Институт экологии и эволюции им северцова. Президенту РАН академику Ю.С.Осипову О роли сотрудников Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН А.Д.Пояркова и В.В.Рожнова в формировании псевдонаучной базы для зооэкстремизма в России. Стру
С каждым годом ассортимент отделочных материалов неуклонно расширяется, и покупателю становится все труднее сделать выбор в пользу одного из них. Многих наших читателей интересует мозаика - ее виды, техника монтажа, область применения и т. д. Сегодня мы постараемся ответить на все эти вопросы.
Мозаика в древности
Если кто-то считает, что этот элемент дизайна - современное изобретение, то он глубоко заблуждается. Очень древнее и широко используемое нашими предками искусство мозаика. Это в Древней Руси (X век) был способ оформления стен и полов в храмах, соборах, церквях.
Мозаика - это художественные произведения, изготовленные из мелких кусочков различных материалов - стекла, камня и т. д. Как появился термин «мозаика», остается тайной. По этому поводу существует множество версий. Одна из них - название связано со способом кладки, другая кажется более правдоподобной. Считается, что это слово перевели с латыни, и оно означает «посвященная музам».
Самыми ранними образцами использования мозаики считаются панно, относящиеся к IV веку до н. э., обнаруженные в Месопотамии.
Современные технологии
Любая мозаика - это составление узора из большого количества мелких деталей из разных материалов. Старинные и зачастую утраченные секреты этого искусства в настоящее время успешно заменяют новые промышленные технологии и укладки.
Сегодня существует великое множество фирм, специализирующихся на создании мозаичных композиций. Каждая из них предлагает собственные сюжеты и эскизы. Но если ни один из них не удовлетворил желания заказчика, то он может оформить заказ по своему эскизу. Важно знать, что художественная выразительность панно из мозаики достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием составляющих его материалов.
Стеклянная мозаика
На сегодняшний день это, наверное, самый распространенный материал. Если быть точным, то речь идет о венецианском стекле, из которого изготавливается жаростойкая, морозоустойчивая, ударопрочная и долговечная мозаика. Это очень популярный материал еще и за счет широкой цветовой гаммы. Для получения этого эффекта при производстве стекла в него добавляют самые различные элементы - кадмий, селен, бор и даже полудрагоценные минералы (авантюрин, перламутр).
Чаще всего наборные элементы стеклянной мозаики (модули или чипсы) изготавливают квадратной формы. Чем мельче эти детали, тем более подробной будет детализация изображения и точнее прорисовка.
Стеклянная мозаика - это материал, который с успехом используется для облицовки полов и стен в любых закрытых помещениях - от ванных комнат и бассейнов до кухонь. Кроме того, она отлично смотрится в оформлении каминов и мебели.
Большой популярностью пользуется и смальтовая мозаика. Это разновидность стеклянного материала, но с добавлением солей калия, а не натрия, как в первом случае. Это позволяет получать очень насыщенный и стойкий цвет, абсолютно лишенный каких-либо белых вкраплений.
Такая мозаика выглядит очень достойно. Ее чипсы очень гладкие и приятные на ощупь. Она имеет более высокие технические характеристики, нежели недорогие образцы стеклянной мозаики. К примеру, устойчивость к абразивному износу позволяет использовать ее не только внутри здания, но и снаружи.
Керамическая мозаика
По внешнему виду керамические чипсы практически не отличаются от плитки, разве что размерами. Они могут иметь форму квадрата или прямоугольника. Цвета и оттенки достаточно разнообразны.
Данный вид мозаики может быть традиционно глазурованным, или содержать «спецэффекты» - мелкие трещинки на поверхности (кракелюры), вкрапления других цветов, имитацию неровностей. Неглазированная мозаика имеет пористую структуру, что влечет за собой соответствующие неприятности.
Керамическая мозаика идеально подходит для оформления самых разнообразных поверхностей, как внутри помещения, так и снаружи.
Каменная мозаика
В производстве этого вида мозаики используют различные виды камня, начиная с недорогого туфа и включая редкие породы яшмы, оникса, мрамора. Цвет такого материала неповторим, поэтому каждое изображение из этого материала уникально.
