Исторические деятели которые были современниками. XVII век – новый период русской истории: от смуты к реформам. Смута показала, что большинство населения


1) Юрий Долгорукий и хан Ахмат 2) Александр Невский и хан Батый

3) Чингисхан и Владимир Мономах 4) Андрей Боголюбский и Мамай


  1. Соотнесите название славянского союза племен и центрального города его земли:
2 балла

1

2

3

4

5

  1. Вставьте вместо пропусков: 2 балла
Хан _____________ не являлся потомком ________________________, поэтому, чтобы укрепиться на ханском престоле, он должен был восстановить прежнее господство Орды над Русью.

  1. Установите правильное соответствие: 2 балла

1

2

3

4

  1. Что такое «парсуны»? 1 балл
1) часть экипировки военных 2) портретные изображения в живописи

3) парусиновые мануфактуры 4) элементы храмовой архитектуры


  1. «Генеральный регламент», изданный в годы правления Петра I, вводил: 1 балл
1) коллегиальную систему органов центрального управления государством

2) генеральские звания в армии России

3) новую систему чинов в гражданской , придворной и военной службах

4) новый свод законов Российской империи.


_____________________________ - крестьяне, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур в соответствии с указом Петра I от 1721 года, считавшиеся собственностью предприятия;

  1. При Петре I в России открылись начальные школы нового типа: 1 балл
1) земские 2) цифирные 3) уездные училища 4) церковно-приходские

  1. Подчеркните, кто является лишним в ряду , кратко поясните ответ: 2 балла
И. Чика-Зарубин, Салават Юлаев, А. Бибиков, И. Белобородов - ________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Заполните пропуски в таблице «Судебная система России в правление Екатерины II»:

Сословие

Губерния

Уезд

Дворянство

Уездный суд

Горожане

Губернский магистрат

Городской магистрат

Государственные крестьяне

Верхняя судебная расправа

2 балла

Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин - ______________________________

_________________________________________________________________________


  1. Руководитель Первой Камчатской (1727-1730 гг.) и Второй Камчатской (1733-1743 гг.) экспедиций, в честь которого назван пролив между Азией и Северной Америкой 1 балл
1) Василий Прончищев 2) Семен Челюскин 3) Витус Беринг 4) Семен Дежнев

  1. Какое из названных событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже других:
1) Смоленское сражение 2) Совет в Филях 1 балл

3) Бородинское сражение 4) Тарутинский марш – маневр


  1. Определите последовательность осуществления этапов крестьянской реформы:
А) Составление уставных грамот помещиков с крестьянами 2 балла

Б) Предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав

В) Переход крестьян на выкуп Г) Переход крестьян на положение временнообязанных

Д) Заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами


1

2

3

4

5

  1. Прочитайте отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идет речь. 2 балла
«Граф имел обширную и непреклонную волю… Деятель он был неутомимый , и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же, он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»

Ответ ______________________________________________


  1. Соотнесите фамилию композитора с музыкальным произведением. 2 балла

1

2

3

4

  1. Какое морское сражение относится к событиям русско-японской войны1904-1905 г.?
1) Ютландский бой 2) Битва у острова Мидуэй 1 балл

3) Цусимское сражение 4) Синопский бой


  1. Представителями символизма в русской литературе были 1 балл

    1. А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, М.А. Волошин, О.Э. Мандельштам

    2. В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, З. Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский

    3. В.В. Хлебников, Н. Крученых, Д.Д, Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский

    4. Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов

  1. Какое из событий 1917 г. произошло раньше остальных? 1 балл

    1. Корниловский мятеж

    2. Отречение царя Николая II от престола

    3. Выступление В.И. Ленина с «Апрельскими тезисами»

    4. Принятие Декрета о мире

  1. Соотнесите фамилию министра Временного правительства с должностью , которую он занимал: 2 балла

1

2

3

4

  1. Впишите пропущенное слово: 2 балла
________________________________ - сдача государственной собственности по договору частным фирмам, в том числе и иностранным

  1. «Демократической контрреволюцией» называют период: 1 балл
1) существования правительства А. Колчака

2) образования региональных эсеровских правительств

3) между Октябрем 1917 года и разгоном Учредительного собрания

4) существования Временного правительства


  1. Вставьте вместо пропуска название статьи. 2 балла
2 марта 1930 года И.В. Сталин выступил в газете «Правда» со статьей, которая называлась «________________________________________________», где принуждение к вступлению в колхоз и раскулачивание середняков осуждались как «перегибы». Вина за это целиком возлагалась на местных работников.

