Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. И овцам на полях. Есенин и Октябрьская революция

Введение

Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит ее пафос, гражданскую устремленность. Как глубоко, самозабвенно надо любить Родину, каким гражданским мужеством, мудростью и стойкостью души обладать, чтобы столь исповедально-бескомпромиссно размышлять о своей дальнейшей судьбе и вместе с тем как пророчески дальновидно и устремленно мечтать о стальном будущем крестьянской России.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березкам и тополям.

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так, возвышенно - просветленно, воздействуют они на нас.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающей нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, более того, нашего гуманистического мировоззрения. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда – «половодье чувств» и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда – прозрение, нравственная высота Есенинской философской лирики. Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый урон и нравственный ущерб.


§1.Детство и юность поэта

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.

§2.Литературный дебют

В поисках средств к существованию Есенин с осени 1912 года работает в книжном магазине. Но в начале 1913г. этот магазин закрывают, Есенин ненадолго едет в Константиново и в марте возвращается в Москву. На этот раз он устраивается в типографию известного издателя И.Д. Сытина, в которой работает до лета 1914 г. В этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. Тяга к самообразованию приводит его в 1913 году в Московский народный университет имени А.Л. Шанявского. Целью университета было расширить сферу высшего образования в России, сделать его доступным для малоимущих, демократических слоев. Университет быстро вырос и окреп. Преподавание велось на высоком уровне. Есенин учился на историко-философском отделении, в программу которого входили политическая экономия, теория права, история новой философии. В университете Есенин проучился около полутора лет, что было не легким делом. Один из современников поэта литератор Семен Фомин в своих воспоминаниях утверждал, что с первых же литературных шагов у Есенина не было слабых стихов. Он якобы сразу начал писать вещи яркие, самобытные, сильные.

Это не так. Поначалу и у Есенина выходили стихи бледные, невыразительные, подражательные, вроде, например таких

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Но при всей примитивности подобных строк они шли от увиденного, пережитого. Минуют лишь два года, и чувство поэта, обретя глубину, выплеснется уже в стихе собственно есенинском, неземном: «Выткался на озере алый свет зари…» По-русски смело, размашисто, озорно перетряхнув своими золотистыми кудрями, он вошел в горницу русской поэзии, чтобы остаться там навсегда. С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожнику), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». Кружок по своему составу был довольно пестрым. Организационно кружок оформился в 1905 году. В «Суриковский кружок» Есенина привел в начале 1914 года его московский знакомый С.Н. Кошкаров. Есенин был принят в кружок. У начинающего молодого поэта появилась литературная среда. Устраивались выставки литературных работ, издавались литературные сборники, выходил литературно-общественный журнал «Друг народа». Есенин быстро освоился с обстановкой, царившей в кружке. Юношу довольно сильно захватила общественно-политическая деятельность суриковцев. Новое положение Есенина, естественно, порождало у него новые думы и настроения. Еще в 1912 году он пытался написать стихотворную декларацию, которой дает программное название «Поэт».


Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» еще не означало, что он стал сознательным революционером. Но оно помогло ему уйти от одиночества, приобщило к коллективу трудовых людей, сделало причастным к социальной жизни. Здесь произошло духовное пробуждение Есенина. Вполне самостоятельная жизнь Есенина начинается с 1914г., когда его имя уже довольно часто встречается на страницах литературно-художественных журналов. Первые печатные стихи Есенина – это стихи о русской природе. Картинки времен года, сказочные мотивы как нельзя лучше подходили для детских журналов, где Есенин преимущественно и помещал их. Главным образом, он печатался в двух из них «Проталинка» и «Мирок».

«Береза», «Черемуха», «Пороша» – таковы названия стихотворений Есенина 1914 года. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А. Блоком, С.М. Городетским, А.М. Ремисовым и др., сближается с Н.А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин является публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

§3.Сборник Радуница

Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в свет в начале 1916 года. «Радуница» – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в ней свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.

Я вижу – в просиничном плате,

На легкокрылых облаках

Идет возлюбленная мать

С пречистым сыном на руках...

Сергей Есенин и его творчество

Сергей Есенин - это, пожалуй, самый известный и читаемый поэт в наше время.

В звучании его имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта.

Сергей Есенин - это имя знакомо каждому буквально с пеленок.

Никто не забудет строк:

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка…

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

Сила есенинского таланта в том, что в нем неразрывно слиты человек и поэт.

