Геноцид армян: Две стороны одной медали
Турецкий геноцид армян 1915 года, организованный на территории Османской империи, стал одним из самых ужасных событий своей эпохи. Представители подверглись депортациям, в ходе которых погибли сотни тысяч или даже миллионы человек (в зависимости от оценок). Эта кампания по истреблению армян сегодня признается геноцидом большинством стран всего мирового сообщества. В самой Турции с такой формулировкой не согласны.
Предпосылки
У массовых убийств и депортаций в Османской империи были разные предпосылки и причины. 1915 года был обусловлен неравноправным положением самих армян и этнического турецкого большинства страны. Население дискредитировалось не только по национальному, но и религиозному признаку. Армяне были христианами и имели свою независимую церковь. Турки же являлись суннитами.
У немусульманского населения был статус зимми. Люди, подпадавшие под это определение, не имели права носить оружие и выступать в суде в качестве свидетелей. Они должны были платить высокие налоги. Армяне, по большей своей части, жили бедно. В основном они занимались сельским хозяйством на родных землях. Однако среди турецкого большинства был распространен стереотип успешного и хитрого армянина-коммерсанта и т. д. Такие ярлыки только усугубляли ненависть обывателей к этому этническому меньшинству. Эти сложные взаимоотношения можно сравнить с распространенным антисемитизмом во многих странах того времени.
В кавказских провинциях Османской империи ситуация ухудшалась еще и по причине того, что эти земли после войн с Россией заполоняли беженцы-мусульмане, которые из-за своей бытовой неустроенности постоянно вступали в конфликт с местными армянами. Так или иначе, но турецкое общество находилось во взвинченном состоянии. Оно было готово принять предстоящий геноцид армян (1915). Причины этой трагедии заключались в глубоком расколе и неприязни между двумя народами. Нужна была только искра, которая бы разожгла огромный пожар.
Начало Первой мировой войны
В результате вооруженного переворота в 1908 году в Османской империи к власти пришла партия Иттихат ("Единение и прогресс"). Ее члены называли себя младотурками. Новое правительство стало спешно искать идеологию, на которой можно было бы построить свое государство. За основу был принят пантюркизм и турецкий национализм - идеи, которые не предполагали ничего хорошего для армян и других этнических меньшинств.
В 1914 году Османская империя на волне своего нового политического курса заключила союз с кайзеровской Германией. Согласно договору, державы договорились обеспечить Турции выход на Кавказ, где жили многочисленные мусульманские народы. Но в этом же регионе находились и христиане-армяне.
Убийства лидеров младотурок
15 марта 1921 года в Берлине армянин на глазах множества свидетелей убил Талаата-пашу, скрывавшегося в Европе под вымышленным именем. Стрелявшего тут же арестовала немецкая полиция. Начался суд. Тейлиряна вызвались защищать лучшие адвокаты Германии. Процесс привел к широкому общественному резонансу. На слушаниях вновь были озвучены многочисленные факты геноцида армян в Османской империи. Тейлиряна сенсационно оправдали. После этого он эмигрировал в США, где и скончался в 1960 году.
Другой важной жертвой операции «Немезис» стал Ахмед Джемаль-паша, который был убит в Тифлисе в 1922-м. В том же году другой член триумвирата Энвер погиб во время боев с Красной армией в современном Таджикистане. Он бежал в Среднюю Азию, где некоторое время был активным участником басмаческого движения.
Правовая оценка
Следует отметить, что термин «геноцид» появился в юридическом лексиконе гораздо позже описываемых событий. Слово возникло в 1943 году и первоначально означало массовые убийства евреев нацистскими властями Третьего рейха. Через несколько лет термин был закреплен официально согласно конвенции только что созданной ООН. Уже позже события в Османской империи были признаны как геноцид армян в 1915 году. В частности, это было сделано Европарламентом и ООН.
В 1995 году резня армян в Османской империи была признана геноцидом в Российской Федерации. Сегодня этой же точки зрения придерживается большинство штатов США, почти все страны Европы и Южной Америки. Но есть и страны, где отрицают геноцид армян (1915). Причины, кратко говоря, остаются политическими. В первую очередь в списке этих государствах находится современная Турция и Азербайджан.
О перспективах разрешения конфликта в , обострении армяно-азербайджанских отношений, об истории Армении и армяно-турецких отношений политический обозреватель сайт Саид Гафуров беседует с политологом Андреем Епифанцевым.
Источник: фотоархив сайт
Геноцид армян
— Давай сразу начнем с конфликтной темы… Т ы мне сразу скажи, а вообще геноцид турками армян был или нет? Я знаю, что ты на эту тему писал много и разбирался в этой теме.
— Несомненно то, что в 1915 году в Турции была резня и что такие вещи не должны никогда повторяться. Мой же личный подход состоит в том, что официальная армянская позиция, согласно которой это был геноцид, вызванный страшной ненавистью турок к армянам, не верна по ряду позиций.
Во-первых, совершенно очевидно, что причиной произошедшего во многом явились сами армяне, устроившие перед этим восстание. Которое началось еще задолго до 1915 года.
