Детские конструкторские кружки. Рабочая программа кружка конструирование и моделирование. Наименование тем занятий

Программа кружка «Технический проект»

9 - 11 класс

Пояснительная записка

Одной из достаточно новых форм деятельности учащихся является проектная работа. Идея состоит в том, что в течение некоторого времени учащиеся самостоятельно подготавливают и защищают проект по предложенной теме. Данный вид деятельности сочетает в себе самостоятельную индивидуальную работу учеников с работой в группе. Таким образом, каждый участник проекта учится работать самостоятельно, изучая некоторый раздел предмета, подготавливая к защите свою индивидуальную задачу, а также приобретает навык работы в небольшом коллективе.

Работу над проектом можно разделить на 4 этапа:

1-погружение в проект

2- организация деятельности

3- осуществление деятельности

4- презентация результатов

При проектной работе очень легко интегрируются разные предметы, как изучаемые в школе, так и нет. Это очень хорошо, потому что подавляющее большинство школьников плохо могут применять знания по одному предмету в изучении другого.

Особенно важно, что каждый участник проекта может выбрать вид деятельности, который ему наиболее интересен, который ему лучше удается: это может быть работа с компьютером, поиск и подбор материала по теме, рисование, перевод текстов на иностранный язык и многое другое. В таком случае учитываются индивидуальные склонности и наилучшие способности каждого учащегося, а значит для каждого создается ситуация успеха, что несомненно повышает мотивацию обучения. Однако, всегда находится работа, которую выполнять не хочется никому, в этом случае группа после обсуждения поручает эту работу тому, кто по их мнению наилучшим образом может ее выполнить. В этом случае дети учатся тому, что при необходимости ради общего дела и себя самого приходится заниматься не очень интересной работой и понимают, что это было не зря, наблюдая результат общей работы при защите проекта.

Опыт показывает, что вне зависимости от рода деятельности каждого конкретного ученика в группе, все участники прекрасно осваивают тему по предмету и способны ответить на любой вопрос по разработанному разделу.

Проектная работа нравится участникам, несмотря на то, что она проводится в не учебное, то есть свободное время, и требует больших временных затрат.

Для успешного осуществления проектной деятельности разработана программа работы кружка «Техническое проектное творчество», что реализует возможность успешной проектной деятельности и отвечает специализации.

В работе кружка участвуют учащиеся 9 -11 классов.

Работа кружка длится в течение всего учебного года. Занятия проводятся еженедельно по 2 часа в неделю.

Формы работы: лекции, семинары, мозговой штурм, индивидуальная работа обучающихся.

Результатом работы кружка могут стать:

1. Защита проекта в рамках технической олимпиады НГТУ, созданной для этого командой (весенние каникулы).

2. Защита проектов по изучаемому программному материалу (в течение учебного года).

Способы проверки результатов: оценка работы учителями, оценка работы комиссией НГТУ, а также представление проектных работ перед учащимися лицея и учебно-исследовательские конференции.

Цель программы:

создание условий для:

Социального, культурного и профессионального самоопределения,

Творческой самореализации личности обучающегося,

Интеллектуального развития личности обучающегося,

Развития мотивации личности к познанию и творчеству,

Обеспечение эмоционального благополучия обучающегося

Задачи:

1. Обучающие - обучающиеся должны уметь

Проводить подбор материала по исследуемой теме

Анализировать и обобщать собранный материал

Составлять техническое задание по теме

Проводить проектные разработки отдельных объектов

Оформить результат проектной работы

Провести защиту проекта

2. Развивающие - обучающиеся должны уметь

Проводить межпредметную интеграцию

Заниматься самообразованием по заданной теме

Изучать последние научные и технические достижения посредством INTERNET

Изучать работу с новейшими компьютерными программами, для их использования при работе над проектом

Развивать устную и письменную речь

3. Воспитательные - обучающиеся должны научиться

Работать в коллективе

Сочетать индивидуальную деятельность с работой в группе

Тема 1. Подготовительный этап работы над проектом.

Осуществляется подбор материала по выбранному направлению в виде текстов, иллюстраций, схем, диаграмм. Материал подготавливается к прослушиванию на занятиях кружка.

Тема 2. Анализ и конкретизация темы.

Проводится анализ подобранного материала. В процессе просмотра подготовленного материала производится конкретизация темы. Делается анализ подобранных материалов. Ставятся задачи для дальнейшей работы над проектом. Распределяется работа между участниками проекта.

Тема 3. Изучение работы программа AUTOKAD.

Принцип работы программы. Навигация. Основы пользования. Практические занятия по черчению.

Тема 4. Изучение работы программ 3D.

Объемная графика. Изучение основ объемного рисунка. Изучение принципов работы программ. Практические занятия.

Тема 5. Работа с литературой.

Основы библиографии. Изучение проведения библиографического поиска.

Поиск материалов в INTERNET. Составление и оформления списка использованной в работе литературы.

Тема 6. Компоновка проекта.

Изучение способов оформления работ. Знакомство с требованиями к оформлению рефератов, печатных работ, компьютерных презентаций.

Оформление работы в соответствии с требованиями.

Тема 7. Создание презентации.

Практические занятия. Работа над отдельными частями презентации. Компоновка общей презентации.

Тема 8. Подготовка устной защиты проекта.

Знакомство с общими правилами устной речи. Изучение правил коллективной защиты проекта (выступление, ответы на вопросы, участие в дискуссии). Создание индивидуальных выступлений. Создание общей защиты проекта. Отработка защиты.

