Интерпретация рисунка несуществующее животное взрослый вариант. Психологический тест "Несуществующее животное": расшифровка результатов

, тест «Несуществующее животное» предназначен для описания внутреннего мира человека, как взроослого, так и ребенка. Эту методику по праву можно считать одной из наиболее информативных рисуночных тестов.

Возьмите лист белой бумаги А4 (или тетрадный двойной листок), простой или цветные карандаши (можно пользоваться ластиком). Если все приготовлено, можете приступать к тесту - начинайте рисовать на протяжении трех минут несуществующее животное, а затем назовите его подходящим именем.

Тест выполняется на протяжении трех минут, так как за это время не успевает включиться ваше сознание, и вы рисуете этот рисунок на подсознательном уровне. И не заглядывайте в расшифровку, пока не выполните задание.

Интерпритация теста «Несуществующее животное»

Положение рисунка

Нормой считается, если вы лист расположили вертикально, а н есуществующее животное нарисовано примерно в центре, вдоль средней линии.

Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем более высокая у вас самооценка, тем больше вы недовольны своим положением в обществе. Признания окружающих вам не достает, вы претендуете на большее.

Чем ниже рисунок относительно средней линии, тем больше в вас неуверенности в себе. У вас низкая самооценка, нерешительность, подавленность, отсутствие желания самоутверждаться.

Голова или заменяющие ее детали

Поворот головы

Если у вашего животного голова повернута вправо, вы - человека действия. Вы постоянно строите планы и осуществляете свои планы, активны и нацелены на результат.

Голова, повернутая влево, означает человека размышляющего и переживающего. Вас приследуют приступы нерешительности и боязнь активных действий. Вам хочется обдумывать каждый свой поступок, прежде чем совершить следующий.

Положение головы в анфас (смотрит прямо на зрителя) означает эгоцентризм.

Глаза

Глаза рассказывают, насколько силен в человеке страх. Чем более детально прорисованы глаза, тем больше чувство страха. Если человек изобразил не только зрачки, но даже чётко обозначил радужку, то он, вероятно, перенес в своей жизни страшные события.

Ресницы

Мужчины ресницы изображают редко, это присуще женщинам. Ресницы - показатель женственных черт характера, особенно в сочетании с прорисованной радужкой. Ресницы означают желание, чтобы окружающие восхищались вами, вашей красотой и манерой одеваться. Также наличие ресниц у животного намекает на некоторую истеричность.

Чем более крупно и детально прорисованы уши, тем большее значение вы придаете мнению окружающих и зависите от него.

Приоткрытый рот в сочетании с языком означает болтливость, с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без губ и языка, а тем более заштрихованный рот означает страх и недоверие. Рот с зубами - агрессивность и грубость. Дети и подростки часто рисуют рот округлой формы, что значит тревогу и боязливость . Непропорционально большой рот трактуется как эрудиция, рациональность, высокий интеллект.

Дополнительные детали

Если вы нарисовали животному рога, то это означает агрессию и стремление защищаться (особенно в сочетании с щетиной, когтями, иглами). Но эта агрессия - не нападающая, а ответная . Перья у животного - желание украсить себя, стремление к оригинальности, проявление демонстративности . Шерсть, грива и подобие прически означают чувственность, подчеркивание к половой принадлежности. Чем заметнее эти детали, тем больше в человеке проявляется сексуальный инстинкт.

Лапы и ноги

Опорная часть фигуры (нижняя) рассматривается как степень рациональности, основательности, умения все обдумывать.

Широкие лапы, занимающие не менее трети всей фигуры, - признак солидного и уравновешенного человека, умеющего принимать решения.

Эмоциональные люди рисуют тонкие маленькие ножки, что означает импульсивность, поверхностность, легкомысленность, неумение принимать решения. Частичное или полное отсутствие лап еще более усугубляет эти качества.

Обратите внимание, как соединены ноги с корпусом тела - тщательным образом, небрежно, слабо или совсем не соединены. Это говорит о степени вашего самоконтроля, об умении рассуждать, нести ответственность и делать выводы.

Однотипность и однонаправленность ног может означать традиционность, отсутствие своеобразия, банальность . Если же лапы написаны по-разному, если они необычной формы и различны в своем положении, то это говорит о вашем творческом начале и даже инакомыслии.

Дополнительные части

Дополнительные ноги, крылья, щупальца, перья, панцирь - это энергия, увлеченность своей деятельностью, охват разных областей деятельности, любознательность, уверенность в себе, желание быть среди людей и завоевывать себе место под солнцем. Завитушки, кудри, цветки означают склонность к обращению на себя внимания, демонстративность, манерность.

Хвост

Хвосты выражают ваше отношение к своим решениям и поступкам. Если хвост повернут вправо, вы довольны собой, если влево - недовольны. Вверх - бодрость, уверенность, позитивность характера. Вниз - сожаление, подавленность, раскаяние, «вредность» характера.

Контур фигуры

Наличие шипов, выступов, панциря, игл - это защита от окружающих. Защита особенно агрессивная, если рисунок выполнен в острых углах.

Если поставлены щиты, «заслоны» и они направлены вверх, то такой человек часто сталкивается с ограничениями, запретами, принуждением, его волю постоянно подавляют «сверху» - начальники и старшие родственники.

Если щиты направлены вниз, то человек часто слышит насмешки от себе подобных, сталкивается с непризнанием, страдает от отсутствия авторитета, ему очень трудно защищать свое мнение.

Общий вид

Посмотрите, к ак нарисовано животное - экономно или щедро, со штриховкой и дополнительными линиями. Чем больше деталей, тем выше жизненная энергия человека.

Животные делятся на угрожающих, подавляемых и нейтральных. Дайте оценку своему животному - это и будет ваше отношение к своему «я», представление о вашем положении в мире.

