Сура инсан пословный перевод на русский

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

1. Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?

2. Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим.


3. Мы повели его путем либо благодарным, либо неблагодарным.

4. Мы приготовили для неверующих цепи, оковы и пламя.

5. А благочестивые будут пить из чаши вино, смешанное с камфарой.

6. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями.

7. Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается.

8. Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих.


9. [Они говорят]: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!

10. Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня».


11. Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью.

12. А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками.

13. Они будут лежать на ложах, прислонившись, и не увидят там ни солнца, ни стужи.

14. Тени будут близки к ним, и плоды будут подчинены им полностью.


15. Обходить их будут с сосудами из серебра и кубками из хрусталя -

16. хрусталя серебряного, соразмерных размеров.

17. Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирем,

18. из источника, названного Салсабилем.

19. Их будут обходить вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг.

20. Взглянув же, ты увидишь там благодать и великую власть.


21. На них будут зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут украшены серебряными браслетами, а Господь их напоит их чистым напитком.

22. Таково ваше воздаяние, и ваше усердие отблагодарено.

23. Воистину, Мы ниспослали тебе Коран частями.


24. Потерпи же до решения твоего Господа и не повинуйся грешникам и неверующим среди них.

25. Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом,

26. а также ночью. Падай ниц пред Ним и славь Его долгой ночью.

27. Воистину, эти любят жизнь ближнюю и оставляют позади себя Тяжкий день.

28. Мы создали их и укрепили их суставы. Но если Мы пожелаем, то заменим их подобными им.

29. Воистину, это есть Назидание, и тот, кто желает, становится на путь к своему Господу.

30. Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый.

31. Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а для беззаконников Он приготовил мучительные страдания.

(Мединская сура) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Эта сура ниспослана в Медине. Она состоит из 31 айата. В этой суре говорится о сотворении человека и об испытании, которому он подвергается, и о том, что человек приготовлен к тому, чтобы быть верующим, благодарным (Аллаху) или неверующим. В суре коротко указывается на воздаяние, уготованное неверным, и подробно рассказывается о блаженстве, которое Аллах по Своей милости дарует верующим. Далее в суре речь обращена к посланнику - да благословит его Аллах и приветствует! В ней говорится, что Аллах был милостив к нему, ниспослав Коран; ему повелено проявлять терпение и постоянно повиноваться Аллаху. В суре также - предостережение тем, которые любят эту жизнь, предпочитая её жизни будущей, рассказывается о назидании, содержащемся в этих айатах, и указывается, что людям не поможет это назидание, если на то не будет воли Аллаха Всевышнего, и что милосердие Аллаха и Его наказание подчинены Его воле и решению.

1. Прошел определённый срок времени до того, как в человека Аллах вдохнул дух. Он был ничтожен, без имени, не знал, для чего он создан.


2. Поистине, Мы создали человека из капли, смеси разных веществ. Затем Мы подвергли его испытанию, предписав ему религиозные обязанности. Поэтому Мы даровали ему слух и зрение, чтобы он слушал айаты и видел знамения.


3. Мы ведь указали ему прямой путь, чтобы он выбрал: стать верующим или неверным.


4. Поистине, Мы приготовили для неверных цепи для ног, оковы для их рук и шей и пылающий огонь.


5-6. Поистине, те, которые искренне уверовали, пьют напиток, смешанный с камфарной водой, из источника, из которого пьют рабы Аллаха, легко заставляя её течь везде, где они хотят.


7. Они исполняют те обеты, которые дали, повинуясь Аллаху, и страшатся Великого Дня, зло и ужасы которого распространятся повсюду.


8. Они дают пищу, хотя сами в ней нуждаются, бедному, неспособному заработать себе на хлеб, сироте, потерявшему отца своего, и пленнику, который ничего не имеет,


9. и говорят в душе: "Поистине, мы кормим вас, ища награды у Аллаха и не прося у вас за эту пищу ни возмещения, ни подарка, ни благодарности.


10. Поистине, Мы боимся от нашего Господа Дня, когда лица будут сильно нахмурены и угрюмы, а лбы будут сморщены".


11-12. И спас их Аллах от ужасов этого Дня и вместо угрюмости нечестивцев, Он сделал их лица сияющими, наполнил их сердца радостью и счастьем и даровал им за то, что они терпели, райские сады, где они будут жить в блаженстве и одеваться в шёлковые нежные одеяния.


13. Они будут возлежать на ложах, не испытывая ни знойной жары солнца, ни сильного холода.


