Психологическая энциклопедия. Гармонизации жизни: Ведение дневника по методу Айры Прогоффа
Одним из способов сбора качественных данных есть дневниковый способ изучения (diary study), разрешающий выяснить, как изменяется опыт и поведение потребителей с течением времени (от нескольких суток до нескольких месяцев, либо кроме того продолжительнее). Посредством особого ежедневника либо другого инструмента участники изучения фиксируют все собственные сотрудничества с тем либо иным продуктом/услугой.
период и Контекст времени сбора данных - это то, что отличает этот подход от вторых распространенных способов изучения аудитории (user-research methods), таких как опросы (surveys, сбор информации о опыте и предпочтениях пользователей) либо юзабилити тестирования (usability tests, наблюдение за конкретными моментами либо сотрудничествами в лабораторных условиях). Эти все так именуемые бюджетные предположения полевого изучения (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как подлинное полевое изучение, и могут служить только для приблизительной оценки.
- Способы изучения пользовательского опыта: что выбирать и в то время, когда применять?
В то время, когда применять дневниковый способ?
Изучить опыт и поведение пользователей в динамике достаточно тяжело в лабораторных условиях. Дневниковый же способ изучения легко разрешает вам осуществить это и выяснить, как изменяются:
- Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как как раз?
- Сценарии (usage scenarios): Как довольно часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их рабочие и основные операции процессы (направляться) для исполнения долговременных задач?
- мотивация и Отношение: Что побуждает людей к исполнению определенных операций? Каковы их мысли и эмоции?
- восприятие и Поведение: Как легко совокупность поддается изучению? Как изменяется лояльность клиентов с течением времени? Как они принимают бренд по окончании сотрудничества с соответствующей компанией?
- Путь клиента (customer journey): Что из себя воображают обычный путь клиента и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией при помощи каналов и различных устройств, таких как email, телефон, сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных одолжений?
Дневниковый способ изучения, в большинстве случаев, концентрируется на чем-то одном, в частности:
- Продукт/Сайт. Изучение всех сотрудничеств с сайтом (к примеру, интранетом) в течении месяца.
- Поведение. Сбор неспециализированной информации о поведении (к примеру, применение смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
- Действия характера. Как пользователи справляются с главными действиями (к примеру, обмен информацией при помощи социальных инструментов либо онлайн-шопинг).
- Конкретные действия. Как люди делают определенные действия (к примеру, приобретение нового автомобиля либо планирование отпуска).
- Новые тенденции поведения мобильных пользователей в изучении Гугл
Методика
Дневниковый способ изучения в большинстве случаев складывается из пяти этапов:
1. подготовка и Планирование. Выясните объект изучения и разбираемое поведение. Разработайте замысел-график, выберите инструменты для сбора данных, сделайте комплект участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.
2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу либо разговор по телефону с каждым из участников для дискуссии подробностей изучения. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что любой из участников ознакомлен с разработкой; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала изучения.
3. Заполнение издания. Для обеспечения действенного ведения издания участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте максимально конкретными касаемо того, какая как раз информация требуется от них.
Предоставьте четкие и подробные руководства с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных способа сбора дневниковых данных:
Запись данных на месте - самый простой способ сбора данных. Участников просят фиксировать все данные о собственных действиях конкретно в момент их совершения. Он совершенен тогда, в то время, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется при помощи устройств и каналов, талантливых обеспечить ввод структурированного долгого текста (email, анкетные формы, классические бумажные ежедневники, либо цифровые инструменты).
Кроме этого, как вариант, возможно применять аудио- либо видео-ежедневники, но их анализ может "настойчиво попросить" расшифровки.
Сниппет-техника - участники изначально записывают коротко лишь самую основные данные о собственных действиях и передают ее при помощи электронной почты, текстовых сообщений, Twitter либо Facebook. После этого уже, в конце дня либо в то время, когда у них находится время, они детально останавливаются на каждой записи. Таковой 2х-этапный способ гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и так не будет забыта участником), но одновременно с этим от людей не нужно предоставления громадного количества подробностей, что возможно изнурительным и неестественным в определенных обстановках.
