Буллинг на работе в организации. Моббинг и буллинг – «модные» обозначения травли в коллективе

Моббинг и буллинг

Материал из Летнего лагеря

МОББИНГ

Моббинг (от англ. mob - толпа) - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе , как правило, с целью его последующего увольнения. Также моббинг часто встречается в детской среде. Сверстники издеваются, высмеивают своих же ровесников, которые возможно не так, как принято в их среде, одеваются, ведут себя и т. п.

Виды моббинга:

· Придирки

· Насмешки

· Предоставление ложной информации

· Доносительство

· Различные издевательства

Моббинг можно охарактеризовать как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного». Вариации поведения, типичных для моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание.

В чём смысл и причина моббинга с психологической точки зрения?

Стимулов к возникновению моббинга не так и много. Один из главных - это страх, являющийся одной из самых сильных наших эмоций. Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто "не такой, как все", "чужак". При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на "своих" и "чужих". А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.

Другой причиной, запускающей механизм моббинга, является внутреннее напряжение всего коллектива. Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может - требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.

Ещё одна причина моббинга - это безделье и скука. Когда члены группы заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор. А невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией

Организационные причины моббинга (вожатым на заметку)

· отсутствие обратной связи

· попустительское отношение к любителям интриг и закулисных игр

· плохая организация информационных потоков

· расплывчатые границы ответственности и обязанностей

· отсутствие системы и возможностей для введения в состояние успеха

· превалирование личных (любимчики) или родственных связей между подопечными и взрослым

· большая перегрузка отдельных детей.

Что из себя представляет типичный школьный моббер?

Один из распространённых мифов гласит, что зачинщиками моббинга являются неуверенные в себе личности. Но это совсем не так. Как правило, мoбберы - это физически сильные ученики с большим самомнением и высоким уровнем агрессии по отношению к детям и взрослым. У них отмечается выраженная тяга к насилию и низкий уровень эмпатии – они не испытывают чувства сопереживания и не в состоянии поставить себя на место своих жертв, чтобы пережить их ощущения. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что дети-мобберы в четыре раза больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодёжной преступности.

К этому следует добавить, что инициаторами травли необязательно бывают лишь школьные силачи. Если сильные дети измываются над другими от скуки или для собственного удовольствия, то слабые делают это, чтобы упрочить свое шаткое положение в школьной иерархии.

Можно ли составить обобщённый портрет жертвы моббинга?

Это будет трудно сделать. Преследованиям могут подвергаться любые дети, вне зависимости от их внешнего вида, физических недостатков, или положения в отряде. Более того - жертвами моббинга в равной степени становятся как мальчики, так и девочки.

Нельзя не упомянуть и о том, что в коллективе нередко есть дети-"рыцари", тайно или явно сочувствующие жертвам травли. Можно выделить три таких личностных типа. "Мини-рыцари" не высказывают своей поддержки прямо, но стараются ободрить и утешить жертву после очередного инцидента. Дети посмелее, так называемые "средние рыцари", активно пытаются препятствовать издевательствам, призывая остальных вмешаться в конфликт. Ну, а "макси-рыцари" не медлят с реакцией и, не раздумывая, бросаются на защиту слабого

Кто является объектом моббинга?

Естественно, тот, кого ровесники не признают «своим», считают странным или «не таким как все». Моббингу подвергаются некрасивые дети с дефектами лица, зрения, слуха, очень высокие или очень маленькие, имеющие дефекты движения, речи и пр. Это ребята, которые толще или худее, слабее, впечатлительнее, чем остальные, они обращают на себя внимание своим поведением или физическими особенностями. Многим детям сразу ставят клеймо : «не наш», так как он недостаточно знает язык, имеет акцент, путает слова, одевается не так как все, носит не ту обувь, не те джинсы, у него не такая причёска, не ту музыку слушает, не о том разговаривает и пр. Особенно страдают «звёздные дети», в семьях их «ставили на пьедестал», холили, лелеяли, а при попадании в жестокую среду своих ровесников они подвергаются унижениям и издевательствам. Пребывание в недружественной среде невозможность постоять за себя и защититься, а отсюда беспомощность, которую ровесники используют для насмешек и издевательств, - это серьёзная проблема и для детей.

Формы моббинга

Это насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание (дети особенно любят поддевать другого плечом, делая это вроде бы походя, вроде незаметно, но обижаемый ребёнок всегда чувствует, что это делается специально), высмеивание одежды и пр. Моббинг может начаться и против ребенка (чаще подростка), который попадает в устоявшийся коллектив.

Меры борьбы с моббингом

· в отряде должны быть разработаны обязательные для всех детей правила, как вести себя при общении друг с другом

· в случае моббинга должна быть проведена беседа как с жертвой, так и с виновниками . Для этого должны быть привлечены дети, не замешанные в моббинге.

Прежде всего, в коллективе должна быть благоприятная психологическая обстановка, и его члены должны понимать что это зависит в первую очередь от них. Далее, не менее важно и поведение самого индивида: не стоит считать что моббинг есть желание лишь коллектива: каким-то образом он сумел направить его на себя, найдите и помогите изменить ему в себе то, что не устраивает окружающих.

Моббинг для ребёнка, особенно младших отрядов, - это постоянный стресс, приводящий к нервным заболеваниям. У детей, так же как и у взрослых, может возникнуть синдром «burn-out», синдром выгорания, когда наступает физическое и эмоциональное истощение, приводящее к различным соматическим заболеваниям. Причем эти болезни развиваются не сразу. Вначале переживания ребёнка (постоянно действующие микрострессы) какое-то время не приводят к явно выраженным нарушениям здоровья, однако они накапливаются и проявляются, на первый взгляд, совершенно неожиданно в серьезных нервных срывах. В этих ситуациях очень важны доверительные отношения ребёнка с вожатым, ведь зачастую ребенок сам не может разобраться в сложных отношениях с ровесниками, не чувствует, кто является зачинщиком моббинга, а кто исполнителем. Если ребёнок не просит вожатого вмешаться в ситуацию, а считает, что сам может разобраться, то не следует на него давить, выводить всех на чистую воду. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». В то же время чрезмерное вмешательство и излишняя опека, особенно над подростком, может привести к самым неблагоприятным последствиям. Если вожатый видит, что ситуация с моббингом ребёнка его торяда зашла в тупик, следует незамедлительно вмешаться.

Сходное с понятием мобинга является буллинг. Как правило буллинг более жесткая форма, чем мобинг.

ПОНЯТИЕ БУЛЛИНГА

Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Объясняется это обстоятельство прежде всего тем, что лагерь (как и, к примеру, школа) – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.

В лагере складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве детского коллектива, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой. Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, пинки, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижающие чувство человеческого достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя на коленях перед унижающим.

Можно систематизировать все проявления буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

В то же время на разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному.

Выявление и диагностика последствий буллинга

Выделим три ведущих фактора, наличие которых позволяет отнести ребенка к группе риска по буллингу:

1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это весьма характерно для жертв травли.

2. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это достаточно неоднородная группа детей и подростков, которые вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т. д. уже, с точки зрения «обычных» детей, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным». Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный ребенок случайно задел «спокойного» ровесника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями поведения, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.

3. Стигматизация и физические особенности ребенка. Под последней подразумевают не только наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или нейросенсорную тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин и т. д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.

Большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают.

Проблемы диагностики буллинга

Не существует определенного психологического портрета жертвы буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Не существуют также и типичные характеристики жертвы и преследователя.

Не существует как таковых специфических психологических признаков буллинга. Тем не менее, при наблюдении за такими детьми могут проявиться следующие, характерные и для иных форм переживания буллинга, эмоциональные и поведенческие особенности.

Поведенческие особенности:

· дистанцированность от взрослых и детей;

· негативизм при обсуждении темы буллинга;

Эмоциональные особенности:

· напряженность и страх при появлении ровесников;

· обидчивость и раздражительность;

· грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Конечно, максимальная информация может быть получена в результате искренней беседы педагога и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и к тому же требует особой подготовки. «Вышибать» ответы ребенка или подростка на тему насилия категорически нельзя. С другой стороны, нужно быть готовым к адекватному, понимающему и сопереживающему отражению исповеди травмированного ребенка о травле другими детьми, если последний решил ему открыться. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков, возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых. Крах детской надежды, если «его герой» грубо проигнорирует обращение к нему ребенка, находящегося в кризисе, может привести к фатальным последствиям. Для многих детей вожатый – это последний рубеж защиты, последняя надежда на помощь. Только тогда, когда взрослые становятся очевидцами явного насилия, они вмешиваются с разной степенью успешности для последующей безопасной жизни жертвы. На этом фоне «незначимые», «неочевидные» переживания пострадавших детей от травли для многих взрослых представляется неактуальными. Плюс к этому связанная с одним из предубеждений готовность многих взрослых реагировать на детей, и особенно на подростков, обращающихся к ним за помощью от травли, как на ябед и доносчиков.

В этом качестве анализ переживаний пострадавших от травли детей и подростков становится особенно сложным.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования.

Сбор информации проводится по следующим направлениям:

· от самого пострадавшего;

· от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты:

· реальность самого буллинга;

· его длительность;

· его характер (физический, психологический, смешанный);

· основные проявления буллинга;

· участники (инициаторы и исполнители буллинга);

· их мотивации к буллингу;

· свидетели и их отношение к происходящему;

· поведение жертвы (поcтрадавшего);

· динамику всего происходящего;

· прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию вожатый должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными для нас станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

Считается, что постстрессовое расстройство (ПТСР) у ребенка проходит 5 фаз своего развития:

1. Отчаяние. Это немедленная реакция на травматическое событие. Ребенок еще не может осознать происшедшее. Выражается в острой тревоге.

2. Отрицание. Ребенок вытесняет происшедшее. Отказывается в это верить. Возможны: бессонница , амнезия, реакция отказа, бесчувственность, псевдо-лобная расторможенность, соматические симптомы.

3. Навязчивость. Ребенок смиряется с происшедшем. Иногда она еще называется фазой депрессии. Характерны: испуг, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна, снижение настроения.

4, 5. Прорабатывание и завершение – заключительные фазы: ребенок осознает причины происшедшего и затем приобретает надежду и способность строить планы на будущее.

Важно иметь в виду, что на протяжении всего развития как ПТСР, так и адаптационного расстройства могут наблюдаться: оцепенение, когда дети снова и снова вспоминают в деталях травматическое событие; регрессивное поведение – энурез, болезненная привязанность к вожатым, потеря навыков гигиены и других ранее приобретенных навыков. Также встречаются фобии, тревога, диссоциация, тяжелые нарушения сна, раздражительность, вспышки гнева, антисоциальное поведение (например, воровство). Особенно опасно появление суицидальных тенденций.

Диагностика постстрессовых расстройств и адаптационных нарушений у детей

При диагностике ПТСР и адаптационных нарушений (АН) у детей важно выявить специфические особенности буллинга или насилия, которому подвергся ребенок, как то:

1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений.

2. В какой степени он был вовлечен в насилие, и какие аспекты травмы были наиболее пугающими.

3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей.

4. Реальная степень опасности ситуации.

5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие.

Предложите стандартизированное интервью, направленное на диагностику ПТСР и помощь ребенку в совладании с травмой.

Опыт показывает, что оно в целом может быть использовано и для диагностической работы с несовершеннолетними, пострадавшими от травли. При этом надо иметь в виду, что и оно будет даваться трудно как ребенку, пережившему насилие, так и специалисту, его проводящему, поскольку пострадавший может проявить длительное молчание и оцепенение. Также сам травматический опыт ребенку может оказаться слишком трудным и даже непереносимым.

Интервью проводится в 3 стадии:

1. Начало: дать возможность ребенку сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа.

2. Работа с травмой: терапевтическое исследование переживаний ребенка.

3. Заключение: помощь ребенку в построении текущей жизни.

1 стадия

Фокусирование. Здесь важно дать ребенку или подростку понять, что вам важно то, что он пережил, что и другие дети, с которыми вы говорили, прошли через это.

Рисование и сочинение рассказа. Предложите ребенку или подростку нарисовать то, что он хочет, а затем составить по этому рисунку рассказ. Через ваш естественный интерес вы способствуете спонтанной активности ребенка (подростка). Важно уточняющие к рисунку и рассказу ваши вопросы: «А потом что случилось?», «А это что?», «Что это значит?». С первоклассниками и инфантильными детьми по этому принципу можно работать с помощью кукол. Например, специальный дидактический комплект тряпичных кукол производства Швеции.

Соотношение с травматическим событием. Рисунок дает ключ к пониманию тревоги и механизмов совладания. Дети обычно справляются с тревогой сразу после травмы следующими способами:

· Отрицание в воображении – придумывают другой исход травматического события.

· Подавляют спонтанные мысли о событии, избегают напоминаний о нем.

· Событие не отражается в воображении – ребенок рисует реальную сцену и дает неэмоциональный, «документальный» отчет о событии.

· Ребенок возбужден, думает о возможных отрицательных последствиях, но не может сосредоточиться на актуальной теме.

Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Здесь можно ожидать взрыва эмоций, и ребенок должен чувствовать вашу поддержку, вы должны быть готовы защитить ребенка от избыточных эмоций. Терапевт должен быть готов разделить с ребенком горе и страх и обеспечить ему физический комфорт.

Воспроизведение травматического события. Но до этого нужно иметь гарантии, что пострадавший справится с сильными отрицательными эмоциями: «Теперь расскажи, что случилось, как это было». Восприятие травматического события. Здесь речь идет о переходе в разных сенсорных системах: «Это был стыд, сильный стыд!», «Где именно ты ощущал этот стыд?». Задача терапевта – создать безопасную обстановку для дальнейшего продолжения работы с пострадавшим.

Особые детали события. Здесь необходимо помочь ребенку разделить себя и жертву или себя и насильника.

Самый страшный момент насилия: психологические аспекты, физические аспекты.

