Биография вольфа эрлиха. Неизвестный известный поэт. Дружба с С. Есениным

Мейер Луис (1809 - 1866) голландский художник-маринист.

Мейер получил обучение в Академии изящных искусств в Амстердаме, где он был учеником Питера Джорджа Вестенберга и Ян Виллема Пинермана. В молодости Мейер работал с пейзажистом Джозефом Муренхаутом (Moerenhout). С 1827 по 1830 года Мейер учился в Париже; после этого он провел еще три года в Амстердаме. С 1833 по 1839 год. Мейер работал в Девентере. В своих ранних работах он особенно любил рисовать горный пейзаж, леса и ледяные сцены. С 1839 по 1841 год Мейер снова живет в Амстердаме, где произошло изменение в его работах, он начал рисовать морские пейзажи, иногда на исторической основе. Этими картинами Мейер создал международную репутацию. В 1842 году в Париже, где Мейер к тому времени поселился, он получил золотую медаль за картины: "Огонь на судне "Индия" и "Рыбак на побережье Нормандии". Мейер также привлек внимание на многих выставках в Нидерландах между 1826 и 1863 годами.

Начало советской эпохи в нашей стране ознаменовалось появлением множества произведений литературы, принадлежащих перу известных и еще малоизвестных авторов. Одним из таких талантов был Вольф Эрлих, о творчестве которого мы поговорим поподробнее.

Для современных читателей это имя практически неизвестно, однако современники хорошо знали яркие и пронзительные стихотворные сроки этого поэта.

Чем же запомнился этот человек?

Постараемся ответить на этот вопрос.

Детство и юность поэта

Родился в городе Симбирске в 1902 году. Его отец был провизором, мать - домохозяйкой. Фамилия поэта восходит к еврейскому языку и означает «богобоязненный человек».

Будущему поэту как выходцу из еврейской семьи было очень непросто доказать свое право на получение высшего образования. А мальчик с детства мечтал и о карьере, и о литературной славе. Он блестяще окончил гимназию, поступил в Казанский университет, однако получить диплом этого престижного заведения ему не удалось: началась Гражданская война, которая круто изменила жизнь провинциального юноши.

Вольф Эрлих поступил в Красную Армию, но воевать как простому солдату ему не пришлось. Показав свою образованность, он был назначен на должность секретаря педагогической лаборатории отдела просвещения.

После окончания войны он переехал в тогдашний послереволюционный Петроград, решил продолжить свое обучение, поступил на литературно-художественное отделение Петроградского университета, однако был отчислен за неуспеваемость.

В эти же годы молодой поэт близко сошелся с кругом имажинистов, стремясь утвердить себя на литературном поприще.

Литературные успехи

С 1926 года Вольф Эрлих начинает публиковать свои работы в печати, один за другим он выпускает сборники стихотворений. Среди них книги под названием «В деревне», «Арсенал», «Волчье солнце» и другие.

Через три года (в 1929 г.) он издает свою поэму, посвященную революционерке-народнице Софье Перовской, организовавшей убийство императора Александра. Его стихи печатаются в популярных литературных журналах того времени, таких как «Красная ночь», «Звезда», «Литературный современник».

Вольф Иосифович Эрлих становится членом только что организованного союза писателей. Уже в конце 20-х годов он увлекается переводами, много переводит с армянского языка.

Зрелые годы

Литературную деятельность Эрлих совмещает с напряженной работой на благо партии большевиков.

Так, с 1925 года он заминает должность, которую называли «чекистской». Это был пост ответственного дежурного при Ленинградском совете.

Позже Эрлих работает редактором нескольких литературных журналов, трудится над киносценариями.

Его жизнь обрывается трагически. Виной тому стали репрессии, которые Сталин последовательно проводил среди старых большевиков. В 1937 году поэт был арестован, приговорен по печально известной статье за номером 58 к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в том же году.

Любовь к Армении

Много стихотворений написал за свою жизнь Вольф Эрлих, биография его открывает нам источники его творческого вдохновения. И одним из них стала Армения.

Свое первое путешествие на эту землю Эрлих совершил вместе с в 20-е годы. Он влюбился в красоту этих мест. Поэт писал потом в письмах к родным, что ничего лучше он никогда не видел.

Поэт создал целый цикл стихов об Армении, которые затем вошли в его сборники «Алагезские рассказы», «Армения» и другие.

В течение всей последующей жизни поэт стремился приезжать в эти края. Здесь он и был арестован. Друзья считали, что под арест он попал случайно. В этот день он пришел в гости в одну армянскую семью, застолье продлилось до позднего вечера, а ночью хозяев пришли арестовывать сотрудники НКВД. Вместе со всеми попал под арест и Эрлих. Долгое время о его судьбе было ничего не известно. Только в 1956 году его близкие получили заключение о его посмертной реабилитации.

