Современный русский язык синтаксис сложного предложения. Синтаксис: наука о языке, что она изучает, основные понятия. Цель преподавания дисциплины

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова

С.К.Шаймарданова

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС

Учебно-методическое пособие

для студентов филологических специальностей

Павлодар

УДК 811.161.1: 81"367 (07)

Рецензенты:

Г.Н. Кенжебалина – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой РФиБ ПГУ им. С.Торайгырова

Ш17 Шаймарданова С.К.

Современный русский язык. Синтаксис: учебно-методическое

пособие для студентов филологических специальностей. –

Павлодар, 2007. – 100 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для организации лекционных, практических и лабораторных занятий по курсу «Современный русский язык. Синтаксис» для студентов очной и заочной форм обучения специальностей «Русский язык и литература», «Русская филология», а также для студентов всех филологических специальностей, у которых изучается дисциплина «Современный русский литературный язык». Оно может быть использовано как руководство при самостоятельной работе студентов, с помощью которого можно составить представление о современной синтаксической системе русского языка и ее единицах, типах и видах синтаксической связи в словосочетании и предложении.

Пособие может быть использовано как студентами, так и магистрантами, преподавателями, а также учителями колледжей и лицеев гуманитарной направленности.

УДК 811.161.1: 81"367 (07)

ББК 81. 2 Рус - 2

© Шаймарданова С.К., 2007

© Павлодарский государственный

университет им. С.Торайгырова, 2007

Введение

В связи с переходом на двуступенчатую модель университетского образования – бакалавриат и магистратура – возникает необходимость в содержательном обновлении курса «Современный русский литературный язык», занимающего центральное место в подготовке филологов-русистов, учителей русского языка и литературы. Именно этот курс дает развернутое описание всех уровней системы современного русского литературного языка в наиболее устойчивой, утвердившейся научной интерпретации.

Вместе с тем, развитие самой науки о русском языке, возникновение новых направлений, изменивших понимание некоторых традиционных объектов лингвистической науки, должно найти обязательное отражение в вузовских курсах и, прежде всего, в представленном курсе, который координируется с другими курсами, опирается на них, и в то же время сам является базой для изучаемых параллельно и после него историко-лингвистических, общелингвистических и литературоведческих дисциплин.

Настоящее учебно-методическое пособие включает в себя материал по синтаксису современного русского языка, который рассчитан на 45 аудиторных часов (1 кредит), из них 15 часов отводится соответственно на лекционные занятия, 30 часов – на практические и 15 часов на лабораторные занятия. Лекционный курс небольшой по объему и поэтому не может содержать систематическое изложение всего материала программы дисциплины. Он должен быть скоординирован с учебниками и учебными пособиями и опираться на них. В нем рассматриваются наиболее важные, узловые вопросы, отражающие концепцию русского языка, построенную на основе структурно-семантического метода, так как именно он позволяет выявить многоаспектность языка и речи в совокупности их дифференциальных признаков.

Важной составной частью курса являются разработанные практические занятия, которые должны связать теоретические сведения с практическим анализом фактов языка, выработать навыки лингвистического анализа синтаксических единиц и тем самым закрепить понимание сущности рассматриваемых языковых категорий.

Лабораторные занятия по синтаксису русского языка, являющиеся продолжением и дополнением к практическим занятиям, имеют свои специфические цели и задачи как в плане отбора материала для анализа, так и в организационном отношении. В целом тематика лекционных, практических и лабораторных занятий определяется действующей типовой программой.

Материал пособия способствует формированию научного лингвистического мировоззрения, знакомит с современной научной интерпретацией синтаксических явлений русского языка и представляет определенный интерес для изучающих современный русский литературный язык, т.е. для студентов и магистрантов специальностей «Русский язык и литература», «Филология: русская филология», а также для учителей-филологов, преподавателей лицеев и колледжей гуманитарного направления.

1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1 Цель преподавания дисциплины

Курс «Современный русский язык» является основным курсом среди базовых специальных дисциплин, формирующих теоретическую профессиональную подготовку учителей русского языка и литературы.

Синтаксис как раздел курса «Современный русский язык» завершает изучение данного курса и занимает центральное место в его системе, поскольку содержит сведения о единицах высшего уровня языка. Данный курс знакомит студентов данной специальности с синтаксической системой современного русского языка: единицы синтаксиса, их типология, типы и виды синтаксических связей и отношений. Слушатели должны получить знания о синтаксисе словосочетания, простого предложения, сложного предложения, а также о сложном синтаксическом целом и истории русской пунктуации. На завершающем этапе знакомства с системой современного русского языка выявляется целевая установка данного курса: повторив и обобщив имеющуюся систему знаний по основным разделам курса «Современный русский литературный язык», сформировать у студентов прочные и четкие знания по типологии всех синтаксических единиц и выработать понимание синтаксиса как высшего уровня языковой системы.

1.2 Задачи изучения дисциплины

1.2.1 Знакомство студентов с понятийно-терминологическим аппаратом разделов «Словосочетание», «Простое предложение», «Простое осложненное предложение», «Сложное предложение».

1.2.2 Показ места синтаксического уровня в системе языка, а также во взаимосвязи с другими уровнями языка.

1.2.3 Выработка у студентов навыков осознанного синтаксического и пунктуационного анализа всех типов сложных предложений.

Решение учебных задач курса будет способствовать дальнейшему формированию научно-профессиональной компетенции студентов-филологов:

Студент должен знать:

1) материал о современной системе русского литературного языка;

2) основы теории русистики;

3) отечественные и зарубежные традиции в области теории синтаксиса.

Студент должен уметь:

1) квалифицированно проводить анализ различных языковых явлений русской грамматики;

2) активно пользоваться необходимой учебной и научной литературой;

3) проводить синтаксический и пунктуационный анализы языковых явлений.

2 Пререквизиты

При изучении данного курса предполагается знание студентами следующих дисциплин:

а) общее языкознание – разделы:

1) системно-структурный характер языка;

2) отношения в системе языка;

б) историческая грамматика – раздел:

1) становление синтаксических единиц русского языка;

в) культура речи;

г) стилистика – раздел: Стилистические ресурсы синтаксиса

Тема 1 Введение. Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса.

1.1 Связь синтаксиса с другими разделами курса «Современный русский язык», а также с лингвистическими дисциплинами.

Тема 2 Словосочетание как синтаксическая единица.

2.1 Признаки словосочетания.

2.2 Словосочетание и другие языковые единицы (слово, предложение).

Тема 3 Типология словосочетания

3.1 Структурные типы словосочетаний.

3.2 Типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова.

3.3 Синтаксические связи с отношения в словосочетаниях.

Тема 4 Простое предложение.

4.1 Простое предложение как синтаксическая единица.

4.2 Признаки предложения: предикативность (модальность, темпоральность); структурная схема; парадигма предложения. Смысловая и ситуативная привязанность.

4.3 Аспекты изучения предложения.

Тема 5 Типология простого предложения.

5.1 Коммуникативные признаки предложения: функциональные типы простого предложения (по цели высказывания), по модальности, по наличию эмоциональной окраски.

5.2 Односоставное предложение и его типы. Противопоставление односоставных глагольных и личных предложений.

5.3 Односоставные глагольные предложения: личные и безличные предложения.

5.4 Односоставные именные предложения: номинативные, генитивные предложения. Конструкции, внешне сходные с номинативными предложениями.

Тема 6 Простое осложненное предложение.

6.1 Синтаксические единицы, осложняющие предложение. Понятие о структурном и семантическом осложнении.

6.2 Типология осложненных предложений.

Тема 7 Однородные члены предложения.

7.1 Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов

7.2 Вопрос об однородных и неоднородных членах предложения.

Тема 8 Обособленные члены предложения.

8.1 Предложения с обособленными членами. Общие и частные условия обособления. Понятие о полупредикативности:

8.2 Обособленные определения и обстоятельства.

8.3 Обособленные дополнения

Тема 9 Члены предложения, грамматически не связанные с ним.

