Что такое гордость? Что такое гордыня

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.

В современном мире понятия гордость и гордыня часто путают между собой. Людьми они воспринимаются как одно и то же или нечто очень похожее. Между тем, эти две сущности имеют совершенно различное значение. Если первое понятие свидетельствует о чувстве собственного достоинства, самодостаточности, то второе говорит о сложном характере, внутренних нерешенных проблемах личности. Признаки гордыни – это часто возникающее чувство несправедливости, раздражения. Такой человек всегда полагает, что его напрасно обидели. Данная статья посвящена вопросу гордыни и объясняет, чем она отличается от гордости. Мы рассмотрим составляющие каждого из понятий, чтобы понять, в чем заключается опасность взращивания в себе этого чувства и как его можно преодолеть.

Гордыня и гордость. Отличия

Оба понятия имеют один корень, а значит, представляют собой производные от тщеславия, самолюбования и кичливости. Однако в случае с гордостью проявления чувства ложного превосходства над другими не столь выражено, как с гордыней. В современном мире гордиться можно родиной, собственными достижениями, близкими людьми. А гордыня происходит из патологической неуверенности в себе.

Чувство собственного достоинства

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что уважать и ценить собственную личность необходимо. Без здоровой любви к себе нет никакого развития, как невозможно полноценное продвижение вперед, раскрытие талантов и собственных возможностей. Чувство гордости должно быть у человека. В противном случае им сможет манипулировать и использовать в своих целях любой человек. Но, в то же время, любая должна быть умеренной. Нельзя во всем видеть подвох, а в людях — злейших врагов или обманщиков. К сожалению, реалии современной действительности таковы, что многим из нас приходится проходить через многочисленные испытания, которые сопровождаются болью, обидой и разочарованием. Но ведь это совсем не повод становиться слабым, озлобленным человеком? Напротив, необходимо собрать всю свою волю и доброе начало, чтобы сохранить веру в лучшее и в людей.

Доверие к миру

Чем больше человек расположен к окружающим, тем сильнее он открыт по отношению к самому себе, тем легче ему становится принимать новое. Доверие к миру складывается из нескольких составляющих, таких как: обстановка в семье, где живет человек, отношение к нему окружающих людей, собственные желания и мечты, характер, темперамент. Гордыня, чаще всего, подчиняет себе людей, делает их несвободными, заложниками своих страхов. Тот, кто гордится, на самом деле не может быть счастливым. Он не умеет по – настоящему доверять, открываться навстречу отношениям. Просто гордый человек способен распознавать чувства другого, он сопереживает, помогает другим, но при этом не теряет самого себя.

Эгоизм

Гордыня всегда делает из человека эгоиста. Без исключений. Сконцентрировавшись только на своих переживаниях, невозможно думать о других, приносить действительную помощь окружающим. Человек, не сумевший обуздать свою гордыню, не сможет по – настоящему проникнуться переживаниями близких, останется глухим к духовным порывам. Гордость иногда добавляет человеку сил, помогает понять сущность происходящего, в то время как гордыня подчас лишает здравого рассудка.

Развитие

Для полноценного продвижения по жизненному пути человеку постоянно требуется развиваться. Сущность развития заключается не только в том, чтобы узнавать новое. Крайне важно работать над собственными недостатками, извлекать уроки из происходящего, вовремя отпускать прошлое. Гордость может справиться с этим, гордыня, чаще всего, заставляет человека дополнительно страдать.

Самовлюбленность

Излишне гордых людей нередко обвиняют в том, что они недостаточно внимательно относятся к нуждам других. Между тем, если гордый человек просто не дает себя в обиду и потому производит впечатление неприступного одиночки, то тот, кем руководит подлинная гордыня, старается еще подчинить окружающих собственному миропониманию, навязать им свою точку зрения. Самовлюбленность, или , в этом случае следует рассматривать как психологическую защиту личности от чувства собственной неполноценности.