4. Интервью по окончании проведения изучения. Оцените данные, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для дискуссии записей в подробностях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их покинуть отзыв о собственном опыте участия в изучении, дабы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.
5. Анализ данных. Потому, что дневниковый способ изучения относится к разряду долгих, он генерирует большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении изучения. Как оно начинается и изменяется со временем? Что содействует такому поведению?
В случае если объектом вашего изучения есть конкретный продукт либо услуга, посмотрите на целый путь пользователя.
- Как применять способы качественных изучений для оптимизации конверсии?
Мотивирование участников изучения
Дневниковый способ изучения требует от участников временных затрат и определённого внимания. Чтобы получить нужный уровень вовлеченности, у участников должен быть некоторый стимул, привязанный к определенному количеству работ. Вознаграждение возможно разделено на пара частей, соответствующих этапам изучения (к примеру, 3 дня ведения ежедневника).
В сравнительно не так давно совершённом подобном изучении Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из разных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить особое ПО на пара персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и учавствовать в двух телефонных беседах (предварительный инструктаж и интервью по окончании проведения изучения).
Вознаграждение было поделено на 3 части, соответствующих определенным этапам изучения. В следствии показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.
Пара ответственных советов
Длительность изучения. Убедитесь, что длительность вашего изучения достаточна, дабы собрать все данные. Наряду с этим через чур затягивать его кроме этого не следует - участники смогут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности взятых данных.
Сделайте тщательный отбор участников. У них должно быть четкое познание, о чем идет обращение и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), каковые окажут помощь оценить уровень потенциальной отдачи от людей на протяжении изучения, и убедитесь, что они будут дешёвы в течение всего периода изучения.
Осуществляйте контроль входящие эти. Старайтесь сразу же оценивать данные по мере ее поступления. Это разрешит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и определить дополнительные подробности, пока участники еще не забывают их.
Совершите пробное изучение. Оно не должно продолжаться столько же, сколько и настоящее, а его эти - предназначаться для анализа. Его цель в том, дабы протестировать ваш замысел и связанные с ним материалы.
Попросите участников пробного изучения покинуть отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите после этого соответствующие коррективы.
- Количественные изучения Vs качественные: что нужнее для оптимизации конверсии?
Заключение
Не обращая внимания на то что дневниковый способ может "настойчиво попросить" значительно больше времени по сравнению с другими способами пользовательского изучения, он дает полезную данные о поведении клиентов в настоящем времени и в настоящих условиях.
Высоких вам конверсий!
По данным: nngroup.comimage source shitsuren
Случайные статьи:
Разведопрос: Игорь Викентьев про А.С. Пушкина, часть вторая
UX (User Experience, пользовательский опыт) - это широкая и все более растущая область знаний, но ее главные концепты в целом не изменяются. Разглядим…
Одним из методов сбора качественных данных является дневниковый метод исследования (diary study), позволяющий узнать, как изменяется поведение и опыт потребителей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев, или даже дольше). С помощью специального дневника или другого инструмента участники исследования фиксируют все свои взаимодействия с тем или иным продуктом/услугой.
Контекст и период времени сбора данных — это то, что отличает данный подход от других распространенных методов исследования аудитории (user-research methods), таких как (surveys, сбор информации о предпочтениях и опыте пользователей) или (usability tests, наблюдение за конкретными моментами или взаимодействиями в лабораторных условиях). Эти все так называемые бюджетные версии полевого исследования (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как истинное полевое исследование, и могут служить лишь для приблизительной оценки.
Когда использовать дневниковый метод?
Изучить поведение и опыт пользователей в динамике довольно трудно в лабораторных условиях. Дневниковый же метод исследования без труда позволяет вам осуществить это и узнать, как изменяются:
- Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как именно?
- Сценарии (usage scenarios): Как часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их основные операции и рабочие процессы (workflows) для выполнения долгосрочных задач?
- Отношение и мотивация: Что побуждает людей к выполнению определенных операций? Каковы их мысли и чувства?
