Е благинина не мешайте трудится. Художественная литература не мешайте мне трудиться

    ГОЛЫШОК-МАЛЫШОК 1

    ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ! 1

    НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ ТРУДИТЬСЯ 1

    РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА 1

    ТО-ТО ГОРЕ НАШЕ! 1

    ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ? 1

    ЯБЛОНЬКА 1

Не мешайте мне трудиться

Стихи для дошкольного возраста. Рисунки И. Година.

Елена Александровна Благинина

Издательство "Детская литература", 1985 г.

ГОЛЫШОК-МАЛЫШОК

Голышу-малышу

Сшила понемножку,

Малышу-голышу

Новую одёжку:

Алую рубашку,

Синие штаны.

Видишь, по кармашку

С каждой стороны.

Сшила жёлтый кожушок...

Ай да щёголь малышок-

ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ!

Метлу взяла,

И двор подмела.

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала,

От сарая до крыльца

Подметала без конца.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите.

НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ ТРУДИТЬСЯ

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Не жалейте.

А хотите -

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьёт.

РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА

По росточку

Точка в точку,

Самый раз,

Точка в точку

По росточку

Козлы сделаны для нас.

Мы теперь бревно осилим

Пилим, пилим,

Пилим, пилим.

Раз-два, Раз-два...

Будут на зиму дрова.

ТО-ТО ГОРЕ НАШЕ!

Мы варили

Из перловых

Круп, круп.

Получилась каша,

То-то горе наше.

Замесили тесто,

А оно - ни с места.

Замесили

На дрожжах -

Не удержишь

На вожжах.

ПОЧЕМУ, ПОЧЕМУ?

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке.

На чулках по дырке?

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки

Штопка на пятке.

Штопка на пятке?

Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

ЯБЛОНЬКА

Расцветает яблонька

В молодом саду.

Я от этой яблоньки

Глаз не отведу.

Солнышко пригреет,

Дунут ветерки,

Опадут, осыплются

Наземь лепестки.

Станет наша яблонька

Проще и бедней,

А зато завяжутся

Яблочки на ней.

И подарит яблонька

Людям за труды

Крупные, румяные,

Алия Бодягина
Конспект интегрированного занятия для детей 4–5 лет. Чтение стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться»

Программное содержание:

1. Формировать интерес к произведениям Е. Благининой. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться». Вызвать у детей эмоциональное отношение к содержанию стихотворения. Учить отвечать на вопросы по тексту стихотворения, анализировать поступки героя. Пополнить словарный запас детей словами «водица», «колодезная».

2. Развивать связную речь детей в беседе-обсуждении стихотворения. Развивать трудовые навыки: полив рассады.

3. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, делать полезное окружающим; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

Познакомить детей с творчеством Е. Благининой (рассматривание портрета поэтессы, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций). Игры-драматизации по мотивам стихотворений. Рисование иллюстраций. Уход за рассадой в «огороде на подоконнике».

Оборудование и материалы:

Портрет Е. Благининой, иллюстрации к стихотворению «Не мешайте мне трудиться», лейки, ведёрки с водой, фартуки для труда в уголке природы, горшочки с рассадой, цветочек-имитация, наклейки-смайлики.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:

Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в наш книжный уголок, чтобы посмотреть, какие там есть книжки (обращает внимание детей на подборку иллюстраций с изображением Е. Благининой)

Как называется человек, который пишет стихи? (писатель). Это портрет Елены Благининой. Она пишет для детей стихотворения. Вам знакома эта писательница?

Кто помнит, какое её стихотворение мы читали? («Полюбуйтесь-ка, игрушки!»)

Раздаётся стук в дверь. К ребятам в гости приходит кукла с ведёрками и лейками.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Даша. Она пришла к нам из стихотворения «Не мешайте мне трудиться». Хотите послушать это стихотворение? (Да)

Воспитатель выразительно читает стихотворение.

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте,

Не жалейте!

В лейку лейте –

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьет!

Вопросы детям:

О чем говорится в этом стихотворении?

- «И колодезной водицей всех конечно угощу». А что за это колодезная вода? Что значит слово «колодезная»?

Колодезная вода - это вода, которую берут из колодца (показ иллюстрации колодца)

Как Елена Благинина называет воду в этом стихотворении? (Ласково – водица).

Как девочка предлагает использовать эту воду? Для чего она нужна?

Скажите, пожалуйста, а трудиться - это хорошо или плохо?

Должны ли дети трудиться?

Ребята, а вы любите трудиться?

Расскажите, как вы дома помогаете родителям? (ответы детей).

А какие мы с вами трудовые поручения выполняем в детском саду? (трудимся в уголке природы: поливаем комнатные растения, ухаживаем за ними, опрыскиваем, протираем листья, моем поддоны, рыхлим землю; наводим порядок в игровом уголке в вечернее время; трудимся на прогулке: подметаем на веранде, убираем с участка сухие ветки, листья, убираем снег зимой).

Молодцы, вы действительно любите трудиться!

Повторное чтение стихотворения.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Эй! Попрыгали на месте, (прыжки)

Эх! Руками машем вместе. (движение «ножницы» руками)

Э-хе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Э-ге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко. (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Ребята, кукла Даша что-то хочет мне сказать! (прислушивается)

Она предлагает полить наш огород. Пройдёмте к столам, наденем фартуки. Но перед началом работы вспомним, как нужно поливать цветы и рассаду? (под корешок, листья протирать аккуратно).

Воспитатель обращает внимание на грустный цветок, спрашивает, почему он грустный (его не поливали, за ним не ухаживали)

Труд детей.

Динамическая пауза «Потрудились – отдохнём»

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Ребята, какие вы сегодня молодцы! Как дружно потрудились! Думаю, что кукла Даша осталась довольна нашей работой.

Скажите, пожалуйста, с каким стихотворением вы сегодня познакомились?

Кто его написал, о чём оно?

О какой девочке в нём говорится?

Хотели бы вы быть на неё похожими? Почему? (она трудолюбивая, добрая)

Вам понравилось стихотворение?

А что полезного мы с вами сегодня сделали?

Звучит аудиозапись «От улыбки станет всем светлей»

Ребята, посмотрите, наш цветок улыбается! Как вы думаете, почему?

Всем большое спасибо!

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Ұйымдастырылған оқу іс- әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Мини-центр "Айналайн"

Білім беру саласы - Образовательные области: Коммуникация .

Б ө л імдер i - Разделы: Художественная литература.

Та қ ыры бы - Тема: «Чтение стихотворения Е Благининой «Не мешайте мне трудиться»».

Ма қ сат ы – Цель: Формировать интерес к произведениям Е. Благининой. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться». Вызвать у детей эмоциональное отношение к содержанию стихотворения. Учить отвечать на вопросы по тексту стихотворения, анализировать поступки героя. Пополнить словарный запас детей словами «водица», «колодезная». Развивать связную речь детей в беседе-обсуждении стихотворения. Развивать трудовые навыки: полив рассады. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, делать полезное окружающим; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Билингвал компоненты- Билингвальный компонент: еңбек – труд, су – вода.

Дидактикалық материал - Дидактический материал: Портрет Е. Благининой, иллюстрации к стихотворению «Не мешайте мне трудиться», лейки, ведёрки с водой, фартуки для труда в уголке природы, горшочки с рассадой, цветочек-имитация, наклейки-смайлики.

Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті Деятельность детей

Мотивациялық-
қызығушылық:

Мотивационно-

побудительный

Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в наш книжный уголок, чтобы посмотреть, какие там есть книжки (обращает внимание детей на подборку иллюстраций с изображением Е. Благининой)

Проявляют интерес.

Ұйымдастыру -
ізденушілік

Организационно -поисковый

Как называется человек, который пишет стихи? Это портрет Елены Благининой. Она пишет для детей стихотворения. Вам знакома эта писательница?

Раздаётся стук в дверь. К ребятам в гости приходит кукла с ведёрками и лейками.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Даша. Она пришла к нам из стихотворения «Не мешайте мне трудиться». Хотите послушать это стихотворение?

Воспитатель выразительно читает стихотворение.

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте,

Не жалейте!

А хотите

В лейку лейте –

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьет!

Вопросы детям:

О чем говорится в этом стихотворении?

- «И колодезной водицей всех конечно угощу». А что за это колодезная вода? Что значит слово «колодезная»?

Колодезная вода - это вода, которую берут из колодца (показ иллюстрации колодца)

Как Елена Благинина называет воду в этом стихотворении?

Как девочка предлагает использовать эту воду? Для чего она нужна?

Скажите, пожалуйста, а трудиться - это хорошо или плохо?

Должны ли дети трудиться?

Ребята, а вы любите трудиться?

Расскажите, как вы дома помогаете родителям?

А какие мы с вами трудовые поручения выполняем в детском саду?

Молодцы, вы действительно любите трудиться!

Повторное чтение стихотворения.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Эй! Попрыгали на месте,

Эх! Руками машем вместе.

Э-хе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на картинки.

Э-ге-ге! Нагнулись ниже.

Наклонились к полу ближе.

Э-э-э! Какой же ты лентяй!

Потянись, но не зевай!

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Ребята, кукла Даша что-то хочет мне сказать! (прислушивается)

Она предлагает полить наш огород. Пройдёмте к столам, наденем фартуки. Но перед началом работы вспомним, как нужно поливать цветы и рассаду?

Воспитатель обращает внимание на грустный цветок, спрашивает, почему он грустный

Труд детей.

Динамическая пауза «Потрудились – отдохнём»

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Ребята, какие вы сегодня молодцы! Как дружно потрудились! Думаю, что кукла Даша осталась довольна нашей работой.

Скажите, пожалуйста, с каким стихотворением вы сегодня познакомились?

Кто его написал, о чём оно?

О какой девочке в нём говорится?

Хотели бы вы быть на неё похожими? Почему?

Вам понравилось стихотворение?

А что полезного мы с вами сегодня сделали?

Ребята, посмотрите, наш цветок улыбается! Как вы думаете, почему?

(писатель).

(Да)

Дети внимательно слушают стихотворение не перебивая воспитателя.

(Ласково – водица).

Ответы детей.

Дети по очереди рассказывают как они помогают дома.

(трудимся в уголке природы: поливаем комнатные растения, ухаживаем за ними, опрыскиваем, протираем листья, моем поддоны, рыхлим землю; наводим порядок в игровом уголке в вечернее время; трудимся на прогулке: подметаем на веранде, убираем с участка сухие ветки, листья, убираем снег зимой).

Повторяют движения за воспитателем.

(прыжки)

(движение «ножницы» руками)

(наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

(нагнувшись, поднять голову как можно выше)

(глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

(дотронуться руками до пола)

(выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

(руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

(покружиться)

(под корешок, листья протирать аккуратно).

(его не поливали, за ним не ухаживали)

(Ходьба на месте.)

(Потягивания.)

(Повороты туловища.)

(Наклоны влево-вправо.)

(Приседания.)

(Прыжки.)

(Ходьба на месте.)

(Улыбаются друг другу.)

(«Не мешайте мне трудиться»)

(Елена Благигнина.)

(она трудолюбивая, добрая)

(Да.)

(Цветок полили, разрыхлили, протерли листья)

Дети встают в круг и смотрят на цветок.

Рефлексивтік-түзету

Рефлексивно - корригирующий

Дети внимательно слушают воспитателя.

В ответ улыбаются цветочку и прощаются с ним.

Күтілетін нәтиже – Ожидаемый результат:

Түсінеді - Понимают: значение стихотворения; запоминают его смысл.

Қолданады – Применяют: как правильно ухаживать за комнатными ростениями.

Өндіреді – Воспроизводят: уход за растениями.