Сущность гордыни

Гордыня, как и всякая характеристика личности, включает в себя несколько структурных составляющих. Проще говоря, гордыня состоит из трех основных компонентов, которые поддерживают ее существование.

Гордыня – смертный грех

В христианстве, как и любой религии, гордыня считается большим грехом. Дело в том, что по религиозным воззрениям, особенной разницы между гордостью и гордыней не существует. Гордость так же должна быть подвергнута осуждению, как и гордыня, а потому соблюдение божественных заповедей является неотъемлемым элементом религиозных канонов. Существует мнение, что тот, кто горд, не может по – настоящему раскрыть свое сердце для истинной любви. Такой человек заботится, в первую очередь, о самом себе и своих интересах. Ему важно только то, чтобы его потребности были удовлетворены.

Низложение гордыни происходит путем глубокого раскаяния и преодоления в себе отрицательных качеств характера. Невозможно преодолеть в себе гордыню, если человек сознательно не идет на это. «Гордыня – грех», — говорит Библия, и все духовные учителя прошлого и современности соглашаются с данным утверждением.

Как избавиться от гордыни?

Часто люди, испытав серьезные трудности в жизни по вине собственного характера, задаются вопросом: как бороться с гордыней? Ведь она мешает вести полноценную жизнь, с гордыней, вы, скорее всего, потеряете старых друзей, а новых не приобретете.

Гордыня заставляет страдать как самого человека, так и его окружение. Чтобы побороть в себе это качество характера, необходимо долго и упорно трудиться, работать над собой. Следующие советы можно назвать конструктивными методами, как побороть гордыню.

Уважайте других

Проявляйте подлинный интерес к потребностям других людей. Если вы будете уважать их мечты, то и ваши никто не станет осуждать. Уважение к другим начинается с принятия своих родственников. Крайне важно принимать близких такими, какие они есть, а не пытаться их переделать. Тщеславие и гордыня не могут помочь в этом. Необходимо полностью пересмотреть свои чувства и отношение к близким людям.

Гордыня притупляет чувство близости душ, родственности отношений, терпение и смирение. Известно, что гордый человек не способен отступить от собственных притязаний, он идет до конца, достигает цели любой ценой. Чтобы побороть в себе это качество, попробуйте просто хотя бы иногда думать, что чувствует другой человек. Представьте себя на месте вашего знакомого, которому вы непонятно почему нагрубили, или вашего отца. Как вы думаете, приятно было этим людям слышать от вас колкие замечания или несправедливые обвинения? Чаще занимайтесь анализом собственных поступков, тогда вам постепенно начнут открываться чувства других людей, вы поймете их переживания.

Будьте внимательны

Если хотите быть полезными людям, то внимательней относитесь к ним. Стоит начать замечать даже мелкие делали, как вы увидите, насколько проще стало жить. Важно, чтобы степень доверия между вами и вашими родственниками увеличивалась день ото дня. Даже если они раньше не замечали за вами подобных проявлений заботы, не беспокойтесь: ваши старания когда – нибудь все равно будут объективно оценены. Не стоит восхищаться своей гордыней и считать ее главным вашим . Теплые, доверительные отношения между людьми необходимо иногда строить годами, но это того стоит.

Обращайте внимание так же на собственные чувства. Если вы будете детально отмечать происходящее внутри вас, то поймете, что вы гораздо лучше себя чувствуете, когда дарите радость окружающим, даже если она мимолетна, непродолжительна. Найдите время позаботиться о своих родителях, сестрах, братьях, друзьях. Присмотритесь, возможно, кому – то из них в данный момент нужна ваша помощь? Не упустите эту возможность исправиться и преодолеть свою гордыню.