- Поведение и восприятие: Насколько легко система поддается изучению? Как меняется лояльность клиентов с течением времени? Как они воспринимают бренд после взаимодействия с соответствующей компанией?
- Путь клиента (customer journey): Что из себя представляют типичный и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией посредством различных устройств и каналов, таких как электронная почта, телефон, веб-сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных услуг?
Дневниковый метод исследования, как правило, концентрируется на чем-то одном, а именно:
- Продукт/Веб-сайт. Изучение всех взаимодействий с сайтом (например, интранетом) на протяжении месяца.
- Поведение. Сбор общей информации о поведении (например, использование смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
- Действия общего характера. Как пользователи справляются с основными действиями (например, обмен информацией посредством социальных инструментов или онлайн-шопинг).
- Конкретные действия. Как люди выполняют определенные действия (например, покупка нового автомобиля или планирование отпуска).
Методология
Дневниковый метод исследования обычно состоит из пяти этапов:
1. Планирование и подготовка. Определите объект исследования и анализируемое поведение. Составьте план-график, выберите инструменты для сбора данных, произведите набор участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.
2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу или телефонный разговор с каждым из участников для обсуждения деталей исследования. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что каждый из участников ознакомлен с технологией; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала исследования.
3. Заполнение журнала. Для обеспечения эффективного ведения журнала участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте как можно более конкретными касаемо того, какая именно информация требуется от них. Предоставьте четкие и подробные инструкции с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных метода сбора дневниковых данных:
Запись данных на месте — наиболее простой метод сбора данных. Участников просят фиксировать всю информацию о своих действиях непосредственно в момент их совершения. Он идеален тогда, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется посредством каналов и устройств, способных обеспечить ввод структурированного длинного текста (электронная почта, анкетные формы, традиционные бумажные дневники, или цифровые инструменты). Также, как вариант, можно использовать аудио- или видео-дневники, однако их анализ может потребовать расшифровки.
Сниппет-техника — участники изначально записывают кратко только самую основную информацию о своих действиях и передают ее посредством электронной почты, текстовых сообщений, Twitter или Facebook. Затем уже, в конце дня или когда у них находится время, они подробно останавливаются на каждой записи. Такой 2х-этапный метод гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и таким образом не будет забыта участником), но в то же время от людей не требуется предоставления большого количества подробностей, что может быть утомительным и неестественным в определенных ситуациях.
4. Интервью после проведения исследования. Оцените информацию, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для обсуждения записей в деталях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их оставить отзыв о своем опыте участия в исследовании, чтобы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.
5. Анализ данных. Поскольку дневниковый метод исследования относится к разряду длительных, он генерирует довольно большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении исследования. Как оно развивается и изменяется со временем? Что способствует такому поведению? Если объектом вашего исследования является конкретный продукт или услуга, взгляните на весь путь пользователя.
Мотивирование участников исследования
Дневниковый метод исследования требует от участников определенного внимания и временных затрат. Чтобы получить необходимый уровень вовлеченности, у участников должен быть некий стимул, привязанный к определенному объему работ. Вознаграждение может быть поделено на несколько частей, соответствующих этапам исследования (например, 3 дня ведения дневника).
В недавно проведенном подобном исследовании Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из различных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить специальное ПО на несколько персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и принять участие в двух телефонных разговорах (предварительный инструктаж и интервью после проведения исследования).
Вознаграждение было разделено на 3 части, соответствующих определенным этапам исследования. В результате показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.
Несколько важных советов
Продолжительность исследования. Убедитесь, что продолжительность вашего исследования достаточна, чтобы собрать всю необходимую информацию. При этом слишком затягивать его также не стоит — участники могут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности полученных данных.
Произведите тщательный отбор участников. У них должно быть четкое понимание, о чем идет речь и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), которые помогут оценить уровень потенциальной отдачи от людей в ходе исследования, а также убедитесь, что они будут доступны в течение всего периода исследования.
Контролируйте входящие данные. Старайтесь сразу же оценивать информацию по мере ее поступления. Это позволит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и узнать дополнительные детали, пока участники еще помнят их.
