Правописание ь знака в глаголах 2 лица. Ленивая минутка.(дети стоят у парт). Правописание –тся, -ться в глаголах

«Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)

Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.

Ход урока.

I . Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

Разминка-установка.

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

II Актуализация знаний.

Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

- Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

Приведите примеры.

- Уголь, соль, коньки и т. д.

Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

- Разделительный мягкий знак.

Примеры?

- Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед

е, ё, ю, я, и.

- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.

Тишь

Дочь

рожь

Беречь

Стеречь

Жечь

- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

- Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

- В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .

Таблица «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

    • Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III . Постановка темы и целей урока.

Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».

Какие цели урока? ( закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?

- Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.

    1. Формирование умений и навыков

-На доске задание: нужно поставить глаголы во второе лицо, ед. ч.

несу веду

бью звоню

грызу вить

сплю ждать

сижу говорю

гудеть запираю

После шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.

- Здесь ь является грамматическим показателем.

-В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..

V . Физкультминутка.

Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.

VI . Работа с учебником. Выполнение упр.691

IX. Игра «Найди ошибки»

    Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?

    Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится - будеш с сумой волочится.

X . Взаимопроверка.

XI . Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

XII . Итог урока .

Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?

XIII . Рефлексия

XIV . Выставление оценок. Домашнее задание стр.130 (правило), упр. 693 (на оценку с объяснениями)

Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь - пишешь , стучишь.

Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: Читаешь - н.в., 2л., ед.ч., рисуешь , танцуешь , гуляешь.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

1. поставить глагол в начальную форму;

2. определить спряжение глагола;

3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании);

4. определить окончание данного глагола.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Глаголы в неопределённой форме

I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений :

Слышать, видеть иобидеть,

Гнать, держать иненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

Изависеть и терпеть.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: Строим – строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим , купим.

Запятая в предложении с однородными членами.

Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

Делай так: Мальчики смеялись , веселились и кувыркались .


Запятая в сложном предложении.

Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

Делай так: Дедушка с утра на работу ходил , внучка в избе прибирала.

Правописание –тся, -ться в глаголах.

Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает ? трясётся ; что сделает ? разбежится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать ? прятаться ; что сделать ? радоваться.

В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь , стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает ?) торопит ся;

перестань торопит…ся – перестань (что делать ?)торопить ся

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях

Существительных.

Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

Делай так: овцо й красавице й

кольцо м туче й

ножо м крыше й

плющо м товарище м

коржо м стороже м

Правописание Ы или И после Ц.

Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

· в окончаниях и суффиксах: Синицы н, щипцы ;

· в корнях слов – исключений: цы ган, цы почки, цы ц, цы кнул, цы плёнок.

Тема: «Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»

Цель:

*познакомить с новой орфограммой: написание глаголов 2 лица единственного числа , после шипящей;

*закрепить умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение определения спряжения глаголов; умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов ; знания о глаголах – исключениях.

*Развивать мыслительные операции; психические процессы (внимание, восприятие, память);орфографическую зоркость; связную устную и письменную речь.

*Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование : две фишки: одна синяя « я знаю», другая красная «я умею», презентация.
Ход урока:

- Итак: вы знаете или умеете?(дети поднимают две фишки)

Что объединяет все эти слова?(оканчиваются на шипящую)
– А какую букву нужно вставить в слове готовишь?

В работе ребят возникли 3точки зрения.

Кто прав?

Почему ребята сделали ошибку? (потому что мы не знаем такой орфограммы)

На какой вопрос нам предстоит ответить.?(КАК писать глаголы с шипящей на конце)
5. Открытие нового знания.
а) побуждающий диалог.
- Давайте посмотрим на это слово.

Чем это слово отличается от остальных? (это глагол , появляется запись: глагол)

Это глагол какого лица?(появляется запись: 2 лицо)

Числа? (появляется запись: единственное число)

Оканчивается на какую согласную?(появляется запись: после шипящей)

Так надо писать мягкий знак?

ГЛАГОЛ
2 лицо

Единственное число

После шипящей

Откройте учебник и прочитайте правило на стр.86.

Как будет называться наша новая орфограмма?

(правописание глаголов 2 лица, единственного числа, после шипящей.)

- Итак: это вы знаете или умеете?(несколько человек подняли только синюю фишку)

А теперь посмотрите на доску и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

Итак мы с вами будем учиться писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей.

6. Ленивая минутка.(дети стоят у парт)

Я буду называть слова, если услышите глагол 2 л.ед.ч. топните ножкой.(нож, ложь, смотришь. Говоришь, меч, читаешь, играешь и т.д.)

7. Первичное закрепление.

Б)самопроверка по эталону(работа в группах)

Прочитайте отрывок из произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Найдите глаголы-исключения в тексте, поставь их во 2 лицо единственное число. (пишем)

Вот и слышит будто стон…
- Проверьте по эталону, если верно поставьте плюс над словом.

Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…

Держишь
- Поднимите руки, кто справился верно.

Как надо писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящих?

- И так: вы знаете или умеете?(один ученик поднял синюю фишку, а другие обе)

А) комментированное письмо

Давайте нашу новую орфограмму отработаем на практике.

Выполним упражнение 278.

Прочитайте задание.

Посмотрите на образец.

(Выполняем упражнение комментировано по цепочке.)

Что поможет правильно писать глаголы 2 лица, единственного числа после шипящей?

- Итак: вы знаете или умеете писать глаголы 2 л. ед.ч.?(все подняли обе фишки)

8. Дифференцированная самостоятельная работа.

Сейчас каждый из вас поработает самостоятельно и покажет , как вы усвоили пройденный материал.
1 группа: На столах у вас лежат листочки. Прочитайте задание.


Задание: Спиши пословицы, вставь пропущенную буквы, обозначь орфограмму.
Не разгрызёш_ ореха, не съеш_ ядра.

У кого есть вопросы? Что не понятно.

Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы 2 лица, единственного числа. Обозначь орфограмму.

Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь , думаешь, запоминаешь.

Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».
б) Самопроверка. ия.

Какое настроение вы испытываете после выполненной работы на уроке?

Я за вас очень рада.

Итак: вы знаете или умеете?(дети подняли обе фишки)

Молодцы!

Вы научились писать слова 2 л.ед.ч.

11. Итог урока.

Чему мы сегодня научились?.(гл.2л.,ед.ч. пиши с ь)

Как же пишется глагол 2 лица, единственного числа после шипящей?

Сегодня вы были моими лучшими помощниками.

12. Домашнее задание.

Правило с.86.

Дата: 24.08.2013 Тема:

Сберечь, мочь, сжечь, извлечь, испечь, сечь, стеречь, достичь, лечь, беречься.

Щадишь, спешишь, трещишь, снарядишь, кроишь, стоишь, посвятишь, блеснешь, плеснешь, отдохнешь, отдаешь, сбежишь, рассечешь, расстегнешь.

Поддаешься, расшумишься, рассечешься, насладишься, защитишься.

Покоряешь, навещаешь, угощаешь, орошаешь, трепещешь, обижаешь, умоляешь, оттягиваешь, подтаскиваешь, сшибаешь, сделаешь, сдвинешь, сгораешь, сгрузишь, сбиваешь, сбросишь, чувствуешь, участвуешь, чествуешь, расширишь, исчерпаешь, исчезнешь, расстилаешь.

Отталкиваешься, сжимаешься, сжалишься, сдружишься, сдерживаешься, здороваешься, сгибаешься, волнуешься, рассчитываешься.

I. 1. Хлеб надо беречь как святыню. (Е. Буков.) 2. Я старался завлечь в свои игры Валека и Марусю. (Кор.) 3. Но знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? (П.) 4. У Мужика, большого эконома, хозяина зажиточного дома, собака нанялась и двор стеречь, и хлебы печь. (Кр.) 5. Мы приехали помочь крестьянам и приступили к делу по всем правилам борьбы с хищным зверем. (Пришв.) 6. Отряд стремился достичь перевала до наступления темноты. 7. Спички отсырели, и пришлось высечь огонь из кремня. 8. Усталый путник решил прилечь на опушке леса. 9. На кухне мать показала дочери, как зажигать газ, чтобы не обжечься.

II. 1. Россия нуждается в умных и честных людях, старайся быть таким, и ты будешь хозяином своей судьбы, полезным членом общества. (М Г.) 2. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А. Радищев) 3. Если хочешь ты найти друзей, собирайся с нами в путь скорей. (Хар.) 4. Без труда не вынешь рыбку из пруда. (Посл.) 5. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Пог.) 6. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. (Посл.) 7. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь… (Бун.)

III. 1. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури. (П.) 2. Заберешься, бывало, на дерево за блестящими лаковыми ягодками и ешь их горстями прямо с косточками. (Пришв.) 3. Сидишь в темноте на корточках, держишься за колено товарища, другие - за твои локти, за плечи… Ноги немеют, становишься на колено, и в продавленную ямку затекает вода. (В. Фоменко.) 4. Заберешься ь речку и идешь вдоль кручи тенистого берега, стараешься держаться против течения… Бывает, и повозишься, пока извлечешь добычу. (А. Шевченко.) 5. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Посл.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите: 1) глаголы с основой на шипящий; 2) краткие прилагательные с основой на шипящий; 3) существительные с шипящим на конце (с ь, без ь).

1. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье. (Л.) 2. - Очень, еж, ты хорош! Жаль, что в руки не возьмешь…- Не возьмешь? Ну и что ж! Без иголок я не еж! (Корч.) 3. Вид с Аламана был необыкновенно хорош и беспределен. (Алд.-Сем.) 4. Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь? Что игра ешь, что светлеешь, очарованный поток? (В. Жук.) 5. Ночной воздух был довольно свеж. (Г.) 6. Ключ от замка Герасим всегда носил с собой на пояске. (Т.) 7. Ночь стояла густая, мрачная. (Сераф.) 8. «Конечно,- Лошадь отвечала,- твоя правдива речь; однако же, когда б я не пахала, то нечего б тебе здесь было и стеречь». (Кр.) 9. Все рожь кругом, как степь живая. (П.)