Не бойтесь сломать стереотипы

Большинство людей всю жизнь действуют определенным образом, совершенно не предполагая, что можно поступать иначе. На каждое событие жизни уже «придуман» нормальный поступок, который отражал бы суть. Только задумайтесь, насколько мы сами все схематизируем и превращаем в рутину, а между тем, каждое событие само по себе уникально и неповторимо. Скажем, на рождение ребенка принято поздравлять молодых родителей, на новый год дарить подарки. Возможно, кто – то не отмечает всеми любимый праздник и ему не хочется делать застолье только потому, что так принято.

Помните, каждое событие, даже если оно повторялось на земле миллионы раз, уникально. Соответственно, к каждой ситуации нужно искать свой индивидуальный подход, максимально приемлемый для данного случая. Гордыней нельзя восхищаться, гордыню нужно побороть и отпустить. Позвольте себе испытывать чувства, даже если они негативного плана. Только предпринимать какие – либо действия начинайте уже с того момента, когда поймете ошибки и сосредоточитесь на конструктивном решении. Преодолев гордыню, вы почувствуете невероятную легкость и зрелое чувство собственного достоинства.

Полюбите себя

Обычно человек способен причинять боль другому только тогда, когда сам испытывает сильную неудовлетворенность жизнью. В ином случае бы не возникало необходимости обижать близкого. На самом деле все, что говорится в порыве гнева, адресуется не тому человеку, которому все высказывается, а самому себе. Если бы каждый из нас обладал способностью прислушиваться к своим словам, то не возникало бы необходимости в гордыне. Ведь гордыней нельзя ничего добиться.

Полюбите самого себя и увидите, как вам не захочется больше пользоваться гордыней. Любовь к себе пробуждает гармонию в душе человека и рождает удовлетворенность. От гордыни не останется никакого следа.

Найдите свое предназначение

Отметьте про себя, свою ли жизнь вы проживаете? Ведь как часто случается так, что человек следует мнению большинства, поддается влиянию извне и выбирает совсем не свой путь. Предназначение следует понимать как цель, с которой мы приходим в этот физический мир. И только от нас зависит, как мы его выполняем. Гордыни нет места среди тех, кто стремится к цельной, полноценной жизни. Поиск предназначения, безусловно, является важной составляющей жизни человека, а потому к этому процессу важно подойти со всей ответственностью.

Если вы, несмотря на зрелый возраст, еще не нашли свой собственный уникальный путь, самое время определиться с направлением. Прислушайтесь к себе, вспомните свои юношеские мечты. Может быть, пришло время осуществить самое заветное желание? От вашей прежней гордыни не останется и следа, когда вы обретете самого себя. Это долгий и изнуряющий труд, требующий максимальной честности и полной самоотдачи. Тот, кто недоволен своей гордыней и намерен заменить ее на более позитивное чувство, должен особо тщательно следить за своим эмоциональным состоянием. Эмоции указывают нам на то, что происходит в нашей душе. Гордыня совсем не то чувство, которое нужно лелеять.

Смиритесь с собственными недостатками

Как ни странно это звучит, необходимо научиться принимать себя таким, какой вы есть. Длительная работа над собой, негативными всегда предполагает значительные изменения. Но так же важно научиться принимать недостатки, с которыми вы ничего сделать не можете. Простите себя за мелкие ошибки, поймите, что никто не совершенен и перестаньте винить себя за прошлое. Можете даже поблагодарить себя за промахи и ошибки, которые вы когда – то допустили. Не будь их, вы и не узнали бы, что можете быть совершенно другим человеком. Иными словами, благодаря недостаткам, мы движемся вперед, развиваемся и совершенствуемся.

Таким образом, понятие гордыни тесным образом связано с эмоциональной сферой человека, его характером, привычками, образом жизни. В малом количестве проявления этого качества характера свойственны всем людям. Важно только то, как личность собирается работать с гордыней.

Вопрос о том, что такое гордость и гордыня, в чем разница между ними, может поставить в тупик и философа. Поиск в словарях и обыденный опыт социальной личности могут привести к выводу, что гордость - это весьма позитивное чувство. Гордыню противопоставляют ей и считают негативным проявлением высокомерия и тщеславия.

