Виды предложений по отсутствию или наличию второстепенных. Виды простых предложении по наличию главных членов


Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).

  1. Актуализация знаний
- Что такое предложение?

- Назовите главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое)

- Чем в предложении может быть выражено подлежащее? (Существительным, местоимением и др.частями речи)

- Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, им.существительным и др.частями речи)

Какие второстепенные члены предложения вы знаете. Расскажите о них.

Запись под диктовку

Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

- О чём текст? (О тополе)

- Какую пользу приносит это дерево ? (Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары)

- А что ещё вам известно об этом дереве? (Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. Вот почему в больших городах высаживают очень много тополя.)

- Назовите главные члены предложения. Подчеркните.

- А теперь прочитайте текст, используя только главные члены

- Всё ли понятно? (нет)

- А что помогает, уточняет прочитанное? (Другие слова, члены предложения.)

- Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

- С помощью каких членов предложений мы узнали о тополе?

(С помощью второстепенных членов)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие только из грамматических основ?

(нераспространённые)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие из грамматических основ и других членов?

(распространённые)

Сделайте вывод.

Орфоэпическая работа. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

/ / / / / / / / /

Крапива, щавель, красивее, звонит, тефтели, жалюзи, торты, каталог, договор.

Составить с данными предложениями расп. и нераспр. предложения

Работа с учебником

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные .

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Растет береза под окном.

У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

В зависимости от того, какой главный член составляет грамматическую основу, односоставные предложения делятся на назывные и глагольные .

Назывные – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Весна. Раннее утро. Рассвет.

В назывных предложениях сообщается о каком-нибудь предмете или явлении и утверждается, что этот предмет существует в настоящем времени.

В глагольных односоставных предложениях один главный член – сказуемое.

В зависимости от формы сказуемого глагольные односоставные предложения делятся на личные и безличные.

Безличные предложения – это односоставные предложения с таким сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Смеркается. Меня знобит.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами (вечереет), но нередко могут использоваться личные глаголы в значении безличных.

Кроме того, сказуемое в безличном предложении может быть выражено

ü инфинитивом: Не догнать тебе его!

ü наречием: Прохладно сегодня.

ü сочетанием инфинитива и наречия: Как весело было жить!

ü глаголом быть (в значении иметься) или словом «нет»: Работы было много. Совсем нет работы.

ü словами пора, лень, грех и др. часто в сочетании с инфинитивом: Пора в дорогу. Лень даже пошевелиться.

Сказуемое в глагольных предложениях может быть составным и иметь различные формы: Начинало смеркаться. Стало холодать. Мне хочется спать. Было очень холодно. Жаль было расставаться и т.д.

Личные предложения делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Определенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых деятель хотя и не назван, но подразумевается, что он существует, и его легко можно определить по форме сказуемого.

Сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица. Например: «Люблю грозу в начале мая» (Ф. Тютчев). По форме глагола можно легко восстановить лицо: Я люблю грозу. Такие предложения синонимичны двусоставным предложениям, в которых подлежащее выражено местоимением. Определенно-личные предложения используются, чтобы избежать излишнего повторения личных местоимений.

Неопределенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых действие относится к неопределенным лицам. Сказуемое выражается глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Например: «К кому-то принесли от мастера ларец» (И. Крылов). Сказуемое имеет неопределенно-личное значение: неизвестно, кто принес, или лицо не имеет значение, а важно только действие.

Обобщенно-личные предложения –это предложения с одним главным членом (сказуемым), которое относится ко всем лицам вообще. Сказуемое выражается глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Например: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». (Сказуемое имеет обобщенно-личное значение, то есть действие относится к любому лицу.) Такие предложения часто используются в пословицах и поговорках или при передаче воспоминаний, наблюдений: Добежишь до речки и как бросишься в воду!

По наличию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные - это предложения, которые состоят только из главных членов предложения: Похо­лодало.

Начался дождь.

Распространенные - это предложения, которые, кроме главных членов, имеют и второстепенные: В лесу похолодало. Начался сильный дождь.

Не являются нераспространенными односоставные предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

1. Укажите варианты, в которых все предложения яв­ляются распространенными.

а) Я белая страница (М. Цветаева). Но сердце хочет и просит чуда (3. Гиппиус).

б) Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев). Слышен скрип и хруст травы (А. Твардовский).

в) Мело, мело по всей земле во все пределы (Б. Пас­тернак). Через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А. Чехов).

г) Не жалею не зову не плачу (С. Есенин). Но кра­соты их безобразной я скоро таинство постиг (М. Лермонтов).

2. Укажите предложения, которые распространены

только обособленным определением.

а) С берез неслышим невесом слетает желтый лист (М. Исаковский).

б) Просеки лесных дорог заглядевшихся в озера (Б. Пастернак).

в) Тропинка петляющая в горах исчезла.

г) Она усталая измотанная остановилась.

3. Укажите предложения, которые распространены

только обособленным обстоятельством.

а) Жить храня веселье горе помня радость прошлых весен... (В. Брюсов)

б) Шумит вода взбегая на колеса (В. Нарбут).

в) Не замечая ничего мы шли вперед.

г) Несмотря на все трудности концерт состоялся.

Еще по теме РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. 7.10. Распространенные и нераспространенные предложения
  2. § 150. Распространенные и нераспространенные предложения
  3. § 27. НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  4. Предотвращение распространения оружия массового уничтожения: нераспространение и международный терроризм
  5. Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого

Тема урока: виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). 5 класс

Цели урока:

деятельные: создание условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассников;

ХОД УРОКА.

I .Оргмомент. (Включение учащихся в деятельность).

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами урок.

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье умных ваших глаз! Мое настроение + тепло ваших рук= солнце! Главное не лениться, а творить и работать так же, как солнце.

II . Проверка домашнего задания. (активизация полученных знаний).

- А начинаем мы свою работу с проверки домашнего задания.

Упр. 277, с.126.

Какую же интересную работу выполняли дома? Какой знак препинания помогал вам при этом? Что же у вас получилось? Какие чувства вам ближе? (страх или восторг)

(проверяем выборочно).

- Молодцы! Мне было интересно вас слушать.

- Зачем же мы в речи употребляем восклицательные предложения?

(Чтобы выразить человеческие чувства, эмоции: восхищение, гнев, удивление, радость).

III . Изучение нового материала. (создаем проблемную ситуацию).

Ребята, вы уже знаете виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним видом простых предложений. Интересно ли узнать с каким? Это пока секрет. Я думаю, что вы поможете мне его раскрыть.

Внимание!

- Перед вами картина. Какое время года на ней изображено? (зима). А как вы узнали? Опишите то, что вы видите.

- А вот как описывают картину ваши ровесники. Читаем.

Тихо падает снег. Какой стоит чудесный зимний день! Все деревья нарядились в зимние шубки.

Падает снег. Стоит день. Деревья нарядились.

Чье описание вам понравилось больше? Из каких предложений по цели высказывания оно состоит? Есть ли в тексте восклицательные предложения?

Итак, первый текст интереснее, эмоциональнее. Почему? Что есть в предложениях 1-го текста кроме грамматической основы? Виды предложений по наличию второстепенных членов и есть тема нашего урока.

(Распространенные и нераспространенные предложения).

- Попробуйте сами догадаться, какие предложения из текста можно назвать нераспространенными?

Какие – распространенными? Верны ли ваши выводы и наблюдения. У нас есть возможность это проверить. Открываем с. 1 51. Читаем про себя. Есть ли в учебнике сведения, которыми можно дополнить наши полученные знания о распространенных и нераспространенных предложениях. (обращаем внимание на графическое оформление этих предложений, т. Е. схемы). Восстановите их на доске.

IV . Физкультминутка.

- Ребята, мы серьезно поработали над новой темой. Наверное, устали.

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.

V . Первичное закрепление.

Грохочет гром. – Вдали грохочет гром.

Умолкли птицы. – Перед грозой умолкли птицы.

Сверкнула молния. – Огненной вспышкой сверкнула молния.

О каком времени года заставили нас вспомнить эти предложения? Чем пары предложений отличаются друг от друга? Какие второстепенные члены распространяют предложения?

VI . Работа с учебником.

Вот мы вспомнили зимой о лете! А теперь мы на стр. 128 из упр. 281-го прочитаем 2-е четверостишие выразительно. Получилось? С каким еще временем года познакомило нас это четверостишие? (осенью)

А теперь мы запишем его. Только вспомним, на какие вопросы отвечают подлежащее? Сказуемое? Зачем мы это должны вспоминать? Обратимся к заданию этого упражнения.

(1 - у доски, а остальные – в тетради). Проверить орфограммы и объяснить! Кто допустил ошибку? Какую? (самопроверка, выставление оценок).

Молодцы!

VII . Работа в парах.

- А сейчас поработаем творчески с упражнением 283-м (411). Задание № 1.

(Выборочно проверяю весь текст. Учащиеся читают его вслух).

VIII . Устная коллективная работа на повторение.

- А теперь в устной форме мы проверим свои знания по пройденному ранее и по сегодняшнему материалу.

Задание: выберите, какая характеристика предложения является правильной?

Не шуми листвой!

    побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

    Побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

О чем поет в листве соловушка?

    Вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

На лесном озере расцвели кувшинки.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

    Побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

- Приятно вспоминать зимой о лете!!!

IX . Итог урока.

- Итак, подведем итоги.

    Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов).

    Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные).

    Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?

- А теперь запишем задание на дом.

Домашнее задание: правило на с.127 (151),

Упражнение 282(410).

- В домашнем упражнении выполнить такое же задание, как делали в классе по упр.283-му.

Оценки за урок получили:

- Я довольна вашей работой.

- Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!

К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.