Дружба с С. Есениным

Вольф Эрлих и Есенин были друзьями, их объединяло общее участи в деятельности «ордена» имажинистов, общие интересы и взгляды на литературу. Эрлих часто оказывал поддержку своему талантливому другу, занимался вопросами издания его произведений, организовывал совместные поэтические вечера.

Приехав в декабре 1925 года в Ленинград, Есенин хотел остановиться у Эрлиха, но затем передумал и снял номер в печально знаменитой гостинице в центре города. Эрлиху он передал свое прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой», которое попросил прочитать дома.

Эрлих выполнил просьбу, однако когда дома он прочел стихотворение, то увидел, что его строки написаны кровью. Он бросился обратно в гостиницу, однако Есенин был уже мертв.

После обнаружения тела Сергея Есенина в гостинице Эрлих помогал в организации похорон. Выступал он и на суде, где высказался в поддержку версии самоубийства, представив текст последнего стихотворения Есенина.

Некоторые современные литературоведы по-разному оценивают роль Эрлиха в судьбе и Некоторые обвиняют его в том, что он был агентом ГПУ, поэтому его отношения с великим поэтом были не дружбой, а банальной слежкой. Трудно что-либо ответить этим людям спустя столько лет со дня смерти и Есенина, и самого Эрлиха. Единственным ответом остаются строчки Есенина, в которых он обращается к Эрлиху как к близкому другу.

Значение творческого пути поэта

Многим современникам запомнился Вольф Эрлих. Фото его, сделанное в 1928 году, выдает в нем скромного человека, знающего цену своему слову.

Его современники считали, что трагическая смерть Вольфа оборвала не только его жизнь, но и будущие литературные успехи. Талант Эрлиха мог бы еще раскрыться в полном объеме, поэт был полон творческих сил и надежд, однако не смог реализовать их, разделив отчасти печальную судьбу людей своего поколения, прошедших через горнило гражданской войны, полных веры в возможность построения социалистического общества благоденствия, совершавших ошибки на поприще строительства нового государства, однако оказавшихся перед лицом неминуемой и страшной реальности, приведшей их к гибели.

(1902-06-07 )

В 1925 г. занимал должность ответственного дежурного Первого дома Ленинградского Совета , которую называли «чекистской» .

19 июля 1937 г. был арестован в Армении, во время своей очередной поездки, которую предпринял с целью написать сценарий об армянских репатриантах. Комиссией НКВД и прокуратуры СССР 19 ноября 1937 года по приговорен к расстрелу . Расстрелян в Ленинграде 24 ноября 1937 года.

Семья

Творчество

Книги стихотворений публиковал с 1926 года. В 1929 году вышла в свет его поэма о Софье Перовской . В 1936 году вместе с Н. Берсеневым написал сценарий к фильму «Волочаевские дни ». Стихи печатались в газете и журнале «Звезда» , «Красная новь », «Литературный современник », в сборнике «Ленинградские поэты. Антология» (Л., 1934).

Был известен и как поэт-переводчик с армянского языка, переводил стихи Мкртича Нагаша и Мкртича Аджемяна ; переводы опубликованы в книге Акопа Акопяна «Мой мир: Стихотворения. Поэмы» (М., 1974).

Избранные сочинения

  • Как жил Есенин: Мемуар. проза / [Сост., авт. послесл., с. 354-373, и коммент. А. Л. Казаков]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1992. - 379 с. - (Авт.: С. Виноградская, А. Мариенгоф , В. Эрлих, В. Шершеневич , Н. Вольпин). - 100 000 экз. - ISBN 5-7688-0466-8 .
  • Эрлих В. И. Арсенал: Стихотворения. - М.; Л.: Огиз - Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931. - 68 с. , 3 000 экз.
  • Эрлих В. И. Волчье солнце: Стихи. - [Л.]: Прибой, 1928. - 39 с. , 2 000 экз.
  • Эрлих В. И. В деревне. - М.; Л.: Радуга, 1926. - 12 с.
  • Эрлих В. И. Книга стихов. - [Л.]: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - 79 с. - 3500 экз.
  • Эрлих В. И. Необычайные свидания друзей: [Стихи]. - [М.]; [Л.]: Сов. писатель, 1937. - 65 с. - 5200 экз.
  • Эрлих В. И. О ленивом Ваньке и его щенке: [Сказка]. - [М.]; [Л.]: Гос. изд., 1926. - 16 с.
  • Эрлих В. И. Порядок битвы: [Стихи]. - [Л.]: Ленгихл, 1933. - 52 с. - 3200 экз.
  • Эрлих В. И. Право на песнь: [Воспоминания об Есенине]. - Л. : Изд-во писателей в Ленинграде, 1930. - 103 с. - 4200 экз.
  • Эрлих В. И. Софья Перовская: [Поэма]. - [Л.]: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. - 35 с. - 1600 экз.
  • Эрлих В. И. Стихотворения и поэмы / Вступит. статья Н. Тихонова. - М.; Л.: Сов. писатель, 1963. - 127 с. - 10 000 экз.
  • Эрлих В. И. Собрание стихов / Предисловие Евгения Когана. - М. : Водолей, 2015. - 192 с.