Слова, схожие только по звучанию?

Сходные по написанию и звучанию слова - это паронимы. Они настолько похожи, что могут казаться однокоренными, но в отличие от действительно родственных слов значение их сильно различается. Исходя из указанных в словарях значений, обычно и делается вывод о позитивной гордости и негативной гордыне, как о похожих друг на друга словах. При этом подразумевается, что смысл их сильно различается/

Но чем отличается гордость от гордыни? Принято считать, что гордость является закономерной и положительной эмоцией при достижении успеха. Человек может быть горд хорошо выполненной работой, победой в спортивном состязании, приобретением знаний или вещей. Говоря о гордости, как о позитивном чувстве, приводят примеры радости за собственного ребенка, поступившего в ВУЗ, или уважения к другому человеку, добившемуся каких-то успехов.

Гордыню же обозначают, как склонность считать себя лучше других, превознося собственную личность , но принижая достоинства других людей. При этом ее часто путают и с высокомерием (склонностью судить о достоинствах человека по положению в обществе), и с тщеславием (желанием получить признание или похвалу за обладание чем-то), и с самоутверждением (стремлением поднять самооценку за счет суждения о другом). Безусловно, перечисленные качества трудно назвать положительными чертами личности.

Но разве редко бывает так, что родители, гордясь достижениями своего ребенка, считают причиной этого себя самих? Они настолько высокого мнения о своих педагогических талантах, что не замечают достижений сверстников сына или дочери, особенно если их самих мало интересует та сфера, в которой достигают успеха другие дети. Превознося достоинства своего дитяти, одержавшего маленькую победу, они формируют в нем и тщеславие, и стремление к самоутверждению, и высокомерие.

Гордость своей страной может приводить к шовинизму. В этом случае тоже редко идет речь о том, чтобы уважать соседнее государство или другие народы. Победа футбольной сборной приравнивается к преувеличенной ценности каждого гражданина страны, болеющего за команду, хотя настоящий успех принадлежит только спортсменам.

Примеров можно привести множество. Все они сводятся к следующему: там, где обнаруживается гордыня, гордость всегда присутствует. Позитивная эмоция в какой-то неуловимый момент становится своей противоположностью. Насколько же велика разница между гордостью и гордыней и существует ли она вообще?

Понятие гордости в религиозных учениях

Практически все религиозно-философские системы сходятся на том, что сходные по звучанию гордыня и гордость не так уж сильно различаются и в духовном смысле. Наличие Творца, существование которого признают все мировые религии, делает любое человеческое достижение исключительно волей верховного существа. С этой точки зрения между гордостью и гордыней разница совершенно незаметна.

Первичный акт проявления гордости, как высокой самооценки и сравнения себя с Высшими силами, принадлежит антагонисту верховного божества. Являясь творением, он возомнил себя равным Создателю (как Люцифер, например). Отсутствие смирения и признания себя только продуктом чьей-то деятельности привело его к падению, то есть лишению покровительства Творца. Подобные моменты присутствуют в каждой религии.

Главной добродетелью человека религии называют смирение. Его трактуют как способность не унижаться перед высокомерными гордецами, старающимися унизить всех вокруг и наслаждающимися своей благостью, успешностью или силой, а признавать только волю Творца. С позиции духовности, осознающий его существование человек не в состоянии унизить и другого. Но проявлением гордыни (гордости) религии считают и суждение о другом, как о гордеце: ведь таким образом человек себя начинает считать лучше него. Смысл смирения состоит именно в том, чтобы не выносить ни хороших, ни плохих суждений о других, оставляя это на суд верховного божества, а гордость и гордыня сливаются воедино.

Стоит ли гордиться собой?

Светскому человеку такая позиция может быть непонятна. Нас воспитывают в духе постоянного стремления стать в чем-то лучше других: аккуратнее завязать шнурки, получить отличную оценку в школе, поступить в престижный ВУЗ и получить хорошую работу. Наличие самых лучших, современных, дорогих вещей делает человека в глазах общества успешным. Поэтому и возникают вопросы о том, какое чувство испытывает высокомерный и тщеславный человек: гордость или гордыня владеет его сознанием?

