Революционер бакунин самое интересное кратко. Бакунин михаил александрович. Возвращение на родину

В эту книгу вошли основные сочинения Михаила Александровича Бакунина (1814-1876), великого философа и бунтаря, главного идеолога русского анархизма. Многие из этих работ неизвестны русскому читателю.

Михаил Бакунин - Государственность и Анархия

"Государственность и анархия" - самая крупная работа М. А. Бакунина, одна из немногих, написанных им на русском языке. В работе имеется подзаголовок: "Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих" - что, собственно, и определяет основную тему книги.

Политически и философски прекрасно образованный, обладая в высшей степени ясным и увлекательным изложением, Бакунин оставил по смерти такое количество рукописей по вопросам социальным, политическим и философским, что полное собрание его сочинений на французском языке, издаваемое под редакцией Джемса Гильома, уже составляют шесть томов, хотя его знаменитые письма к испанской, итальянской и другим федерациям и к деятелям Интернационала еще не изданы.

"Дорогие друзья,Тот, кто читал поистине вероломное письмо, адресованное Мадзини представителям рабочих на Римском съезде, должен был понять, если он мог еще сомневаться до сих пор, что съезд этот был созван по наущению Мадзини, чтобы совершить целый переворот, не революционный, против системы правления, существующей ныне в Италии, но реакционный против новых идей и новых стремлений, которые, со времени славного и богатого опытом восстания...

Михаил Бакунин - Протест "Альянса"

"Все люди обладают природным властническим инстинктом, который берет свое начало в том основном законе жизни, что ни один индивид не может обеспечить себе существование ни заставить уважать свои права иначе, как посредством борьбы. Эта борьба между людьми началась с людоедства; потом, продолжаясь в течение веков под различными религиозными лозунгами, она последовательно прошла, - и иногда даже как бы возвращаясь к своему первоначальному...

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - одна из наиболее ярких личностей в истории анархистского движения, революционер-народник, талантливый мыслитель и участник нескольких зарубежных восстаний.
Будучи непримиримым критиком идей Маркса, Бакунин выступал против правления элит всех видов, порабощения людей государственно-бюрократическим аппаратом и считал, что управление обществом должно осуществляться снизу вверх.

"Дело, занимающее нас сегодня, это организовать и окончательно упрочить Лигу Мира и Свободы на основе принципов, сформулированных предшествующим распорядительным комитетом и принятых первым конгрессом. Эти принципы составляют отныне нашу хартию, обязательную основу всей нашей последующей деятельности. Мы не имеем права отнять от них хотя бы малейшую часть, но мы можем и даже обязаны их развивать..."

(см.); принял участие в журнале последнего: «Deutsche Jahrbücher», под псевдонимом Jules Elizard . Статьи М. Б. в этом журнале ( г.): «Die Reaction in Deutschland» обратили на себя внимание; здесь он высказал свое известное изречение: «Die Lust der Zerstörung ist eine schaffende Lust» (страсть к разрушению есть созидающая страсть). В г. М. Б., поселившись в Париже, сошелся с Прудоном , что оказало влияние как на него самого, так и на Прудона, которого он познакомил с философией Гегеля. В г. последовал вызов Б. на родину со стороны русского правительства, которому он не подчинился и таким образом сделался эмигрантом . Сойдясь с польскими эмигрантами, Б. сделался ревностным проповедником польской и общеславянской революции. Некоторое время жил в Швейцарии , вращаясь среди коммунистов и социалистов . Речь, сказанная им в г. в годовщину польского восстания г., повлекла за собою изгнание его из Парижа . После февральской революции ( г.) Бакунин возвратился в Париж . Явившись на славянский конгресс в Праге , Б. принял участие в происшедших там беспорядках и вынужден был бежать в Дрезден . Во вспыхнувшем здесь восстании ( г.) Михаил Бакунин принял близкое участие и был членом революционного правительства; ему, как бывшему артиллеристу, была поручена защита Дрездена. По взятии Дрездена пруссаками Михаил Б. бежал, но был схвачен, заключен в Кенигштейн и приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. По требованию австрийского правительства Б. был ему выдан и им приговорен к смертной казни, снова замененной пожизненным заключением в Ольмюце. Здесь Бакунин пробыл недолго и был, как русский подданный, выдан России . До г. Михаил Б. содержался в Петропавловской крепости , затем - в Шлиссельбурге . По воцарении имп. Александра II заключение было заменено ссылкою в Восточную Сибирь , с правом поступления на государственную службу (в г.). В Иркутске Бакунин прожил до г., затем бежал через Японию и Америку в Лондон . Здесь он возобновил свои связи с Герценом и Огаревым , издававшими в то время «Колокол». В г., во время польского восстания, Б. ездил в Швецию с целью организации морской экспедиции к берегам Балтийского моря для оказания помощи восстанию. С основанием международного общества рабочих (см.) Бакунин принял в нем деятельное участие; за это время получили новое распространение анархические идеи его (см. Соц. партии). Попытка Михаила Бакунина основать внутри интернационала особую организацию («Alliance de la démocratie socialiste»), преследовавшую цели мировой анархии , возбудила против него Карла Маркса и других вождей общества. На конгрессе в Гааге () незначительным большинством голосов присутствовавших делегатов (26 против 23) Бакунин был исключен из общества, что повело за собою отпадение от последнего почти всех секций романских стран, ставших на сторону Б. Последние годы жизни Б., здоровье которого было сильно расшатано, проводил в г. Локарно (в Итал. Швейцарии); умер в г. в г. Берне, где и похоронен. Проповедь всеобщего разрушения современного государственного строя и торжество анархии («neue gesetzlose und darum freie Welt», как писал Бакунин уже в г.) была плодом глубокого теоретического убеждения Б. В частной жизни он был человеком замечательно добрым и лично, казалось, совершенно не способным ни к какому акту насилия, чем объясняется и нерасположение его к политическим убийствам. Часть статей Б. вошли в состав сборника, изданного в г. в Цюрихе на французском и русском языках под названием «Государственность и анархия». Более подробный список статей Б. напечатан Nettlau в «Bibliographie de l’Anarchie» (Париж, ).

  • «Michael Bakunin und der Radikalismus» (без имени автора), в журнале «Deutsche Rundschau» (Берл., 1877, X и XII),
  • Grün, «Bakunin» (некролог в «Wage», Берлин , 1876),
  • Nettlau, «The life of M. Bakounine» (т. I, II, часть 1-я, Лонд., 1896-98);
  • его же, «Bakunin in d. Jahren 1848-49» (в «Sozialistische Monatshefte», Берлин, 1898);
  • Thun, «Geschichte d. revol. Bewegungen in Russland» (Лейпциг , 1885);
  • «Bakunin, Michael», статья Gr. Adler’a в «Handwörterbuch d. Staatswissenschaften» (изд. Конрада, т. 2, 129; Иена , 1899);
  • А. И. Герцен. «Былое и думы» («Сочинения Герцена», т. VII-X, Женева , 1879);
  • его же, «Сборник посмертных статей» (Женева, 1874);
  • «Колокол» (изд. Герцена и Огарева, за 1862 г., №№ 119 и 120);
  • П. В. Анненков, «Замечательное десятилетие» («Вестник Европы», 1880, №№ 1-5);
  • «Б. в Швейцарии» («Сев. Вестник», 1898, № 5);
  • «Письма М. А. Б. к А. И. Герцену и Н. П. Огареву», с биографией Б. и примечаниями М. П. Драгоманова (Женева, 1896);
  • «Полное собрание сочинений В. Г. Белинского», под редакцией С. А. Венгерова (т. IV, 547-572; СПб., 1901);
  • Н. Г. Чернышевский , «Очерки гоголевского периода русской литературы» (СПб., 1892; здесь помещено «Предисловие» Б. к «Историч. речам» Гегеля);
  • А. Н. Пыпин, «Белинский»; В. П. Батуринский, «А. И. Герцен, его друзья и знакомые» (т. I, СПб., 1904);
  • Венгеров, «Источники Словаря русских писателей» (т. I).

Примечание: Данный текст является частью статьи Бакунины словаря Брокгауза и Ефрона.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Бакунин, Михаил Александрович ( - ), основоположник революционного анархизма . Родился в дворянской семье и был воспитан в духе преданности царю и религии. Служил одно время офицером, но на 22-м году жизни вышел в отставку против воли отца, а потом тайно уехал из отцовского имения в Москву, где под влиянием кружка Станкевича и Белинского (см.) увлекся идеалистической нем. философией, особенно учением Гегеля . Политика его в то время не интересовала.