Приобретая мозаику из натурального камня, необходимо учитывать, что это относительно мягкий материал. Он исключает использование абразивных чистящих средств, жестких щеток. Исключение составляют лишь агломераты на основе кварца.
Нетрадиционные материалы
К ним, прежде всего, следует отнести керамогранит. Его очень часто используют при создании интерьеров. Этот материал прочнее, чем традиционная керамика, к тому же обходится значительно дешевле.
Metron - это мозаика из кусочков разноцветного стекла и авантюрина. Ее используют для изготовления столешниц, подоконников, плинтусов.
Металлическая керамика появилась недавно. Это штампованные колпачки, имеющие высоту не более 4 мм из листа нержавеющей стали, толщиной 0,5 мм. Их закрепляют на особой резиновой подложке, которая создает необходимую жесткость.
Листовая мозаика
Это мозаика из различных материалов, закрепленная на подложке. Листовая мозаика обладает всеми достоинствами кафельной плитки, но внешне выглядит иначе. Она закрепляется на сетчатой основе, поэтому ее легко резать, что, в свою очередь, позволяет очень легко обрабатывать самые труднодоступные участки.
Алмазная мозаика
Этот вид рукоделия родом с Востока. Постепенно он стал завоевывать почитателей по всему миру. И это не случайно, ведь произведения, созданные в этой технике, - это стильное и оригинальное украшение интерьера, великолепный подарок друзьям и близким. Итак, алмазная мозаика - что это такое?
На самом деле это интереснейший материал, из которого можно создать по-настоящему оригинальные и красивые элементы декора. В набор для алмазной мозаики входят:
- схема-полотно, с условными обозначениями и клеевым слоем;
- акриловые стразы, упакованные различные пакетики;
- пинцет.
Работа по созданию картины или панно из алмазной мозаики не составляет большого труда, но потребует усидчивости и аккуратности. Достаточно аккуратно выкладывать стразы на клеевую основу рядами или в шахматном порядке. Кроме того что сверкающая картина станет прекрасным украшением интерьера вашего дома, она еще и порадует любителей рукоделия творческим процессом.
Мозаикой называется изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц - цветного непрозрачного стекла, смальты или камня, и является одним из видов монументального искусства. Мозаика набирается из отдельных частиц, которые закрепляются в специальном клее.
В классический период в Греции, под влиянием древневосточных образцов, получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполнявшиеся цветной галькой на полах). В период эллинизма стали создавать мозаичные композиции из цветных камней и смальты.
В раннем средневековье своими мозаиками славился итальянский город Равенна, который украшали мозаикой многочисленные дворцы и храмы.
Высокого совершенства мозаика достигла в ранневизантийский период, когда мозаичными изображениями украшали стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов и дворцов знати.
Вместе с принятием христианства на Русь пришло и искусство мозаики, тесно связанное с фресковой живописью. Первые образцы мозаичной смальты привозились в Киев с Византией. В последствии производство стеклянной смальты было налажено в Киеве в соборе Св. Софии и Михайловском Златоверховском монастыре (Х1-ХП вв.). Соборы поражают величием и богатством мозаичного декора. Даже ступени винтовых лестниц собора Св. Софии были выложены золотой смальтой. Учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков. После татаро-монгольского нашествия, ни один последующий правитель в Восточной Европе не мог позволить себе такого атрибута истинного богатства и просвещения.
Мозаика отличается роскошью и нарядностью, сложенная из смальты - небольших модулей цветного стекла. Хорошо отражая солнечный свет, смальта отдаёт цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней.
На протяжении многих веков мозаика распространялась по всему миру, и каждое государство вносило свои изменения в технику выполнения мозаики. Рассмотрим некоторые направления развития мозаики.
Александровская мозаика. Это условное название мозаики эллинистического времени, выполненной во II веке до нашей эры и изображающей эпизод битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием III, спасающимся бегством на колеснице. Мозаика была найдена в «Доме Фавна» в Помпеях и теперь находится в Неаполе. Мозаика размером 5,82x3,13 м., исполнена в четыре цвета: белый, желтый, красный, коричневый. Она покрывала пол дома и являлась повторением картины, по сообщению Плиния Старшего, созданной живописцем Филоксеном из города Эретрии на о. Эвбея, в конце IV века до нашей эры. Считается также, что первоначально эта мозаика находилась в Александрии. «Мозаику Александра» следует отличать от «александрийской» - особого способа облицовки стен плитками разноцветного мрамора, порфира, стекла, вырезавшимися по контуру рисунка, орнамента. Такая мозаика зародилась в античной Александрии.
Для византийских храмов (V в. до н.э.) типично соединение мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшали лишь верхние части интерьера - купола, своды, конхи, тромпы. Стены же остаются скрытыми за мраморной облицовкой - крепкой и монолитной, с блестящей
полированной поверхностью. Эта твердая поверхность, контрастируя с живописным мерцанием мозаических кубиков, еще более подчеркивает художественные своеобразные эффекты мозаики. Кубики смальты имели разнообразную форму и текстуру, выгодно отличавшие византийскую мозаику от других видов мозаики.
Флорентийская мозаика. Эпоха XIII в. и первой половины XIV столетия в Италии была эпохой расцвета декоративной живописи, в том числе и декоративной мозаики. Мозаика являлась в то время одним из приемов монументальной декоративной живописи, которым художник должен был владеть наравне с другими ее приемами. В технике мозаики в то время часто работали выдающиеся мастера монументальной живописи - Чимабуэ, Джотто, Капаллини и др. Мастера разрабатывавшие композицию предстоящей к выполнению мозаики и выполнявшие картоны для нее. Они руководили исполнением мозаичного набора, вероятнее всего непосредственно ведшегося мастерами-мозаичистами, хотя и не исключена возможность участия самих маэстро в выполнении мозаичного набора.
Благодаря непосредственному участию в создании композиции и картонов мозаики, а также руководству мозаичным набором, авторы мозаик Чимабуэ, Джотто, Петро Капаллини, Андреа Тафи, Андреа Гадди, Джакобо Торрити, Иоанн Косматы и др. мастера монументальной живописи XIII- XIV вв., создали мозаичные произведения. Они отличались не только большим живописным мастерством, но и общей гармонией цветового решения и более свободным и монументальным характером исполнения, выгодно отличавшимся от византийских приемов мозаичной живописи. Часто применявшиеся в мозаиках этой эпохи золотые фоны в значительной мере способствовали гармоничному объединению всех частей композиции в одно целое и в то же время усиливали звучание цветового решения мозаичных композиций.
Михайловская мозаика выделяется исключительной красотой своих густых, сочных красок. Среди них преобладают зеленые цвета, от изумрудно-зеленого до приглушенных темно-зеленых. Во фресках в разделке складок хитонов и плащей широко применяется золото, придающее одеяниям парадный характер. Лица набирались из белых, розовых, серых и красных кубиков, в тенях широко использовались темно-серые, красно-коричневые. Так создается совсем особая переливчатая гамма, которой византийские мастера владели с замечательным искусством. Краска берется не в ее случайном, изолированном, статическом аспекте, а в тесном взаимодействии с соседними красками, с которыми она образует единое целое. Каждое одеяние представляет собой законченную композицию, но из сочетания одеяний всех 12 апостолов, Христа и ангелов рождается новое, еще более совершенное единство. В этом отношении Михайловская мозаика занимает выдающееся место в истории монументальной средневековой живописи.
Софийская мозаика. Самой сильной стороной софийской мозаики является ее колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Нетрудно понять, что подобное цветовое богатство мозаической палитры можно было обрести лишь в результате высокоразвитой техники производства смальты. Вот почему ремесленники, непосредственно изготовлявшие смальты, ценились в средние века не ниже тех, кто эту смальту выкладывал на плоскости, то есть мозаичистов. И самое примечательное в софийской мозаике - это то, что огромное обилие красочных оттенков никак не идет в ущерб яркого цвета, а, наоборот, обогащает цвет в силу совсем особых свойств смальты, которая обладает поблескивающей поверхностью. В софийской мозаике преобладают элементы прямоугольной формы, треугольной и овальной формы. Сама укладка выполнена легко, без лишнего педантизма, но и без излишней торопливости.
На протяжении многих лет мозаика внедрялась в различные страны, каждая из которых вносила свои изменения в технологию выполнения мозаичного набора, цветовую гамму и т.д. Для того чтобы наглядно проследить за особенностями развития мозаики, приведем таблицу, где отображены особенности византийской и русской мозаики.
Мозаика на протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась, но стиль создания мозаики остается таким же, как многие тысячелетия назад. В настоящее время мозаика переживает второе рождение. Все чаще можно увидеть мозаику в самых различных по назначению помещениях: в бассейнах, в выставочных залах, холлах отелей, в кафе, магазинах, на верандах, в прихожих и коридорах жилых домов, и т.д.
Покрытие, выполненное техникой мозаики, может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение искусства с тончайшими переходами света и тени, с прекрасно сделанным рисунком. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому спектру их цветов.
Элементы мозаики (маленькие квадратные плитки) могут быть выполнены из камня, керамики, стекла или смальты (Приложение 2). Покрытие, выполненное техникой мозаики, может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение искусства с тончайшими переходами света и тени, с прекрасно сделанным рисунком. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому спектру их цветов.
Прекрасно смотрятся также фрагменты мозаики, выполненные, например, в виде «ковров». Мозаичный «ковер» из натурального камня или смальты может служить подлинным украшением пола в гостиной. Подобные мозаичные композиции производятся различной формы и размера, по готовым рисункам и на заказ. Можно использовать центральную часть ковра как отдельное панно или в сочетании с фризом, в последнем случае получается классический «ковер». Такая мозаика хорошо гармонирует с камнем или паркетом.
Отличительной особенностью техники мозаики является возможность облицовывать криволинейные поверхности (в т.ч. колонны), устраивать плавные переходы от горизонтали к вертикали, например, при устройстве подиумов, бассейнов, и т.п.
Ранее устройство покрытия в технике мозаики было длительным и трудоемким процессом, сегодня же современные промышленные методы позволяют создавать мозаичные рисунки в заводских условиях и поставлять заказчику уже готовые модули. Эти модули представляют собой фрагменты собранного рисунка, наклеенного на листы плотной бумаги или сетку из полимерных волокон. В случае использования бумаги на основание укладывается модуль мозаики бумагой сверху. После того как клеевая смесь застынет, бумага смывается водой, а швы затираются.
Помимо готовых модулей можно также приобрести и набор разрозненных плиток разного цвета и самостоятельно составить из них рисунок, как в старые времена.
Элементы мозаики (маленькие квадратные плитки) могут быть выполнены из камня, керамики, стекла или смальты.
Каменная мозаика выполняется из натурального камня. Каменные плиточки могут быть полированными, шлифованными, и т.д.
В производстве мозаики используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы.
Элементы каменной мозаики выпускаются самой разной формы: квадратной, прямоугольной, округлой и даже вовсе неправильной.
Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка, огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Для укладки мозаики пригодны клеи и косметическая химия, разработанные для облицовки помещений керамической плиткой.
Чрезвычайно интересный эффект создает комбинация полированных и неполированных поверхностей - под определенным углом зрения кусочки мозаики с полированным рисунком начинают поблескивать.
Разработана также специальная мозаика для бассейнов. Ее особая глазурь препятствует образованию водного камня и не выцветает под воздействием воды или химических растворителей.
Керамическая мозаика может содержать также различные «спецэффекты» - мелкие трещинки по поверхности, разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.
Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. Она обладает уникальными водоотталкивающими характеристиками.
Несмотря на то, что мозаика сделана из стекла, она гораздо прочнее, чем обычное стекло. Ведь после того как расплавленное стекло для мозаики разливают в формы, его обжигают в печах. Стеклянная мозаика абсолютно водонепроницаема. Этот жаропрочный материал выдерживает температуру до +150 °С. Она прекрасно подходит для облицовки каминов и печей.
От обычной стеклянной мозаики смальта отличается особой прочностью. Стекло растирают в порошок, прессуют в форму мозаики обжигают в печах и получают непрозрачный материал, как бы светящийся изнутри. Кроме того, каждый элемент немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло.
Производство стекла в Древнем Египте началось около 3000 лет до н. э. Из стекла делались различные украшения, амулеты.
Во времена Птолемеев (IV-I вв. до н. э.) в Египте существовало относительно развитое стекольное производство. Египет оставался центром стеклоделия вплоть до нашей эры; его стеклянные изделия вывозились во многие другие страны. Стеклоделие было развито также в странах Ближнего Востока, в частности в Сирии и Финикии, а также в Причерноморье. Кроме рядовой продукции, здесь изготовлялись богатые уникальные изделия, украшенные эмалью и золотом. С древних времён стекло было известно в Китае (V-III вв. до н. э.). В источниках V в. говорится об умении китайцев изготовлять стекло пяти цветов.
Примерно за 1200 лет до н. э., уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Этим способом изготовлялись вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения.
При некоторых достижениях древнего стеклоделия техника его была примитивна и переживала период застоя. Высоких температур получать не умели, плавку стекла вели в небольших глиняных тигельках, стекло получалось не проваренным, часто непрозрачным и в очень малых количествах.
Переворот в технологии стеклоделия был вызван на рубеже нашей эры изобретением метода выдувания полых стеклянных изделий. Тогда стали уверенно получать прозрачное стекло, выплавлять его сразу в значительных количествах.
Открытие способа выдувания стекла положило начало второму большому периоду развития стеклоделия, продолжавшемуся до конца XIX- начала XX вв. и характеризующемуся на всём своём протяжении единством
технологических приёмов, не претерпевших за это время принципиальных изменений.
Первыми овладели методом выдувания стеклянных изделий мастера Древнего Рима. В римское время стекло было впервые использовано в качестве оконного материала. После падения Западной Римской империи (конец V в.) центр стеклоделия перемещается в Византию, где, в частности, быстро развивается особый вид художественного производства - выплавка цветного непрозрачного стекла (смальты) для смальтовой мозаики, сменившей в раннем средневековье античную каменную мозаику.
На Руси стеклоделие было значительно развито в домонгольский период. В Киеве, в слоях XI-XIII вв., раскопками вскрыты большие стекольные мастерские. Такая мастерская была обнаружена и при раскопках в Костроме. С XI в. на Руси развилось производство смальты для монументальных мозаик. Монголо-татарское нашествие прервало стекольное производство на Руси, которое возобновилось только в XVII в. В средние века мозаика из смальты создавалась в ряде центров Грузии.
В странах Западной Европы в средние века развивается искусство витража - картин или орнаментальных композиций из цветного стекла. Фигурно вырезанные стекла скреплялись свинцовыми перемычками и вставлялись в оконные проёмы зданий.
Ведущая роль Византии в развитии стеклоделия сохраняется до XIII в., когда главным центром производства стекла в Европе становится Венеция. Художественное стеклоделие получает здесь интенсивное развитие и достигает подъёма в XV-XVI вв. Венецианские мастера изготовляют разнообразнейшие по форме и технике декоративные сосуды из топкого или окрашенного стекла, туалетные зеркала, ставшие тогда удивительной новостью, бисер, бусы и другие художественные стеклянные изделия, пользовавшиеся широчайшей известностью.
В XVI в., после открытия Америки, широко развивается промышленность в странах Западной Европы. Здесь строятся стекольные
предприятия, ведущую роль в которых составляют беглые венецианские мастера, соблазнившие огромными заработками. 1612 во Флоренции была издана книга А. Пери, которую можно считать первым научным трудом в области стеклоделия. В ней даны сведения об использовании окисей свинца и бора, а также окиси мышьяка как осветляющего стекло реагента, составы цветных стекол и прочее. Книга эта сделалась надолго руководством по технологии получения стекла.