Часто высказываются мнения, что гордость, которая двигает нами для получения признания, - не такое уж плохое чувство. Благодаря гордости разрабатываются новые технологии, приобретается квалификация в профессиональной деятельности. Ради момента переживания положительной эмоции люди способны работать не покладая рук.

Чтобы получить звание Олимпийского чемпиона, спортсмены тренируются на пределе человеческих возможностей. Когда кто-то из них добивается блестящего результата, СМИ и поклонники твердят только о том, что это целиком достижение чемпиона. Известны и примеры того, как ничтожная случайность приводит к травме, а иногда и к смерти спортсмена. Но ведь это тоже последствия его гордости своей силой или ловкостью, стремлением достичь еще больших высот и получить очередную порцию славы и испытать новый приступ довольства собой.

Так ли уж неправы религии, которые считают и гордыню, и гордость одним и тем же смертным грехом? Добиваясь успеха в каком-то деле, нужно всегда держать в голове тот необъяснимый факт, что не все зависит исключительно от усилий человека. И даже в законной гордости всегда может присутствовать немного негативного стремления выглядеть в глазах окружающих самым лучшим, превосходящим каждого, кто сейчас не на пьедестале почета.

Введение

Сегодня принято считать, что слова гордость и гордыня не являются синонимами, первое означает чувство собственного достоинства, самоуважение, и обычно используется в хорошем смысле, а второе почти всегда выражает негативное отношение, означая высокомерие и спесивость, непомерную гордость, чаще всего необоснованную.

Как положительное слово "любовь" приобрело много отрицательных значений. Так и слово "гордость" изначально отрицательное, в разговорном языке означает совсем не то, что гордость в святоотеческих писаниях, а что-то положительное.

Однако есть ли в самом деле разница между этими столь близкими понятиями?

Слово «гордость» имеет происхождение от старославянского «гръдъ», которое, возможно, имеет греческие корни. В латыни есть схожее по звучанию слово «gurdus» - «глупый». Объяснение у понятия следующее: гордость - это эмоция, возникающая не только как следствие своих успехов, но и успехов чужих. Второй вариант толкования этого слова - самоуважение, чувство собственного достоинства. Гордыня имеет то же происхождение, что и гордость. Но вот значение у него несколько иное: высокомерие, непомерная гордость, исходящее из эгоизма.

Вот что говорят словари:

  • 1. Эл. словарь Википедия: Гордость, гордыня (лат. superbia), или Высокомерие -- один из семи смертных грехов, самый тяжкий из них. Гордыня отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордится своими качествами перед Самим Богом, забывая, что получил их от Него.
  • 2. Филосовский словарь: ГОРДОСТЬ (ГОРДЫНЯ) (греч. hybris) - 1) в античной мысли: дерзостный выход за пределы, определяемые *судьбой; 2) в библейской традиции: безумное притязание на равенство Богу, источник всякого зла. 3) В православной аскетике: противопоставление себя Богу и миру. 4) Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню.3.Толковый словарь Даля: Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других.

А вот словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова разделяют эти два понятия.

Толковый словарь русского языка.

ГОмРДОСТЬ, -и, ж.

  • 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.
  • 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой.
  • 3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.
  • 4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.

ГОРДЫмНЯ, гордыни, мн. нет, *жен. (*книж. *устар.). Непомерная гордость (см. гордый во 2 *знач.), высокомерие.

В разных культурах, в разные эпохи представления о том, что может и что не может быть предметом гордости, значительно расходятся.

Греческий писатель Теофраст написал ряд известных зарисовок характеров, в которых он определил гордыню как "определенное презрение ко всем, кроме себя".

