Поэма мцыри краткое содержание по главам

Грустная и тонкая история мальчика бережно изложена в кратком содержании поэмы «Мцыри» для читательского дневника.

Сюжет

Русские военные, проходя через горы Кавказа, оставили маленького мальчика в старом монастыре, так как он был обузой. Мальчика назвали Мцыри и воспитывали монахи. Мцыри тосковал в невольном доме и часто смотрел из сада на потрясающую природу, раскинувшуюся вокруг и манящую на свободу. Мцыри сбежал в дикий лес и наконец ощутил счастье. Заблудившись, он увидел юную грузинку, шедшую за водой, и его сердце ёкнуло. Мальчику встретился барс, бой с которым оказался роковым для него. Монахи нашли его израненным и слабым и принесли в монастырь. Мцыри попросил отнести его в сад и еще раз взглянуть на Кавказ. Он не сожалел о своем побеге - за эти дни он был счастливее, чем когда-либо в жизни.

Вывод (моё мнение)

Свободолюбие - сидит в каждом человеке и живом создании. Держать его в неволе - преступление против жизни. Мцыри ни на что не променял бы свободу, которой он наслаждался в лесу, несмотря на страх быть растерзанным дикими животными. Нужно ценить каждый миг в жизни и расточать время попусту.

Знаменитая поэма Лермонтова – не очень крупное произведение, но, тем не менее, перед уроком у юных читателей не всегда есть время перечитывать его в оригинале. И не надо, ведь в подготовке к уроку можно использовать краткий пересказ «Мцыри» по главам. А для полного понимания замыслов автора мы рекомендуем обратиться к .

  1. Автор описывает место дальнейших событий: полузаброшенный монастырь, располагающийся около рек Арагвы и Куры. Здесь же появляется и первый из героев: старик-монах, единственный страж этого храма, забытый всеми.
  2. Однажды, проезжая из гор к Тифлису, русский генерал вёз пленного ребёнка. Хотя мальчику и было лет шести, он проявлял характер настоящего мужчины, гордо выдерживая испытания, упавшие на его плечи. Один монах из жалости забрал слабого и больного пленника в монастырь, где мальчик и рос. Когда казалось, что послушник уже смирился с пленом, герой поэмы исчез. Через несколько дней его находят, и он рассказывает произошедшее.
  3. Юноша (вот его ) рассказывает, что не сожалеет о содеянном побеге. Исповедью он хочет облегчить грудь, обнажить свою душу.
  4. Мцыри рассказывает о мечте увидеть родителей, родной край, пожить свободной жизнью. Хоть в монастыре и хотели приучить его ребёнком к смирению, у монахов этого не получилось.
  5. Юноша объясняет свою жажду к свободе. Это желание познать те чувства, которые бурлят в сердце молодых.
  6. Мцыри описывает великолепные пейзажи, увиденные им: бескрайние поля, величественные скалы и горы, снежный Кавказ, пробудивший в герое детские воспоминания.
  7. Герой вспоминает родные края: дом, отца и сестер, ущелье, где он играл, будучи ребёнком.
  8. «Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля» — объясняет юноша причину побега и рассказывает, что он совершил его во время грозы, пока монахи были испуганы.
  9. Мцыри бежал сквозь леса, не зная, где он и куда ему стремиться. Единственное, что вело героя – его глаза. И только спустя много часов, выбившись из сил, юноша лег и, услышав, что погони нет, успокоился и заснул.
  10. Пробуждается герой на краю бездны.
  11. Очнувшись ото сна, он осматривает природу, окружающую его. Красота поражает Мцыри, не видевшего ничего подобного, но жажда даёт о себе знать.
  12. Она приводит его к потоку горных вод. Утоляя жажду, он слышит шум шагов и, спрятавшись в кустах, видит прекрасную грузинскую девушку.
  13. Мимолётная встреча пробуждает во Мцыри неизвестное ранее, но так желаемое чувство – любовь. Воспоминанья тех минут юноша унесёт с собой в могилу.
  14. Герой невольно засыпает, и во сне ему приходит образ встретившейся грузинки. Проснувшись посреди ночи, юноша, движимый единственной целью попасть в родные края, отправляется в путь через леса. Но, потеряв горы Кавказа из виду, он сбивается с пути.
  15. Мцыри всеми способами пытается добраться до цели, выбраться из леса, но ему это не удаётся. Отчаяние всей своей сокрушительной силой обрушивается на юношу: он рыдает, грызёт землю. Но даже в момент великого отчаяния пленник не желает помощи людей.
  16. Юноша замечает перед собой поляну и мелькнувшую на ней тень. То был пустынный барс. Во Мцыри закипает воинственный дух его предков, и он в ожидании битвы хватает первый попавшийся сук.
  17. Брас, почуяв вражеский запах, замечает героя и быстрым движением бросается на него. Но юноша, предупредив бросок, отражает атаку, ранив зверя в лоб.
  18. Бой продолжается: барс прыгает на грудь героя, но тот быстрым ударом вонзает орудие в горло врага. В конце концов, Мцыри выигрывает схватку.
  19. Для юноши бой не прошел бесследно: шрамы на груди героя, оставленные зверем, заживит только смерть.
  20. Судьба сыграла с Мцыри злую шутку: распробовав блаженный вкус свободы, беглец вернулся туда, откуда начал свой путь – в монастырь.
  21. Герой понимает, что, то, чего он пытался достичь – несбыточная мечта, «болезнь ума».
  22. Удивлённый и огорчённый, отчаявшийся и разбитый, юноша лежит под палящим солнцем, наблюдая за сонной природой.
  23. На раненного и измождённого героя обрушивается предсмертные галлюцинации, и он засыпает.
  24. Так найден был беглец. Сам Мцыри не раскаивается в побеге. Единственное, что опечалило его, это то, что он не будет похоронен в земле родной, и никто не узнает об его истории.
  25. Огонь жизни сжигал юношу изнутри, он хотел увидеть, насладиться тем, что у него отняли. Но жестокою волею судьбы он вернулся туда, откуда бежал.
  26. Мцыри просит похоронить его в саду, откуда виден величественный и такой родной Кавказ.

Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог...» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестёр, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы. Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к Тифлису». Тот в пути занемог, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал». Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток». Его окрестили, скоро он должен принять монашеский обет.

Но однажды осенней ночью юноша исчезает. Три дня его ищут, потом «в степи без чувств нашли». Мцыри слаб, худ и бледен, «как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал». «И близок стал его конец, тогда пришел к нему чернец». Мцыри исповедуется: «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну я променял бы, если б мог». Его душа звала «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».

Мцыри не просит о прощении, говорит, что смерть его не страшит, спрашивает, зачем старик спас его от смерти еще в детстве. ...я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ - могил! Тогда, пустых не тратя слез, В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной. Увы! Теперь мечтанья те Погибли в полной красоте, И я как жил в земле чужой, Умру рабом и сиротой. Затем добавляет, обращаясь к старику: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб и сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, я также мог бы жить!

Мцыри рассказывает, что он видел на воле - пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны. Мцыри говорит, что убежал из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах, встает образ отца, отважного воина с гордым взором. Мцыри представляется звон его кольчуги, блеск оружия.

Вспоминает Мцыри и песни своих юных сестер и решает во что бы то ни стало найти путь домой. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил - и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей». На воле Мцыри любуется дикой природой, спускается р горному потоку, чтобы утолить жажду, видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились...» Девушка исчезает. Мцыри засыпает и видит ее во сне.

Проснувшись, продолжает путь, сбивается с дороги. На поляне видит барса, вступает с ним в бой, побеждает его. «Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков». Мцыри уважает своего противника: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!» Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому Мцыри понимает, что до родного дома ему уже не добраться и суждено погибнуть «во цвете лет, едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой» . Мцыри впадает в беспамятство. Его находят.

Мцыри не страшится смерти, опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. «Увы! - за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял...» Просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».

Основанная на реальной истории поэма о судьбе ребенка, попавшего в горный монастырь. Приболевшего мальчика пришлось там оставить, но вот монахом он так и не стал. Наоборот, он всегда мечтал о свободе, тем более что природа в тех краях прекрасна, её пейзажи и обитатели сами навивают мысли о воле. И вот Мцыри бежит из своей обители, бредёт по горам, сталкивается с опасностями, с дикими зверями. Через три дня его находят израненным, несчастного приносят в монастырь, где он, умирая, на вопросы монахов отвечает, что только в эти дни и был счастлив, только тогда и жил.

Произведение поэта об удивительном свободолюбии, о предназначении каждого. Не чувствовал себя Мцыри на своём месте в монастыре, и хотя побег принёс ему лишь гибель, юноша ни о чём не жалеет.

В самом начале поэмы поясняется, что вот на этом месте был монастырь, в котором произошли такие-то события. Точней, ещё сохранились полуразрушенные здания, но нет монахов, лишь последний здесь старец ухаживает за множеством могил. Старик забыт даже смертью, ему остаётся лишь вспоминать о прошлом, когда его страна цвела.
Однако рассказ читатель слышит не из уст старика, а от самого героя – Мцыри. И он говорит о том, что монах бы не сумел передать, понять и почувствовать.

Однажды сам генерал оставляет ребенка, который не смог бы дальше следовать за армией, в монастыре.

Несчастный Мцыри, выросший среди монахов, не мог побороть свою свободолюбивую натуру. Сбежав, он очутился во враждебном лесу, под прицелом тысячи звериных глаз. Но юноша не звал людей на помощь, ведь среди них он чувствовал себя чужим. То есть чужой и в обществе, которого он никогда не знал, чужой среди благочестивых (и скучных) монахов, чужой дикой природе. Сбившись с дороги, он сам забрёл в этот бескрайний и опасный лес.

У героя не было семьи, только мечты. Действительно, Мцыри трагический герой и своей судьбой, и своим ощущением жизни.

В пути он увидел мельком юную грузинку, которая несла кувшин с водой и прекрасно пела. В душе Мцыри пробудилось первое чувство любви. Встретился на воле герой и с яростным врагом – барсом. Хотя человек побеждает зверя, раны довольно опасны.

Так часто люди жаждут чего-то: славы, богатства, любви. Она не рады тому, что им дано, ничего не хотят видеть, всё готовы отдать ради своей мечты. Однако получив славу, страдают, а получив богатство, живут воспоминаниями, и получив любовь, от неё погибают. И всё же Мцыри правильно угадал своё предназначение – быть свободным человеком. Никакие трудности не заставили его повернуть к монастырю, он не раскаялся ни в чём. На воле он готов был бы претерпеть все сложности.

В последней строфе герой понимает, что осталось ему лишь последнее желание. И это – сад. Мцыри просит, чтоб его перенесли на любимое место в саду, где он так долго мечтал о воле. Он помнит, как густа трава, как душист воздух… Каждую мелочь! С этого места он последний разок сможет взглянуть на Кавказ. Его вольная душа устремляется туда – на свободу. И главный герой уйдёт без сожалений и без проклятий.

Глава 1

Несколько лет тому назад, в месте, где текли две реки Арагва и Кура, стоял монастырь. Сейчас он заброшен и разрушен. За развалинами и могилами тамошних царей, ухаживает одинокий старик - сторож. Те самые цари, когда-то отдали свой народ во власть России. С той поры, Грузия процветает.

Глава 2

Как-то раз, мимо этой обители проезжал русский генерал, он вез с собой пленного ребенка, который заболел в пути. Генерал оставил своего пленника в монастыре. Монахи занялись его воспитанием. Ребенок рос нелюдимым, ни с кем не разговаривал. Он все тосковал по своему родному краю. Мцыри – так прозвали мальчика, однажды сбежал от монахов. Его долго искали, но нашли. Юношу принесли в монастырь изможденным. Близился его смертный час, монах пришел поговорить с Мцыри.

Глава 3

Юноша начинает свою исповедь. Мцыри сетует на свою невольную жизнь. Говорит о том, что все время тосковал по родным местам. Что его жизнь очень коротка, и он не успел ее толком прожить.

Глава 4

Глава 5

Затем, юноша говорит, что не боится смерти, его не долгая жизнь была бесполезной. Умирать совсем не страшно. Мцыри опять говорит монаху, что тот прожил жизнь, а он сам так и умрет молодым, на чужбине.

Глава 6

Потом он говорит старику о красотах природы, которую он видел на воле. О том, как она прекрасна. Когда, Мцыри смотрел на Кавказ, ему становилось легко и хорошо.

Глава 7

Юноша вспоминал свой отчий дом, отца, сестер. Родной аул и его жителей, он тоже помнил.

Глава 8

Затем он спрашивает монаха, что по его мнению делал Мцыри, когда сбежал из обители. И тут же сам отвечает, что эти три дня, он жил. Жил по-настоящему, эти дни не сравнятся с безвольным существованием в монастыре.

Глава 9

Когда Мцыри убегал, монахи все попрятались от грозы. Поэтому ему удалось спокойно уйти. Но когда он оказался на воле, он побежал, как зверь. Он бежал и наслаждался свободой. Когда юноша убедился, что за ним нет погони, он прилег отдохнуть.

