Александр невский приемный сын хана батыя. Александр Невский – сын Батыя. Хан Батый, окаянный и справедливый

КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР И ХАН БАТЫЙ

В XIII в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для Руси.

В предыдущие десятилетия избыточная пассионарность западноевропейцев

"сгорала" в первых попытках колониальной экспансии - крестовых походах в

Палестину. Теперь же император Фридрих II решил направить немецких

крестоносцев из Палестины в Прибалтику. Решение было вполне разумное:

немецкие рыцари постоянно конфликтовали с французами и итальянцами, ведя

себя высокомерно и заносчиво. Поэтому император, послав немцев на Балтику и

поручив им покорять местные языческие племена, действовал в интересах и

рыцарей, и империи в целом. В 1237 г. рыцари-монахи двух орденов -

Тевтонского и Меченосцев, объединившись, создали мощный Ливонский орден.

Фактически образовалось "военно-духовное" государство, целью существования

которого стал захват Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное

окатоличивание покоряемого населения.

Начавшееся завоевание шло трудно. Прибалтику тогда населяли древние

балтские народы: эсты, литва, жмудь, ятвяги и пруссы. Все они находились в

состоянии гомеостаза (равновесия с природной средой), и сил этих народов

хватало только на выживание в родном ландшафте. Потому в борьбе с немцами

прибалты ограничивались обороной. Но поскольку оборонялись они до

последнего, в плен сдавались только мертвыми, первоначально особых успехов

немцы не имели. Помогло рыцарям то, что их поддерживало очень воинственное

племя - ливы. Кроме того, рыцари нашли ценного союзника - шведов,

подчинивших себе финские племена сумь и емь.

Постепенно немцы обратили в крепостное состояние леттов, но эсты отказались

покориться им, имея значительные связи с русскими. Существование этих

связей подтверждает такой факт: города, которые ныне называются Таллинн и

Тарту (до революции соответственно: Ревель и Дерпт), имеют вполне русские

исторические имена Колывань и Юрьев (по христианскому имени основателя

этого города Ярослава Мудрого).

К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам.

Если, к примеру, захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то

русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев.

Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность

нарастала день ото дня.

В 1240 г. шведский флот вошел в устье Невы, подошел к месту впадения в нее

речки Ижоры и высадил десант, готовый начать наступление на Новгород. В

Новгороде, как и во всех славянских городах, не столько готовились к

защите, сколько спорили между собой о том, с кем лучше связать свою судьбу

С суздальским князем Ярославом или со шведским королем. Пока новгородцы

спорили, сторонники Владимиро-Суздальской Руси призвали на помощь молодого

князя Александра Ярославича, известного благодарным потомкам под именем

Александра Невского. Тогда ему шел лишь двадцать второй год, но это был

умный, энергичный и храбрый человек, а главное, настоящий патриот своей

Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским

отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным

маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь. В этом бою новгородцы и

суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила

Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле,

был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой. Героически погиб

слуга Александра - Ратмир, пешим бившийся сразу со многими противниками. Не

ожидавшие нападения шведы были разбиты наголову и ночью бежали на кораблях

с места разгрома.

Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но

угроза для Руси осталась. Тевтонские рыцари в 1240-1241 гг. усилили натиск

на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. А в Пскове среди бояр

обнаружилась сильная прогерманская партия. Опираясь на ее помощь, немцы к

1242 г. захватили этот город, а также Ям и Копорье, и снова начали угрожать

Новгороду.

Зимой 1242 г. Александр Невский со своими суздальскими, или, как тогда

говорили, "низовскими", дружинами при поддержке новгородцев и псковичей

напал на стоявший в Пскове немецкий отряд. Освободив Псков, он двинулся на

главные силы ливонцев, которые отступали, минуя Чудское озеро. На западном

берегу озера, у Вороньего камня, немцам пришлось принять бой.

Количество собственно рыцарей было небольшим - всего несколько десятков, но

каждый рыцарь был грозным бойцом. Кроме того, рыцарей поддерживали пешие

наемники, вооруженные копьями, и союзники ордена - ливы. Рыцари построились

"свиньей": самый мощный воин впереди, за ним - двое других, за теми -

легковооруженных русских, и Александр даже не пытался остановить удар

немецкого войска. Напротив, он ослабил свой центр и дал возможность рыцарям

прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла

немецкого войска. Ливы побежали, немцы сопротивлялись отчаянно, но, так как

время было весеннее, лед треснул и тяжеловооруженные рыцари стали

проваливаться в воду Чудского озера. Новгородцы же не давали врагу

1242 г. отсрочило их наступление на Восток - Drang nach Osten, - которое

было лейтмотивом немецкой политики с 1202 по 1941 год.

Надо сказать, что, выиграв это сражение, Александр не решил политических

задач. Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления, ведь сил

у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. Города-крепости Рига,

Кенигсберг, Ревель служили удобными плацдармами для наступающего с Запада

европейского рыцарства.

При этом немцы могли постоянно пополнять свои войска, так как в XIII в.

в Европе было огромное количество добровольцев, мечтавших найти применение

своим силами. Натиск западного суперэтноса на Русь был по-прежнему

угрожающе реален.

Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало

масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном

союзнике. Обрести этого союзника Руси помогли логика событий и гений

Александра Невского.

В 1242 г. умер великий хан Угэдэй. Его смерть коренным образом изменила

положение в Орде победителя народов - хана Батыя. Еще во время похода

1238-1239 гг. Батый поссорился со своим двоюродным братом - сыном Угэдэя

Гуюком. Гуюк оскорбил Батыя, назвав его старой бабой и пригрозив оттаскать

за волосы. Не лучше поступил и их кузен Бури - сын хана Чагатая, бывшего,

как мы помним, верховным судьей всего Монгольского улуса. Бури собрался

"поленом бить Батыя по груди и по животу". Батый, как верховный

главнокомандующий похода, выслал обоих зарвавшихся царевичей из армии к их

отцам. Угэдэй и Чагатай сурово наказали своих сыновей: за нарушение

воинской дисциплины их выгнали из ханской ставки и лишили всех чинов.

Понятно, что после смерти Угэдэя Гуюк и Бури дали волю своей ненависти и

начали совместную борьбу против Батыя. Теперь, когда на месте великого хана

мог оказаться Гуюк, положение Батыя стало сложным, если не сказать -

гибельным. Его собственные силы ограничивались четырьмя тысячами воинов, а

в распоряжении Гуюка, стань он великим ханом, оказалось бы не менее 100

тысяч человек. Батыю стал жизненно необходим союзник, и дальнейшие события

лишь подтвердили это.

В 1246 г. собравшийся великий курултай избрал Гуюка великим ханом.

Казалось, судьба Батыя была предрешена. Понимая безвыходность положения,

Батый попытался обрести поддержку на Руси. Действительно, политических

поводов для продолжения войны между русскими и монголами не было никаких.

Но, что еще важнее, уже исчезли, по-видимому, и эмоциональные мотивы

противоборства. Так, русские называли Батыя "добрым ханом". И монголы

смотрели на войну с Русью вполне трезво, несмотря на то, что под Коломной

погиб Кюлькан - любимый сын Чингиса от красавицы Хулан. Ведь в отношении к

любой смерти на войне монголы руководствовались принципом: "За удаль в бою

не судят". Итак, союз между Русью и Батыем стал возможен.

Препятствовало этому союзу лишь одно обстоятельство. Великий князь

владимирский Ярослав, отец Александра Невского, присутствовавший на

торжествах по случаю избрания нового хана, умер от яда. Яд этот, по версии

папского агента Плано Карпини, был дан Ярославу матерью Гуюка - ханшей

Туракиной. Причиной столь серьезного поступка явился донос боярина Федора

Яруновича, который оговорил князя, сообщив, будто Ярослав вступил в союз с

папой римским Иннокентием IV.

Однако и после смерти Ярослава Северо-Восточная Русь не стала зависимой от

Орды. Это видно даже из того, что в 1248 г. Батыем был утвержден новый

великий князь владимирский Святослав Всеволодич, брат погибшего Ярослава.

Однако, прокняжив меньше года, он был свергнут Михаилом Ярославичем

Тверским. Дни свои Святослав закончил в Орде, тщетно добиваясь

справедливости. Но в его судьбе был виноват не Батый, а центральное

правительство в Каракоруме, где после смерти в том же 1248 г. Гуюка правила

его вдова - найманка Огуль-Гаймыш. Она отдала власть на Руси детям

отравленного Ярослава: Александру - великое княжение и разрушенный Киев, а

Андрею - богатое Владимирское княжество.

Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось

между Ордой, в которой погиб его отец, и Западом, с представителями

которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового

побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно

разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных

эмоций ради спасения Родины.

В 1252 г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с

его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и

Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя

Александра. В соборном мнении потомков выбор Александра Ярославича получил

высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли Русская

православная церковь признала князя святым.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И БАТЫЙ

Правление в Новгороде до поры до времени позволяло Александру Невскому избегать каких-либо контактов с ордынцами, установившими к лету 1242 года свою власть над большинством русских княжеств. Однако тесная связь с Владимирской Русью, где правили его отец, дядя Святослав, а также потомки старшего Всеволодовича Константина , делала отношения с Ордой неизбежными. В 1245 г. туда отправился отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всеволодович . Ярослав совершил длительное путешествие, некоторое время пожил при дворе великого хана Гуюка в Каракоруме, пока однажды его не пригласила к себе мать Гуюка Туракина. Она дала ему есть и пить из собственных рук, но после этого приема Ярослав скончался.

Вопрос о наследнике Ярослава решился на съезде русских князей во Владимире в 1247 г. Великим князем владимирским стал брат Ярослава Святослав, раздавший детям Ярослава различные княжества.

«В 1247 г., слышав Александр про смерть отца своего, приехал из Новгорода во Владимир и плакал по отце своём с дядей своим Святославом и с братьями своими. Того же лета Святослав князь сын Всеволода сел во Владимире на столе отца своего, а племянников своих посадил по городам, как им урядил Ярослав» (Лаврентьевская летопись).

