Актуальные вопросы синтаксиса современного русского языка. Цель преподавания дисциплины. Основные понятия синтаксиса

В каждом языке есть множество слов, но без правильного оформления они мало что значат. Слово - это всего лишь Особенно богат ими русский язык. Синтаксис родного языка - главный помощник в оформлении грамматической связи слов в предложениях и словосочетаниях. Знание основных правил этой части лингвистики помогает людям строить как письменную, так и устную речь.

Понятие

Синтаксис в русском языке - это особо важный раздел, изучающий конструкцию предложений и словосочетаний и, кроме этого, соотношение в них частей речи. Данный отдел языкознания является частью грамматики и неотступно связан с морфологией.

Лингвисты выделяют несколько видов синтаксиса:

  1. Коммуникативный. Показывает соотношение сочетаний слов в предложении, исследует разные способы членения предложений, рассматривает типологию высказываний и так далее.
  2. Статический. Рассматривает отдельные и предложений, не связанных между собой. Объект исследования данного вида раздела грамматики - синтаксические нормы соотношений частей речи в предложении или словосочетании.
  3. Синтаксис текста. Исследует простые и построения сочетаний Его цель - лингвистический анализ текста.

Все перечисленные виды изучает современный русский язык. Синтаксис подробно рассматривает следующие единицы лингвистики: предложение, словосочетание, текст.

Словосочетание

Словосочетание является минимальной синтаксической единицей. Это несколько слов, соединенных между собой смысловой, грамматической и интонационной нагрузкой. В данной единице одно слово будет главным, а другие - зависимыми. К зависимым словам можно задать вопрос от главного.

В словосочетаниях встречается три типа связи:

  1. Примыкание (лежать дрожа, петь красиво ).
  2. Согласование (о грустном рассказе, красивое платье ).
  3. Управление (читать книгу, ненависть к врагу ).

Морфологические свойства главного слова - основная классификация словосочетаний, которую предлагает русский язык. Синтаксис в данном случае делит словосочетания на:

  • наречные (незадолго до концерта) ;
  • именные (деревья в лесу) ;
  • глагольные (читать книгу) .

Простые предложения

Очень разнообразен русский язык. Синтаксис как особый раздел имеет главную единицу - простое предложение.

Предложение называется простым, если оно имеет одну грамматическую основу и состоит из одного или нескольких слов, выражающих завершенную мысль.

Простое предложение может быть односоставным или двусоставным. Этот факт выявляет грамматическая основа. Односоставное предложение представлено одним из главных членов предложения. Двусоставное, соответственно, подлежащим и сказуемым. Если предложение односоставное, то оно может делиться на:

  1. Определенно-личное. (Желаю тебе любви!)
  2. Неопределенно-личное. (Утром принесли цветы.)
  3. Обобщенно-личное. (С ними каши не сварить.)
  4. Безличное. (Вечереет!)
  5. Назывное. (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)

Двусоставное может быть:

  1. Распространенным или нераспространенным. За эту характеристику в ответе второстепенные члены предложения. Если их нет, то (Птицы поют .) Если есть - распространенное (Кошкам нравится резкий аромат валерианы .)
  2. Полным или неполным. Полными называют предложения, где присутствуют все члены предложения. (Солнце клонилось к горизонту .) Неполными - где пропущена хотя бы одна синтаксическая единица. В основе своей они характерны для устной речи, где смысл нельзя понять без предыдущих высказываний. (Кушать будешь? - Буду!)
  3. Осложненным. Простое предложение может быть осложнено обособленными и второстепенными членами, однородными конструкциями, вводными словами, обращениями. (Зимой в нашем городе, особенно в феврале, бывает очень холодно.)

Сложные предложения

Сложными называют предложения, построенные из нескольких грамматических основ.

Русский язык, синтаксис которого трудно представить без сложных предложений, предлагает несколько их видов:

  1. Сложносочиненное. Части такого предложения связаны сочинительными союзами и сочинительной связью. Такая связь придает простым предложениям в составе сложного некоторую самостоятельность. (Родители уехали отдыхать, а дети остались с бабушкой.)
  2. Сложноподчиненное. Части предложения связаны подчинительными союзами и подчинительной связью. Здесь одно простое предложение - придаточное, а другое - главное. (Она сказала, что придет домой поздно.)
  3. Бессоюзное. Части такого предложения связаны по смыслу, порядком расположения и интонацией. (Он пошел в кино, она - домой.)
Определение (синтаксис) У этого термина существуют и другие значения, см. Определение.

Определе́ние (или атрибу́т ) - в синтаксисе русского языка второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета. Обычно выражено прилагательным или причастием. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?», «который?». При разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

Классификация

Определения могут связываться с существительными способом согласования (согласованные определения ) и способами управления и примыкания (несогласованные определения ).

Согласованные определения

Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями.

  • «Большие деревья растут возле отцовского домика»
  • «В нашем классе нет отстающих учеников»
  • «Он решает эту задачу второй час»

В современном русском языке согласованное определение в предложении чаще всего предшествует определяемому имени (см. вышеприведённые примеры). Обратный порядок (согласованное определение следует за определяемым именем) допусти́м, но употребляется, как правило, в специальных случаях:

  • в традиционно сложившихся именах собственных и специальных терминах: «Петропавловск-Камчатский », «Иван Великий », «имя существительное », «вереск обыкновенный »;
  • в стихотворных произведениях, на порядок слов которых оказывают влияние требования формы (размер, рифма и т. п.):

Барон в обители печальной
Доволен, впрочем, был судьбой,
Пасто́ра лестью погребальной ,
Гербом гробницы феодальной
И эпитафией плохой .

А. С. Пушкин. Послание Дельвигу

Несогласованные определения

Не согласуются с определяемым словом и выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом, придаточным предложением.

  • «Шумели листья берёзы »
  • «Ему нравились вечера в доме бабушки »
  • «Выбери ткань с рисунком повеселее »
  • «На завтрак дали яйца всмятку »
  • «Их объединило желание увидеться »
  • «Дом, в котором я живу »

В русском языке несогласованные определения в предложении почти всегда следуют за определяемым именем, исключения встречаются только в стихотворных произведениях:

Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Си́нтаксис (от др.-греч. σύνταξις - «построение, порядок, составление») - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

Синтаксис включает в себя:

  1. связь слов в словосочетаниях и предложениях;
  2. рассмотрение видов синтаксической связи;
  3. определение типов словосочетаний и предложений;
  4. определение значения словосочетаний и предложений;
  5. соединение простых предложений в сложные.

Синтаксис статический

Объектом изучения статического синтаксиса являются структуры, которые не связаны с контекстом и ситуацией речи: предложение (как предикативная единица) и словосочетание (непредикативная единица).

Синтаксис коммуникативный

Объектом изучения которого являются такие проблемы, как актуальное и синтагматическое членение предложения, функционирование словосочетаний в предложении, коммуникативная парадигма предложений, типология высказывания и тд.

Синтаксис текста

Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого. Изучение этих явлений имеет большое значение для лингвостилистического и психолингвистического анализа текста.Это его функциональная зависимость.

Синтаксис функциональный

Вид синтаксиса, использующий в карамматическая единица.

Данная статья посвящена такому разделу грамматики, как синтаксис. Что изучает он? Ответим на данный вопрос.

Определение

Синтаксис изучает правила, средства и способы соединения слов, словоформ и предикативных единиц, а также полученные в результате единицы. Законы их построения не могут быть поняты и истолкованы в отрыве от понятий синтаксической связи и синтаксических отношений. Поэтому они являются базовыми, фундаментальными понятиями раздела "синтаксис", что изучает эти и другие явления.

Синтаксические единицы

Данные единицы возникают и существуют в языке для обозначения синтаксических отношений - самых общих типизированных значений, выражаемых средствами языка и предназначенных для конструирования вещественной информации. Введем еще одно определение из раздела "синтаксис". Что изучает он еще?

Синтаксические связи

Это способы соединения синтаксических единиц средствами языка для выражения определенных смысловых отношений.

Существуют два традиционно противопоставляемых типа такой связи: сочинение и подчинение. Кроме них, выделяются координация и аппозиция, а внутри подчинительной связи - дуплексив.

Координация возникает между подлежащим и сказуемым в структуре предложения. Ее отличие от подчинительной связи (согласования) можно довольно четко определить:

  1. Согласование - подчинительная связь, наличие главного и зависимого компонентов. Координация - соотнесение, взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.
  2. Согласование идет по всей парадигме главного слова. Координация - соотнесение отдельных форм подлежащего и сказуемого (только И. п. и спрягаемая форма глагола).
  3. При согласовании образуется словосочетание, при координации - предложение.
  4. При согласовании зависимый компонент выполняет синтаксическую функцию определения. При координации синтаксические функции главных членов предложения - подлежащее и сказуемое.

При аппозитивной связи невозможно четко определить, как при подчинении, главное и зависимое слово. Форма приложения не согласуется, то есть не уподобляется форме определяемого, а совпадение рода и числа, когда оно наблюдается, объясняется не грамматическими свойствами последнего, а номинациями реалий. Одинаковый падеж объясняется синтаксическим параллелизмом форм, так как они управляются одним и тем же глаголом-сказуемым: река-красавица, злодейка-западня, но газета "Известия", журнал "За рулем" и др.

Дуплексив - это двойное подчинение, которое возникает только в структуре предложений: "Он выглядел утомленным". Эту связь часто использует русский синтаксис, что изучает подобные явления. Словоформа "утомленным" принимает форму рода и числа определяемого слова, а выбор падежа зависит от глагола.

Синтаксические отношения

При всех видах синтаксической связи между компонентами синтаксических единиц и ими самими возникают синтаксические отношения. Основной методический прием их обнаружения - система логических вопросов.

Синтаксические отношения - это также то, что изучают в синтаксисе. Они бывают определительные, объектные и восполняющие. Объектные передают отношения между состоянием или действием и предметом, на который оно направлено: "писать письмо". Определительные возникают, когда предмет, действие, явление, признак, состояние характеризуется со стороны внутреннего или внешнего качества, свойства, а также получают разные обстоятельственные характеристики: "веселый молочник", "домик в саду". Восполняющие отношения имеют место, когда некоторое зависимое слово содержательно восполняет главное: "поступить благородно", "килограмм хлеба", "дни поздней осени". Вот что изучает наука синтаксис.

Что такое синтаксис? что изучает? и чему учит?

Эдуард

1. Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
учение о словосочетании,

2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи) . Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

Кристиша

Раздел грамматики и семиотики, в состав которого входят вопросы о строе связной речи (знаковых структурах) и который включает в себя две основные части:
учение о словосочетании,
учение о предложении (правильно построенном высказывании) . Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.
Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи).

Елена соколовская

Синтаксис - .от греч. "составление". С. - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учениео предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т. е. слово в определнной форме) , словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Simply the best

в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению
В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка.
Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко - новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи - образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.
Энциклопедия «Кругосвет»

Эльдар земляной

Си́нтаксис (от др. -греч. σύνταξις - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий построение связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

В синтаксисе решаются следующие основные вопросы:

1.соединение слов в словосочетаниях и предложениях;
2.рассмотрение видов синтаксической связи;
3.определение типов словосочетаний и предложений;
4.определение значения словосочетаний и предложений;
5.соединение простых предложений в сложные.

Учебник, ориентированный на активное усвоение материала современным студентом, представляет собой комплексное освещение традиционных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической теории. Описание синтаксических единиц дано в динамике их развития: сопровождается экскурсами в историю становления в русском языке и описанием новых синтаксических явлений. Изложенный материал обобщается в таблицах, поиск необходимой информации обеспечивается терминологическим указателем.


Содержание
Предисловие.
Введение.
§ 1. Синтаксис как наука (история и современность).
§ 2. Место синтаксиса в системе языка.
§ 3. Общая сравнительная характеристика единиц синтаксиса.
§ 4. Синтаксис - система связей и отношений.
§ 5. Аспекты изучения синтаксиса.2
Словосочетание
§ 1. Понятие словосочетания.
§ 2. Аспекты характеристики словосочетания.
§ 3. Синтаксические отношения в словосочетании.
§ 4. Синтаксические связи в словосочетании.
§ 5. Синтаксические связи в предложении сравнительно со связями в словосочетании.

Простое предложение

Глава 1. Предложение: основные понятия.
§ 1. Определение понятия «предложение».
§ 2. Понятие «предикативность».
§ 3. Традиционные аспекты классификации простого предложения.
Глава 2. Описание структуры простого предложения в русском синтаксисе XIX-XX вв.
1. Двусоставные предложения.
§ 1. Понятия «член предложения» и «членимость предложения».
§ 2. Главные члены предложения.
§ 3. Второстепенные члены предложения.
2. Односоставные предложения.
§ 1. Спрягаемо-глагольные предложения.
§ 2. Безличные предложения.
§ 3. Инфинитивные предложения.
§ 4. Именные односоставные предложения.
§ 5. Различные точки зрения на односоставные предложения
3. Неполные и эллиптические предложения.
§ 1. Понятие «неполное предложение».
§ 2. Из истории изучения неполных предложений.
§ 3. Эллиптические предложения.
§ 4. Неполные предложения в синтаксической концепции Н.Ю.Шведовой.
§ 5. Неполные предложения в синтаксической концепции Г.А. Золотовой.
4. Осложнение простого предложения.
§ 1. Понятие «осложненное предложение».
§ 2. Синтагматически связанные виды осложнения простого предложения.
§ 3. Синтагматически не связанные виды осложнения простого предложения.
5. Структура простого предложения в концепции Н.Ю.Шведовой
(«Русская грамматика»).
§ 1. Понятие «структурная схема предложения». Компоненты структурной схемы.
§ 2. Парадигма предложения как система его форм.
§ 3. Регулярные реализации простого предложения.
§ 4. Распространение предложения.
Глава 3. Семантическая организация простого предложения.
§ 1. Синтаксическая семантика предложения в «Русской грамматике» 1980 г.
§ 2. Описание семантики предложения с опорой на понятие пропозиции.
§ 3. Логико-синтаксические типы предложения в концепции
Н. Д.Арутюновой.
§ 4. Синтаксическая семантика в концепции Г.А. Золотовой.
§ 5. Теория функционального синтаксиса А. Мустайоки.
Глава 4. Коммуникативная организация простого предложения
§ 1. Актуальное членение предложения.
§ 2. Средства выражения актуального членения предложения.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Глава 1. Синтаксис сложного предложения. Общие вопросы.
§ 1. Понятие «сложное предложение». Синтаксический статус сложного предложения.
§ 2. Сложное предложение в кругу других синтаксических единиц
§ 3. Средства связи между частями сложного предложения.
§ 4. Сочинительные и подчинительные отношения в сложном
Предложении.
Глава 2. Сложносочиненное предложение.
§ 1. Место сложносочиненного предложения в системе сложных предложений.
§ 2. Классификации сложносочиненных предложений.
Глава 3. Сложноподчиненное предложение.
§ 1. Определение понятия.
§ 2. История изучения и классификации сложноподчиненного предложения.
§ 3. Классификация сложноподчиненного предложения.
Глава 4. Сложное бессоюзное предложение.
§ 1. Понятие «сложное бессоюзное предложение» и объем синтаксических явлений, подводимых под это понятие.
§ 2. История изучения и классификации бессоюзного сложного предложения.
§ 3. Классификация бессоюзных предложений.
Глава 5. Сложные многочленные предложения.
Сложное синтаксическое ЦЕЛОЕ (ССЦ) И ТЕКСТ
§ 1. Реализация предложения в тексте.
§ 2. Определение понятия «сложное синтаксическое целое».
§ 3. Синтаксическое описание текста. Признаки текста.
§ 4. Текстовые категории. Изменения в синтаксическом строе
§ 1. Различное понимание новых синтаксических изменений в литературном языке.
§ 2. Синтаксические типы прозы.
§ 3. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей.
§ 4. Изменения в области предложения.
§ 5. Новейшие изменения в синтаксическом строе предложений современной художественной прозы.
Основные сведения о русской пунктуации
§ 1. Понятие пунктуации. Принципы русской пунктуации.
§ 2. Функции знаков препинания.
Литература.
Терминологический указатель.


Предисловие
.
Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной науке на рубеже XX-XXI вв., требует глубокого осмысления. Современный студент-филолог, изучающий различные научные концепции, должен быть хорошо теоретически подготовлен.

При создании данного пособия авторы исходили из следующего: во-первых, для эффективного преподавания синтаксиса в современной ВУЗовской аудитории требуется учебник, позволяющий студентам активно усвоить лекционный материал и извлечь дополнительную информацию; во-вторых, в учебнике необходимо отразить традиционное описание синтаксических единиц и дискуссионные вопросы (теория словосочетания, типология простого и сложного предложения, синтаксис текста), которые во многих учебных пособиях даны односторонне (например, только структурный или семантический аспекты), что позволит студенту выработать навыки многостороннего анализа синтаксических единиц.

Данный учебник ориентирован, во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных вопросов синтаксической теории; во-вторых, на включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса, что определяет включение раздела, посвященного новым синтаксическим явлениям (автор проф. Г.Н.Акимова).

Информация, изложенная в разделах учебника «Введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное синтаксическое целое и текст», «Изменения в синтаксическом строе», «Основные сведения о русской пунктуации», обобщена в таблицах, «Терминологический указатель» облегчает поиск необходимой информации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу - Синтаксис современного русского языка, Акимова Г.Н., Вяткина С.В., 2009. - Яндекс Народ Диск.

Речь – главное средство в общении людей. Она близка к сознанию и мышлению человека. Свои мысли мы выражаем в словах и предложениях, используя язык, которому нас научили родители в далёком детстве. Язык играет важную роль и в дальнейшей жизни человека. Благодаря ему в словосочетаниях и словах закрепляются все знания, получаемые в процессе жизни, так как мы не перестаём излагать их, руководствуясь своим мнением или отношением в беседах на работе или в дружной компании. «Синтаксис» в данном случае выступает основным помощником в построении русской речи, помогая правильно формировать словосочетания.

Синтаксис как раздел науки о языке

Раздел языкознания, который носит название «синтаксис» основан на изучении словосочетаний и предложений как в русском языке, так и в области литературы.

Синтаксис изучает синтаксический строй поставленной речи и языка , т. е. предложения, словосочетания, их построение, способы включения словосочетаний в состав предложения, закрепление построений в тексте, а также объединение и формирование слов в сложных предложениях и т. п. О том, что изучает синтаксис и его определение более точно описано в википедии.

Синтаксис. Википедия. Определение

Си́нтаксис (в переводе с древнегреческого языка «σύν-ταξις» – «составление») – это раздел лингвистики, изучающий построение и функциональное взаимодействие разных частей речи в текстовых предложениях, коротких словосочетаниях и прочих единицах языковой речи . В грамматике считается составной частью. Исследуемые разного рода вопросы синтаксического характера затрагивают область изучения такой науки, как морфология .

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий предложение и словосочетание, основными подразделами которого являются синтаксис предложения и словосочетания.

Словосочетание – это единица синтаксиса, представляющая собой сочетание двух или более двух самостоятельных слов, которые связаны друг с другом грамматически и по смыслу. В состав словосочетания входят главное слово и зависимые слова.

Предложение – основная единица синтаксиса и языка; одно или несколько слов, в которых заключаются вопрос, сообщение или побуждение (совет, просьба, приказ) ; характеризуется смысловой законченностью (т. е. представляет высказывание) и интонацией; включает в себя грамматическую основу, в состав которой входят главные члены, а именно подлежащее и сказуемое, или один из них.

Разделы синтаксиса

  • синтаксис словосочетания;
  • синтаксис простого предложения;
  • синтаксис сложного предложения;
  • синтаксис текста.

Существует разница между предложением и словосочетанием, которую необходимо определять и не смешивать эти единицы в одно целое, так как они разного уровня, несмотря на то, что наличие необходимости их изучения одной лингвистической дисциплиной воссоединяет их. Это необходимо для создания различных синтаксических конструкций (т. е. изначально происходит соединение слов в словосочетаниях, а затем уже из словосочетаний складываются предложения).

Предложение в данном случае выступает более сильной и усовершенствованной синтаксической конструкцией. Оно организовано иначе: в отличие от словосочетания содержит грамматическую основу. Простые предложения состоят из одной грамматической основы, а более сложные из нескольких.

Отличительные примеры:

  • «лежать на печи» (словосочетание);
  • «Емеля спал на печи» (простое с одной грамматической основой: «Емеля» (подлежащее) «спал» (сказуемое));
  • «Пока Емеля спал на печи, ведра сходили за водой» (сложное с двумя грамматическими основами: 1) «Емеля спал» ; 2) «ведра сходили») .

Основные понятия синтаксиса

Кроме основных синтаксических единиц, в этой роли также выступают сложное синтаксическое целое и текст. В составе всех синтаксических единиц слова используются в словоформе (форме слова) и в совокупности образуют так называемую «морфологическую парадигму» (к примеру, «К дому Петровы подъехали на новой машине» , в данном случае выделяется семь слов на пять словоформ, а предлог – это элемент формы слова и включён в состав членов предложения).

Словоформа и синтаксема

Словоформа в составе предложения или словосочетания является структурно-смысловым компонентом синтаксемы (синтаксической единицы).

Синтаксема – единица, представляющая собой морфологическую форму слова и обладающая отличительной синтаксической семантикой (например, «в саду у реки» (использована семантика местоположения) или «до неузнаваемости», «до изнеможения» (использована семантика значения следствия и степени).

Синтаксическая связь

Между синтаксическими единицами существуют синтаксические связи или синтаксические отношения, которые являются основными признаками синтаксических построений.

Синтаксическая связь – это выражение взаимосвязи основных элементов в присущих им синтаксических единствах. К основным видам синтаксической связи относятся подчинение и сочинение.

При сочинении способны объединяться равноправные синтаксические компоненты , а при подчинении – неравноправные, при этом один из компонентов выступает главным, а другой зависимым.

Сочинительная связь способствует соединению однородных членов и частично сложносочинённых, а подчинительная – словоформ и словосочетаний, а также частично в сложноподчинённых предложениях.

Сочинительная связь может быть открытой, т. е. объединять количество слов (например, «Сергея, Саши и Вани вчера не было в школе» ), и закрытой, когда она объединяет не более двух слов , находящихся в отношениях соединения или противопоставления, но не перечисления (например, «Мне было грустно, и я пошёл прогуляться») .

Синтаксические отношения существуют двух видов: предикативные и непредикативные. Предикативные влияют на грамматическую основу; непредикативные способны возникать между слов в любых построениях.

Роль синтаксиса в современном русском языке

Впервые о синтаксисе заговорил А.А. Шахматов в начале XX века. Он первый выступил с докладом, который представил на рассмотрение, а в 1914 году издал первый учебник относительно этой науке, который закрепился в русской литературе.

А.А. Шахматов считал синтаксис высшим уровнем языковой системы, объясняя, что его единицы широко выступают в процессе общения и способствуют соотношению сообщаемой информации с действительностью, а также подмечал полный набор синтаксических единиц.

Сегодня сложно разделить морфологию и синтаксис. Вспомним, морфология основана на изучении форм и значении слов, а синтаксис изучает построение предложений и сочетаемость слов и словосочетаний. Очень часто встречаются смысловые и грамматические ошибки как в речи, так и в текстах, в построении словосочетаний (к примеру, «ужасная красота» или «красивый девочка» ). Переходным элементом в данном случае от лексико-морфологического значения к синтаксическому является синтаксис словосочетаний, при помощи которого отдельные слова структурируются в предложения.

Предложение по своей особенности имеет интонационную завершённость и законченный смысл, а словосочетание определяет действие, предмет или явление, на основании чего именно предложение воспроизводит мысли, эмоции и желания. При этом предложение считается минимальной единицей общения , так как свойства слов проявляются не всегда только в нём, как в элементе коммуникации, но иногда и в словосочетаниях, как в грамматическом и смысловом их объединении.

Синтаксис, кроме строения предложений, изучает и грамматические свойства, а также типы и словосочетания как наименьшее объединение слов, связанное грамматически. Учитывая это, можно выделить в нём синтаксис словосочетания и предложения. Таким образом, сформированные предложения объединяются по смыслу в один текст. Главным признаком текста, в свою очередь, будет считаться смысловое единство (основная тема).


Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка

Учебник
В15
Валгина Н.С.
Синтаксис современного русского языка: Учебник

М.: Агар, 2000. 416 с. 10000 экз.

Учебник содержит программный материал по всем разделам курса синтаксиса современного русского языка: словосочетанию; простому и сложному предложению ; сложному синтаксическому целому (межфразовому единству) и абзацу.
Даны оценки синтаксических единиц с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей. Рассмотрены грамматическое строение синтаксических единиц, их значение и функции в речи, а также практика употребления. Последовательно проведен принцип семантико-структурного описания словосочетаний и предложений и условий их функционирования.
Определены принципы русской пунктуации и основные функции знаков препинания с учетом современной практики печати.

ISBN 5-89218-113-8
© Н.С. Валгина, 2000

© Издательство «Агар», 2000

Предисловие

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Предложение и его признаки

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2. Краткая история вопроса

3. Словосочетание и его отношения к слову и предложению

4. Количественно-структурные типы словосочетаний

5. Лексико-грамматические типы словосочетаний

5.1. Глагольные словосочетания

5.2. Именные словосочетания

5.3. Наречные словосочетания

6. Словосочетания свободные и несвободные

7. Синтаксические отношения между компонентами словосочетания

8. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и в предложении

9. Виды синтаксической связи в словосочетании

10. Виды синтаксической связи в предложении

11. Компоненты словосочетания и члены предложения

ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

12. Общие сведения

13. Предложения реальной и ирреальной модальности. предложения утвердительные и отрицательные

14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

15. Восклицательные предложения

16. Распространенные и нераспространенные предложения

17. Двусоставные и односоставные предложения

18. Полные и неполные предложения

19. Простые и сложные предложения

СТРОЕНИЕ ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

20. Главные члены двусоставного предложения

21. Второстепенные члены предложения, их синтаксические функции

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

22. Выражение подлежащего различными частями речи

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

24. Общий принцип классификации сказуемых

25. Простое глагольное сказуемое

26. Осложненное глагольное сказуемое

27. Составное глагольное сказуемое

28. Именное сказуемое и виды связок в нем

29. Именная часть сказуемого

30. Смешанное сказуемое

31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием

32. Грамматическая координация форм подлежащего и сказуемого

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

33. Краткая история вопроса

34. Морфологизованные и неморфологизованные второстепенные члены предложения

35. Определения согласованные и несогласованные

36. Приложение

37. Способы выражения дополнений

38. Виды дополнений и их значения

39. Дополнения в действительных и страдательных оборотах

40. Способы выражения обстоятельств

41. Виды обстоятельств по значению

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

42. Порядок слов и его роль в организации речи

43. Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст

44. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый

45. Грамматическая значимость порядка слов

46. Порядок расположения членов предложения

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

47. Общие сведения об односоставных предложениях

48. К истории вопроса об односоставных предложениях

49. Определенно-личные предложения

50. Неопределенно-личные предложения

51. Обобщенно-личные предложения

52. Безличные предложения

53. Инфинитивные предложения

54. Номинативные предложения

55.1. Именительный падеж в роли простого наименования

55.2. Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения

55.3. Изолированно употребленные именительные падежи

56. Генитивные предложения

СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

57. Общие сведения

58. Типы слов-предложений

НЕПОЛНЫЕ И ЭЛЛИПТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

59. Общие сведения о неполных предложениях

60. Типы неполных предложений

61. Неполные предложения в диалогической речи

62. Эллиптические предложения

63. Стилистическая дифференциация неполных и эллиптических предложений

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

64. Понятие о синтаксической однородности и однородных членах предложения

65. Однородные главные члены предложения

66. Форма сказуемого в предложениях с однородными подлежащими

67. Однородные второстепенные члены предложения

68. Однородные и неоднородные согласованные определения

69. Форма определяемого слова при нескольких определениях, соединенных союзами

70. Союзы при однородных членах предложения

71. Предлоги при однородных членах предложения

72. Обобщающие единицы при однородных членах предложения

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

73. Общие понятия

74. Из истории вопроса об обособленных членах предложения

75. Обособленные согласованные и несогласованные определения

76. Обособленные приложения

77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

78. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями

79. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

80. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

81. Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

82. Общие сведения

83. Вводные слова и сочетания слов

84. Вводные предложения

85. Вставные конструкции

ОБРАЩЕНИЕ

86. Понятие об обращении

87. Способы выражения обращений

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

88. Краткая история вопроса

89. Сущность присоединения

90. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

90.1. Союзные присоединительные конструкции

90.2. Бессоюзные присоединительные конструкции

91. Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

92. Понятие о сложном предложении

93. Общая классификация сложных предложений

94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

95. Структура сложносочиненных предложений

96. Типы сложносочиненных предложений

97. Предложения с соединительными союзами

98. Предложения с противительными союзами

99. Предложения с разделительными союзами

100. Предложения с градационными союзами

101. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

102. Общие сведения

103. Краткая история вопроса

104. Сложноподчиненные предложения с присловной и неприсловной зависимостью придаточной

105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

106. Семантико-структурные типы сложноподчиненных предложений

107. Сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью

107.1. Присубстантивно-определительные предложения

107.2. Приместоименно-определительные предложения

108. Сложноподчиненные предложения с изъяснительной придаточной частью

108.2. Изъяснительные придаточные с относительным подчинением

108.3. Употребление соотносительных слов при изъяснительных придаточных

109. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

109.1. Сложные предложения с отношением одновременности

109.2. Сложные предложения с отношением разновременности

110. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места

111. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

112. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью образа действия, меры и степени

113. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью сравнительной

114. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

115. Сложноподчиненные приложения с придаточной частью уступительной

116. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия

117. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной

119. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями

120. Сложноподчиненные предложения с пояснительными отношениями между частями

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

121. Общие сведения

122. Виды бессоюзных сложных предложений

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ИЗ ДВУХ ПРЕДИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦ

123. Общие сведения

124. Многочленные сложные предложения

124.1. Предложения с сочинительной связью

124.2. Предложения с подчинительной связью

124.3. Предложения с бессоюзной связью

125. Сложные синтаксические конструкции

126. Контаминированные типы сложных синтаксических конструкций

127. Период

СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ

128. Общие сведения

129. Структурные особенности сложных синтаксических целых

130. Общие сведения

131. Абзац и сложное синтаксическое целое

132. Абзац в диалогической и монологической речи

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

133. Понятие о чужой речи и способах ее передачи

135. Косвенная речь

136. Несобственно-прямая речь

138. Три принципа русской пунктуации

139. Основные функции знаков препинания

140. Особенности пунктуации, связанные с функциональным назначением текста

142. Историческая изменяемость пунктуации

СИНТАКСИС И ЕГО ПРЕДМЕТ. ОСНОВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.
Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.
Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.
Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц , т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.
Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...
Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.
Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования , например: очень плодотворно, весьма приятно.
Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста, который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.