Проведите пробное исследование. Оно не должно длиться столько же, сколько и настоящее, а его данные — предназначаться для анализа. Его цель в том, чтобы протестировать ваш план и связанные с ним материалы. Попросите участников пробного исследования оставить отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите затем соответствующие коррективы.
Название |
Принцип |
Опосредственное – Непосредственное (Косвенное - Контактное) |
По форме контакта |
Полевое - Лабораторное (Естественное - Экспериментальное) |
По условиям деятельности |
Открытое - Скрытое (Инкогнито) |
По характеру взаимодействия с объектом |
Включенное - Невключенное | |
Случайное - Целенаправленное | |
Сплошное - Выборочное |
По упорядоченности |
Произвольное - Структурированное | |
Констатирующее - Оценивающее |
По фиксации результатов |
Преимущества метода заключаются в том, что
1) собираются факты естественного поведения человека;
2) человек воспринимается как целостная личность;
3) отражается контекст жизни субъекта.
Недостатками являются:
1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями,
2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию,
3) отсутствие возможности повторного наблюдения,
4) фиксация результатов в описательной форме.
Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов и маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, или in пользуя технику фиксации наблюдаемых явлений. В возрастном психологии наблюдение часто оказывается основным методом исследования.
В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).
Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. В отличие от наблюдения, эксперимент изучает не спонтанные, а реактивные проявления человека. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. Т.е., что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей, проецируемых на результаты по крайней мере тремя людьми: самим испытуемым, экспериментатором-интерпретатором и создателем используемой методики (теста).
Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс; 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.
К недостаткам относятся 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).
Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Лабораторные опыты чаще касаются физиологических или нейропсихологических переменных. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы), и в условиях игровой деятельности («ку-! пить в магазине» различные овощи) .
Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным 13 .
Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам). Вариантом формирующего является психолого-педагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (после этой апробации метод начинает называться программой).
Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно.
Моделирование - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения: изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.
"Так, например, Е.В. Субботский, используя этот метод, успешно исследовал развитие морального поведения дошкольников. Для этой цели ребенка приглашали в комнату методиста-психолога в детском саду и рассказывали ему следующую историю. «Как-то раз в детский сад пришел дядя, позвал к себе маленького мальчика и попросил переложить шарики от пинг-понга лопаткой из ведерка в банку, пообещав ему за это конфету. А сам ушел в другую комнату. Мальчик хотел переложить шарики лопаткой, но у него не получилось. Тогда он переложил шарики рукой, хоть это и было запрещено, потом съел конфету. Как ты думаешь, правильно ли поступил мальчик?». Затем ребенок помещался в аналогичную описанной ситуацию, а экспериментатор осуществлял наблюдение через дырочку в экране, закрывавшем вход в комнату . В отличие от описанных ниже дилемм Ж. Пиаже, это эксперимент, а не моделирование, поскольку ребенок не воображает некоторую ситуацию, а реально попадает в нее.
Другим примером моделирования в психологии является применение дилемм (незавершенных историй), в которых испытуемый предположительно идентифицируется с героем рассказа, с последующим обсуждением сюжета. Так, в одной из историй, используемых в исследованиях великим швейцарским психологом Ж. Пиаже, один из персонажей, маленький Жан, нечаянно разбил поднос, на котором стояло десять чашек. А другой мальчик, Анри, вопреки запрету взрослых полез в буфет и тоже разбил чашку. Вопрос состоит в том, кого нужно сильнее наказать: Жана, который разбил десять чашек, или Анри, который разбил только одну, но зато нарушил запрет взрослых? .
Методы изучения высшей нервной деятельности детей
Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей нередко используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них можно выделить несколько приемов, зарекомендовавших себя как наиболее авторитетные (однако редко применяющихся психологами общего профиля) .
Условный рефлекс, основанный на глотательных движениях (аналог слюнного рефлекса у собак), был использован учеником И.П. Павлова Н.И. Красногорским для изучения детей первого и второго года жизни (поскольку традиционная техника регистрации слюноотделения требовала выведения наружу протока слюнной железы).
А.Г. Иванов-Смоленский в качестве индикатора условных рефлексов использовал хватательное движение руки младенца (в ответ на условный раздражитель ребенку предлагалась скользящая по баллону конфета). Им же была предложена методика исследования двигательных условных рефлексов на ориентировочном подкреплении (правильное нажатие на баллон сопровождалось появлением картинки) и методика, основанная на подкреплении словом (в ответ на условный раздражитель испытуемый нажимает на баллон при команде «нажми!», а затем - только на условный раздражитель, без словесного подкрепления командой)!
Для младенцев и детей раннего возраста являются адекватными методика исследования сосательных пищевых рефлексов и методика оборонительных защитных движений глаза, использующиеся Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой.
О.П. Капустник использовала также замену непосредственною раздражителя его словесным обозначением, что имеет большое значение для изучения взаимоотношений первой и второй сигнальной систем .
Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств .
Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то, чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.
Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband - испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети in, же располагаются внутри одной строки по порядку рождения.
Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные - отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки.
Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).
Метод приемных детей состоит в том, чтобы включить в исследование детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью или средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок-биологический родитель, ребенок-приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.
Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.
Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.
Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо, результаты его применения изложены в работах Д.Б. Эльконина. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).
1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутри-парно монозиготных и дизиготных близнецов.
2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».
3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого - нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.
4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие - с фактором среды.
Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы, представляющие собой вариант метода отдельного случая, предназначены для изучения жизненного пути человека, особенностей среды и наследственности, которые послужили импульсами для его духовного становления. Как правило эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.
Биографический метод - использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности .
Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни ординарного человека, содержит описание его развития и поведения, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой). Дневниковый метод основан на наблюдении (в сущности, представляет собой протокол наблюдений). Этот метод признан в психологии развития весьма авторитетным - многие известные психологи прошлого, например, Ж. Пиаже, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, создали свои теории, основываясь почти исключительно на наблюдениях за собственными детьми и внуками .
Для того чтобы дневниковый метод сделать более валидным, необходимо, устанавливая контроль за побочными переменными, соблюдать технику ведения дневника: поддерживать неведение объекта наблюдения, фиксировать результат наблюдения возможно скорее после того как оно было осуществлено, разделять факты и толкования, описывать сопутствующие обстоятельства .
Автобиография - это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Научная ценность применения данного метода ограниченна: процессы личностной динамики (психологические защиты) могут приводить к существенным искажениям в изложении фактов. Новейшие методы фиксации фактов биографии связаны с возможностями видеозаписи, что делает результаты более достоверными.
Собственно психологические методы
Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются чаще всего на предварительном этапе исследований.
1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака - феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например, аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании) . Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых. Интроспекция не может применяться при исследовании маленьких детей.
2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).
Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.
Социально-психологические методы (ранее называвшиеся коллективными методами исследования) включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.
1. Беседа - метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично. Беседа часто применяется в педагогической практике.
2. Интервью - особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой - ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки. Вариант интервью - учебный экзамен.
3. Анкетирование - получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются по а) содержанию вопросов, б) их форме - открытые и закрытые, в) формулировке вопросов, г) количеству и порядку следования вопросов.
Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.
4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе). Вариантом социометрии в дошкольном возрасте является известная методика «Два домика» .
Социометрия часто используется в изучении подростковых групп и их динамики.
Анализ продуктов деятельности (творчества) - опосредстванное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату) . Этот метод очень часто используется в психологии развития в различных формах и вариантах в зависимости от того, какого рода Продуктивная деятельность сформирована у субъекта. В психолого-педагогическом исследовании метод принимает форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека. В практической психологии успешно используется работа с графической или сказочной продукцией человека, а также как вспомогательный метод в моделировании (жизненного пространства, семейных отношений, внутриличностного конфликта и т.д.). Вариантами являются методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Звезды и волны». Для применения сказкотерапевтических приемов можно использовать систему сказочных зачинов, предложенных Б. Шелби.
Тестирование - краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тестирование чаще используют в психодиагностике, чем в научном исследовании (для установления интеллектуальных способностей человека или его профессиональных склонностей). Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.
В зависимости от изучаемой реальности тесты можно условно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются): 1. Тесты способностей; 2. Тесты умений и навыков; 3. Тесты восприятия; 4. Мнения (интересы, социальные установки); 5. Эстетические тесты; 6. Проективные тесты; 7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях); 8. Игровые тесты. Существуют стандартизованные критериально-ориентированные батареи тестов, разработанные для решения конкретных практических задач (например, для диагностики психологической готовности к школе, школьных умений и навыков, нейропсихологических особенностей детей) .
Тесты очень экономичны, однако мало надежны и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).
Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток Дж. Келли) представляют собой группу максимально индивидуально-оринтированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Эти методы часто используются для изучения самосознания личности, требуют компьютерной обработки и показаны только в работе с респондентами старше подросткового возраста.
Итак, методы психологии развития служат задаче изучения генезиса психических проявлений и их источников, они отличаются большим разнообразием в контексте изучаемой возрастной стадии и частно-психологической проблемы.
Вопросы и задания
1. В чем состоит специфика психологических фактов и какие методологические трудности это вызывает?
2. Как трансформируются общенаучные методы в психологии развития?
3. Какие заимствованные из других наук методы использует психология развития?
4. Попробуйте составить психологический портрет кого-либо из выдающихся писателей а) по впечатлению от его творчества, б) по его биографии. Постарайтесь обнаружить причины расхождений ваших заключений, полученных с применением метода анализа продуктов творчества, и метода биографии; аргументируйте их. Каково влияние, на ваш взгляд, событий детства писателя на его творчество и биографию?
5. Что такое идиографический и номотетический подходы; какой из них более адекватен предмету психологии развития на разных этапах ее становления?
6. Каковы основные трудности, возникающие при изучении психики ребенка?
7. Каковы особенности и ограничения исследования младенцев?
8. Почему в психологических исследованиях ребенка особое место занимает метод анализа продуктов деятельности? С какого возраста он может применяться?
9. Каким образом метод тестирования может вступать в противоречие с Конвенцией о правах ребенка?
10. О чем позволяют судить данные тестирования - о статистической, социальной или индивидуальной норме?
11. Можно ли использовать тесты умений, разработанные в Европе, для исследования детей-африканцев?
12. Дайте определение валидности.
13. Что такое репрезентативность?
14. В чем смысл метода предпочтения? Каковы его недостатки?
15. Что такое контекстуальность психологического явления?
16. Перечислите качественные методы психологии развития. Каковы достоинства и недостатки этих методов?
17. Что такое лонгитюд?
18. В чем смысл формирующих методов?
19. Какие группы методов, использующихся в психологии развития, вы можете назвать?
20. Дайте определение наблюдения. Каковы границы его применения? Что составляет его достоинства?
21. Что изучает психологический эксперимент? Чьи субъективные особенности влияют на возможные искажения результатов эксперимента?
22. В чем особенности психолого-педагогического эксперимента?
23. Приведите примеры психологического моделирования.
24. Как используется метод дилемм? Приведите примеры.
25. Перечислите методы исследования высшей нервной деятельности детей.
27. В чем общность психогенетических методов?
28. В чем суть метода приемных детей?
29. Сравните метод контрольных близнецов и метод близнецовой пары, метод контрольных близнецов и метод контрольного близнеца.
30. Что такое исторические методы в психологии?
31. Раскройте суть патографического метода, проиллюстрируйте его.
32. Приведите примеры использования дневникового метода. Как можно повысить его валидность?
33. Каковы недостатки автобиографического метода? Как можно увеличить его достоверность?
34. Почему интроспекцию нельзя использовать при исследовании маленьких детей?
35. С какого возраста можно использовать методы анкетирования в работе с детьми?
36. В чем разница использования метода анализа продуктов деятельности в педагогике и психологии развития?
37. Приведите примеры использования сказочных зачинов в психологической практике.