Гибельна гордость для малых людей. Да и тем, кто повыше,

С нею прожить нелегко; тяжело она ляжет на плечи,

Только лишь горе случится. Другая дорога надежней:

Праведен будь! Под конец посрамит гордеца непременно

Праведный. Поздно, уже пострадав, узнает это глупый.

Понятие «национальная гордость» часто понималось как чувство причастности человека к мощи своего государства, способного противостоять другим странам с позиции силы. Этот вид национальной гордости был особенно свойственен империям. Примером может служить Британская империя XIX века (киплинская концепция «бремени белого человека»), Японская империя и нацистская Германия 30-х - 40-х годов XX века (превосходство «высшей нации»), Советский Союз (гордость от принадлежности к стране с коммунистической идеологией). Последствия такой гордости однако весьма неоднозначны, ибо единство и мощь народа окупались жестокими жертвами и притеснением других.

Не менее противоречива история гордости как понятия, связанного с полом - «мужская и женская гордость». В устоявшейся традиции за мужчиной и женщиной закрепился различный набор качеств, которые могут служить предметом гордости: для мужчины эти качества -- прежде всего, сила, социальная успешность, способность обеспечить финансовое благополучие семьи, для женщины -- скромность, ласковость, домовитость и верность. По мере эволюции общественных нравов эти взгляды менялись и сейчас для многих представительниц слабого пола критериями женской гордости является их экономическая и психологическая независимость от мужчины. Что, на мой взгляд, опять же несет в себе больше негативный смысл, нежели позитивный. Смена ролей между мужчиной и женщиной явление противоестественное явление, нарушающее природный баланс.

С точки зрения философии, гордость помогает людям совершенствоваться, ставить новые цели. А гордыня нередко мешает адекватно воспринимать себя и свои проблемы. Гордыня возвышает над другими людьми, но это возвышение не имеет под собой подоплёки. Поэтому ведёт к деградации.

Иными словами гордость воспринимается, как некий защитный механизм против сложившихся устоев, стереотипов и т.д., которые человек отказывается признавать, отстаивая свою позицию. Так, если рассматривать именно гордость, можно обнаружить в ней стимулирующий компонент. Желая обладать лучшим, нежели остальные, человек начинает действовать, активизируя свои ресурсы, будь то сила, авторитет и т.д. Гордость в некотором роде является катализатором человеческого потенциала, она помогает человеку скрыть от глаз окружающих свои слабые места, заставляя двигаться вперед и не склониться ни пред какими трудностями.

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: её нужно лишь направлять на достойные цели. Клод Адриан Гельвеций

Цезарю подобает умереть стоя. (Caesarem decet stantem mori.) Светоний (Гай Светоний Транквилл)

Хотя далеко не все философы придерживались такой позиции

Пожалуй, самое знаменитое это высказывание Вольтера «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»

Так же и многие другие философы критиковали подобное качество

Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение. - Франклин

Кто самолюбием чрез меру поражен,

Тот мил себе и в том, чем он другим смешон;

И часто тем ему случается хвалиться,

Чего бы должен он стыдиться. Иван Андреевич Крылов

Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству. Лев Николаевич Толстой

Частенько бывает и такое, когда гордость переносится на других людей. Как говорил Эпиктет, если бы тебя усыновил царь, ты бы этим непременно гордился, так почему ты не горд за то, что создан Богом? Когда мы создаем себе каких-то кумиров, идолов (недаром одна из десяти заповедей - не сотвори себе кумира). Ведь кумир - всего лишь наша гордость, перенесенная на кумира, и гордимся не кумиром, а собой в образе кумира.

Однако если философия еще допускает положительную оценку гордости, различные религии придерживаются единой точки зрения.

Все... происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий (преп. Макарий).

Иоанн Лествичник гордость очень красиво аллегорически описывает как всадника, едущего на коне тщеславия. Гордость и тщеславие порождают весь прочий многочисленный сонм человеческих грехов и страстей: жадность и зависть, страх и грех, обиды и презрение.