Если животное похоже на человека (например, стоит на двух лапах, морда похожа на лицо, одето в человеческую одежду ) — это свидетельствует об эмоциональной незрелости.

Обратите внимание на сексуальные признаки - соски, груди, вымя . Можно ли определить пол животного? Это символизирует ваше представление о сексуальности.

Ваше животное должно быть действительно несуществующим. Нетворческий и бананльный человек нарисует зверюгу, которая подозрительно похожа на уже существующее животное.

Название

Если вы назвали свое животное по принципу «Водоплавающий олень», «Летающий заяц», это свидетельствует о наличии у вас четкого понимания, в каком направлении вы двигаетесь по жизни.

Наукообразные названия, иногда с латинским суффиксом («Глабиронис», «Корнолетиус» ), свидетельствуют об эрудиции, которую вы любите демонстрировать.

Встречаются названия безо всякого осмысления - «звуковые» («Баляка», «Мюмзик» ). Это обозначает обычное легкомыслие и ничего больше.

Бывают юмористические названия («Хомо несапиенс», «Пузырь») - они характеризуют ваше позитивное или ироническое отношение к миру.

Инфантильные люди часто используют в названии повторяющиеся элементы («Тру-тру», «Хо-хо-хо» ).

Склонность к фантазированию (чаще всего это означает потребность защищаться) выражается непомерно длинным названием.

Подготовила Марьяна Чорновил

В современном обществе психология активно развивается. Сейчас практически каждая организация стремится включить в штат психолога. Для чего это нужно? Чтобы знать эмоциональное состояние сотрудников, помочь им снять напряжение, оказать помощь в решении различных проблем. Тест "Несуществующее животное" позволяет рассмотреть многие и при этом не отнимать много времени у работника. В статье мы попробуем узнать более подробно об этой методике.

Психологический тест "Несуществующее животное"

Вообще, опытный психолог скажет вам, что правильнее будет проводить не один, а четыре теста с животными. Нужно это для того, чтобы полностью "увидеть" психологический портрет человека. Вот эти тесты:

  • "Несуществующее животное".
  • "Злое животное".
  • "Счастливое животное".
  • "Несчастное животное".

Но все-таки основным и наиболее информативным является первый вариант, который чаще всего и используют практикующие психологи всего мира. Остальные варианты тоже можно брать для анализа, но как дополнение к основному тесту.

Впервые методику "Несуществующее животное" предложил М. Дукаревич, но тогда она не получила такой популярности, ее дорабатывали и апробировали. Хотя уже в те времена было понятно, что эта методика может дать много полезной информации. Сейчас психологи чаще прибегают к методическим указаниям А. Венгера и по его расшифровкам дают результаты "Несуществующего животного".

Понять теорию этой методики или любых других, подобных ей, довольно просто. Рисуя, человек изображает на бумаге все то, что происходит у него в душе. Причем делает он это не специально. За него работает его подсознание. Это проективный тест "Несуществующее животное", расшифровка которого показывает нам внутренний мир испытуемого человека. Здесь все выражается в виде линий: черты характера, страхи, желания, насущные проблемы и многое другое.

Задача психолога в тесте "Несуществующее животное" - интерпретировать результаты, т.е. понять: почему человек нарисовал ту или иную линию, почему у одного углы острые, а у другого все они закругленные. Здесь можно найти ответы на множество вопросов. И порой люди, слушая результаты, удивляются, откуда психолог может знать такие сокровенные тайны. А ведь они сами обо всем рассказали, нарисовав рисунок.

Нельзя быть полностью уверенным в том, что рисуночный тест типа "Несуществующее животное" дает результат, который будет верным. На это влияет множество факторов. Если вам нужна более серьезная и точная оценка внутреннего состояния, то воспользоваться При обработке результатов "Несуществующего животного" психолог может дать исключительно субъективную оценку. Это всего лишь гипотезы, которые требуют подтверждения со стороны испытуемого человека.

Получив результаты теста, психолог сопоставляет их с высказываниями пациента, с его поведением, эмоциональным состоянием, наводит справки о том, как живет человек и что его в данный период времени беспокоит.

Валидация и апробация

Прежде чем применять на практике методику, она должна пройти валидацию и апробацию. Что это за Это своего рода проверка теста на точность. Исследователи берут группу людей и заранее узнают об их жизненной ситуации, об их проблемах и желаниях, а затем предлагают нарисовать животное, которого не существует. По проведенному тесту "Несуществующее животное" интерпретация результатов от психолога сравнивается с теми данными, которые имеются по факту. Если эти показатели имеют что-то общее, то гипотеза считается принятой и наступает черед следующего этапа.

Теперь исследователям понадобится группа людей, о которых неизвестно ничего. Им предлагают нарисовать такое же животное, а затем обрабатывают полученные результаты. Если в течение исследования было выявлено, что в этой группе есть человек, который имеет склонности к психопатии, проводят дополнительное тестирование. Если этот диагноз тоже подтверждается и специалисты признают его психопатом, то методика может официально считаться валидной и апробированной, а также может применяться всеми психологами.

Что скрывает рисунок

С помощью этого теста можно узнать:

  1. На каком уровне находится умственное развитие испытуемого.
  2. Какой подход к действительности преобладает: эмоциональный или рациональный.
  3. На каком уровне находится психомоторный тонус, повышена или же понижена активность.
  4. Умеет ли человек себя контролировать и планирует ли он свои будущие действия, а также можно сказать о его импульсивности.
  5. Что находится на более высоком уровне: валидность или ригидность.
  6. Присутствует ли тревожность в характере человека, и на каком уровне она находится в момент исследования.
  7. Какие страхи преобладают и насколько они сильны.
  8. Имеют ли место депрессивные тенденции.
  9. Как пациент реагирует на стрессовые ситуации.
  10. Проявляет ли человек агрессию, и если да, то в какой форме.
  11. Кем является испытуемый: экстравертом или интровертом.
  12. Насколько демонстративными бывают его действия и выражения.
  13. Удовлетворена ли его потребность в общении.
  14. Возможно, он сам избегает общения с окружающими.
  15. Является ли он полноценным членом социума.
  16. Имеют ли место антисоциальные тенденции.
  17. Каково отношение к сексуальной сфере, имеются ли проблемы в этом направлении, и если да, то какого характера.
  18. Как относится испытуемый к вопросам семьи, важна ли эта тема для него, и какие отношения у него складываются с отдельными родственниками.

