Где похоронен роберт скотт. Роберт Скотт — исследователь Антарктиды

6 июня 1868 года родился человек, имя которого впоследствии стало известно всему миру и навсегда вошло в историю исследований Антарктиды. Речь идёт о Роберте Скотте – знаменитом английском исследователе Южного полюса, человеке, отдавшим свою жизнь за исследование нового континента.

Становление героя

Жизненный путь будущего мореплавателя был определён ещё с детских лет. Мальчику, рождённому в семье, где из поколения в поколение жизнь мужчин была связана с военно-морским флотом, сложно было избежать такой участи. Поэтому, даже не смотря на то, что юный Роберт не отличался отменным здоровьем, был излишне вспыльчив и не очень аккуратен, в 9 лет он всё же был отправлен на учёбу в Stubbington House School – школу, занимающуюся подготовкой будущих мореплавателей, а уже в 13 лет начал свою военно-морскую жизнь.

Роберт Скотт — кадет военно-морского флота

В начале карьеры Роберта Скотта были непонятные ситуации, о которых умалчивают документы, а значит, и история, но это не помешало ему дослужиться до торпедного офицера. Тем не менее, не всё так гладко было в жизни его родных. В 1884 году отец разоряется, и через несколько лет семья лишается главного кормильца. Мать и сёстры остаются на попечении Роберта и его младшего брата Арчибальда. Но в 1898 г. скончался и младший брат, поэтому забота о близких полностью легла на плечи молодого офицера.

Вполне вероятно, что это сыграло определенную роль в выборе дальнейшего жизненного пути Роберта. Его поглотили две цели – продвинуться по службе и заработать достаточное количество денег для своей семьи, а счастливая встреча с Клементом Маркэмом помогла офицеру достичь их. Этот человек был в поисках мореплавателя, который бы рискнул возглавить экспедицию, и Роберт не упустил свой шанс.

Экспедиция под руководством Роберта Скотта

Благодаря согласию на участие в экспедиции, Роберт получает новое звание – коммандер. Так началось его быстрое восхождение к славе. К тому же, он находился под покровительством Клемента Маркэмома, который к тому времени уже являлся президентом Королевского географического общества.

Хотя Роберт Скотт совсем ничего не знал о полярной жизни, он всё же был настроен провести исследование Антарктиды, и чтобы получить представление о предстоящих условиях экспедиции молодой капитан даже ездил в Норвегию на встречу с Нансеном.

И вот корабль «Дискавери», на котором Роберт собирался отправиться в Антарктиду, был загружен всем необходимым снаряжением, и 21 марта 1901 года экспедиция отправилась в путь. Многие считали, что отправление корабля под командованием Роберта было ошибкой, ведь он не только не знал, что собой представляет Антарктида, но ещё и не умел обращаться с взятым в путь снаряжением. Тем не менее, жребий выпал, и корабль под руководством Скотта отправился покорять новые горизонты.

За год экспедиции был исследован берег Земли Виктории. Затем, когда «Дискавери» пересёк Ледяной барьер Росса, команде посчастливилось открыть Землю Эдуарда VII . Путешествие осложнилось голодом и цингой, но коммандер всё же не остановился, а успешно прошёл восточную окраину ледника Росса, оставив позади тысячи километров. В заключительные месяцы уже 1903 года команда наткнулась на антарктический оазис. Завершающий маршрут экспедиции в 500 километров пролегал вдоль плата Земли Виктории, и уже в сентябре 1904 года команда прибыла на родину в Англию.

В лучах желанной славы

Успешная экспедиция не осталась незамеченной: мужество и решительность Скотта в экспедиции получили заслуженную похвалу и он обрёл ту желанную славу, к которой стремился. По возвращению домой офицер был повышен в звании и стал служить на флоте как капитан 1-го ранга. Его мать лично ощутила величие подвига сына, когда до его прибытия ей вручили Королевскую медаль. Золотые медали географических обществ из разных стран лишь ещё более ярко продемонстрировали тот факт, что Роберт Скотт стал признанным исследователем. Слава капитана ходила вслед за ним, когда он «колесил» по стране как герой, но сам мореплаватель говорил: «Мы сделали много открытий, но по сравнению с тем, что осталось сделать, это не более чем царапина на льду» .

Всё удачно слаживалось и в личной жизни мореплавателя. Обретение всеобщего признания и славы поспособствовали знакомству Роберта с его будущей женой. На одном из неофициальных приёмов он повстречал Кэтлин Брюс – талантливую молодую художницу и скульптора, которая обучалась у самого Родена и была знакома со многой творческой элитой своего времени – в числе её хороших знакомых были Айседора Дункан и Пикассо.

Не смотря на популярность Кэтлин у мужчин, она хоть и была готова разорвать отношения из-за постоянного первенства моря и службы у Роберта, но всё же среди всех ухажёров отдала предпочтение именно ему. В сентябре 1908 г. они обвенчались, а спустя год Роберт стал отцом малыша, которого нарекли Питером, в честь сорванца Питера Пэна – героя известной книги Джеймса Барри, бывшего одним из лучших друзей полярного исследователя. Но как бы ни был привязан к своей семье молодой капитан, его всё же манили неизведанные земли Антарктиды и уже накануне рождения сына он объявил о сборах новой арктической экспедиции.

Последняя экспедиция Роберта Скотта

Экспедиция «Терра Новы» была разделена на два этапа: Северный и Южный. Но уже в первом походе у команды начались проблемы. Острая нехватка продовольствия и угля приводила к разногласиям между членами экспедиции. Вдобавок ко всему этому часть снаряжения (в частности, мотосани) вышла из строя. Тем не менее, Роберт не собирался отступать от своих планов, и в ноябре 1911 г. начался второй этап экспедиции.

Однако расчёты Скотта не совпали с реальностью. Это привело к тому, что мотосани были сломаны, лошади застрелены, а люди сами тащили нагруженные сани. Но всё же 3 января 1912 года команда вышла на финишную прямую, которая для некоторых участников стала последней.

Роберт Скотт и ещё четыре человека отправились в самый главный путь этой экспедиции. 17 января, спустя две недели, группа дошла до своей цели — Южного полюса, но её уже опередила , а экспедиция Скотта, оказавшись на втором месте, заплатила за это слишком большую цену. Поход обратно сопровождался нервным потрясением, отсутствием физических сил и продуктов. К такому истощению команды добавились ещё сильный холод и нехватка кислорода. Все эти факторы сыграли против экспедиции Скотта. В результате, так и не дойдя до главной базы, вся команда погибла.

В день своей смерти, 29 марта, Роберт Скотт написал последнюю заметку: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

О жизни, и особенно о последней экспедиции Роберта Скотта можно сказать цитатой из поэмы «Улисс»: «Бороться, искать, найти и не сдаваться» . Именно так и жил капитан Скотт. Он был борцом и не мог заменить покорение новых горизонтов спокойным сидением с семьёй в уютных домашних условиях, о чём и написал в прощальном письме своей жене незадолго до гибели, обозначив всё же, что за свою тягу к путешествиям ему приходится платить слишком высокую цену и он уже не сможет сам лично поведать о своих путешествиях сыну. Но сдаваться великий полярный исследователь не умел, и его имя навсегда останется в истории путешествий символом отчаянного мужества.

Одно из последних писем Скотт адресовал своему бывшему командиру.Содержание одного из последних писем капитана Роберта Скотта, которое он написал во время экспедиции к Южному полюсу, впервые стало достоянием общественности.В послании, адресованном адмиралу сэру Фрэнсису Бриджмену, Скотт беспокоится о своей семье.Теперь это письмо, отрывки из которого публиковались ранее, будет представлено в экспозиции Института полярных исследований Скотта при Кембриджском университете.Публикация приурочена к 101-й годовщине со дня последней записи, сделанной полярником в своем дневнике 29 марта 1912 года.Команда Скотта достигла полюса 17 января 1912 года и к своему большому огорчению обнаружила, что их опередил норвежец Руаль Амундсен.На обратном пути двое членов экспедиции погибли, а Скотт с оставшимися двумя товарищами 19 марта разбили последний лагерь, в котором написали прощальные письма друзьям и близким.Считается, что в тот день Скотт написал три письма. Одно, адресованное его другу Джей Эм Барри, пропало. Другое, адресованное казначею экспедиции Эдгару Спейеру, было в прошлом году продано частному коллекционеру за 165 тыс. фунтов стерлингов (250 тыс. долларов)А вот письмо сэру Фрэнсису Бриджмену, выставленное на аукцион его потомками, приобретено музеем за 80 тыс. фунтов (120 тыс. долларов).В своем письме к бывшему командиру Скотт просит его присмотреть за семьей."В конце концов мы подали неплохой пример соотечественникам, и даже если не достигли цели первыми, то по крайней мере проявили себя мужчинами, - пишет полярник. - Мы бы добились своего, но это означало бы бросить больных".Поисковая группа, отправившаяся по следам Скотта, обнаружила тела участников экспедиции в палатке 12 ноября 1912 года.

Bbc.co.uk/russian.....................

Роберт Фолкон Скотт - биография

(1868-1912) — английский исследователь Антарктиды, моряк, капитан I ранга, национальный герой Великобритании . В 1901-1904 годах руководитель экспедиции, открывшей полуостров Эдуарда VII. В 1911-1912 годах руководитель экспедиции, достигшей 18.01.1912 Южного полюса (на 33 дня позже норвежского полярного путешественника и исследователя Руаля Амундсена). Погиб на обратном пути.

Начало жизненного пути Р. Скотта

Роберт Фолкон Скотт - британский исследователь Антарктиды , капитан Королевского флота. Совершил две антарктические экспедиции, в ходе второй из них достиг Южного полюса.

Роберт Скотт происходил из семьи потомственных военных моряков. Родился в 1868 году в предместье портового города Плимут . До десяти лет мальчик обучался дома, в 13 лет поступил в военно-морское кадетское училище, тем самым начав морскую карьеру. Скотт отличался скромностью, честолюбием и усердием, поэтому учился хорошо, а по завершении обучения сделал неплохую военную карьеру. Уже в 1889 году он получил звание лейтенанта. В середине 1880-х годов произошло знаковое событие в жизни молодого офицера: он познакомился с Клементом Маркэмом, энтузиастом полярных исследований, будущим президентом Географического общества Великобритании . Согласиться на предложение Маркэма отправится в антарктическую экспедицию Роберта Скотта подтолкнула крайняя нужда: он стал единственным кормильцем для своей матери и незамужних сестёр. Поэтому возможность продвинутся по службе в случае успеха экспедиции показалась Скотту привлекательным вариантом.

Первая британская антарктическая экспедиция началась в 1901 году. Она более известна под названием «Дискавери» (по имени корабля). Неискушённые в делах полярных исследований британцы консультировались по поводу снаряжения у опытных норвежцев, в частности Фритьофа Нансена. Отряд Скотта высадился на побережье моря Росса, где построил базу и попытался проникнуть вглубь континента. Изнемогаемые экстремальными условиями, люди вынуждены были вернуться. Они не дошли до Южного полюса 850 километров, потеряли одного человека и несколько собак. Первооткрыватели исследовали часть Полярного плато, полуостров Эдуарда VII, барьер Росса и прибрежные горы. По прибытии в Великобританию (1904 год) членов экспедиции встречали, как героев.

Популярность Скотта ввела его в высшие круги общества, книги о путешествии имели бешеный успех. Скотт получил звание командора, получил массу наград, женился и стал вынашивать планы о достижении Южного полюса.

Экспедиция «Тера Нова» (1910-13 годы) в целом добилась поставленной цели - 17 января 1912 года отряд из пяти человек во главе со Скоттом достиг Южного полюса, но на 33 дня позже, чем экспедиция Руаля Амундсена. На обратном пути все члены отряда погибли. Их обнаружили другие участники экспедиции, которые не дождались возвращения Скотта на прибрежной базе.

Деятельность Роберта Скотта подняла моральный дух нации (мир был в преддверии Первой мировой войны), а сам командор долгое время считался национальным героем.

П ервыми достичь Южного полюса удалось норвежцу Амундсену и англичанину Скотту.

Амундсен дошел до полюса раньше Скотта и благополучно вернулся обратно. Капитан Скотт, путешествие которого было исключительно трудным, погиб на обратном пути вместе со своими товарищами.

Экспедиция, отправленная на поиски, нашла спустя восемь месяцев палатку и в ней три замерзших трупа. Это были: капитан Скотт, Уилсон и Боуэрс. Двое других товарищей Скотта, Эванс и Оутс, умерли по дороге.

Уилсон и Боуэрс лежали в спальных мешках, по обыкновению, надвинутых на голову. Капитан Скотт, очевидно, умер последним. Верхнее платье на его груди было раскрыто и отвороты мешка сброшены. Одна рука его лежала на теле Уилсона. Под плечами у него нашли сумку с тремя записными книжками и письма к разным лицам. Кроме того, там же находилось его послание к публике, в котором он объяснял причины бедствия, постигшего их, исключительно дурной погодой, которая свирепствовала все время… «На обратном пути нам не выдалось ни одного хорошего дня, – говорит он в своем послании. – Я утверждаю, что все сделанные нами распоряжения вполне отвечали требованиям, но никто в мире в это время года не мог бы ожидать такого страшного холода и такой труднопроходимой поверхности льда!

Ночью температура понижалась до 47° , при непрерывном ветре. Все это было совершенной неожиданностью, и причиной нашей гибели, несомненно, является это внезапное наступление жестоких морозов, которому я не могу найти удовлетворительного объяснения… Последним ударом, завершившим наши бедствия, была метель, застигшая нас в одиннадцати милях от того склада, где мы рассчитывали найти топливо и запасы для остального пути. Мы застряли на этом небольшом расстоянии от нашего Однотонного лагеря, имея запас пищи всего на два дня, а топлива на один день!

Мы не могли выйти из палатки четыре дня. Кругом нас воет вьюга. Мы ослабели. Писать трудно, но я все-таки не жалею об этом путешествии. Оно указывает, что англичане и теперь, как и в прошлое время, способны переносить труды и лишения, помогать друг другу, как в былые времена… Пусть эту повесть о мужестве, выносливости и отваге моих товарищей расскажут мои черновые наброски и наши мертвые тела!»

Путешествие капитана Скотта исключительно по драматизму и действительно указывает, каким громадным запасом мужества и энергии обладали он и его товарищи, чтобы бороться до конца с ополчившимися на них силами природы. Цель была достигнута, хотя и с опозданием, но эти мужественные люди заплатили за нее жизнью.

Капитан Скотт вел дневник, в котором аккуратно, изо дня в день, до самой минуты смерти, записывал все, и, читая эти записи, можно проследить все его путешествие от самого начала и вплоть до трагического конца, когда слабеющей рукой он выводил последние строки.

Благоприятные предзнаменования. – Вид нагруженного судна. – Бедные животные. – Жизнь на корабле. – Плавучие льды. – Рождество на корабле. – Пингвины. – Жизнь подо льдом.

П утешествие началось при благоприятных предзнаменованиях. Капитан Скотт закончил в Новой Зеландии, в ноябре 1910 года, все свои приготовления, и его судно «Терра Нова» вышло в море 29 ноября. Свой дневник он начал писать с 1 декабря.

Описывая вид судна, нагруженного всем необходимым для такого путешествия, он говорит:

«Внизу, насколько мы могли ухитриться, все было плотно заставлено и упаковано… Пятнадцать лошадей стоят рядышком, лицом к лицу, семь с одной стороны и восемь с другой, а посередине помещается конюх. И все качается, качается непрерывно, повинуясь неправильному, ныряющему движению судна… Какая пытка для бедных животных выносить это день за днем, по целым неделям!

Собак всего тридцать три. Их нам поневоле приходится держать на цепи. Насколько возможно, они пользуются прикрытием, но положение их весьма незавидно. Волны беспрестанно ударяют о борт судна и рассыпаются дождем холодных брызг. Собаки сидят, повернувшись спиной к борту, но на них обрушивается холодный душ, и вода струей сбегает с них. Жалко смотреть на них, они ежатся от холода, и вся их поза выражает страдание. Иногда бедняжки даже взвизгивают, и вообще вся эта группа животных представляет очень унылую, печальную картину».

В кают-компании (общей каюте) было тесно, и все едва умещались за столом. На судне было 24 офицера, но обыкновенно двое или трое отсутствовали, потому что стояли на вахте.

Пища была простая, но питательная. «Удивительно, – восклицает Скотт, – как наши два буфетчика умудряются сделать всю работу вовремя, и посуду вымыть, и каюты убрать, и при этом они всегда готовы услужить каждому и неизменно веселы и приветливы».

Морская болезнь, конечно, давала себя чувствовать. Но большинство команды состояло из бывалых моряков, уже привыкших к ней. Больше всех, по-видимому, страдал от нее фотограф Понтин. Тем не менее он не прекращал работы, хотя и должен был неоднократно нагибаться к борту. Пластинки он проявлял, держа в одной руке ванну, где промывал их, а в другой – таз, на случай припадка морской болезни.

2 декабря был день тяжелых испытаний, свирепствовал сильный шторм и волны заливали палубу. В такие минуты приходилось цепляться руками за что попало, чтобы не быть унесенным за борт. Буря не унималась весь день и всю ночь. Опасность возрастала, потому что засорились насосы в машинном отделении и вода поднялась выше люков. Старший кочегар Лэшли, стоя по самую шею в бурлящей воде, упорно работал, стараясь прочистить насосы, но ничто не помогало: тяжело нагруженное судно сидело глубоко и могло погрузиться в воду сверх меры, а это было очень опасно. Все, стоя почти по пояс в воде, работали день и ночь, вычерпывая воду. Офицеры и команда не теряли, однако, бодрости и даже пели за своей работой. Ночью утонула собака и околела лошадь. Волной иногда уносит собаку, и ее удерживает только цепь. Но в таких случаях собаке грозит удушение, если не подоспеет помощь. Одну из них так и не смогли спасти – она задохнулась.

Другую волна унесла с такой силой, что цепь порвалась, и собака исчезла за бортом. Но следующая волна каким-то чудом принесла ее обратно и бросила на палубу. Собака эта осталась жива и здорова.

На другой день буря прекратилась, и можно было привести в известность ущерб, который она причинила. Погибли две лошади и одна собака и, кроме повреждения бортов судна, волнами унесло 10 тонн угля, много керосина и ящик спирта для научных препаратов.

Погода исправилась, но пострадавшие во время шторма лошади причинили Скотту большое беспокойство. «Сомневаюсь, чтобы они могли вынести еще такую бурю, не оправившись совершенно, – замечает Скотт. – Декабрь в море Росса, где мы находимся, должен быть хорошим месяцем и всегда был таковым, но все же надо быть готовым ко всему, и я очень беспокоюсь за наших животных».

Девятого декабря, в шесть часов утра, показались айсберги и сплошные плавучие льды. Скотт не ожидал встретить такой лед раньше 66-го градуса широты. Зато качка прекратилась, и все почувствовали облегчение после недавних бурных дней. Но этот лед грозил задержать плавание. Действительно, лед становился плотнее, и, казалось, невозможно было пробиться через него. Однако перемены наступали постоянно.

Английский исследователь Антарктиды. В 1901-1904 годах руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, Трансарктические горы, шельфовый ледник Росса, исследовал Землю Виктории. В 1911-1912 годах руководил экспедицией, достигшей 18 января 1912 года Южного полюса (на 33 дня позже Р. Амундсена). Погиб на обратном пути.


Роберт Фолкон Скотт родился 6 июня 1868 года. В тринадцать лет Роберт становится кадетом на учебном корабле «Британия», в пятнадцать - мидшипменом на «Боадише», затем на «Монархе», «Ровере», в двадцать - младшим лейтенантом на «Амфионе».

В двадцать три года Скотт поступил в минно-торпедное училище. В двадцать пять, окончив его, стал лейтенантом, минным офицером на «Вулкане».

В 1894 году семья Роберта Фолкона лишилась всего своего состояния. Через три года умер его отец, еще через год - брат. В тридцать лет лейтенант Роберт Фолкон Скотт остался единственной опорой для матери и четырех своих сестер.

Он был на хорошем счету у начальства - волевой, целеустремленный морской офицер. Но только через десять лет после производства в лейтенанты он должен был получить следующий чин - капитана 2-го ранга. Рассчитывать на протекцию не приходилось.

В 1898 году в Лондоне была издана тоненькая брошюрка «Исследование Антарктики. Призыв к посылке национальной экспедиции», а в июне следующего года лейтенант Скотт случайно встретил на улице автора брошюры - Клементса Маркхема, президента Королевского географического общества. Маркхем сообщил ему, что готовится экспедиция в Антарктику.

Через два дня Скотт подал рапорт о своем желании возглавить экспедицию. Год спустя он был досрочно произведен в капитаны 2-го ранга, стал начальником экспедиции.

Скотт не имел ни малейшего полярного опыта. Но он был настойчив, целеустремлен, честолюбив, умел командовать людьми и умел подчиняться.

Еще перед началом экспедиции, в 1900 году, Скотт специально ездил в Норвегию, где консультировался с Фритьофом Нансеном. Потом посетил Германию, ознакомился с подготовкой антарктической экспедиции Эриха Дригальского.

Перед началом экспедиции Скотт закупил в России два десятка ездовых собак. Но первая же попытка использовать их совершенно разочаровала его. Хотя собачьей вины тут не было, сказалось полное отсутствие опыта у англичан.

По официальным документам, экспедиция не ставила своей целью достижение Южного полюса. Но об этом думали и Маркхем, и Скотт. Когда кончилась длинная полярная ночь и наступило лето, попытка была предпринята.

Роберт Скотт, Эдуард Уилсон, Эрнст Шеклтон составляли полюсный отряд. Их сопровождала вспомогательная партия из 12 человек. На нартах вспомогательной партии развевался флаг с надписью «В услугах собак не нуждаемся». Но полюсный отряд все же рассчитывал на собак - другого транспорта не было. И собачья упряжка за несколько часов сумела догнать вспомогательную партию, которая вышла на три дня раньше.

Скотт торжествовал «С верой в себя, в наше снаряжение и в нашу собачью упряжку мы радостно смотрим вперед».

Но когда, достигнув 79-й параллели, вспомогательная партия повернула обратно, собаки отказались везти груз. «Поезд», составленный из пяти нарт, был перегружен. Пришлось разделить поклажу на две части, а потом и на три и, соответственно, каждую милю проходить дважды или трижды.

Зимой собаки питались специальными сухарями из пеммикана (изготовленными для собак лучшими фирмами Англии), но в санном путешествии по совету какого-то «знатока» их перевели на «диету» из мороженой рыбы, которая оказалась подпорченной. Собаки слабели с каждым днем. Через пять недель одна за другой стали умирать...

Мясо погибших или убитых собак уже не могло поддержать силы живых. По утрам, впрягая в нарты, собак зачастую приходилось поддерживать - от слабости у них подкашивались ноги. За день удавалось пройти четыре, потом только две мили.

Паек людей сократился до полутора фунтов в день, и чувство голода не покидало их. Все страдали от снежной слепоты, Уилсон, придерживаясь за нарты, временами брел с завязанными глазами. У Шеклтона появились первые признаки цинги.

1 января, достигнув широты 82 град. 17`, они повернули обратно. Ветер стал попутным, и они поставили импровизированный парус. Но скорость резко возросла только тогда, когда путешественники окончательно отказались от помощи собак. За этот день они прошли десять миль. Оставшиеся еще в живых собаки трусили рядом. Но собачий корм на нартах был лишним грузом, и 13 января убили последних.

Шеклтон слабел, он кашлял, отхаркивался кровью. Теперь он уже не помогал тянуть сани, не участвовал в лагерных работах. Иногда его даже усаживали или укладывали на сани. У Скотта и Уилсона тоже были явные признаки цинги. Все они тащились из последних сил...

В тот год высвободить судно из ледового плена не удалось, пришлось остаться на повторную зимовку. И весной Скотт возглавил новое санное путешествие - в глубь Земли Виктории. На этот раз без собак. Впрягшись в лямки, они прошли за 59 дней 725 миль. Почти по тринадцать миль в сутки, а бывало и по тридцать! Как писал Скотт, они «развили скорость настолько близкую к скорости полета, насколько это возможно для санной партии».

Проведя в Антарктиде две зимы, английская экспедиция вернулась на родину с триумфом. Двенадцать объемистых томов стали ее итогом - метеорологические, гидрологические, биологические, магнитные наблюдения, работы по физической географии, геологии Антарктиды. Англичане исследовали шельфовый ледник Росса, внутренние части Земли Виктории.

Скотт как начальник экспедиции заслужил общее уважение за решительность - когда пробивался на судне к берегу Антарктиды, за мягкость - во время зимовки и, наконец, за личное мужество. Он получил золотые медали от географических обществ Англии, Америки, Дании, Швеции. Географическое общество России избрало его своим почетным членом. Скотт был произведен в капитаны 1-го ранга. Английский король пригласил его погостить несколько дней в своей резиденции и вручил ему орден Виктории. К чести Скотта, все похвалы в свой адрес он относил на счет экспедиции в целом. «Антарктическая экспедиция - это не спектакль одного, двух или даже десяти актеров. Она требует активного участия всех... мне представляется, что нет причины особо выделять мою персону».

Скотт признавал «Мы были ужасающе невежественны не знали, сколько брать с собой продовольствия и какое именно, как готовить на наших печах, как разбивать палатки и даже как одеваться. Снаряжение наше совершенно не было испытано, и в условиях всеобщего невежества особенно чувствовалось отсутствие системы во всем».

Когда Скотт читал первую публичную лекцию в Альберт-холле, здесь собралось около семи тысяч членов и гостей Королевской академии, Королевского географического общества. А на украшенной флагами трибуне разместилась вся команда «Дискавери»!

Он получил звание капитана 1-го ранга, служил некоторое время помощником начальника военно-морской разведки, командовал линкорами «Викториэс», «Альбемерлен».

Ему было тридцать семь, когда он познакомился с молодой художницей, скульптором Кетлин Брюс и полюбил ее. Через два года решился просить ее руки.

По словам биографа, «Кетлин обладала ясным логическим умом, открытым и искренним характером, была совершенно свободна от претенциозности и чрезмерных потребностей не выносила косметики, драгоценностей и дорогих туалетов».

2 сентября 1908 года они обвенчались, а 14 сентября 1909 года у них родился сын. Его назвали Питером в честь Питера Пэна, героя книжки Дж. Барри - друга Скотта.

Свое будущее Скотт уже навсегда связал с Антарктидой. Накануне рождения сына, 13 сентября 1909 года, он объявил об организации новой антарктической экспедиции.

«Главной целью, - сказал Скотт, - является достижение Южного полюса, с тем чтобы честь этого свершения досталась Британской империи».

«Причины катастрофы не вызваны недостатками организации, но невезением в тех рискованных предприятиях, которые пришлось предпринимать».