Памятник в петровском парке. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Вилла "Черный Лебедь"

Наверное, в мире не существует сказки с более кратким содержанием. «Принцесса на горошине», история которой не уступит детективам Агаты Кристи, написана в далеком 1835 году датским писателем Гансом Христианом Андерсеном, но так и не была принята критиками, а ведь в ней был заложен глубокий философский смысл о тонкости души и мнимых ценностях.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка - охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

Характеристика героев сказки

Принцесса на горошине - это главная героиня истории. А вот кем была девушка в действительности: капризной принцессой, неженкой и охотницей за приданым, недовольной гостеприимством и оказанными почестями (отчего же еще было жаловаться на недостаточно мягкие перины и твердую кровать), или разорившейся сиротой голубых кровей, случайно попавшей в грозу и оказавшейся у дверей богача-принца?

Из краткого содержания «Принцессы на горошине» становится ясно, что дверь принцессе открывает старый король. Как же так? Богатое королевство все же было, если принц мог позволить себе поиски жены по всему свету, а вот отец исполняет роль дворецкого. От скуки или безысходности (хлеб отрабатывать, например)? Ведь ясно, что всем в дворце заправляла королева-мать. Если нет - то зачем ей было лезть в отношения молодых с проверками?

Что хотел донести Андерсен?

Бывает, что увлекшись сюжетом или главными героями, зрители (или читатели) забывают о деталях, которые играют самую важную роль в истории. Горошина: что имел в виду Ганс Христиан, говоря о том, что принцесса прочувствовала давление горошины через двадцать (!) перин?

Не надо быть чтобы понять, что это не было растение из семейства бобовых. Никакая, даже самая нежная и потомственная принцесса с идеальной родословной просто физически не могла почувствовать семечко гороха сквозь кровать. Значит, горошина - это метафора? Что же хотел ею донести великий сказочник?

Не зря у "Принцессы на горошине" краткое содержание - автор не счел нужным распространяться о подробностях истории, а выделил суть: характер никуда не спрячешь!

Литературное чтение 2 класс.

УМК «Школа России»

Тема: Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»; развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать в слух с постепенным переходом про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных произведений и героями русских сказок, находить сходства и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение сказки.

    Речевая разминка.

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

Кто такой король? /слайд 2/

Король- государь, управляющий королевством.

    Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадку. /слайд 3/

Про принцессу вам загадка:

Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

Добрая, хорошая

Принцесса на..... (ГОРОШИНЕ) /слайд 3/

Назовите тему урока? (Мы будем знакомиться со сказкой «Принцесса на горошине»)

Сегодня мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». Продолжим учиться инсценировать сказки. А какие сказки Андерсена вы читали?

    Работа по теме урока.

    Рассказ учителя о Г.Х.Андерсене. /слайд 4/

Ганс Христиан Андерсен- датский писатель, сказочник. Родился в семье бедного сапожника. После смерти отца мать отправила его в Копенгаген, юному Гансу пришлось очень тяжело, но он поступает учиться в театральное училище. Будучи студентом Андерсен начинает писать стихи, пьесы, оперы для театра.

В 1835 г. В свет вышли «Сказки, рассказанные детям». Андерсен и помыслить не мог, что именно сказки- столь не солидный, «несерьезный» жанр- сделают его всемирно известным.

Из какой страны этот сказочник? (из Дании)

В его сказках, как и в жизни, правил король. А в России кто правил в давние времена? (царь)

2. Чтение сказки.

(Сказку читают учащиеся.)

    Физкультминутка. /слайд 5/

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком:

«Зайка, зайка попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

    Закрепление изученного.

    Словарная работа. /слайд 6/

Принцесса- 1. Титул представителя потомка монархов (королей, царей), наследник престола. 2. О тех, кто чересчур привередлив, чувствителен к неудобствам.

Тюфяк- мешок, набитый сеном и служащий матрасом.

Перина- мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера- музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

    Обсуждение сказки. /слайд 7/

Как выглядела принцесса, которая постучалась в ворота?

В какой момент все поняли, что принцесса настоящая? /слайд 7/

Как вы думаете, в каких ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине? Приведите примеры.

Похожа ли принцесса Андерсена на принцесс из русских сказок?

(Выразительное чтение сказки с элементами инсценирования)

    Рефлексия.

Мини- викторина.