В Библии говорится. Книга Притч: "Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными - мудрость" - (глава 11, стих 2). "Погибели предшествует гордость, а падению- надменность" (16:18).

В Библии существует еще одно интересное пояснение про то кто мы. Бог есть Горшечник. а мы творенье Горшечника, так может ли горшок гордится тем для чего его создал Горшечник?! Одного Он создал для одних нужд другого для других, но тот и тот необходим на своем месте. а гордость нас перемещает на другое место и тогда получается бардак.

В Притчах описано отношение Бога к гордости: "Вот..,что ненавидит Господь... глаза гордые, язык лживый, руки проливающие кровь невинную.. . Среди 7 "качеств" первой названа гордость..

"Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать". т.е человек может культивировать в себе гордость или не замечать её, но, тогда он лишится благодати.

Гордыня в Исламе также является большим грехом и причиной других грехов. Из-за гордыни Иблис, который был одним из самым знающих джинов, стал проклятым созданием -- шайтаном тк отказался поклониться Адаму, которого создал Аллах.

«Сатана отказался поклониться, чтобы поприветствовать Адама. Он возгордился и сказал: «я лучше него», и стал он неверным» (Коран).

Гордость в корне портит благие деяния и вероубеждение. Возгордившись, человек не замечает в себе эту болезнь, лишается понимания истины, взамен приобретая слепоту сердца.

«Вот так Всевышний Аллах ставит печать заблуждения на сердце каждого высокомерного тирана» (Коран, 40:35)

Известен и хадис: “Тот в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия не войдет в Рай."

На том свете его ждёт адский огонь и суровое наказание. В священном хадисе Всевышний Аллах говорит: «Гордость - это Моя верхняя одежда, а величие - Моя нижняя одежда, и того, кто оспаривает это, Я введу в ад», т. е. «Гордость и Величие являются Моими особенными качествами, поэтому не подобает кому-либо другому иметь их».

Таким образом понятно, что отношение к гордости может быть разным и очевидно,что именно с нее будь она оправданной или нет, начинает произрастать страшный порок-гордыня.

Давайте рассмотрим самые характерные признаки гордыни:

  • 1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих
  • 2. Следующее проявление гордыни - это жалость к себе. Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе, человек чувствует себя несчастным, он испытывает боязнь и страх перед всем миром, и для того, чтобы защититься от него, выставляет на показ свою важность, значимость, достаток.
  • 3. Отношение свысока, снисходительность. Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя.
  • 4. Покровительственное отношение к кому-либо. Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно люди, которые помогают кому-то, требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!»
  • 5. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать». Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности.
  • 6. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему - человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование.
  • 7. Хвастовство. Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость.
  • 8. Отказ о помощи. Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться.
  • 9. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься. Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров.
  • 10. Соперничество. Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням.
  • 11. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия. Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека.
  • 12. Нежелание делиться своими знаниями.
  • 13. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость.
  • 14. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки - духовные проблемы и гордость.

Очевидно, что каждый из нас обладает рядом подобных признаков, но оправдывает это "чувством собственного достоинства" . Однако, на мой взгляд есть существенная разница: Гордость - это самоуважение на превосходстве, а достоинство - это самоуважение на равенстве. Признание человеческого равенства обесценивает предметы гордости, а безразличие к высоте своих достоинств в равной мере как и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность, оборачивается в человеке чувством собственного достоинства.

Достоинство освобождает человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяет быть непринужденным, естественным, искренним. Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию. Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.

Гордыня- удел малодушных и закомплексованных, ведь самодостаточный человек не станет озираться на окружающих и сравнивать их уровень благополучия со своим. Да и цели, на которые подталкивает нас гордыня, зачастую призрачны. Недаром Франсуа де Ларошфуко писал, что недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть; признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.

