Дифференциация парных согласных задания. «Дифференциация парных согласных. д) Найди проверочное слово

Тема: Дифференциация парных согласных звуков д-т, д’-т’ Цели : коррекциино-образовательные:
Дифференциация звуков [д-т,д’-т’] в устной речи и на письме в слогах, словах и словосочетаниях;
Закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
Закреплять умение словообразования, согласования прилагательного с существительным;
Формировать умение вставлять пропущенные буквы в слова;

Корркционно-развивающие:

Развивать общую моторику, согласовывать движения и речь;
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать фонематическое восприятие;

Корркционно-воспитательные: Воспитывать аккуратность, культуру речи, создавать ситуацию успеха, любовь к семье, родному дому. Оборудование: макет дома, солнышко для гимнастики для глаз, карточки для индивидуального задания. Ход занятия: 1.Огр момент.
-Здравствуйте, ребята. Гимнастика для глаз: - Посмотрите, вам улыбается солнышко, следите за ней только глазами. А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь.
2.Артикуляционная гимнастика. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим
- А для этого нужно нам выполнить упражнения для губ и языка. Возьмите зеркала выполняем гимнастику
для губ : «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»;
для языка «Чашечка», «Часики», «Качели», «Лошадка» 3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня на занятии мы будем строителями. В слове
строитель какой звук повторяется 2 раза? (Звук т)
- А строить мы будем
дом . Назовите первый звук в слове дом. (Звук д) Возьмите зеркала.
- Что общего у этих звуков: т и д. (Они согласные, потому что есть преграда. Они парные)
- Что создает преграду? (Язык и верх. зубы)
- А что можете сказать про губы? (Губы в улыбке)
На доске появляются символы, т.е. звуковики.
- Чем отличаются эти звуки? (т-глухой, д- звонкий) (
на звуковиках ставятся наушник и колокольчик)
- Парные согласные т-д дружат с гласными и образуют слоги. Следите за указкой.
а я
о ё
т у т ю
д ы д и
э е
- Что заметили? (Звук т с гласными I ряда звучит твердо, а с гласными II ряда - мягко. Анологично со звуком д)
- Какой вывод сделаете? (д и т могут быть мягкими и твердыми.)
(у звуковиков появляются ножки)
- Кто может назвать тему нашего занятия? (ответы детей). Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия «Парные согласные д-т». Сегодня на занятии будем учиться различать звуки т-д.
4.Дифференциация согласных д-т в слогах. -Чтобы построить дом нужно проложить фундамент. Фундамент- это основание дома. А фундамент мы строим из слогов. Я буду произносить слоги, а вы если услышите звук т , то записывайте в первую строку, а если услышите д , то- во вторую строку. Нарисуйте условные
обозначения в начале строки (
☊, ʎ )
Дети по очереди работают у доски:
Та, ду, то, тя, дя, ты, де, до, ту, да
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Логопед на доску вывешивает изображение фундамента дома.
5. Дифференциация согласных д-т в словах.
-
А теперь нам нужно построить стены.
1.Словообразование:
Стены из дерева- какие стены?- деревянные стен
Стены из камня-…
Стены из стекла-…
Стены из пластика-…
Стены из резины-…
А у нас будут
стены из слов. Развитие слухового внимания:
Я назову слова, если вы услышите звук т- хлопните в ладоши, если д- топайте ногами.
Игра называется «Топни, хлопни»
Плита, доска, дом, пила, дрель, инструмент, цемент, молоток, кирпич, стекло, стена, потолок.
- А чтобы стены были крепкими нам нужно эти слова зашифровать.
Игра «Шифровальщик». Правила игры: Логопед называет слово, детям нужно выделить звук т(д) , пользуйтесь звуковой линейкой определить место звука в слове и «зашифровать»услышанное слово.
Один ученик работает за доской остальные выполняют в тетрадях.
Проверка: т4, д1, д1, д1, т4т10,т6, т5, т2, т2, т3.
Логопед на доске вывешивает изображение стены будущего дома.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Ну, ребята, дружно встали,
Руки в стороны подняли.
Раз- присели, два- поднялись
И на ножках покачались.
Головою повертели, и за парту тихо сели.
2. Работа по карточкам.
- Из слов мы построили стены нашего дома. Вам не кажется, что чего то не хватает?
(
Не хватает окон .) Окна будем заполнять буквами д-т. Возьмите карточки. Вместо окошек вставьте пропущенную букву д или т.
Моло
ок, рель, шпа ель, гвоз ь, инс румен , с екло.
Какое слово у вас вызвало сомнение? (Гвоздь) Какое правило помогло вам написать правильно это слово? Вот и появились окошки. Вы справились с заданием.
6. Дифференциация согласных д-т в словосочетаниях.
- А крышу мы построим из словосочетаний, т.е. соединим признак и предмет. Будем согласовывать прилагательные с существительным. «Оденьте» волшебные очки (У детей очки со стеклом разного цвета)
- Я назову предмет, а вы добавьте слово- признак, т.е цвет.
Логопед: стена- (какая?) Ученик: жёлтая стена (красная стена, зеленая стена итд).
пол-…
окно-…
стены-…
- Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы!
На доске появляется крыша дома.
- Вот посмотрите какой получился дом. Что главное в доме? (ответы детей: чистота, доброта, понимание, уважение, взаимопомощь, и т.д.)
7. Итог. - Что делали сегодня на занятии? (учились различать звуки т и д)
- Кто даст характеристику звуку т? (д)
Рефлексия . -Перед вами лежат цветочки: красного, жёлтого, голубого цветов.
Если понравилось занятие, вам всё удалось, и у вас отличное настроение, то возьмите цветок красного цвета.
Если вы с каким-то заданием не справились, настроение хорошее, то возьмите цветок жёлтого цвета.
Если вы не справились с заданиями, вам было трудно и вы уходите с плохим настроением, то возьмите голубой цветок.
Выходите к доске и прикрепите свой цветок рядом с домом. Всего вам доброго!

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Дифференциация парных согласных в словах»

Дифференциация парных согласных в словах: Игра «Белочка»-дифференциация звуков  Б-П ; Игра «Сорока»-дифференциация звуков  В-Ф ; Игра «Муравей»-дифференциация звуков  Г-К ; Игра «Обезьянка»-дифференциация звуков  Д-Т ; Игра «Медвежонок»-дифференциация звуков  Ж-Ш ; Игра «Слонёнок» –дифференциация звуков  З-С .

Дифференциация звуков  Б-П  ,  Б’-П’  : Помоги белочке спрятать овощи, фрукты, ягоды со звуком  Б-Б’  - в дупло слева, а со звуком  П-П’  - в дупло справа.

 Б –Б`   П – П` 

Дифференциация звуков  В-Ф  ,  В’-Ф’  : Помоги сороке разложить предметы, овощи и ягоды со звуками  В  ,  В’  в левый ящик, а со звуками  Ф  ,  Ф’  - в правый ящик.

 В - В`   Ф – Ф` 

Дифференциация звуков  Г-K  ,  Г’-К’  : Помоги муравью разложить фрукты, овощи и ягоды со звуком  Г-Г’  в левый ящик, а со звуком  К-К’  - в правый ящик.

 Г –Г`   К - К` 

Дифференциация звуков  Д-Т  ,  Д’-Т’  : Помоги обезьяне разложить фрукты, овощи и ягоды со звуком  Д-Д’  в левый ящик, а со звуком  Т-Т’  - в правый ящик.

 Д- Д’   Т - Т’ 

Дифференциация звуков  Ж] - [Ш  : Помоги коале разложить предметы,фрукты, овощи и ягоды со звуком  Ж  в левую корзину, а со звуком  Ш  - в правую.

 Ж   Ш 

Дифференциация звуков  З- С  , [З’-С’]: Помоги слоненку разложить фрукты, овощи, ягоды, цветы со звуком  З-З   в левую корзину, а со звуком  С -С  -в правую.

 С – С’   З – З’ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парная гимнастика

Конспект парной гимнастикидля детей и их родителей в средней группе«Раз, два, три, четыре, пять – мы идем сейчас играть!»...

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух,...

Постановка звуков при дефекте оглушения парных звонких согласных.

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар - в одинаковых артикуляционных укладах.

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» - песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА - ЗА
СО - ЗО
СУ - ЗУ
СЫ - ЗЫ
СИ - ЗИ
СЕ - ЗЕ
СЁ - ЗЁ
СЯ - ЗЯ
СЛА - ЗЛА
СЛО - ЗЛО
СЛУ - ЗЛУ
СЛЫ - ЗЛЫ
СЛИ - ЗЛИ
СЛЕ - ЗЛЕ
СЛЁ - ЗЛЁ
СЛЯ - ЗЛЯ
СВА - ЗВА
СВО - ЗВО
СВУ - ЗВУ
СВЫ - ЗВЫ
СВИ - ЗВИ
СВЕ - ЗВЕ
СВЁ - ЗВЁ
СВЯ - ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги:
    СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) - З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) - С2 С3
За что же тогда его птицей считают? (Страус) - С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) - З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары:
Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.



5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):

  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
  • Вставить в предложения пропущенные слова - названия картинок:

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса - золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная... . Снег укрыл землю белой... (чем?). Осинки и (что?) … надели... (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие... (что?). Снег... (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла... (какими?) узорами. Ребятишки бегут... (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

Тузик . У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

Берёза . В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

Храбрый Дрозд . Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

Лакомка . Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План . 1. Странная кошка.
2. Знакомый запах.
3. Осталась без мёда.

Островская Ольга Валериевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 150
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Тема: Тема: "Дифференциация парных согласных д – т".
Дата публикации: 10.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия в подготовительной

группе

Тема:
«Дифференциация парных согласных
д

т
».
Цели:
1. Закрепить знания детей о звуках [т], [д]. 2. Учить различать эти звуки в словах и предложениях. 3. Развивать навыки звукового анализа. 4. Закреплять звуко-буквенные связи. 5. Развивать слуховое внимание. 6. Формировать усидчивость.
Оборудование:
предметные картинки (петух, радуга, дым, стол), сигнальные карточки, картинки с изображением колокольчика, перечеркнутого колокольчика.
Ход занятия.

I. Оргмомент.
- Покажите правую руку, сожмите ее в кулак, покажите два пальца. Назовите первый звук в слове «два». Покажите три пальца. Назовите первый звук в слове «три».
II. Подведение к теме
- Скажите, о каких звуках мы будем говорить сегодня? Верно. Тема нашего занятия – различение звуков [т] и [д] в словах и предложениях.
III. Работа по теме.
Задание 1. Характеристика звуков. Вопросы логопеда: - Звуки [т], [д] – согласные или гласные? Как вы определили, что это согласные звуки? Это мягкие или твердые звуки? Приложите руку к горлышку. Дрожит ли горлышко при произнесении звука [д]? С голосом или без голоса произносится этот звук? Какой это звук? На доске выставляется картинка с изображением колокольчика. Участвует ли голос в произнесении звука [т]? Какой это звук? На доске выставляется картинка с изображением перечеркнутого колокольчика. Задание 2. Выделение звуков из слов. - Будьте внимательны! Сейчас я буду произносить слова. Если слово будет произнесено неправильно, то поднимите красную карточку и назовите правильно. Речевой материал: таракан, дыква, тырка, домино, дапки, тым, ведро, лопада, ракеда, бесета.
Задание 3. Дифференциация звуков в словах. - Я загадаю вам загадки. Если в отгадке вы услышите звук [т], покажите три пальца, звук [д] – два пальца. (Когда дети отгадывают загадку, на доску выставляется картинка с отгадкой). Загадки: - Что за будильник: Живой, с гребешком, Крыльями машет, А ходит пешком? (петух) - Мост воздушный без перил Дождик с солнцем сотворил. И никто, хоть рядом был, По нему не походил. (радуга) - Чем морознее, тем выше Поднимается над крышей. (дым) - Держат крышу четыре ноги, А на крыше – чай, пироги…(стол) Задание 4. Соотнесение звука и буквы. - Какими буквами мы обозначает звуки [т], [д]? Напишите подушечкой указательного пальца правой руки на ладони левой руки букву д, т. Сейчас я буду называть слова, если услышите в них звуки [д] – [т], напишите соответствующие буквы на левой ладони. Речевой материал: дуга, кино, туман, пловец, потушил, добрый, приду, Таня. Физкультминутка. - Давайте немного отдохнем. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Слушайте внимательно и повторяйте. Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим, Повороты вправо – влево Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Распрямили плечи, спинки. А теперь конец разминки! Задание 5. Сравнение слов по смыслу. - Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова если заменить один звук. Я буду называть слово со звуком [т] или [д], а вы будете менять его на противоположный и объяснять смысл слов. Речевой материал: дочка – точка, трава – дрова, душ – тушь, кадушка – катушка, удочка – уточка. Задание 6. Графический диктант. - Я буду диктовать слова. Если услышите звуки [т], [д] – пишите буквы т, д. (Дается образец для тренировки). Речевой материал: дом, туча, вата, вода, газета, дует; торт, стыдно.
IV. Подведение итогов.
Вопросы логопеда: - Напомните мне, чем мы сегодня занимались? Какие звуки сравнивали? Чем они похожи? Чем различаются? Зачем их надо различать?