Александр получил во владение Переяславль, Великий Новгород с пригородами, Зубцов, Нерехту, земли в Торжке и Волоке Ламском. Но утратил Тверь, Кашин и Коснятин, где сел на «стол» его младший брат Ярослав Ярославич, а также отошедший к новому Галичско-Дмитровскому княжеству Дмитров. Вероятно, он не был таким дележом доволен, но пока вынужден был сидеть тихо. Однако братья Александра были недовольны разделом, произведенным их дядей. Один из Ярославичей Михаил Хоробрит вскоре согнал Святослава с владимирского стола и сам занял его.

Произошло это в отсутствие старших Ярославичей. Уже в конце 1247 г. Батый вызвал Андрея, а затем и Александра к себе. Хану нужен был мир в тылу и не помешали бы опытные войска: на этот раз Гуюк всерьёз готовил против него военный поход. Формально великий хан лишь потребовал от Батыя прибыть в Каракорум и выразить ему покорность, поскольку тот не присутствовал на курултае, избравшем Гуюка. В начале 1248 г. армия великого хана действительно выступила в направлении улуса Джучи. Батый, заблаговременно предупреждённый вдовой его брата Толуя, выступил с войсками навстречу врагу. Скорее всего рядах его войск шли и дружины Александра и Андрея Ярославичей. Однако около Самарканда Гуюк внезапно умер; и сами ордынцы, и иностранные дипломаты были уверены в том, что Батый подослал к нему отравителей.
Судя по всему, именно после смерти Гаюка Батый направил из своего войска Александра и Андрея в Каракорум, уверенный, что вдова Толуя Соркуктани-бэги, мать будущих великих ханов Мункэ (1251–1259) и Хубилая (который в 1260 г. перенёс столицу империи из Каракорума в Пекин), а также великого воина Хулагу – первого ильхана Ирана и основателя завоёванной его мечом империи Хулагидов, пользовавшаяся огромным влиянием в столице империи, не даст в обиду его вассалов.
Трудно сказать, было ли это решением самого Батыя, или формально правившая в то время в Каракоруме вдова хана Гаюка распорядилось по-своему, но богатое Владимиро-Суздальское княжество досталось Андрею, а Киевское – более почётное, но чисто номинальное – Александру. К этому времени тритий из братьев Ярославичей Михаил Хоробрит, согнавший с великого владимирского стола своего дядьку Святослава Всеволодовича, был убит в столкновении с литовцами на реке Протве. Святослав Всеволодович, узнав о решении, принятом в Каракоруме, отправился в Орду к Батыю, искать справедливость, где и умер.

Александр, получив условный титул «великого князя Киевского и Русского», продолжал владеть Новгородом (по Новгородской летописи, он туда вернулся в 1250 г. «из Орды и была радость великая в Новгороде). Андрей Ярославич утвердился во Владимире. Осенью 1250 года Андрей Ярославич женился на дочери Даниила Галицкого. Свадьба эта была сыграна, согласно летописи, во Владимире, «и много веселья было», а венчал молодых митрополит Кирилл. Затем владыка отправился в Новгород погостить у князя Александра.
Андрей Ярославич, получивший владимирский великокняжеский стол непосредственно от великого монгольского хана, вел себя довольно независимо по отношению к Батыевой Орде: за время его великого княжения (1249- 1252 гг.) летописи не отмечают поездок князей в Орду, не говорят о посылке «даров» хану; «дани и выходы», по свидетельству В. Н. Татищева, платились «не сполна» .
В начале 50-х годов, когда Андрей Ярославич укрепился на великокняжеском столе, им была сделана попытка оказать открытое сопротивление Орде. Для борьбы с татарами Андрей Ярославич старался заключить союз с Южной Русью, с сильнейшим южнорусским князем Даниилом Романовичем Галицким. Косвенные данные о складывании в начале 50-х годов XIII в. этого союза имеются в летописях. Видимо, поездка митрополита в Новгород к Александру Невскому связана именно с этим нарождающимся союзом.
Готовясь к открытой борьбе с татарами, великий князь Андрей Ярославич мог опереться прежде всего на северо-западные русские земли, которые не подвергались татарскому погрому и не попали в орбиту ордынской политики. Антитатарская «партия» сложилась еще при Ярославе Всеволодовиче и, надо полагать, бесславная смерть этого князя в Каракоруме, стала в их руках сильным аргументом против подчинения Орде. На стороне Андрея активно выступил его младший брат тверской князь Ярослав Ярославич. В целом в начале 50-х годов XIII в. на Руси сложилась довольно сильная антитатарская группировка, готовая оказать сопротивление завоевателям.
Еще одним аргументом в пользу единения антиордынских сил была относительная слабость Батыя, вынужденного противостоять центральной власти сначала в лице Гаюка, а потом лице представителей родов Угедея и Чагатая, стремившихся протащить на великоханский стол своего ставленника. Но в 1251 году это борьба закончилась воцарением хана Мункэ, ближайшего союзника Батыя.

