Пастернак о любви. Стихи бориса пастернака о любви. Любимая,- жуть! Когда любит поэт
Любимая моя! А знаешь, если сегодняшний праздник 8 марта положить на бок, то получится знак бесконечности! И я наверное именно это с тобой и сделаю! Положу и буду любить тебя бесконечно! Пусть вечно длится праздник и наша любовь! С женским днем тебя, родная!
Мамочка, любимая моя, дорогая мамулечка! В этот прекрасный весенний день, согретый солнцем и мое любовью к тебе я хочу поздравить тебя с Международным женским днём! Оставайся всегда такой же неотразимой умной женщиной, любимой женой и самой лучшей, ласковой и доброй мамой. Пускай сбудутся твои самые желанные мечты, ты достойна только лучшего. С праздником!
Наступила весна, первые теплые денечки вступают в свои права, солнце приходит на смену суровым зимним вьюгам, на улице потеплело и запели пташки, а у меня в душе и в сердце уже давно светит ласковое солнце и поют соловьи с того самого момента, когда впервые увидел тебя! С 8 марта, любимая!
Ой, ой, надеюсь я не опоздала? Пропустите, коллеги, у меня срочное сообщение! Кто я? Я смс для самой прекрасной очаровательной леди, которой просили передать самые нежные комплименты, слова восхищения, признания в любви! Все остальное влюбленный поклонник обещал сказать и сделать при встрече!
Привет, не знаю смогу ли я уместить все слова в одной поздравительной смске, но я поздравляю тебя, мой котенок с 8 марта! Очень люблю тебя, думаю о тебе дни и ночи, ты сводишь меня с ума своими... нет, лучше я скажу тебе все это при встрече! ©
Сегодня улица полна красивых девчонок! Но мне до них нет дела, т.к. у меня теперь есть ты, самая прекрасная девушка на планете! С 8 марта!
Я всю ночь думал, когда лучше поздравить тебя с праздником 8 марта? Если я пришлю смс рано утром, чтобы разбудить тебя словами любви - ты будешь сонная и можешь расстроится. Если я отправлю смс поздно утром, ты решишь что я забыл про 8 марта! А я не забыл, поэтому рискну поздравить тебя прямо сейчас! С праздником, любимая! ©
Хорошо, что прекрасная пора - Весна, начинается с праздника, посвященного вам - подругам, дочерям, любимым женам, матерям, дорогим бабушкам. В этот день примите самые искренние пожелания и поздравления. Желаем вам хорошего здоровья, счастья, любви без границ, отдыха, развлечений. Пусть звон кастрюль не глушит вам песни весны и жизни. Будьте счастливы, трижды здоровы, расцветайте, вы - наша весна.
Под ракитой, обвитой плющом, Я ошибся. Кусты этих чащ Я дал разъехаться домашним, И вот я здесь с тобой в сторожке. Теперь на нас одних с печалью Мы сядем в час и встанем в третьем, Еще пышней и бесшабашней Привязанность, влеченье, прелесть! Ты так же сбрасываешь платье, Ты - благо гибельного шага, Посвящено О. В. Ивинской. СВИДАНИЕ Засыплет снег дороги, Одна, в пальто осеннем, Деревья и ограды Течет вода с косынки И прядью белокурой Снег на ресницах влажен, Как будто бы железом, И в нем навек засело И оттого двоится Но кто мы и откуда,
* * * Где пьют, как воду, горький бром Пусть вьюга с улиц улюлю, - О ссадины вкруг женских шей Наследье страшное мещан, О, как она была смела, Обращено к Е. В. Пастернак ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ОБЪЯСНЕНИЕ» Не плачь, не морщь опухших губ, Сними ладонь с моей груди, Пройдут года, ты вступишь в брак. А я пред чудом женских рук, Но как ни сковывает ночь Выдающийся поэт, почти лауреат Нобелевской премии, которую Борису Пастернаку дали за роман «Доктор Живаго», был во многом обязан женщине, вошедшей в его жизнь так стремительно и внезапно, чтобы остаться там до последних дней, а после смерти любимого испытать мучительные трудности и лишения. Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29 января (10 февраля) 1890 года в семье художника и пианистки. В их доме собирались известные люди: художники, музыканты, литераторы, и с детства Борис был знаком с самыми известными людьми искусства в России. Он сам неплохо музицировал и рисовал. В восемнадцать лет Пастернак поступил на юридический факультет Московского императорского университета, а спустя год был переведён на историко-филологический факультет. Юноша пожелал стать философом. Через несколько лет, на собранные заботливой матерью деньги, молодой человек отправился в Германию, чтобы прослушать лекции у знаменитого немецкого философа. Но там, окончательно разочаровавшись в этой науке, на оставшиеся деньги он отправился в Италию, а в Москву начинающий поэт вернулся с настойчивым желанием посвятить себя литературе и поэзии. Его поиски себя с тех пор были закончены. «У него было смуглое, печальное, выразительное, очень породистое лицо… — вспоминал Пастернака тех лет его современник Исайя Берлин, — говорил он медленно, негромким тенором, с постоянным — не то гуденьем, не то вибрированьем, которое люди при встрече с ним отмечали». Женщины его боготворили. Пастернак был с ними терпелив, нежен и заботлив. «Руки Пастернака — их невозможно забыть. Вся полнота его чувств, всё состояние души оживали в их движениях, воплощались в них», — рассказывала одна из его знакомых. Первая супруга писателя, художница Евгения Владимировна Лурье, прожила с ним семь лет. Однако брак был разрушен из-за страстной влюблённости Бориса Леонидовича в Зинаиду Николаевну Нейгауз, с которой он познакомился в 1929 году. Несмотря на то что бурный роман литератора обсуждался его друзьями и они всячески отговаривали Пастернака от развода, поэт уехал с Зинаидой на Кавказ, где влюблённые провели незабываемые в их жизни недели. А спустя полгода поэт ушёл от Лурье, оформив с ней официальный развод, и женился на Зинаиде Николаевне. Прошло шестнадцать лет, когда в жизнь писателя вошла Ольга Всеволодовна Ивинская Они встретились в послевоенном 1946 году. Ивинской в то время исполнилось тридцать четыре года, она была вдовой и воспитывала двух детей: дочь от первого мужа и маленького сына от последнего супруга. Ольга работала в журнале «Новый мир» в отделе начинающих писателей. И когда в редакцию пришёл Борис Пастернак, они неожиданно для самих себя вдруг разговорились. Тогда поэт признался новой знакомой, что решил написать роман. Позже он рассказывал об Ивинской: «Она — олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни перенесла… Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела…» Пастернак вспоминал, что образ Лары в его романе родился благодаря Ольге, её внутренней красоте, удивительной доброте и странной таинственности. Работа над романом началась, и Пастернак стал чаще заглядывать к опытному редактору. Сначала их отношения носили лишь дружеский характер, позже возникли более глубокие чувства. Однако поэт не мог уйти из семьи, бросить жену, которую он всё ещё любил. С другой стороны, лишённая романтики и утончённости Зинаида Николаевна была так не похожа на Ольгу — нежную, мечтательную и женственную. Несколько раз влюблённые пытались расстаться, но не проходило и недели, как Пастернак, обвиняя себя в слабости, опять шёл к любимой. Долго скрывать страстную связь любовники не могли. Вскоре об их романе узнали друзья и коллеги, а Пастернак отрицать своих отношений с возлюбленной не стал. Подруга Ивинской вспоминала, что поэт становился перед Ольгой Всеволодовной на колени прямо на улице, и когда та, смущаясь, просила его прекратить такие выходки, Пастернак, шутя, говорил: «А пусть думают, что это киносъёмка». Он никогда не стеснялся своих чувств, не боялся выглядеть смешным, нелепым или слабым. Близкие поэта обрушили на Ивинскую бурю негодования. Они обвиняли её в коварстве и подлости, заставляли расстаться с Пастернаком, требовали от него прекратить порочную связь. А Пастернак признавался одной из знакомых: «Я весь, и душа моя, и любовь, и моё творчество, всё принадлежит Олюше, а Зине, жене, остаётся один декорум, но пусть он ей остаётся, что-то должно остаться, я ей так обязан». Его отношения с Ивинской всё-таки прекратились, когда осенью 1949 года её