9.1 Предложения с вводными конструкциями.

9.2 Предложения с вставными конструкциями. Сходство и различие между ними.

9.2 Предложения с обращениями.

Тема 10 Сложное предложение как единица языка.

10.1 Понятие о сложном предложении как единице языка. Признаки сложного предложения.

В каждом языке есть множество слов, но без правильного оформления они мало что значат. Слово - это всего лишь Особенно богат ими русский язык. Синтаксис родного языка - главный помощник в оформлении грамматической связи слов в предложениях и словосочетаниях. Знание основных правил этой части лингвистики помогает людям строить как письменную, так и устную речь.

Понятие

Синтаксис в русском языке - это особо важный раздел, изучающий конструкцию предложений и словосочетаний и, кроме этого, соотношение в них частей речи. Данный отдел языкознания является частью грамматики и неотступно связан с морфологией.

Лингвисты выделяют несколько видов синтаксиса:

  1. Коммуникативный. Показывает соотношение сочетаний слов в предложении, исследует разные способы членения предложений, рассматривает типологию высказываний и так далее.
  2. Статический. Рассматривает отдельные и предложений, не связанных между собой. Объект исследования данного вида раздела грамматики - синтаксические нормы соотношений частей речи в предложении или словосочетании.
  3. Синтаксис текста. Исследует простые и построения сочетаний Его цель - лингвистический анализ текста.

Все перечисленные виды изучает современный русский язык. Синтаксис подробно рассматривает следующие единицы лингвистики: предложение, словосочетание, текст.

Словосочетание

Словосочетание является минимальной синтаксической единицей. Это несколько слов, соединенных между собой смысловой, грамматической и интонационной нагрузкой. В данной единице одно слово будет главным, а другие - зависимыми. К зависимым словам можно задать вопрос от главного.

В словосочетаниях встречается три типа связи:

  1. Примыкание (лежать дрожа, петь красиво ).
  2. Согласование (о грустном рассказе, красивое платье ).
  3. Управление (читать книгу, ненависть к врагу ).

Морфологические свойства главного слова - основная классификация словосочетаний, которую предлагает русский язык. Синтаксис в данном случае делит словосочетания на:

  • наречные (незадолго до концерта) ;
  • именные (деревья в лесу) ;
  • глагольные (читать книгу) .

Простые предложения

Очень разнообразен русский язык. Синтаксис как особый раздел имеет главную единицу - простое предложение.

Предложение называется простым, если оно имеет одну грамматическую основу и состоит из одного или нескольких слов, выражающих завершенную мысль.

Простое предложение может быть односоставным или двусоставным. Этот факт выявляет грамматическая основа. Односоставное предложение представлено одним из главных членов предложения. Двусоставное, соответственно, подлежащим и сказуемым. Если предложение односоставное, то оно может делиться на:

  1. Определенно-личное. (Желаю тебе любви!)
  2. Неопределенно-личное. (Утром принесли цветы.)
  3. Обобщенно-личное. (С ними каши не сварить.)
  4. Безличное. (Вечереет!)
  5. Назывное. (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)

Двусоставное может быть:

  1. Распространенным или нераспространенным. За эту характеристику в ответе второстепенные члены предложения. Если их нет, то (Птицы поют .) Если есть - распространенное (Кошкам нравится резкий аромат валерианы .)
  2. Полным или неполным. Полными называют предложения, где присутствуют все члены предложения. (Солнце клонилось к горизонту .) Неполными - где пропущена хотя бы одна синтаксическая единица. В основе своей они характерны для устной речи, где смысл нельзя понять без предыдущих высказываний. (Кушать будешь? - Буду!)
  3. Осложненным. Простое предложение может быть осложнено обособленными и второстепенными членами, однородными конструкциями, вводными словами, обращениями. (Зимой в нашем городе, особенно в феврале, бывает очень холодно.)

Сложные предложения

Сложными называют предложения, построенные из нескольких грамматических основ.