Совладание с травматическим опытом. Важно обсуждать проблемы ответственности за насилие. Внутренний план действий. Обсуждение с пострадавшим того, как можно было бы не допустить насилия. Отреагирование всех фантазий пациента в связи с этим. Важно выявить, относит ли пострадавший вину за насилие в свой адрес.

Наказание или возмездие. Терапевт может поддержать идеи возмездия, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности.

Страх продолжения насилия.

Контроль над импульсами. Если пострадавший связывает действия агрессора с яростью, ненавистью, безумием, можно с ним обсудить, что он сам делает, когда переживает подобные чувства. Часто он боится собственных неконтролируемых импульсов, особенно если они связаны с местью.

Страшные сны.

Ориентация на будущее.

Текущие проблемы

Резюме. Обсуждение интервью. вожатый дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Реальные страхи. Дать понять, что совершенно нормально все эти чувства переживать в ситуации травмы.

Чего ожидать? Аккуратная информация о том, что еще из психологических и патологических феноменов пострадавший может ощущать. Динамика этих потенциальных или актуальных переживаний.

Смелость пострадавшего. Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость, похвалите за поведение во время интервью. «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

Отзыв ребенка (подростка) об интервью. Мнение ребенка об интервью, что для него было полезным, что особенно трудным и неприятным.

Заключительные слова. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями. Важно в процессе всего интервью безопасно задавать прицельные вопросы относительно прояснения психопатологического статуса пострадавшего. Здесь важно, чтобы «специфические» психиатрические вопросы не усугубили бы состояние ребенка и особенно подростка. Ребенок (подросток) может подумать, что вы беседуете с ним, как с сумасшедшим. В результате – обида на вас и отказ от дальнейшего интервью. Например, максимальное количество симптомов, связанных с нарушением восприятия можно прояснить, анализируя фантазии и страхи пострадавшего.

РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА (МОББИНГА).

Помощь детям, пострадавшим от насилия.

Чем раньше пострадавшему начинает оказываться профессиональная помощь, тем лучше прогноз (психолого-педагогическая, психотерапевтическая, психиатрическая (в зависимости от тяжести состояния пострадавшего). Работа должна охватывать все сферы поражения пострадавших с учетом их состояния (соматическую, психическую, социальную). Терапевтическая помощь уже начинается с интервью, о котором говорилось ранее.

Важная роль отводится работе по налаживанию отношений с социальным окружением. Необходимо разделение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга (моббинга)

Первичная профилактика реализовывается по трем направлениям:

¾ Создание условий недопущения буллинга (моббинга).

¾ Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями.

¾ Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

Большинство педагогов США, психотерапевтов и консультантов в американских школах считают, что проблема профилактики притеснения, травли, насилия может быть решена поэтапно.

Первый этап – признание наличия проблемы. Признание проблемы в рамках детского коллектива требует, что бы кто-то взял на себя инициативу сказать о ее существовании и о работе с ней. Работа с притеснением может быть эффективна только тогда, когда определенная группа или школа как целое определяет проблему и соглашается с тем, что важно изменить ситуацию. Пока не будет достигнуто согласие, нет смысла начинать работу. Важно, чтобы к сотрудникам школы присоединились ученики и их родители. Сначала нужно определить масштаб проблемы. Это можно сделать различными путями, например, при помощи анонимного опроса учеников на тему, были ли у них до сих пор проблемы в детском коллективе, есть ли у них неприятности в настоящее время, знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности, если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще?

Такой же опрос необходимо провести и среди педагогов. Затем сравнить результаты двух опросов и сопоставить их с информацией, полученной от детей или их родителей (опрос родительской озабоченности).

Второй этап – определение проблемы (ее суть, серьезность, частота возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей); контроль агрессивных намерений обидчиков и состояния жертвы; выработка плана работы с ситуацией.

Третий этап – реализация выработанного плана.

Создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в детском коллективе;

Лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;

Разработка этического кодекса отделения социальной реабилитации;

Ясно выраженное ожидание, что воспитанники будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо волонтерам.

Важным моментом является подготовка педагогов к тому, что им делать при обнаружении ситуации травли. Вот несколько рекомендаций:

¾ оставаться спокойным и руководить ситуацией;

¾ воспринять случай или рассказ о нем серьезно;

¾ принять меры как можно скорее;

¾ подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым;

¾ предложить пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку

¾ сделать так, чтобы обидчик понял, что ВЫ не одобряете его поведение;

¾ постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;

¾ наказать обидчика, если нужно, но очень взвешенно подойти к тому, как это сделать, чтобы не навредить «жертве»;

¾ ясно объясните наказание и за что оно назначается.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у детей и подростков патологических последствий буллинга (моббинга) и своевременное оказание квалифицированной комплексной помощи психолога, психотерапевта.

Третичная профилактика

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Необходимо напомнить, острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Острый психоз или суицидальные намерения – повод для экстренной психиатрической консультации, даже без согласия родителей, так как в отсутствие родителей за жизнь и здоровье ребенка ответственность несет педагог.

Особое внимание при оказании помощи пострадавшим от буллинга (моббинга) необходимо уделять детям из неблагополучных семей, у которых велик риск переживания насилия в условиях уличной среды, характер которого более жестокий.

Чем быстрее будут выявлены факты жестокого обращения, насилия в детской среде, тем легче предотвратить его тяжелые патологические последствия.

01.12.2016

Моббинг, буллинг, харрасмент на работе. Травля на работе. Психологический прессинг коллег

Распознать и обезвредить: Моббинг, буллинг и харассмент

В интернете есть немало статей на тему неприятных психологических сторон офисной жизни, в том числе о моббинге с элементами харассмента и харассменте, перетекающем в моббинг. Я расскажу о той стороне вопроса, с которой мне приходится сталкиваться как специалисту по психосоматике.

Поскольку именно она является единственным существенным доказательством того, что происходящее в вашем офисе может выходить за рамки закона и быть уголовно наказуемым. Ведь проблема травли или домогательств - тот психологический аспект, который никак нельзя «пощупать», предъявить и доказать. Но эти явления ухудшают качество жизни, подрывают физическое здоровье, а иногда даже приводят к психическим расстройствам, подталкивающим жертву моббинга или харассмента к противоправным, незаконным действиям.

Что такое моббинг и в чем он проявляется?

Mobbing/ bullying/ ganging up – это термины, в незначительных отличиях обозначающие одно и то же – травлю. Жертвой могут стать как руководители, так и подчиненные. Причин может быть очень много, и травле могут подвергаться как новые сотрудники, которые «не вписались в коллектив», так и старые, которые неожиданно стали «выделяться» начальством. Жертва может быть «истинной», которую невзлюбили «по умолчанию», а может быть «провокатором», которая сама, осознанно или нет, создает ситуацию противопоставления.

Распознать эту травлю можно по следующим признакам:

— жертве не сообщают необходимую информацию или предоставляют ее с таким расчетом, что она не может ничего изменить (в своих выводах, решениях, организации мероприятий и т. д.), сообщают слишком поздно или в искаженном виде;

- документы с рабочего стола жертвы периодически исчезают или перекладываются в другое место, в компьютере закрываются нужные страницы или удаляются файлы, путаются контакты или производится нелепая рассылка и пр.;

- с жертвой не заводят разговоров на отвлеченные темы (отпуск, дни рождения, нашумевший кинофильм, недавно открывшийся магазин и пр.), демонстративно замолкают в ее присутствии, в результате чего жертва чувствует себя в изоляции;

- практически каждая ситуация моббинга связана с распространением различных слухов о жертве, в том числе сексуального характера, зачастую совершенно нелепых, при этом объяснений жертвы никто не воспринимает;

- над жертвой постоянно подшучивают и не всегда «по-доброму». Например, залитый кофе важный документ, с которым работала жертва, спрятанные личные вещи, соль в чае и пр. Иногда очередную «шутку» обсуждают и готовят целой группой;

- вокруг жертвы создают ситуацию косвенных форм сексуального домогательства: подают неприличные знаки (длительно разглядывают тело, посылают поцелуи, зазывая подмигивают и пр.); комментируют внешний вид, одежду и тело жертвы; делают комплименты эротического содержания, подбрасывают эротические фото или картинки.

Что такое харассмент и в чем он проявляется?

Harassment – под этим термином чаще всего подразумевают сексуальное домогательство. Оно включает и явные сексуальные притязания, и скрытые, завуалированные (намеки), и даже косвенные (когда ваше состояние ухудшается в связи с тем, что вы являетесь свидетелем проявления домогательств к коллеге).

Распознать ситуацию домогательства можно в таких случаях:

- харассмент может выступать в форме моббинга, когда различного рода сексуальные провокации организованы специально и направлены на то, чтобы выжить кого-либо из коллектива;

- гендерные оскорбления, кто «каким органом» думает и что «через какое место» делает, как и чего добивается (через постель) и пр.;

- неприличные шутки, комментарии, комплименты сексуального характера;

- прямые или косвенные призывы к уединению в курилке, кухне, туалете, ужинам, перетекающим в завтрак и т.д.;

- предложения решать рабочие вопросы через поездки на дачу, походы в ресторан и пр.;

- обещания повышения или перевода на другие должности в обмен на услуги сексуального характера как завуалировано, так и прямо;

- принуждения к сексу или побуждения менять внешний вид (макияж, одежду, прическу) на более сексуальный через угрозу понижения, перевода или увольнения;

- нерегламентированные прикосновения, в том числе прижимания в лифте, транспорте, поглаживания рук, плеч и пр.

Психосоматические проявления подавленных негативных эмоций вследствие моббинга и харассмента

Приведенные ниже расстройства являются общими для мужчин и женщин, однако данный список я ранжирую таким образом, чтобы сверху находились те, которые чаще встречаются в психотерапевтической работе с женщинами, подвергающимися травле и домогательствам, а снизу – мужчинами:

- депрессивные состояния и тревожные расстройства;

- нарушения аппетита и РПП (расстройства пищевого поведения – анорексия, булимия), ожирение;

- общие нарушения сна, кошмары, бессонница или сонливость, а также головные боли, мигрени;

- расстройства и заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также заболевания кожи;

- различные фобии, ОКР (обсессивно-компульсивные расстройства), ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) и ПР (панические расстройства);

- алкоголизм и другие формы зависимости.

Моббинг на работе может довести жертву до суицида.

Именно возникновение и документальная фиксация специалистами этих расстройств может выступить доказательством в суде того, что вы являетесь жертвой моббинга или харассмента, которые нанесли реальный вред вашему здоровью, финансовому состоянию (чеки аптек, оплаты проведенных исследований и услуг специалистов сохраняются и прилагаются) и ухудшили качество вашей жизни (под качеством жизни подразумевается принятый в социологии и медицине термин).

Что можно сделать в ситуации моббинга:

- признать, что происходящее это реальность, а не плод воображения, и происходит не потому, что вы какой-то не такой, а потому что в той или иной форме эти явления присутствуют в любом коллективе и подвергается им практически каждый «новичок», «индивидуалист» или «продвиженец»;

- верить в себя – вспомните, каких успехов удалось вам достигнуть в жизни, какие сложности вы успешно преодолевали; повышайте свою самооценку постоянно и помните, что многие люди, включая ваших друзей, родных и коллег из других отделов, относятся к вам позитивно;

- не принимать быстрых решений, думать, всей ли информацией вы обладаете, и кто подталкивает вас к принятию быстрых необдуманных решений, почему решение должны принять именно вы? Не увольнять «под горячую руку», если вы руководитель и не менять базовых основ работы вверенного вам отдела, пока не будете уверены, что предполагаемые изменения понятны подчиненным;

- не стараться все переделывать по-своему, если это не ваша рабочая задача – сначала установите доверительные отношения с коллегами, а потом вносите предложения, даже если уверены, что ваши методики очень эффективны;

- выяснить, какие традиции приняты в коллективе – как принято обращаться друг к другу, руководству, сдавать отчеты, кто с кем общается, ходит обедать или выскакивает покурить, к кому обращаются за помощью, у кого спрашивают совета, что делают, когда опаздывают на работу, принято ли задерживаться после работы, использовать телефон в личных целях и т. д.;

- помнить, что не каждое замечание или резкое высказывание в ваш адрес означает, что вас «травят», возможно вы преувеличиваете масштабы, и вам будет полезен взгляд со стороны незаинтересованного лица.

- найти коллег, которые не участвуют в моббинге против вас, и начинать решать рабочие вопросы с их помощью, в частности попросите сообщать важную информацию своевременно и в полном объеме и т.д.;

- не поддаваться «вытеснению» – ведите себя уверенно и сосредоточьтесь на работе, вскоре интерес к вам пропадет, в более сложных ситуациях обратитесь за помощью к независимой стороне.

Иначе травля может продолжаться до увольнения вас.

Что можно сделать в ситуации харассмента:

Несмотря на то, что в сфере сексуальных домогательств постоянно ведутся споры «кто прав, кто виноват», важно учитывать, что в большинстве своем менталитет людей из постсоветского пространства подталкивает нас к стереотипной трактовке взаимоотношений полов. Это относится как к мужчинам, которые могут усматривать сексуальный призыв в чем угодно и реагировать на отказ формулой «если женщина сказала НЕТ – это значит ДА», так и к женщинам, которые привыкли флиртовать на работе и давать неоднозначные намеки (что за границей также является харассментом и может быть поводом для судебного разбирательства). Поэтому, прежде чем в нашей стране произойдет моральная переоценка ценностей и законодательная база установит четкие границы допустимого отношения каждой из сторон, важно придерживаться делового стиля и помнить, что офис – место, прежде всего, для работы.

Если вы предполагаете, что по отношению к вам совершаются действия, попадающие под трактовку сексуальных домогательств, желательно привлечь незаинтересованную сторону, которая поможет объективно оценить ситуацию и подсказать пути ее коррекции при необходимости. Такой стороной может выступить организационный психолог вашей компании (специалист по работе с персоналом), глава профсоюза или специалист вне организации.

Если ваши подозрения подтвердились (или если домогательства настолько откровенны, что ничего подтверждать не надо), прежде обращения к вышестоящему начальству, суду или привлечению к помощи кого-то из близких, желательно переговорить непосредственно с человеком, который так или иначе вас терроризирует. Иначе это может спровоцировать ситуацию ожесточенного моббинга против вас, пока начальство будет разбираться и принимать решение.

Чтобы собеседник не воспринимал вашу беседу как «игру в недотрогу», вам следует излагать свои мысли ясно и лаконично, например: «Я расцениваю ваше поведение как домогательство, если вы не прекратите делать…, я буду вынужден (а) обратиться к вышестоящему руководству или подать в суд на компанию, которая не защищает своих сотрудников от домогательств на рабочем месте». В случае косвенного харассмента такой разговор может прояснить и то, что обе стороны неверно понимали друг друга, и теперь могут расставить все точки над «і».

Беседа может привести к временному затишью с целью повернуть ситуацию против вас. Поэтому при первых подозрениях не стесняйтесь проговаривать это с близкими, друзьями, интересоваться у коллег, подвергается ли кто-нибудь еще харассменту в вашем отделе, фиксировать информацию скрытыми сообщениями в соцсетях и сохранять документы, свидетельствующие о ваших обращениях к врачу (в т.ч. психотерапевту) и ухудшении самочувствия.

Если вы по какой-то причине оговариваете коллегу, помните, что «все скрытое становится явным». Реальная ситуация достаточно быстро открывается, и человек, которого вы обвиняли, станет жертвой, а вы агрессором и насильником, которого вряд ли захотят взять на работу перспективные и интересные компании. В мире информационных технологий довольно сложно скрыть информацию об интригах, организации подстав и подлости.

Судиться и (или) потерять работу?

Частота и степень проявления моббинга и харассмента могут выступать прямым индикатором психологического климата в коллективе. Буллинг – аналогично. Изначально тема моббинга заинтересовала исследователей по причине резкого спада производительности, нанесения экономического вреда организациям и увеличения соматических и психических заболеваний у сотрудников.

Моббинг и харассмент – проблемы не только жертвы, но и организации в целом. В случаях, когда руководство не прилагает усилий для того, чтобы нивелировать эти явления, можно усомниться в перспективности такой компании. Поэтому если руководство не пошло вам на встречу и не помогло решить проблему, не бойтесь потерять такую работу и предупредите других соискателей исковым заявлением.

Спасибо за пост на такую актуальную и очень болезненную тему. Не понаслышке знаю о моббинге. Опыт травмирующий и неприятный. И очень жаль, что в большинстве случаев эта тема замалчивается и абьюзерам все сходит с рук. Имеющиеся в интернете статьи на эту тему обычно советуют подружиться с абьюзерами, быть несмотря ни на что доброжелательными. Увы, эта тактика не работает. Хотелось бы услышать о реальных работающих методах борьбы и реальных судебных процессах по этому поводу у нас в России. Буду благодарна, если моя просьба будет услышана. В прошлый раз психолог восстанавливал мне психологическое равновесие, которое было нарушено травлей коллег.

Уволилась с прошлой работы, не выдержала прессинга, начальница "выживала" меня, т.к. хотела набрать "свой" коллектив. Отвратительное чувство. Долго не могла прийти в себя после всего этого, снились сны на протяжении года, как все это происходит, снова и снова. Жалею, что не ушла раньше, сохранил бы свое психологическое здоровье и нервы.

На одной из последних работ (в салоне) поругалась с мужем администратора (он приехал её забрать вечером, а я задержалась на 6 минут, он устроил истерику). Наутро со мной не разговаривали все, хотя на момент ссоры из коллектива были только мы с администратором. Так как я приходила на работу не к открытию, она воспользовалась временем и настроила всех против меня. Начальница вызвала "на ковёр" и всем видом показывала, что она на стороне администратора, игнорируя мои аргументы, что какой-то там муж вообще никаких прав в салоне не имеет. В общем, они попытались устроить мне травлю, но я в один момент просто при всех, хоть они меня и игнорировали, напомнила, что у меня такой характер, что я подобное терпеть не буду. Что игнор меня не пугает - я, наоборот, рада, что никто не мешает работать. Но если они будут портить мои вещи или унижат, высмеивать меня перед клиентками, чтобы я осталась без работы, я уйду из салона и напишу очень подробную жалобу в Роспотребнадзор и налоговую, в которых расскажу всю внутреннюю кухню салона, с поддельными санитарными книжками, материалами без сертификатов и несоблюдением норм санитарии и пожарных. Резко все от меня отстали. Но я всё равно уволилась оттуда, потому что клиенток моих так этот салон раздражал, что они всё равно все разбежались. Жаловаться не стала, но написала статью в один из профессиональных журналов, в котором высмеяла работу этой администратора, написав советы "от противного" - если хотите стать худшим администратором в мире, делайте то-то и то-то. Описала всю её работу, обманы клиенток, непрофессионализм. Без имени, но мужа тоже упомянула, и они, уверена, поняли, про кого я. Журнал в их салоне продаётся постоянно, каждый выпуск читают. В моем случае травля коллег способствовала моему росту как профессионала.

Меня травили, когда я, к счастью - недолго, работала в библиотеке. Пыталась перевестись в другой филиал, но мне не дали. Ушла - работа там явно того не стоила. Позже написала о том, как там, в конференц-зале и закрытом фонде, проводят банкеты с алкоголем для всех желающих в рабочее время, а библиотекари работают официантками (сама из работы там помню, в основном, двиганье столов, мытье посуды и беготню с подносами) на "Антиджоб".

О, как много я могу рассказать на эту тему, и как она до сих пор для меня болезненна.

Свела меня судьба в один кабинет с двумя взрослыми женщинами, которые очень хотели превратить мою жизнь в ад.

Про то, что работать не давали, это ладно. Зато веселились тем что:

Не разговаривали со мной

Открывали в 30 градусный мороз окна и уходили (а спиной к окну сидела я)

Прятали от меня ключи от туалета.

Запрещали тем, кто младше по должности, помогать мне, и просто разговаривать со мной.

Меняли стул на скрипучий (и это 45-ти летняя женщина с 2 вышками и 3 детьми).

Оскорбляли, угрожали и т.д.

А как же начальство, спросят меня в первую очередь? Начальство считало, что проблемы у меня и именно я не смогла найти общий язык с этими замечательными дамами. То, что дамы уже заставили уволиться 4 человек, никого не волновало!

В итоге я записала вопли и угрозы одной из них на диктофон. Меня же обвинили в "низких моральных устоях ".

Увольнялась 2 Месяца. Мои заявления прятали, рвали, делали вид, что их нет. Начальница меня умоляла не увольняться, угрожала, плакала, вызывала к совести, все способы манипуляции похоже отработала на мне.

В итоге меня уволили по собственному желанию, я отдала кучу бабла (издержки контракта) и эта ситуация закрыла передо мной двери не одного работодателя, прилепив репутацию " неуживчивой и вздорной ".

До сих пор хочу написать благо дарственное письмо производителю "Новопассита ", без него бы я в окно вышла. Прикол в том, что этот коллектив меня не хотел отпускать!

Это был мой первый опыт серьезной постоянной работы в одной из крупнейших больниц региона.

Тема актуальная, от многих знакомых слышала о подобном и это ужасно. Коллеги и босс видели во мне хорошего специалиста, хорошо, что так получилось. Однако на одной из работ часто из-за внешности слышала негатив от клиентов (причем женщин старшего возраста) и попытки познакомиться от мужиков. Коллеги - тоже молодые девчонки, то же самое испытывали. Всей толпой слали этих клиентов на фиг, ибо нефиг. Начальница не ругала т.к. тоже женщина, и понимала нас.

Мужчины приглашают решить вопросы в ресторан = собрались пить. Мужчина приглашает женщины решить вопросы в ресторан = он молодец, она подстилка, хочет секс, гарантий ноль. Чудно устроились.

Про травлю... Даже обрадовалась, что работаю удалённо и без злобного коллектива. Этого в школе наелась.

Большое спасибо Вам за статью.

С моббингом я столкнулась в школе. И если честно, я шокирована тем, что это явление встречается не только у подростков, но и у взрослых людей, в офисе, в рабочей обстановке. Жесть, просто жесть.

Спасибо одноклассникам и первой подработке, что я больше никогда и ни за что не решусь пойти на курсы или работать в коллектив. Печально это все.

Столкнулась с домогательствами на прошлой работе, причем от мужчин раза в два старше меня. Я выросла без отца, и каждый раз наивно считала, что вкусняшка и другие знаки внимания мне оказывают, потому что относятся как к дочери, а в итоге все заканчивалось рукой на коленке. Ненавижу мужской трудовой коллектив!

Нахваталась этого днища с моббингом в школе. До сих пор болею по этому поводу и боюсь в коллектив идти. Хотя надо сказать отработала месяца 3-4 в коллективе в типографии (и всё равно уволилась). Гнетёт меня что-то во всём этом, а работа то нужна, денюшку хоть небольшую бы иметь хотелось. Но как представлю работу в коллективе или связанную с прямым общением с клиентами (почему-то все работы что я нахожу сейчас, связаны исключительно с продажами и прочим всяким!), так мне дурно становится и я забываю, что я в общем-то не дура и на многое способна. Как быть? Хрен его пойми.

Всем, кто столкнулся с таким отношением к себе, желаю сил и удачи пережить это и чтоб проблема решилась без эксцессов.

За статью - отдельное спасибо. Хоть узнала, как эта травля по-другому называется и что это не я урод, который не должен был рождаться, а просто,

Всё пытаюсь себя убеждать, что чем люди старше, тем меньше явной травли. Правда глаза колет, черт, спасибо за статью. В школе подвергалась в течении 8 лет моббингу, включая и от преподавателей, которые частенько еще сильнее разжигали ко мне ненависть на почве нации. Вылилось все это в сложности в общении и смене национальности (о чем жалею сейчас). На работе подвергалась сексуальным домогательствам от одного из сотрудников. Вступился только капитан из более высшего отдела, припугнув тем, что написан рапорт на него. Коллеги в отделе молча наблюдали и советовали просто не обращать внимание.

Вы идите во фриланс, на "покушать" можно заработать и на начальных этапах, и 0% вынужденного общения) я только этим и спаслась, тоже с функционированием в коллективе - большая проблема. Прессинг коллектива – это жесть.

Да вот, думаю, так и надо сделать. Фриланс - наше всё. По крайней мере, сейчас хотя бы есть такой вариант заработка, не то, что было когда-то. Надо пользоваться моментом.

Меня волнует вопрос: почему моббингу подвергаются одни и те же люди в разных коллективах? Например, человек сначала в школе, потом на работе. Что такого в человеке, что его прямо или косвенно в той или иной степени коллектив травит всю жизнь?

Мне кажется это не всегда так. Допустим, в школе меня травить не пытались, я человек тяжелой руки и не менее тяжелого характера, за себя всегда могу постоять. В вузах была здоровая обстановка. Не повезло мне только на первой работе. При этом повезло на следующей - для меня первые месяцы было удивительно, что все добро желательные, каждый готов помочь, все всё объяснят и покажут.

Встречались ли вы с ситуацией травли в коллективе?

Прокомментировать, обсудить прочитанное можно на нашем

Подготовлено специально для сайта


Статистика утверждает, что каждый четвертый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учащихся. Поэтому такие дети чувствуют себя в школе не безопасно и не комфортно.

Травля в образовательной сфере — это психологическое или физическое насилие с целью заставить подчиняться лидирующей группировке (лидеру) и ее законам в классе или же принудить уйти из школы. Средствами достижения этой цели являются: распространение слухов, запугивание, изоляция, оскорбления и унижения, физическое насилие.

К сожалению травля в школе – явление распространенное и у нас и за рубежом.

Моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг –англоязычные названия разновидностей этого опасного явления.

В любой школе, в любом классе с одной стороны есть дети, которые любят обижать, задирать, бить, обзывать других, отбирать у них деньги и вещи, с другой — дети, которые чаще других становятся их жертвами. Как правило это дети:

  • физически слабые;
  • гиперопекаемые родителями;
  • ябеды;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды;
  • двоечники;
  • любимчики учителей.

В связи с этим в классе могут сформироваться такие группы учеников: одни участвуют в процессе травли непосредственно, в качестве агрессора или жертвы, другие - большинство - пассивно, как очевидцы и свидетели.

Главное — никогда нельзя сказать, что уж моего-то ребёнка это не коснется, ибо причины этого явления кроются в том, что одни дети за счёт унижения других пытаются почувствовать себя круче и значительнее. Поэтому родители должны быть готовы во-время заметить и совместными усилиями со школой предотвратить это насилие, ибо у учителей с их загруженностью и психоэмоциональной усталостью порой нет сил и времени разбирать детские ссоры и конфликты.

Что такое моббинг?

Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.

Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой – либо целью (яркий пример — фильм «Чучело»). Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».

Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».

Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.

Что такое буллинг?

Буллинг (англ. bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) - это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.

Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.

Чем отличается моббинг от буллинга?

По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Что такое хейзинг?

Хейзинг (англ. hazing ) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.

Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».

Хейзинг встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д. (пример — резонансное посвящение в студенты с раздеванием в одном из вузов страны в этом году).

Что такое кибермоббинг и кибербуллинг?

В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг .

Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля - это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.

Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.

Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.

Последствия

Последствия травли школьника печальны: жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений, возникновения социально-опасных форм поведения насильственного, суицидального и зависимого характера. Подростки, подвергшиеся моббингу и буллингу думают, что вся проблема в них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются, и поэтому комплексуют.

Полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.

У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.

Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми, доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых унижениях.

«Жертвы» интернет-травли теряют уверенность в себе, что может привести к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, явиться причиной самоубийства.

Сами дети часто скрывают, что они подвергаются травле, преследованию со стороны одноклассников. Поэтому родителям очень важно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если они заметили, что ребёнок:

  • постоянно находится в подавленном настроении;
  • стал получать плохие отметки;
  • ищет предлог, чтобы не идти в школу;
  • по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;
  • приходит с испорченной или в грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;
  • то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
  • не выходит играть во двор;
  • часто приходит с синяками и ссадинами;
  • не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;
  • стал замкнут или вспыльчив.

К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг выяснится, что ребенок оказался жертвой травли, нет. Многое зависит от обстановки в классе и школе, от позиции учителей, от особенностей личности ребёнка. Ясно одно — надо срочно идти в школу и вместе с педагогами находить пути решения проблемы. Взрослые должны как следует разобраться в ситуации, обдумать её, обязательно подключить психолога, почитать литературу, которой по данному вопросу предостаточно.

Если в школе родители не найдут поддержки, то надо идти в вышестоящие инстанции. В крайнем случае – поменять школу.

Главное — действовать нужно незамедлительно. Родители, прежде всего, должны поддержать ребенка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, ибо ему, как никогда в это время нужен друг, защитник, советчик.

P.S. На сайте Следственного комитета по Иркутской области опубликован материал «Спасение детей от киберпреступлений», который адресован родителям и содержит перечень опасных признаков поведения подростков, на которые СК рекомендует обращать внимание.

При подготовке использованы материалы:

Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников

В переводе с английйского – «буллинг» означает «хулиганство». Действительно, это определенное негативное психологическое давление со стороны одного человека на другого. Обычно этим термином обозначают отношения между людьми в профессиональной среде. Буллинг часто встречается на предприятиях, в офисах, организациях. Особенно заметна тенденция к его развитию среди учащихся средних, средне-специальных школ и ВУЗов.

Детский и подростковый буллинг – тема для отдельного разговора и довольно подробно описана психологами. Мы же с вами поговорим сегодня о проявлениях буллинга, или, говоря простым языком, травли, в корпоративной, профессиональной среде, где это явление чрезвычайно развито и заставляет многих людей страдать, переживать стрессовые ситуации, а в связи с этим менять любимую работу или сферу деятельности.

Как проявляется буллинг?

Традиционно это явление выражается в нарочито высокомерном, пренебрежительном отношении к определенному сотруднику. Его высказывания, любые действия, инициативы нарочно высмеиваются, критикуются. Человек, осуществляющий травлю, всеми силами старается доказать, что «сотрудник-жертва» не профессионален, глуп и в коллективе не нужен.

В случае агрессивной травли «нападающий» может дойти до открытых оскорблений, унижений, обидных обвинений. Причём в этой роли может быть как сотрудник-коллега, так и непосредственный начальник. В любом случае, таким образом он самоутверждается за чужой счёт.

В случае начальника, это явление не имеет ничего общего с управлением. Давно известно, что хороший, профессиональный управляющий управляет, а плохой - травит. В связи с этим, тот, кто выбирает травлю подчиненных, как метод управления, хочет тем самым скрыть свою неполноценность и профнепригодность. А мера его неполноценности определяется силой травли сотрудника.

К сожалению, такому буллингу противостоять довольно трудно, так как большинство коллег не вступятся за вас, а будут соблюдать нейтралитет. А что еще хуже, могут даже поддерживать нападающего, чтобы не потерять работу. А многие просто не хотят вмешиваться, решать чужие проблемы.

Если вы остались один на один с таким начальником, поддержки в коллективе не нашли, а самостоятельно справиться не можете, лучше всего сменить работу. Душевное спокойствие, в любом случае, должно быть дороже.

Зачем они это делают?

Все дело в том, что такой человек просто хочет скрыть свою несостоятельность под маской агрессии. Он переносит чувство собственной неполноценности на других, так как пытается снизить собственный страх от понимания того, кем на самом деле является: слабым, озлобленным, неполноценным и обычно некомпетентным.

Чтобы скрыть это и не освободить себя от необходимости объяснять свое поведение публично, он старается заставить молчать свою жертву, используя для этого меры открытого или завуалированного запугивания.

Как противостоять буллингу?

Если вы стали жертвой травли, не поддавайтесь давлению, не паникуйте, а хорошо продумайте варианты решения этой проблемы. План составляйте на короткий, средний, а также удаленный, длительный период времени.

Для этого ответьте себе на вопросы: « Есть ли способ обратиться за помощью к руководству компании, можно ли получить от него помощь?», «Можно ли добиться перевода в другой отдел внутри организации?», «Готовы ли вы искать другую работу? Если да, то, сколько потребуется времени, чтобы найти ее и уволиться?». Спокойно оцените свои силы и возможности, прежде чем принять решение: остаться здесь, или уволиться?

Если вы чувствуете в себе достаточно сил чтобы остаться и бороться за собственное достоинство, то противостоять офисному насилию вполне возможно. Психологи предлагают несколько способов решения данной проблемы:

Вам придется работать так, чтобы никто не смог упрекнуть вас в непрофессионализме.

Не уподобляйтесь обидчику. Не допускайте со своей стороны крика, скандалов, хамства, так как, отвечая таким образом, вы демонстрируете свою уязвимость, бессилие и доставляете удовлетворение обидчикам. В этом случае, будьте уверены, что провокации продолжатся.

Придумайте способ и возможность, как сплотить вокруг себя единомышленников. Чаще всего есть сотрудники, ранее уже подвергавшиеся травле, так же как и вы.

Также всегда есть коллеги, которые испытывают антипатию к лидеру травли, хотя могут это скрывать. Их нужно «вычислить», внимательно понаблюдав за всеми. Таким образом, можно создать группу поддержки. Обычно это удается и обидчик уже опасается делать выпады против не одного, а группы людей.

Знайте, что на войне как на войне – все средства хороши. Только помните, что вы должны продумывать, просчитывать каждый свой шаг и каждое действие, всегда опережая своего противника. Это трудно, но результат того стоит. Если вы выйдете победителем, а к тому же подтвердите свою работоспособность, профессионализм, не сломаетесь перед обстоятельствами – завоюете уважение коллег.

А для представителей руководства хочется еще раз напомнить, что буллинг это чрезвычайно неэффективный путь развития компании. В результате травли, климат в коллективе становится нездоровым. Напряженная обстановка приводит к деморализации, недовольству, отчуждению, демотивации и разочарованию.

Как результат – постоянная текучесть кадров, так как люди не хотят работать там, где постоянные скандалы, интриги, низкая продуктивность, рентабельность и моральный дух.

22.12.2013 21:25

Буллинг

Что такое буллинг?

Буллинг - это многократное агрессивное отношение к отдельному человеку или группам людей. Оно выражается тактикой вербального, невербального, психологического и физического воздействия, а также запугиваниями и унижениями.

Предотвращение буллинга на работе - обязанность каждого

Это только кажется, что вы бессильны против буллинга и единственное, что можете, - изменить свое отношение к нему. Но, понимая, откуда появляются проблемы, вы можете сформировать свой взгляд на ситуацию. Однако нужно обладать сильным чувством собственного достоинства в таких условиях. Как коллеги мы несем ответственность за то, что вызывает неадекватное поведение на рабочем месте. Иногда эффект свидетеля может завладеть нами так, что мы не говорим то, что должны сказать, и не делаем то, что должны делать. А если и думаем о том, чтобы что-то сделать, так только постфактум, успокаивая себя тем, что все на самом деле не так страшно.

Объяснение коллеге, почему его поведение непрофессионально и неправильно, - менее травматичный подход к решению проблемы. В любом случае мы должны реагировать, когда видим поведение, идущее вразрез с корпоративной культурой взаимного уважения. Но иногда буллинг на рабочем месте не так заметен, поэтому его сложнее предотвратить.

В 2010 году в США проводилось крупнейшее исследование на тему буллинга. Оказалось, что 37% американцев испытали буллинг на работе. Это почти 54 млн человек

Кто совершает буллинг на работе?

В большинстве случаев буллинг совершается менеджментом и может затрагивать клиентов, подчиненных и других людей. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что чем выше ваше положение в организации, тем меньше вероятность того, что буллинг коснется именно вас. Менеджеры часто злоупотребляют своим положением (в 60-80% случаев), и их часто в этом поддерживают руководители и другие управленцы.

По мнению ряда исследователей, отдельные факторы могут повлиять на увеличение числа ситуаций с буллингом. Например, работник, который кажется слишком слабым, покорным или скромным, может вызывать агрессию у других. С другой стороны, сотрудники напористые и талантливые также могут вызывать подобные чувства у завистливых коллег. Люди, которые обладают властью, совершая буллинг, часто применяют ко всему невероятно высокие стандарты и многого ожидают от других. Им может не хватать основных социальных и коммуникативных навыков, а также навыков управления гневом. Во многих случаях они не уверены в себе и прибегают к угрозам, наказаниям и даже оскорблениям с целью сохранить свое могущество.

Физическая среда также может способствовать агрессии внутри организации - замкнутые, неудобные рабочие места, неподходящее оборудование и плохие условия для эффективного выполнения задач. Высокие требования к безопасности или давление с целью повышения производительности при одновременном снижении производственных затрат также могут стать причиной стресса и враждебности на работе.

Расстройства личности и буллинг на рабочем месте

Недавнее исследование, проведенное психологами Белиндой Боард и Катариной Фритзон в британском Университете Суррея, пролил свет на связь между расстройством личности и буллингом на работе.

В рамках исследования ученые брали интервью и предоставляли личностные тесты высокопоставленным британским руководителям, а затем сравнивали их профили с пациентами тюремной психиатрической больницы Broadmoor Hospital в Англии.

Они обнаружили, что три из одиннадцати типов расстройств личности чаще встречаются у руководителей, чем у преступников с отклонениями. К ним относятся:

    Театральное расстройство личности : постоянная потребность в получении внимания, неискренность, эгоцентризм и манипуляции.

    Нарциссическое расстройство личности : мания величия, превосходство над остальными людьми, отсутствие сочувствия к другим, независимость.

    Обсессивно-компульсивное расстройство личности : перфекционизм, чрезмерное преданность работать, жесткость, упрямство и диктаторские черты.

Некоторые основные тактики, используемые в буллинге

Буллинг на рабочем месте может проявляться в следующих формах:

    изнурение сотрудников (когда их заставляют работать сверх нормы)

    запугивание, шантаж, поддразнивание, предотвращение доступа к возможностям

    присвоение похвалы за работу

    удержание необходимой информации для успешного завершения задачи

    изоляция работника

    установка нереальных сроков

    непризнание хорошо выполненной работы

    неоднократное напоминание сотрудникам о прошлых неудачах

Это ключевые формы проявления - потому что они, как правило, повторяются настойчиво, агрессивно и часто без оснований.

Как буллинг влияет на производительность сотрудников?

Ученые в рамках проекта Project for Wellness and Work-Life в Университете штата Аризона пришли к выводу, что буллинг на работе связан с целым рядом физических, психологических, организационных и социальных издержек.

Одно из основных последствий для здоровья - стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство и даже самоубийство, к сожалению, не редкость в таких ситуациях. Например, в Японии самоубийств достаточно тесно связаны с бизнесом. По данным правительства, «усталость от работы» и проблемы со здоровьем, в том числе депрессия, связанная с работой, были доминирующим мотивом самоубийств в Японии в 2008 году (47% случаев).

Буллинг влияет не только на человека, который ему подвергается. Свидетели буллинга тоже страдают. Мало того, что тревожная окружающая среда влияет на групповую сплоченность и связи, еще и коллеги, наблюдающие буллинг, также испытывают страх, стресс и эмоциональное истощение. Многие стремятся к тому, чтобы покинуть такую рабочую среду.

Исследования, в которых специалисты попытались подсчитать стоимость буллинга для организации, показывают, что на рабочем месте стресс может иметь значительные негативные последствия для психического и физического здоровья сотрудников. Прямые затраты включают увеличение прогулов, текучесть кадров, судебные процессы, увеличение несчастных случаев на производстве и рост профессиональных ошибок. Косвенные расходы - распространение негативной информации об организации, потеря производительности труда, затраты на реабилитацию. Отчет, подготовленный Productivity Commission в Австралии, свидетельствует о том, что общая стоимость буллинга и харассмента для экономики составляет около $14,8 млрд в год.

Влияет ли пол на буллинг?

Результаты опроса под названием WBI U.S. Workplace Bullying, проведенного в 2007 году, показали, что 32% всех случаев буллинга - это воздействие мужчины на мужчину, 29% - женщины на женщину, 28% - мужчин на женщину, 11% - женщин на мужчин.

Согласно опросу 2007 года от Sogby for WBI, среди американцев - мужчин и женщин, которые были свидетелями буллинга, 44% заявляют, что работодатели не сделали ничего, когда произошел инцидент.

Как можно предотвратить буллинг?

1. Разработать четкие стратегии для предотвращения буллинга.

Чтобы предотвратить или прекратить буллинг на рабочем месте, организации должны иметь четко выстроенную политику относительно этого явления. Политика должна касаться как менеджмента, так и сотрудников, клиентов, независимых подрядчиков - всех, кто имеет отношения с компанией.

2. С тремиться к созданию здоровых и безопасных условий труда .

Это обязательство включает в себя предоставление всесторонней подготовки, чтобы помочь всем сотрудникам выявлять и решать проблемы буллинга. Сотрудник, становясь свидетелем буллинга, должен сообщать о нем, документировать случай. Агрессивному сотруднику необходимо четко объяснять, что его поведение недопустимо в организации.

3. Обеспечивать поддержку и ресурсы.

Организации должны предоставлять необходимые ресурсы, в частности, консультантов в рамках программы помощи сотрудникам компании.

4. Предотвращать буллинг до того, как он проявляется.

Компаниям следует тщательнее просеивать кандидатов с помощью поведенческих интервью - чтобы определить поведение или отношения, которые лежат в основе буллинга и расходятся с корпоративными ценностями. Им также нужно проверять и аналзировать все предыдущие истории буллинга.

Перевод: Степан Добродумов

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены