Буква а в русском языке. Словарь литературных терминов Что такое буква, что означает и как правильно пишется

Буква ж. один из начальных знаков грамоты, письменности, из коих составляются слоги и слова; письмя. Буквы гласные, согласные; губные, небные, гортанные и пр. Строчные буквы, рядовые, малые, употребляемые в письме сплошь; красные, прописные, большие, начальные, первая буква от строки или после точки. Буквальный, переданный устно или письменно точь в точь, буква в букву, слово в слово; переведенный точно; дословный. Буквальность, свойство, состояние, качество буквального. Букварь м. азбука, собрание букв и статеек для обучения грамоте, книжечка, по которой учатся читать. Букварный, относящийся к букварю. Букварник м. азбучник, кто только что начинает учиться читать. Буквенный, относящийся к буквам; либо расположенный по порядку букв, азбучный. Буквоед м. шуточное прозвище педантических филологов. Буквица ж. стар. азбука, букварь; ныне же так называют старинные славянские письмена, для отличия от глаголитских, глаголицы, и от других, новейших. | Буквица, буковица, буковина черная, белая, красная, дыман, полевой шалфей, Betonica officinalis. | Буквица белая также растен. Primula, божьи ручки, куритина, кудель, ключики, баранчики, скороспелочка, гасник, гарлупа. Буквица лесная, Stachys sylvatica. Русская буквица, Ajuga pyramidalis. Буквичный, буковичный, относящийся к буквице, в разных значениях этого слова.

Буква , -ы, ж. 1. Графический знак, входящий в азбуку. Прописная, строчная б. 2. ед., перен., чего. Прямой и строгий смысл чего-н. Следовать букве закона. * Буква в букву - точно, дословно. Мертвой буквой быть (оставаться) (книжн.) - о решении: оставаться только записанным и не применяться на деле. Человек с большой буквы - человек высоких моральных достоинств. || уменьш. буковка, -и, ж. (к 1 знач.). || прил. буквенный, -ая, -ое (к 1 знач.).

1. Прочитай буквы русского алфавита.

2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы.

  1. Сколько всего букв в русском алфавите?
  2. Для чего нужны буквы?
  3. Какие две буквы не обозначают звуков?

3. Прочитай . Спиши предложение.

  • Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать?

хо ро шо́

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» (α) и «вита» (β).

Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» () и «буки» ().

4. Прочитай . Каких букв здесь нет? Какие буквы «перепутали» свои места?

5. Рассмотри рисунки .

  • Назови каждую букву правильно. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютиках.
  • Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке.

6. Прочитай выразительно.

На уроке

Какие буквы вы знаете? - спросила учительница.
- Б-э-э-э! ответил Барашек.
- И-и-и! - сказал Ослик.
- Га-га-га! - ответил Гусь.
- Ж-ж-ж! - сказал Жук.
Только Рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы.

(М. Битный)

  • Кто неверно произнёс буквы? Назови эти буквы правильно.
  • Напиши имена двух «учеников» по алфавиту.

7. Прочитай .

Алфавит - азбука, луг - лужайка, ученик - ученица, работа - рабочий, Оля - Ольга, хорошо - хороший.

  • Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему?
  • Запиши две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
  • Составь устно предложение с одним из слов.

уче ни́к уче ни́ца

8. Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая - за буквой «цэ», третья - за буквой «зэ», четвёртая - за буквой «эс», пятая - перед буквой «ё», шестая - после буквы «ка», седьмая - после буквы «ы».

  • Составь и ты подобную загадку и загадай её своим друзьям.

учи́те ль

9. Прочитай в толковом словаре значения слов азбука и алый, гость и грач . Какое из этих слов многозначное?

  • Почему слово азбука дано в словаре перед словом алый , а слово грач - после слова гость ?
  • Сделай вывод: как расположены слова в словаре?

10. Прочитай . Запиши любые три слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы.

В..рона, в..р..бей, учит..ль, х..рошо, ру..кий, ..зык, уч..ник, с..бака, с..рока, вес..о, п..льто, л..сица, к..р..ндаш.

11. Расшифруйте слова. Для этого располо жите буквы в алфавитном порядке.

  • Запиши составленные слова. Объясни зна чение каждого слова.

12. Прочитай .

      Астра, азбука, айва
      Начинаются на « а ».
      И кончаются на «а»
      Астра, азбука, айва.
      (Н. Костарёв)

  • Как ты думаешь, почему автор не записал выделенные слова в алфавитном порядке? А что обозначает каждое из этих слов?
  • Запиши выделенные слова в алфавитном порядке.

Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.

  • познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву А по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Астра Аист Арбуз Автобус

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.

Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.

Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.

Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.

Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?

Задание: печатная буква А для дошкольников

Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Стихи про букву А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

Азбука пусть
Начинается с АИСТА -
Он, как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)

Всем известно,
Буква А - буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

Сказка про букву А

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
- Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие.
- Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу,- сказала А.
- И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.

Пословицы и поговорки на букву А

Азбука - к мудрости ступенька..
Аккуратность человека красит.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без труда нет и плода.
Мал да удал.
Сам погибай, а товарища выручай.

Загадки для детей на букву А

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажи!
(Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина, автобус)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
  4. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.