Политика великого князя Андрея Ярославича, направленная на организацию сопротивления татарам, столкнулась с внешнеполитическим курсом Александра Ярославича, который считал необходимым поддерживать мирные отношения с Ордой для восстановления сил русских князей и предотвращения новых татарских походов. Князя Александра Ярославича поддерживала значительная часть русских феодалов, духовных и светских. Страшный «Батыев погром» сопровождался массовым избиением представителей феодального класса и утратой накопленных богатств. Предотвратить новые татарские вторжения можно было нормализацией отношений с Ордой, т. е. признанием ее власти. В этих условиях русские феодалы пошли на определенный компромисс с татарскими завоевателями, признав верховную власть хана и пожертвовав в пользу монголо-татарских феодалов часть феодальной ренты (в форме «ордынского выхода»). Взамен русские князья из рода Рюриковичей получали частично утраченную с утверждением христианства легитимность. (Подробнее читайте об этом в статье «Князь Ярослав Всеволодович» ) Конечно, эта легитимность могла быть получена из рук папы римского, но только в обмен на унию, против чего решительно возражали церковники, которым пришлось бы в этом случае делиться не только духовной властью, но и вполне мирскими доходами с жадными до чужого добра католиками. На памяти многих церковных иерархов произошло крушение Византийской империи, захваченной крестоносцами-католиками. Стоит ли после этого удивляться, что присланный из осколка былой великой державы, Никейской империи , митрополит Кирилл сразу и бесповоротно встал на сторону Александра. В Никее очень рассчитывали на помощь ордынцев в освобождении Константинополя и, надо признать, эти ожидания не были беспочвенными. Таким образом поездка Александра в Орду в 1152 году состоялась с согласия митрополита Кирилла и была, что называется обречена на удачу. Вот что пишет по этому поводу Каргалов:

«Неприкосновенной осталась для феодалов возможность эксплуатировать феодально-зависимое население. Сохранив господствующее положение и аппарат власти, феодалы могли переложить на плечи народных масс основную тяжесть иноземного ига (как это и произошло впоследствии). Кроме того, в условиях феодальной раздробленности и княжеских усобиц признание верховной власти хана обеспечивало князьям определенные преимущества в борьбе за княжеские «столы»: князья, выступавшие против власти хана, рисковали лишиться своих княжений, которые переходили при помощи татар к более «дальновидным» соперникам. Ордынские ханы, в свою очередь, были заинтересованы в соглашении с местными князьями, так как получали в лице местной княжеской администрации дополнительное орудие для поддержания своего владычества над народными массами. Политика соглашения с местными феодалами при условии признания верховной власти хана и уплаты дани была обычной в политической практике монголо-татар.» («Конец ордынского ига»)

Таким образом так называемая Неврюева рать была ответом «византийцев» на действия «западников» во главе с князем Андреем Ярославичем. Обычно историки из числа почитателей «святого благоверного Александра Невского» всячески затушевывают, а то и просто отрицают причастность Невского, а тем более митрополита Кирилла к походу ордынцев во главе с Неврюем на Русь, но даже те скудные факты, которыми мы располагаем, говорят об обратном. Хотя, на мой взгляд, заслуга Александра Невского в том и состоит, что он принял самое активное участие в противодействии авантюре своего брата. После того как 1251 году на ханском престоле утвердился хан Мункэ, никаких шансов у заговорщиков уже не было. Судьба Даниила Галицкого тому подтверждение. В лучшем случае Андрею удалось бы ослабить позиции Батыя в империи Чингизидов, но за это пришлось бы поплатиться полным и окончательным разорением Руси. Именно поэтому Александр действует с такой лихорадочной поспешностью. Чтобы спасти страну от нового ордынского опустошения ему нужно разгромить Андрея и его сторонников раньше, чем Батый вернется в Сарай. Ибо реакция Батыя могла быть куда более разрушительной и страшной, чем действия его сына Сартака.
Здесь необходимо отметить, что Андрей Ярославич был ставленником Каракорума, а не Сарая. Причем ярлык на великое княжение он получил как раз от тех сил которые были личными врагами как хана Батыя, так и великого хана Мункэ. Последние вполне могли расценивать его выступление, как попытку продлить кровавое противостояние, только что завершившиеся их полной победой.

Таким образом реакция Батыя и Мункэ была прогнозируемой. Можно не сомневаться, что Александр Невский прекрасно разбирался в ситуации, сложившейся в империи Чингизидов, он ведь провел немало времени и в Сарае и в Каракоруме, а потому и принимал он свое решение, руководствуясь не эмоциями, а здравым смыслом. Именно поэтому он остался в памяти народа как великий политический деятель, умевший в критической и крайне проигрышной ситуации найти единственно верное решение. Нельзя также сбрасывать со счетов и личные амбиции Александра Невского, но в данном конкретном случае они совпадали с интересами Владимиро-Суздальского княжества да и всей Руси в куда большей степени, чем амбиции Андрея Ярославича.