Все те чувства, которые с таким умением вложил Сергей Есенин в свои произведения, без всяких трудностей воспринимаются читателями. От стихов его веет духом народной жизни, а причиной послужило то, что с раннего детства поэт был близок к миру народной поэзии.

А сколько произведений положено на музыку! Песни на его стихи по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные.

Посмотрим теперь глубже. Чем все-таки привлекает меня поэзия Есенина? Можно коротко сказать, что абсолютно всем. Его стихотворения люблю за простоту, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил Есенин в свои произведения. За его огромную и неизмеримую любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней, озерными гладями.

Есенин прошел небольшой, но тернистый жизненный путь. Он оступался, ошибался, впадал в народничество -- это вполне естественные "издержки" молодости. Однако поэт всегда был в поисках, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным -- любовью к родине. Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: "Родина". И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, Родины. И нельзя ее не любить.

Родина-- основная тема в творчестве Сергея Есенина. Многие поэты пытались раскрыть её в своих произведениях. Но, я считаю, сделать так, как сделал это С. Есенин, не удавалось никому. Поэт с гордостью называл себя "крестьянским сыном" и "гражданином села". Любовь его к родной земле, к родному краю особенно дорога. Она красной нитью протянулась через всю жизнь и творчество поэта. Она продолжается и в нас. Куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет в родные, милые с детства места.

В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера человека в ее будущее, великое будущее родного народа:

есенин лиричный поэт стих

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты -- в ризах образа...

Не видать конца и края-

Только синь сосёт глаза.

Поэт очень много стихотворений написал не только о Родине, но и о природе, об осени, о березах, которые стоят, словно "большие свечи", о белоснежных черемухах, о нагнувшихся вербах, о колючих мрачных елях. Меня восхищает неповторимая есенинская лирика, понимание всех тонкостей родной природы и умение это передать в стихах. Особенно замечательны стихи об осени. Больше всего мне нравится стихотворение «Осень». Там есть замечательный строки:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

В стихотворении изображается картина природы. Но ведь это не просто осенний этюд. В двух первых строках перед читателем предстаёт картина поздней осени. Она вызывает унылое, грустное, тоскливое настроение.

Все существительные в стихотворение употреблены в прямом значении, поэт просто перечисляет то, что видит: нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. В первой и второй строке находятся два простых нераспространенных предложения, которые создают приземленную интонацию. Но вот в третьей и четвертой строках солнце уподобляется колесу, которое скатилось за горы, возникают эпитеты: горы - сини, солнце - тихое. И синтаксис становится иным: предложение становится распространенным. Это создает более спокойную, плавную интонацию. К тому же картина обретает краски, в осеннем пейзаже проступает своеобразная красота, настроение начинает меняться. Поэт переносит чувства, свойственные человеку, на явление природы (дорога живая, она дремлет, ей примечталось). Она испытывает те же чувства, что и мы: ей грустно, она мечтает о приходе седой зимы, а значит, жизнь не стоит на месте, и создается предощущение близких перемен, о которых мы мечтаем вместе с природой.

С. Есенин всегда привлекал много людей. Одни его любили, другие ненавидели. Я считаю, что нельзя к поэтам относится с обычной меркой, с какой подходят к людям благоразумным. Они обладают правами, которых попросту нет у нас, поскольку стоят намного выше и одновременно невыразимо ниже каждого из смертных.

Стихотворения Сергея Есенина - это мысли, сплетённые рифмой. Это переживания, терзающие душу. И радость, заставляющая ликовать. В каждом передаётся отдельное чувство, настроение.

Когда я прочитала поэму «Черный человек», мне стало страшно и больно от того безысходного одиночества, которое было в ней. На первый взгляд может показаться, что человек бывает одинок, когда рядом с ним никого нет, но приходит это чувство обычно в кругу множества людей:

Что же есть одиночество?

Что не понять другим,

И стихи, и пророчество--

Беспредметны, как дым?

Может быть, поэтому Есенин и метался среди людей. Ходил по кабакам и менял женщин. Сначала была Изряднова, потом Райх, которая, на мой взгляд, была единственной, кого он любил, затем Дункан, Миклошевская, Бениславская… Он влюблялся быстро, был страстен в своих увлечениях, отдаваясь им без остатка. Каждая любовная история в жизни поэта - это любовная лирика Есенина из тех же уст, но под новым углом. Удивительно, что о Есенине в качестве творца любовной лирики широкой аудитории почти не известно. Задумайтесь, что приходит в голову, когда произносят фамилию этого русского поэта. Березовые рощи, бескрайние синие дали, колосящиеся поля и заливные луга, Русь-матушка и ее живописные деревеньки. Но почему-то о многогранной любовной лирике Есенина упоминать не принято. А ведь она куда сильнее и мощнее его «березово-ситцевой» поэзии, хотя первая и выросла из второй.

Любовная лирика Есенина сильная, как порыв ветра, обезоруживающая, как первый поцелуй, волшебная и чудотворная, как чудо рождения нового мира. Она бесконечно многослойна: он поет о любви восторженно, обреченно, с надеждой, болью, отчаяньем, верою в чудо и радостью, горечью и сомнением. Поет о "возрасте осени", который "дороже юности и лета". Поет о том, как "чувство перезрело", о том, как в любимых глазах можно увидеть море, "полыхающее голубым огнем". « Ты меня не любишь, не жалеешь» - одно из моих любимых стихотворений Есенина о любви:

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я -- они прошли, как тени,

Не коснувшись твоего огня,

Многим ты садилась на колени,

А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком-нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь,--

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой

Распылять безрадостные дни,

Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку

Ты пойдешь, болтая про любовь,

Может быть, я выйду на прогулку,

И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»

Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь,--

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь.

Я думаю, оно посвящено воспоминанию о прошедшей любви, возможно, воспоминанию о мимолётной встрече. Стихотворение представляет собой обращение к женщине. Героев не связывают глубокие чувства. Видно, что героиня стихотворения - роковая и легкомысленная женщина, которая видит в поэте свою судьбу, а после расставания болтает о любви с новым ухажёром. Лирический герой пытается что-то изменить, говоря героине:

Только нецелованных не трогай,

Только негоревших не мани.

Ведь он знает, какова её любовь, каков исход и последствия этого чувства. Кажется, что всё кончено, но одно обстоятельство всё же продолжает связывать героев стихотворения. Они пережили любовное волнение в прошлом и уже не способны на глубокое чувство, они не могут полюбить вновь. Стихотворение пронизано щемящим чувством грусти, ведь в нём показано перегоревшее сердце, истратившее, израсходовавшее всё свое тепло. Тот факт, что оно было написано незадолго до смерти, усиливает чувство тоски.

Сергей Есенин - мой любимый поэт. Только его я могу назвать своим учителем и даже другом. Когда я читаю его стихотворения, то чувствую, что они несут то настроение, те чувства, которые испытывает моя душа в данный момент. В произведениях ищутся ответы на вопросы, волнующие меня. В строчках, написанных Сергеем Есениным, каждый человек может найти утешение, призыв к действию, найти себя, в конце концов. Уйдя из жизни в 30 лет, этот замечательный поэт оставил нам чудесное наследие. Поэзия Есенина, наполненная любовью к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, предельной искренностью, добротой, актуальна и современна и в наши дни. Наверное, всю жизнь мне будут помогать строки из поэмы «Чёрный человек»:

В грозы,в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым--

Самое высшее в мире искусство.

Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи -- магической силой. Любой собеседник находил в поэте, в его творчестве что-либо свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к певцу Руси, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: “Есенин -- это вечное”. А закончить я хочу строкой из песни советской певицы Галины Ненашевы:

Колышет березоньки ветер весенний,

Веселой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблен.

С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с 8 лет. В 1912-1915 гг. учился в Москве в Народном университете Шанявского и работал корректором. С 1914 г. Есенин начал печататься в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Весной 1915 г. он отправился в Петроград и встречался там с А.А.Блоком, С.М.Городецким и другими столичными поэтами, познакомился с издателями. С этого времени Есенин становится профессиональным поэтом.

В начале 1916 г. вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», высоко оцененный критиками, обратившими внимание на самобытный талант молодого поэта. Вскоре его призывают в армию, вплоть до Февральской революции 1917 г. он служит санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», - объяснял он впоследствии свое отношение к происходившему в стране.

В 1919 г. Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу поэтов-имажинистов. Первая половина 1920-х гг. - наиболее продуктивный период творчества Есенина. Выходят в свет лирические сборники «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Стихи» (1924), «Персидские мотивы» (1925), «О России и Революции» (1925) и поэмы «Кобыльи корабли» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Песнь о великом походе» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), «Русь уходящая» (1924), «Ленин» (1924-25), «Поэма о 36» (1925), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (опубл. в 1926); драматические поэмы «Пугачев» (1922), «Страна негодяев» (1924-1926). В 1922-1923 гг. Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.

Ранняя лирика

Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика - магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза.

Крестьянская Русь - центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской России:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...


Специфическое, «индивидуальное» использование цвета - характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» - цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина - молодость, полнота светлых чувств, нежность.

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов « на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
(«Голубень»).

И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, таинственно волхвующих.
(«Тебе одной плету венок... »).

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она - воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса...
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты - русская боль.

Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок,/Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - / Я научиться не могу».

В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - один из ведущих в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:

Максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы - в основе большинства стихов Есенина);

Естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи - письмо от Есенина», - определял эту особенность Ю. Тынянов);

Ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);

Открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика

«Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», -- писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику - благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни...»:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, - его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой последний час!

Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте - в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева - вот религия мысли нашего народа», - считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное - от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, - это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма - деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, - свеча живая, из телесного воска сотворенная:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
(«Сорокоуст», 1920 г.)

Год 1920-й - переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» - «Русь уходящая». Сам поэт - в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».

Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям - матери, деду, сестрам, землякам:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю...
Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
(« Русь уходящая »).

Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных » и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно - она растворилась в окружающем мире:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.


Поделиться в социальных сетях!

«Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха»

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии и прожил всего лишь тридцать лет. Но след, оставленный им в советской поэзии. Настолько глубок, что его не стерли ни усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которых ощутимо недоверие и предвзятое отношение к поэту. Его поэзия всегда жива в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит корнями в толщу народной жизни.

Верный и любящий сын многомиллионной крестьянской России, Есенин жил ее верой, чувствами и надеждами. И сила и слабость русского крестьянства отразились в творчестве поэта, оказавшегося на рубеже двух эпох - старой и новой. Духовный облик поэта складывался под влиянием революции 1905 года, Февральской революции 1917 года. Сложность и противоречивость творчества Есенина могут быть объяснены только сложными обстоятельствами того исторического периода, в который он жил. Попытки понять и объяснить Есенина вне этой связи заведомо обречены на неудачу.

Есенина нельзя представлять чистым лириком, которого не коснулось время и не заинтересовала эпоха. К его творчеству можно применить известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта.

Сложным, мучительным, трудным был путь Есенина к новой жизни; это одна из самых драматических страниц истории советской литературы. Но несмотря на все падения и срывы, поэт шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство не расторжимой духовной связи со своим народом.

На примере нескольких произведений Есенина я постараюсь раскрыть и понять те, чувства которые целиком захватывали поэта, в разном временном измерении; поэта, ищущего свой путь в поэтическом мире того времени.

В раннем творчестве Есенина, да и несколько позже поэт прибегает к религиозным образам, привитым его дедом с раннего детства.

В его юной голове царит невероятная путаница от прочитанных и неверно понятых книг. Христа и Будду он причисляет к «гениям», а поэтов того времени - судите сами:

В то время Белинский назвал в своем письме его апостолом невежества. Незрелость Есенина, сумбурность его впечатлений, недостаток знаний отобразились в скороспелости его суждений. Он считал, что Пушкин - циник; Лермонтов, Гоголь - грубы и невежественны; Некрасов - лицемер.

Вот таким предстает передо мной ранний поэт, который не считал себя поэтом, но был ищущим и сомневающимся юношей, который был предоставлен сам себе с детства, у которого не было человека, ставшего бы для него советчиком и наставником.

Его раннее творчество, не могу сказать, что оно было успешным, можно связать с поступлением в народный университет Шанявского и вступление в «Суриковский кружок». Эти два события порождали в Есенине новые думы и настроения. Рождаются такие стихотворения как «Сбейте мне цепи, скиньте оковы», «Поэт» - тот поэт врагов кто губит……, которые я думаю, помогают понять смуту того тяжелого времени - революцию 1905 г, тяжелое положение простого русского народа - «Кузнец» - Куй, кузнец, рази ударом…

Но Есенин не стал сознательным революционером, пребывание в «Суриковском кружке» было лишь очередным этапом в витке его творчества. Он не стал революционером, как большинство художников, музыкантов, поэтов того времени, ему это было не интересно, я думаю, что таким образом, вступая в подобного рода кружки, он просто спасался от одиночества, преследовавшего его.

Итак, Есенин, после долгих поисков самого себя, не ощущая себя городским, возвращается к поэзии о сельской природе. Его всегда привлекали вольнолюбивые и независимые натуры, русская удаль и широта души, а так же исторические темы.

И первые печатные стихи Есенина - это стихи о природе - «Береза», «Черемуха», «Пороша».

В его поэме «Песнь о Евпатии Коловрате» (о хане Батые и разорении Рязани), «Марья - Посадница» (борьба Новгорода против Москвы) и в стихотворении «Ус» (о соратнике Степана Разина) - четко прослеживается мотив русской истории, которую он знал и любил.

По моему мнению, таким образом происходило постепенное становление Есенина как поэта - лирика и фольклорного сказателя, сочувствующего своим героям.

Большое влияние на творчество Есенина произвело творчество Блока. Состоялась их встреча и Блок отметил стихи Есенина как свежие, чистые, голосистые и многословные. И с Блоком я соглашусь, так как поэмы и стихи Есенина знакомы мне с раннего детства.

Сам Есенин отметил,что стихи Блока научили его «лиричности», этому свидетельствует стихотворение «Запели тесаные дороги», где он подражал великому поэту.

Двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов - сборник «Радуница». Победа реальной жизни над религиозными легендами.

Мировая война 1915 года, наложила отпечатки на творчество Есенина, но отклики Есенина на войну не содержали социального протеста. Он пишет очень спокойно такие стихи, как «О Русь, спокойный уголок», «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Удалец». В стихах Есенина того времени отражалось плачевное состояние деревни в царской России - «Гой, ты Русь моя родная…», «Спас». Но любовь к Родине порождалась не только грустными картинами нищего крестьянства, а он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами - этому свидетельствуют такие стихи как: «Заголубели долы», «Черемуха машет рукавом», «Не бродить, не мять в кустах багряных».

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью - любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. С необычайной личностью и жалостью он пишет стихи: «Корова» , «Песнь о собаке» (прочитав это стихотворение Горький писал: «Я сказал ему, что на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных).

Вспоминая свои юные годы, Есенин писал в автобиографии: «Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов». И он пишет стихи по структуре напоминающие стихи Кольцова, у которого лапти и рванные кафтаны прочно вошли в поэзию: «Думы мои, думы», «В хате», «Молотьба».

Стихотворение «О Русь, взмахни крылами», было написано вскоре после Февральской революции, иллюзия надежды на перемены отразилась в творчестве Есенина.

Я согласна с положительными отзывами на «Радуницу» известного литературоведа П. Саккулина, «Народный златоцвет», в которой он одним из первых указывал на то, что творчество Есенина находится в « струе художественного фольклоризма», что в его поэзии «говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками». «Для Есенина нет ничего дороже Родины», - делал верное заключение Саккулин («Вестник Европы», 1916, № 5, стр. 205, 208).

«Поэтическое творчество русского народа не замерло: оно приняло лишь новые формы» - утверждал он. Так творчество Есенина уже служило веским аргументом в серьезном литературном споре.

В откликах на Февральскую революцию поэт совершенно не касается каких-либо конкретных исторических фактов или жизненных обстоятельств.

Можно утверждать, что Есенин в своем отношении к революции разделял настроение патриархальной части русского крестьянства, пассивных его слоев, далеких от идеи сознательной революционной борьбы, верных строзаветным законам деревни и иллюзорной мечте о том, чтобы жизнь протекала в прежнем русле, но без помещичьего гнета и насилия царских чиновников.

Октябрьская революция усилила политическую борьбу в стране.

Ярким свидетельством тогдашней позиции Есенина служат его наброски к поэме «Анна Снегина», в которой он пытался изобразить острую литературную борьбу, вызванную революцией:

«Возмездие достигло рока,

Рассыпались звенья кольца.»

О позиции Есенина в период революции можно судить по некоторым фактам его биографии. Поэт Д.Семеновский вспоминал: «Известно, что в ответ на обращение Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности» , написанное В.И. Лениным в связи с немецким наступлением в 1918 году, Есенин записался в боевую дружину. То время диктовало свой подход к литературе, и Есенин совместно с М.Герасимовым и С.Клычковым написал текст «Кантаты», которая исполнялась при открытии мемориальной доски - памятник передовым борцам Октябрьской революции. Так же поэт написал стихотворение «Небесный барабанщик» - это пафосное стихотворение, веры в победу революции. В его стихах начинает звучать тема братства и единения, появляется публицистичность, лозунговость - «Кто хочет свободы и братства, Тому умирать нипочем!», «Да здравствует революция На земле и небесах!» Так революционная эпоха врывалась в стихи проникновенного лирика, вносила в его творчество пафос и высокое воодушевление.

Он написал даже киносценарий «Зовущие зори», в соавторстве с Герасимовым, Клычковым и писательницей Павлович и принимал самое горячее участие. Н.Павлович вспоминает: «Есенин не мог не видеть недостатков нашего незрелого детища, но он своей рукой переписывает большую часть чистового экземпляра сценария, не отрекаясь от него желая довести до печати» (Альманах «Литературная Рязань», книга вторая,1957 г.Здесь впервые опубликован сценарий «Зовущие зори»)

Есенин принимал участие в занятиях Пролеткульта, живо интересовался творчеством пролетарских поэтов. И в этом не было ничего неожиданного, так как поэты были выходцами из крестьян, не порвавших связей с деревней. Но в Пролеткульте не было единого мнения о нем и в рецензии на сборники Есенина, опубликованной в одном из пролеткультовских журналов, говорилось: «Идеология Есенина очень определенна: это левое народничество…. Пролетарским поэтом Есенина назвать никак нельзя. Тем не менее, он настолько крупен и своеобразен, что не присматриваться к нему внимательно не может и пролетариат».

Но пролеткультовские журналы публиковали и противоположные оценки творчества поэта: «совершенно ненужный пролетариату», «уходит прямо в лагерь реакции». Подобное отношение к Есенину заведомо обрекало его на неудачу сблизится с Пролеткультом. И он вместе с Коненковым и Клычковым поддат заявление в Московский Политкульт с просьбой организовать при нем секцию крестьянских писателей. Но это стремление стать ближе к революционному искусству, потерпело неудачу. Слово «большевик» не было для Есенина только средством поэтического языка и он делает попытку вступить в члены Коммунистической партии. Но его не приняли. Есенин, как и все остальные поэты, был захвачен в духе времени пафосом революции. есенин поэт дункан иманжист

Теперь разберемся, какие же изменения в творчестве Есенина произошли в связи с Октябрьской революцией?

Поэт стремился коснуться жизненно важных для русской деревни вопросов, пытается осознать значение великого исторического поворота в судьбах русского крестьянства. Однако его попытки осложняются недостаточной четкостью политических взглядов, беспомощностью перед трудными политическими вопросами, и прежде всего перед одним из важнейших - о русском крестьянстве и пролетарской революции. Мучительные поиски привели его к сближению с эсеровскими кругами. Он искал политического самоопределения. И труднее, чем многим, было найти верную позицию Есенину, связанному с патриархальной деревней. Он вступает в «скифство» и печатается в газете «Знамя труда» - произведения «Октоих», «Пришествие», «Инония», «Сельский часослов». Все они были отмечены религиозной символикой. Использование библейской символики - весьма характерная примета литературы первых лет революции. Библейские образы, мифы и притчи были емки по смыслу и вполне понятны представителям самых разных слоев.

Но не религиозные проблемы волнуют поэта, а все же судьба крестьянства.

Постепенно, он отошел от партии эсеров и покинул «скифов», поняв, что пошел не по истинному пути, замечая, что он расходился в вопросе о национальных особенностях русского народа.

Поэт искал новую точку опоры, новую жизненную позицию, иные средства художественного выражения.

Он присоединяется к иманжинистам, которые отнимали у Есенина его славу, не давая взамен ничего ценного, отделываясь мусором своих политических строк. Они создавали видимость поэтической школы, а на самом деле были отмечены всеми признаками богемы самого низшего пошиба, о чем говорил их литературный быт и постоянные скандалы для рекламы. И именно иманжисты разрушили его брак с Зинаидой Николаевной Райх. Есенин никогда не мог отделаться от мысли, что совершил неверный шаг, бросив семью. Разрушение домашнего очага влекло за собой другое бедствие - бездомность и бесприютность поэта. Так иманжистская среда не только пыталась изуродовать поэтическое дарование поэта, но и калечила его личную жизнь. Но иманжисты не смогли подчинить подлинное дарование поэта холодному и расчетливому шутовству. Есенин не потерял собственного поэтического голоса. На фоне однообразных словесных упражнений иманжистов, поэзия Есенина отличалась яркой самобытностью. И В.Брюсов, писал: «Третий видный иманжист, С.Есенин, начинал, как «крестьянский» поэт. От этого периода он сохранил гораздо больше непосредственного чувства, нежели его сотоварищи…. у Есенина четкие образы, певучий стих и легкие ритмы».

Есенин уезжает заграницу. Он обратился к образно - бытовой символике и пришел к выводу, что именно в ней нужно искать истоки подлинной поэтичности. Но печаль об уходящем владеет поэтом, и он чувствуя себя привязанным к прошлому. Неумение отчетливо понять настоящее, увидеть приметы будущего временами приводят поэта к фатализму и в его стихах все чаще звучит слово «рок» -

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревни

Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель

Заметалась звенящая жуть.

Здравствуй, ты, моя черная гибель,

Я на встречу к тебе выхожу!

В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным волком, попавшем в окружение врагов. Мучительные мысли преследуют Есенина, изнуряя его, порождая безразличное и равнодушное отношение к жизни - «Не жалею, не зову, не плачу….»

И находясь в терзаниях и во внутреннем уходе из мира тех представлений, в которых он жил, он пишет - «Нет любви ни к деревне, ни к городу», «Я покинул родные поля». Есенин находился в состоянии неуравновешенности, которая терзала и вызывала невыносимую боль в сердце. Он пристрастился к вину и скандалам, переживая творческий кризис - «Москва кабацкая», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут». В «Москве кабацкой» - тесно переплелись черты характера поэта с его мучительными раздумьями об эпохе, о путях России, здесь есть несомненно отзвуки того, как и чем он тогда жил. Беспутные и развращенные женщины «Москвы кабацкой», к которым Есенин обращается - не столько реальные лица, сколько отражение общей атмосферы того сложного времени.

Страшная кабацкая жизнь захлестнула поэта, и я думаю, виной этому была его слабохарактерность, неумение противостоять обстоятельствам. Сам Есенин осознавал все происходящее с ним, называл себя «озорным гулякой», «забулдыгой», «скандалистом», «хулиганом». Осознавая свое положение, Есенина мучила душевная боль и горечь, которые вызвали в нем целую тему - тему покаяния: «Годы молодые с забубенной славой, Отравил я сам вас горькою отравой». Его посещали глубокие сомнения в нужности того, что он пишет.

3 октября 1921г. Сергей Есенин знакомится Айседорой Дункан. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором -- бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, -- Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему -- 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20. 1922г. - Есенин и Дункан сочетались браком.

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету -- Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. 1922-1923гг. - Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели, благо это так легко было сделать в России в то время. .1923г. - они разошлись.

1924 - 1925гг. - Есенин путешествует по Закавказью. В то же время выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

Поэту требовалось приложить определенные усилия, чтобы владеть собой и он находил их. Он написал поэму «Черный человек», наполненной невыразимой внутренней болью. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта. Эта поэма - разговор Есенина с мрачным пришельцем, который обладает страшной властью над поэтом. Я считаю, что причина появления этой поэмы - некое предчувствие скорой кончины поэта, так как это самое трагическое произведение, его двойник, вобравший в свой образ то, что сам поэт считает отвратительным и мерзким. Таково было отношение поэты к самому себе.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Оно занимает видное место в художественной летописи жизни нашей страны в первые годы революции. И нам всем известна истина, что только подлинно национальное искусство становится искусством общечеловеческим.

Чем больше проходит времени, тем очевиднее общечеловеческое значение поэзии Есенина, с ее идеями гуманизма, любовью ко всему живому, это поэзия добра и тепла, понятная и близкая русскому сердцу, это та атмосфера искренности, без которой невозможно человеческое общение.

Грузинский поэт Г. Леонидзе писал о Есенине: «Мы любили его как раз за то, что он пел «своим мотивом и наречьем», выражая волновавшие всех нас «человечьи чувства», за то, что он был истинно национальным поэтом» (газета «Правда» 1965 г.).

27 февраля 1925г. - Есенин переезжает из Москвы в Ленинград и пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Вот так страна!

Какого ж я рожна,

Орал, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

И сам я здесь ни капельки не нужен.

Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году в гостинице "Англетер", не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали. Недаром Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России".

Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.

Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...


Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сергея Александровича Есенина , неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...