Отмена продуктовых карточек в ссср после войны. Сколько вешать в граммах? история карточной системы в ссср. Самый жесткий этап карточной системы в ссср

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 Г. И ОТМЕНА КАРТОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Именно сельское хозяйство оставалось самым уязвимым звеном послевоенной экономики.

Тяжелым ударом по деревне стала денежная реформа. 14 декабря 1947 г. и А. Ждановым было подписано постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б), в котором говорилось, что реформа проводится с целью укрепления рубля и изъятия из обращения большого количества фальшивых денег. Кроме того, это должно было воспрепятствовать спекулятивным элементам, накопившим значительные суммы за годы войны, скупать товары после отмены карточной системы. Обмен старых денег на новые производился с ограничениями, а именно - 10 рублей в старых деньгах на 1 рубль в новых. Переоценка вкладов населения в сберкассах и Госбанке осуществлялась на более льготных условиях - вклады размером до 3 тыс. рублей включительно оставались без изменения, т. е. переоценивались 1 рубль старыми деньгами на 1 рубль новыми. В постановлении 14 декабря 1947 г. отмечалось, что при проведении денежной реформы произойдут "известные жертвы". Объявлялось, что "большую часть жертв государство берет на себя. Ho надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более, что это будет последняя жертва". Реформа привела к принудительному изъятию денег у всех, кто каким-либо образом накопил значительные суммы. Пострадали в основном те, кто хранил деньги в "кубышках", вне государственных сберегательных касс. Больше всего среди этой категории населения оказалось именно сельских жителей.

Одновременно с денежной реформой была проведена отмена карточной системы. В СССР это произошло раньше, чем в других странах – участницах Второй мировой войны. Устанавливались единые розничные государственные цены на продовольственные и промышленные товары. При этом цены на хлеб, муку, крупу и макароны были снижены на 10-12%; а на мясо, рыбу, жиры, сахар, соль, картофель, овощи и кондитерские изделия сохранялись на прежнем уровне. Одновременно отмечалось, что цены на молоко, яйца, чай, фрукты, а также на ткани, обувь, одежду "слишком низки". После проведения в жизнь реформы и упразднения карточной системы цены на потребительские товары стали выше прежних нормированных, но ниже коммерческих, соответствуя условиям рынка. При среднем размере заработной платы в стране, не достигающем и 500 рублей в месяц, это означало, что большая часть населения далеко не сразу почувствует на себе "повышение уровня материального благосостояния", обещанного постановлением от 14 декабря. Тем не менее денежная реформа позволила оздоровить финансы государства и способствовала восстановлению экономики в целом.

В последующие несколько лет в СССР регулярно проводились снижения розничных цен на товары народного потребления. Как правило, объявлялось, что эта мера связана с "успехами, достигнутыми в области промышленного и сельскохозяйственного производства, ростом производительности труда и снижением себестоимости продукции". Однако в основе данной политики лежала перекачка средств из сельского хозяйства. В значительной степени снижение цен было подчинено политическим, а не экономическим целям. Оно вырастало из колониальной политики по отношению к деревне и приводило к еще большему ухудшению материального положения крестьян.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ВВЕДЕНИЕ КАРТОЧЕК

В соответствии с приказом Наркомторга Союза ССР за № 275 от 16 июля 1941 г. в целях установления твёрдого порядка и организации бесперебойного снабжения населения г. Москвы основными продовольственными и промышленными товарами в условиях военного времени и недопущения очередей предлагаю:

По продовольственным карточкам:

Хлеба, хлебобулочных изделий и муки, крупы и макарон.

Сахара и кондитерских изделий.

Масла животного, растительного и маргарина, мяса, мясопродуктов.

Рыбы и рыбопродуктов.

По промтоварным карточкам:

Хлопчатобумажных, льняных и шёлковых тканей, швейных товаров.

Трикотажных товаров.

Чулочно-носочных товаров.

Кожаной и резиновой обуви.

Мыла хозяйственного и туалетного.

[Продажу всех других продовольственных и промышленных товаров производить без карточек.]

2. Установить нормы отпуска по карточкам хлеба, крупы, макарон, сахара и кондитерских изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, масла животного и растительного согласно приложению № 2.

3. Установить, что продажа по карточкам хлопчатобумажных, льняных и шёлковых тканей, швейных товаров, трикотажных товаров, чулочно-носочных товаров, кожаной и резиновой обуви производится в пределах установленных норм отпуска этих товаров в одни руки по купонам карточек с предоставлением права выбора и покупки из перечисленных в приложении № 4 товаров, но не превышая следующего количества купонов:

Для рабочих и инженерно-технических работников....... 125 купонов

Для служащих.............................................................. 100 купонов

Для иждивенцев (включая детей и учащихся) ................... 80 купонов

Продажу мыла хозяйственного и туалетного производить по разовым талонам ежемесячно - по 1 куску хозяйственного и туалетного на 1 карточку.

4. Отпуск мясных блюд и хлеба в столовых производить по талонам продовольственных карточек в счёт установленных норм на хлеб и мясо в порядке, определенном прилагаемой инструкцией.

Распоряжение отдела торговли Мосгорисполкома «О введении в г. Москве карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары» №289 от 16 июля 1941 г.

«ТРЕБУЮТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ЖЕРТВЫ»

В СССР ликвидация последствий войны и денежная реформа проводятся не за счет народа. Количество занятых рабочих и служащих у нас не сокращается. У нас нет и не будет безработицы. Размеры заработной платы рабочих и служащих не только не снижаются, а наоборот - увеличиваются, ибо в несколько раз снижаются коммерческие цены, а на хлеб и крупу снижаются и пайковые цены, что означает повышение реальной заработной платы рабочих и служащих.

Все же при проведении денежной реформы требуются известные жертвы. Большую часть жертв государство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв приняло на себя и население, тем более, что это будет последняя жертва. Обмен наличных денег на новые, ввиду указанных ограничений, затронет почти все слои населения. Однако этот порядок обмена ударит прежде всего по спекулятивным элементам, накопившим крупные запасы денег и держащим их в "кубышках". Потери же подавляющего большинства трудящихся, связанные с обменом денег, будут кратковременны и незначительны и будут полностью перекрыты благодаря отмене высоких коммерческих цен и снижению существующих пайковых цен на хлеб и крупу.

Одновременно с проведением денежной реформы Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) решили провести отмену карточной системы на продовольственные и промышленные товары, отменить высокие коммерческие цены и перейти к продаже товаров по единым государственным ценам при снижении пайковых цен на хлеб и крупу. Тем самым для населения создаются большие материальные выгоды.

Отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары будет осуществлена на следующих основах.

Во-первых. Продажа продовольственных и промышленных товаров будет производиться в порядке открытой торговли без карточек.

Во-вторых. Вводятся единые государственные розничные цены взамен существующих коммерческих и пайковых цен.

В-третьих. Единые цены на хлеб и крупу устанавливаются на более низком уровне, чем нынешние пайковые цены, причем пайковые цены на хлеб снижаются в среднем на 12%, на крупу - на 10%, а по сравнению с нынешними коммерческими ценами снижаются более, чем в два с половиной раза.

В-четвертых. Единые цены на другие продовольственные товары в основном сохраняются на уровне действующих пайковых цен.

В-пятых. Единые цены на промышленные товары устанавливаются на несколько повышенном уровне по сравнению с низкими пайковыми ценами, а по сравнению с коммерческими ценами снижаются в среднем более, чем в три раза.

Таким образом, в результате денежной реформы, отмены карточек и перехода к открытой торговле по единым ценам население вместо ныне обращающегося рубля с пониженной покупательной способностью получит полноценный рубль. Упорядочение денежного обращения, рост производства товаров широкого потребления и розничного товарооборота сделают возможным снижение цен и в дальнейшем, т.е. приведут к новому повышению реальной заработной платы и доходов колхозников.

Постановление Совмина СССР, ЦК ВКП(б) от 14.12.1947 N 4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»

АФЕРА БЕРИИ

Берия признал, что перед проведением в 1947 году денежной реформы он поручил Людвигову тайно разместить в различных сберкассах значительную денежную сумму (более 40 тыс. рублей), чтобы избежать переоценки денег. Людвигов выполнил это преступное распоряжение Берия (т. л. д.).

Из Постановления Президиума ЦК КПСС от 1 июля 1954 г. о проекте обвинительного заключения на П. А. Шария, С. С. Мамулова, Б. А. Людвигова, Г. А. Ордынцева, и Ф. В. Муханова

РЕАКЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

С 30 ноября в городе Москве повысился спрос покупателей в коммерческих магазинах на продовольственные товары, пригодные для длительного хранения (копченая колбаса, сыры, балыки, консервированные продукты, масло, конфеты, чай, сахар и др.). В связи с этим по распоряжению Московской конторы "Главособгастроном" во всех магазинах с утра 30 ноября эти продукты были изъяты из продажи. Значительно повысился также спрос на водку, в результате чего магазины Московской конторы "Особгастроном" на 30 ноября выручили против обычных дней на 3 000 000 рублей больше. 1 декабря магазины этой системы закрыты ввиду выходного дня. Торгуют только два магазина №№ 5 и 19, в которых нормирован отпуск продуктов, например, масло продается по 100 граммов в одни руки. С 29 ноября увеличился приток посетителей в московские рестораны. Сумма выручки ресторанов возросла в несколько раз… предъявляется большой спрос на кондитерские изделия, особенно на шоколад. В "Восточном ресторане" отдельные лица в пьяном виде вынимали из карманов пачки денег и выкрикивали: "Вот сколько бумаги"

Из 12-ти магазинов "Ювелирторга" 1 декабря работает только 3 магазина. Остальные 9 магазинов закрыты на учет. В торгующие магазины были выпущены в продажу вещи, лежавшие в витрине 3-4 года, которые были проданы. В Скупочном ювелирном пункте поступило от населения золота всего лишь на 2 000 рублей…

Магазин № 8 имел 12 пианино, из которых с 1 октября по 28 ноября было продано только одно. 30 ноября и 1 декабря были проданы 11 пианино. Покупатели брали эти инструменты, совершенно не интересуясь их качественным состоянием. В этом же магазине имелось в наличии большое количество патефонов, которые в обычные дни реализовывались по 1-2 в день, а 1 декабря продано 100 патефонов. Также распроданы 4 аккордеона и 12 баянов, не имевшие ранее спроса. 1 декабря усилился также спрос покупателей на струнные инструменты: скрипки и дорогие гитары.

В магазине Узбекской промкооперации (Петровский пассаж) долгое время находились тюбетейки стоимостью от 150 до 350 рублей; 28, 29 и 30 ноября все тюбетейки были распроданы, несмотря на то, что даже в летний период спрос на них совершенно отсутствовал.

На рынках г. Москвы большой наплыв населения, желающего купить дорогостоящие вещи. Так, например, слесарь завода № 1 Уваров П. Е. купил отрез темно-синей шерсти за 3500 рублей. На вопрос, откуда у него такие деньги, он объяснил, что продал корову (...)

Из разговоров населения и по письмам, отправляемым из Ленинграда, распространившиеся слухи сводятся к следующему:

а) с 15 декабря будут отменены хлебные карточки и установлены средние цены между коммерческими и карточными. Высказывается предположение относительно норм отпуска продуктов и товаров в одни руки;

б) с 15 по 30 декабря будет проведена денежная реформа. При этом будут меняться все деньги с курсом замены одного рубля новых за два рубля старых. При этом меняться будут не больше двух окладов зарплаты на каждого человека;

в) курсируют также слухи о том, что деньги будут аннулированы и никакой замены не будет.

Этим объясняют выдачу зарплаты за ноябрь месяц досрочно.

Большое отрицательное влияние оказывают на жителей Ленинграда приезжающие москвичи за товарами в ленинградские магазины.

[Из] полученных от периферийных органов МВД данных видно, что источниками распространения слухов о предстоящей замене денег в ряде случаев являются работники финансовых органов. Так, МВД Украинской ССР сообщает, что 30 ноября с. г. гражданин Кашинчук, дочь которого работает в Киевской областной конторе госбанка, в разговоре со своими знакомыми заявил: "В госбанке, который помещается на Институтской улице, на днях происходило совещание представителей областных контор госбанка. На совещании в присутствии представителя из Москвы рассматривался вопрос об обмене денег".

Начальник УМВД Рязанской области сообщает, что "распространение слухов об обмене денег активно пошло после возвращения с совещания из Москвы торговых и финансовых работников Рязанской области".

Докладная записка министра внутренних дел СССР Круглова о распространении слухов о подготовке денежной реформы и реакции населения на эти слухи Товарищу Сталину И В товарищу Берия Л. П. товарищу Вознесенскому Н. А. товарищу Кузнецову А. А от 2 декабря 1947 г.

Карточки отоваривали за деньги, иногда и без них. Они вводились по разным причинам: в годы войн и неурожая, для борьбы с дефицитом, а иногда карточки предназначались для правящей, элитарной части общества, чтобы сильные мира сего получали продукты по особым, щедрым нормам.
Карточная система не была уникальным открытием Советского Союза. Еще в Древнем Китае во время бедствий населению раздавались длинные веревки с императорской печатью, и продавец ловко отхватывал кусочек во время каждой покупки. Система «пайков» и распределения продуктов существовала в Месопотамии. Однако повсеместно карточки на продукты стали внедряться только в годы Первой мировой войны. Австро-Венгрия и Германия таким образом регулировали спрос на мясо, сахар, хлеб, керосин, Франция и Англия - на уголь и сахар. В России земские организации и органы местного самоуправления тоже вводили карточки, одним из самых дефицитных продуктов был сахар - его массово скупали для производства самогона, да и значительная часть Польши, где находились заводы по производству сахара, была оккупирована неприятелем.
В 1920 - 40-е годы карточки стали верными спутниками каждого жителя СССР. Из 73 лет советской власти 27 прошли при карточной системе
По всей стране карточки на хлебопродукты были введены к началу 1929 года. По первой категории снабжались рабочие «оборонки», транспорта и связи, инженерные работники, верхушка армии и флота. Им полагалось 800 г хлеба в день (членам семьи - по 400 г). Служащие относились ко второй категории и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Талон «трудовой паек», 1920 год
Со временем карточки стали распространяться на мясо, масло, сахар и крупу. Сталин в письме Молотову излагал свои взгляды на рабочее снабжение: «Выделить на каждом предприятии ударников и снабжать их полностью и в первую очередь как продуктами питания и мануфактурой, так и жилищами, обеспечив им все права по страхованию полностью. Неударников разбить на две категории, на тех, которые работают на данном предприятии не меньше года, и тех, которые работают меньше года, причем снабжать первых продуктами и жилищами во вторую очередь и в полной мере, вторых - в третью очередь и по урезанной норме. На счет страхования от болезни и т. д. повести с ними примерно такой разговор: ты работаешь на предприятии меньше года, ты изволишь «летать», - изволь-ка получать в случае болезни не полную зарплату, а, скажем, 2/3, а те, которые работают не меньше года, пусть получают полную зарплату».
«Нетрудовые элементы»: торговцы, служители культов - карточек не получали
Окончательно карточки укоренились на всем пространстве СССР к 1931 году, когда вышло постановление «О введении единой системы снабжения трудящихся по заборным книжкам». Создание колхозов, массовый голод начала 30-х годов, строительство огромных предприятий стали для страны серьезным испытанием. Но уже после первой пятилетки положение нормализовалось. 1 января 1935 года карточки были отменены, население стало покупать товары в открытой торговле. Но, к сожалению, производство продуктов не стало больше, количество товаров не увеличилось. Провизию буквально негде было купить. Так что карточная система продолжала существовать вплоть до войны в скрытом виде. Так, в магазинах отпускали нормированное количество продуктов «в одни руки», появились гигантские очереди, население стали прикреплять к магазинам и т. д.


Карточка на хлеб. Саратов, 1942 год
С началом Великой Отечественной войны централизованное карточное распределение вводится вновь. 16 июля 1941 года появляется приказ Наркомата торговли «О введение карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в городах Москве, Ленинграде и в отдельных городах Московской и Ленинградской областей». Продовольственные и промтоварные карточки отныне распространялись на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.
Метр ткани «стоил» 10 купонов, пара обуви - 30, полотенце - 5
Рабочие, в зависимости от категории, получали 600 - 800 г хлеба в день, служащие - 400 - 500. Впрочем, в блокадном Ленинграде в самый голодный месяц - ноябрь 1941 года - нормы были урезаны до 250 г по рабочей карточке и до 125 г по всем прочим.


Карточка на хлеб. Ленинград, 1941 год
Промтовары тоже отпускались по специальным купонам. Рабочим полагались 125 купонов в месяц, служащим - 100, детям и иждивенцам - 80. 5 купонов давали право на приобретение полотенца, 30 - пары обуви, 80 - шерстяного костюма. При этом карточки и купоны были лишь документами, разрешавшими приобретение товаров по фиксированным ценам. За сами товары надо было платить «живыми» рублями.


Карточка на сухой паек, лит. «А». Москва, 1947 год
К 1943 году широкое распространение получило «литерное снабжение» по трем категориям - «А», «Б» и «В». В «литерных столовых» питались чиновники, журналисты, партийный актив, руководство силовых органов, что позволяло им, кроме горячего, получать дополнительно 200 г хлеба в день. На сельское население, кроме интеллигенции и эвакуированных, карточки не распространялись. Деревенские жители в основном снабжались талонами либо получали зерно натурой. Всего к концу войны на государственном снабжении находилось 75 - 77 млн человек.
Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году
Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонной системы, суть которой заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.


В магазине. Москва, 1990 год
Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии были внедрены и на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.


Карта талонов на табачные изделия для Москвы начала 1990-х годов
Талонная система стала сходить на нет в начале 1990-х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года.

Причина заключалась в росте цен на продук­ты питания и их остром дефиците, вызванном усиленным спросом на предметы продовольствия со стороны армии и их масштабными государственными заготовками (см. Заготовки сельскохозяйственной продукции государственные). Появлению карточной системы предшествовало введение регулирования губерна­торами и городскими управами цен на предметы первой необхо­димости в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел от 31 июля 1914. В 1915 в городах возникли комиссии по регу­лированию цен и продовольственные отделы. Органы городского самоуправления развернули самостоятельные заготовки с целью сдержать рост дороговизны. Заготовленные товары продавались насе­лению с минимальными наценками. Это не принесло ожидаемого эффекта, а только усилило ажиотаж на рынке. Во второй половине 1915-16 продовольственные управы городов начали нормирован­ное распределение товаров по продовольственным карточкам. По мере увеличения набора товаров, отпускаемых по карточкам, в большинстве городов появились целые продовольственные книжки, удостоверявшие право горожан на ежемесячное получе­ние в городских лавках определенного количества различных товаров.

В 1917 карточная система охватывала широкую номенклатуру товаров - сахар, мука, крупа, соль, мыло, спички и другое. Круг то­варов, распределяемых по карточкам, и нормы снабжения со временем могли меняться. В 1917 сельское население стало получать по карточкам сахар и некоторые другие товары через кооперативные продовольственные лавки. В сельской местности карточная система в годы Граж­данской войны не получила широкого распространения. В городском снабжении она, напротив, укрепилась. К нормиро­ванным товарам добавились водка, ткани, обувь. Во многих городах снабжали по карточкам мануфактурой, рыбой, мясом, овощами, керосином, дровами и др. Но выдача нормированных товаров осуществлялась крайне нерегу­лярно. Часто карточки не отоваривали из-за отсутствия запасов, выдавали товары по сниженным нормам, взамен одних товаров выдавали другие. Карточная система открывала широ­кие возможности для злоупотреблений. По сообщениям прессы, не только работники городских лавок, но и руководи­тели продовольственных управ, отвечающие за организацию закупок продо­вольствия, оказывались причастны к спекуляции. Населе­ние возмущали факты, когда карточки не отоваривались, а отсутствующие в городских лавках товары свободно продава­лись на рынке по спекулятивным ценам. Другим поводом для недовольства становилась сама организация распределения. До потребителей многие товары доходили ненадлежащего качест­ва, их получение часто было связано с простаиванием в больших очередях. Тем не менее подавляющая часть на­селения требовала ужесточения карточной системы.

В 1929 в городах СССР, в том числе расположенных в восточных регионах, введена нормированная продажа хлеба и других продовольственных товаров. Государство, искусственно поддерживая закупочные цены на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции на низком уровне, спровоцировало в 1927/28 хозяйственном году хлебный кризис. Перебои в снабжении хлебом в городских поселениях Урала, Сибири и Дальнего Востока возникли уже в 1928.

С введением карточек городское население разделялось на 4 категории: в 1-ю входили рабочие, пайщики пот­ребительской кооперации ; во 2-ю - рабочие, не состоявшие ее членами; в 3-ю - служащие, члены потребительской коопера­ции ; в 4-ю - дети, иждивенцы и все остальные. По по­вышенным нормам и в первую очередь снабжались те, кто имел карточки 1-й категории. Лишенные избирательных прав, не получали карточек. С 1931 было введено обес­печение населения по спискам (особый список, списки № 1, 2, 3), в которые местные власти включали различные ка­тегории населения. Деление осуществлялось не только по социальной принадлежности людей, но и по степени при­оритетности, важности их труда в общем народнохозяйственном комплексе, в жизни общества. Установленные нормы полу­чения продуктов по карточкам должны были обеспечи­вать необходимый минимум потребления. По карточке рабочего, включенного в список № 1, можно было ку­пить 800 г хлеба в день, 4,4 кг мяса, 2,5 кг рыбы, 3 кг крупы, 1,5 кг сахара, 400 г масла, 10 шт. яиц в месяц. Но «отоварить» карточки, т. е. выкупить продукты по этим нормам, удавалось далеко не всегда. Поступавших в сибирские города товарных ресурсов, как правило, не хватало, нормы выдачи сокращались, в магазинах необходимо было выстоять огромные очереди. Часто срок действия карточки оканчивался раньше, чем ее удавалось «отова­рить». В 1929-30 были введены карточки не только на продовольствие, но и на промышленные изделия повседневного спроса. Свободно купить любые товары в системе государственной торговли стало невозможно.

Данные о структуре розничного товарооборота отражают низкий уровень жизни городского населения Сибири в 1930-е гг. Покупки продовольствия составляли в общем товаро­обороте в 1933-37 56-60%, в том числе около 1/3 всех затрат на продовольственные товары шло на водку и другие алкогольные напитки. Из промышленных товаров, составлявших 40-44% розничного то­варооборота, покупались в основном готовая одежда, обувь, ткани, на покупки мебели приходилось только 0,5%, культтоваров - 4%.

Нормированное распределение товаров породило осо­бую систему торговли : закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие коллективы крупных предприятий или нескольких мелких. Рабочие и служащие по месту работы при­креплялись к ЗРК, где могли покупать товары народного потребления по так называемым заборным книжкам. Карточная система создала благодатную почву для различных махинаций, хищений и спекуляции. Постоянные проверки выявляли расхож­дения в числе прикрепленных к ЗРК и реально рабо­тающих на предприятии, количестве проданных продуктов и карточек, включение в особый и 1-й список лиц, не имевших на это права. Похищенные из нормированной тор­говли товары продавались на «черном» рынке. Помимо него существовала система коммерческой торговли , в которой товары народного потребления можно было купить свобод­но, но по высоким (в 2-3 раза выше обычных) ценам. В ряде сибирских городов открылись и магазины «Торгсин» (система торговли с иностранцами, где товары прода­вались за валюту или золото).

Дефицит товаров вызывал массовое недовольство, тормозил развитие экономики из-за снижения материальных сти­мулов, что заставило руководство страны принять меры по улучшению снабжения населения. С 1 января 1935 были отменены карточки на хлеб, с 1 октября 1935 - на мясо, рыбу, картофель, жиры, сахар. В 1936 постепенно от­меняются карточки на промышленные товары. Вместо разделения торговых заведений на коммерческие и торгующие по карточкам вновь создается единая система торговли.

Карточная система в годы ВОВ

С начала Великой Отечественной войны продовольственные ре­сурсы страны резко сократились, что обусловило введе­ние жесткой системы нормированного распределения. С сентября 1941 в Омске , Новосибирске , Красноярске , Иркутске и других крупных городах стали продаваться по карточкам хлеб и сахар. В ноябре карточная система распространилась на мяс­ные и рыбные продукты, жиры, крупу, макаронные изделия и др. Продовольственное снабжение горожан производи­лось дифференцированно. Устанавливались 4 группы карточек: для рабочих и ИТР, служащих, иждивенцев, детей до 12 лет. Кроме того, все работающие распреде­лялись по 2 категориям в зависимости от значимости их предприятий для обороны страны. Норма на хлеб была дневной, на остальные продукты - месячной. Рабочим, снабжавшимся по 1-й категории, ежедневно полагалось 800 г хлеба, по 2-й - 600 г, детям и иждивенцам - по 400 г. Более резко различались нормы на другие продтовары. Трудящиеся крупных оборонных заво­дов могли приобрести в месяц 2,2 кг мяса или рыбы, 1,5 кг крупы и макаронных изделий, 600 г жиров. На других предприятиях рабочий паек весил гораздо меньше. Из-за нехватки продовольственных ресурсов одни продукты заменялись другими, худшего качества. Вместо мяса выдавались субпродукты, сахар заменялся низкосортной караме­лью, росло использование на пищевые цели отходов производства мясо-молочной промышленности: сыворотки, обрата, пахты, потрохов и костей. В целях экономии муки до­пускалось повышение влажности хлеба, разрешались различные примеси. С апреля 1942 были уменьшены нор­мы на сахар, и до конца войны для рабочих они не пре­вышали 400 г. в месяц. Осенью 1943 полегчала хлебная пайка. Трудящиеся, снабжавшиеся по 1-й категории, стали получать 600-650 г хлеба в день, по 2-й - 500 г. Вместе с тем с осени 1942 руководству предприятий предо­ставлялось право премировать ударников и стаханов­цев дополнительным пайком. Напротив, для тех, кто не выполнил производственное задание, допустил опоздание на работу или иное нарушение трудовой дисциплины, хлебная норма уменьшалась на 200 г.

Несмотря на суровые законы военного времени, рас­пространились различного рода злоупотребления с вы­дачей и отовариванием карточек. Часть хлебных ресурсов разворовывалась, реализовывалась по запискам руко­водителей. В начале 1942 контрольные органы отмечали отсутствие должного порядка в расходовании хлеба в Новосибирской области , и особенно в Новосибирске. Толь­ко в январе 1942 перерасход хлеба в областном центре составил 1 тыс. т, в феврале - 800 т. Большие масштабы злоупот­реблений проявились и в других городах страны, что вы­нудило правительство создать особые контрольно-учетные бю­ро, которые принимали от торговых организаций талоны и купоны продовольственных карточек в подтверждение реализации нормированных продуктов, а также ежемесячно проверяли контингенты, подлежащие снабжению.

По мере накопления продовольственных ресурсов у государства появи­лась возможность улучшать централизованное обеспечение населения продуктами питания. В годы войны это до­стигалось не повышением норм, а переводом потребите­лей с одних, низких норм на другие, более высокие. В середине 1942 только 2 /5 городского населения получали хлеб по карто­чкам для рабочих и служащих, остальные - по нормам для иждивенцев и детей. К концу 1944 уже половина горожан снабжалась по нормам для рабочих и служащих. Если в I квартале 1943 дополнительное питание получили 12% всех рабо­чих, то в I квартале 1945 - около 50%. При этом удельный вес трудящихся, снабжавшихся по повышенным нормам, в городах Урала и Сибири был одним из самых высоких в стране. В ходе голода 1946 количество населения, снаб­жавшегося по карточкам, было сокращено с 87,8 млн до 60 млн человек в конце 1946. Для отдельных групп городского населения, главным образом для иждивенцев, были урезаны нормы выдачи хлеба. Одновременно уменьшались фонды коммерческой торговли хлебом. Это решение сталинского руководства стало причи­ной резкого роста смертности в ходе голода .

Отмена карточек

Карточная система была отменена специальным постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с прове­дением денежной реформы конфискационного типа. Некоторые элементы нормированного распределения товаров народного по­требления сохранялись на протяжении всего советского пери­ода. Периодически вводились нормы отпуска дефицитных товаров в одни руки, списки на предприятиях и в уч­реждениях на приобретение товаров. Последним прояв­лением нормированного распределения в конце 1980-х гг. стала система талонов на приобретение дефицитных товаров, в том числе продуктов питания.

Лит.: Букин С.С. Продовольственная проблема в городах За­падной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Проблемы труда и быта городского населения Сибири (1940-1990-е гг.). Ново­сибирск, 1992; Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации. Новосибирск, 1996; Косых Е.Н. Цены в Томске в 1917 году // Вопросы экономической истории России XVIII-XX вв. Томск , 1996; Осокина Е.А. За фаса­дом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.

Древний мир

Впервые карточки на получение продовольствия («тессеры») были отмечены ещё в Древнем Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793-1797).

Карточная система широко использовались в Советской России с момента его создания в 1917 году, в связи с политикой «военного коммунизма ». Первая отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа . В январе 1931 г. по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения СССР ввел всесоюзную карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Карточки выдавались только тем, кто трудился в государственном секторе экономики (промышленные предприятия, государственные, военные организации и учреждения, совхозы), а также их иждивенцам. Вне государственной системы снабжения оказались крестьяне и лишенные политических прав (лишенцы), вместе составлявшие более 80 % населения страны. . 1 января 1935 года отменили карточки на хлеб, 1 октября на другие продукты, а вслед за ними и на промтовары.

Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года - 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг. Количество продаваемой рыбы, если она, как и все прочее, вообще появлялась в продаже, уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г счастливцам доставалось лишь по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г.

Вскоре, однако, неминуемо последовали новые кризисы снабжения (1936-1937, 1939-1941), локальный голод и стихийное возрождение карточек в регионах. Страна вступила в мировую войну в состоянии обостренного товарного кризиса, с многотысячными очередями.

Вторая мировая война

Германские продовольственные карточки, 1940-е годы

Дефицит в СССР

Карта талонов на табачные изделия для Москвы начала 1990-х гг.

С начала 70-х годов 20-го столетия начинается проявляться дефицит продуктов, в частности - колбасы , мяса, гречки. В малых городах (например, Ярославской обл.) ещё и масла. Но талоны в то время введены не были. Некоторые предприятия имели возможность обеспечить своих сотрудников этими продуктами. Практиковалось приобретение продуктов в столице и больших городах во время командировок, поездок на отдых и тп, а также по знакомству. Предприятиями в канун праздников устраивались специальные поездки в Москву за продуктами автобусами и так называемыми "колбасными электричками" из ближайших к столице городов. В это же время стали появляться кооперативные магазины от сельскохозяйственных предприятий, где эта продукция продавалась по завышенной примерно в два раза цене. Но обилия всё равно не наблюдалось. Дефицит мясных продуктов был относительно не ощущаемый в Москве, Ленинграде, северных городах, районах строительства АЭС и тп. Но там были колоссальные очереди из-за приезжих.

Первые талоны на продукты появились в период такой называемой "гласности", то есть в период, предшествующий эпохе частного капитала. Наибольшее распространение талонная система получили в 90-е годы, когда инфляция стала ощутимой населением в виде появляющихся пустых полок с продуктами, причем продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое. Талоны были в период с 1990 по 1993 годы. Непродовольственные товары также начали продавать по талонам, но граждане приобретали в основном продукты. Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон , разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии - для студентов ВУЗов). По месту работы (обычно, в профкоме) были организованы распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления. Первоначально талоны внедрялись как элемент системы мотивации. Отличившемуся сотруднику выдавался талон на приобретение дефицитного товара (например, телевизора или женских сапог). Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Однако впоследствии повсеместно талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табачные изделия , водка , колбаса , мыло , чай , крупы, соль , сахар , в некоторых, крайне редких, случаях, в отдаленных местностях, хлеб , майонез, стиральный порошок, женское бельё и т. д.). Целью введения талонов было обеспечить население минимально гарантированным набором товаров. Спрос должен был снизиться, так как без талона соответствующие товары в государственной сети торговли не продавали. На практике иногда не удавалось использовать талоны, если соответствующих товаров в магазинах не было. Некоторые товары, если они были в избытке, продавали без талонов,хотя талоны выдавались, например, соль.

Скрытой формой карточной (талонной) системы можно считать существование так называемых «столов заказов», где жители, имеющие соответствующую прописку и приписанные к данному столу заказов могли с определенной периодичностью и в ограниченном количестве приобретать определенные товары, исчезнувшие из свободной продажи.

Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с «отпуском» цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше (в Ульяновске они были окончательно отменены только в 1996 году ).

Продуктовые карточки в США

См. также

Ссылки

  • Полстопки... за вход на выставку (выставка «Карточно-распределительная система в России: четыре волны») / УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР №2 (02) сентябрь 2003

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Карточная система" в других словарях:

    карточная система - способ учета каких либо данных или регистрация каких либо сведений путем занесения каждого определенного факта, цифры или сведения на карточки, заранее разграфленные по определенной форме; удобство этой системы заключается в том, что путем… … Справочный коммерческий словарь

    Карточная система - КÁРТОЧНАЯ СИСТÉМА, см. Нормированное снабжение … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

1 декабря 1990 года, впервые после Великой Отечественной войны, в Ленинграде ввели талоны. Что такое продовольственные карточки, для чего была введена данная мера и грозит ли России вновь пережить талонную систему, - в нашем материале.

1. Что такое карточная система

Карточная система (талоны) — способ обеспечения населения товарами в условиях дефицита. При данной системе для приобретения товара нужно не только заплатить за него деньги, но и предъявить талон, дающий право на его приобретение. Кроме того, талоны устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Впервые в России продовольственные карточки были введены в 1916 году для преодоления продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной. Карточная система была распространена в странах социалистического лагеря. Применялась она для борьбы с товарным дефицитом. При этом в странах капиталистического лагеря талоны служили формой поддержки социально незащищенных групп граждан.

2. Для чего она нужна

Карточная система широко применялась для борьбы с товарным дефицитом. Такие карточки, они же талоны, определяли норму потребления товаров на человека в месяц. Именно поэтому такая система также называлась нормированным распределением. Помимо продуктов, по талонам начали продавать также непродовольственные продукты, однако люди всё равно приобретали преимущественно продовольствие.

Как правило, талоны вручались по месту прописки в ЖЭК или в общежитии для студентов, по месту работы или в профкоме. Характерно, что изначально талоны вводились как элемент системы мотивации: отличившемуся сотруднику выдавали талон на покупку дефицитного товара - например, телевизора или женских сапог, - который редко появлялся на прилавках магазинов.


3. Когда в последний раз вводилась

1 декабря 1990 года - впервые после Великой Отечественной войны в Ленинграде - ввели талоны. Причиной возникновения карточной системы был дефицит товаров широкого потребления. Без талона купить данные товары было практически невозможно, так как в магазинах он появлялся крайне редко. Однако некоторые товары, производимые государством в избытке, продавались, как правило, без талонов, несмотря на то, что карточки на них выдавались. Примером тому может послужить продажа соли.

Всё закончилось в 1992 году в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли, пришедшей после падения "железного занавеса".


4. В каких странах существует в наши дни

Для рыночной экономики, давно существующей в США, талоны имеют несколько другое значение. Как правило, это карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения. Подобного рода товары выдаются либо совершенно бесплатно, либо по сниженным ценам.

Такой инструмент социальной поддержки уже давно существует для неимущих американских граждан. Вместе с тем, продуктовый талон в Штатах имеет современный вид: малоимущий гражданин получает пластиковую электронную карточку, которая ежемесячно пополняется из средств государства. Сумма ежемесячного платежа по данной социальной поддержке составляет в среднем 115 долларов на человека, а для семьи - 255 долларов.


5. Повторится ли в России сегодня

С вопросом, может ли карточная система вернуться в наши дни, мы обратились к советнику института современного развития, экономисту и политологу Никите Ивановичу Масленникову . И вот какой ответ получили:

"В одну воду дважды не входят. С учетом ошибок 1980-х - 1990-х годов, возвращение к данной практике не состоится. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во многих станах мира такие инструменты существуют и успешно работают. Они, как правило, являются одной из форм поддержки уязвимых слоев населения. В США имеются уже несколько десятилетий так называемые продуктовые талоны.

У нас тоже существует проект внедрения такого инструмента. Он прописан достаточно подробно в стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Были предприняты некоторые пилотные проекты в ряде регионов России, но пока как массовое явление, подобного рода вещи, как талоны, отсутствуют. Тем не менее, не исключаю, что их введение возможно.

Такого рода инструмент может представлять из себя пластиковую карточку, по которой можно будет в магазине получить дисконтно тот или иной продукт, который будет соответствовать законодательно установленному перечню. Но данные проекты не получили развития из-за нехватки средств в бюджете регионов. Для осуществления подобной программы потребуется политическое решение на уровне федеральных властей.

На сегодняшний день можно констатировать, что это, во-первых, не повторение опыта 1980-х-1990-х годов, а совершенно другая история. Это форма целевой поддержки социально-уязвимых групп. Во-вторых, уже наработаны нормальные технологии применения. В-третьих, имеются бюджетные ограничения, так как потребуются компенсации ритейлерам. В-четвертых, для применения такого инструмента в общероссийском масштабе необходимо волевое решение".

Подводя итог, эксперт ещё раз уточнил: в общем и целом, такая же ситуация, как и в "перестроечный" период, повториться вряд ли сможет. А вот система, уже давно и прочно существующая в США, вполне может претвориться в жизнь и в России.