неожиданно арестовали. Женщине предъявили обвинение в том, что она якобы хотела убежать вместе с Пастернаком за границу и предпринимала для этого побега определённые меры. От неё требовали признать, что в переводах её любовника, которыми он занимался в то время, прослеживается «политическая неблагонадёжность» и клевета на советскую действительность. Несколько месяцев возлюбленная писателя провела в холодной и сырой камере, где её ежедневно подвергали пыткам, чтобы выбить признание. Несмотря на то что женщина ждала ребёнка (Ивинская была беременна от Пастернака), её не жалели и обращались с чудовищной жестокостью. Так, после очередного допроса, Ольга Всеволодовна потеряла ребёнка. Следствие закончилось, и её отправили в лагерь. Поэт тщетно ходил по инстанциям и просил выпустить возлюбленную из тюрьмы. Единственное, чем он смог помочь Ольге, это то, что долгих четыре года заботился о её детях и постоянно помогал им материально. Ивинская вышла на свободу в 1953 году и опять вернулась к Пастернаку. К этому времени он перенёс инфаркт и, казалось, постарел на много лет. Его любовь стала ещё сильней, а отношение к любимой казалось более нежными и трепетными. Знакомой иностранной журналистке писатель рассказывал: «Её посадили из-за меня как самого близкого мне человека… Её геройству и выдержке я обязан своей жизнью и тому, что меня в те годы не трогали», а потом добавлял: «Лара моей страсти вписана в моё сердце её кровью и её тюрьмой…» Когда в 1955 году Борис Пастернак закончил последнюю главу «Доктора Живаго» и ни одно издательство не взялось его публиковать, он согласился на издание романа в Италии. Это произведение вышло в свет спустя два года, а ещё через год, в 1958 году советскому писателю дали Нобелевскую премию. В первые годы правления Хрущёва Запад всемерно заигрывал с СССР и буквально завалил Нобелевскими премиями советских учёных. Советскими властями это приветствовалось. Отношение же к литературной, то есть идеологической Нобелевской премии оказалось прямо противоположным. Автора романа обвинили в измене родине, в предательстве, называли отщепенцем и Иудой. В конце октября состоялось собрание актива Союза писателей СССР, на котором были одобрены решение исключить Бориса Пастернака из Союза писателей и просьба выслать его из страны. Травля продолжалась несколько недель, пока доведённый до отчаяния герой скандала не отправил телеграмму в Шведскую Академию: «В связи с тем, как было встречено присуждение мне Нобелевской премии в том обществе, к которому я принадлежу, я считаю необходимым отказаться от неё и прошу не принять это как обиду». Несколько лет писатель провёл в Переделкино. Изредка выезжая оттуда в другой город, он непременно отправлял Ольге самые нежные письма: «Олюша, так грустно почему-то в минуту пробуждения, по утрам! Я в полном неведении о том, где ты и что с тобою…» или «Золотая моя девочка… Я связан с тобою жизнью, солнышком, светящим в окно, чувством сожаления и грусти, сознанием своей вины… И чем лучше нас с тобою все остальные вокруг меня… чем они милее, тем больше и глубже я тебя люблю, тем виноватее и печальнее. Я тебя обнимаю страшно крепко, и почти падаю от нежности, и почти плачу». В марте 1959 года он писал Ивинской: «Родная Олюша моя… Я чувствую тебя такой неотделимой от себя… Радость моя, прелесть моя, какое невероятное счастье, что ты есть на свете, что в мире есть эта едва представимая возможность разыскать и увидеть тебя, что ты меня терпишь, что ты мне позволяешь изливать и вываливать тебе всё, что от встречи к встрече накопилось и собралось у меня в мыслях и душе…» В начале мая 1960 года Пастернак в последний раз увиделся с Ольгой Ивинской. Спустя несколько дней, 7 мая, писатель перенёс очередной инфаркт. Несмотря на оптимистичные прогнозы врачей, состояние его стремительно ухудшалось. Он не раз повторял, что не сердечная болезнь сломила его, а более коварный и страшный недуг, но близкие лишь недоумевали и лечили его сердце. Диагноз, поставленный самому себе, подтвердился у Бориса Леонидовича через несколько дней, когда врачи, проведя рентгенологическое исследование, определили у него рак лёгких. Ивинская, узнав, что состояние любимого ухудшается, попыталась приехать к нему, однако родственники поэта запретили ей приходить в их дом. Она, плача, стояла под окном, а любимый, отправляя ей короткие записки, просил не искать с ним встреч. Что чувствовала в те страшные минуты женщина — известно лишь ей одной. Перед смертью писатель говорил родным, что рад умереть, что больше не может видеть людскую подлость и что уходит непримирённым с жизнью. 30 мая 1960 года Бориса Пастернака не стало. Ольга Всеволодовна тяжело и мучительно переживала смерть любимого. Она осталась одна. Близкие друзья, которые при жизни писателя держались с ней достаточно дружелюбно, не только отвернулись от неё, но и стали отзываться об Ивинской весьма нелестно. Родственники Пастернака называли её лгуньей, грязной и нечистоплотной личностью, о ней стали рассказывать самые невероятные и лживые истории. Однако самое страшное было впереди. Летом 1960 года Ольгу Ивинскую арестовали во второй раз. Обвинение в контрабанде было странным и нелепым — возлюбленная поэта получала гонорары из-за границы после каждого издания там романа «Доктор Живаго». Её приговорили к восьми годам лишения свободы и отправили в лагерь в Мордовию. Туда же направили и дочь Ирину. Спустя четыре года Ивинская вышла из лагеря, а реабилитировали её лишь в 1988 году. Конфискованный личный архив Ивинской, в котором находились адресованные ей письма Пастернака, несколько книг, а также некоторые рукописи поэта, законной владелице так и не вернули. В начале 1990-х годов Ольга Всеволодовна писала: «Мне 82 года, и я не хочу уйти из жизни оскорблённой и оплёванной. Происходящее унизительно для меня не меньше, чем глупые домыслы и потоки целенаправленной клеветы…» В 1992 году Ивинская выпустила небольшую книгу воспоминаний о любимом человеке. Она умерла 8 сентября 1995 года, так и не возвратив себе те вещи, которые были отняты у неё несправедливо и по праву принадлежали ей. Любимая,- жуть! Когда любит поэт Любимая,- жуть! Когда любит поэт, Зимняя ночь Мело, мело по всей земле Свидание Засыпет снег дороги, Любить иных - тяжелый крест... Любить иных - тяжелый крест, Объяснение Жизнь вернулась так же беспричинно, Ты в меня запустила снежком. Никого не будет в доме Никого не будет в доме, Борис Пастернак "Скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы скрещенье" Борис Пастернак родился в творческой семье, с детства увлекался живописью, в юности готовился к композиторской карьере, но затем поступил на философский факультет Московского университета. Отсюда в его лирике столько певучести и образности, осмысленности и глубины. Достаточно слегка вслушаться, что бы поймать ритм и представить: "Отростки ливня грязнут в гроздьях Ранней лирике поэта была присуща некоторая сложность и даже заумность, не всегда понятная читателям. Текст был порой перегружен образами, литературовед А.Синявский даже охарактеризовал этот период творчества Пастернака "метафорической скорописью действительности". Впоследствии Борис Леонидович облегчит, усовершенствует слог и даже перепишет некоторые юношеские произведения, избавив их от груза нарочитости. Но при этом не утратит сложности и образности описания: "В тот день всю тебя, от гребенок до ног, Что бы расшифровать эти вроде бы простые строки, проникнуться ими, читателю придется представить себя на месте актера, вынужденного давать представлении в глухом городишке. За эту прозрачность и "живописность" Пастернаком будут впоследствии восхищаться и читатели, и собратья по перу. Анна Ахматова писала о нем: «Он награжден каким-то вечным детством, Пастернак ответил Ахматовой намного тоньше: Зрелой поэзии Пастернака свойственны одухотворенность и обожествление любимой женщины. Вся тонкость его натуры открывается в строках: "Здесь прошелся загадки таинственный ноготь. Не менее лирично звучит это четверостишье: Поэт был очень влюбчив, через его жизнь, а значит и творчество, прошло много женщин. Общее отношение к возлюбленным и любви в целом Борис Леонидович выразил в этом стихотворении, написанном в зрелом возрасте: Но, как ни сковывает ночь Эта страсть к разрывам будет преследовать его всю жизнь. Часто поэт сам разрывал отношения, находя новый предмет страсти, порой инициаторами разрыва будут любимые женщины, но самое страшное, когда разъединяет двоих сама судьба. Такой опыт у Пастернака был дважды. Боль потери особенно ярко выражена в стихотворении "Разлука": Среди препятствий без числа, И вот теперь ее отъезд, ........................ И, наколовшись об шитье А это четверостишье апеллирует сразу к двум женщинам: Там, где про "тяжелый крест" - отсылка к первой жене Евгении Лурье - художнице, пренебрегающей бытом и интересами Пастернака. С ней у Бориса Леонидовича сложились сложные, пусть и очень трепетные отношения. Вторая же - будущая супруга - Зинаида Нейгауз. Рождению стихотворения предшествовал вопрос поэта, понравились ли хозяйке дома его стихи? Зинаида Николаевна призналась, что не совсем их поняла. Леонид Борисович, похоже, уже влюбленный, пообещал "писать проще". И написал ироничное "без извилин". Зинаида Нейгауз, отличавшаяся простым и добрым нравом, не только не обиделась, но и впоследствии ушла от мужа к Пастернаку. С этой простой и хозяйственной женщиной он проживет долгие годы, она будет ограждать его от невзгод и бытовых проблем в самые трудные для него времена. Единственным серьезным испытанием их семейной жизни станет страсть пожилого поэта к 33-летней Ольге Ивинской, сотруднице издательства. Это о встречах с ней Пастернак напишет: «Ты так же сбрасываешь платье, Поздняя страсть принесет больше боли избраннице поэта, нежели ему самому. Дважды Ольгу Ивинскую сошлют в лагеря. И каждый раз по вине Пастернака, пусть и косвенной. В первом случае ее арест будет своеобразным методом давления на опального поэта. Второй раз Иванченко посадят через несколько месяцев после смерти Бориса Пастернака, когда она получит завещанный ей гонорар от издания за рубежом романа «Доктора Живаго». Как бы ни складывались отношения на стороне, Пастернак все же не мог оторваться от семьи, всегда возвращаясь к уютному очагу, всепрощающей Зинаиде Нейгауз. Но останутся прекрасные красивые стихи о любви, посвященные Ольге Ивинской: "И полусонным стрелкам лень Уже в самом финале жизни поэт напишет обращение-благодарность ко всем женщинам, встреченным им на пути: Не плачь, не морщь опухших губ... Не плачь, не морщь опухших губ. Сними ладонь с моей груди, Пройдут года, ты вступишь в брак, А я пред чудом женских рук, Но как ни сковывает ночь Не волнуйся, не плачь, не труди... Не волнуйся, не плачь, не труди Верой в будущее не боюсь Из тифозной тоски тюфяков Надорви ж его вширь, как письмо, И над блюдом баварских озер, Добрый путь. Добрый путь. Наша связь, Любить иных - тяжелый крест... Любить иных - тяжелый крест, Весною слышен шорох снов Легко проснуться и прозреть, Любимая,- жуть! Когда любит поэт... Любимая,- жуть! Когда любит поэт, Глаза ему тонны туманов слезят. Как жизнь, как жемчужную шутку Ватто, Где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт И таянье Андов вольет в поцелуй, И всем, чем дышалось оврагам века, Красавица моя, вся стать... Красавица моя, вся стать, А в рифмах умирает рок, И рифма не вторенье строк, И в рифмах дышит та любовь, И рифма не вторенье строк, Красавица моя, вся суть, Тебе молился Поликлет. Единственные дни На протяженье многих зим И целая их череда Я помню их наперечет: И любящие, как во сне, И полусонным стрелкам лень Ветер Я кончился, а ты жива. Без названия Недотрога, тихоня в быту, Посмотри, как преображена Ты с ногами сидишь на тахте, Замечтавшись, ты нижешь на шнур Пошло слово любовь, ты права. Разве хмурый твой вид передаст |