    Кто хотел жениться на принцессе? (Принц)

    Какой должна быть принцесса? (Настоящей)

    Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса? (Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра)

    Кто решил проверить принцессу?(Старая королева)

    Сколько было тюфяков? (Двенадцать)

    Сколько было перинок? (Двенадцать)

    Что было с принцессой после той ночи? (Все тело было в синяках)

    Куда попала горошина? (В кунсткамеру)

    Подведение итогов урока. /слайд 8/

Какую сказку мы читали на уроке?

Какой представляете себе принцессу Г.Х.Андерсена?

Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?

    Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки «Принцесса на горошине», нарисовать рисунок.

Пришел, увидел, победил

Это слова римского политического деятеля и полководца Гая Юлия Цезаря. Разгромив врагов в Италии, он отправился на восток, укрепил свою власть в Египте, а в Малой Азии молниеносно разбил войска царя Фарнака. О победе Цезарь послал в сенат отчет из трех слов: "Пришел, увидел, победил".

Сейчас выражение полководца используют в двух значениях: прямом - молниеносно добиться успеха и ироническом - не разобравшись, сделать выводы.

Приложить руку

Во времена Киевской Руси многие были неграмотными или малограмотных. Вместо подписи они прикладывали руку слегка окрасив палец или несколько пальцев, прижимали их к бумаге. Как и почерк, отпечатки рук очень разнятся, ведь в природе нет двух человек, у которых бы узор тонких линий на пальцах точно повторялся. Поэтому отпечаток пальцев на бумаге считали не только равноценной, но и надежной заменой подписи. Когда человек должен ставить на документе отпечаток пальца или кисти руки, это и называли "приложить руку".

В современном понимании такое выражение означает принять участие в чем-то, быть причастным к чему-то.

Принцесса на горошине

Происхождением этот фразеологизм обязан одноименной сказке Г.-Х. Андерсена. Один королевич захотел жениться на настоящей принцессой. Для этого всех девушек он искал нежным и деликатным, устраивая им испытания: претендентка должна переночевать во дворце на кровати, застеленной 12 матрасами и 12 перинами, под которые принц тайно положил горошину. Большинство принцесс ее не почувствовало, и только одна утром пожаловалась, что ни на минуту не смогла заснуть, потому что что-то ей страшно мучило и она натерла синяки на всем теле. Именно ее королевич избрал невесту.

Фразеологизм "принцесса на горошине" употребляют, когда речь идет о человеке разнеженный, которая болезненно воспринимает даже самые маленькие трудности.

Притча во языцех

Выражение происходит из Библии (псалмы, 44:14): "Сделал Бог вас притчей во языцех, предметом покиванием головой в чужеземцев". В современной речи фразеологизм "притча во языцех" понимают как предмет разговоров, сенсацию; то, что стало общеизвестным, о чем все в шутку или с осуждением говорят.

Прокатить на вороных

Фразеологизм связан с голосованием. В древности на выборах в ящики с именами претендентов бросали шарики - баллы (отсюда и слово "баллотирования"). Белые шарики означали "за", черные - "против". А поскольку ранее черный цвет (преимущественно масть лошадей) называли вороным, то за черными шариками для голосования также закрепилась это название.

Прокрустово ложе

В одном из греческих мифов рассказывается о разбойнике Полипемона по прозвищу Прокруст, что в переводе означает "розтягувач". Всех, кто к нему приходил, он заключал на кровать.

Разбойник отрубал ноги тем, для кого это кровать была короткой, а для кого длинным - растягивал ноги. Фразеологизм "прокрустово ложе" характеризует надуманное мерило, под которое насильно подгоняют факты действительности.

Прометея огонь. Прометею муки

Прометей - титан, мощный герой древнегреческих мифов. Его образ и имя получили распространение в европейских литературах и фразеологизмах.

Пожалев людей, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природными стихиями, Прометей похитил у богов огонь и передал его смертным. За это верховный бог осудил титана на страшную муку: его приковали к скале в Кавказских горах, и каждый гигантский орел терзал тело и выклевывал печень. Ночью раны заживали, и на утро тело было готово к новым мучениям. Впоследствии могучий Геракл освободил страдальца по приказу Зевса, захваченного выдержкой и мужеством Прометея. Выражение "прометеев огонь" употребляют тогда, когда характеризует дух благородства, мужества и таланта, а "Прометее муки", когда речь идет о страданиях во имя высокой цели.