Тема родины в лирике а блока. Тема родины в лирике русских поэтов. Изображение родной природы

Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не жизни, приводит героя раннего, юношеского периода творчества Лермонтова к романтическому конфликту с обществом. Он трагически переживает этот конфликт, шлет проклятия миру "безжалостных людей", видя в нем лишь "кучу каменных сердец" ("Два сокола"). В ранней лирике звучат и гражданские мотивы неприятия рабства ("Жалобы турка"); прославления революционного подвига ("10 июля (1830)", "30 июля. - (Париж) 1830 года"); возвеличения былого могущества России ("Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян..."). Социальные проблемы представляются ему следствием каких-то глубинных процессов, сущностных черт человечества и народа. Так, в стихотворении 1829 года "Монолог" предвосхищаются темы и образы "Думы":

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

В этом стихотворении важна мысль о том, что сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований - душит их. И тем сильнее звучит мотив противопоставления современного ущербного существования "здешнего света" прежнему, былому могуществу России. Героические образы русских богатырей - бесстрашных, могучих и мудрых - создает Лермонтов. Одно из высших проявлений мощи русского духа находит он в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова символично; поэт видит в ней не просто военный триумф, но торжество справедливости, огромной духовной высоты нации. Именно поэтому иносказательное повествование об этой войне в "Двух великанах" написано в ключе былинного сказа, где сам дух народа предстаёт в образе "древнего русского великана".

В одном из замечательных поздних стихотворений "Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности победы русского воинства - "богатырей" прошлых лет:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

В этом стихотворении в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.

Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты Родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.

Символом России, средоточием её единства Лермонтов считает Москву - и противопоставляет её официальному Петербургу, противопоставляя тем самым естественный ход развития истории России петровской ориентации на Запад. Именно Москву как сердце и воплощение Родины защищают солдаты в "Бородине"; Москву воспевает Лермонтов в четверостишии 1831 года "Кто видел Кремль в час утра золотой..."; в ней видит истинную отчизну и лирический герой поэмы "Сашка":

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ...

Это самое резкое политическое выступление Лермонтова. Впервые в русской литературе прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: этой "немытой" страны "рабов" и "господ".

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России, ее народа. Страшная картина духовного рабства, истовой преданности народа палачам внушает поэту отвращение. Вторая строфа стихотворения переводит разговор в план субъективный, от духовного рабства в России - к побегу "за стену Кавказа", на волю. В стихотворении выражена абсолютная безнадежность: в этой стране всеобщей несвободы, в стране-тюрьме жить нельзя. Из неё можно лишь попытаться бежать - но обретение личной свободы "за стеной Кавказа" ничего не изменит в России. Глухое отчаяние толкает лирического героя к отречению от Родины.

Официальный патриотизм был провозглашен в знаменитой фразе шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа: "Прошлое России было блестяще, её настоящее более чем великолепно, а что касается её будущего, оно превосходит всё, что может представить себе самое смелое воображение". Почти одновременно со стихотворением "Прощай, немытая Россия…" была написана "Родина", где Лермонтов не просто дал выход всей накопившейся обиде и глубокой ненависти к политическому строю, основанному на духовном рабстве, но осмыслил само чувство Родины в том неповторимом и особенном виде, в каком оно сложилось у ряда мыслящих людей эпохи. Он психологически и философски осмыслил его как одно из важнейших явлений русской культуры.

"Родина" (1841) - одно из самых интересных по композиции и противоречивости передаваемого чувства стихотворений. Оно построено так, что должно с первой до последней строки шокировать читателя. В первой же строке поэт заявляет: да, я люблю отчизну, но... это странная любовь! И далее - "не победит ее рассудок мой". Любовь лирического героя к Родине оценивается им самим как любовь "рассудку вопреки". Но почему рассудок должен победить такое естественное человеческое чувство как любовь к Отечеству?! Значит, есть что-то в России, за что не стоит ее любить? Последующее перечисление общепризнанных достоинств России исполнено сыновних чувств: тут и дорого - кровью! - купленная слава, и "полный гордого доверия" покой, оплаченный сознанием государственного могущества, и богатство народной истории - и, тем не менее, оказывается, что ко всему этому поэт остается холоден. У читателя растёт недоумение: что же дорого Лермонтову? По сути, всё стихотворение построено на противопоставлении, на противопоставлении "казенного патриотизма" и естественного человеческого чувства, признание "за что, не знаю сам" оставляет оттенок тайны в лермонтовском чувстве к Родине, как и во всякой подлинной любви. Поэт противопоставляет "рассудочной" любви к Родине своё отношение - действительно "странное" и даже непозволительное с точки зрения общепринятой морали.