Учебно-тематическое планирование

Название

Количество часов

Подбор текстового материала

Подбор иллюстративного материала

Подбор справочного материала

Подготовка материала к прослушиванию

Прослушивание подготовленного материала

Анализ подобранного материала

Конкретизация темы

Распределение работы между участниками проекта

Знакомство с программой AUTOKAD

Навигация программы AUTOKAD

Практическое занятие по работе с программой AUTOKAD

Практическое занятие по работе с программой AUTOKAD

Создание чертежей для проекта

Создание чертежей для проекта

Объемная графика

Принципы создания объемных графических объектов

Практическое занятие по 3D рисунку

Практическое занятие по 3D рисунку

Практическое занятие по 3D рисунку

Практическое занятие по 3D рисунку

Создание рисунков для оформления проекта

Создание рисунков для оформления проекта

Создание рисунков для оформления проекта

Изучение основ библиографии

Изучение основ библиографии

Изучение основ библиографического поиска

Практическое занятие по библиографическому поиску по каталогу библиотеки лицея

Поиск материалов в INTERNET

Практическое занятие по поиску материалов в INTERNET

Составление списка использованной в работе литературы

Оформление списка использованной в работе литературы

Практическое занятие по составлению списка использованной в работе литературы

Составление списка использованной в работе литературы по текущему проекту

Знакомство с требованиями к оформлению рефератов

Знакомство с требованиями к оформлению печатных работ

Семинар по оформлению проекта

Работа над оформлением проекта

Работа над оформлением проекта

Знакомство с требованиями к оформлению компьютерных презентаций

Изучение работы в программе POWERPOINT

Изучение работы в программе POWERPOINT

Практическое занятие

Практическое занятие

Семинар по оформлению презентации проекта

Создание презентаций по отдельным частям проекта

Создание презентаций по отдельным частям проекта

Создание общей презентации проекта

Знакомство с общими правилами устной речи

Изучение правил коллективной защиты проекта

Подготовка отдельных выступлений

Подготовка ответов на возможные вопросы

Подготовка к участию в дискуссии

Создание общего выступления при защите проекта

Отработка общего выступления в сопровождении презентации

Предварительная защита проекта

Анализ предварительной защиты проекта

Доработка защиты проекта с учетом результатов проведенного анализа

Резерв времени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа город Шарья Костромской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Проектирование виртуальных экскурсий»

на 2016-2017 уч.год

Учитель информатики: Кудрявцева Е.С.

Кружок «Проектирование виртуальных экскурсий»

Данная программа рассчитана на 34 часа.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Проектирование виртуальных экскурсий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе подпрограммы формирования икт-компетентности учащихся.

Рабочая программа кружка «Проектирование виртуальных экскурсий» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель данной программы - обучение компьютерной грамотности, выявление коммуникативных умений обучающихся с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Основные задачи программы:

    помощь детям в изучении использования компьютера для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;

    изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;

    помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;

    развитие творческих и умственных способностей учащихся;

    обучение компьютерной грамотности;

В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 11-13 лет, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся. Программа данного кружка реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МБОУ СОШ №4 г.Шарьи.

Формы и методы работы:

    Игровая деятельность

    Совместно-распределенная учебная деятельность (групповую и парную работу).

    диспуты, Круглые столы, проекты.

    Творческая деятельность (составление мини-проектов).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

    владеть основами компьютерной грамотности;

    представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

    создавать свои источники информации – информационные проекты;

    создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц, рисунков;

    использовать на практике полученные знания в виде сообщений, программ, решать поставленные задачи;

    готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;

    придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Проектирование виртуальных экскурсий» – игры, соревнования, конкурсы, защита проекта.

Способы контроля:

    устный опрос;

    комбинированный опрос;

    проверка самостоятельной работы;

    защита проектов

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Проектирование виртуальных экскурсий» – игры, соревнования, конкурсы, защита проектов.

Результаты проектных работ помещаются в ученическое портфолио.

Материально-техническое обеспечение программы

I. Технические средства обучения:

1) ноутбук;

2) проектор;

3) устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса;

4) интерактивная доска.

II. Программные средства:

    Операционная система Windows7 (стартовая);

Учебно-тематический план (34 ч)

Учебная тема

Количество

часов

Основы компьютерной грамотности

Работа в текстовом редакторе MSWord

Работа с графическим редактором MSPaint.

Работа с табличным редактором Excel

Работа в программе MSPowerPoint

Поурочно-тематическое планирование кружка в 5 классе

Дата


п/п

Наименование тем занятий

Основы компьютерной грамотности

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях кружка.
Знакомство с устройством компьютера.

Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника.

Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок).

Работа в текстовом редакторе MSWord

Создание текстового документа. Способы редактирования текста.

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом.

Проверка орфографии и грамматики.

Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы).

Использование элементов рисования (надписи WordArt).

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения».

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста.

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки.

Создание проекта «Расписание уроков».

Работа с графическим редактором MSPaint .

Работа с графическим редактором Paint.

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом».

Редактирование объектов. Обращение цвета.

Конструирование.

Создание мини-проекта «Волшебница-зима».

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «День защитника Отечества».

Работа с табличным редактором Excel

Особенности представления в информации в табличном редактореMSExcel.

Создание линейных и столбчатых диаграмм. Форматирование.

Создание круговых диаграмм. Форматирование.

Использование автоввода данных. Форматирование ячеек.

Создание мини-проекта «Наблюдения за погодой».

Работа в программе MSPowerPoint

Особенности представления в информации в программе MSPowerPoint.

Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов.

Настройка анимации. Дизайн.

Создание творческих мини-проектов в среде MSPowerPoint.

Защита мини-проектов.

Защита мини-проектов. Заключительное занятие.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Конструирование и моделирование из различных материалов»

I. Пояснительная записка

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.

Программа «Начальное техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях в кружке позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие.

Актуальность данной программы в том, что объединение начального технического моделирования является наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству, т.к. в условиях школы дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве. Данный кружок даёт возможность учащимся познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки постройки и запуска моделей.

За основу данной программы взята типовая программа А.П.Журавлевой «Кружок начального технического моделирования» («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся»: - М.Просвещение.1988.)

Главная цель программы – создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством.

Задачи:

Обучающие

- создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;

Обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;

Сформировать умение планировать свою работу ;

Обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.

Развивающие

Создать условия к саморазвитию обучающихся;

- содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;

Развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;

Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;

Воспитательные

    развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;

    вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;

    воспитание творческой активности;

    воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.

II. Общая характеристика предмета

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

1.Принципсамоактуализации.

В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своихтворческих способностей. Важно пробудить и поддержать стремление воспитанника кпроявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося. Необходимо не только учитывать индивидуальные
особенности воспитанника, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип творчества и успеха.