Подводя итог, следует отметить последствия к которым приводит гордыня: дисгармония с самим собой, появление массы негативных эмоций отнимающих много сил, а следовательно вызывающие нервные расстройства в первую очередь, и другие заболевания разного типа, расхождения образа и реальности, а так же разрушение отношений с другими,а следовательно ведет к одиночеству. Тот, кто возвышает свою гордость, обесценивает все то, что любит и чем дорожит в своей жизни.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

1 Коринфянам, гл. 13 НОВЫЙ ЗАВЕТ

Гордость лишает нас возможности любить по-настоящему, а не через призму себя, лишает времени с близкими, мешает говорить самые важные слова,просить прощения и прощать самим, в конечном итоге просто не дает нам быть счастливыми. Разве уязвленное самолюбие стоит так дорого?

Гордыня… Гордость… корень в них единый.

Оттенков в поведении - не счесть…

И, если в Гордости пороки победимы,

Гордыне незнакомо слово «честь».

гордость гордыня тщеславие

Светлана Румянцева

Современность дает противоречивую трактовку двух схожих понятий «гордость» и «гордыня». Восточные народы традиционно считают их одним чувством, носящим отрицательный характер. В Западном мире гордость приобретает положительный оттенок и рассматривается, как двигатель прогресса и основа роста личности. Из различия культур и мировоззрения вытекают противоречия и непонимание. Какова же природа гордости? Как относиться к гордыне? В чем же скрываются различия?

Что такое гордость?

Гордость – чувство собственного достоинства, так гласит западная философия с ее вольным взглядом на человека. Гордиться можно как собственными достижениями, так и успехами окружающих: любимого сына, дорогого друга, обожаемой супруги. Человек будто становится соучастником чужого успеха, помощником и спутником. Он не только разделает радость, но берет на себя часть достижения. Сын – родная кровиночка, сам вырастил, выкормил, воспитал. А с другом уже 20 лет вместе и в горе, и в радости. С супругой через огонь и воду прошли. Как тут успехи не разделять, да не радоваться?

Замкнутость

Замкнутому человеку гордыня говорит: «Ты не такой, как все». Он концентрируется на себе и тщательно выстраивает собственный мир. Его нерукотворная вселенная личности – великая гордость, возвышающая отшельника над другими людьми с их бедными мирками. Человек, отгородившийся от окружающих собственными фантазиями, умен, не лишен таланта. Он творец, изобретатель, художник. Такие люди выбирают путь развития. И чем больше они познают, тем больше гордятся: «Все глупы, а я умен и талантлив». Отшельники не пускают в свой мир окружающих, думая, что он слишком сложен, чтобы его понять. Они боятся быть непринятыми, поэтому предпочитают оставаться в стороне. Многих общество уже отвергло один раз, и замкнутость стала защитой гордыни. Отшельники прячут в своих мирах комплексы и страхи. Они бы и рады выйти на свет к людям, но гордыня не дает расстаться с выбранной тактикой поведения. Наладить контакт с обществом — значит признать себя равным, таким же, как все. Это претит гордыне, взрастившей в личности семена самолюбования.

Человек, порабощенный гордыней, нуждается в сочувствии. Это заблудшая личность, пленник придуманного образа. Освободится от оков самостоятельно – непосильная задача для эгоиста или эгоцентрика. Его настоящее «Я» заперто между комплексами и , которое разрушает личность.

5 различий гордости и гордыни

Для сомневающихся и все еще ждущих ответа:

Гордость может становиться двигателем прогресса, гордыня приводит к неминуемому регрессу.
Гордость явная и осознаваемая, гордыня скрыта от человека и не осознается им.
Гордость возникает как после своих, так и вследствие чужих успехов, гордыня не выходит за рамки одной личности.
Гордость – это опора, а гордыня – пропасть.
Гордость дает уверенность, а гордыня подрывает веру в свои силы.

Гордится или нет и где искать меру решает каждый человек самостоятельно. Главное, не перейти черту, шагнув на тернистую дорогу тщеславия.

19 апреля 2014, 16:22