Находясь в рус. тюрьмах, Б. написал свою «исповедь» Николаю I , а потом подал прошение о помиловании Александру II . В его сослали в Сибирь , в он бежал оттуда и приехал в Лондон . За границей Бакунин снова занялся славянскими делами, помогал польскому восстанию . Затем вступил в I Интернационал , увлекся европейским рабочим движением и стал родоначальником его анархистского крыла. Он основал ряд секций Интернационала во Франции, Швейцарии и Италии, вел оживленную переписку со своими последователями в Испании и Франции и в принял участие в попытке восстания в Лионе . Внутри Интернационала Б. основал свой тайный анархистский интернационал, вел бешеную борьбу против Маркса и в на Гаагском конгрессе был исключен из Интернационала, после чего официально образовал руководимый им анархистский интернационал.

Учение Бакунина можно определить как воинствующий атеизм и анархизм , борьба против бога и государства. В отличие от Маркса, считавшего необходимым завоевание пролетариатом государственной власти, которая после перехода в руки пролетариата станет отмирать естественным путем вместе с отмиранием классов и уничтожением классовой борьбы, Бакунин рекомендовал немедленно после революции уничтожить государственную власть и в корне разрушить всякое государство, всякую политическую организацию, к-рая «всегда ведет роковым образом к отрицанию свободы».

История, по Бакунину, - эволюционный процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество - строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера . Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса. Он возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 60-70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта (см. «Федерализм, Социализм и Антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125-27). Называя себя сторонником материалистического понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе «экономического материализма». В конце 1864 Б. вступил в Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное «Интернациональное братство» анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (L"Alliance Internationale de la democratic Socialiste), добиваясь принятия её в Интернационал как самостоятельной международной организации. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого «Альянса», Б. и его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале. Систематическая раскольническая кампания Б. против руководимого К. Марксом Генерального совета Интернационала наносила серьёзный ущерб международному рабочему движению и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872) Б. был исключен из Интернационала.

С русским революционным движением связи Б. снова стали активными в 1868-70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 Б. вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым , через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869-70 относится ряд печатных обращений Б. к русской демократической молодёжи. В 1873 появилась книга Бакунина «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Б. называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Б. подчёркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами». Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев , отчасти чайковцев , во «Всероссийской социально-революционной организации» (кружок «москвичей»). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии.

Против анархистских взглядов Бакунина и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс . Г. В. Плеханов подверг критике главные основы обществ, мировоззрения Б. и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в.

Сочинения: Избр. соч., т. 1-5, П.-М., 1919-21; Собр. соч. и писем, т. 1-4, М., 1934-35.

Литература:

  • Маркс К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18;
  • Марк с К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих, там же;
  • Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же;
  • его же, Эмигрантская литература, там же;
  • Маркс К., Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же;
  • Маркс К., Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967;
  • Ленин В. И., «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1;
  • его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5;
  • его же. Памяти Герцена, там же, т. 21;
  • его же, Государство и революция, там же, т. 33;
  • Плеханов Г. В., Наши разногласия. Соч., т. 2, М., [б. г.];
  • его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.];
  • Стеклов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1-4, М.-Л., 1926-27;
  • История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964;
  • Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1-2, М.-Л., 1964-65;
  • Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX в., М., 1958;
  • Колпинский Н. Ю. и Твардовская В. А., Бакунин в русском и международном освободительном движении, «Вопросы истории», 1964, № 10;
  • Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965;
  • Первый Интернационал, ч. 1-2, М., 1964- 1965; Пирумова Н., Бакунин, [М., 1970];
  • Venturi F., II populismo russo, v. 1--2, , 1952;
  • Lequien E., Bakounine et ie marxisme, «Revue d"histoire economique et sociale», 1954, v. 32, № 4, p. 389-412;
  • Lamport E., М. Bakunin (1814-1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.

Ш. М. Левин.

Эта статья или раздел использует текст

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(род. в 1814 г. – ум. в 1876 г.)

Создатель теории анархистов-коммунистов, самый известный анархист в мире, организатор революционных восстаний и заговоров в Западной Европе, один из лидеров Первого Интернационала.

Михаил Бакунин родился 18 мая 1814 года в родовом поместье в Тверской губернии в знатной и богатой дворянской семье. В 1833 году окончил артиллерийское училище в Петербурге и начал службу в русской армии, но в 1835 году он внезапно подал в отставку. Переехав в Москву, молодой Бакунин изучает философию Шеллинга, Фихте и Гегеля, историю, блистает эрудицией в московских салонах. Он вхож в революционный кружок Станкевича, знакомится с Герценом и Белинским.