Благодаря творчеству обучающийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

4. Принцип доверия и поддержки.

Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности чрезмерного контроля.

Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

1. Основы моделирования и конструирования.

2. Первые модели.

3. Летающие модели и игрушки. Аппликации.

4. Творческие проекты.

5. Экскурсии

6. Заключительное занятие.

Занятия кружка состоят из теоретической и практической частей.

На протяжении всего периода обучения с обучающимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.

По мере накопления знаний и практических умений по моделированию педагог привлекает воспитанников самостоятельно проводить анализ моделей, участвовать в проектной деятельности и защите своих проектов.

Для оценки изготовленных моделей обучающимся задаются вопросы (например, «модель какого технического объекта ты демонстрируешь?», «каково назначение и ее вид?», «из каких узлов она состоит?», «какие особенности имеет, чем отличается от других объектов?»). При анализе модели и защите проекта от обучающихся требуется применение правильной технической терминологии.

Анализ модели позволяет воспитанникам вспомнить предыдущий материал, упражняет их в наблюдательности, в выделении главного, в возможности самостоятельного применения приобретенных опыта и знаний. Защита проекта позволяет обучающимся получить опыт публичного выступления, развивает у них умение слушать других, развивает мотивацию к саморазвитию. В процессе обучения важным является проведение различных ролевых игр, небольших соревнований по мере изготовления движущихся и летающих моделей, работа по устранению недочетов и ошибок, ремонт моделей. Все это позволяет закрепить и повторить пройденный материал.

Большое внимание уделяется истории развития науки и техники, людям науки, изобретателям, исследователям, испытателям. При изготовлении моделей военной техники ребята узнают историю Родины и ее Вооруженных сил. В программу включен единый комплекс практических работ, который обеспечивает усвоение новых теоретических знаний, приобретение умений и навыков работы с инструментами (линейка, ножницы, циркуль) и разными материалами (ватман, картон, клей). Свобода выбора технического объекта по заданной теме в процессе обучения способствует развитию творчества, фантазии. Оценка промежуточных результатов по темам и итоговые занятия проводятся в разных формах: игры, викторины, защита проектов.

Формы и методы работы:

Методы и приемы образовательной деятельности: репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление), метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа), проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги, создание моделей), игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры (конструкторы, соревнования, викторины), наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература), создание творческих работ для выставки, разработка сценариев праздников, игр. На занятиях объединения НТМ создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

Типы занятий: комплексное, занятия-беседы, экскурсии, самостоятельная работа.

Виды занятий: - работу с литературой, чертежами, схемами; - практическая работа; - встреча с интересными людьми; - выставка; - конкурс; - творческий проект; - соревнования; - праздник; - игра. При проведении занятия выполняются санитарно – гигиенические нормы.

На каждом занятии проводятся физкультминутки (дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц). Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытых занятий, выставок, конкурсов, соревнований, викторин, игр, защита проектов.

Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.

Формы контроля:

Для определения результативности образовательного процесса применяются входящий, промежуточный (тематический) и итоговый контроль.

Входящий: определение первоначального уровня учащихся (на первом занятии в виде собеседования).

Промежуточный (тематический): осуществляется при помощи соревнований, конкурсов. Применяются «контрольные задания», составленные в форме, интересной для обучающихся. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.

Работы оцениваются по следующим критериям:

Качество выполнения изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом;

Степень самостоятельности;

Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Итоговый: Выставка детских работ, в которой принимают участие все кружковцы. Она позволяет не только оценить знания, умения учащихся, но и приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.

Оценка знаний и умений детей - это не самоцель, а вспомогательный процесс, который способствует успешному течению всего образовательного процесса в кружке, детском коллективе с особой средой, где дети не только обучаются, но и имеют широкие возможности для разнообразных форм общения и творческой самореализации.

III. Место курса в учебном плане

Программа рассчитана для обучающихся 2-4 классов, на 2 года обучения.

На реализацию курса отводится 144 часа в год (4 часа в неделю: два раза в неделю по два часа). Занятия проводятся по 40 минут с перерывом 10-15 минут.

С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения (1-й год) у детей формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по образцу. На основном этапе обучения (2- й год) продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний умений и навыков.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания.

Программа "Начальное техническое моделирование" направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.
Работа в кружке позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить младших школьников к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в кружке способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели.
На занятиях развивается:
мелкая моторика рук
образное и логическое мышление
зрительная память
дизайнерские способности
внимание
аккуратность в исполнении работ.
На занятиях учащиеся также знакомятся с историей и современным уровнем развития российской и мировой техники.
Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных классах.
Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия моделизмом дают представление о судо- , авто- и авиастроительных специальностях, что является ориентиром в выборе детьми интересной профессии.

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации и копийности). Овладевая навыками моделирования, обучающиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.

V.Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы

Год обучения

Результаты

1-й год

Должны знать :

    Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

    Названия основных деталей и частей техники;

    Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

    Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

    Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

    Окрашивать модель кистью.

2-й год

Должны знать :

    Основные свойства материалов для моделирования;

    Простейшие правила организации рабочего места;

    Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

    Названия основных деталей и частей техники.

Должны уметь:

    Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

    Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

    Работать простейшими ручным инструментом;

    Окрашивать детали модели и модель кистью;

    разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

    самостоятельно изготовить модель от начала до конца

Предполагаемые результаты к концу I года обучения:

Предметные:

    уметь пользоваться ручными инструментами;

Знать элементарные свойства бумаги, картона, их использование, способы обработки;

Знать названия геометрических фигур и тел.

Метапредметные:

Познавательные:

Регулятивные:

Уметь готовит рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на модели;

Доводить начатую работу до конца;

Коммуникативные:

Личностные:

Обучающиеся должны знать первоначальные знания о современной технике и истории её создания.

к концу II года обучения:

Предметные:

    умение самостоятельно чертить и читать чертежи;

    знать элементарные свойства бумаги, картона, их использование, способы обработки;

    знать названия геометрических фигур, тел и уметь их чертить;

    уметь пользоваться ручными инструментами (карандаш, линейка, циркуль, угольник);

Уметь изготавливать из геометрических тел технические объекты.