Все это тянулось с конца XIX века и охватывало, в том числе, и Россию. Дашнакам было все равно, кого взрывать, турецких чиновников или князя Голицына.
Во-вторых, важно знать и то, что у нас обычно не показывают: армяне, по сути, вели себя как те же самые турки — устраивали этнические чистки, резню и так далее. И если всю имеющуюся информацию соединить вместе, получится комплексная картина происшедшего.
— У турок есть свой музей геноцида, посвященный территории, которую с помощью английского золота и российского оружия "освободили" армянские дошнакские подразделения. Их командиры действительно рапортовали, что там не осталось ни одного турка. Другое дело, что дашнаков тогда спровоцировали на выступление англичане. И, к слову, турецкий суд в Стамбуле еще при султане осудил организаторов массовых преступлений против армян. Правда, заочно. То есть, факт массового преступления имел место.
— Конечно. И сами турки этого не отрицают, они приносят соболезнования. Но они не называют случившееся геноцидом. С точки зрения международного права, есть Конвенция о предотвращении геноцида, подписанная, в том числе, Арменией и Россией. В ней обозначено, кто имеет право признавать преступление геноцидом — это суд в Гааге, и только он.
Ни Армения, ни зарубежная армянская диаспора ни разу не обращалась в этот суд. Почему? Потому что понимают, что доказать этот геноцид в терминах юридических, исторических они не смогут. Более того все международные суды — Европейский суд по правам человека, Французский юстиционный суд и так далее, когда армянская диаспора пыталась поднять этот вопрос в них, ей отказывали. Только начиная с прошлого октября таких судов было три — и все армянская сторона проиграла.
Вернемся в первую половину ХХ века: уже тогда было очевидно, что и турецкая, и армянская стороны прибегали к этническим чисткам. Два американских миссионера, которых послал конгресс после поражения Османской империи, увидели картину этнической чистки, устроенной именно армянами.
Мы сами видели в 1918-м, и в 1920 году, пока еще не установилась прочно cоветская власть, либо армянские, либо азербайджанские чистки. Поэтому как только исчез "фактор СССР", тут же получили Нагорный Карабах и те же самые чистки. Сегодня же эта территория зачищена по максимуму. В Азербайджане практически не осталось армян, а в Карабахе и Армении — азербайджанцев.
Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные
— А в Стамбуле между тем большая армянская колония, есть церкви. Это, кстати, аргумент против геноцида.
— Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные. На этническом уровне, на бытовом. Между Арменией и Турцией сейчас не существует реального территориального конфликта, а с азербайджанцами он есть. Во-вторых, одни события были 100 лет назад, а другие — сегодня. В-третьих, турки ставили перед собой цель не уничтожить армян физически, а призвать их к лояльности, пусть и диким средствами.
Поэтому в стране сохранилось много армян, которых попытались отуречить, так сказать, исламизировать, но они внутри себя остались армянами. Сохранилась часть армян, которых переселили подальше от зоны боев. После Второй мировой войны Турция стала восстанавливать армянские храмы.
Сейчас армяне активно едут на заработки в Турцию. В турецком правительстве были министры — армяне, что невозможно в Азербайджане. Конфликт сейчас идет по совершенно конкретным поводам — и главное это земля. Вариант компромисса, который предлагает Азербайджан: автономия высокой степени, но в составе Азербайджана. Так сказать, армяне должны стать Азербайджаном. Армяне на это категорически не согласны — это будет опять резня, лишение прав и так далее.
Есть, безусловно, и другие варианты урегулирования, например, как это было сделано в Боснии. Стороны создали очень сложное государство, состоящее из двух автономных образований со своими правами, армией и так далее. Но этот вариант сторонами даже не рассматривается.
Моногосударства, государства, созданные на основании этнического проекта, — это тупик. Вопрос в следующем: история не конечна, она продолжается. Для некоторых государств очень важно получить доминирование своего народа на этой земле. И после того, как оно будет обеспечено, уже можно развивать проект дальше, привлекая другие народы, но уже на основе какой-то подчиненности. На самом деле армяне сейчас, после распада Советского Союза, и азербайджанцы, по сути, находятся на этом этапе.
Есть ли у проблемы Нагорного Карабаха какое-то решение?
— Азербайджанская официальная линия: армяне наши братья, они должны вернуться, на то есть все необходимые гарантии, пусть оставят нам только внешнюю оборону и международные дела. Все остальное останется у них, включая вопросы безопасности. А какова позиция Армении?
Здесь все наталкивается на то, что у Армении и армянского общества это позиция исторической земли — "это наша историческая земля, и все тут". Два будет государства, одно будет государство, не важно. Мы свою историческую землю не отдадим. Мы скорее умрем или уйдем оттуда, но мы в Азербайджане жить не будем. Никто не говорит, что народы не могут ошибаться. В том числе и армяне. И в дальнейшем, когда убедятся в своей ошибке, они, вероятно, придут к другому мнению.
Армянское общество сегодня, на самом деле, очень сильно разделено. Есть диаспоры, есть армяне Армении. Очень сильная поляризация, больше, чем в нашем обществе, олигархии, очень большой разброс между западниками и русофилами. Но в отношении Карабаха в нем существует полный консенсус. Диаспора тратит деньги на Карабах, идет мощное лоббирование интересов карабахских армян на Западе. Национально-патриотический подъем сохраняется, он подогревается и будет долгое время сохраняться.
Но все национальные проекты имеют свой момент истины. В нагорнокарабахском вопросе ни для одной из сторон этот момент истины пока не наступил. Армянская и азербайджанская стороны пока еще стоят на максималистских позициях, каждая из элит убедила свой народ, что победа возможна только на максималистских позициях, только выполнением всех наших требований. "Мы — все, наш противник — ничего".
Люди, по сути, стали заложниками этой ситуации, отыграть назад уже сложно. И перед теми же посредниками, которые работают в Минской группе, стоит сложная задача: уговорить элиту, чтобы они обернулись к народу и сказали — нет, ребята, мы должны снижать планку. Поэтому и не наблюдается прогресса.
— Бертольд Брехт писал: "Национализмом не накормишь голодные желудки". Азербайджанцы правильно говорят, что наиболее пострадавшим от конфликта является простой армянский народ. Элита наживается на военных поставках, а жизнь простых людей тем временем становится все хуже: Карабах — бедная земля.
— И Армения — не богатая земля. Но пока из варианта "пушки или масло" люди выбирают пушки. На мой взгляд, решение карабахского кризиса возможно. И это решение заключается в разделе Карабаха. Если просто разделить Карабах, хотя я понимаю, что это сложно, но тем не менее: одну часть одним, другую часть — другим.
Узаконить, сказать: "Международное сообщество принимает именно этот вариант". Возможно, посчитать процентное соотношение населения на момент 1988 или 1994 года. Разделить, затвердить границы и сказать, что любой, кто развяжет конфликт, который будет нарушать сложившийся статус-кво будет наказан. Вопрос решится сам собой.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовал
Проблема геноцида: "Армяне и турки вели себя одинаково"
Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.
Действия, квалифицируемые Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года, как акты Геноцида совершались неоднократно в истории человечества начиная с древнейших времен, в особенности во время истребительных войн и опустошительных нашествий и походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, в период раздела мира и образования колониальных империй европейских держав, в процессе ожесточенной борьбы за передел поделенного мира, приведшей к двум мировым войнам и в колониальных войнах после второй мировой войны 1939 - 1945 г.
Однако термин "геноцид" был впервые введен в обиход в начале 30 - х гг. XX века польским юристом, евреем по происхождению Рафаэлем Лемкиным, а после второй мировой войны получил международный правовой статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Р Лемкин под Геноцидом подразумевал резню армян в Турции в годы первой мировой войны (1914 - 1918), а затем истребление евреев в фашистской Германии в период, предшествовавший второй мировой войне, и в оккупированных гитлеровцами странах Европы в годы войны.
Первым геноцидом XX века считается уничтожение боле 1,5 миллиона армян в течение 1915 - 1923 гг. в Западной Армении и других частях Османской империи, организованное и планомерно осуществленное младотурецкими правителями.
К Геноциду армян следует отнести и массовые убийства армянского населения в Восточной Армении и в Закавказье в целом, совершенные турками, вторгшимися в Закавказье в 1918 гаду, и кемалистами во время агрессии против Армянской Республики в сентябре - декабре 1920 гадов, а также организованные мусаватистами погромы армян в Баку и Шуши в 1918 и 1920 соответственно. С учетом погибших вследствие чинившихся турецкими властями периодических погромов армян, начиная с конца XIX в., число жертв Геноцида армян превышает 2 миллиона.
Геноцид Армян 1915 - 1916 - массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи, осуществленные правящими кругами Турции в период первой мировой войны (1914 - 1918). Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов.
Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую с середины XIX в. исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Под этими планами подразумевалось присоеденение к империи Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии.
На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии "Единение и прогресс", состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи.
В начале 1914 местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует: уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией. Руководство партии "Единение и прогресс" неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения.
В октябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать истребление армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назим прямо заявил, что столь удобного случая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т.к. они встанут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".
Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей:
- ликвидация Армянского Вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав;
- турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армянского народа;
- устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению великого идеала туранизма.
Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали спецотряды «Тешкилати и махсусе», состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.
С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск и т. д.. Антиармянская пропаганда особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии (сначала войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18 - 45 лет, т.е. наиболее боеспособная часть мужского населения). Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.
В ночь на 24 апреля 1915 года представители полицейского управления Константинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовали их. За несколько последующих дней восемьсот человек - писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, педагоги, деятели искусства - были отправлены в центральную тюрьму.
Спустя два месяца, 15 июня 1915 года, на одной из площадей столицы были казнены 20 интеллигентов - армян - членов партии Гнчак, которым было предъявлено сфабрикованное обвинение в организации террора против властей и стремлении создать автономную Армению.
То же самое происходило во всех вилайетах (областях): в течение нескольких дней были арестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры, политики, люди умственного труда. Депортация в пустынные районы Империи была заранее спланирована. И это было заведомым обманом: как только люди отдалялись от родных мест, их безжалостно убивали те, кто должен был их сопровождать и обеспечивать их безопасность. Армян, работавших в правительственных органах, одного за другим уволили; всех военных врачей бросили в тюрьмы.
Великие державы были всецело втянуты во всемирную конфронтацию, и они поставили свои геополитические интересы выше судьбы двух миллионов армян...
С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Посол США в Турции Г. Моргентау отмечал: "Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации".
Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. В июне 1915 посол Германии в Турции Вангенгейм сообщал своему правительству, что если вначале изгнание армянского населения ограничивалось провинциями, близко расположенными к Кавказскому фронту, то теперь турецкие власти распространили эти действия на те части страны, которые не находились под угрозой вражеского вторжения. Эти действия, заключал посол, способы, которыми производится высылка, свидетельствуют о том, что турецкое правительство имеет своей целью уничтожение армянской нации в турецком государстве. Такая же оценка депортации содержалась в сообщениях германских консулов из вилайетов Турции. В июле 1915 германский вице-консул в Самсуне сообщал, что проводимая в вилайетах Анатолии депортация имеет целью или же уничтожить, или же обратить в ислам весь армянский народ. Германский консул в Трапезунде в это же время сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец Армянскому вопросу.
Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне. Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей.
Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения. Корреспондент английской газеты "Таймс" сообщал в сентябре 1915: " Из Сасуна и Трапезунда, из Орду и Эйнтаба, из Мараша и Эрзрума поступают одни и те же сообщения о зверствах: о мужчинах, безжалостно расстрелянных, распятых, изувеченных или уведенных в трудовые батальоны, о детях, похищенных и насильно обращенных в магометанскую веру, о женщинах, изнасилованных и проданных в рабство в глубокий тыл, расстрелянных на месте или высланных вместе с детьми в пустыню на запад от Мосула, где нет ни пищи, ни воды... Многие из этих несчастных жертв не дошли до места назначения..., и их трупы точно указывали путь, по которому они следовали".
В октябре 1916 в газете "Кавказское слово" была опубликована корреспонденция о резне армян в деревне Баскан (Долина Вардо); автор приводил рассказ очевидца: " Мы видели, как с несчастных сначала срывали все ценное; затем раздевали, и иных тут же на месте убивали, а иных уводили в сторону от дороги, в глухие углы, и тут приканчивали. Мы видели группу из трех женщин, которые в смертельном страхе обнялись. И их невозможно было уже разъединить, разлучить. Всех троих убили... Крик и вопль стояли невообразимые, волосы становились у нас дыбом, кровь леденела в жилах..." Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии.
Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Расул - Айна, Дейр - зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана.
Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с азербайджанскими националистами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.
В результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915 - 1916, погибло боле 1,5 миллиона человек, около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора («спюрк» - арм.).
В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует".
Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигающейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.
Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб духовной и материальной культуре армянского народа. В 1915 - 1916 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.
Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить армянский народ. Общественно - политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его, как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим прибежище во многих странах мира.
После поражения Турции в первой мировой войне лидеры младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было и обвинение в организации и осуществлении резни армян в Османской империи. Однако приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т.к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талаат, Бехаэтдин Шакир, Джемал паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.
После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968 гаду.
Видный армянский историк Лео (Аракел Бабаханян) в своей книге «Из прошлого», рассматривая вопрос Геноцида армян, говорит как о вине Турции, так и о политической немощности и упущениях армянских правительств, а также о роли европейских стран и Российской империи. Приводимые Лео документы и оценки историка выявляют чудовищную роль царской России в вопросе Геноцида армян.
Книга «Из прошлого» была издана в 2009 году кандидатом филологических наук, доцентом, председателем Консервативной партии Микаэлом Айрапетяном. Он посвятил издание памяти жертв 1 марта 2008 года [тогда в результате силового разгона мирной акции протеста сторонников оппозиционного кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна погибли 10 человек].
24 апреля, в День памяти жертв Геноцида армян, сайт будет представлять Вашему вниманию отрывки из книги Лео.
«Не мое дело даже вкратце представлять резню, устроенную турками в 1915 году, жертвами которой, по подсчетам европейских источников, стали примерно миллион человек. Такого зверь, именуемый человеком, еще не совершал. Сразу, в течение нескольких месяцев, исчез целый народ, который тысячелетиями жил на своей земле.
Итоги этой резни могут быть подведены в книгах, написанных кровью. Многие тома были написаны европейскими «армянофилами», еще многие должны быть написаны», - так пишет в своей книге «Из истории» выдающийся армянский историк Лео.
Книга была издана в 2009 году под редакцией кандидата филологических наук, доцента, председателя Консервативной партии Микаэла Айрапетяна.
«Они были уничтожены, потому что поверили. Поверили беззаветно, как дети, так же, как на протяжении десятков лет. Антанта, пока надо было и можно было обманывать армян, считали их своими союзниками. Так называли их французские, русские, английские газеты. И этому, к сожалению, поверили армяне. Но какое бесстыдное предательство… В ходе войны они друг за другом, по очереди продали своего «союзника». Первой была николаевская Россия». В книге Лео представлена история Армянского вопроса начиная с 70-ых годов 19 века. Историк представляет историю, отличную от официальной, преподаваемой и пропагандируемой в Армении.
Представляем отрывок из книги, в котором Лео рассказывает о мотивах и последствиях апрельских событий 1915 года.
«Постепенно становилось ясно, жертвой какого чудовищного обмана стали армяне, которые поверили царскому правительству и вверили себя ему. Ранней весной 1915 года союзники в Западной Армении начали осуществлять самую чудовищную часть программы Воронцова-Дашкова (наместник Кавказа) - восстание.
Начало было положено в Ване. 14 апреля католикос Геворг телеграфировал Воронцову-Дашкову, что он получил от лидера Тавриза сообщение о том, что с 10 апреля в Турции началась повсеместная резня армян. Десять тысяч армян взяли в руки оружие и отважно воюют против турок и курдов. В телеграмме католикос просил наместника ускорить вход русского войска в Ван, о чем было заранее договорено.
Армяне Вана почти месяц воевали против турецкого войска, пока русская армия дошла до города. В авангарде русского войска шел Араратский полк добровольцев, который с большими почестями был снаряжен в дорогу под командованием командира Вардана. Это уже было крупным военным подразделением, состоящим из двух тысяч человек, если я не ошибаюсь.
Полк своей укомплектованностью и экипировкой оставил сильное впечатление на армянское население от Еревана до границы, воодушевляя даже простых крестьян. Воодушевление стало всенародным особенно тогда, когда 6 мая русское войско, в сопровождении Араратского полка, вошло в Ван. Вострог по этому поводу в Тифлисе был выражен демонстрацией, которая прошла у церкви Ванк.
Русскими губернаторами Вана был назначен союзный командир Арам, который уже давно действовал там, завоевал славу героя и звался Арам-паша. Это обстоятельство еще более воодушевило армян: впервые с 5-6 веков поддержку таких масштабов получит Западная Армения от царя-освободителя.
Однако до этого - бескровных победных походов, воодушевления - в кругах высшего командования Кавказа редактировался и узаконивался очень важный исторический документ, раскрывающий истинное намерение царского правительства, спекулирующего Армянским вопросом.
«На подлинним написано:
Графу Воронцову-Дашкову
Командир Кавказской армии
Действующая армия.
В настоящее время в Кавказской армии из-за сложностей с обеспечением не достает корма для лошадей. Это представляет сложность для отрядов, которые находятся в долине Алашкер. Довозить до них корм крайне дорого и требует большого количества транспортных средств. Совершенно невозможно для этой цели оторвать войска от своих дел, поэтому я счел бы необходимым создать отдельные артели из гражданских лиц, в обязанности которых входила бы эксплуатация земель, оставленных курдами и турками, и продажа корма для лошадей.
Для эксплуатации этих земель их вместе со своими беженцами намерены захватить армяне. Я считаю неприемлемым это намерение потому, что захваченные армянами земли после войны сложно будет вернуть или доказать, что захваченное им не принадлежит, свидетельством чего является захват армянами земель после русско-турецкой войны.
Считая крайне желательным заселение приграничных местностей русским элементом, думаю, что можно воплотить в жизнь другое средство, которое наибольшим образом соответствует российским интересам.
Вашему превосходительству было приятно подтвердить мой доклад о необходимости сейчас же выгнать к занимаемым турками границам всех алашкертских, диадинских и баязетских курдов, которые тем или иным образом оказывали нам сопротивление, а в будущем, если отмеченные долины войдут в границы Российской империи, заселить их переселенцами из Кубани и Дона и таким образом создать приграничное казачество.
Учитывая вышесказанное, кажется, необходимо немедленно вызвать из Дона и Кубани рабочие артели, которые будут собирать траву на отмеченных долинах. Ознакомившись со страной еще до завершения войны, эти артели будут выполнять роль представителей переселенцев и организуют миграцию, а для наших отрядов будут подготавливать корм для лошадей.
Если Ваше превосходительство сочтет приемлемой представленную мной программу, желательно, чтобы рабочии артели прибыли со своим скотом и лошадьми, чтобы их кормление не пало на и без того немногочисленные части армии, а для самообороны им бы выдали оружие.
Подпись генерала Юденича.
Доклад главнокомандующему Кавказской армии».
Несомененно, ясно, что делал «армянский царь» [Воронцов-Дашков]. С одной стороны, он бросал армянский народ в пламя восстания, обещая взамен отвоевание родины, а с другой - собирался присоединить эту родину к России и заселить казаками.
Черносотенный генерал Юденич приказывал не давать армянам-беженцам земель в районе Алашкерта, ждал крупного потока беженцев из Дона и Кубани, которое должно было проживать в бассейне Восточного Евфрата и называться «Евфратским казачеством». Для предоставления им большой территории нужно было сократить количество армян на их же родине.
Таким образом, до завещания Лобанова-Ростовского - Армения без армян - оставался один шаг. И это не представляло сложности для Юденича, так как под его программами «армянский царь», заместитель царя и главнокомандующий армии лично Воронцов-Дашков писал «Согласен».
Несомненно, программу подобного обмана и уничтожения армян в Тифлис привез Николай Второй, давний и кровный враг армянского народа.
Эти мои слова не являются предположениями. С тех пор как идея Юденича легла на бумагу, с апреля 1915 года, отношение российской армии к армянскому народу ухудшается настолько, что отныне руководители армянского добровольческого движения - католикос Геворг и руководство Национального бюро - в письменном виде отправляют свои жалобы «глубокоуважаемому графу Иллариону Ивановичу», так как этот старый лис после отъезда Николая закрыл двери перед своими «любимцами» [армянами], сославшись на болезнь.
Так, в письме от 4 июня католикос с горечью жалуется на генерала Абациева, который буквально угнетал армян Маназкертского района.
Представляю отрывок из письма:
«По данным, которые я получил от своих местных представителей, в этой части турецкой Армении русские не оказывают никакой помощи и не защищают от насилия не только армян, но совершенно пренебрегают любыми вопросами защиты христианского населения. Это дает повод главарям курдов и черкесам безнаказанно продолжать грабеж беззащитных христиан».
За этим только наблюдали и дружили с курдами, осуществляющими резню. Армянин для царских войск был автономистом. Такова была реальность, готовящая несказанные ужасы для армянского народа», - в частности, пишет историк.
Геноцид армян - причины, этапы, число жертв, итоги. Мировое признание - узнайте, какие страны признали Геноцид армян.
Ежегодно, 24 апреля миллионы армян по всему миру чтут память своих предков, погибших в страшнейшем событии, получившем название Геноцид армян. В память об этом кровопролитном событии было снято множество роликов, транслирующихся на главных каналах России и других стран, признавших геноцид. Среди множества снятых и показанных сюжетов, самым выделяющимся стал видеоклип, получивший название «Миллионы жизней» . В сюжет видеоклипа положена история армянского народа, без каких-либо искажений и извращений, вся боль, которую предки умерших несут с собой ежеминутно. В ролике приняли участие звезды мировой культуры, такие как , Монсеррат Кабалье, Мариам Мерабова, и многие другие.
Помимо данного ролика, в России на телевизионном канале ТНТ был показан , в котором приняли участие звезды канала. По всему миру, в странах, признавших геноцид, были проведены множество мероприятий, посвященных этой дате. Так, например, в одной из школ калифорнийского города Глендейл, прошло мероприятие, главным приглашенным гостем которого стала пережившая геноцид местная жительница, рассказавшая всем присутствующим свою историю выживания в то непростое время. В Париже были проведены мероприятия, призывающих помнить, почитать и скорбить вместе с армянским народом. Множество выставок, конференций, благотворительных вечеров, спортивных мероприятий, соревнований и концертов по всему миру были призваны почтить память погибших в том страшном событии.
Изучив многообразие форумов, можно сделать вывод, что большинство лишь приблизительно знают об этом происшествии, не углубляясь в исторические источники, делают кощунственные и неверные выводы. Множество историков до сих пор озадачены истинной причиной таких зверских событий, но едины в одном- зверство, с которой совершался данный геноцид, сравни лишь с другим масштабным геноцидом человечества- Холокостом.
Причины геноцида.
Просматривая большинство исторических источников и заметок, можно самостоятельно попробовать разобраться в причинах этого события. Ни для кого не секрет, что основополагающей причиной большинства войн, кровопролитий и геноцидов становилась вражда на почве религиозных разногласий. В настоящее время эта тема актуальна, хотя и во всем мире страны стараются быть цивилизованы, толерантны по отношению к представителем различных вероисповеданий. Сто лет назад тема веры и поклонения иному Богу могла стать толчком к кровопролитной войне, какой считается резня, устроенная в 1915 г. турками.
Османское государство, основанное в 1299 году, путем завоевания различных земель увеличивало свои владения, и после падения Константинополя в 1453 году стало именоваться Османской империей. Во времена правления Сулеймана Великолепного, Османская Империя достигла небывалых высот и стала самой крупной страной мира. Османская империя была государством, связующим Европу и Восток на протяжении более 6 веков. После подписания в 1924 году мирного договора империя получила официальное название «Турецкая республика» или попросту Турция. В истории Турции самым почитаемым и восхваленным правителем был Сулейман Великолепный. До сих пор в Турции существуют мечети и топкапы, принадлежащие членам семьи правящей династии османов. Снимается множество сериалов и кинокартин, описывающих события правления Сулеймана Великолепного. Отличительной чертой правления Сулеймана является отсутствие фанатичного презрения к другим вероисповеданиям, кроме мусульманства, так как империя считалась многонациональным и многоязычным государством. Но следует знать, что мусульмане считали представителей других вероисповеданий «второсортными людьми» и не давали никаких прав на достойную жизнь. Только после событий, произошедших при правлении Селима(одного из сыновей Сулеймана Великолепного), а именно после резни шиитов в 1514 году в восточной Анатолии, в которой погибло более сорока тысяч человек, отношение к иноверцам резко ухудшилось.
Также в середине 15 века произошло временное перемирие между Османской империей и Персией. Оба государства «перетягивали» армянскую землю, и в ходе перемирия было принято решение о том, что Османской империи была отдана западная часть земель, Персии-восточная. То, что происходило после этого события с армянским народом, нельзя назвать никак иначе, как гонения и переселения.
Агрессивные действия турок по отношению к армянскому народу начались в результате турецкого поражения в Первой Балканской войне. Турки были ошеломлены поражением и тем, что давно принадлежавшие им европейские владения, больше никакого отношения к Турции не имеют. Решение армян выступать на стороне противников Турции, положило начало многолетней вражде.
Многие историки считают, что «коренной» и основополагающей причиной резни, направленной на армянский народ, стали отнюдь не военные стратегии, а вероисповедание армянского народа. В 301 году армяне первые во всем мире приняли христианство, как государственную религию и исповедают ее до сих пор. К моменту столкновения взглядов армян и турецкого правительства от идеи Сулеймана Великолепного о принятии всех вер не осталось и следа. Турки стали фанатиками своей веры и не признавали иного бога, кроме Аллаха. Турецкие правители придерживались «идеи-фикс»: воссоединить всех тюрков на исторической Родине, и главной помехой этого воссоединения был армянский народ. Для достижения собственных целей и мечтаний, правление Османской империи приняло решение произвести этническую чистку, которая повлекла за собой необратимые последствия. Геноцид не стал событием и решением одного дня, к этому действу вели события не одного десятка лет. По неофициальным данным, пассивные действия против армянского народа берут свое начало в 1876 году во времена правления деспотичного султана Абдул-Хамида II . Также, изучая тонкости и подробности данного вопроса, необходимо знать о том факте, что правление Османской империи игнорировало все подписанные документы о мире и независимости армянского народа. Иными словами, столь кровопролитное, чудовищное преступление против целого армянского народа ничто иное, как блажь турецких правителей и способ доказать всему миру, что они все еще великая и могущественная держава, как и при Султане Сулеймане.
Таким образом, две основные причины возникновения геноцида армян тесно переплетены между собой:
- Вероисповедание. Армяне хотели исповедовать выбранную множество веков назад веру и не быть обращенными в религию против своей воли.
- Географическое местоположение земель. Армянский народ и Армянская республика находились на перипетии войны и были помехой для турок.
Этапы геноцида.
Говоря о любых масштабных событиях в истории, необходимо знать этапы, на которые эти события разделялись. Геноцид не является исключением и включает в себя несколько этапов и событий:
1 этап 1876-1914 гг.
Ни для кого не является секретом тот факт, что одной из веских причин начала русско-турецкой войны 1877-1878гг стало нечеловеческое и несправедливое отношение османов к этническому народу армян. Многие историки, занимающиеся изучением данного вопроса, констатируют тот факт, что начало гонений армян с их исторических земель османами, было вызвано ничем иным, как обычной, людской неприязнью. Также, османы не привыкли быть проигравшими и побежденными в каких-либо воинских сражениях. Поражение в русско-турецкой войне еще сильнее озлобило турок и армяне стали для них «красной тряпкой». В одной из газет Франции после событий первого этапа была опубликована заметка неизвестного автора, в которой значилось: «….со времен взятия Константинополя прошло более четырех веков, а турки как были кочевниками, живущими своими грабежами и убийствами, так и остались. Только все это усугубилось ничем не подкрепленными ненавистью и злобой, а также жалким закатом некогда великой империи»Следует знать, что во времена Султана Сулеймана все новости и публикации, разговоры и сплетни не только на османских базарах, но и со всех уголков Европы доносились визирям Османской империи. Эта «традиция» сохранилась, и о написанном в Париже тут же узнали Османские правители, которые были возмущены такой вопиющей несправедливостью и отсутствием поддержки со стороны Европы.
По результатам первой русско-турецкой войны был подписан Берлинский мирный договор, в котором значилось, что такие державы, как Россия, Англия, Германия, Франция и Италия отныне выступают «защитниками» и регуляторами всех политических и этнических вопросов армянского народа. Османы проигнорировали это соглашение, и в 1878 году тогда еще Османская Империя начала первый этап гонений и уничтожения неугодных армян. Первые упоминания о карательных операциях, датируются 1894-1896 гг. В результате погромов и убийств в Малой Азии погибшими считалось более 350 тысяч армян и не поддается исчислению сколько тысяч людей спаслись, выбрав для себя и своих семей спокойное существование вдали от османов.
2 этап 1909год.
Наслаждаясь совершенными и в какой-то мере победоносными действиями против целого народа, османы считали, что «победа» близка. Более 10 лет армянский народ жил, если это конечно можно так назвать, спокойно. Подобных этнических операций не наблюдалось, армяне не вырезались целыми семьями. Но в 1909 году это мнимое затишье и надежда на спокойную жизнь рухнули. С приходом к власти новых правителей Османской империи(в истории они именуются младотурками), армянский народ опять обрел страх за свою жизнь и за жизнь своего народа. Новая(или хорошо забытая старая) политика младотурков была направлена на полное уничтожение армянского народа. Турки чтили идеи своих отцов и дедов и начали свое правление с убийств и кровопролитий. Так в 1909 году в Адане было убито 30 тысяч человек и все они были представителями армянской этнической группы. Это действие усугубило отношение Европы к османам и ухудшило отношение со стороны стран, вызванных поддерживать армян. Все эти действия предвещали войну, но никто не мог подумать, к каким именно жестоким событиям это приведет. Османы после всех событий против целого народа ошибочно полагали, что испуганные граждане встанут на их сторону и забудут события не одного десятка лет. Последней каплей стал отказ армянских политических общин и организаций вставать на сторону Османской империи в войне против России. В ответ младотурки отдали приказ об этнической зачистки армянского народа и начали самый страшный этап в жизни и истории армян.3 этап 1915-1923 гг.
Самым жестоким, активным и, по мнению османов, действенным этапом геноцида является 3 период. Османские правители изначально сделали упор на уничтожение армянской знати-священников, банкиров, деятелей искусства. Было сделано это не случайно, по прагматичным подсчетам османов, уничтожив знать, они лишили возможности армянский народ быть услышанным и спасенным. В части Восточной Анатолии весь армянский народ был собран и «погнан» в лагеря. Эти лагеря позже сравнивались с еврейским лагерем Освенцим. Ведь условия существования и суть создания нисколько друг от друга не отличались. В течении нескольких месяцев там умерла большая часть армянского народа от голода, издевательств, от отсутствия условий к существованию и лечения болезней. В настоящее время на этой территории никто не живет, там ничего не растет и арабы считают это место проклятым, так как даже спустя сотню лет на поверхности земли то и дело появляются кости жертв, павших в то время.Этот дикий, жестокий способ уничтожения людей не был единственным применяемым. В других частях армяне были насильно посажены на баржи и корабли, после чего эти судна намеренно топились османами. В итоге еще тысячи человек были утоплены в водах Черного моря.
Еще одним способом истребления, было выбрано убийство каждого гражданина армянского народа. Курдскими отрядами было расстреляно множество людей, а их трупы выбрасывались в реку.
Благодаря выбору таких жестоких методов истребления армянского народа и граждан Армении , по официальным источникам число жертв насчитывает более 1.5 миллионов человек. В каждом историческом источнике и статье, посвященной этой теме, цифры меняются, поскольку однозначно и официально неизвестно, сколько народа пало из-за прихоти и злобы правителей османского государства.
Отмечается, что армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. Об этом противостоянии армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.
Армяне не могли смириться с такими зверскими методами, и уже после окончания всех военных действий, была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.
Итоги и последствия.
Многие историки из сотни стран мира главным итогом этих кровопролитных действий считают сплоченность армянского народа после. В одной из израильских газет, в начале 2000х годов появилась статья, в которой автор сравнивал армянский и еврейский народы: «…нет в мире сплоченнее народов, чем армяне и евреи. Оба народа пережили в своей истории страшное и не пали. Они выстрадали и вымолили свою беззаботную жизнь».
Следует отметить, что турки и турецкое правительство на протяжении многих лет отрицали произошедшие события и называли факты искаженными, а армянский народ лгунами, желающими опорочить турок. Единственным фактом, препятствующим вступлению Турции в совет Европы, является нежелание признавать геноцид армянского народа.
В настоящее время считается, что нет ни одной армянской семьи, история которой никак не перекликается с геноцидом армян. Прабабушки и прадедушки, дальние родственники и просто члены семьи- хоть кто-то, но пострадал в том страшном событии. Поэтому для потомков тех самых армян и просто для армянского народа стало делом чести донести до человечества правду. С самого завершения армяне борются за признание геноцида во всем мире. Им важно не сочувствие, им важно признание того, что их почти истребили, а потом множество лет отрицали этот факт.
Страны, признавшие геноцид армян.
В настоящее время множество стран приняли резолюцию, признающую геноцид армян османами. К этим странам относятся:
Известен факт, что во время своего правления, Он предложил всем европейским странам последовать его примеру и примеру его государства. Также Саркази посоветовал Турции «…начать уважать себя и принять давно подтвержденный исторический факт». По словам Саркази, криминализация отрицания геноцида - очередной существенный шаг к признанию страшной трагедии, совершенной в 1915 году против всего армянского народа. Никакого ответа от стран-союзников не последовало, но по прошествии некоторого времени в различных странах стали приниматься и подписываться законопроекты, криминализирующие отрицание геноцида. Например, после подписания такого закона на Кипре, была введена такая мера наказания за отрицание геноцида, как лишение свободы сроком на 5 лет и штраф около 10000 евро.
По словам многих армян, живущих по всему миру, для них важен тот факт, что данное преступление не остается без внимания. Президент Армении говорит: «Своим несогласием и упорством армянский народ, возможно, предотвратил и предотвращает задатки геноцидов других народов».