Инструкция

Для прохождения теста "Несуществующее животное" вам понадобится карандаш и белый лист бумаги. Задание заключается в том, чтобы нарисовать животное, которого не существует нигде в мире. Сюда могут входить отдельные части других животных, но не точная их копия.

Желательно, чтобы испытуемый находился в тишине и без лишних свидетелей. Он не должен думать о каких-либо проблемах или отвлекаться на посторонние разговоры. Теперь рассмотрим варианты, какие несуществующие животные могут встречаться во время испытания и что обозначает каждый штрих.

Расположение рисунка

В тесте "Несуществующее животное" интерпретация начинается с рассмотрения положения рисунка на листе бумаги. Эта деталь может много рассказать о вашей самооценке и положении в обществе.

Если ваше животное нарисовано в верхнем углу листа, то это свидетельствует о том, что у вас слишком завышенная самооценка, вы очень любите себя и всегда довольны любыми своими действиями. И в то же время это знак, что вы не довольны, как вас оценивают окружающие. Расположив рисунок в таком месте, вы пытаетесь показать, каких высот планируете достичь. А также то, что все свои силы направляете на то, чтобы понравится окружающим, а точнее стремитесь соответствовать тем нормам, которые приняты в вашем кругу общения.

Животное, расположенное в низу страницы, говорит о заниженной самооценке. Вы не уверены в собственных силах и крайне нерешительны. Скорее всего, вы просто смирились с тем, что происходит вокруг, и не пытаетесь ничего изменить. Проще говоря "плывете по течению". Хотя однозначно утверждать ничего нельзя. Возможно, это связано с усталостью или событиями, которые происходят в вашей жизни в момент тестирования.

Еще сказать о том, что если животное находится в левой части листа, то вы остановились в прошлом и не желаете его покидать. Правая сторона говорит, что человек много думает о своем будущем, строит планы и пытается реализовать свои мечты. В середине листа предпочитают рисовать те, кто живет в настоящем и не оглядывается на прошлое, а также не смотрит в будущее.

Взгляд невероятного зверя

В тесте несуществующее животное интерпретация проводится и относительно того, куда смотрит нарисованное чудо. Налево смотрят животные, авторы которых склоны к самоанализу. Такие люди довольно часто занимаются тем, что прокручивают в голове разговоры, которые уже прошли и пытаются придумать более остроумные фразы. В большинстве случаев, придуманные реплики, были бы более удачными в момент общения, но, к сожалению, гениальная мысль не посетила испытуемого. Авторы таких рисунков обычно являются людьми, у которых довольно серьезные намерения, но все они остаются лишь в мыслях.

Если же голова или взгляд зверя направлен направо, то это более хороший знак. Это свидетельство того, что в отличие от предыдущего испытуемого, вы не только много планируете, но и стараетесь все это своевременно выполнять. У таких людей много друзей и их ценят на работе. Потому что они знают, что делать и как нужно делать. Согласитесь, всем нравится иметь дело с человеком, который дает обещание, а потом выполняет его.

У эгоцентричных личностей несуществующее животное смотрит прямо им в глаза. Это также может быть знаком того, что это довольно контактная личность, которая много общается, легко заводит новых друзей. Таких людей всегда заметно даже в большой компании. Они много шутят, быстро находят общий язык с новыми знакомыми. С ними всегда есть о чем поговорить.

Кроме отдельных деталей обращайте внимание и на то, в какую сторону больше направлена вся фигура. Идеальным считается расположение одновременно в трех измерениях: будущее, настоящее и прошлое. Это свидетельство того, что автор вполне счастливый человек, который умеет радоваться жизни, он уже добился определенных высот и знает, чего хочет.

Зверек может быть сдвинут влево. Так обычно происходит у людей, которые в детстве пережили какие-то яркие отрицательные события. Сюда включены и такие происшествия как развод родителей или смерть близкого человека, а также имеют место и не слишком серьезные проблемы, но они очень повлияли на психику ребенка и теперь даже во взрослом возрасте не дают покоя. Но не всегда это отголоски далеко прошлого, вполне возможно, что что-то в жизни испытуемого произошло совсем недавно и не дает ему спокойной жизни.

Если на бумаге видно, что рисунок сильно уходит вправо, то это признак того, что человек пытается защитить себя от чего-либо. Возможно, это события, которые происходят в данный период, но не исключено, что это происшествия из прошлой жизни. Такие люди, обычно, много мечтают, они видят себя в далеком будущем и пытаются как можно дальше убежать от себя настоящего.

Общее впечатление

При анализе несуществующего животного психолог может рассматривать не только отдельные детали, но и всю работу. Как и в живой природе, животные на рисунках могут иметь некоторую классификацию, а точнее они делятся на:

  • Тех, кто угрожает окружающим людям (у них есть острые зубы, клыки или когти).
  • Тех, кому угрожает опасность со стороны окружающих (милые зверьки, которые не способны никого обидеть).
  • Тех, кто имеет угрожающие части тело, но одновременно напоминают милого беззащитного зайку.

Как бы там ни было, нарисованное животное - это отражение испытуемого. Именно таким он видит себя в этом мире. Рассмотрим этот раздел более подробно.