Отзывы

Он страстно любил поэзию, любил искусство. <…> Вольф Эрлих мог бы дать еще много хороших стихов и доброй прозы. Он рос и креп как писатель и поэт.

Книжка о Есенине написана прекрасно. Большой мир раскрыт так, что не замечаешь, как это сделано, и прямо в него вступаешь и остаёшься.

Эрлих и Есенин

В последний приезд в Ленинград в декабре 1925 года Есенин поручил Эрлиху снять для него квартиру, потом передумал, решив остановиться у Эрлихов, но всё-таки поселился в гостинице. Прощаясь с Эрлихом в гостинице «Англетер », Есенин сунул ему в нагрудный карман пиджака своё последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…», попросив прочитать дома. Был одним из понятых в 5-м номере «Англетера», где нашли тело Сергея Есенина.

Примечания

  1. В биографии на сайте «Люди и Книги» указана дата рождения 6 мая 1902 г.
  2. В справке о реабилитации, выданной в 1955 г., указан год смерти 1944 . Юхтанов А. Вольф Эрлих: друг или убийца? (неопр.) (недоступная ссылка) . Аргументы и Факты: Ульяновск (23 мая 2012). Дата обращения 15 ноября 2012. Архивировано 6 июня 2012 года.
  3. Вольф Эрлих: биография, фото. Вольф Эрлих и Есенин
  4. Эрлих Вольф Иосифович (06.05.1902-24.11.1937) (неопр.) (недоступная ссылка) . Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. Дата обращения 15 ноября 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Эрлих Вольф Иосифович (1902-1944), поэт (неопр.) (недоступная ссылка) . Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Дата обращения 15 ноября 2012. Архивировано 14 августа 2014 года.
  6. Тихонов Н. О Вольфе Эрлихе и его стихах // Эрлих В. Стихотворения и поэмы. - М.; Л., 1963. - С. 5 .

«У Вольфа Эрлиха тихий голос, робкие жесты, на губах – готовая улыбка. Он худ и черен. Носит длинные серые брюки, черные грубые ботинки. Немножко хвастается знакомством с Есениным. Был имажинистом. Из-за этого пришлось уйти из университета. Но славы не заработал. Пока издал одну книжку – «Волчье солнце». Так старые романтики называли луну.
Кто-то сказал: Эрлих из Симбирска.
Пожалуй, верно. Он мало похож на здешних…» - так в первой тетради «Записок для себя» вспоминает Эрлиха Иннокентий Басалаев.

Занимаясь одним большим проектом, о котором можно будет говорить, когда он будет готов, я открыл для себя Эрлиха – сначала как автора воспоминаний про Есенина «Право на песнь» (Сергей Есенин подарил Эрлиху свою первую книгу, «Радуница», снабдив ее дарственной надписью: «Милому Вове и поэту Эрлиху с любовью очень большой. С. Есенин». И свое предсмертное стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания» Есенин передал именно Эрлиху.), а потом и как поэта. И вот тут есть одна очень важная штука – Эрлиха расстреляли в 1937 году, ему тогда было 35 лет. С тех пор его стихи переиздавали лишь один раз – в середине 1960-х (его участие в различных антологиях я не считаю, хотя – на безрыбье…). Ну, то есть, его как бы никто и не читал. А зря.

Так что вот вам несколько его текстов:

Финскому ножу

В этой грубости единства –
Меж приятелей, подруг,
Я тебе молюсь, воинственный
Опекун, товарищ, друг.
Каждый молодость расплескивал,
Но не каждому, как мне,
Сталью узенькой поблескивал
Ты в полночной тишине.
Ночкой темною, томительной
Ты мне дан и до сих пор
Все хранишь свой блеск живительный
Голубых, родных озер.
Что ты мне? – Стальное зеркало,
Где душа, любовь и я?
Просто-ль узенькая дверка
В темный дом небытия?
Враг узлов, нарезчик мудрости,
Будь оградой в жизни сей
От врагов – утехи юности,
От мучителей друзей.