Метапредметные:

Познавательные:

Знать историю создания современной техники, виды техники;

Знать названия и назначение часто встречающихся технических объектов, названия ручных инструментов и различных материалов, их свойств;

Знать названия основных частей изготавливаемых моделей.

Регулятивные:

Уметь готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на модели;

Доводить начатую работу до конца.

Коммуникативные:

Уметь слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать своё мнение.

Личностные:

Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

Сознательно проявлять целеустремлённость, усердие, организованность, творческое отношение при выполнении трудоёмкой самостоятельной практической работы.

VI. Содержание учебного курса

Название темы

теория

практика

всего

1-й год обучения

Основы моделирования и конструирования

Первые модели

Летающие модели и игрушки. Аппликации

Экскурсии

Творческие проекты

Заключительное занятие.

Итого:

34

110

144

2-й год обучения

Основы конструирования

Постройка моделей

Автомодели и игрушки. Аппликации

Творческие проекты

Экскурсии

Заключительное занятие

Итого:

31

113

144

VII. Учебно - тематический план

1-й год обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Дата

Виды учебной деятельности

Оснащение занятия

теория

практика

всего

По плану

По факту

Основы моделирования и конструирования – 10 часов

1.1.

Вводное занятие

Техника безопасности при работе в кружке.

Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка»

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности.

1.2.

Материалы и инструменты

Определение видов, свойств бумаг. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость

Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль

1.3.

Знакомство с технической деятельностью человека

Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.

1.4.

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.

Образцы графических изображений, чертежей

Первые модели – 94 часа

2.1.

Техника «Оригами» - 22 часа

2.1.а

Технология сгибания и складывания бумаги;

Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.

Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования.

2.1.б

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор.

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент

2.1.в

Выполнение моделей воздушного транспорта;

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор. Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент

2.1.г

Выполнение моделей водного транспорта;

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

2.2.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей – 24 часа

2.2.а

Технология работы с бумагой по шаблонам;

сборка плоских деталей.

Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Практическая работа.

Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.

Шаблоны, чертежи, образцы моделей

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент

2.2.б

Технология сборки плоских деталей.

2.2.в

Выполнение моделей наземного транспорта.

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

2.2.г

Выполнение моделей воздушного транспорта.

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

2.2.д

Выполнение моделей водного транспорта.

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

2.3.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей - 48 часов

2.3.а

Конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм.

Конструирование моделей и макетов технических объектов.

Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

2.3.б

Конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия.

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

2.3.в

Конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток.

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

2.3.г

Изготовление упрощённой модели автомобиля.

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Летающие модели и игрушки. Аппликации – 18 часов

3.1.

Понятие об аппликации. Виды аппликации.

Плоскостная аппликация «Самолёты».

Понятие об авиации, её назначении. Знакомство с разновидностями самолётов: пассажирские, грузовые, военные, спортивные. Взлёт и посадка самолёта.

Устройство планера.

История создания парашюта, его устройство, применение.

Знакомство с основными частями ракеты. Как взлетает ракета. Способы запуска летающих моделей, техника безопасности ракетных стартов.

Шаблоны, образцы аппликаций.

3.2.

Самолёт - самый быстрый вид транспорта.

Объёмная аппликация «На страже неба».

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент.

3.3

Понятие о планере. Устройство планера.

Шаблоны, разновидности аппликаций.

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент.

Электронная презентация, мультимедийный проектор

3.4

История создания парашюта, его устройство, применение. Парашют «Гном»».

Шаблоны, разновидности аппликаций.

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент.

Электронная презентация, мультимедийный проектор

3.5

Беседа «Мечты человека о полёте в космос».

Плоскостная аппликация «Покорение космоса» (спутник).

Электронная презентация, мультимедийный проектор

Творческие проекты – 18 часов

4.1.

Основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ.

Использование имеющегося опыта обучающихся при выполнении проектных работ;

оформления работ;

защиты проектов.

Эскизы, образцы моделей,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти

4.2.

Выполнение проектов.

Эскизы, образцы моделей,

Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти

4.3.

Оформление работ.

Эскизы, образцы моделей,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска.Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти

4.4.

Защита проектов.

Готовые проекты

4.5

Выставка работ кружковцев

Экскурсии – 2 часа

5.1.

Заочные экскурсии

6.1.

Заключительное занятие.

Тест по пройденному курсу.

Диагностическая методика.

Тест

ИТОГО:

35

109

144

2-й год обучения

п/п

Название темы

Количество часов

Дата

Виды учебной деятельности

Оснащение занятия

теория

практика

всего

По плану

По факту

1.

Основы конструирования 8 часов

1.1.

Вводное занятие

2

-

2

Выполнение теста

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности,

1.2.

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чер

тёжным инструментом.

2

4

6

Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль, шило, игла, линейка, угольник, кисти и др.

2.

Постройка моделей – 92 часа

2.1.

Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей – 16 часов

2.1.а

Технология работы изготовления модели из плоских деталей.

1

3

4

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона моделей космонавта, грузовика, вертолета с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

Развёртки и образцы геометрических фигур, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент.

2.1.б

Изготовление модели «Космонавт».

1

3

4

2.1.в

Изготовление модели «Грузовик».

1

3

4

2.1.г

Изготовление модели «Вертолёт».

1

3

4

2.2.

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам – 36 часов

2.2.а

Технология изготовления моделей из бумаги и картона.

1

3

4

Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.

Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

2.2.б

Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги.

1

3

4

2.2.в

Построение выкроек деталей.

1

3

4

2.2.г

Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.

1

3

4

2.2.д

Изготовление и установка деталировки.

1

3

4

Работа с шаблонами деталей моделей.

Умение вычерчивать детали по эскизу, точность изготовления деталей и сборки.

Умение окрасить детали модели кистью.

2.2.е

Окраска и отделка деталей модели

1

3

4

2.2.ж

Сборка модели

1

3

4

2.2.з

Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

-

8

8

2.3.

Постройка сложных объёмных моделей – 40 часов

2.3.а

Изготовление моделей из готовых геометрических форм.