Если изображенная особь носит человеческую одежду или просто способна ходить прямо, то ее автор еще не созрел эмоционально. Он слишком инфантилен. Обычно нормальные взрослые люди не пририсовывают своим зверькам половых органов. Это удел маленьких детей, которые еще не понимают того, что рисовать можно, а от чего лучше отказаться. Но если подобные органы просматриваются, то это признак нарушенной психики. Любые намеки на половые особенности являются сигналом того, что у человека присутствует нездоровая фиксация на сексе, что не считается нормой.

Пропорции и размеры

Рисунок может иметь средний размер и не слишком выделяться, однако его присутствие на листе будет являться вполне гармоничным. Это говорит о том, что испытуемый имеет позитивное отношение к миру и к самому себе. Он доволен своей жизнью и не имеет никаких злых намерений. Его устраивает окружение, он не держит зла на своих знакомых и, возможно, даже не имеет врагов.

Рисунок слишком крупного размера - это открытый нарциссизм. Больших зверьков предпочитают рисовать маленькие дети. Таким способом малыши пытаются изобразить свою завышенную самооценку. Еще одна причина появления огромного зверя на листочке взрослого - это своего рода защита личности от воздействия на нее со стороны окружающих. А еще таких животных рисуют люди, которые недавно пережили сильнейший стресс.

Остается разобрать причину появления на бумаге маленьких зверьков. Обычно такие присутствуют у людей, которые имеют проблемы с психикой. Подобные изображения встречаются редко. Это происходит при тестировании людей, больных шизофренией или имеющих другие заболевания психики. Кроме мелких тварей внизу страниц, психически больные люди любят изображать схемы и начертания. Причем, изображая абсолютно неразборчивые чертежи, они видят в них исторических личностей, известных людей или же представителей фауны.

Линии и контуры

Довольно часто люди, даже не подразумевая этого, пытаются обеспечить своих зверей защитой. И если в живой природе мы привыкли видеть рога, панцири, иглы и прочее "оружие", то на бумаге это могут быть совершенно случайные линии, которые, так или иначе, выступают над животным. Порой они наведены немного жирнее, чем остальные. Вот это и считается защитой для выдуманного питомца. Но намного интереснее для психолога не то, как они выглядят, а то, с какой стороны расположились.

Если такой панцирь накрывает зверя сверху, как черепаху, то испытуемый пытается защититься от тех, кто стоит выше, чем он: начальство, родители, органы власти и прочее. Если автор пытается обеспечить безопасность нижней части, то это свидетельствует о том, что человек боится за свой авторитет. Внизу располагают защиту от людей, которые занимают равное с ним положение, а то и вовсе находятся на ступень ниже.

Может быть нарисована броня с обоих боков. Такие люди готовы к любым жизненным ударам. Они каждому могут дать отпор. Особое внимание нужно уделить элементам с правой стороны. Признак того, что человек готов до последнего отстаивать свое мнение до конца. Он абсолютно уверен в своей правоте.

Бывают случаи, когда на теле зверя какая-то линия выделяется особенно сильно. Это знак того, что испытуемый сильно тревожится или ждет какого-то удара в ближайшее время. Ниже представлен пример несуществующего животного, которое показывает, какие способы защиты могут существовать. Но это лишь малая часть того, на что способна фантазия испытуемых.

Нижняя часть

Во время определения в тесте "Несуществующее животное" результатов нужно обратить особое внимание на ноги. Здесь о них, как и о глазах, можно сказать, что это зеркало души. Итак, если ноги хорошо прорисованы, то это свидетельствует о том, что испытуемый уверен в себе и в собственных силах, точно знает, чего хочет и как он сможет достичь поставленной цели. Но ноги могут плохо просматриваться или отсутствовать совсем. Такие рисунки преобладают у людей, которые обладают импульсивным характером и слишком легкомысленны. Обратите внимание на то, что под хилыми ногами может находиться опора. Она играет роль сильных, хорошо заметных ног и имеет соответствующую интерпретацию.

Если ноги плохо или совсем не соединены с туловищем, то перед вами человек, который любит много говорить, но даже сам, порой, не понимает смысла своих изречений. От него не стоит ждать того, что он сдержит свое слово. А вот если вы видите, что ноги и тело плотно соединяются, то этому человеку можно верить. Он уверенно говорит и понимает суть своих выражений. Чаще всего такие люди держат данное обещание.

Нижние конечности могут быть абсолютно одинаковыми: каждая линия, изгиб, прорисовка. Так рисуют конформисты. Они редко генерируют новые оригинальные идеи. А вот если ноги зверя смотрят в разные стороны или вообще каждая из них занята своим делом, то перед вами творческая личность. Она всегда имеет свое мнение и не зависит от критики окружающих людей.

Голова

Большие головы изображают те, кто отдает предпочтение рациональному мышлению. Подобные качества они воспитывают не только в себе, но и ценят в окружающих людях. Если у зверя выделяются особенно большие уши, то перед вами очень любопытная личность. Он не только интересуется отношением окружающих к нему, но и пытается больше узнать о том, что происходит вокруг.

Далее следует рассмотреть рот. Если он у животного открыт, да еще и язык выглядывает, то испытуемый весьма болтлив. Он любит поговорить, посплетничать. Чувственные люди делают особый акцент на губах и хорошо их прорисовывают. На некоторых рисунках особенно выделяются зубы. Такое наблюдается у людей, которые склонны к вербальной агрессии. Причем такая агрессия проявляется только в том случае, если человек вынужден защищаться. Бывает, что рот зверька приоткрыт, но зубы и язык там не просматривается. Такой человек очень мнителен и всегда находится в состоянии настороженности.