Вторую часть "Родины" открывает постепенно сужающаяся "панорама" российского пейзажа, с постепенным укрупнением деталей. "Холодное молчанье" степей, колыханье "безбрежных лесов", неоглядные разливы рек - все это скрывает некую загадку, обещание великого будущего; просёлочный же путь в ночной тьме, дрожащие огни деревень говорят о печали настоящего. Довольно резкая смена размера (шестистопный ямб сменяется четырехстопным) привлекает внимание к тем реалиям русской жизни, которые вызывают у лирического героя "многим незнакомую" отраду: все эти детали связаны с людьми, живущими на российских просторах, с теми, для кого жизненно важно "полное гумно", кто живет в домах с "резными ставнями", а в праздник пляшет с "топаньем и свистом". Таким образом, любовь к Родине оказывается для Лермонтова главным образом любовью к своему народу.

Картины народной России, ее настоящий лик, созданный в "Родине", не стали сами по себе художественным открытием Лермонтова. Во многом автор сознательно соотносит стихотворение со знаменитыми пушкинскими строками из "Путешествия Онегина":

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых;

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Лермонтов свой образ Родины создаёт так, что выявляется непримиримый конфликт между гражданским сознанием, возможным в новую эпоху лишь "в редакции" шефа жандармов, и истинной любовью человека к своей Отчизне. Открытое Лермонтовым чувство Родины, его принципиальный отказ логически обосновать и объяснить, за что любит человек свою Отчизну, положили начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство, противоположное рассудку и глубоко личное.

Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя всё лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный», – писал Александр Блок в конце 1908 года К.С. Станиславскому. Созвучное этому признание мы находим и у Сергея Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!..

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойничью красу!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

С такими раздумьями и признаниями обращался поэт к России, и поистине не жалость к родине, а совсем иные чувства испытывал он – любовь, обожание, гордость, ту гордость за нее, которая в свое время вдохновила Гоголя на создание гимна России – необгонимой тройки, несущейся с безудержной силой в неоглядную даль.

С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым. В цикле «На поле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы». Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед. Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и напряженной борьбе:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

В грозах и бурях революции Родина открылась Блоку как самое близкое и дорогое, что есть в жизни. Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», – она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции. «Россия – буря», – говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме «Двенадцать». В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины. Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.

В решающие для революции дни Блок вновь обратился к волновавшему его вопросу об исторических судьбах и задачах России. Его поэма «Скифы» прозвучала одновременно и как грозное предупреждение старому миру:

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы,

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, –

С раскосыми и жадными очами!

и как страстный призыв ко всем людям доброй воли покончить с «ужасами войны»:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно старый меч в ножны!

Товарищи! Мы станем – братья!

Блок верил в великое будущее России. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…» Поэт знал – и мог повторить вслед за Брюсовым – знаменательные слова, впервые прозвучавшие в начале века:

Поэт всегда с людьми, когда шумит

И песня с бурей вечно сестры.

В этих строках мы находим верный и глубокий ответ на вопрос о том, что составляет основной смысл стихов Блока, обладающих великой жизненной силой и по праву ставших ныне достоянием самых широких кругов наших читателей.

Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. Немногим более десяти лет звенел голос Есенина в русской поэзии; за это время менялись его взгляды на жизнь и людей, бурная эпоха выдвигала новые темы, развивался и рос поэт. Но его постоянной любовью оставалась Родина. Этой большой теме он оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Образ Родины появляется уже в первых стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает, когда мы читаем есенинские стихи. Родина-Русь в дооктябрьских стихах выступает как привольная и вместе с тем многострадальная страна, по-некрасовски «убогая и обильная». Поэтому ее образ чаще всего сопровождается грустно-напевными интонациями. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» чувство любви к родине молодому поэту удалось выразить так просто, ясно, сильно и художественно, что это выдвинуло его в ряд крупнейших русских поэтов:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Октябрьская революция озарила поэзию Есенина новым светом. В его стихах этого периода, с «космическим» пафосом прославляющих будущее «грозной» Руси, возникают библейские образы, которые отражают стремление поэта передать грандиозность свершившегося. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков. Надежды поэта не оправдались, и Есенин переживает полосу духовного кризиса, не может понять, «куда несет нас рок событий». Обновление села представляется ему вторжением враждебного «скверного», «железного» гостя, перед которым беззащитна сама природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Но «оставаясь поэтом золотой бревенчатой избы», Есенин понимает необходимость перемен в старой деревне. Страстное желание увидеть «мощь родной страны» звучит в строках:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Ощущая свою сопричастность всему тому, что происходит в советской стране, Есенин пишет:

Приемлю всё.