В 1840 году Бакунин уезжает в Германию для продолжения образования. За границей он сошелся с младогегельянцами – либеральными революционерами. В 1842 году в журнале «Немецкий ежегодник» появилась статья Бакунина «Реакция в Германии», где впервые прозвучал призыв к революции в России и бакунинское «фирменное» утверждение о том, что «страсть к разрушению – страсть творческая». После этой публикации царское правительство потребовало немедленного возвращения Бакунина в Россию. Но Бакунин отказался вернуться на Родину, где его ждала тюрьма. В январе 1843 года Бакунин переехал в Швейцарию, затем в Париж. Весной 1845 года Бакунин так излагал свое кредо: «Все то, что освобождает людей, все то, что заставляет их сосредоточиваться, пробуждает в них начало собственной жизни, самобытной и действительно самостоятельной деятельности, все то, что дает им силу быть самими собою, – истинно; все остальное – ложно, свободоубийственно, нелепо. Освобождать человека – вот единственно законное и благодетельное влияние. Долой все религиозные и философские догмы! Они представляют сплошной обман. Истина – это не теория, а факт, сама жизнь, это общение свободных и независимых людей, это – святое единение любви, вытекающей из таинственных и бесконечных глубин личной свободы».

В Париже Бакунин прожил четыре года, встречался с Прудоном, Марксом, польскими эмигрантами. Высланный полицией из Франции в 1847 году, Бакунин вернулся в Париж к началу революции 1848 года и принял в ней активное участие.

«Лев», как называли Бакунина, стал активным участником европейских революций 1848 года – революционных событий и баррикадных боев в Берлине, Праге и Дрездене, играл видную роль на Славянском съезде в Праге.

Бакунин призывал к освобождению славян Австрии от немецкого ига, к созданию Славянской федерации на основах равенства и братства. В мае 1849 года Бакунина арестовали в Дрездене, и он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров саксонские власти передали Бакунина российской полиции. В России Бакунин был заключен на три года в Петропавловскую крепость, а затем на четыре года – в Шлиссельбургскую. В заключении Бакунин написал покаянную «Исповедь», просил царя Николая I возглавить движение за освобождение славян и стать «народным» царем.

В 1857 году, после воцарения Александра II, Бакунин был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Однако в 1861 году он бежал через Японию и США в Англию. Среди друзей Бакунина были выдающиеся люди: Тургенев, Герцен, Белинский, Чаадаев, Вагнер, Жорж Санд, Мицкевич, Прудон, Вейтлинг… Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа Зигфрида, стал прототипом Рудина в оноименной повести Тургенева и Ставрогина в романе «Бесы» Достоевского.

В 1860–1870-е годы Бакунин живет в Лондоне, Италии, Швейцарии. Он помогает польским революционерам во время Польского восстания, организовывает в Испании секцию Интернационала и Юрскую анархическую федерацию Интернационала в Швейцарии, ведет революционную агитацию среди болгар, сербов, финнов и чехов, сотрудничает с подпольной русской организацией «Земля и воля», он вдохновитель революционных кружков в России, организатор восстания во французском Лионе и в итальянской Болонье. В 1845 году Бакунин становится франкмасоном, получил все высшие степени масонства. Он организовал несколько тайных обществ: «Флорентийское братство» (1864), «Интернациональное братство» (1866), «Международный альянс социалистической демократии» (1868).

Узнав о том, что Бакунин живет в Лондоне, Маркс в конце 1864 года встретился с ним, чтобы обсудить вопрос об объединении усилий в создании Интернационала. Но с первых же дней знакомства, еще в 1840-х годах эти два человека соперничали друг с другом. В июле 1848 года Маркс напечатал лживую информацию французского корреспондента в «Новой рейнской газете» о шпионской деятельности Бакунина в пользу Российской империи.

В 1864 году Бакунин выразил готовность пропагандировать идеи Интернационала в Италии, но вступил в Интернационал (Женевскую секцию) лишь в июле 1868 года. Бакунин попытался, с согласия женевских интернационалистов, объединить «Лигу мира и свободы» с Интернационалом. Однако Брюссельский конгресс Интернационала объявил, что «“Лига мира и свободы” не имеет причин существовать, раз есть Интернационал…»

В Берне на конгрессе Лиги произошел раскол во время обсуждения вопроса об отношении к социализму. Бакунин вместе с 18 членами вышел из Лиги и 25 сентября 1868-го основал «Альянс международной социалистической демократии». Альянс заявил, что признает все положения Интернационала и «считает себя его ветвью». Бакунин предпринял попытку включить Альянс коллективным членом в Интернационал, чтобы «…внести в движение на континенте некоторую долю здорового идеализма и революционной энергии».

Однако Маркс заявил, что программа «Альянса» – это «…поверхностно надерганная отовсюду мешанина – равенство классов, отмена права наследования как исходная точка социального движения (сен-симонистский хлам), атеизм, предписываемый членам Интернационала как догма, и т. д., а в качестве главной догмы (по-прудонистски) – воздержание от участия в политическом движении». Образовать свою секцию в Интернационале Бакунин смог лишь после внесения изменений в программные документы Альянса. Маркс надеялся открыть себе путь в те тайные организации, где сильны были позиции сторонников Бакунина. У бакунистов было большое число сторонников в Италии, Испании, Швейцарии, в отдельных кругах Франции и Германии.

В переписке Маркса и Энгельса 1869 года чувствуется подозрение, что Бакунин хочет встать во главе европейского рабочего движения. «Быть может, его придется официально исключить из Интернационала», – писал Маркс; «…нужно не дремать и постараться его обезвредить», – считал Энгельс. В 1869 году Маркс и Энгельс развернули кампанию интриг и прямой клеветы против Бакунина.

Пребывание Бакунина в Италии в 1865–1867 годах было временем окончательного перехода на анархистские позиции. Бакунинский Альянс претендовал на идейное руководство Интернационалом и одновременно на автономное существование. Маркс инициировал решение Генерального совета Интернационала об отказе принимать Альянс в Интернационал. Но бакунисты Женевы утвердились в Интернационале в качестве секции Интернационала под названием «Альянс социалистической демократии».

На Четвертом конгрессе Интернационала (1869 г.) Бакунин выдвинул программные требования (как пункты программы Интернационала): отмена права наследования, отказ социалистов от политической деятельности, упразднение частной собственности на землю. 32 делегата Интернационала проголосовали за предложения Бакунина, 23 – против при 13 воздержавшихся.

Генеральный совет Интернационала вел борьбу с Бакуниным и бакунистами постыдными методами. Против Бакунина использовались бездоказательные обвинения, клевета, закулисные интриги, организация фиктивных секций Интернационала, что создало видимость марксистского большинства на Лондонской конференции 1871 года и на Гаагском конгрессе 1872 года.

В 1871 году конгресс бакунистов Юрской федерации и Бельгийский совет Интернационала потребовали пересмотреть Устав Интернационала, выступив против «диктатуры» Маркса и против исключения бакунинского Альянса.

Организованный марксистами 2–7 сентября 1872 года в Гааге конгресс Интернационала превратился в судилище над анархистами. Делегатам конгресса была разослана брошюра Маркса «Мнимый раскол в Интернационале», направленная против Бакунина и его сторонников. Маркс собрал через своих агентов все наиболее компрометирующие сведения о Бакунине и снабдил своими злобными комментариями. Собранные против Бакунина факты были вовсе не бесспорны и относились скорее к «нечаевцам». Бакунина обвиняли в преступной связи с русским авантюристом Нечаевым, приписали ему авторство «Катехизиса революционера».

Бакунин так ответил на все обвинения: «Дамоклов меч, так долго висевший над нашими головами, наконец упал. Собственно говоря, – это не меч, а обычное оружие Маркса – куча грязи…»

Но после исключения Бакунина из Интернационала на Гаагском конгрессе 1872 года весь Интернационал восстал против недостойной комедии Гаагского конгресса, почти все секции Интернационала – бельгийские, французские, английские, испанские, итальянские, голландские, швейцарские и американские – отказались подчиниться Генеральному совету, поддержавшему Маркса. Большинство секций, объединившись, образовали новый, анархистский Интернационал, просуществовавший до 1879 года. Попытка Маркса превратить Международное товарищество рабочих в централизованную партию, исповедующую одну – «научно-социалистическую» – доктрину, провалилась и стала причиной развала Первого Интернационала.

Генеральный совет Интернационала вынужден был объявить о самороспуске. Это произошло 15 июля 1876 года в Филадельфии почти через месяц после смерти Бакунина.

Поддержавшие Бакунина секции Интернационала, объединявшие десятки тысяч рабочих по всей Европе, дали толчок мощному развитию анархистского движения в 1870-е годы. В некоторых странах, где был высок уровень социальной напряженности и отсутствовали реальные гражданские свободы (в Испании, Италии), это движение вылилось в ряд восстаний; в других (в Швейцарии, Бельгии) сложились открыто действующие рабочие союзы анархистской направленности. Роль идейного центра этого движения играла Юрская федерация.

В 1870-е годы Бакунин испытывал серьезные финансовые затруднения. Он принял предложение русского издателя перевести «Капитал» Маркса и получил за перевод аванс, но не смог довести работу до конца. Умер Бакунин 19 июня 1876 года в Берне.

Бакунин был ключевой фигурой мирового анархического движения и главным его теоретиком. Он сформировал основы анархизма как цельного мировоззрения и инициировал появление организаций анархистов в Европе. Но Бакунин идеализировал перспективы европейских революций, не брезговал мистификациями, увлекался заговорами. Он отрицал демократии Запада, вел борьбу против Маркса, лассальянцев и Мадзини, критиковал государственный социализм и «диктатуру пролетариата», отрицал возможность введения социализма через тотальное огосударствление жизни, заявляя, что любая эксплуатация и любая власть неразрывно связаны друг с другом.

Бакунин писал: «Государство – это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности. Оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных».

«Итак, там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему все остальное. Но остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это все… Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен».

Бакунин заявлял: «Я ненавижу коммунизм, потому что он есть отрицание свободы и потому, что для меня непонятна человечность без свободы». Бакунин выступал против организующей деятельности партий, отрицал авторитеты и любую власть, мечтал о стихийной «социальной ликвидации государства», об уничтожении собственности, права наследования, о ликвидации всех национальных и территориальных государств. Он призывал к социальной революции, к безгосударственно-социалистической федерации общин и коммун, основанных на самоуправлении. Он считал кооперацию основной формой будущего производства, при обязательном условии, что земля и капитал во всех его видах будут коллективной собственностью. Главной силой революции Бакунин считал в Европе пролетариат, а в России – крестьянство и босяков. Бакунин выступал против права наследования и церковных структур, отрицал брак и семью, боролся за женское равноправие.

В трудах Бакунина можно найти антинемецкие и антиеврейские настроения. Германия представляется Бакунину воплощением духа государственничества, милитаризма и бюрократии, а романские и славянские народы как народы стихийных анархистов и правдолюбцев. Он верил в миссию славян создать новое справедливое общество. В 1870 году, в начале франко-прусской войны, Бакунин заклеймил «прусский» милитаризм и призвал к немедленной революции в Европе для изгнания немцев из Франции.

Бакунин радикализировал прудоновский анархизм, развивал его и популяризировал в рабочем движении. Итогом деятельности Бакунина явилось широкое распространение анархизма – прежде всего, в Испании, Италии, Швейцарии, России, Бельгии, Голландии, во Франции. Наиболее заметным проявлением этого процесса стало возникновение анархистского крыла в Первом Интернационале и Парижской коммуне.

Из книги Советские инженеры автора Иванов Л Б

В. РОДИОНОВ Михаил Александрович БОНЧ-БРУЕВИЧ В последние годы судьба не баловала Александра Ивановича. Дела шли из рук вон плохо. Душили долги. Почти за бесценок пришлось продать родовое имение. В 1896 году орловский помещик - впрочем, теперь уже бывший помещик -

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ТАШКИН Михаил Александрович Михаил Александрович Ташкин родился в 1918 году в поселке Сыртинском Кизильского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В Советскую Армию призван в 1940 году. С немецко-фашистскими захватчиками сражался с первых и до последних

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

СЕМЕНОВ Михаил Александрович Полковник ВермахтаПолковник ВС КОНРРодился в 1894 г. в Санкт-Петербурге. Русский. Из семьи офицера Русской Императорской Армии. В 1912 г. окончил 1-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге и поступил в Императорский Александровский Лицей. В 1914 г.

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Тургенев автора Богословский Николай Вениаминович

ГЛАВА VIII СНОВА В БЕРЛИНЕ. МИХАИЛ БАКУНИН Вскоре по прибытии в Берлин Тургенев получил от Ефремова известие о том, что на севере Италии, в городе Нови, по пути к озеру Комо, в ночь на 25 июня умер Станкевич. Потрясенный этим известием, Тургенев писал Грановскому 4 июля 1840 года

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (род. в 1856 г. - ум. в 1910 г.) Михаил Врубель - один из тех художников, чье творчество можно без преувеличения назвать демоническим. Всю жизнь он писал Демона, стараясь как можно реалистичнее изобразить его черты. Вообще, нечистая сила, дьявол -

Из книги Информационные технологии в СССР [Создатели советской вычислительной техники] автора Ревич Юрий Всеволодович

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Из книги Эпоха и личность. Физики. Очерки и воспоминания автора Фейнберг Евгений Львович

Чехов Михаил Александрович (1891–1955) Племянник А. П. Чехова, сын его старшего брата, актер Московского Художественного театра; играл в Европе и Америке, умер в США. Чехов видел его в 1895 году и писал о нем сестре: «Миша удивительный мальчик по интеллигентности. В его глазах

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ЛЕОНТОВИЧ Михаил Александрович (1903–1981)

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович (1804–1873), ботаник, этнограф и историк. С 1833 г. был профессором ботаники в Московском университете, позднее, с 1834 г., профессор русской словесности и ректор Киевского университета Св. Владимира. С 1845 г. прекратил чтение лекций и поселился в

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Русские предприниматели. Двигатели прогресса автора Мудрова Ирина Анатольевна

НОВОСЕЛОВ Михаил Александрович 1(13).7.1864 – после 1938Духовный писатель, публицист, издатель. Издатель «Религиозно-философской библиотеки» (1902–1917; всего вышло 39 книг) и двух серий «Листков „Религиозно-философской библиотеки“»: «Семена царства Божия» и «Русская религиозная

М. А. Бакунин был революционером, мыслителем, панславистом, анархистом, идеологом народничества, идейным оппонентом Карла Маркса.

Ранние годы

Родителями Михаила были тверские помещики Александр Михайлович и Варвара Александровна Бакунины. Родился Михаил 18(30).05.1814 года. В семье росло десять детей. Когда в 1829 г. Михаилу исполнилось пятнадцать лет, его отдали учиться в Петербургское артиллерийское училище. Спустя три года юнкер стал прапорщиком офицерских классов. Вскоре за дерзость и нерадивость он был отчислен из училища и отправлен в армию. Прослужив год, Бакунин ушел в отставку, мотивируя это слабым здоровьем, и переехал в Москву.

В кружке Станкевича

В столице Бакунин познакомился с членами кружка Станкевича, начал изучать германскую философию, решив посвятить себя науке. Он становится главным проповедником идей в кружке Станкевича, завсегдатаем литературного салона Е. Г. Левашовой, который часто посещали А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев. В круг его общения входят многие известные люди: Белинский, Катков, Боткин, Грановский, Герцен, и др.

В Петербурге

Несколько месяцев лета и осени 1839 г. Бакунин провел в Петербурге, общался с известными деятелями русской культуры, продолжал изучать немецкую философию, мечтал углублять свои знания за границей. Денег на поездку в Германию ему дал .

В Германии

В 1840 г. Бакунин уехал в Германию, чтобы изучать немецкую философию (Гегеля, Шиллера), писал на эти темы статьи, публиковавшиеся как в Германии, так и на родине, в «Отечественных записках». В 1842 г. он решил навсегда поселиться в Европе, о чем и написал своему брату Николаю. Живя в Дрездене, Бакунин познакомился с поэтом-революционером Гервегом, вскоре попавшего в поле зрения прусской полиции и высланным из страны. Бакунин тоже попал под надзор властей. Друзья вместе уехали в Швейцарию. В Швейцарии В Цюрихе, где поселился Бакунин, у него появились новые друзья и знакомые, свободомыслящие люди, революционеры по убеждениям: профессор медицины Филипп Фридрих Фохт, его четверо сыновей, коммунист Вильгельм Вейтлинг и другие.

Русское правительство, узнав о круге общения и деятельности Бакунина, потребовало его возвращения в Россию. Бакунин ответил отказом. Тогда в 1844 г российское правительство лишило Бакунина дворянского звания и прав состояния, все его имущество в России конфисковали в казну, а в случае возвращения на родину, пригрозили отправить в Сибирь на каторгу.

Между Парижем и Брюсселем

Несколько лет Бакунин жил то в Париже, то в Брюсселе, то в Праге. В Брюсселе произошло его знакомство с польским революционером-эмигрантом Иохимом Лелевелем, который уже имел опыт участия в вооруженном восстании в Польше. Этот человек сильно повлиял на дальнейшую деятельность Бакунина. В Париже он познакомился с К. Марксом, его идеями. Однажды (1847) на банкете Бакунин произнес нелицеприятную речь в адрес русского правительства. Русский посол настоял на выдворении его из Парижа, но он туда еще возвращался во время , чтобы принять в ней участие. В Праге он продолжил развивать свои идеи о всеславянской федерации и о правах всех граждан на свой участок земли.