Нос уже долгие годы считается фаллическим символом, но только если вы не анализируете рисунок мужчины. В этом случае он считается вполне ожидаемым компонентом лица. А вот если девушка делает акцент на этом органе, то это явный знак того, что она сексуально не удовлетворение, и ее молодому человеку нужно задуматься. Когда испытуемые рисуют глаза, они могут сделать особый акцент на зрачках. Это признак того, что в данный момент их что-то сильно беспокоит или они насторожены. Ресницы пририсовывают те, кто сильно озабочен своим внешним видом, особенно не пристало добавлять эту деталь мужчинам.

И последние штрихи: волосы, которые чаще просто копируют с самого себя. Но иногда прическа является указателем на сексуальную ориентацию. Если на голове четко просматриваются рога или другие острые предметы, то это явный признак агрессии. Она может быть просто защитной реакцией или, наоборот, выражать склонность к нападению на людей. Более точно об их предназначении может сказать только сам автор изображения. А вот если в прическу вплетена заколка или перо или другой предмет, служащий украшением, то это не что иное, как желание выделиться.

Дополнительные штрихи

Довольно часто люди добавляют своим животным органы или части тела, не играющие слишком большой роли, но являются отличным способом привлечь внимание окружающих. Такими предметами являются:

  • хвосты;
  • перья;
  • кисточки;
  • кудри и многое другое.

Если вы видите у животного какие-либо дополнительные конечности: третью ногу, крылья и другие "аксессуары", то пред вами человек, который пытается охватить слишком много видов деятельности сразу. Это может быть свидетельством того, что испытуемый просто многосторонняя личность, которая имеет много интересов и всесторонне развивается. Но эти части тела могут иметь и отрицательный посыл. Например, то, что человек лезет не в свое дело и часто мешает окружающим своими советами или дает им лишнюю информацию, а возможно, пытается выполнить чужую работу.

Хвост - это та часть тела, которая всегда находится позади и преследует своего владельца. На рисунке несуществующего животного он олицетворяет все дела, совершенные ранее, различные намерения и даже слова, которые были или будут сказаны. Хвост, который указывает направо, является признаком того, что у испытуемого большие планы на будущее и в скором времени он попытается их реализовать. А вот если налево, то человек никак не может отпустить прошлое и периодически возвращается к тем событиям. А также обратите внимание, куда устремлен хвост. Если вверх, то испытуемый гордится всем тем, что совершал в прошлом, или же ожидает больших побед в скором будущем. А если вниз, человек сожалеет о делах, совершенных ранее, или же боится смотреть в будущее.

Имя

Вот тест "Нарисовать несуществующее животное" практически завершен. Последним этапом считается выбор имени. Оно должно быть таким же оригинальным, как и нарисованное животное. Здесь фантазия может разыграться. И, что самое интересное, каждая часть имени несет в себе какое-то значение. Внимательно посмотрите на свой рисунок несуществующего животного и подумайте, какую кличку можно ему дать.

Часто люди просто соединяют части уже известных слов, и получается что-то необычное. Такой стиль присущ тем, у кого преобладает рациональное мышление. Эти люди пытаются все выполнять строго по инструкции, всегда следуют полученным указаниям. Из них получаются отличные работники.

Встречаются названия, которые чем-то напоминают научные. Таким образом люди пытаются показать свой ум и эрудицию. Они вообще очень уверены в своих способностях, скорее всего, много читают и могут поддержать практически любой разговор. Иногда, испытуемые не задумываются над именем слишком долго и просто пишут набор звуков. Так делают люди легкомысленные и те, для кого эстетическая сторона важнее, чем рациональная. В повседневной жизни они часто совершают необдуманные поступки.

Смешные названия подбирают те, кто любит посмеяться над окружающими, и не всегда в положительном свете. Возможно, человек просто очень любит поиздеваться над людьми, указать на их недостатки или слабости. В общении с ними нужно быть осторожнее. Имена из повторяющихся звуков, например, "Нуф-Нуф", выбирают инфантильные личности. А любители фантазировать и те, кто живет в своем придуманном мире, называют своих животных очень длинными именами.

Вот мы и рассмотрели интерпретацию методики несуществующего животного. Все эти данные помогут вам познать себя, разобраться во многих проблемах, найти ответы на волнующие вопросы.

Тест «Несуществующее животное» некогда был построен на теории психомоторной связи. Для того, чтобы зарегистрировать состояние психики испытуемого, используется исследование моторики, в частности, это касается моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения и/или рисунка.

Методика

И.М.Сеченов в свое время говорил, что любое представление, возникающее в психике человека, заканчивается движением.

Если реальное движение по той или иной причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц накапливается определенное количество энергии, необходимое для осуществления ответного движения: представление — мысль. Например, мысли, образы и представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в мышцах ног и рук. В случае ответа на страх это вполне необходимая и оправданная реакция, так как человек может спасаться бегством или защищаться с помощью рук – наносить удар, заслоняться от противника.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: приближение, удаление, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, с его помощью можно зафиксировать отношение к пространству, то есть возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.

Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху, связана с будущим периодом и действенностью. Левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона, соответствующая доминантной правой руке, — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных методик. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест является ориентировочным, поэтому как единственный метод исследования обычно не используется, требуя объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция к тесту:
Сейчас Вам необходимо будет придумать, а в последующем и нарисовать некое несуществующее животное, при этом дав ему несуществующее название. Не думайте о красоте рисунка. При обработке данных имеет значение лишь смысл, вложенный в рисунок, а не его художественные особенности.

Анализ теста и интерпретация результатов

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно.)

Положение «анфас», то есть голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Трактовка идет в сочетании с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению, самооправданию, демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент)

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек — кудрей; цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т.д.) Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная и отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратите внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии, контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.

Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном, несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание.

То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «водит карандашом по бумаге», не нажимая на него. Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (то есть к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегемот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие»), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т.п.).