14. Он воздаст им раем, тень деревьев которого будет осенять их, и плоды будут к ним опускаться, чтобы им легко было достать их.


15-16. И будут их обходить слуги с серебряными сосудами для питья и тонкими чашами из серебра соразмерно с желанием пьющих.


17-18. В саду праведников будут поить напитком, смешанным с чем-то, по вкусу напоминающим имбирь, из источника, названного благодаря тому, что его напиток полезен, приятен и вкусен, Салсабилем.


19. Чтобы служить им и приносить им счастье и радость, их обходят вечно юные отроки. Если посмотришь на них, когда они легко и живо обходят праведников, подумаешь из-за их красоты и чистоты, что они - рассыпанный, блестящий вокруг тебя жемчуг, потому что они прекрасны, и от них исходит чистое сияние.


20. В любом месте, куда ни посмотришь, в раю великое блаженство и великая власть Аллаха.


21. Они одеты в одежду из зелёного тонкого шёлка и плотного атласа, а украшения, которые они носят на руках, - серебряные браслеты, и напоил их Господь ещё другим напитком: чистым, свободным от грязи и скверны.


22. Поистине, всё это блаженство - воздаяние за ваши деяния, а ваше усердие в земной жизни - похвально, одобрено и принято Аллахом.


23. Поистине, Мы по Своему милосердию и Своей мудрости ниспослали тебе Коран таким образом, чтобы успокоить твоё сердце, чтобы он запечатлелся в твоей груди и чтобы ты не забыл его никогда!


24. Так терпи, подчиняясь решению твоего Господа, отсрочку твоей победы над твоими врагами и вред, который они тебе причиняют, и не повинуйся никому из многобожников - грешнику или упорствующему в неверии.

Сура имеет разные имена: «Ад-Дахр» (Вселенная), "Хал ата", "аль-Инсан" (Человек). Они так называются по первым словам суры. Суры обсуждает нижеследующие вопросы: творение человека из сгустка крови, управление и свобода воли, разнообразные наказания тех, кто сопротивлялся божественному руководству, вознаграждение праведников, значение Корана и способ выполнения его законов, самосовершенствование, влияние провидения на свободу выбора человека. Сура "аль-Инсан" ниспослана в Медине и состоит из 31 аят.

В начале суры указывается на сотворение человека, так как вспоминание о таком творении подготовит почву к обращению внимания на Творца, день Страшного Суда и Воскресенье. Во втором аяте суры "аль-Инсан" Аллах говорит:

Воистину, Мы создали человека из капли семени, смеси, чтобы испытать его, одарили его слухом, зрением.

Во многих сурах Корана говорится о том, как человек был сотворен. Это считается одним из чудес Священного Корана. По кораническим аятам, Аллах сотворил человека из глины, потом превратил каплю в сгусток крови, кровяной сгусток - в кусок мяса, создал в куске мяса кости и покрыл кости мясом, потом воплотил его (т. е. человека) в новое создание и так он стал человеком. Описание разные этапы творения человека учит ему учитывать сложность и нежность такого потрясающего сотворения Всемудрого Аллаха, понять Его знания и силу. Сура далее ставит вопрос о достижении человека статуса ответственности и испытания. Поскольку испытание и ответственность без знаний невозможны, в последнем аяте указывает на средства познания, т.е. глаза и уши человека. Третий аят суры «Ад-Дахр» говорить о наставлении человека на прямой путь и о том, что Аллах показал человеку путь к счастью и в этом мире и в другом. Человек как свободное существо либо благодарит и принимает такое руководство, либо бунтует против воли Бога и, как следствие, получает последствия своего выбора.

Известный сподвижник Пророка, Ибн Аббас, рассказывает следующую историю о причине ниспослания суры "аль-Инсан":
Однажды, когда внуки Пророка Хасан и Хусейн (мир им) заболели, его светлость Мухаммад (ДБАР), сопровождаемый группой сподвижников, зашел навестить больных. Гости предложили его светлости Али дать зарок три дня поститься ради выздоровления Хасана и Хусейна. Али, Фатима (мир им) и их служанка Фидда дали обет, в случае выздоровления детей, соблюдать такой пост.
После этого больные быстро поправились, и в семье начался первый день поста, но еды в доме было крайне мало, и имаму Али пришлось одолжить немного ячменя. Ее светлость Фатима перемолола одну треть и испекла хлеб.