Сильное татарское войско во главе с Неврюем двинулось в 1252 г. против непокорного великого князя. Андрей Ярославич пытался организовать сопротивление. Софийская I летопись сообщает, что татары «подъ Владимеремъ бродиша Клязму», «поидоша къ граду Переяславлю таящеся», и под Переяславлем «срете ихъ великыи князь Андрей съ своими полкы, и сразишася обои полци, и бысть сеча велика». Великокняжеское войско, к которому пришли на помощь только тверские дружины с воеводой Жирославом, после ожесточенной битвы «погаными побежедени быша». Кроме Переяславского княжества, ставшего ареной битвы и преследования разбитых полков великого князя, татарская рать разгромила только Суздаль, «отчину» Андрея.

(Со дня Батыева нашествия прошло всего 14 лет, а сожженные татарами Переяславль-Залесский и Суздаль стоят себе как и стояли. А ведь Суздаль, согласно нашим летописям, был разорен до тла, его жители частью были истреблены, а частью угнаны в рабство. В статье «Князь Юрий и хан Батый» я уже касался этой темы, а потому не буду здесь повторяться. Скажу только, что Переяславль-Залесский и Суздаль, скорее всего, во время Батыева нашествия вообще не пострадали и разделили судьбу других разоренных городов именно после Неврюевой рати. Именно этим и объясняются те странности, которые обнаружил в наших летописях английский славист Феннел. Речь идет о том, что описывая разорение Суздаля татарами летописец использовал очень близко к тексту описание раозрения Киева половцами.)

Трудно оспаривать и мнение, высказанное Каргаловым в книге «Конец ордынского ига»:

«Неврюева рать» сыграла значительную роль в установлении монголо-татарского ига над Северо-Восточной Русью: она принесла окончательную победу князьям, которые стояли за примирение с завоевателями, за подчинение власти ордынского хана (конечно, обеспечив при этом свои собственные классовые интересы). Поражение антитатарской группировки привело к тому, что в течение длительного периода (по существу, вплоть до возвышения Москвы) ни одно из северо-восточных русских княжеств уже не могло стать организационным центром для борьбы с завоевателями. По мнению С. В. Юшкова, это послужило основной причиной отделения от Владимиро-Суздальской Руси, завоеванной монголо-татарами, русских земель на западной окраине (Полоцка, Смоленска, Витебска и др.). Переход этих земель к Литве объективно означал избавление от ужасов монголо-татарского ига.»

Вскольз, однако, отметим, что войти в состав Литовского княжества эти окраинные земли могли только благодаря политике Александра Невского, ибо в случае тотальной войны с ордынской империей отделятся и куда-то входить было бы некому. На мой взгляд многие историки, обвиняющие Александра Невского чуть ли не в предательстве, упускают из виду, что ему пришлось иметь дело не с Золотой ордой, которая только-только формировалась как государство, а с империей Чингизидов, располагавшей в средине тринадцатого века гигантскими людскими резервами, превосходящие ресурсы не только Руси, но и всей Европы. Возможность «ухода» части окраинных земель Владимиро-Суздальского княжества, а также едва ли не всей Юго-Западной Руси стало возможным только после распада империи Чингизидов. Золотая орда являлась одним из осколков распавшейся империи, и все усилия ее правителей в конечном счете сводились к стремлению удержать завоеванное путем карательных экспедиций, ибо на захватнические походы сил уже не осталось.

Историки российской империи, в зависимости от взглядов, то ли с восторгом, то ли, между прочим, сообщают читателям о почетном братании Александра Невского с сыном хана Батыя - Сартаком.
Отдельные "Летописные своды" даже утверждают, что Александр Невский являлся "приемным сыном" Хана Батыя.

В истории факт братания (на крови!) Александра и Сартака действительно имел место.

Вот как об этом факте очень кратко и сдержанно поведал историк Л.Н. Гумилев:
"У древних монголов бытовал трогательный обычай братания. Мальчики или юноши обменивались подарками становились андами, назваными братьями. Побратимство считалось выше кровного родства; анды - как одна душа: никогда не оставляя, спасают друг друга в смертельной опасности. Этот обычай использовал Александр Невский. Побратавшись с сыном Батыя, Сартаком, он стал как бы родственником хана".

/Л.Н. Гумилев "В поисках...", стр. 132-133./

Вот и замкнулся порочный круг с "примесом лжи".

Александр, так называемый Невский,- анда Сартака, о чем свидетельствует история, не мог родиться в 1220-1221 годах. Это обычный миф Екатерининской "Комиссии", "сочинившей историю, преимущественно России".
Он родился, как и его анда, Сартак, в 1228-1230 годы.
И все измышления о "величайших" победах Александра, якобы им одержанных под Новгородом,- элементарная ложь.
Чужие деяния, ради возвеличения Московии, приписали князю Александру, воспитывавшемуся с 1238 по 1252 год при дворе Хана и преданно служившему своей родине - Золотой Орде.

И в мировой копилке памяти сохранились документы, косвенно подтверждающие наши выводы.
Как помнит читатель, побывавший в 1246-1247 годах в ставке Батыя и в Каракоруме Плано Карпини, в своих воспоминаниях абсолютно нигде не упоминает о Хане Сартаке. То есть к лету 1247 года Сартак еще не отделился от отца, а находился в составе его семьи и кочевья и, стало быть, величался не Ханом, а - сыном Батыя.