2

5

7

Умение работать с чертёжными инструментами, точность разметки деталей.

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

2.3.б

Постройка моделей наземного транспорта.

2

7

9

2.3.в

Постройка моделей воздушного транспорта

3

7

10

2.3.г

Изготовление модели движущегося человечка.

3

7

10

2.3.д

Изготовление моделей домашней мебели.

1

3

4

3.

Автомодели и игрушки. Аппликации - 20 часов

3.1.

Автотранспорт, его значение в жизни человека. Назначение грузового автотранспорта. Объёмная аппликация «Молоковоз».

1

1

2

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

3.2.

История спортивного автомобиля. Легковой автомобиль методом оригами. Игра «Гонки».

1

5

6

Разметка по шаблону, вырезание силуэтов машин.

Использование метода оригами. Игра.

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

3.3.

Основные части автомобиля: кабина, кузов, колесо, двигатель, фары. Силуэтная движущаяся модель. Грузовой автомобиль.

0,5

2,5

3

Разметка по шаблону, вырезание силуэтов машин.

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

3.4.

Разновидности грузовых автомобилей. Грузовой автомобиль.

0,5

2,5

3

Разметка по шаблону, вырезание силуэтов машин.

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

3.5.

Пассажирский транспорт. Автобус.

-

3

3

Разметка по шаблону, вырезание силуэтов машин.

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

3.6.

Аппликация « Мой автомобиль будущего».

-

3

3

Изготовление моделей из бумаги в соответствии с технологией.

4.

Творческие проекты – 20 часов

4.1.

Выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов.

1

1

2

Выполнение коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов

Эскизы, образцы моделей,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти

4.2.

Выполнение проекта.

-

12

12

Выполнение проекта

4.3.

Защита проекта.

-

4

4

Готовые проекты

4.4.

Оформление итоговой выставки работы кружка.

-

2

2

Выставка работ кружковцев

5.

Экскурсии – 2 часа

5.1

Заочные экскурсии

1

1

2

6.

Заключительное занятие – 2 часа

6.1

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

-

2

2

Выявление результатов полученных знаний

Диагностическая методика.

Тест

ИТОГО:

31

113

144





VIII. Материально техническая база :

Литература для педагога

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и

дополнениями)

2.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Федеральная программа образования на 5 лет.

5.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителейи руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

6.Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юныхтехников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

7.Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.:«Просвещение», 1971.

8.Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.:Просвещение, 1982.

9.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.

10.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.

11.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 1995.

12.Майорова И.Г. ;Романина В.И. . Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач.шк.М.: Просвещение, 1986 – 96 с. ил.

13.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательныхшкол. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 1988

14.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

15.Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

16.Методист. Научно - методический журнал. № № 1,2,3,4,5 2008.

17.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № № 1,2,З 2008.

18.Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

19. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.

20. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

21. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.

22. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.

Литература для обучающихся

      1. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.

        Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

        Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.

4 . Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

7. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.

Интернет ресурсы:

http://stranamasterov.ru

Экранные пособия:

электронные презентации, слайдовые фильмы.

Учебно-практические оборудования:

Мультимедийный проектор, экран; эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска.

Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

IX. Приложение.

1.Темы бесед с обучающимися:

1-й год обучения

    Классификация судов и кораблей флота, самолётов , автомобилей

    Морская и авиационная терминология.

    Русские мореплаватели.

    Русские флотоводцы.

    Русские пилоты (авиаторы)

    Основные виды самолётов, судов, автомобилей (показ слайдов)

    Устройство судна, самолёта, автомобиля.

2-й год обучения

    Классификация моделей судов, самолётов, наземной техники.

    Теоретический чертёж.

    Технология изготовления моделей.

    Основные механизмы и узлы техники.

    Правила проведения выставок и конкурсов.

    Выставки и конкурсы (видеофильм, показ слайдов, фотографий)



2. Банк проектов:

1-й год обучения

- модель «Космическая паутинка»;

- модель «Робот»;

- модель «Автомобиль моей мечты»;

- модель «Многоэтажный дом»;

- модель «Жираф»;

- модель «Человечек»;

- модель «Гусеница»;

2-й год обучения

- модель «Автобус»;

- модель «Грузовик»;

- модель автомобиль «Жигули»;

- модель «Танк»;

- модель «Ракета»;

- модель «Паровоз»;

- модель «Космический корабль»;

- модель «Гусеничный трактор"

- коллективный проект «Автопарк»;

- коллективный проект «Космическая станция»;

- коллективный проект « Виды спорта».

Область технического моделирования — на редкость широкая и разнообразная. Своими руками при должном умении, фантазии, терпении и способностях можно сделать многое. Это касается и различных моделей летательных аппаратов, и судов, и автомашин, и даже роботов. Но всегда необходимо с чего-то начинать: как известно, Москва не сразу строилась, и без знания элементарного довольно нелепо претендовать на создание шедевра.

Начальное техническое моделирование — первая и одна из важнейших ступеней в деятельности юного инженера, конструктора и изобретателя, дерзнувшего создать новый объект. Сначала необходимо познакомиться с особенностями и свойствами материалов, из которых будут создаваться макеты и модели, затем важно научиться их обрабатывать. Конечно, все обучаются по принципу «от простого к сложному»: от создания едва ли не примитивных объектов — последовательно — до усовершенствованных, с внутренними механизмами и схемами, которые можно, в зависимости от назначения, и в небеса запустить, и на воду поставить.

Творческие лаборатории и кружки нашего города, дома и центры творчества обучают ребят начальному техническому моделированию. Опытные и внимательные руководители, планомерно и поступательно готовя школьников, развивают в них внимательность, аккуратность, творческую фантазию. Ребята улучшают свои познания в области математики, физики (всегда рассматриваются основы механики, электротехника), черчения.

Первый и второй год НТМ: что изучают дети?

Занятия начальным техническим моделированием отличаются разнообразием и широкой направленностью. Вместе с тем ребятам сначала нужно освоить простые техники работы, поэтому первый год обучения, как правило, посвящен работе с картоном и бумагой, шаблонами и простейшими ручными инструментами. Все это нужно для того чтобы заложить базу дальнейшего развития детей. Второй год обучения - во многом определяющий. Мальчики и девочки узнают, каково устройство основных видов техники, знакомятся с технологией изготовления объемных моделей, учатся работать с более сложными инструментами.

Начальное техническое творчество. Психологический эффект

Современная педагогическая наука пытается не только предложить ряд методик, программ и сценариев, но и осмыслить влияние того или иного вида деятельности на развитие ребенка - как физического и интеллектуального, так и духовно-нравственного. Особый интерес представляют направления, сочетающие техническую часть и творческую. Любая модель, конструкция или игрушка, изготовленная своими руками, имеет огромный потенциал для психологии ребенка, дает мощный внутренний заряд. Направьте энергию ребенка в творческо-техническое русло, и результат долго ждать не придется. Занимаясь начальным техническим моделированием, ребенок становится более уверенным в себе и своих силах, получает навык общения со сверстниками. Первые предметы, сделанные самостоятельно и имеющие реальное практическое применение, буквально окрыляют - дарят чувство радости и стимул творить дальше, познавать новые и новые законы физики, математики, механики, черчения. Вот поэтому в том, что касается технического творчества, немаловажно получение начальных навыков и умений. На этом этапе нужно не только упрочить знания юного технаря, но и увлечь предметом.

О роли чертёжных инструментов в кружках НТМ


Работа в кружке начального технического моделирования предполагает то, что ребята будут использовать различные чертёжные инструменты. Среди них - линейка, угольник, циркуль, чертёжная доска, карандаши. Мальчики и девочки учатся строить параллельные и перпендикулярные линии с помощью линейки и двух угольников, осваивают работы с циркулями и измерителями. Юные «технари» узнают, что такое линия, диаметр и радиус, чем сплошная тонкая линия отличается от центровой (осевой) линии, расширят знания о симметричных фигурах, познакомятся с понятием масштаба.

Актуальность программы -изучение графического языка как синтетического языка, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«КОМПАС 3D LT»

Возраст учащихся: 9-14 лет

Срок реализации: 1 год

н. Кюпцы, 2016 г.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Черчение с элементами компьютерной графики»

(на базе системы автоматизированного проектирования КОМПАС 3D LT)

Программа «Черчение с элементами компьютерной графики» (с использованием системы КОМПАС) является курсом, предназначенным для учащихся 9-14 лет и предполагает освоение системы КОМПАС, применяемой при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации.. Ее содержание соответствует профильному уровню графической подготовки школьников и представляет собой интеграцию основ графического языка, изучаемого в объеме образовательного минимума (стандарта), и элементов компьютерной графики, осваиваемых на уровне пользователя отечественной образовательной системы трехмерного проектирования КОМПАС 3D LT или более ранних версий системы КОМПАС.

Направленность образовательной программы - социально-педагогическая

Новизна графической культуры школьника – совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни и общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.

Актуальность программы - изучение графического языка как синтетического языка, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения образования.

Педагогическая целесообразность. Для эффективной организации учебно – воспитательного процесса необходимо добиться оптимального сочетания классических и нетрадиционных методов и приемов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико- синтетической деятельности и других индивидуально – психологических особенностей школьников.

Цель : Графическое образование школьников направлено на подготовку грамотных в области графической деятельности выпускников школ, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразования информации и их использования в науке, производстве, общественных сферах жизни общества; владеющих совокупностью графических умений, а также способных применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.)

Задачи:

В формировании представлений о графических средствах (языковых, неязыковых, ручных, компьютерных) отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации.

В изучении и овладении методами, способами, средствами отображения и чтения информации, используемыми в различных видах деятельности;

В развитии пространственного воображения и пространственных представлений (статических, динамических), образного, логического, абстрактного мышления;

В формировании умений применять геометро – графические знания и умения в новых ситуациях для решения различных прикладных задач;

В обучении чтению и выполнении чертежей(эскизов), аксонометрических проекций, технических рисунков, схем изделий различного назначения;

В ознакомлении содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического и художественного конструирования;

В формировании и развитии эстетического вкуса;

В овладении компьютерными технологиями для получения графических изображений;

В обучении самостоятельной работе со справочными материалами;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Содержание кружка составляет: когнитивный компонент, раскрывающий основные понятия, относящиеся к области изучения форм и геометрических способов формообразования предметов, методов и способов графического отображения информации о трехмерных объектах, а также правил чтения и выполнения графических изображений; деятельностный компонент, в котором представлены умения, формируемые в процессе обучения черчению. Творческий компонент, обеспечивающий развитие логического и пространственного мышления, пространственных представлений, творческих способностей, а также приобретение некоторого опыта в решении задач с элементами преобразования и конструирования формы предметов; Эмоционально – чувственный компонент, направленный на создание положительной мотивации к изучению, активизации познавательного интереса школьников.

Возраст детей , участвующих в реализации данной образовательной программы 9-14 лет. Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся данного возраста и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Сроки реализации. Программа кружка рассчитана на 1 год. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы 10-12 человек. Режим работы кружка 2 занятия в неделю по 2 ч. (всего 68 занятий, 136 часов).

Режим занятий. Занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа),

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Часов на теорию

Часов на практику

Всего часов

Графический язык. Введение

Чтение и выполнение чертежей

Сечения и разрезы

Чертеж общего вида

Сборочные чертежи

Резервное время

ИТОГО

  1. Введение

Современные технологии выполнения чертежей. Различные средства, используемые для выполнения чертежей (чертежные инструменты, материалы и выполнения чертежей (чертежные инструменты, материалы и принадлежности), машинные средства (САПР, компьютеры). Организация рабочего места для выполнения графических работ

  1. Метод проецирования и графические способы построения изображений

Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Изображение точек, прямых, плоскостей в системе трех плоскостей проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения изображений на чертеже (эскизе). Основные и дополнительные виды. Выносной элемент.

Аксонометрические проекции. Прямоугольные изометрическая и диметрическая проекции. Способы построения аксонометрических проекций плоских фигур, пространственных тел и других объектов. Технический рисунок.

  1. Чтение и выполнение чертежей

Общее понятия о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения). Уклон и конусность. Выполнение чертежей деталей.

  1. Сечения и разрезы

Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения вынесенных и наложенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах. Разрезы простые и сложные. Правила выполнения и обозначения разрезов (фронтальных, горизонтальных, профильных, местных, ломаных, ступенчатых). Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.

  1. Условности и упрощения, принятые на чертеже

Условное изображение и обозначение резьбы на чертежах. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое, шпилечное). Типовые соединения деталей. Условности при изображении разъемных (резьбовых, шлицевых, шпоночных) и неразъемных (сварных, клеевых, паяных, сшивных) соединений. Передача движения. Условности в изображении зубчатых, червячных, цепных, ременных передач. Муфты. Подшипники. Чтение и выполнение чертежей, содержащих различные виды соединений и способы передачи движения. Отклонения от формы и расположения поверхностей и их условное отображение на чертеже. Условности при обозначении шероховатости поверхности на чертежах.

  1. Чертеж общего вида

Назначение чертежа общего вида. Особенности чертежа общего вида. Отличие чертежа общего вида от сборочного.

  1. Сборочные чертежи

Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение чертежей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц.

  1. Конструирование как вид творческой деятельности

Проектная документация на сборочную единицу. Спецификация. Сборочный чертеж. Условности и упрощения. Деталирование. Проектирование и моделирование. Стадии проектирования постройки, художественного и технического изделий. Моделирование. Стадии моделирования.

  1. Итоговая аттестация и тестирование

Наличие и реализация программы индивидуальной работы с учащимися

Вид деятельности

Мероприятия

Работа с учащимися

Индивидуальные консультации учащихся

Планирование этапов предстоящей работы

Определение последовательности путем анализа

Самостоятельная оценка работ

Поиск путей преодоления ошибок

Проявление инициативы и самостоятельности

Обязательный минимум графических работ

  1. Выполнить диагностирующие задания.
  2. По наглядному изображению детали выполнить ее чертеж (эскиз) в необходимом количестве изображений.
  3. По наглядному изображению детали, форма которой содержит сопряжения, выполнить ее чертеж в необходимом количестве изображений.
  4. Выполнить эскиз детали с натуры (с нанесением размеров) и ее технический рисунок.
  5. По чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить аксонометрическую проекцию детали (прямоугольную изометрическую или прямоугольную диметрическую) с вырезом.
  6. По чертежу или по наглядному изображению детали выполнить ее чертеж, построив необходимые сечения.
  7. Выполнить чертеж одного из резьбовых соединений (с натуры или по наглядному изображению).
  8. Прочитать чертеж общего вида.
  9. Разработать (доработать) конструкцию одной детали, входящей в состав сборочной единицы, по заданному условию. Выполнить фрагмент сборочного чертежа, иллюстрирующий предлагаемое решение.
  10. По сборочному чертежу изделия выполнить сборочный чертеж одного несложного узла, входящего в состав сборочной единицы.
  11. По чертежу сборочной единицы выполнить чертеж одной или двух деталей.
  12. Защита творческого проекта.

Формы организации

Индивидуально-групповая

Формы проведения занятий

Занятие, выставка, обсуждение, олимпиада, открытое занятие, творческое представление, соревнование, наблюдение,

Ожидаемые результаты

В процессе обучения КОМПАС 3 D LT школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность

В результате освоения предметного содержания курса КОМПАС 3 D LT учащиеся должны иметь представление о форме предметов и геометрических тел, их положении в ориентации, об информационных возможностях чертежа. Должны знать последовательность выполнения чертежа с помощью чертежных инструментов и средств инженерной компьютерной графики. Должны уметь выполнять (создавать) и редактировать графические объекты и их изображения на экране дисплея. Анализировать форму детали (с натуры и по графическим изображениям). Выполнять (создавать) чертеж детали, используя виды, разрезы, сечения (традиционными и техническими средствами).

Индивидуальный подход к каждому

Одаренные

Слабоуспевающие

«Группа риска»

Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся

Консультация с социальным педагогом, психологом и классными руководителями об учащихся состоящих в «группе риска».

Проведение мониторинга общеучебных умений учащихся

Проведение мониторинга уровня интеллектуальных способностей учащихся на основе тестирования

Использование вариативных заданий повышенного уровня сложности, творческих заданий

Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, интернет-ресурсами

Организация участия детей в школьных, районных конкурсах

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

Организация научно-исследовательской работы учащихся

Использование занимательного материала по черчении с целью повышения интереса к изучаемому предмету.

Выявление пробелов в знаниях и организация индивидуальной работы по их ликвидации. Формирование групп учащихся для дополнительных занятий.

Подготовка учащихся к работе в школьных, районных и республиканских олимпиад

Организация консультаций, дополнительных и индивидуальных занятий.

Создание условий для реализации творческих способностей одаренных детей:

проведение творческих конкурсов, олимпиад, выставок,

организация развлекательно-познавательных игр

Организация контроля, за выполнением домашних заданий совместно с классными руководителями.

Формирование мотивации, интереса к изучению графического языка путем использования разных методов и форм организации деятельности учащихся

Организация участия во внеклассных школьных, районных мероприятиях, в школьных, региональных олимпиадах

Учебная и внеучебные виды деятельности

Личностные результаты как социальный опыт учащихся

Школьный

Персональный

Муниципальный

Изо, Черчение

Кружок

Предметный кружок «Компас 3D LT»

Изобразительное умение,

Техническая грамотность и чтение чертежа. Олимпиады, конкурсы, выставки

Поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми старшими и младшими. Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории

Участие в выставках, конкурсах местного социума. Уважение и любовь к родному краю.

Уважение старшего поколения. Усвоить элементы культуры, норм и ценностей общества

Социальное действие и моральное поведение

Методы

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. -

Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате обучения в кружке, учащиеся должны получить

Знания:

Основы метода параллельного проецирования;

Способы построения в системе прямоугольных проекций;

Способы построения прямоугольной изометрической и прямоугольной диметрической проекций и технических рисунков;

Изображения на чертеже (основные и дополнительные виды, разрезы, сечения, выносные элементы);

Условности и упрощения на чертежах;

Чертежи различного назначения;

Схемы.