Как есть всё принимаю.

Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В «расколе» страны он не находит воплощения своих ожиданий. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Тогда и рождаются горькие строки стихотворений: «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная». Поэт пытается убежать от себя, уезжает за границу. Но жизнь вдали от любимой России оказывается невозможной. Он возвращается домой, но Россия уже не та, всё изменилось, всё стало для него чужим:

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я будто иностранец.

Если в дореволюционных стихах Есенина крестьянская Русь выглядела как «край заброшенный», «край-пустырь», то теперь Русь – советскую – поэт видит разбуженной, возродившейся к новой жизни. И Есенин от души приветствует молодое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев».

Поэт искренне стремился идти в ногу со своим временем, быть верным сыном отчизны и своего народа. Незадолго до смерти он писал:

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Беззаветная любовь к своему народу, беспредельная вера в него, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с подкупающей искренностью, сделали его поэзию достоянием многочисленного читателя. Его лирика никого не оставляет равнодушным и продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему родному и близкому.

1. Вечная тема лирики А. С. Блока.
2. Образ Родины в стихотворениях разных лет.
3. Вера поэта в будущее России.

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — и жизнь и смерть, счастье или погибель.
А. А. Блок

Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе...». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая: Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит Русь за спасение души:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива. Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» — предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны — «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали...

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

Любовь к Родине, к народу А, А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия — совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

1901-1907 годов развивается в разных направлениях, чаще параллельных, нежели пересекаю­щихся. Все они по-разному проявляются в разделе «Родина», куда вошло 27 стихотворений 1907-1916 годов. Важнейшую роль в нём играет цикл «На поле Куликовом» (1908).

Известную битву А.Блок рассматривает как событие символиче­ское, главный смысл которого раскрывается через два многознач­ных образных ряда, являющих собой противоположные жизнен­ные начала. Все пять стихотворений пронизывает начало светлое, святое, божественное: «святое знамя», «светлый стяг», «за святое де­ло», «светлая жена», «в одежде, свет струящей», «светел навсегда», «светлые мысли», «озарим кострами», «что княжна фатой» и т.д. Ему противостоит начало тёмное, ночное, зловещее: «тучей чёрной двинулась орда», «сожжённые тёмным огнём», «и даже мглы - ноч­ной и зарубежной», «пусть ночь», «в ночь, когда Мамай», «перед До­ном тёмным и зловещим» и т.д.

Данные образные ряды - своеобразная ось координат всего цикла. Лирический герой, Русь находятся на пересечении этих на­чал, стихий. Отсюда и борьба на разных уровнях: военно-нацио- нальном и личностном, борьба со злом во вне и в себе, борьба с пе­ременным успехом:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль.

(«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...») Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моём, И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём.

(«Опять с вековою тоскою...»)

Однако наличие противоположных начал в цикле, антитеза, ис­пользуемая в качестве основного художественного приёма, не сви­детельствуют о двойничестве этих начал, что присуще творчеству символистов. «На поле Куликовом» отличает христианская иерар­хичность, подчинённость системы образов, ценностной шкалы ис­точнику света - Богу (отсюда та неслучайная символика, о которой шла речь). К Творцу по-разному обращены мысли героев в наибо­лее критические минуты:

Чтоб не даром биться с татарвою, За святое дело мёртвым лечь!

(«Мы, сам-друг, над степью в полночь стали...») Теперь твой час настал. - Молись!

(«Опять на поле Куликовом...»)

Божественное начало, наличествующее во всех пяти стихотво­рениях, как начало ценностное и структурно определяющее, ни ра­зу не подвергается сомнению, тем более дискредитации, как было до июня 1908 года и после него неоднократно.

Этот цикл не столь характерен для творчества поэта и отноше­нием к другому бессознательному чувству - тоске. Она, один из ключевых образов в лирике А.Блока, - порождение двух стихий: природной и человеческой («Река раскинулась. // Течёт, грустит ле­ниво...»). Природная тоска-грусть существует как данность, как пра­родина русского человека. К этой тоске своеобразно привито ази­атское начало: «Наш путь - стрелой татарской древней воли // Пронзил нам грудь». И как результат - беспредельность, безбреж­ность, вечность русской тоски.