38. Какие виды тестов вы знаете? Каковы недостатки тестовых методов?
Изучение индивида, обычно ребенка, посредством ежедневной фиксации его поведения. Обычно используется в лонги-тюдных исследованиях развития речи.
Смотреть значение Дневниковый Метод в других словарях
Метод
— м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. -дический, порядочный, правильный, основательный, постепенный;........
Толковый словарь Даля
Метод
— (нов. офиц.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. методический, напр. методбюро.
Толковый словарь Ушакова
Дневниковый Прил.
— 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: дневник, связанный с ним. 2. Свойственный дневнику, характерный для него.
Толковый словарь Ефремовой
Метод М. И Устар. Метода Ж.
— 1. Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-л. области деятельности.
Толковый словарь Ефремовой
Метод...
— 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: методический (методбюро, методкабинет, методобъединение и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой
Аналитический Метод Прогнозирования
— Метод прогнозирования, основанный на получении экспертных оценок путем логического анализа прогнозной модели.
Политический словарь
Бихевиоральный Метод
— (от англ. "бихевиор" - поведение) - в политологии предполагает исследование политических явлений и процессов через анализ поведения индивидов и групп при исполнении........
Политический словарь
Дельфийский Метод, Метод Делфи
— Метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего........
Политический словарь
Матричный Метод Прогнозирования
— Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц........
Политический словарь
Метод
— - средство анализа, способ проверки и оценки знания.
Политический словарь
Метод Деструктивной Отнесенной Оценки
— Метод коллективной генерации идей, реализуемый посредством двух разнесенных во время сессий, первая из которых полностью подчиняется правилам коллективной генерации........
Политический словарь
Метод Индивидуальной Экспертной Оценки
— Метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации одного эксперта.
Политический словарь
Метод Интервью
— Метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме "вопрос -- ответ".
Политический словарь
Метод Исторической Аналогии
— Метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии.
Политический словарь
Метод Коллективной Генерации Идей
— Метод коллективной экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного........
Политический словарь
Метод Коллективной Экспертной Оценки
— Метод прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной объективированной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных, независимых оценок, вынесенных........
Политический словарь
Метод Математической Аналогии
— Метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием........
Политический словарь
Метод Построения Прогнозного Сценария
— Аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при........
Политический словарь
Метод Прогнозирования
— Способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Примечание. Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования.
Политический словарь
Метод Психо-интеллектуальной Генерации Идей
— Метод индивидуальной экспертной оценки, при котором выявление экспертной оценки осуществляется с помощью программированного управления, включающего обращение к........
Политический словарь
Метод Управляемой Генерации Идей
— Метод коллективной генерации идей с использованием целенаправленного интеллектуального воздействия (усиливающего или подавляющего) на процесс генерации идей.
Политический словарь
Метод Эвристического Прогнозирования
— Аналитический метод прогнозирования, состоящий в построении и последующем усечении дерева поиска экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики.
Политический словарь
Метод Экспертных Комиссий
— Метод коллективной экспертной оценки, состоящий в совместной работе объединенных в комиссию экспертов, разрабатывающих документ о перспективах развития объекта прогнозирования.
Политический словарь
Опережающий Метод Прогнозирования
— Метод прогнозирования, основанный на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в общественной практике.
Политический словарь
Патентный Метод Прогнозирования
— Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке (по принятой системе критериев) изобретений и исследовании динамики их патентования.
Политический словарь
Публикационный Метод Прогнозирования
— Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их публикования.
Политический словарь
Синоптический Метод
— Метод прогнозирования, основанный на анализе экспертами известного множества прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона с последующим их синтезом.
Политический словарь
Системный Метод В Политологии
— - рассмотрение политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Политический словарь
Сравнительный Метод В Политологии
— - сопоставление однотипных политических явлений и процессов и выявление их общих черт и специфики с целью нахождения оптимальных форм политической организации или путем решения задач.
Политический словарь
Статистический Метод Прогнозирования
— Фактографический метод прогнозирования, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования.
Политический словарь