  1. Заполните пропуски в схеме «Высшие органы управления СССР по Конституции 1936 г.» 2 балла

  1. Укажите принцип образования ряда: 2 балла
Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, В.М. Молотов - _________________________________

2. Задание с развернутым ответом , 11 класс, (9 баллов)

Сравните систему государственного управления (в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. и в 1906 - 1914 гг. укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий)

3. Задание на анализ источника, 11 класс

Перед вами 8 изображений.


  1. Подпишите каждое изображение (автор картины, название).

  2. Определите жанры. Сгруппируйте предложенные изображения в соответствие с жанрами живописи. Результаты оформите в таблицу.

1 2 3


4 5
6

7 8


Жанры

Номера рисунков в группе

4. Задание на анализ статистических данных, 11 класс

Ознакомьтесь с таблицей. Выполните задания.

Рост мирового промышленного производства


Годы

Производство

в целом (%)


Ежегодный прирост

1900

100,0

2,6

1913

172,4

4,3

1928

250,8

2,5

1938

311,4

2,2

1953

567,7

4,1

1963

950,1

5,3

1973

1730,6

6,2

1980

3041,6

2,4

2000

6005,7

3,5

1. Укажите периоды, когда происходил наибольший рост мирового промышленного производства , и объясните, с чем это связано.

2. Проанализируйте изменения ежегодного прироста. Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите букву(-ы), обозначающую(-ие) такие утверждения.

А) Отсутствие глубоких экономических кризисов привело к удвоению ежегодного прироста в 1913 г. по сравнению с 1900 г.

Б) В период 1928-1938 гг. отмечался прирост промышленного производства , что связано с выходом европейских государств из экономического кризиса

В) Высокие темпы экономического развития стран Западной Европы в послевоенный период , процесс становления государства «всеобщего благоденствия» привели к удвоению ежегодного прироста в 1953 г. по сравнению с 1938 г.

5. Эссе, 11 класс

1. Проанализируйте высказывание В.В. Розанова: «Не могу быть зависимым!» - бились сердца. «Не могу иметь рабов!» - бились благородные сердца. Вот два великих чувства, которые создали 1812 год и 1861 год». Согласны ли вы с ним ,

2. Проанализируйте высказывание Г.В. Вилинбахова: «Россия должна сохранить исторические государственные символы, так же, как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства , а герб и флаг – это то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности» . Согласны ли вы с ним , сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.

Прочитайте отрывок из исторического труда и укажите имя его автора.

«Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое они пьют. <…> Как только надоят молока, его разливают в деревянные сосуды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх, снимают черпаком. Её считают более ценной, а молоко, осевшее вниз, считают худшим. Ради этого скифы ослепляют любого, кого возьмут в плен. Они ведь не земледельцы, а кочевники».

  1. Нестор
  2. Геродот
  3. Константин Багрянородный
  4. Плиний Старший

Задание 2

Прочитайте отрывок из работы современных историков. Укажите название города, пропущенное в тексте.

«С появлением в конце VI в. многочисленных воинственных гуннов, подчинивших себе другие племена кочевников, грабительские набеги участились. В V в. Иран начал строить на Восточном Кавказе и в Дагестане оборонительные сооружения. В VI в. в узком проходе между горами и Каспийским морем была сооружена огромная каменная оборонительная система. Она включала в себя город, названный ___________ (в переводе с персидского «узел ворот»), и укреплённую линию из стен и башен».

  1. Дербент
  2. Сарай
  3. Херсонес
  4. Искоростень

Задание 3

Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором рассказывает летописец.

«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами».

  1. Юрий Данилович
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Василий III

Ответ:

1 2 3
2 1 3

По 2 балла за каждый верный ответ на задания 1–3.

Всего за задания 6 баллов.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из государств располагались на Пиренейском полуострове?

  1. Эдесса
  2. Кастилия
  3. Арагон
  4. Моравия
  5. Антиохия
  6. Наварра

Задание 5

Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты?

  1. Михаил Тверской
  2. Юрий Долгорукий
  3. Евпатий Коловрат
  4. Андрей Боголюбский
  5. Узбек
  6. Юрий Данилович

Задание 6

Какие из городов существовали в эпоху Древнерусского государства?

  1. Архангельск
  2. Псков
  3. Чернигов
  4. Тобольск
  5. Нижний Новгород
  6. Ладога

Ответ:

4 5 6
236 156 236

3 балла за каждый полностью верный ответ; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 9 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Святополк Окаянный, Борис Ростовский, Ярослав Мудрый, Глеб Муромский.

7.2. Апсида, неф, закомара, купол.

Ответ:

7.1. Участники усобицы после смерти Владимира Святославича.

7.2. Элементы древнерусского храма.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Нерон, Перикл, Траян, Диоклетиан.

8.2. 1368 г., 1370 г., 1372 г., 1389 г.

Ответ:

8.1. Древнеримские императоры. Лишнее имя: Перикл – древнегреческий исторический деятель.

8.2. Даты походов князя Ольгерда на Москву. Лишняя дата: 1389 г. – год смерти Дмитрия Донского.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 9

Расположите события в хронологической последовательности.

  • А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
  • Б) провозглашение Карла Великого императором
  • В) первая религиозная реформа князя Владимира
  • Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии
  • Д) первое упоминание о Москве в летописи
  • Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Ответ:

Б В Д Г А Е

4 балла за полностью верную последовательность. 1 балл за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Ислам – одна из мировых религий. Он зародился в (1) в. среди (2 – название) племен, населявших (3 – название) полуостров. Главным занятием жителей полуострова было (4) .

Жители полуострова верили во многих богов. В центральной части города (5) стояло святилище (6) – прямоугольное здание, в один из углов которого был вмонтирован чёрный камень – оплавившийся метеорит, считавшийся волшебным посланием людям с небес.

Основатель ислама (7 – имя) родился в 570 г. в знатной семье. Когда ему исполнилось 40 лет, он обратился к соплеменникам с проповедью новой религии. Он говорил о едином (8) – творце мира и господине Судного дня. В дальнейшем его проповеди стали основой (9) – главной книги всех мусульман (т. е. сторонников ислама).

Поначалу его речи многими были встречены враждебно, и в 622 году он был вынужден бежать в (10) . Но постепенно новая религия привлекала всё больше последователей.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 11

Рассмотрите план города и выполните задания.

11.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил.

11.2. В какой части города, отмеченной на плане, жили купцы и ремесленники?

11.3. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства.

11.4. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане.

11.5. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России?

11.6. Расположите части города, названные по именам князей, в хронологической последовательности их возникновения.

Ответ:

11.1. Киев. Кий. (По 1 баллу за каждый из элементов.) Всего 2 балла.

11.2. Подол (2 балла).

11.3. Десятинная церковь (2 балла).

11.4. Щек (2 балла).

11.5. Церковь Бориса и Глеба (2 балла).

11.6. Город Владимира, город Ярослава, город Изяслава-Святополка. (По 1 баллу за каждый из элементов). Всего 3 балла.

Всего за задание 13 баллов.

Задание 12

Перед Вами изображения знаменитых памятников архитектуры и список событий. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите название изображённого архитектурного памятника, в третью колонку таблицы запишите название государства, в котором соответствующий памятник был сооружён, в четвёртую – цифровое обозначение события, относящегося к истории этого государства. Обратите внимание на то, что в списке представлены лишние события.

Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующих о двух известных исторических событиях или непосредственно связанных с ними. Определите, о каких событиях в них идёт речь. Укажите год(-ы), когда произошло каждое из событий, и конфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанном Вами конфликте. Ответ внесите в таблицу.

А. «Так была взята крепость Галата, и Константинопольская гавань захвачена силой. Ратники войска были этим сильно ободрены и от души благодарили Господа, а жители города были сильно расстроены. И тогда в войске держали совет, чтобы решить, что им делать дальше: напасть ли на город с моря или с суши. Венецианцы горячо ратовали за то, чтобы установить на нефах лестницы и чтобы весь приступ производить с моря. Французы же говорили, что они не умеют воевать на море так хорошо, как венецианцы, зато, когда у них есть кони и они имеют при себе свое оружие, им сподручнее сражаться на суше. Конец совета был таков, что венецианцы пойдут на приступ с моря, а бароны и прочие ратники ‒ с суши».

Б. «Император Алексей возвратился в город, а те, кто находился в войске, отправились в свой лагерь, и они скинули оружие и снаряжение, усталые и утомленные; а потом они подкрепились немного. <…> Этой самой ночью император Алексей взял из своей сокровищницы столько, сколько мог унести, и увел с собой тех из своих людей, которые захотели уйти оттуда; так он бежал и покинул город».

А. «И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»”. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Б. «Проявили себя здесь шесть храбрых мужей.

Первый ‒ по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий ‒ Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый ‒ новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый ‒ из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.

Шестой ‒ из слуг князя, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался».

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 16 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.

Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в XVII веке?

а) Левобережная Украина;

б) Казанское ханство;

в) Смоленская земля.

Кто из названных пар исторических деятелей были современниками?

а) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон;

б) Иван Болотников и Иван IV;

в) Михаил Федорович Романов и Степан Разин.

3. Первым царем, избранным Земским собором, стал:

а) Борис Годунов;

б) Михаил Романов;

в) Василий Шуйский.

4. Правление Бориса Годунова:

а) не реализованная возможность контролируемых преобразований в обществе;

б) умеренная и непоследовательная.

5. Лжедмитрий I:

а) проповедовал свободу совести, ввел свободу торговли;

б) подчеркивал превосходство европейцев над русскими;

в) упивался незаконной властью.

6. Избрание царем королевича Владислава:

а) попытка части московского боярства реализовать переход России на

европейский путь развития;

б) отступление перед лицом военной польской угрозы.

7. Смута показала, что большинство населения:

а) привержено традициям общинности, коллективизма, сильной

централизованной власти;

б) демократическому выбору.

8. В 1666-1667 гг. заседал церковный Собор, выступивший за:

а) разделение светской и духовной сфер деятельности;

б) превосходство духовной власти над светской.

РЕФОРМЫ ПЕТРА 1

В момент получения всей полноты власти Петру исполнилось 17 лет. Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии ее техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец ФранцЛефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. На Плещеевом озере под Переяславлем молодой царь строит потешную флотилию, где постигает основы кораблестроения и навигации, военно-морской тактики.

Но постепенно от забав Пётр переходит к серьёзным государственным делам, в частности, в области внешней политики. В наследство от предыдущих времён ему досталась традиционная для России татарско-турецкая проблема, и, первую очередь, Пётр берётся за её решение. В 1695 -1696 годах он совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость зов пала. Азов вместе с частью побережья Азовского моря перешел в руки России. Причём, взять её удалось с помощью флота, построенного Петром в течении одной зимы под Воронежем. Таким образом, у России появляется флот а Азовском море. Но это не давало свободного выхода в Черное и Средиземное оря, так как Керченский пролив остался в турецких владениях. Предстояла новая - упорная борьба.

Для продолжения войны против Турции Россия стала искать союзников. С гой целью, а также для найма иностранных специалистов и обучения своих, Пётр отправляет за границу Великое посольство, при котором и сам следует инкогнито. В итоге посольства у Петра созрела идея о необходимости бороться со Швецией за выход к Балтийскому морю. Вернувшись в 1698 году в Россию, царь начинает подготовку к войне со Швецией, для этого производится рекрутский сбор, кроме того, в армию призывают и"охочих" людей. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключёнНиштадтский мир.

Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны. И на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, создание регулярной армии повлекло за собой необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Регулярные рекрутские наборы требовали точного знания о численности населения, в результате чего была сведена перепись. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой упорядочение системы местного управления, создание губерний и т.д. постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждениеПравительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Развитие промышленности было невозможно, или крайне затруднительно без собственной сырьевой базы, отсюда заботы Петра о поисках месторождений руд, всемерная поддержка уральских заводов, которые при нём же и начали основываться. Проведение в жизнь всех этих нововведений было невозможно при сохранении старого бюрократического аппарата, имевшего в своей основе приказную систему, поэтому постепенно Пётр заменяет приказыколлегиями, которые имели коллективное руководство. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России.

Во время его правления общая сумма тягот, ложившихся на население, заметно возросла, что вызвало целый ряд восстаний: стрелецкие мятежи, Астраханское восстание, волнения башкир, и, наконец, крестьянская война и восстание казаков под руководствомКондратия Булавина. Все они были жестоко подавлены. Лозунгом большинства движений был возврат к старине, многими руководили раскольники. Как это было и в период реформы Никона, мишенью служили внешние признаки преобразований - внедрение иноземной одежды, бритьё бород, появление многочисленных иностранцев, курение табака, употребление кофе и т.д. Но причины недовольства были гораздо более глубокими.

Деятельность Петра стоила народу больших жертв, кроме непосредственно военных потерь много народа погибло при строительной деятельности: на Воронежских верфях, строительстве Таганрога, Петербурга, Кронштадта, Рогервика и т.д. Пётр в 1710 году переносит столицу государства в город Санкт-Петербург, основанный в 1703 году. Этот акт переноса столицы в только что завоёванный край должен был продемонстрировать серьёзность намерений царя. Кроме того, в новом городе не так ощущалась инерция старой боярской аристократии, которая сопротивлялась нововведениям.

Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы, например, Прутский поход, когда только дипломатическая ловкость Шафирова спасли и царя, и армию. Неудачным можно признать и Персидский поход, который стоил больших жертв, но существенных результатов не принёс. Но все эти неудачи с лихвой компенсируются тем успехом, который Россия одержала на главном - шведском театре военных действий. Начатая неудачей, с полного разгрома русской армии под Нарвой, война постепенно, со становлением регулярной армии, приняла иной характер. Главные силы шведской армии во главе с королём Карлом XII были разгромлены в 1709 году подПолтавой, после чего война переносится в Германию, Финляндию, а в 1719 - 1720 годах в Швецию. По мирному договору к России отходит значительная часть Прибалтики, государство получает выход к морю, за который она боролась ещё во время Ливонской войны при Иване Грозном.

В результате деятельности Петра Первого Россия становится важнейшим фактором европейской политики. Внешним выражением этого положения явилось преподнесение Петру титула императора. С этого момента Россия становится империей.

При Петре в Россию начинают активно проникать западноевропейские знания и культура, формируется прослойка общества, которая получает европейское образование, ориентируется на прогрессивные веяния. Нельзя сказать, что до этого на Руси не было людей, стремившихся к внедрению прогрессивных идей. Особенно очевидным для думающих людей было отставание России в военной сфере. Уже в царствование Михаила Фёдоровича при подготовке Смоленской войны 1632 -1634 годов были набраныпервые солдатские и рейтарские полки, обученные по-европейски, с европейскими же офицерами. Но у государства в то время не было финансовых возможностей содержать постоянно такую армию, поэтому вплоть до конца XVII века основным по численности видом вооружённых сил было дворянское ополчение.

В 1721 году Пётр указом прикрепляет крестьян в заводам и рудникам, то есть крепостное право распространяется на промышленную сферу. Таким образом, нарождающаяся русская буржуазия лишается важнейшего стимула для борьбы против царской власти. В Западной Европе буржуазия выступает за освобождение рабочих рук, чтобы их можно было использовать в промышленности, в России крепостное право не мешает развитию индустрии, а, наоборот, стимулирует его, поскольку существовала необходимость в большом количестве неквалифицированного труда. А этот труд доставался заводчикам совершенно бесплатно. В этом одна из причин столь долгого существования в России крепостного права, и слабости русской буржуазии, которая не имела давних традиций противодействия власти для защиты своих интересов.

Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере. Петр 1 явился основоположникомсветского просвещения России. В страну вызывались европейские учителя многих специальностей, направлялись за границу на учебу русские молодые люди. Создается светская школа, печатались книги светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Петр 1 положил начало и периодической печати. С его царствования начинается и процесс формирования русской интеллигенции.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра 1 оценивается далеко неоднозначно: в том время как одни историки делают акцент на преданности Петра 1 отечеству, его реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в стране, другие - в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации петровской программы реформирования всей жизни страны, критикуют Петра 1 за слепое перенесение опыта Западной Европы на российскую почву.

Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науке и культуре. В стране был сформирован дееспособный государственный аппарат. При Петре 1 Россия получает широкое международное признание.

Тесты к теме 4

Реформы Петра I

1. Правление какого царя из династии Романовых знаменует начало реальной подготовки реформ Петра I?

а) Алексея;

б) Михаила;

в) Федора.

2. Россия в первой четверти XVIII в. становится великой европейской державой в результате:

а) естественного общественно-исторического развития

б) слабости европейских государств.

3. Петр I при разработке и проведении своих реформ руководствовался:

а) своим пониманием блага и достоинства России;

б) потребностями мобилизации сил в ходе Северной войны;

в) идеями своего окружения.

4. Формирование абсолютизма и империи, превращение России в одну из великих европейских держав, начало раскола происходит:

а) в царствование Петра Алексеевича;

б) в результате смуты начала XVII в.;

в) в царствование Алексея Михайловича.