Русский язык, синтаксис которого трудно представить без сложных предложений, предлагает несколько их видов:

  1. Сложносочиненное. Части такого предложения связаны сочинительными союзами и сочинительной связью. Такая связь придает простым предложениям в составе сложного некоторую самостоятельность. (Родители уехали отдыхать, а дети остались с бабушкой.)
  2. Сложноподчиненное. Части предложения связаны подчинительными союзами и подчинительной связью. Здесь одно простое предложение - придаточное, а другое - главное. (Она сказала, что придет домой поздно.)
  3. Бессоюзное. Части такого предложения связаны по смыслу, порядком расположения и интонацией. (Он пошел в кино, она - домой.)

Учебник, ориентированный на активное усвоение материала современным студентом, представляет собой комплексное освещение традиционных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической теории. Описание синтаксических единиц дано в динамике их развития: сопровождается экскурсами в историю становления в русском языке и описанием новых синтаксических явлений. Изложенный материал обобщается в таблицах, поиск необходимой информации обеспечивается терминологическим указателем.


Содержание
Предисловие.
Введение.
§ 1. Синтаксис как наука (история и современность).
§ 2. Место синтаксиса в системе языка.
§ 3. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса.
§ 4. Синтаксис - система связей и отношений.
§ 5. Аспекты изучения синтаксиса.2
Словосочетание
§ 1. Понятие словосочетания.
§ 2. Аспекты характеристики словосочетания.
§ 3. Синтаксические отношения в словосочетании.
§ 4. Синтаксические связи в словосочетании.
§ 5. Синтаксические связи в предложении сравнительно со связями в словосочетании.

Простое предложение

Глава 1. Предложение: основные понятия.
§ 1. Определение понятия «предложение».
§ 2. Понятие «предикативность».
§ 3. Традиционные аспекты классификации простого предложения.
Глава 2. Описание структуры простого предложения в русском синтаксисе XIX-XX вв.
1. Двусоставные предложения.
§ 1. Понятия «член предложения» и «членимость предложения».
§ 2. Главные члены предложения.
§ 3. Второстепенные члены предложения.
2. Односоставные предложения.
§ 1. Спрягаемо-глагольные предложения.
§ 2. Безличные предложения.
§ 3. Инфинитивные предложения.
§ 4. Именные односоставные предложения.
§ 5. Различные точки зрения на односоставные предложения
3. Неполные и эллиптические предложения.
§ 1. Понятие «неполное предложение».
§ 2. Из истории изучения неполных предложений.
§ 3. Эллиптические предложения.
§ 4. Неполные предложения в синтаксической концепции Н.Ю.Шведовой.
§ 5. Неполные предложения в синтаксической концепции Г.А. Золотовой.
4. Осложнение простого предложения.
§ 1. Понятие «осложненное предложение».
§ 2. Синтагматически связанные виды осложнения простого предложения.
§ 3. Синтагматически не связанные виды осложнения простого предложения.
5. Структура простого предложения в концепции Н.Ю.Шведовой
(«Русская грамматика»).
§ 1. Понятие «структурная схема предложения». Компоненты структурной схемы.
§ 2. Парадигма предложения как система его форм.
§ 3. Регулярные реализации простого предложения.
§ 4. Распространение предложения.
Глава 3. Семантическая организация простого предложения.
§ 1. Синтаксическая семантика предложения в «Русской грамматике» 1980 г.
§ 2. Описание семантики предложения с опорой на понятие пропозиции.
§ 3. Логико-синтаксические типы предложения в концепции
Н. Д.Арутюновой.
§ 4. Синтаксическая семантика в концепции Г.А. Золотовой.
§ 5. Теория функционального синтаксиса А. Мустайоки.
Глава 4. Коммуникативная организация простого предложения
§ 1. Актуальное членение предложения.
§ 2. Средства выражения актуального членения предложения.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Синтаксис сложного предложения. Общие вопросы.
§ 1. Понятие «сложное предложение». Синтаксический статус сложного предложения.
§ 2. Сложное предложение в кругу других синтаксических единиц
§ 3. Средства связи между частями сложного предложения.
§ 4. Сочинительные и подчинительные отношения в сложном
Предложении.
Глава 2. Сложносочиненное предложение.
§ 1. Место сложносочиненного предложения в системе сложных предложений.
§ 2. Классификации сложносочиненных предложений.
Глава 3. Сложноподчиненное предложение.
§ 1. Определение понятия.
§ 2. История изучения и классификации сложноподчиненного предложения.
§ 3. Классификация сложноподчиненного предложения.
Глава 4. Сложное бессоюзное предложение.
§ 1. Понятие «сложное бессоюзное предложение» и объем синтаксических явлений, подводимых под это понятие.
§ 2. История изучения и классификации бессоюзного сложного предложения.
§ 3. Классификация бессоюзных предложений.
Глава 5. Сложные многочленные предложения.
Сложное синтаксическое ЦЕЛОЕ (ССЦ) И ТЕКСТ
§ 1. Реализация предложения в тексте.
§ 2. Определение понятия «сложное синтаксическое целое».
§ 3. Синтаксическое описание текста. Признаки текста.
§ 4. Текстовые категории. Изменения в синтаксическом строе
§ 1. Различное понимание новых синтаксических изменений в литературном языке.
§ 2. Синтаксические типы прозы.
§ 3. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей.
§ 4. Изменения в области предложения.
§ 5. Новейшие изменения в синтаксическом строе предложений современной художественной прозы.
Основные сведения о русской пунктуации
§ 1. Понятие пунктуации. Принципы русской пунктуации.
§ 2. Функции знаков препинания.
Литература.
Терминологический указатель.