Умения:

Использовать геометрические построения при выполнении чертежей;

Наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;

Выполнять чертежи в соответствии с ГОСТами ЕСКД, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений и т.д.)

Деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 9-15 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;

Применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования)

Формы подведения итогов:

За устные ответы, графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы оцениваются двумя отметками, Дифференцированно отражающими правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Итоговая проводится в виде аттестации, целью которой является проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности обучающихся.

Средства, используемые на уроках обучения

  1. Машинные средства

ПЭВМ не ниже Pentium 1 объемом оперативной памяти 16 Мб

Периферийные устройства: принтер или плоттер;

Программное обеспечение КОМПАС 3D LT

  1. Ручные средства

Готовальня;

Доска чертежная с пантографной системой

Трафареты для вычерчивания эллипсов

Карандаши марок «ТМ», «М», «Т»,

Мягкий ластик для карандаша

Инструмент для заточки карандаша

Виды методической продукции:

Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. Черчение с элементами компьютерной графики. М., «Просвещение» 2007г. 3-е издание

Учебник - «Черчение» АСТ* Астрель; Москва * 2008; авторы; А.Д.Ботвинников. В.Н. Вышнепольский. В.Н.Виноградов. Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-11 классы. Москва «Просвещение» 2008. В. В. Степакова.

Методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова; В.Н. Виноградова; И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы»;

Программы общеобразовательных учреждений Черчение с элементами компьютерной графики 10-11 классы Москва изд. Просвещение 2007; В. В. Степакова

Программы общеобразовательных учреждений Черчение 7-11 классы Москва изд. Просвещение 2008; В.В. Степакова.

Виды дидактических материалов

Карточки – задания по черчению. Часть 1. Часть 2. Под редакцией В.В. Степаковой. Москва «Просвещение» 2004.

дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

Список литературы

  1. Бабулин Н.А. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учеб. Пособие для профессионального обучения рабочих на производстве. – М., Высшая школа, 1999.
  2. Баранова Л.А., Боровикова Р.Л., Панкевич А.П. Основы черчения: Учеб. для ср. спец. Учеб. заведений. – М., Высшая школа, 1996.
  3. Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: Учеб. пособие. – М., Владос, 1999.
  4. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож. граф. спец. учеб.заведений/ под ред. Е.А.Василенко. –М., Просвещение, 1990.
  5. Ройтман И.А. Основы машиностроения в черчении. – М., Владос, 2000
  6. Чекмаров А.А. начертательная геометрия и черчение: учеб.для студентов вузов. – М.,Владос, 1999.
  7. Черчение с элементами компьютерной графики (на базе системы автоматизированного проектирования КОМПАС 3D LT) 10-11 классы В.В. Степакова; А.А. Богуславский; под редакцией В.В. Степаковой; Москва. Просвещение 2008

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Муниципального района «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

УЧЕБНО-ТКЕСАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ГРУППЫ

«КОМПАС 3D LT»

Возраст учащихся: 9-14 лет

Срок реализации: 1 год

н. Кюпцы, 2016 г.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Часов на теорию

Часов на практику

Всего часов

Графический язык. Введение

Введение в систему Компас 3D LT

Метод проецирования и графические способы построения изображений

Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование

Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях

проекций

Применение метода ортогонального проецирования

для выполнения изображений на чертеже (эскизе)

Основные и дополнительные виды

Аксонометрические проекции

Способы построения аксонометрических проекций плоских фигур, пространственных тел и других объектов.

Технический рисунок

Технический рисунок

Чтение и выполнение чертежей

Общее понятие о форме и формообразовании предметов

Анализ геометрической формы предметов

Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы.

Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже

Выбор главного изображения и масштаба.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов

Выполнение чертежей предметов с использованием

Геометрических построений

Уклон и конусность.

Выполнение чертежей деталей

Сечения и разрезы

Сечения и разрезы

Сечения.

Обозначение сечений

Графическое обозначение материалов на чертежах

Разрезы простые и сложные.

Правила выполнения и обозначения разрезов

Правила выполнения и обозначения разрезов

Соединение вида и разреза

4.10

4.11

Разрезы в аксонометрических проекциях

Условности и упрощения, принятые на чертеже

Условное изображение и обозначение резьбы на чертежах.

Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое, шпилечное).

Типовые соединения деталей.

Условности при изображении разъемных (резьбовых, шлицевых, шпоночных) и неразъемных (сварных, клеевых, паяных, сшивных) соединений

Передача движения

Условности в изображении зубчатых, червячных, цепных, ременных передач.

Муфты. Подшипники.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих различные виды соединений и способы передачи движения

Отклонения от формы и расположения поверхностей и их условное отображение на чертеже

5.10

Условности при обозначении шероховатости поверхности на чертежах

Чертеж общего вида

Назначение чертежа общего вида. Особенности чертежа общего вида

Отличие чертежа общего вида от сборочного

Сборочные чертежи

Общие сведения об изделии. Деталь

Общие сведения об изделии. Сборочная единица

Общие сведения об изделии. Комплексы.

Общие сведения об изделии. Комплекты.

Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже

Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже

Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже

Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация

7.10

Чтение чертежей несложных сборочных единиц

7..11

Деталирование.

7.12

Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц

7.13

Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц

7.14

Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов чертежей сборочных единиц

Конструирование как вид творческой деятельности.

Проектирование и моделирование. Замысел. Эскизы. Окончательный вариант.

Стадии проектирования. (Деталь, сборочная единица, комплект, комплекс)

Стадии проектирования. (Деталь, сборочная единица, комплект, комплекс)

Стадии проектирования. (Деталь, сборочная единица, комплект, комплекс)

Чертежи соединения деталей.

Чертежи соединения деталей.

Изменение технического проекта в связи с изменением способа передачи движения в изделии

Доработка чертежа по внесенным изменениям в технический проект

8.10

Проектная документация на сборочную единицу. Спецификация.

8.11

Проектная документация. Спецификация

Итоговая аттестация и тестирование

Тестирование.

Чтение чертежа

Защита творческого проекта

Резервное время

ИТОГО