В 1615 в Англии предлагается способ использования угля в качестве топлива для стекловаренных печей. Это даёт возможность получать при высоких температурах тугоплавкое и термостойкое стекла. В 70-х годах XVII века в Англии был предложен состав стекла с окисью свинца, что повысило показатель светопреломления. Это стекло, отличающееся блеском и радужной игрой, получило распространение и в других странах. Со второй половины XVII в. первенство по производству художественного стекла в Европе переходит к Чехии, где начали изготовлять толстостенные сосуды из стекла со значительным содержанием кальция. По своей бесцветности и чистоте это стекло напоминало горный хрусталь. Большая толщина стенок изделий позволяла производить особенно глубокую огранку, и в таком виде это стекло, известное под названием богемского хрусталя, получило широчайшую известность.
На Руси новый этап развития стеклоделия начинается с XVII в., когда близ Можайска был построен в 1635г. шведом Елисеем Коэтом первый в России стекольный завод. Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы XVIII века на Воробьевых горах под Москвой и к середине XVIII в. переведённый в Петербург. Завод этот стал образцом для всех других стекольных предприятий страны, подлинной школой для русских мастеров стекольного дела и лабораторией освоения новой техники.
В настоящее время распространены многие техники, которые в народе называются мозаикой.
Общие сведенияПервоначальная история: в 1921-1922 гг. - Центральная биологическая станция Народного комиссариата просвещения РСФСР. В 1924-1930 гг. Государственный научно-исследовательский институт по изучению и пропаганде научных основ диалектического материализма (Тимирязевский институт - хотя Тимирязев был позитивистом). С 1929 по 1932 гг. - в системе учреждений Коммунистической академии , но подчинён Учёному комитету ЦИК СССР. В 1930 г. переименован в Биологический институт им. К. А. Тимирязева Коммунистической Академии. В 1936 г. преобразован в Институт общей биологии АН СССР им. К. А. Тимирязева. В современном виде, первоначально, институт был создан в 1934 году на базе Лаборатории эволюционной морфологии АН СССР, основанной известным российским ученым, академиком Алексеем Николаевичем Северцовым , который и был его первым директором. Зимой 1930 г. при Академии наук СССР была организована Лаборатория эволюционной морфологии, руководителем которой стал известнейший зоолог, академик по отделению физико-математических наук А. Н. Северцов. Лаборатория была последним начинанием Алексея Николаевича в области научно-организационной деятельности и его любимым детищем на протяжении всей последующей жизни. Ядро лаборатории составили московские ученики А. Н. Северцова: Б. С. Матвеев , С. Г. Крыжановский, В. В. Васнецов, С. Н. Боголюбский, А. А. Машковцев, С. А. Северцов, Е. Ф. Еремеева, С. В. Емельянов, А. Н. Дружинин, Н. Н. Дислер, А. Г. Рындзюнский. Лаборатория занималась исследованиями морфологических закономерностей эволюционного процесса, используя данные сравнительной морфологии животных. Все сотрудники лаборатории разместились в трёх комнатах на территории Института сравнительной анатомии Московского университета. И в таком виде лаборатория просуществовала 4 года. В 1934 г. лаборатория расширилась, переехала в здание на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект, дом 33) и была преобразована в Институт эволюции животных (ИЭЖ) (протокол № 18 заседания Президиума Академии наук СССР от 05.10.1934 г.). Именно от этой даты - 5 октября 1934 г. - Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН отсчитывает свою современную историю. Директором Института был назначен академик А. Н. Северцов, а его заместителем - академик А. А. Борисяк (протокол № 26 от 14.12.1934 г.). Они возглавили и два сектора в составе Института - сектор морфологии современных животных (А. Н. Северцов) и сектор палеозоологии (А. А. Борисяк). В сектор морфологии современных животных вошли 7 отделов: филогенеза (заведующий - В. В. Васнецов); онтогенеза (заведующий - Б. С. Матвеев); эволюции домашних животных (заведующий - С. Н. Боголюбский); функциональной морфологии (заведующий - А. А. Машковцев); эволюционной биологии (заведующий - С. А. Северцов); морфологии беспозвоночных (заведующий - Д. М. Федотов); органогенеза и филогенетики (заведующий - И. И. Шмальгаузен). В сектор палеозоологии вошли два отдела: отдел филогенеза (заведующий - А. А. Борисяк) и отдел палеобиологии (заведующий - Р. Ф. Геккер). В декабре 1934 г. на Общем собрании Академии наук СССР название института было скорректировано и утверждено как Институт эволюционной морфологии и палеозоологии (ИЭМП). 24 сентября 1936 г., в день 70-летия А. Н. Северцова, ЦИК СССР, в ознаменование заслуг Алексея Николаевича, вынес постановление о присвоении ИЭМП его имени. Это решение было утверждено Общим собранием Академии наук СССР 29 декабря 1936 г. (протокол № 24) уже после смерти А. Н. Северцова, которая последовала 19 декабря 1936 г. Незадолго до этого 5 декабря 1936 г. президиумом АН СССР было принято решение о разделении ИЭМП на два института - Институт эволюционной морфологии (ИЭМ) им. А. Н. Северцова и (ПИН), в который был также включён переведённый из Ленинграда Палеозоологический институт. В состав ИЭМ была включена зоологическая часть Института общей биологии им. К. А. Тимирязева АН СССР, включая лабораторию эволюционной физиологии ставшего заместителем директора ИЭМ (в 1936-1944 гг.) профессора Х. С. Коштоянца и лабораторию общей онтогении животных, основанную бывшим директором Института общей биологии им. К. А. Тимирязева профессором Б. П. Токиным . (Ботаническая часть была включена в переведенный из Петербурга .) В результате реорганизации в Институте эволюционной морфологии стало три сектора: экспериментальной морфологии (заведующий - академик И. И. Шмальгаузен), эволюционной морфологии (заведующий - профессор Б. С. Матвеев), эволюционной физиологии (заведующий - профессор Х. С. Коштоянц). После смерти А. Н. Северцова директором ИЭМ имени А. Н. Северцова был назначен последний директор Института общей биологии имени К. А. Тимирязева зав. сектором экспериментальной морфологии ИЭМ академик И. И. Шмальгаузен , под руководством которого разрабатывались проблемы филогенеза, эволюционной морфологии, эмбриологии и физиологии животных. В этот период ИЭМ им. А. Н. Северцова АН СССР стал центром исследований закономерностей эволюционного процесса в мире животных. После ряда преобразований и переименований в 1967 году Институту был дано название Институт эволюционной морфологии и экологии животных имени А. Н. Северцова (ИЭМЭЖ). В 1994 году вследствие концентрации фундаментальных исследований на проблемах экологии, эволюции и биоразнообразия Институт был переименован и получил своё современное название. Формирование Института в современном его виде, в основном, связано с именем академика Владимира Евгеньевича Соколова , который был директором Института в - гг. Благодаря его деятельности Институт стал одним из ведущих научно-исследовательских учреждений России биологического профиля. Структура и кадрыВ Институте 2 филиала, 42 научно-исследовательских лабораторий и групп, Российско-Монгольская комплексная биологическая экспедиция, Тропическое отделение, Центр кольцевания птиц, Кабинет электронной микроскопии, виварий, аквариальная и 9 биологических станций в различных регионах страны. В структуру Института входит ряд проблемных советов РАН, секретариаты Национального Комитета биологов России, Териологического общества , Комиссии РАН по сохраненнию биологического разнообразия, Научного совета по экологии биологических систем, Научного совета по гидробиологии и ихтиологии и др. В штате Института состоят (2010 год): 5 академиков РАН , 3 члена-корреспондента РАН, 30 профессоров, 90 докторов и 173 кандидата наук, около 30 докторантов и аспирантов. Ежегодно сотрудники Института публикуют 30 книг и 600-700 статей по фундаментальным проблемам биологии и экологии. Некоторые из них (около 10 книг и 300 статей) публикуются в международных издательствах и научных журналах. Институт координирует исследования в рамках трех Федеральных программ по биологическому разнообразию:
Данные, полученные в институте, широко используются в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве, медицине, охране природы и др. Эти данные служат основой для рационального использования и сохранения природных ресурсов и экосистем Земли. ЛабораторииНа начало 2010 года в институте действовали:
Саратовский филиал ИПЭЭ РАН был организован в 1995г. решением Ученого совета ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН, утвержденным Президиумом РАН. Директором является д.б.н. М.Л. Опарин. В филиале работает 6 научных сотрудников, из них 1 ‑ доктор биологических наук и 4 ‑ кандидаты биологических наук. Д.б.н. Опарин Михаил Львович Основные научные направления: Изучение структуры населения наземных позвоночных степной зоны и ее динамики под воздействием природных и антропогенных факторов Изучение экологии редких видов наземных позвоночных степной зоны для разработки методов их сохранения Научные подразделения: Лаборатория экологии наземных позвоночных степной зоны – зав. лаб. к.б.н., доц. О.С. Опарина Дьяковская биологическая станция – научный руководитель к.б.н., доц. О.С. Опарина Основные научные достижения и разработки: 1. Выяснена роль природных и антропогенных факторов в изменении распространения наземных позвоночных в степях европейской России. Установлено, что динамика их ареалов и численности определяется направленностью, интенсивностью и взаимодействием природных и антропогенных факторов. Результаты их совместного влияния определяются балансом всех действующих в данный период факторов. В соответствии с этим в конкретном регионе в каждый отдельный период времени проявляются либо процессы увеличения численности и продвижения на юг мезофильных, либо на север ксерофильных представителей фауны наземных позвоночных. 2. Механизм сохранения биоразнообразия заключается в локальном перераспределении компонентов биоты по местообитаниям катенного и эдафического рядов ландшафтов, а также в межзональном их перемещении в зависимости от фазы климатических циклов. 3. Механизм взаимодействия природных и антропогенных факторов определяется балансом всего множества факторов, то есть суммированием векторов отдельных факторов внутри поля их действия. 4. Антропогенно-трансформированная биота степных регионов при снижении хозяйственных нагрузок способна к самовосстановлению. Основными механизмами этого процесса являются демутация растительности и изменение населения животных, происходящие в результате проникновения в полуприродные экосистемы аборигенных видов-эдификатров из локальных и региональных рефугиумов, а также за счет банка семян растений и видов животных, адаптировавшихся к обитанию на полях и пастбищах. Через 12-15 лет после забрасывания пашни, на залежах формируется растительность, позволяющая рассматривать их как пастбищные угодья и вовлекать в хозяйственное использование. 5. Разработаны методы по сохранению заволжской популяции дрофы. Они состоят в том, что нами впервые предложены конкретные меры по предотвращению снижения численности редкого исчезающего вида в природе путем регламентации хозяйственной деятельности на локальных участках, где, по нашим данным, существуют устойчивые очаги гнездования. Эти участки постоянны на протяжении десятилетий, так же как и токовые участки. Произведен расчет необходимых компенсационных выплат сельхозпроизводителям со стороны государства для создания благоприятных условий для гнездования дрофы. Меры, предлагавшиеся ранее разными авторами, оказались неэффективными, поскольку им не были известны некоторые особенности экологии вида. 6. Установлено, что снижение численности популяции дрофы происходит из-за существующей в настоящее время структуры севооборота, а также интенсификации сельскохозяйственного производства с применением химической защиты растений. Все это оказывают крайне негативное влияние на заволжскую популяцию дрофы в гнездовой период, и без принятия срочных мер охраны неизбежно приведет к дальнейшему сокращению численности вида, находящегося под угрозой исчезновения. 7. С использованием спутниковой телеметрии впервые СФ ИПЭЭ РАН выявлены пути пролета, время миграции и места зимовок дроф, гнездящихся в саратовском Заволжье. Редкий вид птиц, обитающих в Поволжье, – дрофа (Otis tarda ) Установка мобильного радиодатчика для изучения путей миграции дрофы
|