Предисловие
.
Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной науке на рубеже XX-XXI вв., требует глубокого осмысления. Современный студент-филолог, изучающий различные научные концепции, должен быть хорошо теоретически подготовлен.

При создании данного пособия авторы исходили из следующего: во-первых, для эффективного преподавания синтаксиса в современной ВУЗовской аудитории требуется учебник, позволяющий студентам активно усвоить лекционный материал и извлечь дополнительную информацию; во-вторых, в учебнике необходимо отразить традиционное описание синтаксических единиц и дискуссионные вопросы (теория словосочетания, типология простого и сложного предложения, синтаксис текста), которые во многих учебных пособиях даны односторонне (например, только структурный или семантический аспекты), что позволит студенту выработать навыки многостороннего анализа синтаксических единиц.

Данный учебник ориентирован, во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных вопросов синтаксической теории; во-вторых, на включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса, что определяет включение раздела, посвященного новым синтаксическим явлениям (автор проф. Г.Н.Акимова).

Информация, изложенная в разделах учебника «Введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное синтаксическое целое и текст», «Изменения в синтаксическом строе», «Основные сведения о русской пунктуации», обобщена в таблицах, «Терминологический указатель» облегчает поиск необходимой информации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу - Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009. - Яндекс Народ Диск.

Superlinguist - это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта - это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах.doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).

(2 Голосов)

Валгина Н.С.

Синтаксис современного русского языка

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Агар, 2000. - 416 с. Электронная книга . Славянские языки. Русистика. Русский язык

Аннотация (описание)

Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.
Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.
Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

Содержание (оглавление)