В данном контексте стало традицией приводить слова А.Пуш- кина «На свете счастья нет, но есть покой и воля» как выражение идеала, предваряющего блоковскую тоску-волю. Думаю, почва для подобных утверждений отсутствует. В плане к продолжению отрывка «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...» А.Пушки- ным вполне определённо сказано: «О, скоро ли перенесу мои пе­наты в деревню, - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь etc. - религия, смерть» (Пушкин А. Полн. собр. соч.: В 10 т. - Т. 3- - М., 1957). То есть данный идеал никак не сов­падает с азиатским из «На поле Куликовом»: воля у Пушкина «при­вязана» к основным «культам», лежащим в основе традиционного национального мировосприятия, - земли, семьи, народа, рели­гии, смерти.

Отношение Блока к азиатскому пути, к тоске-воле принято трак­товать как неосознанное, противоречивое. Такой подход порождён прежде всего констатирующими характеристиками цикла, не вы­ражающими авторских оценок В четвёртом стихотворении, где позиция поэта обнажена, о влиянии татарской воли - на уровне от­дельного человека и уровне вечном - сказано следующее: «Развяза­ны дикие страсти // Под игом ущербной луны»; «И падают светлые мысли, // Сожжённые тёмным огнём». Понятно, что влияние это положительным не назовёшь.

Показателен выход, предлагаемый в данной ситуации: Явись, моё дивное диво! Быть светлым меня научи!

На первый взгляд, «дивное диво» - это не тютчевское: «Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!...» («Наш век»). Одна­ко если «дивное диво» возьмём в контексте «светлого» образного ряда цикла, заканчивающегося итоговой мыслью пятого стихо­творения: «Теперь твой час настал. - Молись!», - то станет ясно: перед нами редкий случай, когда позиции А.Блока и Ф.Тютчева совпадают.

Конечно, нельзя не заметить: то, что у Ф.Тютчева существует как естество, у А.Блока - труднейшее волевое решение, у которого на уровне чувства и мысли есть серьёзный противовес. Это обусловли­вает дальнейшее развитие темы Родины в творчестве поэта. Хрис­тианская вертикаль в той или иной степени определила направлен­ность стихотворений «Там неба осветлённый край...» (1910), «Сны» (1912), «Я не предал белое знамя...» (1914), «Рождённые в года глу­хие...» (1914), «Дикий ветер» (1916). Азиатская вертикаль, завершаю­щаяся «Двенадцатью» и «Скифами», породила произведения, став­шие знаковыми.

В стихотворении «Россия» (1908) можно выделить три равно­значных части. В первой задаётся тон в изображении Родины, кото­рый станет преобладающим, часто единственным в последующих произведениях цикла: «И вязнут спицы росписные // В расхлябан­ные колеи», «нищая Россия», «избы серые». Здесь же звучит тонкая лирическая нота («Твои мне песни ветровые, // Как слёзы первые любви»), которую трудно оценить однозначно, ибо такое отноше­ние героя к отчизне соседствует с признанием: «Тебя жалеть я не умею...». Если это любовь, то не традиционно-русская, где жалость и любовь - чувства, по крайней мере, одного корня.

Во второй части появляются прямые характеристики России: «разбойная краса», «прекрасные черты». Возникает вопрос: такое соседство, такой знаменательный ряд - это случайность или зако­номерность? Оксюморонное словосочетание «разбойная краса» даёт основание предположить, что данный ряд - закономерность.

Здесь же содержится и объяснение неумению жалеть: «Не пропа­дёшь, не сгинешь ты...». Вера Блока держится на двух «китах», пер­вый из которых - «мгновенный взор из-под платка». С большой до­лей точности можно предположить, что речь идёт о взоре, вверга­ющем в водоворот плотских страстей.

Вторая составляющая веры героя-автора - «глухая песня ямщи­ка», звенящая «тоской острожной». Понятно, что ключевой является последняя часть образа, порождённая известной «левой» традици­ей, подразумевающей в этой тоске «освободительный» пафос. Та­ким образом, Блок, игнорируя сущность России, создаёт миф, кото­рый по-разному реализуется в «Кармен», «Двенадцати», «Скифах» и других произведениях, в частности, в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (1910).

Уже в первой строфе разбойно-острожный мотив получает ес­тественное, только теперь государственное продолжение: Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

О сущности русской государственности в таком контексте га­дать не приходится...

Тема любви к Родине в этом стихотворении обретает новое и не­ожиданное звучание:

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться... Вольному сердиу на что твоя тьма?

Позиция героя - это позиция человека, не только вынужденно мающегося с Россией, в силу обстоятельств живущего на Родине и подумывающего о разлуке с ней, но и выступающего по отноше­нию к отчизне в роли судьи.

Используя кольцевую композицию, А.Блок вводит в первую и последнюю строфы антитезы (вольные сердце и дух героя проти­вопоставляются тьме и сонному мареву России), которые предо­пределяют и объясняют суровый приговор отчизне во второй строфе.

Начало её: «Знала ли что? Или в Бога ты верила? // Что там услы­шишь из песен твоих?» - это риторические вопросы, усугубляющие беспросветность оценок, в том числе, скрытым сарказмом. Беспро­светность усиливают и строчки, где даются прямые характеристи­ки России: «Чудь начудила, да Меря намерила // Гатей, дорог, да столбов верстовых», - и строфа, построенная по принципу дискре­дитации, перечёркивания сделанного:

Лодки да грады по рекам рубила ты, Но до Царьградских святынь не дошла... Соколов, лебедей в степь распустила ты - Кинулась из степи чёрная мгла...

Среди образов, иллюстрирующих в той или иной степени ав­торское видение истории, отметим «двойнический», предваряю­щий «Скифы»: «красное зарево» - «сонное марево».

Стихотворение «Новая Америка» (1913) представляет интерес прежде всего тем, что содержит редчайшее принципиальное при­знание: «Твоего мне не видно лица», - отчасти объясняющее пози­цию автора в «Руси», «России» и других названных и неназванных произведениях. Природно-антуражное восприятие страны («за снегами, лесами, степями») мешает понять главное - суть, дух Рос­сии; то, что в стихотворении названо «лицом». И если вопрос вто­рой строфы: «Только ль страшный простор пред очами, // Непонят­ная ширь без конца?» - несёт в себе внутреннюю неудовлетворён­ность таким эмоционально-пространственным видением России, то последовавшее затем объяснение помогает понять, почему недо­ступно «лицо» Родины.

Недоступно, в первую очередь, потому, что нет веры в Россию православную, в Русь «богомольную». В «Новой Америке», «Гре­шить бесстыдно, непробудно...» и некоторых других стихотворе­ниях в разъятом виде уже представлен образ «Святой Руси» из «Двенадцати» - «кондовой, избяной, толстозадой». И ясно одно, что в отношении к ней автор солидарен с двенадцатью красно­гвардейцами. Правда, пока речь не идёт о том, чтобы «пальнуть» в «Святую Русь».

В «Новой Америке» Блок-двоемирец вновь одномерен, одноли­неен. Через «атрибуты» веры: «глас молитвенный», «звон колоколь­ный», «кресты» - герою видится иное, являющееся для него опреде­ляющим, на что лишь «намёкнуто»:

Нет, не старческий лик и не постный Под московским платочком цветным! <...> Шепотливые, тихие речи, Запылавшие щёки твои...

Так реализуется постоянное желание видеть в России Кармен, готовность верить в Россию-Кармен.

Постоянство проявляется и в другом: у Н.Некрасова (чьё воспри­ятие отчизны было явно созвучно поэту) Русь, как общеизвестно, «и убогая, и обильная...», у АБлока же в «Новой Америке» - лишь «убо­гая финская...». Этот «левый» дальтонизм - способность видеть толь­ко одну сторону многогранного явления - встречается в творчест­ве писателя неоднократно: в «России», «Осеннем дне», «Возмездии», «Двенадцати» и других произведениях.

Е.Эткинд, комментируя статью поэта «Без божества, без вдохно­венья», задаёт вопрос: «Откуда у Блока такой - свирепо-прорабо- точный слог?». И чуть позже сам на него отвечает, ссылаясь на сви­детельства мемуариста и биографа о психическом заболевании по­эта, которое сопровождалось «беспричинными вспышками бешен­ства» (Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизма // Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века. - СПб., 1995).

Примечательно, что однобокие характеристики России, пере- иначивание её духовной сущности не вызвали ни у одного извест­ного блоковеда возражений. Более того, многие, как Г.Федотов, «хо­тели обогатить через Блока <...> знание о России» (Федотов Г. На по­ле Куликовом // «Литературная учёба», 1989, № 4). Вот, например, как с помощью поэта «обогатился» В.Орлов, всю свою жизнь посвя­тивший изучению его творчества: «Это - та историческая, «визан­тийская» Россия, что называется святой на языке Катковых и Леон­тьевых, Победоносцевых и Столыпиных, Меньшиковых и Пуриш- кевичей, «страна рабов, страна господ», где всё казалось раз и на­всегда поставленным на место: бог на иконе, царь на троне, поп на амвоне, помещик на земле, толстосум на фабрике, урядник на посту. Здесь трясли жирным брюхом и берегли добро, судили и засужива­ли, мздоимствовали и опаивали водкой, насиловали и пороли, а в гимназиях учили, что Пушкин обожал царя и почитал начальство» (Орлов В. Гамаюн. - М., 1981).

Я не ставлю под сомнение наличие в действительности блоков- ской России, но сомневаюсь в продуктивности такого взгляда, тако­го художественного метода. О возможности и необходимости ино­го подхода справедливо писал и сам поэт в октябре 1911 года: «Нам опять нужна вся душа, всё житейское, весь человек.. Возвратимся к психологии... Назад, к душе, не только к «человеку», но и ко всему че­ловеку - с духом, душой и телом, с житейским - трижды так» (БлокА.

Дневник. - М., 1989). К сожалению, этот принцип применительно к России чаще всего не соблюдается Блоком: в его зрелой лирике дух, душа отчизны практически отсутствует.

У Н.Некрасова (который, по общепринятому и справедливому мнению, был созвучен поэту в понимании многих вопросов) в ге­ниальном стихотворении «Тишина» есть строки, передающие со­стояние души, явно недоступное А.Блоку, автору третьего тома ли­рики:

Войди!Христос положит руки И снимет волею святой С души оковы, с сердца муки И язвы с совести больной... Я внял... я детски умилился... И долго я рыдал и бился О плиты старые челом, Чтобы простил, чтоб заступился.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...» (1914) А.Блок в изображении Родины идёт по наезженной колее, на кото­рой он печально предсказуем (вновь отчизна предстаёт в виде «тём­ного царства»). Удивление вызывает то, что поэт психологически неубедительно соединяет в лирическом герое два несовместимых человеческих типа.

Социальная ограниченность авторского видения человека и России проявляется в данном случае со всей очевидностью. Так, ге­рой - представитель «тёмного царства» - лишён АБлоком каких- либо здоровых начал. Если он и совершает благое деяние (жертву­ет деньги на храм), то тут же поэт это деяние перечёркивает: «А во- ротясь домой, обмерить // На тот же грош кого-нибудь». Схема­тизм, однобокость в изображении жизни здесь и далее в тексте про­является в предельной степени: И под лампадой у иконы Пить чай, отщёлкивая счёт, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод, И на перины пуховые В тяжёлом завалиться сне...

Подобные стереотипы в изображении «старой» России найдут своё отражение в «Двенадцати», «Интеллигенции и революции».

Однако в первой части стихотворения повествуется, думается, не о «Диких», а об их судьях - интеллигентах, ибо «пройти сторонкой в Божий храм», «Тайком к заплёванному полу // Горячим прикоснуть­ся лбом» - это поведение человека, оторванного от религиозно-на- циональных корней. Плохо также стыкуются факты из двух частей, условно говоря, «интеллигентской» и «мещанской»: с одной сторо­ны, «счёт потерять ночам и дням», «голова от хмеля трудная», с другой - пусть и с сарказмом, но речь идёт всё же о работе. То есть для того, чтобы появились «переслюнявленные купоны», нужно трудиться.

Именно это соединение боли, жалости, любви к Родине и непо­нимание, неприятие её сути, духовного предназначения определи­ло пафос «Коршуна» (1916) - стихотворения, завершающего раз­дел «Родина». Материнскому завету «крест неси» Блок придаёт нега­тивный смысл. Поэтому ответ на вопрос, венчающий произведе­ние, не вызывает у него сомнений: избавление человека, России от несчастий, «коршуна» возможно лишь на пути непокорства, пере- ступления через крест.

Когда это вскоре произошло, Блок, как следует из всего сказан­ного, был уже готов воскликнуть: «Чёрная злоба, святая злоба», «Эх, эх, без креста...».

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве . Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в .

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: « »

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое .

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в . В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия - его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.