Я надеюсь, читатель помнит, что князь Александр, так называемый Невский, получил великокняжеский Владимирский стол из рук своего анды - Хана Сартака в 1252 году. Ростово-Суздальская земля, или, как ее назвал великий путешественник Рубрук, - земля Моксель, в 1249-1250 годах по решению Батыя отошла к Сартаку, вместе с другими владениями от Волги до Дона. И вполне понятно, что один из своих Улусов Сартак отдал доверенному человеку, своему анде - Александру, так называемому Невскому.

Будучи воспитан в татаро-монгольской среде, приняв ордынское мировоззрение, став андой Сартака, Александру ничего не стоило предать брата Андрея, завладеть ярлыком на великокняжеский Владимирский стол и вместе с татаро-монгольскими войсками вновь опустошительно пройтись по Ростово-Суздальской земле.

Привожу подтверждение этим словам.

"Готовясь к борьбе с Андреем Ярославичем... Александр Ярославич поехал за помощью в Орду, но не к самому Батыю, а к его сыну Сартаку...И победа в 1252 г. была одержана при помощи войск Сартака. Дружба Александра с Сартаком была хорошо известна".

/Л.Н. Гумилев "В поисках...", стр. 295./

Послушаем, читатель, ректора российского Государственного гуманитарного университета Юрия Афанасьева.

"История всегда "присутствует" в сегодняшнем дне. Иной подход будет односторонним...

При Иване III началось расширение России (Московии!). Потом был Петр I. И дальше уже никто не думал останавливаться. Все ресурсы использовались для того, чтобы что-то завоевывать. А потом обустраивать эти территории не успевали - только обороняли.

Помните, у Бердяева: Россия ушиблена своей ширью. Это и в завоеваниях, которые страна не могла переварить, и в ботинке, которым Хрущев стучал в ООН, и в желании осчастливить весь мир социализмом.

Мы нормально никогда и не жили: то догоняли, то завоевывали, то оборонялись".

/Газета "Труд" № 213, от 18.11.98 г., стр.2/

За 525 лет (с XIV по XX век) Российская империя, и ее предшественница - Московия, воевали 329 лет.

Такову психологию разбоя и бандитизма заложил в сознание московитов "незабвенный" Александр Невский. В заимствовании у Золотой Орды и насаждении в Московском улусе именно таковой державности и состояла величайшая заслуга Александра Невского перед будущей Московией и ее истеблишментом. Остальные "подвиги" Александра Невского - от лукавого и являются обычной ложью "историков, сочинявших историю, преимущественно России".

Все деяния Александра на великокняжеском поприще, начиная с 1252 года, его сыновей и последующих наследователей были неимоверно жестокими и безнравственными даже по меркам тех времен, как по отношению к народу Ростово-Суздальской земли и Московии, а вернее будет сказано - к народу Моксель, так и по отношению к соседним народам.

"Православная Византия вскоре оказалась под властью турок, и Русь, отрезанная от католической Европы, уткнулась в железный занавес. В учебниках истории приводится эпизод из жития Александра Невского, где новгородский князь с гордостью отвергает предложение папы (Римского. - В.Б.) принять королевскую корону европейского государя из рук римского первосвященника.

На самом деле эта гордость обернулась нам боком. Александр Невский, столь гордый с римскими послами, был чрезвычайно смирен и кроток перед татаро-монгольским Ханом. Он покорно ездил в Орду получать ярлык на княжение и, увы (!!!) пролезал-таки на карачках к ханскому трону, как того требовал обычай Орды. Кроме того, он был вынужден беспощадно усмирять в своих владениях любые выступления против татар и собирал дань для Хана, усмиряя соотечественников огнем и мечом.

Странный парадокс истории. Принять корону от папы, как все европейские государи, Александр Невский считал для себя позором, а подползать под ярмо и принимать ярлык на княжение от свирепого ордынца позором не выглядело".

/Газета "Известия" от 12 июня 1997 года. Статья Константина Кедрова "Все под одним Богом ходим"./

Историки российской империи, в зависимости от взглядов, то ли с восторгом, то ли, между прочим, сообщают читателям о почетном братании Александра Невского с сыном хана Батыя - Сартаком.
Отдельные "Летописные своды" даже утверждают, что Александр Невский являлся "приемным сыном" Хана Батыя.

В истории факт братания (на крови!) Александра и Сартака действительно имел место.

Вот как об этом факте очень кратко и сдержанно поведал историк Л.Н. Гумилев:
"У древних монголов бытовал трогательный обычай братания. Мальчики или юноши обменивались подарками становились андами, назваными братьями. Побратимство считалось выше кровного родства; анды - как одна душа: никогда не оставляя, спасают друг друга в смертельной опасности. Этот обычай использовал Александр Невский. Побратавшись с сыном Батыя, Сартаком, он стал как бы родственником хана".

/Л.Н. Гумилев "В поисках...", стр. 132-133./

Вот и замкнулся порочный круг с "примесом лжи".

