

2) психическое свойство, присущее только человеку,

3) форма чувственного познания,

4) способ объяснение мира.


А14. Общество, в отличие от природы:


1) подчиняется объективным законам развития,

2) находится в постоянном изменении,

3) является формой совместной жизни людей,

4) образует естественную среду обитания человека.


А15. К социальным относятся потребности человека в:


4) общении


А16. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции, то это является признаком:


1) регресса,

2) эволюции,

3) революции,

4) реформы.


БЛОК В

В1. Завершите фразу:

«Общность людей, объединенных по какому-либо социальному признаку – это …»

В2. Завершите фразу:

«Общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Люди, опустившиеся на самое дно общественной жизни (бродяги, бомжи, нищие) – это…»

В3. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

Дети, пожилые люди, мужчины, молодежь.

В9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Каждая ___________(1) общественной жизни представляет собой сложное образование. Одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем _________ (2) (государство, церкви, системы образования и др.). Другие – сквозь призму взаимодействия социальных __________ (3) (групп, классов, наций и др). Человек входит в _________ (4) через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов.



ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС

Диагностические работы за несколько месяцев да сдачи ЕГЭ по обществознанию — необходимая практика. Уже начитана определенная теоретическая база, усвоены основные подходы к выполнению тестов и заданий ЕГЭ. Теперь нужна регулярная тренировка полученных навыков и умений. Диагностическая работа по обществознанию 2014 — отличный способ для 11-классников еще раз проверить свои знания. Как мы уже писали в новостях ЕГЭ, выпускников в марте 2014 года ожидают сразу две диагностические работы — по обществознанию и . Диагностическая работа по обществознанию 2014 состоится 18 марта. Напомним, что ее пишут только те 11-классники, которые сдают ЕГЭ 2014 по обществознанию.

Какова структура предстоящей диагностической работы?

Обратимся к спецификации диагностической работы по обществознанию 11 класса. В работе предусмотрено 5 заданий части А, 3 задания части В и 3 задания части С. Работа рассчитана на 45 минут. Попробуем предугадать предстоящие нам задания и проработать методику их выполнения.

Диагностическая работа Часть А

Задание А1. Проверяется знание и духовной сферы жизни общества. Вопросы могут касаться всех институтов духовной сферы: образования, познания, морали, искусства, науки, религии. Предположим, такой вопрос из ЕГЭ 2013 по обществознанию:

А1. (А2 по ) Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений реальности являются непосредственной целью:

2) искусства

3) образования

Анализируем функции этих институтов духовной культуры. Мораль — социальный регулятор, искусство — описывает и предсказывает процессы, но не объясняет их. Образование транслирует уже известные знания, но не предсказывает процессы. Значит, это наука — ответ 4.

Задание А2. Проверяется знание политики и политической сферы жизни общества. Вопросы могут касаться таких институтов политической сферы, как власть, государство, СМИ. Могут быть вопросы на знание структуры политической системы, федеративного устройства РФ и органов государственной власти России. Предположим, такой вопрос из ЕГЭ 2013 по обществознанию:

А2. (А13 по ) К компетенции Правительства РФ относится:

1) подписание международных договоров

2) контроль соответствия нормативных актов Конституции

3) разработка и исполнение федерального бюджета

4) одобрение федеральных законов

Ключевое слово — исполнение. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти РФ, отвечает за финансовую политику страны (бюджет ). Подписание международных договоров — функция Президента РФ (внешние представительские функции), контроль соответствия нормативных актов Конституции — функция Конституционного суда РФ, за одобрение федеральных законов отвечает Совет Федерации. Ответ 3.

Задание А3 (как А16 по ). Это задание на политические отношения, выбор из двух суждений. Например, такой вопрос встретился в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А3. Верны ли следующие суждения о правовом государстве:

1. Правовым может быть как государство с монархической формой правления, так и с республиканской.

2. Для правового государства обязательно соблюдение принципа верховенства закона.

Рассуждаем, вопрос на знание принципов правового государства. Их три: 1) верховенство правового закона, 2) незыблемость прав и свобод человека и 3) разделение властей. Теперь подставляем. Форма правления не обязательное условие. Например, Великобритания считается примером правового государства. но там монархия. Однако, королева играет лишь представительские функция, вся полнота власти у правительства и парламента (есть разделение властей). Для республики разделение властей — основной признак. Вариант 1 верен.

Теперь принцип верховенство закона. Какого? не просто ЗАКОНА, а ПРАВОВОГО ЗАКОНА (то есть справедливого, защищающего права и свободы). Суждение 2 не верно. Ответ 1.

Задание А4. Проверяется знание блока «Право» . Могут быть предложены вопросы о правовых нормах, системе российского права, юридической ответственности, международном праве. Может быть проверено понимание основ конституционного строя страны, выборного законодательства и процесса принятия законов в РФ, гражданства РФ. Например, такой вопрос встретился в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А4. (как А17 по Какая отрасль права регулирует отношения, связанные с вопросами защиты природы от загрязнения и экологическими правотношениями:

1) уголовное право

2) административное право

3) земельное право

4) финансовое право

Ответ 4. Экологические вопросы — в сфере административной юрисдикции, например, загрязнение окружающей среды карается штрафом (верный признак административного правонарушения).

Задание А5 (как А20 по ). Это задание повышенного уровня на правовые отношения, выбор из двух суждений. К примеру, разберем вопрос из ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

А5. Верны ли следующие суждения о видах нормативных актов в РФ?

1. Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории страны.

2. Президент РФ вправе наложить вето на Федеральный конституционный закон.

1) верно только 1 2) верно только 2 3) верно и 1 и 2 4) не верно ни одно суждение

Любой нормативный акт, издаваемый Федеральным органом государственной власти в пределах своей компетенции, соответствующий Конституции, действует на всей территории РФ. Ответ 1 верен. Президент обладает правом вето на любой Федеральный закон (ФЗ), но на конституционные законы, принимаемые квалифицированным (конституционным) большинством обеих палат Федерального Собрания, это право не распространяется. Суждение 2 не верно. Ответ 1.

Часть В

Часть В состоит из 3 заданий.

В1. (как В2 в ) — проверяется умение сопоставлять виды, относящиеся к родовому понятию. Например, в ЕГЭ по обществознанию 2013 года:

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «товар».

1) Деньги 2) Ликвидность 3) Услуги 4) Стоимость 5) Инфляция 6) Рынок

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Подумаем. Товар — продукт, созданный на продажу. В деньгах выражена его стоимость на рынке. Ликвидность — свойство товаров превращаться в деньги. Например, Услуги — это иной вид благ на рынке. Инфляция — обесценивание денег, но не товаров. Ответ: 35 (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

В2. (как В4 в ) — проверяется умение выбрать необходимые признаки, функции социального явления из предложенных. Как это может выглядеть?

1) выборы Президента

2) пресс-конференция Главы Правительства

3) Конституция страны

4) программа оппозиционной партии

5) церковь

6) видео-блог депутата Государственной Думы

Коммуникация — это способ общения субъектов политики с социумом. Варианты 2 и 4 соответственно, подходят. Это коммуникация с применением СМИ. Конституция — нормативная подсистема, программа партии — идеологическая, церковь — институт (организационная). Выборы? Да, это вариант поддержки в системе Г. Алмонда, способ социума как выразить свою поддержку власти, так и изменить ее (взаимодействие — коммуникация). Вариант 1 тоже верен.

Ответ: 126 (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

В3. (как В5 в ). И еще одно задание, усложненное в 2013 году и вызвавшее серьезные проблемы выпускников 2013 года на ЕГЭ по обществознанию — на выявление фактов социальной действительности, оценочных мнений и теоретических положений. Вот его пример (на основе заданий ЕГЭ 2013 года):

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено цифрой

(1) Накануне Президентских выборов все партии страны проводят свои съезды. (2) На них утверждаются лидеры, оцениваются шансы на итоговую победу на выборах. (3) Наличие лидера является важнейшим признаком политической организации. (4) Трудно согласиться с лидером партии N. (5) По его мнению, высказанном в одном из интервью, ни один кандидат от оппозиционных партий не имеет реальных шансов на победу.

Определите, какие положения текста имеют

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических рассуждений

Запишите цифру, означающую номер положения текста букву, выражающую его характер.

Партии проводят съезды, выбирают лидеров — свершившиеся факты (А) .

Наличие лидера является важнейшим признаком политической организации. Это теория, признак партии (В) .

Подставьте «я считаю» в фразе … Трудно согласиться с лидером партии N. Подходит? Это оценка! (Б)

По его мнению, высказанном в одном из интервью… Это мнение, но ФАКТ интервью нельзя оспорить! Факт (А) .

Ответ: ААВБА (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

Часть С — задания.

Одно из них — С3 (как С7 в ) мы Это задача, высокий уровень.

Задания С1-С2 в диагностической работе по обществознанию будут представлены работой с . Это задания базового уровня, которые необходимо уверенно решать при подготовке к ЕГЭ 2014 по обществознанию. Вот текст, попробуйте самостоятельно выполнить задания к нему:

Развитие электронных платежных систем – важная составляющая развития современной экономики в мире. Большинство развитых постиндустриальных стран с разной степенью эффективности реализуют проекты внедрения пластиковых карт, объединяющих идентификационные и платежные свойства. Недалеким будущим является переход на электронные паспорта.

В России «Универсальная электронная карта» является важнейшей составляющей реализации проектов электронного паспорта, «Электронного правительства» и «Электронной России». Проект УЭК сталкивается с серьезными проблемами реализации из-за недостатка финансирования, а также большим количеством психологических факторов населения, связанных с недостатком информированности, недоверия к государственным структурам, отсутствием грамотно организованной компании по пропаганде УЭК. Бюрократические помехи также остаются серьезной помехой на пути реализации проекта.

Из научной работы студента.

С1. К акая особенность развития мировой экономики указывается в тексте. К чему она приведет в перспективе, по мнению автора?

С2. С какими проблемами сталкивается разработка подобного проекта в нашей стране? Приведите не менее трех проблем, указанных автором.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе