Что такое согласование в русском языке. Коммуникации при переносе кухни. Общие требования, запреты и указания

В русском языке существуют трудности, связанные с решением вопроса о том, как согласовать члены предложения в роде, числе и падеже. Как написать:

«Большинство голосовало против»? Это грамматическое согласование? Или согласовать по смыслу: «Большинство голосовали против». Или как правильно сказать: «наша директор предприятия Куликова» или «наш директор предприятия Куликова»?

Правила согласования . 1. Если употребляется подлежащее со словами большинство, меньшинство, множество, ряд, часть , много, немало, несколько, то сказуемое ставится в форме единственного числа, если речь идет о неодушевленном существительном или если сказуемое находится рядом с ранее указанными словами. Например: «Ряд предложений проекта не подкреплен нужными расчетами» (ряд предложений - неодушевленное существительное) или «Большинство голосовало против» (сказуемое находится рядом со словом «большинство»).

Если же сказуемое значительно удалено от подлежащего, но автор хочет подчеркнуть одушевленность главного существительного, то используется форма множественного числа: «Большинство участников Всероссийской конференции по экологии голосовали против» (существительное участники - одушевленное и оно значительно удалено от слова большинство).

  • 2. Если определение относится к имени существительному, имеющему при себе приложение, то оно согласуется с главным словом сочетания. Главное слово в таких сочетаниях обычно стоит на первом месте. Например: новый вагон-лаборатория’, уникальный музей-квартира", известная женщина-хирург.
  • 3. Если определение относится к сочетанию личного имени и приложения, определение обычно согласуется с ближайшим именем существительным. Например: ваш директор завода Иванова Н. П.; наш начальник цеха Петрова", старший инженер Яковлева’, новый лаборант Серова.

Отступление от этого правила наблюдается в тех случаях, когда определение выражается причастием. Например: выступившая па собрании заместитель декана по научной работе доцент Сидорова ; принимавшая участие в разработке проекта старший научный сотрудник Алексеева.

  • 4. Если определение относится к сочетанию существительного с числительными два, три, четыре, то оно обычно ставится в форме родительного падежа, когда относится к словам мужского рода, и в форме именительного падежа, когда относится к словам женского рода. Например: два кадровых работника (родительный падеж); три молодых специалиста (родительный падеж); две новые сотрудницы (именительный падеж).
  • 5. Если речь идет о согласовании географического названия с родовыми наименованиями, то в отличие от общелитературного употребления в языке документов обычно названия городов, сел, деревень, станций и т.д. не изменяются и не согласуются с родовыми наименованиями. Например: в городе Тула ; в поселке Пушкино ; на реке Волга ; на станции Луговая.

Неправильный порядок слов в предложении. Как известно, в русском языке существует свободный порядок слов в предложении. Это значит, что члены предложения не имеют своего постоянного места. Взаимное их расположение зависит от типа предложения и от желания говорящего или пишущего подчеркнуть смысловую значимость того или иного слова. Однако следует помнить, что свобода порядка слов в предложении относительна. Неоправданное или непродуманное изменение порядка слов воспринимается как ошибка. В официально-деловой речи из-за нарушения правильного порядка слов трудно бывает установить, кто (или что) является субъектом действия.

Неправильно Правильно

Город с 200-тысячным населением Новый завод полностью обеспе-

полиостыо обеспечит молочными чит молочными продуктами город продуктами новый завод. с 200-тысячным населением.

В данном случае субъектом действия является завод, поэтому слово завод должно стоять в начале предложения.

Важно запомнить

В языке документа только прямой порядок слов (сначала подлежащее, затем сказуемое) обеспечивает адекватное понимание предложения.

В русской письменной речи информационная роль порядка слов возрастает к концу фразы, и всякая перестановка слов меняет смысл предложения.

Рассмотрим три примера.

  • 1. Все недочеты должны быть устранены в ближайшие сроки.
  • 2. В ближайшие сроки должны быть устранены все недочеты.
  • 3. В ближайшие сроки все недочеты должны быть устранены.

В первом предложении говорится о времени, в течение которого

должны быть устранены недочеты; во втором констатируется, что должно быть устранено; в третьем указывается, что должно быть сделано в ближайшие сроки. Определенный порядок слов позволяет изменить смысловые акценты.

Иногда нарушенный порядок слов создает возможность двоякого толкования, что недопустимо в языке документов.

Неправильно

Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки за продукцию.

Правильно

Для определения фонда оплаты расценки за продукцию уточняются в конце года.

В левом предложении непонятно, к чему относятся слова в конце года. Может быть, расценки уточняются в конце года или определение фонда оплаты в конце года. Словосочетание в конце года необходимо переместить, и тогда предложение будет иметь только один смысл.

С детства мы учимся складывать слова в предложения. Сначала короткие, затем все длиннее и сложнее. В детстве это все происходит неосознанно, интуитивно. Но на самом деле слова, соединяясь в словосочетания, подчиняются определенным правилам. Связи, возникающие в словосочетании между словами, получили свое название: согласование, управление и примыкание. Как образуется каждая из них и чем они отличаются?

Что такое словосочетание?

Чтобы разобраться, как образуются связи в словосочетании, необходимо понять, что это вообще такое.

Словосочетание - это сочетание двух или нескольких слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически и обозначают какой-либо предмет, понятие и так далее. В сочетании можно выделить главное слово и зависимое. Как их отличить? От главного слова можно задать вопрос к зависимому. Такая связь между главным и зависимым словом называется подчинительной.

Какую роль выполняет словосочетание в предложении?

Само по себе словосочетание не выражает законченной мысли. Можно сказать, что словосочетания - это своеобразные кирпичики, которые вместе, объединяясь при помощи смысла, союзов, предлогов, местоимений и т. д., образуют целые предложения. Необходимо заметить, что главные члены предложения, то есть подлежащее и сказуемое, словосочетанием не являются.

Что такое согласование?

Подчинительная связь в словосочетании делится на три типа. Первый из них - это связь-согласование. Уже благодаря названию можно догадаться, что что-то с чем-то будет согласоваться по определенным признакам. Так и есть. В данном типе зависимое слово перенимает грамматическую форму главного. При связи согласования в словосочетании главным словом становится существительное, а зависимым - прилагательное или причастие. Рассмотрим примеры:

  • Высокий стол. От слова «стол» можно задать вопрос «какой?» т. е. «стол» - это главное слово, «высокий» - зависимое. В чем проявляется согласование в словосочетании? Поскольку существительное «стол» мужского рода, то прилагательное согласуется с ним по роду, а также числу (единственное число) и даже падежу (именительный).

Чтобы понять, что такое согласование, проанализируем еще один пример:

  • Веселый праздник. От слова «праздник» ко второму слову можно задать вопрос «какой?». Согласуются слова по роду (мужской), числу (единственное), падежу (именительный).

Род, число и падеж - основа согласования в словосочетании.

Управление

Разобравшись с тем, что такое согласование, перейдем к управлению. Суть данной связи также можно уловить из самого названия. Одно из слов управляет другим. Существительное было главным словом в согласовании, в управлении существительное или слово с его признаками является зависимым, а главное слово определяет, в каком падеже будет употребляться зависимое, то есть управляет им.

В роли главного слова чаще всего выступает глагол. Но также это может быть и существительное, и прилагательное и даже наречие. Чтобы понять, как это будет выглядеть, разберем каждый случай отдельно.

Глагол и существительное

Писать письмо. От слова «писать» можно задать вопрос «что?» к слову «письмо». Поэтому глагол будет главным словом в словосочетании, а существительное - зависимым. Вопрос, который задан от главного слова, уже подсказывает, в каком падеже будет стоять зависимое (винительный падеж - «кого? что?»).

Существительное и существительное

Когда в словосочетании используются два существительных, чаще всего они объединены предлогом:

Страсть к чтению. От слова «страсть» задается вопрос «к чему?». Получается, что это главное слово, а «чтение» - зависимое. Вопрос, заданный от главного существительного, также подсказывает, в каком падеже стоит зависимое. Страсть к чему? Или кому (в данном случае все же к «чему»)? Это вопросы дательного падежа, поэтому зависимое слово используется именно в нем.

Прилагательное и существительное

Примером того, что главным словом становится прилагательное, может послужить следующее словосочетание:

Наполненный грустью. Поскольку от слова «наполненный» можно задать вопрос «чем?», то оно является главным в этом словосочетании. А из самого вопроса становится понятно, что зависимое слово используется в творительном падеже.

Наречие и существительное

И, наконец, последний пример, демонстрирующий, что такое управление:

Вместе с друзьями. От слова «вместе» можно задать вопрос «с кем?», следовательно, оно является главным в словосочетании и управляет зависимым. А зависимое слово используется в творительном падеже, что становится понятно из вопроса, заданного от наречия.

Что такое примыкание?

Последним видом подчинительной связи выступает примыкание.

О сути данного вида связи можно догадаться благодаря названию. В этом случае зависимое слово никак не изменяется согласно главному. Оно имеет свою неизменяемую форму и просто стоит рядом с главным словом. Примыкать к главному слову может инфинитив глагола, наречие, сравнительная степень, деепричастия и др.

  • Слишком жарко. От слова жарко можно задать вопрос «как?». Таким образом «жарко» - это главное слово, а «слишком» зависимое. Но оно никак не изменяется согласно главному слову, а просто примыкает к нему.

Сложные случаи определения типа связи в словосочетании

По отдельности каждый тип связи в словосочетании может показаться простым. Понятно, что такое согласование, управление и примыкание, если примеры приводятся по одному. Но, встретив какое-либо словосочетание в предложении, порой сложно определить его тип. Легче всего заметить согласование, а примыкание и управление порой бывают очень похожи, и их легко перепутать.

Как этого избежать? Прежде всего нужно быть внимательным и не торопиться. Давайте рассмотрим два случая, когда управление можно принять за примыкание и наоборот.

В первом случае сложность может возникнуть из-за наличия в словосочетании местоимения. Последние бывают также разных видов, и это стоит помнить. Если в словосочетании использовано личное местоимение, то это будет связь-управление.

Пример:

Услышать ее. Услышать кого? Ответ - ее. «Услышать» - главное слово. Вопрос падежный, поэтому это управление.

Во втором случае в словосочетании может быть использовано притяжательное местоимение, тогда это будет примыкание.

Пример:

Ее платье. Платье чье? Ответ - ее. В этом случае вопрос использован не падежный, а связь - примыкание.

Словосочетание в предложении

Выяснив, что такое согласование, управление и примыкание, необходимо научиться видеть словосочетания в предложении и определять их тип. Главное, не забывать, что между подлежащим и сказуемым не может быть подчинительной связи, т. к. они главные члены предложения. Разберем эти особенности на примере:

Ярким летним днем он пошел на прогулку в парк.

Подлежащим в этом предложении является «он», а сказуемым «пошел». Т. е. эти слова не могут быть словосочетанием. Пошел куда (падежный вопрос «на что?»)? Ответ - на прогулку. Связь- управление.

Летним днем. Днем каким? Ответ - летним. Связь - согласование. Слово «летний» согласуется с главным по роду, числу и падежу. Словосочетание «ярким днем» можно разобрать таким же способом.

Итак, существует три вида связи в словосочетании: сочинительная, управление и примыкание. Определить, какой из них используется, можно задав вопрос от главного слова. Также необходимо внимательно проверять тип связи, если в словосочетании стоит местоимение, поскольку с разными формами местоимений образуются разные типы связи.

Одна из грамматических связей в русском языке - согласование. Примеры такой связи встречаются в речи очень часто. Наряду с управлением и примыканием, согласование входит в состав трёх её основных разновидностей.

Между какими частями речи устанавливается связь согласование?

Существительные или другие части речи, выступающие в роли существительного (местоимения, причастия, прилагательные, субстантивированные слова), сочетаются с полными причастиями, порядковыми и собирательными числительными, прилагательными, местоимениями (относительными, притяжательными, указательными, определительными, отрицательными и неопределёнными) и существительными - согласованными приложениями связью «согласование». Примеры: поющей артистке, некоторого волнения.

В чём выражается согласование?

Часто главное и зависимое слова стоят в предложении в одном и том же роде, числе и падеже. Такая связь носит название «согласование». Примеры исключений также встречаются здесь. Таковым является приложение, когда зависимое слово может не сочетаться в роде (маме-врачу). Таким образом, если хотя бы некоторые граммемы повторяются и в зависимом, и в главном слове, то это - согласование.

Примеры предложений

1. У смеющейся девочки глазки были хитро прищурены.

  • Были у кого? у девочки - существительное женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.
  • У девочки какой? смеющейся - причастие женского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.

2. На обеих ручках у малышки были браслеты.

  • Были на чём? на ручках - существительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.
  • На ручках скольких? обеих - собирательное числительное женского рода, множественного числа, в родительном падеже.

3. Какой радостью светилось её личико!

  • Светилось чем? радостью - существительное женского рода, единственного числа, в творительном падеже.
  • Радостью какой? какой - относительное местоимение женского рода, единственного числа, в творительном падеже.

В речи очень часто встречается согласование. Примеры словосочетаний: у смеющейся девочки (полное причастие с существительным), на обеих ручках (собирательное числительное с существительным), какой радостью с существительным), на девятом этаже (порядковое числительное с существительным), она моя (личное местоимение с притяжательным местоимением), не ждавшим им (личное местоимение с полным причастием).

Особенности сочетаний количественных числительных с существительными

Это довольно интересный случай. Ведь могут выступать главным словом, если стоят в именительном либо винительном падежах - налицо связь «управление». А в косвенных падежах они становятся зависимыми словами, согласуясь с существительным в роде, числе и падеже. Таким образом, при помощи одного и того же словосочетания можно продемонстрировать два вида связи - «согласование», «управление». Примеры:

1. Семь часов спустя Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

2. Семью часами позже Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

  • Чем? часами (главное слово во множественном числе в творительном падеже) сколькими? семью (количественное числительное во множественном числе в творительном падеже) - согласование.

Различие в согласовании причастий, прилагательных и субстантивированных существительных

Рассматривая согласование с примерами, некоторые особо внимательные люди замечают некоторые особенности. Не выраженные правописанием, тем не менее при разборе они играют роль. Помогут понять эти различия, где прослеживается связь согласование, примеры:

1. Дежурная студентка, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • Дежурная студентка - согласование, где главное слово «студентка», а зависимое - «дежурная» - является прилагательным.

2. Дежурная, опрятная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • «Дежурная» в этом случае выступает в роли субстантивированного существительного, имеющего форму прилагательного, является главным словом. Зависимыми от него словами будут «опрятная» и «подтянутая», которые согласуются с ним.

Три в предложениях

Сочетание слов в русском языке подчиняется особым правилам. Следует знать, что основными связями в словосочетаниях являются три: Примеры их в русской речи используются довольно широко. Именно благодаря им слова и сочетаются в предложения. Помогут рассмотреть и разобрать все три - управление, согласование, примыкание - примеры, взятые из одного предложения: «Пушистый котёнок с полосатым хвостиком весело играл оранжевым клубком».

Управление

Этот вид грамматической связи предполагает наличие главного слова, которое управляет зависимым. Часто в роли главного выступает глагол, который требует от существительного определённой падежной формы. В рассматриваемом примере от глагола «играл» к слову «клубком» можно задать вопрос «чем?». Этот вопрос требует постановки зависимого существительного в творительный падеж. Следовательно, эти слова связаны управлением. Даже если заменить существительное «клубком» другим, например, «бабочкой» или «мячиком», оно также будет стоять в творительном падеже. В роли зависимых слов могут выступать также числительные (обоими), местоимения (им), субстантивированные слова (бездомного). Главными словами тоже могут быть самые разные части речи. Например: глаголы, существительные (пальцы чего? руки), причастия (бегущая по чему? по волнам), количественные числительные в именительном или винительном падеже (два кого? человека), наречия (радостно от чего? от мысли), прилагательные (весёлые от чего? от понимания).

Примыкание

Этот вид связи опирается не на грамматическое значение зависимого слова, а только на лексическое. Примыкают к главному такие как наречие, инфинитив, деепричастие, неизменяемое прилагательное или стоящее в простой сравнительной форме, несогласованные приложения (существительные). В примере про котёнка также используется примыкание в словосочетании «играл весело» (играл как? весело).

Согласование. Каламбуры и шутки

Также присутствует в этом предложении связь согласование. Примеры: пушистый котёнок, с полосатым хвостиком, оранжевым клубком. Здесь видно полное согласование главных и зависимых слов в роде, числе и падеже. Однако бывают случаи неполного согласования. Это имеет место тогда, когда связь наблюдается между существительными, где зависимое является приложением и выражается существительным другого рода. Например, супруга-директор, сестра-администратор и тому подобные. Интересны случаи, когда происходит игра слов. Основывается каламбур на том, что форма существительного мужского рода в и в родительном совпадает в произношении и написании. Поэтому довольно легко превратить согласование в управление, из-за чего меняется весь смысл сказанного.

  1. Он не мог не любить супругу-врача.

    Существительные «супругу» и «врача» в данном тексте связаны согласованием, и оба стоят в винительном падеже.

  2. Он не мог не любить супругу врача.

    В данном контексте только слово «супругу» стоит в винительном падеже. Задавая вопрос «супругу кого? врача» можно установить, что зависимое находится в родительном падеже, какового требует главное слово. Следовательно, связь называется управлением. По написанию все слова совпадают, только во втором случае отсутствует дефис, что и меняет не только грамматические категории зависимого слова, но и сам смысл сказанного.

Русский язык очень интересен и многогранен. Тонкие нюансы использования связей слов следует тщательно изучать и понимать, чтобы не попасть в глупую ситуацию.

Грамматическая система русского языка включает в себя три основных типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание . Согласование представляет собой приобретение зависимым словом грамматических значений главного слова. Связывая слова глубокий и чувство, мы получаем словосочетание глу­бокое чувство. Прилагательное используется в той же форме, что и существительное, то есть приобретает те же грамматические значения: средний род, единственное число, именительный - ви­нительный падеж. При изменении формы существительного долж­на измениться и форма зависимого прилагательного: глубоким чув­ствам.

Управление предполагает использование зависимого слова в определенной форме, требуемой главным словом: благодарить (кого?) рабочего (за что?) за труд; благодарность (кому?) рабочему (от кого?) от директора. Если в словосочетании главное слово су­ществительное или другая именная часть речи, то говорят об именном управлении; если в качестве главного слова выступает глагол, управление называют глагольным.

Нередко в речи встречаются ошибки в структуре словосочета­ний. Следует избегать нарушений согласования зависимого слова с главным в роде, числе и падеже.

Главное слово в словосочетаниях с согласованием выражает­ся существительным либо местоимением-существительным. За­висимым словом в таких случаях могут являться прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения.

Высказывание Прошлое летом я отдыхал у бабушки содер­жит ошибку в согласовании прилагательного с существительным. Прилагательное должно быть согласовано с существительным в творительном падеже. Исправить подобную ошибку нетрудно: Прошлым летом я отдыхал у бабушки. Такие ошибки возникают в основном из-за невнимательности.

Особый тип согласования сказуемого с подлежащим называ­ется координацией. Трудность вызывает выбор формы сказуемо­го, если подлежащее выражено количественно-именным сочета­нием. Высказывание Тысяча жалоб со всех концов страны посту­пили в министерство содержит синтаксическую ошибку. В вы­сказывании сказуемое должно быть согласовано с подлежащим в единственном числе. Определяющим в данном случае является слово тысяча.

Если первой частью количественно-именного сочетания явля­ются числительные тысяча, миллион, миллиард, глагол, выража­ющий сказуемое, согласуется с ними в единственном числе. То же относится к случаям согласования глагола-сказуемого с наречиями г существительными и местоимениями с количественным зна­чением (много, мало, сколько, несколько).

Много книг прочитано за два года обучения в колледже. Боль­шинство преподавателей защитило кандидатские диссертации. Сколько студентов принимает участие в конференции?

Если глагол, выражающий сказуемое, стоит в форме прошед­шего времени или условного наклонения, то сказуемое согласует­ся с местоимением кто в мужском роде и единственном числе, а с местоимением что в среднем роде и единственном числе. Кто пришел? Ни в коем случае не Кто пришли? (даже если речь идет о нескольких лицах). Что произошло?

Можно назвать две основные разновидности синтаксических ошибок, связанных с управлением. Во-первых, это выбор в каче­стве зависимого не сочетающегося с главным слова: Нечего тру­доголиком страдать. Разрушаются устойчивые связи слов: становиться трудоголиком или страдать трудоголизмом. Повысить кругозор вместо расширить кругозор.

Сложнее обнаружить и исправить ошибки, возникающие в ре­зультате неправильного выбора формы зависимого слова в слово­сочетаниях с управлением. Настя была так довольна подарком, что не скрывала свое счастье. Соседский ребенок очень уделяет внимание на мягкие игрушки. Чтобы исправить ошибки, следует изменить форму зависимого слова, выбрав единственно правильную. Настя была так довольна подарком, что не скрывала своего счастья. Соседский ребенок уделяет много внимания мягким игрушкам.

Неправильное сочетание слов может быть вызвано контаминацией (смешением) именного и глагольного управления. Нужно иметь в виду, что при глаголе зависимое слово может употребляться в одной грамматической форме, а при отглагольном существительном - в другой, например, обсуждать проблему, но обсуждение проблемы.

Существительное бойкот и образованный от него глагол бойкотировать при управлении требуют разных форм имени. Глагол предполагает выбор в качестве зависимого слова формы винительного падежа - бойкотировать решение дирекции. При существительном бойкот в качестве зависимого слова может выступать имя существительное (местоимение-существительное) в форме родительного падежа со значением субъекта (того, кто осуществляет бойкот). Например, бойкот студентов. Зависимым словом может быть имя в форме дательного падежа со значением объек­та (то, на что направлен бойкот как форма протеста) - бойкот ввозу ядерных отходов. Таким образом, именное и глагольное уп­равление при условии родственности существительного и глаго­ла оказывается различным. Сравните два высказывания: в одном используется глагольная форма с зависимым словом, а в другом употребляется существительное, управляющее несколькими за­висимыми словами. Рабочие бойкотировали решение дирекции об увольнении начальника транспортного цеха. Все прогрессив­ные газеты написали о бойкоте студентов ввозу ядерных отхо­дов в Россию.

Однако различие в именном и глагольном управлении однокоренных слов проявляется не всегда. Сравните, например, дру­жить с великим писателем и дружба с великим писателем. И при глаголе и при существительном зависимое слово ставится в фор­му творительного падежа с предлогом с.

Следует избегать ошибок в управлении с предлогом или без предлога: Сергей Владимирович очень нервничал, выкуривая сига­рету за сигаретой, и все время постукивал ногтем стекло. С гла­голом постукивать должно сочетаться существительное в датель­ном падеже, существительное должно присоединяться с помощью предлога по - соответственно, правильно постукивать ногтем по стеклу.

Неправильный выбор падежа при правильно выбранном пред­логе также приводит к синтаксической ошибке: Владимир был ис­кренним мальчиком и всегда надеялся на преданно смотревшем на него Сергеем. Различные элементы предложения, разделяющие главное и зависимые слова, затрудняют выбор формы зависимого слова.

Пропуск предлога при управлении ведет к двусмысленности или грамматической неправильности высказывания: Александр Серге­евич Грибоедов с пониманием относился декабристским стремлени­ям свергнуть царя и установить России демократическую респуб­лику. В приведенном высказывании две однотипные синтаксичес­кие ошибки: "относиться стремлениям, (правильно - относить­ся к стремлениям) и "установить России - (правильно - устано­вить в России).

Пропуску предлога противопоставлена другая ошибка - упо­требление лишнего предлога заинтересоваться к книге (заинтересоваться книгой); жажда к славе (жажда славы), овладевать в умении петь (овладевать умением петь). Такая ошибка объясняется влиянием на слово, в управлении которого допускается ненормативное употребление, тематически, ассоциативно близких слов. Глагол заинтересовать, управляющий творительным паде­жом имени, связан со словом привлечь (внимание), в сочетании с которым должно идти существительное в дательном падеже с пред логом к. Так, слово жажда часто в сознании говорящего соотносится со словом стремление; слово овладевать может связывать­ся со словом преуспевать.

Грамматическая неправильность может возникать из-за не­верных смысловых отношений между частями сложного предло­жения. Нарушение смыслового согласования - одна из ошибок в области синтаксиса.

Грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большой успех, большая удача) и сказуемого с подлежащим (Отец сказал, Мать сказала) является нормой русского языка.

Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Профессор сказала; Врач пришла; Директор лицея уволилась.

Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное.

Приведем пример: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

Приведем пример: Опытный врач Иванова внимательна к пациентам.
Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным.
Например: Вошедшая в палату врач Иванова.

Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:

Приведем пример: Галина Петровна, учитель химии, заболела.

При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Братья его не любили; Молодёжь собрались в кино) не допускается.
Единственная норма – форма единственного числа: Братья его не любили; Молодёжь собралась в кино;

Особенности согласования:

Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях что, кто, а также производных от них (некто, кто-то и другие).
Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:

Это сделал тот, кто побывал здесь раньше;
Кто-то из нас допустил эту ошибку;
Что-то маленькое и светлое лежало в дальнем углу зала.

При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:

Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.

Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: всё, что...; те, что...

Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.

2. Согласование определений с существительными , зависящими от числительных два, три, четыре, подчиняется следующим правилам.

При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа).
Например: три маленьких окна, четыре больших стула,

При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа).
Например: три маленькие вазы.

Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа.
Например: три высоких дерева.

Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

Приведем пример:
большие три стола;
Три письма, написанные сестрой, встревожили меня.
четыре картины, писанные маслом, висели на стене;

Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый, которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным (целых две недели, полных три месяца), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

Согласование сказуемого с подлежащим , выраженным существительным с собирательным количественным значением (часть, большинство, ряд и так далее), определяется следующими факторами.

Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

Большинство команды поддержало тренера;
Большинство поддержало докладчика.

Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

Большинство работников поддержало начальника.

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

А) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе.
Приведем пример:
Большинство критиков, которые смотрели фильм, очень высоко оценили работу режиссера;
Большинство критиков, смотревших фильм, очень высоко оценили работу режиссера;

Б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство инженеров, рабочих и служащих завода поддержали начальника;

В) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

Г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы; Большинство домов на этой улице деревянные.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (три сестры, тридцать четыре стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного. Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Пять бойцов отправилось в развод;
Выиграно семь матчей.