Двуглавый орет. Двуглавый орел. Византия - Quete du graal. Исторический путь установления основных атрибутов

Многие ли знают, почему на гербе двуглавый орел? Что он значит? Изображение двуглавого орла - старинный символ, обозначающий власть. Впервые эта фигура возникла во времена появления первых развитых государств - около пяти тысяч лет назад. Однако на протяжении всей своей истории этот знак поддавался различной трактовке. На сегодняшний день его изображают на многих символах власти (флагах и гербах) различных стран.

Значение символа

Что символизирует двуглавый орел? Это глубокий образ, обозначающий собой сочетание двух начал. направлены в противоположные стороны: на Запад и на Восток. Однако само по себе - это цельное существо, воплощающее единство. Двуглавый орел - образ солнца, означающий благородство и власть.

В некоторых культурах значение символа двуглавого орла немного другое. Его считает посланником, помощником Бога, исполнителем его воли. Он олицетворяет собой грозную силу, способную установить справедливость. Однако при этом многие эксперты сходятся во мнении, что двуглавый орел - символ, значение которого гордыня и надменность.

Крылья птицы - это олицетворение защиты, а острые когти отражают готовность к борьбе за идеалы и за идеи. Птица, изображенная с белой головой, означает чистоту мысли представителей власти, ее справедливость и мудрость. Орел - храбрый, сильный страж, который может увидеть приближающуюся беду с любой стороны.

Появление символа в истории

Проследить значение символа двуглавого орла можно в течение тысячелетий в разных частях света. Одни из первых его следов были обнаружены на землях в долине Тигра и Евфрата, где располагалось одно из первых государств - Южная Месопотамия. Во время раскопок города Лагаш, в котором жили шумеры, было найдено изображение орла.

Также о значении и почитании этого символа свидетельствуют драгоценные талисманы, на которых изображена его фигура.

Хеттское царство

Одно из знаменитых и распространенных изображений символа датировано II тысячелетием до нашей эры. В Передней Азии (на сегодняшний день территория Турции) было найдено высеченное на скале изображение двуглавого орла. Археологи пришли к выводу, что этот знак относится к искусству древних хеттов. В их мифологии орел с двумя головами - это атрибут главного бога Тищуба, повелевавшего грозой.

В Хеттском царстве двуглавый орел смотрел в противоположные стороны, а в лапах у него добыча - зайцы. Археологии интерпретировали этот знак таким образом: орел - царь, который неустанно следит за всем, что его окружает, и побеждает врагов, а грызуны - прожорливые, трусливые вредители.

Древняя Греция

В мифологии древних греков существовал бог Солнца - Гелиос. Он мог передвигаться по небу в колеснице, в которую была впряжена четверка лошадей. Это было распространенное изображение, которое помещалось на стенах. Однако было и другое: вместо лошадей колесницу запрягли двумя двуглавыми орлами - черным и белым. Этот образ до сих пор точно не истолкован, однако, считается, что в нем скрыт тайный смысл. Здесь можно проследить интересную цепочку: орел - царь птиц, а Солнце - «царь» планет. Именно эта птица летает выше других и приближается к божественному светилу.

Двуглавый орел у персов, арабов и монголов

Позже двуглавый орел (значение символа нам уже известно) возникает в Персии. Его образ в первых веках нашей эры использовали шахи династии Сасанидов. На их смену пришли арабы, правители которых размещали представленное изображение на монетах. Эта эмблема также относилась к восточному орнаменту. Он пользовался особой популярностью при декорировании. Им украшали даже подставки для Корана. В Средние века его поместили на штандартах турок-сельджуков. В Золотой Орде орел означал победу. До сегодняшнего дня сохранились монеты с изображением этой двуглавой птицы, отчеканенные во времена правления ханов Узбека и Джаныбека.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на штата Карнатака.

Первые эмблемы в Европе

Распространение символа двуглавого орла на европейских землях началось в XI-XV веках во времена крестовых походов. В качестве герба изображение двуглавого орла выбирали себе первые рыцари, тамплиеры. Историки предполагают, что они позаимствовали этот рисунок во время их путешествий по Южной Азии, на территории Османской империи. После попыток рыцарей завоевать Гроб Господня в Святой земле, символ орла с двумя головами стал широко известен. В основном на византийских и балканских землях его использовали в качестве узора. Им украшали ткань, сосуды, стены. Некоторые территориальные князья брали его в качестве своих личных печатей. Версию, что орел мог быть символом императорской семьи в Византии, историки упорно отвергают.

Античная Римская Империя

В 330 году единовластный император Константин Великий, перенесший столицу Священной Римской Империи в Константинополь, сделав его тем самым «Вторым Римом», вводит на смену одноглавому орлу - двуглавого, который олицетворяет собой не только власть императора (светская власть), но и духовную силу (власть Церкви). Вторая голова уравновешивает политическую составляющую этого образа. Она обозначает христианскую нравственность. Она напоминает государственным деятелям действовать не только себе в угоду, но и поступать, думая и заботясь о своем народе.

Священная Римская Империя

В качестве государственного герба Священной (Германской) Римской Империи двухголовый орел принимается в 1434 году во время правления императора Сигизмунда. Птицу изображали черной на золотом щите. Над головами помещались нимбы. Однако этот символ, в отличие от похожего символа в античной Римской империи, не имел под собой христианские мотивы. Двуглавый орел на гербе священной Римской империи был скорее данью историческим традициям, восходящим к величественной Византии.

Появление двуглавого орла в России

Существует несколько версий появления эмблемы двуглавого орла в России. Многие историки утверждают, что возникновение этого символа связано с именем Преемница павшей Византии, высокообразованная царевна, не без политических подоплеки, о которой позаботился Папа Павел II, становится женой русского царя Ивана III. Этот междинастический брак позволил Москве приобрести новый статус - «Третий Рим», поскольку второй - Константинополь - пал в 1453 году. Софья не только привезла с собой символ белого двуглавого орла, который был гербом ее семьи - династии Палеологов. Она и ее приближенные поспособствовали культурному подъему Руси. На государственной печати орла стали изображать с 1497 года. Что подтверждает в своем тексте работа русского писателя Н. М. Карамзина «История государства Российского».

Однако существует и другое мнение о появлении русского двуглавого орла. Многие эксперты склоняются к тому, что Иван III выбрал его в качестве государственного знака, преследуя цель приравнять себя с европейскими монархами. Утверждая равновеликость, русский князь ставил себя на одну линию с семьей Габсбургов, правивших в то время Священной Римской Империей.

Двуглавый орел при Петре I

Известный реформатор, «прорубивший окно в Европу», Петр I во время своего правления уделял много времени не только внешней и внутренней политике. Царь также позаботился о государственной символике. На фоне непрекращающихся войн он решил создать единый символ.

С 1700 года герб страны преображается. Интересны изменения, касающиеся непосредственно птицы. Над ее головами теперь располагаются короны. В лапах у нее держава и скипетр. Уже через десять лет, в 1710 году, эти корректировки внесены во все печати. Позже на монетах, а также на любых других предметах, где изображаются орлы, помещаются над ними императорские короны. Эти символы означают полную самостоятельность и независимость России от других держав. Никто не может ущемить государство в его властных правах. Стоит обратить внимание на то, что символ обрел такой вид еще за десять лет до того, как Россия назовется Российской Империей, а Петр I ее императором.

В 1721 году важным и последним изменением при Петре - становится смена цвета. Двуглавый орел становится черным. Император решился на этот шаг, взяв пример у Священной Римской Империи. Клюв, а также лапы и атрибуты птицы были изображены в золотом цвете. Фон выполнен в таком же оттенке. На груди орла помещен красный щит, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного. На щите Святой Георгий на коне поражает дракона копьем. Все эти образы символизируют вечную проблему борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра.

Орел после распада Российской империи

После того как в 1917 году Николай II отрекся от престола, государственный знак теряет свою силу и значение. Перед новыми лидерами и представителями власти возникла проблема - необходимо создать новый геральдический символ. Этим вопросом занималась группа специалистов по геральдике. Однако до созыва Учредительного собрания они не видели необходимым создавать кардинально новый символ. Они считали допустимым использовать того же двуглавого орла, однако, его следовало «лишить» прежних атрибутов и убрать изображение Георгия Победоносца. Таким образом, печать временного правительства была нарисована специалистом И. Я. Билибиным.

В борьбе за звание герба с двуглавым орлом «билось» изображение свастики, означавшей благополучие и вечность. Благодаря этим качествам, возможно, этот символ и понравился Временному правительству.

В 1918 году при принятии конституции РСФСР был выбран новый герб, а об орле забыли до 1993 года, когда он становится Теперь он изображается в золотом цвете, содержит в себе практически те же атрибуты, существовавшие во времена Российской империи - отсутствует на нем Андреевский орден. Допустимо использовать этот символ и без щита.

Штандарт президента России

Президент Б. Н. Ельцин в 1994 издал указ «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации». Флаг президента представлял собой трехцветное полотно (три одинаковые горизонтальные полоски белый, синий, красный) и в центре изображённый на нем золотой герб. Штандарт обрамляется золотой бахромой.

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение» 1 . Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть 2 . Символом Римской империи (27г. до н. э. - 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла - священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб 3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом 4 .

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему - двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова) 5 . Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя 6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась 7 . В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми 8 . Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви



1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи


и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника - Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное - православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб - двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва - символическим «Третьим Римом».


1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I


Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира...», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и... богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.



Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе - римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).



Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители - души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР - преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.



Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия - СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону - империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб - двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы - основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по - прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой - оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» - «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине - вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.



Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) - это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов 9 . Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу - двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

_____________________________

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему - чёрного двуглавого орла на золотом фоне - как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр - аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески - Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 - 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8 Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9 Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.

Мы говорим: двуглавый орел, подразумеваем Византия. Говорим: Византия подразумеваем двуглавого орла. На фасаде храма Святого Георгия на Фанаре - главного храма Вселенской патриархии, последнего символа Византии- высечен большой барельеф двуглавого орла как символа исторического наследия ромейской империи.

Двуглавый орел. Барельеф на стене храма Святого Георгия на Фанаре.

Но на самом деле, хотя это и может показаться странным на первый взгляд, символ двуглавого орла в Византийской империи появляется только на самом ее излете.

В литературе есть упоминания о том, что его древнейшее изображение найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре, основанном императрицей Пульхерией в середине V века. Однако исторической датой основания монастыря считается X век, а орел, вероятно, относится к еще более позднему времени.

Двуглавый орел из Ксиропотамского монастыря, на ранее X века.

К XI веку отсылает нас легенда, связывающая с символом двуглавого орла императора Исаака Комнина (1057-1059). Якобы он, будучи в Малой Азии, услышал рассказ о гигантской двухголовой птице - хага, которая могла спокойно унести в своих когтях целого быка. Для местных аборигенов эта птица означала власть и заступничество. Символика странной и хищной птицы столь понравилась императору, что он ввел ее в Византии. Однако, мне, к сожалению, так и не удалось обнаружить каких-либо ссылок на эту легенду в исторических источниках. К этому же времени относится и еще один любопытный артефакт, который на сайте коллекции Dumbarton Oaks обозначен как «Шелковый фрагмент с двуглавым орлом, Византия, XI век».

Шелковый фрагмент с двуглавым орлом из коллекции Dumbarton Oaks.

Проблема заключается в том, что этот орел сильно напоминает текстили, произведенные в мусульманской Испании в XI-XII веках. Некоторое время велись дискуссии вокруг другой шелковой ткани с двуглавыми орлами, обнаруженной в соборе Вича (Каталония) в могиле Святого Бернарда из Кальво (умер в 1243 году). Некоторое время считалось, что эта ткань византийского производства, однако сейчас возобладало мнение, что она создана в испанской мастерской и досталась каталонцам в качестве военного трофея.

Фрагмент текстиля с двуглавыми орлами из коллекции Метрополитан музея.

Для сравнения можно привести еще одну шелковую парчу из Musée des Tissus в Лионе, мавританского испанского производства.

Шелк из Musée des Tissus в Лионе.

С другой стороны мавританские шелка весьма и весьма напоминают византийские шелка с орлами, которые, вероятно, оказали на них влияние. Но орлы на византийских шелках сплошь одноглавые (?). Впрочем, все это достаточно дискуссионно.

Византийский шелк из Осера (Франция), X-XI век.

Два орла несут Александра Великого на небо. Византийский шелк X века. Mainfränkisches Museum, Würzburg .

Еще один пример одноглавого византийского орла в монастыре Космосотира в северо-восточной Греции. Монастырь был основан в 1152 году севастократором Иасааком Комниным .

Хронологически следующим изображением византийского двуглавого орла считается портрет никейского императора Феодора II Ласкариса (1254-1258) в Cod. Marcianus graecus 404 fol. VI. Кодекс хранится в государственной библиотеке в Мюнхене. Манускрипт содержит в себе «Историю» Георгия Пахимера, которая охватывает события с 1255 по 1308 годы. Его приблизительная датировка середина XIV века - время императора Иоанна Кантакузина. Феодор Ласкарис стоит на особом подножнике - суппендионе, на котором изображены двуглавые орлы.

Феодор II Ласкарис в Cod. Monacensis graecus fol. VI

Правда есть мнение, что двуглавые орлы появились здесь только в ΧVI веке, когда Антоний Эпарх с Корфу - торговец древними рукописями - реставрировал манускрипт и мог принять одноглавого орла за двуглавого. В качестве подтверждения приводится изображение Михаила VIII Палеолога, на суппендионе которого традиционный римский знак власти - одноглавый орел, а также миниатюры плохой сохранности из кодекса Marcianus graecus 404, представляющая собой копию Monacensis graecus, сделанную до того, как над рукописью поработал реставратор, где на суппендионах Феодора Ласкариса и Михаила Палеолога - одноглавые орлы, и только у Андроника ΙΙ - двуглавый. Но все это относится к области догадок и предположений. Подробнее об этом

Михаил VIII Палеолог Cod. Monacensis graecus 442 fol. 174 r

Так или иначе, рукопись XIV века вряд ли можно считать доказательством того, что двуглавые орлы использовались при никейском императорском дворе. Самые ранние свидетельства, не поддающиеся двойному толкованию, о византийских двуглавых орлах относятся к эпохе начало правления в Византии династии Палеологов. Об этом будет следующий пост.

История Герба России

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями разом побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы.

После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комичное видоизменение.

Когда Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство, сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584).

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение единорога. Зачем и почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен. Видимо царь догадался что подобный сказочный зоопарк на государственном гербе неуместен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

В связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе "Тишайшим" — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. И тогда же орел "взлетел" на шпили башен Московского кремля.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.

В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя ".

В 1696 году престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест (внизу в оперение орла) становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают вокруг щита с всадником.

Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет". Только вот изображения этого орла я не нашел.

С незначительными, или значительными, но кратковременными, изменениями это изображение герба России просуществовало вплоть до начала правления Павла I (1796-1801 гг.), который сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и плащом. Вся композиция помещена на фоне мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами... Этот проект, слава Богу, не был утвержден.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, которые мы приводить, естественно, не будем.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе» - абсолютно голым...

Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были тотально упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.

Двуглавый орел окончательно был отправлен в отставку, оставаясь только "сидеть" на башнях московского кремля. Политбюро ЦК ВКПб заменило их на рубиновые звезды только в 1935 году.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году, указом Президента Б.Н. Ельцина двуглавый Орел был обратно утвержден в качестве государственного герба. И только в 2000 г. двуглавый Орел был окончательно утвержден Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите.

На протяжении истории нашего государства, каждый правитель вносил свой вклад в формирование герба, да и, зачастую, происходящие в этот момент исторические события находили отражения на нем. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в его изображении. Все детали формирования облика государства можно найти в истории его государственных символов...

Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим тогда еще совсем молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе.

Со временем, став огромным и независимым государством у России появились и на гербе все атрибуты государственности и власти: корона, скипетр и держава, которые и сейчас отчасти олицетворяют современное Российское государство.

160 лет назад, 11 апреля 1857 года, русский царь Александр II утвердил государственный герб России - двуглавого орла. Вообще, герб русского государства видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

Но серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене. Он разработал целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные нормы европейской монархической геральдики. Также под руководством Кене был изменен рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведен в соответствие с международными правилами геральдики. 11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи - двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов - Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.


Наследие предков

Герб и цвет нации несут символическое и историческое значение. Необходимо помнить, что государственные символы (образное выражение государственности, нации, её идеологии) занимают в жизни народа чрезвычайно важное место, хотя в повседневной жизни это обычно и незаметно. Древнейшими русскими символами, которые происходят со времен индоевропейцев-ариев, были солнцеворот, сокол-рарог, двуглавый орел, красный цвет.

Одной из исторических эмблем Руси-России является двуглавый орёл. По своей древности и глубине значения он уступает разве, что всаднику поражающему дракона-змея, который в более позднем, уже христианском понимании, известен как Георгий Победоносец. Всадник символизирует громовержца (Перуна, Индру, Тора и т. д.), который поражает змея (символ Велесе-Волоса, владыки Нави). Это один из базовых мифов индоевропейцев-ариев.

Двуглавый орел (птица) отмечен в самых различных культурах. В частности, в шумерской и индийской мифологиях. Так, Гандаберунда - двуглавая птица в ведийской (индуистской) мифологии (II тыс. до н.э.). Имя этой птицы состоит из двух слов - ганда (сильный), берунда (двухголовый). В Вишну-пуране рассказывается, что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного , которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Такое изображение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой лапе по слону. Гандаберунда известен и в качестве эмблемы династии королей Майсура - Водеяров, на ряде золотых и медных монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII-XVI вв.

Княжество Майсур (Индия)

Гандаберунда воспринимался индийцами не только как символ бога-воина Вишну, его высшей власти и военной силы, но и как аватар (воплощение) Вишну он символизировал также соблюдение принципов дхармы (дисциплины и порядка). Кроме того, в буддизме двуглавый орёл символизировал силу и власть Будды.

Активно использовали этот символ и в северных индоевропейских (арийских) культурах. Надо сказать, что многоголовость различных животных, мифических существ - это одна из особенностей славянской мифологии. Не зря ещё один из древнейших символов суперэтноса русов - это Триглав, триединый Бог следит за всеми царствами земли: Явью, Правью и Навью (в Индии известен, как Тримурти, в христианстве - Троица). Различные Двуглавы, Триглавы-Трояны, четырехголовые Святовиды-Свентовиды, Семиглавы и т. д. - это признак суперэтноса русов.

Особенно часто в древности встречается двуглавый орел в Малой Азии и на Балканском полуострове. В Малой Азии он встречается со времен могущественной державы II тыс. до н. э. - Хеттского царства. Её основателями были индоевропейцы-арии, прародиной которых предположительно был Балканский полуостров. Хеттская империя успешно соперничала с Египтом. Хетты одними из первых овладели тайной выплавки железа, контролировали всю Малую Азию и проливы из Средиземного в Чёрное море. Это был великий арийский (индоевропейский) народ, который поклонялся богам Пирве (Перуну) и Сивату (Свету). Гербом хеттов был двуглавый орёл, который сохранился не только на штандартах, каменных барельефах, но и печатях. Хеттский орёл - это важнейшее, вещественное доказательство преемственности индоевропейских культур, преемственности империй.


Гандаберунда в храме Рмешвара в Келади, Индия


Двуглавый орёл - символ Хеттского царства

Однако и хетты переняли орла у более древней арийской культуры. В Анатолии есть и более древние поселения. В частности, раскоп у поселения Алача-Уюк (англоязычная форма - Аладжа-хююк»). Это поселение бронзового века - IV - III тыс. до н. э. И здесь наряду с многочисленными скульптурными и бронзовыми изображениями свастик-солнцеворотов и других арийско-индоевропейских традиционных символов, знаков-оберегов, были обнаружены рельефы двуглавого орла. Таким образом, мы наблюдаем древнейшую преемственность арийско-индоевропейской культуры: Алача IV тыс. до н. э. - Хаттуса II тыс. до н. э. - Византия I-II тыс. н. э. - Русь XV-XXI вв. н. э.

Русские геральдисты отмечали, что изображение двуглавого орла было известно в древней Птерии (город в Мидии). Оно относилось в периоду рубежа VII-VI вв. до н. э. По свидетельству Ксенофонта, у персов в примерно то же время символом верховной власти служил орёл. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов. В древности орел и лев считались символом царственности. В Древнем Риме римские полководцы имели изображения орла на своих жезлах, это был символ главенства над войсками. Позднее орёл стал исключительно императорским знаком, символизирующим верховную власть.

Западные геральдисты XVII столетия рассказывали легенду, как двуглавый орёл стал государственной эмблемой Рима. При въезде Юлия Цезаря в Рим над ним носился в воздухе орёл, который напал на двух коршунов, убил их и бросил к ногам великого полководца. Удивлённый Юлий счёл это знаком, который предсказывает ему победу и приказал увековечить его, прибавив к римскому орлу вторую голову. Однако, скорее всего, появление второй головы должно быть отнесено к более позднему времени, когда произошло разделение империи на две части - Восточную и Западную Римские империи. Тело у орла было единым, что означало общие интересы и происхождение, но с двумя головами, обращёнными на запад и восток. Такой орёл и был принят как эмблема империи Константином Великим (272 - 337), или под другим источникам, Юстинианом I (483 - 565). Видимо, намного позднее такое же символическое значение придавалось двуглавому орлу Австро-Венгрии.

Но двуглавый орёл не был официальным символом Византийской империи, как многие считают. Он был эмблемой династии Палеологов, правившей в 1261 - 1453 гг., а не всей Византийской державы. В мусульманском мире, который воспринял древнюю индоевропейскую (арийскую) символику, двуглавый орел олицетворял высшую, в том числе военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин, отличавшийся храбростью, волей к победе и воинственностью. Двуглавый орёл был расположен на флаге турок-сельджуков. Его использовал Конийский султанат (Иконийский султанат, или Румский султанат, или Сельджукский султанат) - феодальное государство в Малой Азии, просуществовавшее с 1077 по 1307 годы. Двуглавый орел сохранился как символ Коньи.


Конья


Эмблема династии Палеологов

После начала крестовых походов, двуглавый орёл появляется в западноевропейской геральдике. Так, он отмечен на монетах Людвига Баварского и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских. Германский король и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1122 - 1190) первым начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих видел этот символ в Византии. До 1180 года на государственных печатях, монетах и регалиях, как и на личных вещах императора, двуглавый орёл не отмечен. Ранее символом германских владык был одноглавый орел, но начиная с императора Фридриха Барбароссы, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Только с XV столетия двуглавый орёл стал государственной эмблемой Священной Римской империи. Орёл изображался чёрным на золотом щите, с золотыми же клювами и когтями, головы окружались нимбами. В XIX - начале XX столетий двуглавый орел был гербом Австро-Венгрии. Кроме того, в Сербии двуглавый орёл стал гербом рода Неманичей. Это была правящая династия в XII-XIV вв.


Двуглавый орёл на гербе Священной Римской империи

Русь

На Руси двуглавый орёл отмечен в XIII столетии в Черниговском княжестве, а в XV веке - в Тверском и Московском княжествах. Имел некоторое хождение двуглавый орёл и в Золотой Орде. Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды с изображением двуглавого орла. Некоторые исследователи даже утверждают, что двуглавый орёл был государственным гербом Орды. Но большинство историков не поддерживают эту версию. На печати Ивана III Васильевича, которая досталась от Василия II Васильевича, был изображён лев, который терзал змею (лев был символом Владимирского княжества). В конце XV века появилось два новых символа: всадник (ездец), который использовали ещё в Древнерусском государстве и двуглавый орёл. Формальным поводом, чтобы использовать этот символ, был тот факт, что женой Ивана III была Софья Палеолог, для которой орёл был родовым знаком. Эмблема Палеологов представляла собой чёрный силуэт, вытканный чёрным шелком на золотом поле. Он был лишен пластики и внутреннего рисунка, фактически являясь плоской орнаментальной эмблемой.

Таким образом, двуглавый орёл был известен на Руси еще до приезда византийской принцессы. К примеру, «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла. Двуглавый орёл не был символом Византийской империи, и великие русские князья приняли его, чтобы подчеркнуть свое равенство с западноевропейскими монархами, быть равными германскому императору.


Перемышльская земля (XIII в.)


Черниговское княжество

Государь Иван III воспринял появление этой эмблемы в Русском царстве очень серьёзно. Для современников великого князя родство византийской императорской династии с домом Рюрика была актом огромного значения. Фактически Русь оспаривала права сильнейшего государства Западной Европы - Священной Римской империи на данный символ. Московские великие князья стали полагаться преемниками римских и византийских императоров. Старец Филофей с первой половине XVI столетия сформулирует концепцию «Москва - третий Рим». Согласно этой концепции в было два Рима, третий стоит (Москва), а «четвертому не быти». Москва становилась наследницей христианских и мессианских традиций Рима и Константинополя. Иван III Великий принял этот герб не только как династический знак своей супруги, а как геральдический символ Русского государства в будущем. Первое достоверное употребление двуглавого орла в качестве государственного символа эмблемы относится к 1497 году, когда великокняжеская грамота на земельные владения удельных князей была скреплена печатью на красном воске. Лицевая и оборотная стороны печати несли изображения двуглавого орла и всадника, поражающего змея. Одновременно изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.

Византийский орёл на русской земле приобрёл новые черты, «обрусел». На Руси, ранее упрощённый, безжизненный графический силуэт, наливается плотью, оживает, готов к полёту. Это могучая, грозная птица. Грудь орла прикрывает древнейший, исконный русский символ - Небесный Воин, Победитель зла, покровитель воинского начала Руси (Перун - Георгий Победоносец). Орла изображали золотым на красном поле.

В правление царя Ивана IV двуглавый орёл окончательно стал гербом России. Сначала герб Русского царства дополнялся единорогом, а затем всадником-змееборцем. Всадник традиционно воспринимался как изображение государя - «князь великий на коне, а имея копье в руце». То есть царь на Руси, по древнейшей арийской традиции, был воплощением Перуна - Георгия Победоносца - защитника Правды на Земле. До царствования Михаила Романова над головами орла находилось две короны. Между ними изображали русский восьмиконечный крест - символ православия. Только у большой печати Бориса Годунова у орла впервые появляется три короны, они обозначали Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Окончательно третья корона появилась в 1625 году, её ввели вместо креста. Три короны с этого времени означали Св. Троицу, в более позднее время, с конца XIX столетия стали считать символом триединства трех частей русского суперэтноса - великорусов, малороссов и белорусов. Со времени правления Алексея Михайловича русский орёл почти всегда держит в руках скипетр и державу.

С XV и до середины XVII века русский орёл всегда изображался с опущенными крыльями, что определялось восточной геральдической традицией. Только на некоторых печатях Лжедмитрия, очевидно под западным влиянием, крылья орла подняты. Кроме того, на одной из печатей Лжедмитрия I всадник-змееборец был повёрнут направо согласно западноевропейской геральдической традиции.

Во времена правления царя Петра Алексеевича, с утверждением в 1699 году ордена св. Андрея Первозванного, московский герб почти всегда окружён цепью ордена. Сам двуглавый орёл. Под влиянием западных традиций, становится чёрным. Всадника с 1727 года стали официально называть Святым Георгием. При императрице Анне Иоанновне специально приглашённый гравёр И. К. Гедлингер к 1740 году подготовил Государственную печать, которая с небольшими изменениями просуществует до 1856 года. Император Павел Петрович, ставший гроссмейстером Мальтийского ордена, в 1799 году введёт в российский герб мальтийский крест на груди, на котором будет помещён московский герб. При нём же будет сделана попытка разработать и ввести полный герб Российской империи. К 1800 году будет подготовлен сложный герб, на котором будет 43 герба. Но до гибели Павла этот герб не успеют принять.


Герб Московского княжества (XV в.)


Герб Царства Русского (XVII в.)


Государственный герб России (1730 г.)


Российский герб, предложенный императором Павлом I (1800 г.)

Государственный герб России (1825 г.)

Необходимо сказать, что до царствования Александра III, пропись русского двуглавого орла никогда не была точно установлена законом. Поэтому форма, детали, атрибуты и характер менялись в различные царствования весьма легко и часто значительно. Так на монетах XVIII столетия, видимо, под влиянием петровской антипатии к Москве, орел изображался без герба старой столицы. Скипетр и держава иногда заменялись лавровой ветвью, мечом и другими эмблемами. К концу правления Александра I орлу придали не геральдическую, а совершенно произвольную форму, которую заимствовали во Франции. Она была впервые помещена на изготовленной во Франции для императорского дома серебряной посуде. Этот двуглавый орёл имел широко распущенные крылья и держал в лапах перевитые лентами громовые стрелы, жезл и факел (в правой), лавровый венец (в левой). Исчезла династическая Андреевская цепь, на груди орла появился сердцевидный, заострённый кверху щит с московским гербом.

При Николае I было два типа герба. У упрощённого герба были только основные элементы. На втором на крыльях появились титульные гербы: Казанский, Астраханский, Сибирский (на правом), Польский, Таврический и Финляндский (на левом). Сам герб предельно монументален, гармонично входит в новый архитектурный стиль, известный как «Николаевский ампир». Крылья как бы распластаны над Россией, словно защищая её. Головы грозные и мощные.

При государе Александре II провели геральдическую реформу, её главным автором был барон Кёне. Появляется корона над московским гербом, причём св. Георгий изображен в образе средневекового рыцаря в серебряных латах. Форма орла подчёркнуто геральдическая. На малом государственном гербе также появились щиты с гербами территорий в составе Российского государства. 11 апреля 1857 года приняли целый комплект гербов - Большой, Средний и Малый государственные гербы и прочие, всего сто десять рисунков.


Большой государственный герб Российской империи (1857 г.)

Большой государственный герб Российской империи (1882 г.)


Малый государственный герб Российской империи (1883 г.)

В 1892 году, в правление Александра III, в Своде Законов Российской империи появляется точное описание государственного герба. На грудь орла вернётся Андреевская цепь. Чёрные перья будут густо осыпать грудь, шеи и широко распростертые крылья. Лапы несут скипетр и державу. Клювы орлов грозно раскрыты и языки выпростаны. Суровый взгляд огненных глаз обращён на восток и запад. Вид орла был торжественен, внушителен и грозен. На крыльях помещались гербы. На правом: Казанского, Польского, Херсонеса Таврического царств, соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского княжеств. На левом крыле: Астраханского, Сибирского, Грузинского царств, Великого Княжества Финляндского.

Как национальный символ русского народа и русской государственности двуглавый орёл прошёл три династии русских самодержцев - Рюриковичей, Годуновых и Романовых, не утратив значения верховной государственной эмблемы. Сохранился двуглавый орёл и в период Временного правительства, когда с ним конкурировала свастика - знак солнца и символ вечности. Временное правительство отложило решение вопроса о государственном гербе до созыва Учредительного собрания, а на своей печати поместило двуглавого орла, перерисованного с печати Ивана III, без корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем на груди орла и пр.


Герб Российской республики (1917 г.)

Для первого государственного герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики была избрана эмблема «серп и молот», предназначавшаяся первоначально для государственной печати. В вершине гербового щита располагались буквы РСФСР. Не считая этих букв в гербовом щите, первый советский государственный знак был составлен в соответствии с геральдическими канонами. Основное изображение - эмблема «серп и молот» в лучах восходящего солнца. Девиз подчёркивал политическую направленность отличительного знака социалистического государства. В 1978 году была добавлена красная звезда в верхней части герба.

2-й съезд Советов СССР 31 января 1924 г. утвердил конституцию, где было указано, что герб СССР состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, перевитыми красной лентой с надписью на ней - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Надпись была на шести языках - русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюркско-татарском. Наверху - красная пятиконечная звезда. С изменением числа союзных республик надпись на ленте давалась в 1937-1946 гг. на 11 языках, в 1946-1956 гг. - на 16, с 1956 г. - на 15 языках.

Герб РСФСР использовался до 1993 года, была изменена только надпись на щите - «Российская Федерация». В 1993 году двуглавый орел вернулся на герб Российского государства. Предложенный проект государственного герба - двуглавый орёл без корон, скипетра, державы и других «царских» атрибутов - был отвергнут, оставшись на металлических деньгах как эмблема Центробанка. Гербом стал двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи - в иной цветовой гамме, без территориальных гербов на крыльях орла, без цепи ордена Св. Андрея Первозванного. Согласно Конституции РФ, государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Такой закон - «О Государственном гербе РФ» - принят 25 декабря 2000 г. Герб представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а также без геральдического щита.

Ныне двуглавый орёл символ вечности Русской государственности, её преемственности с великими империями древности. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для Руси-России оборонять рубежи на Западе и Востоке. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют единство трех частей Руси (Русской цивилизации) - Великой России, Малой России и Белой Руси. Скипетр и держава обозначают незыблемость государственных устоев нашей Родины. Грудь орла, защищённая щитом с изображением всадника-змееборца, указывает на историческую миссию русского народа на Земле - борьба со злом во всех его проявлениях. Отступление от этой программы приводит к смуте и краху Российской государственности. Исторически Русь-Россия является защитницей Правды на Земле. В настоящее время, когда инволюция (упрощение) и деградация охватили человечество, и Запад распространил идею «золотого тельца» (материализм) на всю планету, что привело к глобальной смуте, это особенно важно. Падение русской цивилизации, которая является носителем этики совести на планете, приведет к глобальной катастрофе (разрушению нынешней человеческой цивилизации).

Двуглавый орел вернулся к нам. Этому древнему символу не менее шести-семи тысяч лет. Будем надеяться, что и другие незаслуженно забытые, а то и специально оскверненные родовые символы и знаки суперэтноса русов (как солнцеворот) в итоге будут полностью возвращены и займут со временем достойное место на Руси-России. Они хранили русов-славян на протяжении многих тысяч лет.


Современный государственный герб Российской Федерации