Городок

В глухие сугробы
В сырой холодок
По самые плечи
Увяз городок.
Как белая немочь,
Сутулый, опалый,
Он создан царем
Еще был
До опалы.
В нем – два лихача
И десяток калек;
Петух пропоет,
Пробредет человек,
Снует воробьиное,
Серое горе,
И галки во фраках
Висят на соборе;
И я в нем, лишенный
Друзей и врагов,
В опале у почты,
У редакторов,
Пишу, забывая
Цезуры и стопы,
Брожу, вспоминая
Истории топот,
Товарищей, павших
В веселом бою,
И легкую, черную
Юность мою.
Друзья изменили,
Иль руки ослабли?
Я помню, кипящие
Падали сабли.
Но это – для тела,
А для души –
Как манна небесная,
Падали вши.
И мы не роптали,
Коль в руки соседа
Горячая, с пылу,
Ложилась победа.
И вы не ропщите,
Мои друзья,
Что в мире остались
Чернила да я!
Придут помоложе,
Покруче,
Пожестче,
Встряхнут и проветрят
Губернские мощи,
И плюнут в лицо нам
За то, что грустим,
За то, что подолгу
И молча глядим,
Как лепится к стеклам
Морозная пудра,
За то, что скучаем
И грезим.
А утром –
Лишь солнце взлетит
Петухом на плетень –
Встаем мы
И на сердце пробуем день,
Как друга на верность,
Как на зуб монету,
Как на смерть,
На песнь,
И на славу – поэта.

Вошь

Она была в те дни кичлива и горда.
Ее неукротимая орда,
То строилась в полки, то просто так – ордою
Что день, ползла на штурм, брала высоты с бою.
И песни громкие о ней слагал поэт,
И даже ленинский ее почтил декрет.
И смерть ее была… но путь держа к победам,
Мы снова напоролись на беду:
Я молча по Литейному иду,
А вошь в бобрах – идет за мною следом.

Между прочим

Здесь плюнуть некуда. Одни творцы. Спесиво
Сидят и пьют. Что ни дурак – творец.
Обряд все тот же. Столик, кружка пива
И сморщенный на хлебе огурец.
Где пьют актеры – внешность побогаче:
Ну, джемпер там, очки, чулки, коньяк.
Европой бредит, всеми швами плачет
Недобежавший до крестца пиджак.
И бродит запах – потный, скользкий, теплый.
Здесь истеричка жмется к подлецу.
Там пьет поэт, размазывая сопли
По глупому, прекрасному лицу.
Но входит день. Он прост, как теорема,
Живой, как кровь, и точный, как затвор.
Я пил твое вино, я ел твой хлеб, богема.
Осиновым колом тебе плачу за то.

Дополните информацию о персоне

Биография

Эрлих Вольф Иосифович, русский советский поэт, выходец из еврейской семьи.

После Симбирской гимназии учился на историко-филологическом факультете Казанского университета.

В 1936 году вместе с Н. Берсеневым написал сценарий к фильму «Волочаевские дни».

Эрлиха хорошо знала и ценила читающая публика 20-30-х годов XX века. Он был известен и как поэт-переводчик с армянского языка.

Член Союза советских писателей.

Проживал: г. Ленинград, ул. Рубинштейна, д. 7, кв. 12.

19 июля 1937 года Вольф Эрлих был арестован. Комиссией НКВД и прокуратуры СССР 19 ноября 1937 года по обвинению: ст. 58-1а-7-10-11 УК РСФСР приговорен к расстрелу. Расстрелян 24 ноября 1937 года. В 1950-х годах реабилитирован.

Эрлих и Армения

В конце двадцатых годов Эрлих вместе с Тихоновым совершает свое первое закавказское путешествие. Тихонов, подбивший друга поехать с ним на «открытие» библейской страны, в которой он уже побывал ранее, в 1924г., и влюбился в нее беззаветно, подарив российскому читателю замечательный «армянский цикл» стихов и прозы, вспоминал о восторге своего спутника, открывшего для себя Армению:

«Труды и раздумья» самого поэта не заставили себя ждать. Вместе с Тихоновым поднявшийся на Арагац, облазивший вулканические выси армянских гор над Севаном, Эрлих написал и опубликовал в российской литературной печати примечательные стихи и очерки об армянской земле и армянском народе («Армения», «Алагезские рассказы» и др.).

Рассказ Н.Тихонова о днях, проведенных с Эрлихом в Армении, и отраженный в его знаменитом очерке «Дни открытий», настолько волнующ, что обойти его нельзя, тем более что в нем нашли место также интереснейшие наблюдения о Есенине, прозвучавшие из первых уст.

«Летом 1929 года вдвоем с ленинградским поэтом Вольфом Эрлихом мы странствовали по замечательным горам Армении. Преодолев Гегамский хребет, нам надо было выйти на верховья Гарни-чая и спуститься к Гехарду, монастырю, называемому Айриванк, что значит «пещерный». Так как нас не ждал никакой приют в этой отданной бурям местности, то мы отыскали скалы, в которых, отливая странной, фосфорической синевой, вспыхивая белыми искрами, притаилось маленькое озеро. Среди темных базальтовых скал оно казалось куском синего пламени. Лучшего места для отдыха нельзя было придумать. Вода в озере была очень холодная. Не успели мы остановиться, как подул необычайно сильный ветер… Холодный ветер, холодный камень скал, холодное озеро… Но мы не хотели уходить отсюда…

Вольф воскликнул: «Это колдовское место! И колдун налицо…» Я пошел к нему. Он стоял перед каменным изваянием, мрачным и таящим неведомую угрозу. «Что это такое?» - спросил он. «Это вишап, только вишап! Бог его знает, что это такое. То ли дорожный знак, то ли предмет культа, то ли еще что-нибудь… О вишапах есть целые исследования. Мнения ученых расходятся. Но то, что мы нашли его именно здесь, очень интересно. Выпьем за его здоровье!» И мы пили водку, как воду, не ощущая ее вкуса, - так было холодно… Высокий вишап смотрел на нас тоже ледяными широкими глазами. Громадное туловище чудовища, не то рыбы, не то дракона, отшлифованное ветрами, избитое бурями, как знак вечности было вбито в камни. Вишап стоял стражем фосфорического озера. На его берегу можно было говорить о чем угодно, пустынность этого места располагала к откровенности, а человеческие голоса здесь были просто необходимы. И мы разговаривали, стоя под леденящим ветром пустыни…»

На вулканических высотах Армении, среди древних кратеров, Эрлих вдруг спрашивает Тихонова: «Какой сегодня день?» Услышав в ответ «22 августа 1929 года», он многозначительно говорит:

Не только величавая природа, но и люди Армении поразили Эрлиха. Оказавшись среди простых крестьян, он убежденно заявляет Тихонову: «Мне нравится этот древний и такой молодой, ожесточенный, сильный народ… Я вернусь в Армению, даю тебе честное слово. Я уже много видел людей этой страны, но я хочу видеть еще больше…»

Эрлих сдержал свое слово: он не раз бывал в Армении и позднее, уже без Тихонова, узнал ее всю, делил застолья с виноградарями Араратской долины, общался с пограничниками на Араксе, жил заботами репатриантов, восхищался армянской интеллигенцией… Армения навсегда покорила Эрлиха, и лишь искренне жаль, что эта его душевная и духовная привязанность к древней стране и народу оказалась последней в жизни!

Вольф Эрлих увлекся также переводами из армянской поэзии, дав несколько в целом удачных образцов из Мкртича Нагаша , Акопа Акопяна и др. Имя Эрлиха как переводчика встречается в ряде антологий армянской поэзии на русском языке, что свидетельствует о достаточно высокой оценке в Армении его переводческих экзерсисов.

Волнение от встречи с новым краем, постижение притягательного мира с незнакомыми людьми, обычаями, суровой околдовывающей природой совершают переворот в сердце молодого Вольфа и дают отменный результат: талантливый писатель с драматическим финалом жизни своим братским вдохновенным словом дополняет достойный ряд друзей армянского народа, художников, воспевших Армению.

В 1937г. Вольф был арестован в Ереване местными органами и отправлен в Ленинград. В ноябре того же года ему был вынесен приговор по «расстрельной» статье… Существует версия, вроде бы Эрлих, действительно арестованный в тридцать седьмом, на самом деле убит в тюрьме лишь в 1944г. Достоверно известно же лишь, что в 1937г. Эрлих приезжает в Армению для сбора материалов об армянских репатриантах (готовился новый фильм по его сценарию). Приехал – и пропал. Как считалось позднее, Эрлих вроде бы засиделся в гостях в одном из армянских семейств, а ночью всю эту семью арестовал НКВД, заодно прихватив и русского поэта. Родным ничего не сообщили, и они не знали, что и думать. К розыскам энергично подключились в России Н.Тихонов, в Армении – Мариэтта Шагинян , однако их настойчивые поиски оперативно прикрыли «органы», рекомендовав по этому вопросу больше никуда и ни к кому не обращаться…

Изображения

Библиография