Пражское восстание

Когда летом 1848 года началось Пражское народное восстание, Бакунин принял в нем активное участие. После его подавления вынужден был уехать в Германию, где продолжил свою деятельность, издал «Воззвание к славянам» на немецком языке, главная идея которого - всеобщая федерация европейских республик.

Возвращение на родину

В 1849 г. Бакунин был арестован как один из руководителей Дрезденского восстания и приговорен к смертной казни, замененной потом пожизненным заключением. Выданный саксонским правительством Австрии, он вторично судим - уже за Пражское восстание - и снова получил приговор о смертной казни, тоже замененный пожизненным заключением. В 1851 г. австрийское правительство выдало Бакунина России. Он попал сначала в Петропавловскую (1851 - 1854), затем Шлиссельбургскую (1854 - 1857) крепости. Будучи в заключении, Бакунин написал свою знаменитую «Исповедь», где изложил собственную позицию относительно революционного движения и славянского вопроса.

В Сибири

Пробыв семь лет в заключении, Бакунин был переведен в Сибирь, на поселение до конца жизни. О смягчении наказания все эти годы упорно хлопотала семья революционера. В Томске он женился на 18-летней полячке Антонине Квятковской. Она была из дворянской семьи, проживавшей по соседству с Бакуниным. В Томске сохранился его дом на улице, названной в честь Бакунина. В дальнейшем его перевели в Иркутск, откуда в 1861 году Бакунину удалось сбежать в Англию (через Японские острова и Америку). В Лондоне его встретил Герцен и принял в состав редакции «Колокола».

Эмиграция

В Англии Бакунин написал обращение к славянам, в котором призывал их к мирной федерализации всех славянских народов на основе свободной воли. В другой его работе (1862) «Народное Дело. Романов, или Пестель?» он выразил мысль о том, что русский император , чтобы выполнить свое предназначение, мог бы созвать земский собор и принять программу о «земле и воле», и тогда народ и передовые люди России поддержали бы его, а не Пугачева или Пестеля.

Живя в Италии (1862 - 1863), Бакунин создал несколько социалистических организаций, написал программный документ под названием «Революционный катехизис». Когда в 1864 г. Карл Маркс учредил в Лондоне Интернационал, Бакунин в него вступил (1868), но его анархические взгляды и борьба за главенство в интернациональном союзе рабочих, привели его в оппозицию к Марксу, а потом и к расколу всей организации.

В Цюрихе Бакунин основал журнал «Народное дело», в первом же номере которого были обнародованы его мысли о том, что свобода личности возможна только на основе материализма и атеизма, что земля должна быть передана земледельческим общинам, а фабрики и капиталы - рабочим, что необходимо уравнять в правах мужчин и женщин, упразднить институт семьи и брака.

Последние годы

Несколько лет (1872 - 1876) Бакунин снова жил в Италии, но перед смертью переехал в Берн (Швейцария). Своим друзьям он объявил, что собирается тут, в Берне, умирать. Так и произошло, он умер в 1867 году. Похоронили Бакунина на кладбище Бремгартен. На похороны съехались поляки, немцы, швейцарцы - больше двухсот человек. И ни одного русского.

Михаил Александрович Бакунин (родился 30 мая (18 мая) 1814 года, село Прямухино Новоторжокского уезда Тверской губернии, Российская империя — умер (1 июля (19 июня) 1876 года, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.

Один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.

Если Бог - всё, то жизнь и человек - ничто.

Бакунин Михаил Александрович

Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию.

В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как "алгебру революции". Ключевой момент его жизненного пути в этот период — публикация в 1842 в журнале "Немецкие ежегодники"("Deutsche Jahrbücher") статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: "Страсть к разрушению — творческая страсть". Царское правительство потребовало его возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в который он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль в работе Славянского съезда в июне 1848.

Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новый элемент — призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) освобождение славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу.

В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а затем на четыре года — в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, впервые опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за освобождение славян. В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон.

Оставшуюся часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала "Народное дело", но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов. Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее важные труды этих лет — Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и государство (1872), в котором религия и государство трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книга Государственность и анархия, оказавшая влияние на революционное движение в России. Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.

В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего индивидуализма в духе учения М.Штирнера, отрицал существование объективных исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством — вопреки вере Маркса в пролетариат. Следуя Руссо, Бакунин верил в "природу человека", свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом.