Основные темы лирики блока таблица. Главные мотивы и ведущие символы поэзии блока

Выдающийся русский поэт Александр Александрович Блок (1880-1921) еще за жизнь став кумиром и символистов, и акмеистов, и всех дальнейших поколений русских поэтов.

В начале его поэтического пути наиболее близким ему был мистический романтизм творчества Василия Жуковского. Этот "певец природы" своими стихами учил юного поэта чистоте и приподнятости чувств, познанию красоты окружающего мира, единению с Богом, вере в возможность проникновения за пределы земного. Далекий от теоретических философских доктрин, поэзии романтизма А. Блок был подготовлен к восприятию базовых принципов искусства символизма.

Уроки Жуковского не прошли напрасно: выпестованные им "острые мистические и романтические переживания" приковали внимание Блока в 1901 г. к творчеству поэта и философа Владимира Соловьёва, который был признанным "духовным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и т.п.). Идейной основой его учения была мечта о царстве божественной власти, которая возникает из современного мира, который погряз во зле и грехах. Он может быть спасен Мировой Душой, Вечной Женственностью, которая возникает своеобразным синтезом гармонии, красоты, добра, духовной сущностью всего живого, новой богоматерью. Эта соловьёвская тема является центральной в ранних стихах Блока, которые вошли в его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Хотя в основу стихов было положено настоящее живое чувство любви к невесте, со временем - жене поэта - Л. Д. Менделеевой, лирическая тема, освещенная в духе соловьёвского идеала, приобретает звучание темы священной любви. О. Блок разворачивает тезис о том, что в личной любви обнаруживается любовь мировая, а любовь к вселенной осознается через любовь к женщине. Поэтому конкретный образ перекрывают абстрактные фигуры Вечно Юной Жены, Госпожи Вселенной и т.п.. Поэт преклоняется перед Прекрасной Дамой - олицетворением вечной красоты и гармонии. В "Стихах о Прекрасной Даме", вне сомнения, присутствуют признаки символизма. Платоновская идея противопоставления двух миров - земного, темного и безрадостного, и далекого, неизвестного и прекрасного, святость приподнятых неземных идеалов лирического героя, его подвел к ним, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ Красоты - важнейшие черты этого художественного направления, нашли яркое воплощение в раннем творчестве Блока.

Уже в первых произведениях оказались основные признаки поэтической манеры Блока: музыкально-песенный строй, тяготение к звуковойи цветовой выразительности, метафоричность языка, сложная структура образа - все то, что теоретики символизма называли импрессионистическим элементом , считая его важной составной эстетики символизма. Все это определило успех первой книги Блока. Как и большинство символистов, Блок был убежден: все, что происходит на земле - лишь отражения, знак, "тень" того, что существует в других, духовных мирах. Соответственно, слова, язык оказываются для него "знаками знаков", "тенями теней". В их "земных" значениях всегда просматривает "небесное" и "вечное". Все значения блоковских символов иногда очень тяжело перечесть, и это - важная черта его поэтики. Художник убежден, что в символе всегда должно оставаться что-то "непостижимое", "тайное", чего нельзя передать ни научным, ни бытовым языком. Однако для блоковского символа характерно и другое: каким бы многозначным он не был, в нем всегда сохраняется и его первый - земной и конкретный - смысл, яркая эмоциональная, окраска, непосредственность восприятия и чувств.



Еще в ранних стихах поэта можно было заметить такие черты, как напряженность лирического чувства, страстность и исповедальность . В этом состояла основа будущих завоеваний Блока как поэта: неудержимого максимализма и неизменной искренности . Вместе с тем последний раздел сборника содержал такие стихи, как "Из газет", "Фабрика" и др., которые свидетельствовали о появлении гражданских настроений.

Если "Стихи о Прекрасной Даме" понравились, прежде всего, символистам, то вторая книга стихов "Неожиданная радость " (1907) сделала его имени популярным в широких читательских кругах . К этому сборнику вошли стихи 1904-1906 гг. и среди них такие шедевры, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре...", "Осенняя воля" и т.п.. Книга свидетельствовала о высшем уровне мастерства Блока, звуковая магия его поэзии пленяла читателей. Существенным образом изменилась и тематика его лирики. Герой Блока выступал уже не как монах-отшельник, а как житель шумных городских улиц , который жадно вглядывается в жизнь. В сборнике поэт высказал свое отношение к социальным проблемам , духовной атмосфере общества. В его сознании углубился разрыв между романтической мечтой и действительностью . Эти стихи поэта отобразили впечатления от событий революции 1905-1907 гг., "свидетелем которых был поэт. А стихотворение "Осенняя воля" став первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. Поэт интуитивно открыл в этой теме наиболее дорогое и интимное для него.

Поражение первой русской революции решающим образом сказалось не только на судьбы всей поэтической школы символизма, а и на личной судьбе каждого из его сторонников. Отличительная черта блоковского творчества послереволюционных лет - укрепление гражданской позиции. 1906-1907 гг. были периодом переоценки ценностей.

В этот период изменяется понимание Блоком сущности художественного творчества, назначение художника и роли искусства в жизни общества . Если в ранних циклах стихов лирический герой Блока представал отшельником, рыцарем Прекрасной Дамы, индивидуалистом, то со временем он заговорил об обязанности художника перед эпохой, перед народом. Изменение общественных взглядов Блока отразилось и в его творчестве. В центре его лирики - герой, ищущий крепких связей с другими людьми, осознающий зависимость своей судьбы от общей судьбы народа. Цикл "свободные мысли" из сборника "Земля в снегу" (1908), в особенности стихи "О смерти" и "В северном море", проявляет тенденцию к демократизации творчества этого поэта, которое отображается в состоянии духа лирического героя, в мироощущении, и в конце концов, в лирическом строе языка автора.

Тем не менее, чувство уныния, опустошенности, осложненные личными мотивами, наполняют строки его стихов . Началось осознание окружающей действительности как "страшного мира ", который уродует и губит Человека. Родившаяся в романтизме, традиционная для классической литературы тема столкновения с миром зла и насилия нашла в А. Блоке гениального продолжателя. Психологическую драму личности и философию бытия Блок сосредоточивает в историко-социальной сфере, ощущая прежде всего социальные нелады. С одной стороны, он стремится к изменению общества, а с другой - его пугают упадок духовности, стихия жестокости, которые все большее охватывали страну (цикл "На поле Куликовом" (1909)). В его поэзии тех лет возникает образ лирического героя, человека кризисной эпохи , который утратил веру в старые ценности, считая их погибшими, потерянными навсегда, и не обрел новых. Болью и горечью за истерзанные судьбы, проклятием жесткому страшному миру, поисками спасительных точек опоры в разрушенном мироздании и хмурой безысходностью и найденной надеждой, верой в будущее наполняются стихи Блока этих лет. Те, что вошли в циклы "Снеговая маска", "Страшный мир" "Танцы смерти", "Искупление", справедливо считаются лучшими из того, что было написано Блоком в период расцвета и зрелости его таланта.

Тема гибели человека в страшном мире Блоком была освещена значительно шире и глубже, чем его предшественниками, тем не менее, на вершине звучания этой темы - важный для понимания всего творчества Блока мотив преодоления зла. Это, прежде всего, проявилось в теме родины, России, в теме обретения новой судьбы блоковским героем, который стремится преодолеть пропасть между народом и той частью интеллигенции, к которой он принадлежал. В 1907-1916 гг. был создан цикл стихов "Родина", где осмысливаются пути развития Росси, образ которой возникает то привлекательно-сказочным, преисполненным волшебной силы, то ужасно-кровавым, вызывая тревогу за будущее.

Можно сказать, что галерея женских образов-символов в лирике Блока, в конце концов, находит свое органическое продолжение и логическое завершение: Прекрасная Дама - Незнакомка - Снежная Маска - Фаина - Кармен - Россия. Тем не менее, сам поэт настаивал на потом, что каждый следующий образ является не просто преобразованием предшествующего, а, прежде всего, воплощением нового типа мировоззрения автора на очередном этапе его творческого становления.

Поэзия А. Блока - своеобразное зеркало, в котором отразились надежды, разочарования и драматизм эпохи конца XІХ - начала XX ст. Символическая насыщенность романтическая приподнятость и реалистическая конкретность помогли писателю открыть сложный и многогранный образ мира.

Александр Александрович Блок
(1880-1921)

По воспоминаниям М. Горького, «Блок был очень красив, как поэт и как личность». Общественный и писательский авторитет Блока был высокий неоспоримый. В сложном 1919 году, когда в огне революции сгорали многие даже устоявшейся репутации, М. Горький уверенно говорил: «Блока верьте, это настоящий — волею божией — поэт и человек бесстрашной искренности».

Блок был убежден, что «великие произведения искусства выбираются историей лишь из числа произведений «исповеденческого характера». Поэзия Блока и является лирической исповедью: искренность и честность для Блока — необходимые условия творчества. Но ход собственной жизни Блок воспринимал в «всемирном» масштабе. По мнению Блока, — и в этом одна из основных, принципиальных черт его эстетики — у настоящего художника личное неразрывно связано с общественным. Тем более в грозовую революционную эпоху «в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем лучше чувствует он« свое »и« не свое », ибо, в эпоху бурь и тревог, нежные и интимные стремления души поэта также наполняются бурей и тревогой «.

Патриотизм, гуманизм и высокая культура, революционность и бескомпромиссность — все эти качества, присущие Блока, делают его ярким явлением в истории русской литературы и общественной мысли. Критический взгляд Блока остро отмечал трагичность окружающей его жизни. Но неверно было бы воспринимать его лирику как дневник человека, только ужаснулся «страшного мира». По воспоминаниям жены поэта, в Блоке было такое же источник радости, как и пессимизма.

А. Блок — поэт переходной эпохи. Его творчество явилась своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией революционного мира рождается. И на этом пути он прошел через очень сложные поиски, через преодоление влияния идеалистических учений в философии и символизма в искусстве.

Ранняя лирика Блока была связана с символизмом — декадентским литературно-художественным течением конца XIX — чала XX века. Философскую основу символизма составлял мистицизм, идеалистическое учение, согласно которому наряду с несовершенным реальным миром существует мир идеальный. К постижению именно этого мира и стоит стремиться. Отсюда и у Блока в начале творческого пути — отрешенность от общественной жизни, мистическая настороженность в ожидании неизвестных духовных событий. Для символистов главным было отражение субъективных ощущений личности. Реальный образ в символистской поэзии заменен символом — образом, в котором наряду с первоначальным, конкретным началом предусматривается и другой, «идеальный» содержание.

Основная категория искусства, художественный образ — это форма отражения действительности художником. Образ представляет собой конкретную и вместе с тем обобщенную картину жизни. Символ же в основе своей имеет переносное значение. Известны примеры традиционной символики: утренняя заря — символ молодости, хлеб-соль — символ гостеприимства.
Образ выражает предмет конкретно, а символ — условно. Именно древнегреческое слово, что вызвало этот термин, переводится как знак, примета, пароль.
Образ-символ передает в явлении определяющую его идею.

Например, в творчестве М. Горького можно найти конкретные образы птиц. Но Сокол в «Песне о Соколе» — это уже образ-символ, это воплощение идеи, идеи борьбы, непокорства, свободолюбия.

Яркий современный пример перерастания образа в символ — голубь мира. Русский символизм возник в условиях глубокого социального и духовного кризиса. Растерянность перед противоречиями действительности, перед революцией, которая нарастала, что понимается отдельными представителями искусства односторонне, как разрушительное начало, вызвали отказ от общественной деятельности. Символизм побуждал уходить от социальной действительности и революционного движения в мир фантазий. Блок, стремился постичь правду жизни, не мог идти этим путем. «Стихи о Прекрасной Даме». Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье, отличавшейся широтой и глубиной культурных интересов.

Его мать — дочь известного русского ученого А.Н.Бекетова — была первым воспитателем и другом сына, навсегда сохранил привязанность к ней. Высшее образование Блок получил в Петербургском университете, что, по его признанию, дал ему знания и навыки, которые помогали в литературной работе. Но особую роль в становлении молодого поэта сыграл «угол рая неподалеку от Москвы», где среди прекрасной среднерусской природы находился имение деда Шахматово, двери дома открывались прямо «у липы и в сирень, и в синий купол небосклона …».

Любовь А. Блока к Л.Д. Менделеевой, дочери великого русского ученого, ставшей впоследствии женой поэта, выразилась в романтическом преклонении перед ним.
В «Стихах о Прекрасной Даме» (1904 г.) любовь выступает как чувство, непостижимым образом соединяя мир реальный и мир идеальный.

Образный строй ранних стихотворений Блока насыщен символикой. Особенно значительную роль играют развернутые метафоры. Они передают не столько реальные черты изображаемого, сколько чувства, настроения поэта: река «напевает», метель «шепчет», любовь «цветет». Чаще метафора перерастает в символ. Образ выходит за пределы собственного первоначального значения. Так, образы ветра, вьюги, метели воплощают в себе мотивы бездомности, душевной тревоги.

А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к "сливкам" петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

Первый сборник поэм Блока "Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.

В следующих поэтических сборниках Блока, "Город", 1908, и "Снежная маска", 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном "Возмездии", 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы "Родина" и "Скифы". В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма "Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.


Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

Основные темы творчества. Тема Родины . Блок определял Россию двойственно - то как "нищую" и "прекрасную" Русь, то как "Новую Америку": "Он не мог, да и не хотел соединить эти два начала, он осязательно противопоставлял их друг другу как враждебные, утверждая в этом противопоставлении романтику своего творчества". Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, “светел навсегда”, она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, “разбойной красотой”, повязанная в “плат узорный до бровей”.

Тема любви. В творчестве А. Блока эта тема является одной из важнейших. В первой книге поэта - «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1903 году, - дается романтическая трактовка любви как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир идеальный с миром реальным. Любовь в «Стихах о Прекрасной Даме» направлена не на какой-то конкретный объект. Предмет любви - Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, это воплощение идеальной сущности женской души. Поэтому любовь здесь - порыв, ожидание, неизвестность.

Тема города. Одной из ведущих тем лирического творчества поэта является тема урбанистическая - города-спрута, берущего в заложники, поглощающего личности, индивидуальности, даже физические тела своих жителей. Город Блока - это не реальный Петербург, хотя читатель без труда узнает в его стихах северную столицу. Это скорее «пейзаж души» лирического героя. Упоминание города встречается уже здесь - в стихотворениях конца 90-х годов XIX века. Город противопоставляется естественной жизни природы, причем преимущество в этом сравнении явно не на стороне первого. Ранний Блок - истинный романтик, его привлекает все прекрасное и возвышенное. Лирический герой пока еще четко отделяет себя от шумного, суетного города, физически - он часть его, но духовно – антипод. Если в ранних своих произведениях Блок четко отделяет себя - лирического героя - от остальных обитателей Петербурга, то теперь (1903) поэт - уже не романтический одиночка, не индивидуалист, он тонко чувствует беды и несчастья города, его жителей, не может закрывать на них глаза и продолжать описывать нереальные, сказочные миры, ища в них собственный покой и личное счастье. Например, стихотворение «Незнакомка» наполнено подробностями городского быта; читая его, мы не только видим картины петербургской жизни, но и отчетливо слышим пьяные окрики, детский плач, женский визг, скрип уключины. Описывая улицы, закоулки, кабаки Петербурга, Блок показывает трагедию русского человека начала XX века, судеб жителей родного поэту города.

Лирическая героиня . Прекрасная дама у Блока - символическое значение утонченной, прекрасной, духовной сущности мира. Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, поэт имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала в образе Прекрасной Дамы. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира. В стихотворениях этого поэта нет конкретных образов ни женщины, ни лирического героя. Нет его конкретных поступков, и переживания его неуловимы. Все образы лишь создают конкретную ситуацию. Лирический герой в своем стремлении найти нравственную опору готов верить любому обману. Таким желанным обманом и становится для него Прекрасная Дама. Это прослеживается во всех стихотворениях Блока, в том числе в “Незнакомке”.

Рита Соловьева

Основные мотивы лирики Блока

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения». В центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношении со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. Личность Блока и стала героем «трилогии вочеловечения». Поэтому по отношению к нему в литературоведении используется категория «лирического героя». Впервые этот термин появился в работах литературоведа Тынянова в его статьях о поэзии Блока. По его словам, самой большой лирической темой Блока стала сама личность поэта. «Вочеловечение» - слово из богословского лексикона, обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. В поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности, самоотрекающегося ради идеалов добра и красоты.

Система мотивов - образные, лексические, интонационные повторы, связывающие отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив, в отличие от темы, категория формально-содержательная. То есть мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, цифрами, цветовыми обозначениями). Центральный цикл первого тома трилогии - «Стихи о Прекрасной Даме». В них отразился любовный роман Блока с Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С. Соловьева. В учении философа Блока привлекала мысль о вечной женственности, о том, что через любовь возможно устранить эгоизм и объединить человека и мир. В женщине необходимо узреть ее небесную природу. Сюжет стихов «О прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной. Лирические герой и прекрасная дама заведомо неравны, это противопоставление земного и небесного. В их отношениях атмосфера средневекового рыцарства, она на недосягаемой высоте. Повторяющиеся мотивы - «неведомые тени», «непостижимая тайна», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю». Герой тоскует от любви. Образные церковные знаки - лампады, свечи, алый, белый и золотой цвета. Герой в то же время боится встречи с музой: «… Весь горизонт в огне, и близко появление. Но страшно мне - изменишь облик Ты. И резкое возбудишь подозрение, Сменив в конце привычные черты.» (Короче, все это закончилось тем, что Блок ни разу не притронулся к Менделеевой, и так ей надоел своим рыцарством, что она ушла к Белому. Это как раз говорит о том, что Блок очень буквально воспринимал и переживал свою лирику, и это было не всегда совместимо с практической жизнью.) Второй том - мотив погружения в жизненные стихии. Теперь сознание героя обращено к НЕ придуманной жизни. Стихия природы, урбанистическая цивилизация, земная любовь нашли отражение в этой лирике. Поле зрения героя - национальная и общественная жизнь страны. Стихия - ключевой символ. Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой - женщиной двух миров, напоминание об высоком идеале в мире разврата и пьяниц. Главное для Блока - мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. Можно понять его философию на этом жизненном этапе на примере этого стихотворения: О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна! Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов! И встречаю тебя у порога - С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах... Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами - хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя! Третий том. Ведущий мотив - омертвение мира современной городской цивилизации. «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - яркий пример. Герой греховен, черств, он устал. Ощущение безысходности, мысль о грядущем возмездии за измену идеалу. Новые ценности - народная жизнь, Родина. Тема России - отныне важнейшая в его творчестве. Для лирического героя любовь к Родине - интимное чувство. Образы Руси и Жены очень близки. Стихотворение «Россия» Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одной заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. Мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный путь».

Отрывок из поэмы "Hа поле Куликовом". Александр Блок 1. Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске.............................безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчится. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плач... Покоя нет! Степная кобылица Несётся вскачь!

Одной из главных особенностей творчества А. Блока является то, что оно завершает развитие многих важнейших тем и мотивов, возникших еще в XIX веке и связанных с осознанием роли и места человека в окружающем мире, в данной социальной среде. В лирике А. Блока они получают свое второе рождение, ставятся и формулируются заново – уже как темы и мотивы его творчества, хотя генетическая связь их с прошлым осознается поэтом достаточно отчетливо.

Уже современники заметили, как часто повторяются в лирике А. Блока несколько ключевых слов. Так, К.И. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего А. Блока – «туманы» и «сны» . Для всего корпуса лирики А. Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций.

Благодаря сквозным мотивам поэзия А. Блока приобрела очень высокую степень единства. Сам поэт хотел, чтобы его читатели рассматривали его лирику как единое произведение – как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечивания».

Основным мотивом, связующим разрозненные произведения и во многом определяющим композицию «Собрания стихотворений», является «идея пути», осмысление поэтом собственного развития, собственной эволюции. В то же время Блок воспринимает свой путь как путь современного человека и уже – как путь интеллигента нового столетия. В связи с этим для его «трилогии лирики» очень существенна ориентация на социальный роман XIX в. и прежде всего на «Евгения Онегина», по аналогии с которым он называет свою «трилогию» романом в стихах.

Внешняя композиция блоковского «романа в стихах» делится на три тома, каждый из которых обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из этапов «вочеловечивания». Помимо внешней композиции трилогия А. Блока организована и более сложной внутренней композицией – системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое.

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». Весь цикл пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед нею как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии А. Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она – небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тени

К тебе плывут, и с ними

Ты плывешь,

В объятия лазурных сновидений,

Невнятных нам, –

Себя Ты отдаешь. (1901)

Любовь воплощена в мотиве Встречи лирического героя и Дамы. История Встречи, долженствующей преобразить мир и героя, уничтожить власть времени («завтра и вчера огнем» соединить), создать царство божие на земле (где «небо вернулось к земле»), – таков лирический сюжет.

Признаки конца болезненно чуткий, утончённо нервный А. Блок видит и слышит везде вокруг себя. Но мотивы ранней разочарованности не мешают А. Блоку пламенно верить в счастье любви:

Теперь одной любви полны сердца,

Одной любви и неги сладкой…

В высокую дружбу: Когда устанем на пути,

И нас покроет смрад туманный

Ты отдохнуть ко мне приди,

А я – к тебе, мой друг желанный! (1898)

Особой напряженностью отмечен завершающий первый том цикл «Распутья» (1904). Светлая эмоциональная атмосфера влюбленного ожидания сменяется настроениями недовольства собой, самоиронии, мотивам «страхов», «смехов», тревог. «Распутья» предвосхищают важные перемены в судьбе лирического героя.

Эти перемены отчетливо видны во втором томе трилогии, соответствующем второму периоду творчества поэта. Мотивы ожидания встречи и высокого служения заменяются мотивами погружения в жизненные стихии.

Вторая часть трилогии охватывает творчество поэта 1904 – 1908 годов. В ней выделяются такие циклы, как «Город» (1904-1908), «Снежная маска» (1907) – здесь находят свое вершинное выражение мотивы дикой страсти, «Вольные мысли» (1907). Поэт обращается к реальности, видит противоречия и драматизм происходящего. В стихах появляются социальные мотивы («Фабрика» – 1903, «Сытые» – 1905), урбанистическая тема. В цикле «Город» А. Блок создает образ города, враждебного прекрасному, в нем царит пошлость, край небесный распорот, переулки гудят.

Художественный мир усложняется, меняется символика цвета: лазурь, золото, белый цвет уступают место грязно-красным и синим тонам.

А. Блок постоянно ощущает тревожную необходимость искать какие-то новые пути, новые высокие идеалы. И именно эта неуспокоенность, скептическое отношение к универсальному скепсису, напряженные поиски новых ценностей отличают его от внутренне самодовольного декадентства.В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (1906) лирический герой взволнованно вглядывается в прекрасную посетительницу загородного ресторана, тщетно пытается узнать, кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних поверий», или Незнакомка – женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов»? «Незнакомка»– стихотворение, показательное для второго периода творчества. Двухчастная композиция абсолютно соответствует романтическому двоемирию лирического героя. Части противопоставлены по принципу контраста. Контрастны содержание, ритмический строй, лексика, образные средства двух частей.

Мы видим не только сложности взаимоотношений героя и Души Мира, но видим и теплоту «розовеющего леса», мотивы грусти, разлуки – чувств самых земных.

Одно из принципиальных стихотворений второго тома – «О, весна без конца и без краю…» (1907). В нем развивается один из важнейших мотивов лирики А. Блока – «И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь».

В третьем томе «романа в стихах» синтезированы и переосмыслены важнейшие мотивы первых двух томов трилогии. Он открывается циклом «Страшный мир» (1910-1916). Ведущий мотив цикла – омертвение мира современной городской цивилизации. Полюс «страшного мира» вызывает в сознании лирического героя мысль о грядущем возмездии – эта мысль развивается в циклах «Возмездие» (1908 – 1913) и «Ямбы» (1907 – 1914). Логическое развитие пути лирического героя – обращение к новым ценностям – у А. Блока этой ценностью является народная жизнь, Родина. Возникает тема России – важнейшая тема в творчестве поэта, наиболее полно воплощенная в цикле «Родина» (1907 – 1916) – вершине «трилогии вочеловечивания».

В стихотворениях о России ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны: смысловое ядро патриотической лирики составляет цикл «На поле Куликовом» (1908). Важнейший мотив стихов о Родине – мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный» путь. На третьем этапе своего творческого пути, А. Блок, страстно желающий перемен, казалось, обрел цель, вышел на верную дорогу – он стал «слушать музыку революции», с которой связал надежды на обновление России, надежды на появление нового человека. Но революция обманула ожидания А. Блока – «обманула та мечта, как всякая мечта». Вместо новой культуры и реформ – отсутствие заботы о культуре вообще, псевдокультура, петля на шее, попирание свободы, чиновничьи дрязги. Радость и музыка исчезли из жизни А. Блока. Исследователи связывали это с упадком творческих сил, с ощущениями конца пути, с «отсутствием воздуха» в советской России, которую он назвал полицейским государством. «Глаза большевиков – это глаза убийц». – пишет А. Блок .

Последние месяцы жизни – это глубочайшая депрессия, нервное истощение. «Мрачность, пессимизм, нежелание и страшная раздражительность, отвращение ко всему, к стенам, картинам, вещам, ко мне» - пишет Любовь Дмитриевна Блок в воспоминаниях о А. Блоке .

В последние годы А. Блок пережил тягостные потрясения, по его словам, «дни безысходной тоски». Предсмертный период угасающей жизни был бесконечно трудным. Он и по сей день вызывает пока еще не решенные вопросы. Одно бесспорно: нерукотворным памятником А. Блоку стало его вдохновенное слово. Влечение к нему, удивление, наслаждение редким даром художника, явившим тайны нашего века, не иссякают.

Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что даже когда лирика А. Блока говорила, казалось бы, о частном, интимном, в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. «Единство с миром» – общий мотив для всей лирики А. Блока. Кроме этого прослеживаются мотивы пути, встречи. Поочередно сменяют друг друга мотив утрат и мотив обретений, что связано с жизненными реалиями поэта. В отдельных циклах возникают социальные мотивы, мотивы тоски, грусти, связанные прежде всего с переосмыслением автором своего жизненного и творческого пути.

Появление данных мотивов можно объяснить тем, что А. Блок жил в непростое время, когда в стране не было стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Поэт желал обновления, но так и не увидел желаемого. Также выявленные мотивы соответствуют психотипу поэта (по воспоминаниям современников, он был человеком скорее мрачным, замкнутым, необщительным, слишком углубленным в свои невеселые думы). И, наконец, для лирики как рода литературы характерно появление данных мотивов.