Александр, так называемый Невский,- анда Сартака, о чем свидетельствует история, не мог родиться в 1220-1221 годах. Это обычный миф Екатерининской "Комиссии", "сочинившей историю, преимущественно России".
Он родился, как и его анда, Сартак, в 1228-1230 годы.
И все измышления о "величайших" победах Александра, якобы им одержанных под Новгородом,- элементарная ложь.
Чужие деяния, ради возвеличения Московии, приписали князю Александру, воспитывавшемуся с 1238 по 1252 год при дворе Хана и преданно служившему своей родине - Золотой Орде.

И в мировой копилке памяти сохранились документы, косвенно подтверждающие наши выводы.
Как помнит читатель, побывавший в 1246-1247 годах в ставке Батыя и в Каракоруме Плано Карпини, в своих воспоминаниях абсолютно нигде не упоминает о Хане Сартаке. То есть к лету 1247 года Сартак еще не отделился от отца, а находился в составе его семьи и кочевья и, стало быть, величался не Ханом, а - сыном Батыя.

Я надеюсь, читатель помнит, что князь Александр, так называемый Невский, получил великокняжеский Владимирский стол из рук своего анды - Хана Сартака в 1252 году. Ростово-Суздальская земля, или, как ее назвал великий путешественник Рубрук, - земля Моксель, в 1249-1250 годах по решению Батыя отошла к Сартаку, вместе с другими владениями от Волги до Дона. И вполне понятно, что один из своих Улусов Сартак отдал доверенному человеку, своему анде - Александру, так называемому Невскому.

Будучи воспитан в татаро-монгольской среде, приняв ордынское мировоззрение, став андой Сартака, Александру ничего не стоило предать брата Андрея, завладеть ярлыком на великокняжеский Владимирский стол и вместе с татаро-монгольскими войсками вновь опустошительно пройтись по Ростово-Суздальской земле.

Привожу подтверждение этим словам.

"Готовясь к борьбе с Андреем Ярославичем... Александр Ярославич поехал за помощью в Орду, но не к самому Батыю, а к его сыну Сартаку...И победа в 1252 г. была одержана при помощи войск Сартака. Дружба Александра с Сартаком была хорошо известна".

/Л.Н. Гумилев "В поисках...", стр. 295./

Послушаем, читатель, ректора российского Государственного гуманитарного университета Юрия Афанасьева.

"История всегда "присутствует" в сегодняшнем дне. Иной подход будет односторонним...

При Иване III началось расширение России (Московии!). Потом был Петр I. И дальше уже никто не думал останавливаться. Все ресурсы использовались для того, чтобы что-то завоевывать. А потом обустраивать эти территории не успевали - только обороняли.

Помните, у Бердяева: Россия ушиблена своей ширью. Это и в завоеваниях, которые страна не могла переварить, и в ботинке, которым Хрущев стучал в ООН, и в желании осчастливить весь мир социализмом.

Мы нормально никогда и не жили: то догоняли, то завоевывали, то оборонялись".

/Газета "Труд" № 213, от 18.11.98 г., стр.2/

За 525 лет (с XIV по XX век) Российская империя, и ее предшественница - Московия, воевали 329 лет.

Такову психологию разбоя и бандитизма заложил в сознание московитов "незабвенный" Александр Невский. В заимствовании у Золотой Орды и насаждении в Московском улусе именно таковой державности и состояла величайшая заслуга Александра Невского перед будущей Московией и ее истеблишментом. Остальные "подвиги" Александра Невского - от лукавого и являются обычной ложью "историков, сочинявших историю, преимущественно России".

Все деяния Александра на великокняжеском поприще, начиная с 1252 года, его сыновей и последующих наследователей были неимоверно жестокими и безнравственными даже по меркам тех времен, как по отношению к народу Ростово-Суздальской земли и Московии, а вернее будет сказано - к народу Моксель, так и по отношению к соседним народам.

"Православная Византия вскоре оказалась под властью турок, и Русь, отрезанная от католической Европы, уткнулась в железный занавес. В учебниках истории приводится эпизод из жития Александра Невского, где новгородский князь с гордостью отвергает предложение папы (Римского. - В.Б.) принять королевскую корону европейского государя из рук римского первосвященника.

На самом деле эта гордость обернулась нам боком. Александр Невский, столь гордый с римскими послами, был чрезвычайно смирен и кроток перед татаро-монгольским Ханом. Он покорно ездил в Орду получать ярлык на княжение и, увы (!!!) пролезал-таки на карачках к ханскому трону, как того требовал обычай Орды. Кроме того, он был вынужден беспощадно усмирять в своих владениях любые выступления против татар и собирал дань для Хана, усмиряя соотечественников огнем и мечом.

Странный парадокс истории. Принять корону от папы, как все европейские государи, Александр Невский считал для себя позором, а подползать под ярмо и принимать ярлык на княжение от свирепого ордынца позором не выглядело".

/Газета "Известия" от 12 июня 1997 года. Статья Константина Кедрова "Все под одним Богом ходим"./

Александр Невский помимо всем известной «западной политики», имел и «восточное направление», о котором известно не так широко. Хотя в среде профессиональных историков до сих пор имеют место быть споры по поводу итогов, не просто дружбы Северо-Восточной Руси с Ордой, но родственных связей Невского с ханом Батыем.