Предисловие
СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. Предложение и его признаки
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
2. Краткая история вопроса
3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению
4. Количественно-структурные типы словосочетаний
5. Лексико-грамматические типы словосочетаний
5.1. Глагольные словосочетания
5.2. Именные словосочетания
5.3. Наречные словосочетания
6. Словосочетания свободные и несвободные
7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания
8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении
9. Виды синтаксической связи в словосочетании
10. Виды синтаксической связи в предложении
11. Компоненты словосочетания и члены предложения
ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
12. Общие сведения
13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные
14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
15. Восклицательные предложения
16. Распространенные и нераспространенные предложения
17. Двусоставные и односоставные предложения
18. Полные и неполные предложения
19. Простые и сложные предложения
СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20. Главные члены двусоставного предложения
21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
22. Выражение подлежащего различными частями речи
23. Подлежащее, выраженное словосочетанием
ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ
24. Общий принцип классификации сказуемых
25. Простое глагольное сказуемое
26. Осложненное глагольное сказуемое
27. Составное глагольное сказуемое
28. Именное сказуемое и виды связок в нем
29. Именная часть сказуемого
30. Смешанное сказуемое
31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием
32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
33. Краткая история вопроса
34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения
35. Определения согласованные и несогласованные
36. Приложение
37. Способы выражения дополнений
38. Виды дополнений и их значения
39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах
40. Способы выражения обстоятельств
41. Виды обстоятельств по значению
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
42. Порядок слов и его роль в организации речи
43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст
44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый
45. Грамматическая значимость порядка слов
46. Порядок расположения членов предложения
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
47. Общие сведения об односоставных предложениях
48. К истории вопроса об односоставных предложениях
49. Определенно-личные предложения
50. Неопределенно-личные предложения
51. Обобщенно-личные предложения
52. Безличные предложения
53. Инфинитивные предложения
54. Номинативные предложения
55. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями
55.1. Именительный падеж в роли простого наименования
55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения
55.3. Изолированно употребленные именительные падежи
56. Генитивные предложения
СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ
57. Общие сведения
58. Типы слов-предложений
НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
59. Общие сведения о неполных предложениях
60. Типы неполных предложений
61. Неполные предложения в диалогической речи
62. Эллиптические предложения
63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения
65. Однородные главные члены предложения
66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими
67. Однородные второстепенные члены предложения
68. Однородные и неоднородные согласованные определения
69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами
70. Союзы при однородных членах предложения
71. Предлоги при однородных членах предложения
72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
73. Общие понятия
74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения
75. Обособленные согласованные и несогласованные определения
76. Обособленные приложения
77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами
78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями
79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения
80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
82. Общие сведения
83. Вводные слова и сочетания слов
84. Вводные предложения
85. Вставные конструкции
ОБРАЩЕНИЕ
86. Понятие об обращении
87. Способы выражения обращений
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
88. Краткая история вопроса
89. Сущность присоединения
90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций
90.1. Союзные присоединительные конструкции
90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции
91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
92. Понятие о сложном предложении
93. Общая классификация сложных предложений
94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
95. Структура сложносочиненных предложений
96. Типы сложносочиненных предложений
97. Предложения с соединительными союзами
98. Предложения с противительными союзами
99. Предложения с разделительными союзами
100. Предложения с градационными союзами
101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
102. Общие сведения
103. Краткая история вопроса
104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной
105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении
106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений
107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью
107.1. Присубстантивно-определительные предложения
107.2. Приместоименно-определительные предложения
108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью
108.1. Изъяснительные придаточные с союзным подчинением
108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением
108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных
109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени
109.1. Сложные предложения с отношением одновременности
109.2. Сложные предложения с отношением разновременности
110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места
111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины
112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени
113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной
114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной
115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной
116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия
117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели
118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной
119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями
120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
121. Общие сведения
122. Виды бессоюзных сложных предложений
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ
123. Общие сведения
124. Многочленные сложные предложения
124.1. Предложения с сочинительной связью
124.2. Предложения с подчинительной связью
124.3. Предложения с бессоюзной связью
125. Сложные синтаксические конструкции
126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций
127. Период
СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ
128. Общие сведения
129. Структурные особенности сложных синтаксических целых
АБЗАЦ
130. Общие сведения
131. Абзац и сложное синтаксическое целое
132. Абзац в диалогической и монологической речи
ЧУЖАЯ РЕЧЬ
133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи
134. Прямая речь
135. Косвенная речь
136. Не собственно-прямая речь
ПУНКТУАЦИЯ
137. Понятие о пунктуации и история ее изучения
138. Три принципа русской пунктуации
139. Основные функции знаков препинания
140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста
141. Понятие авторской пунктуации
142. Историческая изменяемость пунктуации