Первые русские князья: Рюрик. Приход рюрика на русь

Правление Рюрика и его братьев, первых князей Древней Руси, считается одним из самых загадочных явлений в истории, которое обросло легендами, догадками и спорами.

Был ли он варягом или он вместе с братьями родился на территории современной России – об этом ученые спорят до сих пор.

Ясно одно, именно с Рюрика началась династия великих древнерусских правителей.

Князь Рюрик – годы жизни и правления, краткая биография

Дату рождения Рюрика относят к 817 году. Подробности жизни молодого человека до прихода на Русь практически неизвестны, можно лишь догадываться, кем был он и его братья, Синеус и Трувор.

Абсолютно ясно одно – в 862 славяне призвали варягов править в своих землях и защищать от набегов других племен, в том числе от викингов, которые опустошали земли Европы несколько веков подряд. Эта дата является началом будущей России.

Правил варяг до своей смерти в 879 году, после власть перешла к его другу и дружиннику Олегу, который также имел варяжское происхождение.

Споры о происхождении Рюрика

В данный момент существует множество теорий о происхождении и национальности первого князя, вплоть до полного отрицания его существоввания и его братьев.

По нормандской версии происхождения, первый князь был датским викингом Рёриком Ютландским, братом изгнанного короля, Харальда Клака из города Хедебю. В скандинавских летописях есть упоминания о том, что воин участвовал в походах против короля Хорика, а также совершал набеги вместе с другими викингами во Фризии, пытался покорить Ютландию.

По версии шведских ученых, Рёрик в 60-х годах IX века совершает набеги на территории славян и покоряет их. Примерно в эти годы пропадает вся информация о Рёрике, что говорит в пользу теории о скандинавском происхождении князя.

Стоит отметить: одной из жен Рюрика была норвежская королева Ефанда, мать будущего князя Игоря. Также некоторые историки считают ее сестрой легендарного князя Олега, что опять же говорит в пользу нормандской теории.

Существует теория, что первый русский князь имеет западнославянские корни и происходит из племени вагров. Он имеет новгородское происхождение по своей матери Умилы, отцом является неизвестный финский князь. После смерти отца финские земли перешли к его сыновьям – Рюрику, Синеусу и Трувору. Эта версия вызывает сомнения у многих историков, многие даже считают ее фальсификацией.

Бытует версия, что Рюрика не существовало на самом деле. Историки предполагают, что так назывался племенной род варягов Ререк. Так, одна из династий ободритов носила имя Ререк.

В последнее время современники приходят к мнению, что Рюрик являлся датским Рёриком Ютландским.

Княжение Рюрика

Согласно Новгородской летописи викинг сначала правил в Старой Ладоге, а после завоевал Древний Новгород. В летописных источниках мало сведений о правлении первого князя, тем не менее краткий исторический портрет составить можно.

Сам он правил только в Старой Ладоге и Новгороде, его братья в Изборске и Белоозере. Легендарные дружинник Рюрика, Аскольд и Дир, были отправлены в Киев.

Интересный факт: Аскольд и Дир покорили Киев, а потом пошли в поход против Византии, где по летописям приняли христианство. Позднее Вещий Олег расправился с варягами и захватил Киев, сделав его столицей Древнерусского государства.

Отмечается, что в 864 году произошло восстание против варягов. Его подняли новгородские бояре и торговцы, недовольные политикой викингов. Восстание было жестко подавлено.

Братья Рюрика

Синеус и Трувор, варяжские братья Рюрика, еще более таинственны, чем сам новгородский князь. По Никоновской летописи, это братья Рюрика, которые княжили вместе с братом: Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске.

Из летописных источников становится ясно, что братья скоропостижно умерли через 2 года после призвания. Их земли старший брат присоединил к своему княжеству под единую власть.

Некоторые историки считают, что братья вовсе не существовали. Они объясняют это неправильным переводом со старошведского языка. Синеус обозначает «свой род», переводом Трувора является «верная дружина». То есть, Рюрик пришел вместе с Синеусом – «своим родом» и Трувором – «верной дружиной».

Эта теория была популярна длительное время, пока филолог и скадинавист Мельникова полностью не опровергла эту теорию, доказав что Синеус и Трувор личные имена, часто встречающиеся в скандинавских рунах.

Приход Рюрика на Русь

Эпизод призвания варягов был описан в «Повести временных лет» XI века и вызывает полное доверие у историков. По нему славянские и финские племена: чудь, кривичи, словены, мери платили дань скандинавам – викингам, которые опустошали земли Европы повсеместно.

В IX веке племена дали отпор викингам и перестали им платить. Это событие породило междоусобицы и внутренние дрязги между племенами. Чтобы прекратить споры, племена договорились и решили пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варягов.

Смерть основателя династии русских князей

Князь умер в 879 году. По легенде он погиб во время битвы и был похоронен на северном берегу реки Луги. Вместе с телом захоронили коня, позолоченное седло и 40 бочонков серебра. Ученые до сих пор не могут найти точное место захоронения легендарного князя.

Одно из предполагаемых мест – это Шум-гора в Новгородской области.

Сакральный курган с причудливыми рунами и валунами является объектом национальной важности. Дата создания погребального кургана примерно VIII-X века.

Знаете ли Вы, что: администрация и местные жители категорично против проведения исследований и раскопок на территории кургана. А местные жители рассказывают об удивительных явлениях и звуках, похожих на плач, издаваемых курганом.

Что сделал Рюрик для Руси

В источниках мало информации о Рюрике и годах его правления.

Можно выделить несколько главных достижений князя:

  1. Основание династии царей, с сопутствующими знаками власти, передаваемыми по наследству.
  2. Подавление восстания в Новгороде в 864 году. По повести временных лет Вадим «Храбрый» вместе с боярами и купцами подняли восстание, которое было успешно подавлено.
  3. Объединение племен, земель и городов в единое государство под властью одного человека.
  4. Защита от набегов других варягов. Из источников становится понятно, что во время правления Рюрика скандинавы не совершали набеги на славянские земли.

Возможно, князь сделал больше, но летописные источники крайне скупы на изложение.

Кто правил после Рюрика

После смерти князя в 879 году, стал править Олег, дружинник (может быть родственник) Рюрика в качестве регента при малолетнем сыне первого варяга, Игоре. Олег получил прозвище Вещий, что означает мудрый, предвидящий будущее.

Во время своей деятельности Вещий Олег завоевал Киев, сделав его столицей и объединив его с Новгородом и Ладогой. Собрав армию, совершил поход на Константинополь, где заключил очень выгодный для Руси договор о беспошлинной торговле. В качестве доказательства покорения города Вещий Олег прибил свой щит к воротам Константинополя.

Смерть князя не менее таинственна, чем призвание варягов на Русь в целом. По Повести временных лет, князь Олег умер от укуса змеи.

Внешняя и внутренняя политика Рюрика – основные данные в таблице

Итоги правления первого князя можно выделить в следующие направления:

Личность Рюрика – это загадка истории, над которой бьются не только российские историки, но и скандинавские ученые. Великий варяг правил недолго, но оставил после себя ещё одного великого и мудрого правителя Вещего Олега, который не только завоевал Киев, но и укрепил власть Рюриковичей на всей территории Древней Руси.

В исторической науке принято считать, что история любого народа начинается с образования государства. Первое государство русских, а также украинце и белорусов было образовано в IX веке вокруг Киева их общими предками - восточными славянами. В IX веке у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства:

социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине, произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли, шел процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина;

политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; известны были такие союзы как «Держава волынян», союз племен во главе с Кием, объединение вокруг Новгорода во главе с Гостомыслом и другие;

внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражение внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно - Европейской равнине, с VI века они вели борьбу с многочисленными кочевыми племенам скифов, сарматов, гуннов, аваров, хазаров, печенегов, половцев и других.

Итак, к IX веку восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образования государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии. В Западной Европе их называли норманами или викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем, и вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли прийти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Подтверждение этого видно в «Повести временных лет»:

В лето 63701 (859). Варяги2 из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море, к варягам, к руси3. Те варяги назывались русью. Как другие зовутся шведами, а иные норманнами, а ещё иные готландцами. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь4: " Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".

И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозёре, а третий, Трувор, - в Изборске

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - пришельцы, а первое население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозёре - весь, в Муроме - мурома, и теми всеми владел Рюрик.

РЮРИК (годы правления: 862-879)

РЮРИК (IX в.) -- полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.

Согласно "Повести временных лет", в 862 г. уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди и веси решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу откликнулись три брата -- Рюрик, Синеус и Трувор. Старший -- Рюрик -- сел в Новгороде, Синеус -- на Белом озере, Трувор -- в Изборске. В некоторых поздних летописях встречается легенда, будто братья не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде Рюрик якобы женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Многие новгородцы, спасаясь от жестокостей Рюрика в 867 г. бежали в Киев. В период правления Рюрика прроизошло еще одно не мало важное событие, в 862 г. два варяга -- бояре новгородского князя Рюрика -- Аскольд и Дир вместе со своими родственниками и дружинниками отпросились у князя в Константинополь (то ли в поход, то ли на службу наемниками), но не добравшись до Константинополя остались править в Киеве. Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения своему родственнику Олегу. Ему же он поручил и заботы о своем малолетнем сыне Игоре.

Легенда о призвании варягов вызывала и вызывает дискуссии среди историков. Остается неясным, был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином из Южной Прибалтики. Местом, куда был призван Рюрик, кроме Новгорода называют также Ладогу. Остается неясным, было ли "призвание" добровольным или он захватил власть силой.


Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с IV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени "руриков" или "рауриков". Известны князья VIII-IX вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском п-ове. Имя Синеус образовано от кельтского слова "sinu" -- "старший". Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему "третий по рождению".

Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях -- результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (Синеус) и верной дружиной (Трувор).

Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно -- не раньше кон. XI- нач. XII вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций происхождения русской государственности (т.н. Норманнская теория).

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос «откуда есть пошла земля русская». Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Датчанин

По первой версии «наш» Рюрик - это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Швед

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом - Карелия, Эйстландом - Эстония, Курландом - Курляндия, Аустрвегом - Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик - это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) - «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба - ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика - родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски - «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами.
Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

Чеченец

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла статья под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь - это один народ.

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

Кто же он?

Вопрос о том, кем был на самом деле Рюрик (и был ли он вообще) является одним из «вечных» вопросов русской историографии. Научная полемика норманнистов и антинорманнистов продолжается, но, по мнению историка Игоря Данилевского, по большему счету, она бессодержательна, поскольку Рюрик уже персонаж легендарный.

Вплоть до конца XV века никто из русских князей не называл себя «рюриковичем», а история научного диспута на тему установления личности Рюрика восходит уже к более позднему времени - к XVIII веку, когда немецкими историками во главе с Герардом Миллером, работавшими в России по приглашению правительства, была выдвинута так называемая «норманнская теория».

С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, где написал, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов нет.

Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

В последнее время с новой силой развернулась дискуссия о происхождении российского государства, роли и этнической принадлежности варягов, прежде всего Рюрика и его братьев, которые, согласно летописным источникам, были призваны восточными славянами на княжение. Какие исторические факты скрывает это предание? Об этом журналист Александр Пронин попросил рассказать члена-корреспондента Российской академии наук Андрея Николаевича Сахарова .

И.Глазунов. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. Центральная часть триптиха. 1986 г.

– Появление Рюрика и его братьев в северо-западных русских землях – не просто версия, а историческая реальность, в которой вряд ли могут быть какие-то сомнения. К такому выводу пришла в последнее время историческая наука – и отечественная, и зарубежная. Сведения о приходе на Русь варягов отражены во многих источниках и прочно вошли в научный оборот.