С наступлением вечера, когда все готовились разговеться, к их дому подошел бедняк и сказал: «Мир вам, семья Мухаммада. Подайте хлеба нищему мусульманину. Да вознаградит вас Аллах за это Своими дарами». И все отдали бедняку свою долю. В этот вечер они разговелись только водой.
На следующий день они снова постились. И опять же к их дому пришел за подаянием сирота. И они отдали ему свой хлеб и остались только с водой.

На третий день к ним пришел пленник, и они снова проявили свое милосердие, а сами остались без еды.
На четвертый день Али, взяв с собой Хасана и Хусейна, отправился к Пророку. Когда Пророк Мухаммад увидел, что они дрожат от голода, он сказал: «Мне больно видеть вас в таком состоянии». Затем он встал и отправился с ними в их дом. Фатима в это время молилась. Ее живот ввалился, глаза запали. Пророк был потрясен. И тогда с небес снизошел архангел Джабраил и сказал: «О, Мухаммад, вручаю тебе эту суру. Аллах поздравляет тебя с такой семьей». Затем Джабраил прочел суру «Аль-Инсан» (Человек).
Эта история цитируется многими шиитскими и суннитскими комментаторами. Они едины в мнении о том, что эта сура была посвящена семейству Пророка.

Поскольку общая цель Корана – наставление человека на путь совершенствования, Коран в этой суре, перечисляя вознаграждения, которыми Аллах одаряет праведников, и обсуждая, что именно они сделали и зачем они заслуживают вознаграждения, старается на этих примерах направить людей на тот путь, по которому следуют праведники. Аяты обещают о том, что праведники в рае будут пить ароматный напиток, источник которого считается рекой, из которой пьют особые рабы Аллаха. Там по их воле река течет. Аяты описывают причину достижения до такой позиции и достоинства так:

Они верны своим обетам и страшатся дня, бедствия которого простираются[повсюду]. Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, (Аль-Инсан, 7-8)

Эти аяты показывают максимальное самопожертвование, упоминая, что они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней. С другой стороны, это самопожертвование охватывает многих, включая бедных, сирот и пленников. Аят свидетельствует о том, что один из наилучших деяний - накормить бедных и нуждающихся, причем не только мусульман, но и пленных язычников, ибо все они находятся под этим исламским законом. Жертвование пищи таким людям - это один из замечательных уделов праведников.

Праведники честно и искренно совершают свои дела и говорят:

[и говорят]: "Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день". (Аль-Инсан, 9-10)

11-22 аяты суры "аль-Инсан" описывают блага, которыми будут наделены праведники в другом мире.
Ряд аятов суры "аль-Инсан" призывает Пророка (да благословит Аллах его и его семейство) к терпению, потом в четырех важных заповедях просят его терпеливо сносить решение Господа, не повиноваться грешникам и неблагодарным Аллаху и поминать имя Господа своего и утром и вечером.

Хотя эти приказы были указаны в образе программы для Пророка, в основном, это является уроком для всех тех, которые ступают по пути духовного и человеческого совершенствования, руководства всего человеческого общества. Они должны знать, что после полного уверования в свою цель и миссию, необходимо быть терпеливым, не страшиться даже множества проблем. Кроме того, необходимо сопротивляться всеми силами сатанинским искушениям и врагам, пытающимся отклонить лидеров с правильного пути разнообразными уловками, не поддаваться на взяточничество, не бояться угрозы. Эти божественные лидеры должны помнить об Аллахе всегда, утром и вечером, чтобы увеличить свою моральную силу, укрепить свою волю и прикладываться лбом к земле. Особенно, необходимо практиковать ночные молитвы и задушевные беседы с Аллахом. Если человек соблюдает это правило, тогда его победа безусловна, а если в некоторых случаях он испытывает неудачу и наталкивается на трудность, их можно компенсировать такими принципами. План жизни Пророка (да благословит Аллах его и его семейство) и его миссия является ярким уроком для последователей этого пути.

28-ой аят суры "аль-Инсан" опять говорит о сотворении человека:

Мы создали их и укрепили их тело. Если же Мы захотим, то заменим их [другими], подобными им.

Этот аят предупреждает неверных, чтобы они не гордились своей силой, так как Аллах сотворил их, усилил их и может уничтожить и заменить их другими людьми, если Он захочет. Кстати, Аллах не нуждается в их вере. Это показывает, что если Он настаивает уверовать и следовать по правильному пути, то это только признак милости Аллаха. Все эти аяты в той или иной степени указывают человеку правильный путь, чтобы тот, кто захочет, следовал по нему и приближался к своему Создателю.