Однако чтобы понять логику этой политики, нужно обратить внимание на особенности той неспокойной эпохи. Татаро-монголы, покорившие Русь, сами переживали период усобиц и внутренних распрей, который позже, в 1260 году, привел к тому, что наша страна стала зависеть уже не столько от единой монгольской империи, а платила дань одному из Улусов некогда единого государства, Золотой Орды.

С другой стороны, видя ослабленность русских земель как внешним завоеванием, так и внутренними распрями, активизировались европейцы-католики. Впрочем, на тот момент папские посланники доезжали и до Орды, пытаясь склонить ханов к западному христианству. Сохранились и сведения о двух посланиях Папы Иннокентия IV к Александру Невскому, в которых князю предлагается перейти в католичество и тем самым получить себе в лице Западной Европы союзников против татаро-монгол.

Восточный путь

Однако Невский выбрал «восточный путь». И причины тут были вполне очевидны. Во-первых, в ситуации европейской экспансии с Запада силами Ливонского и Тевтонского орденов, и с Востока – монголов, никакой реальной независимости Руси в ту эпоху не предполагалось в принципе. Поэтому нужно было выбирать из двух зол.

Католики предлагали поменять суть жизни Руси, веру. При этом понятно, что «католическая Русь» стала бы этакой периферией Европы или «Европой второго сорта». Да и в целом при смене христианства возникли бы массы недовольных, а это грозило и расколами, и новыми ещё более кровавыми усобицами.

Свою роль сыграл и митрополит Кирилл, тогдашний глава Русской Церкви, который однозначно высказался за «стояние в вере Православной» Александра Невского, более того, он переехал к концу жизни из Киева в Переславль-Залесский, где и скончался в 1281 году.

Вероисповедание монголов

С другой стороны, монголы никогда не претендовали на вероисповедание покоренных народов. К тому же именно в тот момент аристократия и чиновничество и Орды, и Монгольской империи в целом, были во многом христианскими, а точнее, несторианскими, по вероисповеданию.

Более того, монголы старались сохранять статус священнослужителей на завоёванных территориях, выдавая им охранные ярлыки и не облагая данью. Иными словами, европейцы хотели за свою помощь изменение быта, ментальности и культуры Руси.

Монголы же такого не требовали, а потому выбор Невского был очевиден. Тем более, что после шведов на Неве, да и Ледового побоища стало понятно, что с восточными «партнёрами» общий язык найти куда легче, чем с западными.

Побратимый сына хана

Естественно, Александр Невский преследовал и внутриполитические цели, в частности, укрепление своей власти, а именно – получения ярлыка на Великое Княжение. При этом по старшинству великим князем должен был стать брат Александра, Андрей. Но Андрей выбрал «западный путь» сотрудничества с европейцами против моголов.

В 1251 году Александр Невский в очередной раз поехал в Орду, где и получил вместо Андрея ярлык на великое княжение. Но ярлыки выдавались и перевыдавались ханами довольно часто, а Александру нужны были стабильные союзнические отношения.

А потому имеет место версия с побратимством Александра Невского и сына хана Батыя, Сартака. По другой версии, побратимство случилось чуть раньше, в 1246-м году. Эта гипотеза базируется на посланиях папского эмиссара в Орде, Плано де Карпини, который сообщал о «чрезвычайной приближенности Александра к ханскому двору».

Так или иначе, но сам факт побратимства между Сартаком и Невским крайне интересен ещё и с религиозной точки зрения. В частности, а было ли оно в полном смысле языческим? Факт этого «язычества», кстати, ставят Невскому в упрёк. Поскольку очень странный получается святой и защитник веры православной, с некоторыми отступлениями к языческой обрядовости.

Духовное братство

Однако тут не все так просто. Дело в том, что долгое время в восточных христианских церквях существовал обряд «духовного побратимства», адельфопоэзис. И в русской традиции случаи такого побратимства известны и через сотни лет после Александра Невского. К примеру, такими «духовными братьями» стали Василий II и литовский князь Казимир IV Ягеллончик.

Сартак при этом, скорее всего, был несторианином, то есть, тоже христианином. Поэтому, в общем-то, данное братание могло быть исполнено не в рамках монгольских языческих традиций, а по-христиански. Но, так или иначе, а Невский стал побратимом Сартака, и через это «названным сыном Батыя», а такое «духовное родство» считалось не просто равным, а превосходящим кровное.

В итоге в лице Сартака и его войск Невский получил себе активного и преданного союзника, который помог и «решить вопрос» с князем Андреем, родным братом Невского, лишившимся великого княжения в 1252 году не без участия войск Сартака, и дал возможность Невскому не опасаться за южные и восточные тылы, а обратить внимание на Запад и на католическую Европу, не оставлявшую попыток захватить и «окатоличить Русь».

Был ли акт братания с Сартаком и преклонения перед Батыем Невского актом безоговорочной «сдачи русских земель»? Думается, что в долгосрочной перспективе – нет. Это был вассалитет, но также и определенный союз с сохранением широкой автономии русских территорий. С другой стороны, мы не стали очередным придатком католической Европы на вторых ролях.