Глава 10

Наступило утро, Мцыри очнулся ото сна, и увидел, что лежит на краю пропасти. Он испугался, но в то же время он слушал звуки природы, и успокаивался.

Глава 11

Затем Мцыри говорит о том, как был прекрасен «божий сад», в котором он оказался. Какие красивые виноградники там стояли, как пели птицы. Как он прислушивался к земле. Потом юноша захотел пить.

Глава 12

Тогда, Мцыри стал спускаться к потоку воды, с высоких плит. Он не боялся сорваться в пропасть, он лишь хотел пить. Услышав шаги, он спрятался. Из-за кустов он увидел милую девушку, которая пела песню. Ее голос и теперь звучит в голове юноши.

Глава 13

Глава 14

С такими думами он заснул, во сне ему привиделась прекрасная грузинка. От этого Мцыри проснулся. Он решил во что бы то ни стало, отыскать родную сторону. Голод одолевал юношу, он пустился в дорогу, и сбился с пути. Была ночь.

Глава 15

Мцыриоказался ночью в густом лесу.ММцыри оказался в кромешной тьме и в густом лесу. Он с большими усилиями шел через непролазный терновник, но все-таки заблудился. От отчаяния он упал на землю, и стал ее грызть. Мцыри рыдал, он не просил помощи у людей. Он считал, что для них – он зверь.

Глава 16

Юноша лежал и плакал, он не считал это постыдным поступком. Он не стеснял плакать. Вдруг из чащи леса появился барс с добычей. Мцыри испугался и подготовился к битве.

Глава 17

Юноша ждал нападения, когда барс его заметил, Мцыри уже был готов. Животное прыгнуло на юношу, но тот ударил его в лоб толстым суком. Барс застонал и опрокинулся, начался смертельный бой.

Глава 18

Потом барс кинулся на грудь Мцыри, а тот пронзил колом его шею. Животное и человек сцепились мертвой хваткой, но уже на земле. Барс выл, рычал. Мцыри тоже почувствовал себя диким зверем и заревел. Юноша одолел противника.

Глава 19

Затем Мцыри говорит монаху о своих шрамах на груди, которые остались после схватки с барсом. Сметь должна заживить эти раны. Когда он их получил, то не чувствовал боли. Он шел по лесу, и думал, что судьба смеется над ним.

Глава 20

Когда юноша вышел из лесу, настал уже день. Впереди он увидел аул, он показался Мцыри знакомым. Осмотревшись, что вышел к тому месту, где стоял монастырь, из которого он сбежал. Юноша понял, что не найдет родного края никогда.

Глава 21

Мцыри говорит, что даже конь может найти обратный путь домой, а он не смог. Юноша сравнивает себя с темничным одиноким цветком.

Глава 22

Мцыри устал от палящего солнца, он был голодным. Красоты природы уже не казались такими прекрасными. Он уже не слышал звуков, а так хотел…

Глава 23

Было тихо и спокойно, вдали, Мцыри увидел стены монастыря. Юноша хотел подняться, но не было сил. Хотел закричать, но не смог. Он тихо умирал, казалось ему, что он лежит на дне реки и с ним говорит рыба. Она призывает Мцыри навсегда остаться здесь, говорит, что здесь ему будет хорошо. С такими мыслями, юноша потерял сознание.

Глава 24

Потом Мцыри нашли, в бессознательном состоянии. На этом, юноша закончил свой рассказ. Он лишь об одном сожалел, что когда умрет, его похоронят на чужбине, и никто о нем плакать не будет.

Глава 25

Мцыри прощается с монахом, просит подержать его за руку. Говорит, что после смерти окажется в раю, но с удовольствием бы поменял рай на то место, где жил в детстве, на родной дом.

Глава 26

Это произведение говорит о том, что человек не может жить на чужбине. Ему нужен родной дом, свобода. Каждый человек, рожден вольным. Люди бывают разными, одни могут не противится своей судьбе, и смирится с пленом. Мцыри, как вольный горец, не смирился с жизнью на чужбине. Оно и правильно, человек никогда не должен забывать свою Родину.

Все действия, происходящие в произведении, относятся к 1915-1918 годам. Место действий итало-австрийский фронт. Фредерик Генри – родом из Америки, но служит лейтенантом санитарных войск в итальянской армии

  • Пикуль

    Пересказ произведений Пикуля

  • Краткое содержание Чехов Медведь

    Елена Ивановна Попова жена помещика. Она имеет несчастье стать вдовой. Женщина находится в глубокой скорби, но реальность заставляет ее оторваться от своей скорби.