Кстати, сам факт их княжения в Новгороде и в других русских городах не является чемто необычным, экстраординарным. Во времена Средневековья практика приглашения со стороны не вовлечённых во внутренние конфликты князей с дружинами была делом обычным, традиционным. Званые гости помогали останавливать кровавые междоусобицы и примирять враждующие стороны, на приглашённых воинов часто возлагалась и защита от внешней агрессии. Надо иметь в виду и постоянные давнишние связи восточных славян (ильменских, или новгородских) с землями, которые были заселены варягами, что также подтверждает реальность пришествия Рюрика на Русь.

Наконец, давайте вспомним о человеке, благодаря которому, собственно, до нас и дошло предание о Рюрике и его роде, – о летописце Несторе. Создатель «Повести временных лет» – совершенно уникального произведения в русском летописании – был не каким-нибудь полуграмотным шарлатаном, склонным к мистификациям и фальсификациям, а исследователем исключительно добросовестным, скрупулёзным. Там, где у него появлялись сомнения в достоверности происходившего, где он чувствовал налёт легендарности, обязательно делал оговорку. Обратитесь к тексту «Повести…» и убедитесь в этом. К тому же излагаемые им сведения подтверждаются и другими данными. Всё это и даёт нам право считать созданную им летопись основным и достаточно убедительным источником по истории Древней Руси.

– Итак, по словам Нестора, в 862 году состоялось призвание варягов на новгородские земли. К нам прибыли три брата с родами своими: Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик сел на княжение в Новгороде Великом, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. По смерти Синеуса и Трувора вся власть перешла к Рюрику. К какому же этносу принадлежали Рюрик и его братья? Долгое время считалось, что они были норманнами. Так ли это?

– Ни в коей мере. Этническая принадлежность Рюрика и его братьев стала предметом споров около двухсот лет назад. Между прочим, и сама версия о норманнском их происхождении появилась лишь в XVII столетии, совпав со шведским завоеванием русского Северо-Запада. Занятное совпадение, не правда ли? Оно легко объяснимо: шведам потребовалось обосновать свои притязания на исконные славянские земли, в частности приладожские – Ингерманландию. Из летописей же однозначно следует, что варяги – выходцы из южнобалтийского славянства, представители этноса, близкого к восточнославянскому, по сути родственного.

Н.Рерих. Заморские гости. 1901 г.

Если мы обратимся к труду Нестора, то увидим, что варягов он чётко отделяет от скандинавов. Среди самостоятельных этносов перечисляет такие, как урмане (норвежцы), свеи (шведы), дане (датчане), варяги. Заметьте: и речи нет ни о каком отождествлении варягов с первыми тремя этническими группами, которых Европа знала под именем викингов.

– Появилась, однако, теория, что пришедшие на Русь варяги представляли некий конгломерат искателей счастья из многих племён: и скандинавов, и балтов, и прочих. Этакий интернационал…

– Варяги действительно были «интернационалом», но славянским, достаточно однородным по своему корню (во всяком случае, в IX веке). Возможно, позднее в него добавились представители других национальностей, но ядро оставалось прежним – славянским. И Нестор указывает район расселения варягов – южное побережье Балтийского моря. Здесь, в устьях рек Лабы (Эльбы), Одры (Одера), Вислы, жили многочисленные племена южнобалтийских славян. В VIII–X веках они представляли довольно сильные племенные конфедерации, со своими князьями, дружинами, самобытной языческой религией. Это была уникальная цивилизация, во многом определявшая политический и этнический климат Южной Балтии (это часть территории современной Германии, Калининградская область и польское Поморье).

– Цивилизация, стёртая с лица земли?

– Совершенно верно. Эти славянские этносы исчезли в XI–XII веках, когда тевтоны захватывали их земли, огнём и мечом онемечивали. Кроме того, часть южнобалтийских славян поглотила польская нация. Оставшиеся мигрировали к восточным славянам, которых считали своими братьями по крови.

– А на чём основывается предположение о братских узах, соединявших варягов с нашими предками?

– На общности языка. Она стала основой тесных отношений. Не случайно Нестор говорит: славянский и русский языки суть «одно есть». Варяги же многократно упоминаются под именем Русь. Не только в наших летописях, но и в сочинениях западноевропейских, латинских хронистов упоминаются обитавшие в различных регионах Европы славянские племена, в корнях названий которых присутствует одинаковое созвучие: русичи, русины, рутены, руги… Огромный славянский мир, населявший большие территории и Восточной, и Западной Европы.

– Если пригласившие Рюрика и его родичей новгородцы (ильменские славяне) хорошо понимали их речь, знали нравы, обычаи, традиции и не считали иноплеменниками, тогда многое становится на свои места и описанные Нестором события перестают казаться фантастическими.

– Конечно. Языковое родство и другие признаки этнической близости и побудили новгородцев пригласить варягов. Это было вопросом элементарного здравого смысла, о чём нынешние защитники норманнской теории умалчивают. Вдумайтесь: кому придёт в голову звать к себе во властители чужеземцев, воинственных, жестоких и жадных (а именно такими остались викинги в памяти народов Франции, Великобритании и других европейских стран), с которыми вдобавок и объясниться-то трудно?

Это, однако, не значит, что отношения населявших русские земли народов с варягами были такими уж безоблачными. Они и воевали, и мирились, и торговали.

– Кроме родственного со славянами языка, какие ещё существуют аргументы в пользу южнобалтийского происхождения варягов?

– Их очень много. Обратимся снова к Нестору. Созданная им летопись свидетельствует, что он великолепно знал географию народов Европы. Но, последовательно перечисляя этносы и называя, кто где обитал, о поморских славянах он не обмолвился ни словом. О чём это говорит? Да всё о том же: южнобалтийские славянские племена известны были ему под именем варягов! Их место расселения он указал в районе южнобалтийского побережья.

Или вот ещё пример. Из летописи мы знаем, что в последней четверти X века, в период усобицы между сыновьями Святослава, князь Владимир бежал за море, к варягам, спасаясь от Ярополка. Давайте на миг предположим, что местом его изгнания была Скандинавия. Тогда, вернувшись с варяжской дружиной и победив около 980 года Ярополка, он, наверное, попытался бы утверждать в Киеве порядки, чем-либо напоминавшие норманнские, хотя бы отдалённо, например в области верований.

Владимир действительно проводит в жизнь религиозную реформу – я имею в виду реформу, предшествовавшую принятию христианства им и дружиной, а затем и всеми киевлянами и новгородцами. В дохристианский период, явно под влиянием впечатлений от пребывания на чужбине, он насаждал в благодарность варягам за помощь в завоевании Киева культ языческих богов, ничего общего с богами викингов не имеющих. В древнеславянских капищах нет и намёка ни на Одина, ни на Торна… Зато насаждается культ языческих богов во главе с Перуном, которому приносят человеческие жертвы, как у поморских славян – жертвы богу Световиту. Это, между прочим, главный бог южнобалтийских славян, вагров и ранов. Нельзя забывать, что именно варяжская дружина помогла Владимиру добыть престол.

Или возьмём имена. Приходится слышать утверждения, что Рюрик и прочие имена (скажем, Ивор), упомянутые в летописи и относящиеся к концу IX – началу X вв., – скандинавского происхождения. Да ничего подобного, они характерны и для поморского славянства, для балтов, пруссов…

– Кстати, о пруссах. Мог Рюрик быть прусским князем, о чём сейчас тоже говорят?

– В принципе, это не исключено. Пруссы были балтийским племенем. А балты и славяне – фактически двоюродные братья. Долгое время они представляли единую балто-славянскую общность, которая, сначала отсоединившись от германцев, в последние века первого тысячелетия сама начала разделяться. Так появились литовцы и латыши. Пруссы близки им. А проведённые недавно археологические раскопки в районе Калининграда дали новые материалы, подтверждающие тесные связи местных жителей с теми, что заселяли восточнославянские земли.

Однако есть существенное «но»: Нестор называет пруссов, считая их самостоятельным этносом. То есть с варягами он их не отождествляет. Тем не менее, даже не будучи пруссами, Рюрик и его братья могли выйти из прусской земли – археологи нашли свидетельства расселения поморских славян и на этой территории.

– Мы с вами говорим о варягах как о родичах наших предков. Но ведь известно, что Киев большой промежуток времени платил им дань, как, скажем, позднее – монголо-татарам. Выходит, вели себя поморские братья на Руси как завоеватели. Нет ли здесь противоречия со сказанным вами ранее?

– Современному человеку действительно такие отношения могут показаться странными. А в Средневековье это было нормальным делом. После того как родственник умершего Рюрика Олег (тоже варяг), опираясь на ильменских славян, кривичей, чудь и свою дружину, двинулся из Новгорода на юг и подчинил себе Смоленск, Любеч, а затем и Киев, объединив северную и южную Русь и образовав единое древнеславянское государство со столицей на Днепре, он заключил мир с варягами. И ради упрочения этого мира с 882 года выплачивал им дань: по 300 гривен ежегодно. Деньги эти должен был платить Новгород. Так Олег обезопасил границы Киевского государства на севере, развязав себе руки для более активной политики на юге. Но ведь выплату дани продолжали и его потомки, и длилось это по меньшей мере вплоть до княжения Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.). Полтора столетия получали её варяги от Руси.

И это ещё один аргумент против попыток выдавать норманнов за варягов. В Скандинавии в ту пору просто не было целостного государственного образования, стабильно существовавшего столь длительный период. Зато многие признаки государственности наблюдаются у южнобалтийских славян.

Какой из варяжских конфедераций платил Киев дань, в летописи не уточнено. Возможно, это были вагры. Во всяком случае, историк Татищев полагал, что от них-то и произошло название варяги.

– Однако единой варяжской державы в Балтии так и не сложилось. Способны ли были в таком случае варяги принести нам государственность?

– Утверждение, что государственность появилась на Руси с приходом варягов, – абсолютно ложное. Множество фактов свидетельствует, что она сложилась задолго до их призвания, и на северо-западных территориях, где со временем возвысился Новгород, и в поднепровских землях полян с центром в Киеве. Другой вопрос – в каких формах, насколько она была развитой. Но то, что государственность существовала, – несомненно.

Вот яркий пример. Летом 860 года Константинополь подвергся масштабному нашествию восточных славян – Руси. Его результатом стал заключённый византийским императором с северными «варварами» (они названы всё тем же именем – Русь) мирный договор. Договор дружбы и любви, включавший в себя такие характерные для межгосударственных отношений той эпохи обязательства, как выплата дани, привилегии купцам, приглашение русской дружины на службу. Ну а межгосударственные отношения без государства, сами понимаете, невозможны.

Уместен здесь, конечно, вопрос: с кем же мирились византийцы? Одни историки считают, что это были черноморские славяне, возможно, киевские поляне; другие настаивают на их северном, ильменском происхождении. По моему мнению, это был мощный союз племён во главе с государственным центром в Киеве, который только и мог в ту эпоху осилить столь масштабное военно-политическое предприятие, как поход на Византию. Можно вспомнить также факт из истории дипломатии: 838–839 годами датируется посольство русов (в данном случае речь идёт именно о восточных славянах) в Константинополь и во Франкскую империю. Активная внешнеполитическая деятельность – это ли не признак государственности?

– Некоторые авторы порой высказывают мнение, что раннее государственное образование под названием Русь первоначально возникло для обеспечения стабильности восточного торгового пути. Вы согласны с этой точкой зрения?

– Лишь отчасти. Роль пути «из варяг в греки» действительно была велика и безусловно повлияла на складывание древнерусского государства. Но преувеличивать её не стоит. Государственность не возникает из торгового предприятия, это всегда результат действия многих исторических факторов – социальных, политических, экономических, культурных, этнических, религиозных… Главное же заключается в том, что у восточных славян развивалось структурированное общество, со всеми присущими ему отношениями и институтами. Это развитие и привело к появлению государства Русь. А проходивший через его земли важнейший трансъевропейский путь лишь ускорил многие процессы.

Беседовал Александр Пронин

Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» гласит, что ровно 1153 года назад такие племена, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь призвали княжить в Новгород варяга Рюрика.

Призвание варягов - событие, с которого традиционно принято отсчитывать начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новогородскую и Киевскую Руси.

Варяги у власти

Летописец «Повести» называет причиной приглашения Рюрика междоусобицу, которая охватила жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда конкретно родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Михаил Ломоносов выводил его с варягами из пруссов. Он опирался на топонимы и поздние летописи. Русский ученый также принимал славянское происхождение Рюрика как непреложный факт. Так или иначе, он стал первыми летописно достоверным русским князем.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век) Фото: Commons.wikimedia.org

В 862 году, если верить летописи, три родных брата из варягов - Рюрик, Синеус и Трувор - пришли править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор - в Изборске, а вот Рюрик, по некоторым данным, поселился в Ладоге, по другим - в Новгороде.

При этом предание о призвании варягов может быть ничем иным, как юридическим обоснованием новой формы правления. Законная власть всегда должна быть одобрена общественностью, а согласно некоторым данным, старейшины на общем сходе приняли решение отказаться от народного правления и поставить над собой единого правителя, который смог бы справедливо вершить суд и защищать славян от набегов.

Вероятно, в действительности всё было несколько иначе. Варягов, предположительно, пригласили с целью защиты от варварских набегов и для прекращения междоусобицы. Приглашенные же военачальники могли понять, как богата земля, куда они пришли служить, и им захотелось больше. Не исключено, что против воли славян они и остались у власти.

Казнь Храброго

Позднее в летописях появляются свидетельства о том, что против варяжских правителей восстали новгородцы. Предводителем восстания стал некий Вадим Храбрый. Рюрик с братьями сумел подавить мятеж, а Храброго казнил. Синеус и Трувор, по всей видимости, погибли в этих сражениях. После этого Рюрик присоединил к Новгородской области их земли.

Двое варягов из дружины Рюрика, Дир и Аскольд, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев, где их наняли для защиты от внешних врагов. Там наемные варяги быстро превратились из защитников в правителей. Они смогли полностью захватить Киевскую городовую область.

Купеческое путешествие в Константинополь Аскольда и Дира состоялось позже, но превратилось в завоевательское. Варяги собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях они двинулись к византийской столице. Её они взять не смогли, поскольку, если верить свидетельствам летописца, греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю. Она потопила часть лодок захватичков, которые были напуганы случившимся. Они приняли решение обратиться в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении.

Уже ближе к 870 году на русских землях был Северный союз - с центром в Новгороде, а также Южный - со столицей в Киеве. Первым правил Рюрик, а во второй власть принадлежала Диру и Аскольду.

Первый из династии

Варяга, положившего начало отсчету династии Рюриковичей, не стало в 879 году. Новгородским князем после себя он оставил близкого родственника и друга Олега.

Рюрик в ходе своего правления сумел присоединить к русским территориями финские земли, а также территории, которые занимали разрозненные племена восточных славян.

Большинство славян отныне объединяли общие обычаи, язык и вера. Это способствовало образованию новой политической формации, когда во главе государства находится единовластный правитель. Рюрик не стал им, но был основоположником династии, правившей до конца XVI века. Последним из Рюриковичей на престоле стал царь Федор Иванович.

В сентябре 2015 года на центральной площади Старой Ладоги, на берегу Волхова, был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу. Многие исследователи склоняются к тому, что именно отсюда пошло объединение славянских племен и началась история России.

Рюрик на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот монумент стал первой скульптурой, которая увековечила основателя российской государственности. Ранее Рюрик в числе иных государственных деятелей был изображен только на памятнике «Тысячелетие России».