Тест «Нарисуй несуществующее животное» очень востребован психологами при работе со школьниками. Используя такой способ диагностики, можно многое понять о психическом состоянии ребёнка. Для этого нужно знать, как провести тестирование и правильно расшифровать его результат.

Суть рисуночного проективного теста «Нарисуй несуществующее животное»

Целью диагностики является определение степени тревожности испытуемого, его самооценки и других важных особенностей подрастающей личности. Тестирование напрямую связано с внутренним миром испытуемого: все части тела животного, которое предлагается изобразить ребёнку, отражают процессы, происходящие на психическом уровне. Их прорисовывание не контролируется сознанием, так как временной промежуток, отводящийся на проведение теста, не позволяет запустить этот механизм.

Такая методика психологического обследования - одна из самых информативных из всех рисуночных способов диагностики. Как правило, она используется параллельно с другими психологическими тестированиями - это позволяет составить полную картину состояния ребёнка.

Порядок проведения психологической диагностики

Для прохождения теста испытуемому понадобится дать лист бумаги и пишущие средства - карандаши средней мягкости (простые или цветные). Ручки, фломастеры и краски исключаются, так как линии, сделанные ими, затрудняют процесс расшифровки рисунка. Время выполнения задания ограничивается тремя минутами.

Чтобы исследование было наиболее полным, ребёнка следует чётко проинструктировать:

После того как испытуемый выполнит задание, нужно попросить рассказать его о своём животном (как оно живёт). Если повествование не содержит достаточно сведений для анализа, то ребёнку предлагаются конкретные вопросы (тестирующий человек при этом должен подробно записывать ответы):

  • Где существо живёт?
  • Чем питается?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • Чем не любит заниматься?
  • Есть ли у него друзья, кто они?
  • Кто живёт с ним вместе?
  • Кто его враги, если есть?
  • Чего он боится больше всего?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ манеры выполнения рисунка

По нажиму можно судить о состоянии тестируемого человека. Слабый говорит о пассивности, астении, предпосылках депрессии; сильный означает напряжённость в эмоциональной сфере, импульсивность и ригидность. Твёрдость нажатия на карандаш такой силы, от которой даже рвётся бумага, символизирует агрессию, повышенную активность и конфликтность.

Качество линий тоже даёт определённую характеристику состояния ребёнка:

Идеальный вариант расположения рисунка - в центре вертикально лежащего листка, это говорит о нормальном состоянии психики человека. Смещение изображённого животного в ту или иную сторону иллюстрирует некоторые психологические аспекты, связанные с самооценкой: уклон от центра вверх означает завышенную, вниз - заниженную. Если существо смещено вправо, то это значит, что испытуемый стремится контролировать свои поступки и мысли, «переход» в левую сторону означает бездеятельность и низкую социальную активность, застенчивость. Расположенный в углу рисунок может свидетельствовать о депрессии.

Животное «сбежало» с листка и не уместилось на нём полностью - это сигнал об острой тревоге и импульсивности.

При выраженном увеличении размера рисунка можно быть уверенным, что ребёнок находится в тревожном и стрессовом состоянии. Если же нарисованное существо очень маленькое, то испытуемый, скорее всего, подвержен депрессии или обладает низкой самооценкой.

Необычный персонаж, расположенный строго по центру, говорит о том, что психика его автора в норме

Рассмотрение изображённого существа

Тип животного

Задание считается выполненным неправильно, если испытуемый нарисовал реальное животное и описал его естественный образ жизни (например, собаки или кошки). Это может быть нормальным для пяти- или шестилетнего малыша, но когда такой результат демонстрирует более взрослый ребёнок, это свидетельствует о низком уровне воображения.

Какие типы животных чаще всего изображаются при тестировании?

Части тела

Определённую информацию можно почерпнуть и из анализа частей тела животного. Каждый элемент говорит о том или ином состоянии тестируемого в момент прохождения диагностики и о его психическом здоровье в целом.

Часть тела Характеристика верхней части тела (о чём свидетельствует такое изображение)
Положение Отсутствие Размер и количество Форма Дополнительные
моменты
Голова Обращена вправо - человек действия; влево - субъект часто переживает и размышляет, не уверен в себе; прямо - признак эгоцентризма Импульсивность или психическая болезнь Две и более –внутриличностный
конфликт,
противоречивость
Искажённая - органическое поражение мозга, психоболезнь; больше тела - символ интеллектуальных способностей испытуемого Пририсованные перья - желание приукрашивать действительность; рога - агрессивный настрой, защита;
грива - подчёркивание своей половой принадлежности или повышенная чувственность
Глаза Астения Неправильная - невроз С чёрной радужкой - страхи; пустые, без зрачков - астения; с кровеносными сосудами - ипохондрия, невроз; с ресницами - высокое самомнение, манерность поведения
Уши Замкнутость, нежелание слышать других, вступать в контакт Большие и много - заинтересованность в получении информации, подозрительность, мнительность, зависимость от чужого мнения
Рот Непропорционально большой - эрудированность, развитый интеллект, рационализм Круглая - тревога, боязнь чего-либо Приоткрытый и с языком - признак болтливости; с губами - чувственность; без языка и губ - страх, недоверие; с зубами - символ агрессии

Фигура животного - не менее важная деталь, на которую необходимо обратить внимание при тестировании. Если она изобилует множеством деталей, то это свидетельствует о мощной энергетике испытуемого, составных частей очень мало -такой рисунок говорит об астении. Существо, нарисованное с большим количеством острых углов - признак агрессивного настроя человека; преобладание округлых форм говорит о замкнутости ребёнка и закрытости от внешнего мира.

Если животное обладает хвостом, его положение также необходимо проанализировать. Обращённый вправо символизирует отношение школьника к своему поведению и поступкам, влево - к мыслям и решениям (вверх - положительное, вниз - отрицательное). Излишняя красота хвоста (например, как у павлина) – свидетельство демонстративности.

Неумелость построения отношений в социальной сфере можно определить по отсутствию или недостаточному количеству лап. Если конечностей, наоборот, слишком много - человеку нужна помощь, опора. Об этом же говорят и нарисованные толстые или большие лапы. Маленькие ножки свидетельствуют об импульсивности, легкомысленности, поверхностном отношении ко многим вещам. Чем шире конечности, тем больше вероятность того, что школьник уравновешен и умеет не только принимать ответственные решения, но и отвечать за них. Одинаковые по размеру и форме лапы характеризуют человека, который не склонен к инакомыслию и творческому началу.

Чем детальнее изображено животное, тем больше оно может рассказать о своём авторе

Очень показательны при анализе теста дополнительные элементы, которые могут говорить о:

  • желании защититься (чешуя, панцирь);
  • агрессии (иголки, разнообразные шипы, пририсованное оружие);
  • сексуальной значимости (изобилие волос на теле, половые органы, грудь, вымя);
  • демонстративности (узоры и рисунки на теле);
  • неврозе, ипохондрии (наличие шрамов и ран, изображение кровеносных сосудов, внутренних органов);
  • романтичности и мечтательности натуры (присутствие крыльев);
  • затруднениях в общении (части механизмов в теле).

Даже характер соединения конечностей с туловищем имеет определённое значение: если прослеживается чёткая их прорисовка - человек склонен следить за своими рассуждениями и ответственно подходить к принятию решений. Небрежность в изображении мест присоединения лап к телу или полное отсутствие этого - показатель недостаточного контроля над собой.

Название существа

  • «Летающий крокодил», «водоплавающий ягнёнок» и подобные имена животных говорят о чёткости понимания целей, к которым стремится человек.
  • Наукоподобные термины с «налётом» латыни - «зверолетиус», «устрашонис» и прочие - свидетельство эрудиции ребёнка и его желания показать это.
  • Звукоподражательные имена зверюшек («мамзяка», «каряка») – признак лёгкого отношения к жизни, некоторой беспечности.
  • Если в названии животного прослеживается юмор, то это показатель оптимистичного отношения к действительности. Примеры таких имён – «пузырик», «нескладушечка», «несапиенсный хомик».
  • Когда имя очень сложное и длинное, то это означает, что придумавший его человек - большой выдумщик и фантазёр.

Толкование ответов на вопросы

По окончании работы ребёнка над заданием нужно обсудить с испытуемым образ жизни нарисованного им существа

Если ребёнок придумывает своему нарисованному персонажу такую жизнь, которая полностью соответствует изображению, то это нормально и логически оправдано. О нарушении логики мышления можно сделать вывод, если рисунок и рассказ о существовании животного никак не связаны друг с другом.

Фантазия с целью компенсации каких-либо негативных моментов в жизни испытуемого прослеживается при идеализации или приукрашивании своего персонажа.

Когда ребёнок утверждает, что придуманный и нарисованный зверёк живёт на острове, за границей, в субтропиках, это говорит о демонстративности; в качестве места проживания животного названа изолированная площадь (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и так далее) - тестируемый одинок и остро переживает это. Агрессию, боязнь испытуемого, его желание найти защиту характеризуют подобные ответы: «в тайге», «в непроходимых болотах», «в лесной чащобе». Невроз может выдавать «поселение» животного в неприятные условия - тину, грязь, лужу, помойку.

«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» - это выражение в полной мере может быть применимо к ответам человека на вопрос о том, чем питается нарисованная зверушка. Вот что могут значить реплики школьника на этот счёт:

  • ничем, воздухом, энергией - интравертность тестируемого;
  • всем, что попадётся - импульсивность;
  • несъедобными вещами (гвоздями, камнями, палками) – нарушения коммуникативных отношений;
  • неприятными элементами (слизью, трухой, клопами, тараканами) – невроз;
  • внутренними органами животных, кровью - невроз, граничащий с агрессией;
  • людьми - отрицание, негативизм, агрессия.

В рассказах ребёнка животное может:

  • много спать, что говорит об астении, хронической усталости испытуемого;
  • крушить, ломать - это признак агрессивности, негативного отношения к окружающим;
  • развлекаться и гулять - такое определение образа жизни существа символизирует желания школьника;
  • искать пищу - эта характеристика подаёт сигнал о каких-либо проблемах и жизненных трудностях тестируемого.

Если нарисованное существо любит неординарные занятия (вроде хождения на голове или вверх ногами), то ребёнку, придумавшему такие действия для животного, не чуждо стремление выйти за рамки обыденности и нарушить стандарты поведения.

Импульсивность присутствует в характере людей, наделяющих своих нарисованных персонажей невозможностью сидеть без дела.

Когда описание животного связано с частым упоминанием о его врагах, то можно сделать вывод о боязни агрессии; чрезмерный акцент на проблемах с едой - символ неблагополучия в быту испытуемого, привязанности к материальному. Существо, по словам тестируемого, одиноко, у него нет друзей - скорее всего, в жизни ребёнка такое же положение вещей. Рассказ о большом количестве близких по духу людей говорит о значимости общения для испытуемого.

«Гламурный крылокот» - такое название дал существу автор рисунка

  • Полностью закрашенная радужка глаза - свидетельство страха, сконцентрированного внутри автора рисунка.
  • Испытуемый зациклен на себе, об этом свидетельствует прямое расположение головы животного и его открытый взгляд.
  • Тревожные сигналы - штриховка хвоста и расположение персонажа на краю листа.
  • Также о беспокойстве говорят множественные линии в изображении некоторых частей тела (нижней части головы, крыльев, задних лап).
  • Не слишком маленькие уши крылокота - показатель зависимости от чужого мнения, желания следовать общепринятым нормам.
  • Энергетический потенциал автора очень высок, об этом можно судить по большому количеству деталей фигуры животного.
  • О романтических устремлениях и мечтательности натуры сигнализируют большие крылья. Возможно, автор мечтает изменить свою жизнь, но не имеет возможности это сделать.
  • Тестируемый склонен к прагматизму и рационализму, потому что все части тела прорисованы чётко, а их соединения не размыты.

Проведение теста «Нарисуй несуществующее животное» - замечательный способ получить представление о внутреннем мире, характере ребёнка и даже условиях его жизни. Результаты диагностики помогут выявить существующие проблемы и скорректировать работу по их устранению.

Один из самых интересных и показательных рисуночных тестов – «Несуществующее животное». Его можно провести самостоятельно, а потом посмотреть интерпретацию, расшифровку. Конечно, более глубоко и детально разобраться в особенностях вашего характера и эмоциональной сферы сможет только психолог.

Проведение теста «Несуществующее животное»

Для того чтобы провести этот тест, вам понадобится лист бумаги (желательно формата А4, но можно и тетрадный лист), а также карандаш. Шариковая ручка меньше подходит, потому что у нее не так заметен нажим.

Положите лист вертикально и нарисуйте на нем несуществующее животное. Постарайтесь, чтобы это был не образ, подсмотренный вами в кинофильме или в мультфильме, а самостоятельно придуманное существо. Включите свою фантазию, можно комбинировать в изображении элементы разных существ, украшать вашего зверя на свое усмотрение клыками и шипами или бантиками и цветами. Никаких ограничений не накладывается – рисуйте что хотите.

При выполнении этого теста у человека может возникнуть одна проблема – неумение рисовать. Люди часто теряются, когда получают такое задание. Как нарисовать какое-то животное, да еще и фантастическое, если я простой домик с трубой не нарисую? Это не должно вас смущать и останавливать. Никто ваши художественные дарования оценивать не станет. Любой ваш рисунок будет правильным. Растерянность нужно преодолеть и нарисовать то, что придет в голову, и так, как получится.

После того как вы посчитаете, что рисунок полностью завершен, назовите вашу зверушку. Так как животное у вас несуществующее, то и название надо придумать соответствующее.

Несуществующее животное

Интерпретация рисунка

Итак, после того как животное нарисовано и названо, можно в соответствии с «ключом» расшифровать значения его элементов.

Расположение на листе

Рисунок может располагаться по центру, в верхней или нижней части листа, а также ближе к правому или левому (от рисующего) краю.

Расположение изображения ближе в верхней половине говорит о завышенной самооценке, в нижней – о заниженной. Ближе к правому краю размещают рисунок люди, живущие будущим, а к левому, ориентированные на прошлое, ностальгирующие.

Характер линий

Этот показатель едва ли не самый главный в рисуночных тестах. По характеру линий можно определить и общий уровень энергии, и настроение человека.

  • Слабые, тонкие линии говорят о низком уровне жизненной энергии, о робости и нерешительности.
  • Линии прерывистые, дрожащие – свидетельство тревоги, страха и неуверенности в себе.
  • Четкие, непрерывные линии с хорошим нажимом – это показатель хорошей жизненной энергии устойчивого позитивного настроения, уверенности и адекватной самооценки.
  • Жирные линии с сильным нажимом, нередко с резкими, острыми углами – показатель состояния повышенного возбуждения, чаще всего раздражения, неудовольствия, гнева. Такие линии также характерны для самоуверенных людей с завышенной самооценкой.

Правда, следует учитывать, что неуверенные линии могут быть и из-за того, что человеку приходится выполнять непривычное задание – рисовать.

Основная часть фигуры: голова

Голова – это очень важная деталь, рисунок ее может много сказать о человеке, потому, что и сами люди, в первую очередь, обращают внимание на голову и лицо своих партнеров по общению.

Если голова изображенного существа повернута вправо, то это показатель того, что автор рисунка ориентирован на деятельность. Это человек дела, который быстро от планирования переходит к реализации планов.

Повернутая влево голова означает склонность к рефлексии, к размышлениям. Автор этого рисунка любит планировать, но боится переходить к активным действиям.

Голова анфас – признак эгоцентризма и даже эгоизма.

Детали головы

Основное внимание при интерпретации результатов теста уделяется глазам и рту нарисованного зверя.

Большие глаза, занимающие значительную часть морды животного – признак страха, тревоги, беспокойства.

Тщательная прорисовка глаз: ресничек, радужки – свидетельство склонности к демонстративным манерам. У мужчин – проявление женственности, у женщин – кокетства, заинтересованности в восхищении окружающих.

Рот животного характеризует особенности общения, взаимодействия с окружающими.

Большой рот, особенно открытый и с высунутым языком – склонность к болтливости, несдержанности в разговоре. И, напротив, маленький, почти незаметный ротик животного свидетельствует, что его нарисовал человек неразговорчивый.

Зубы и клыки – показатель вербальной агрессии, но, преимущественно, защитной. Об агрессивности говорят и такие детали на голове, как рога, шипы, острый гребень. А вот изображение украшающих голову перьев, пышной гривы, подобия прически свидетельствует о склонности автора рисунка к самоукрашению и демонстративности.

Туловище животного

Чем более основательно, солидно по отношению к голове смотрится тело, тем более рационально и прагматично склонен поступать человек. Если же тело животного хилое, неустойчивое, а то и вовсе витающее в облаках, то и автор этого рисунка не любит принимать продуманные решения. Поступки его часто спонтанны. импульсивны и часто легкомысленны.

Детали за пределами основной фигуры

К таким деталям относятся шипы, гребень, перья, крылья, бантики, детали панциря или торчащая шерсть.

Количество этих «украшающих» фигуру деталей в целом говорит об уровне энергии, и о наличие (или отсутствии) фантазии, воображения. Но сами детали могут носить разный характер.

Если несуществующий зверь буквально ощетинился разнообразными колюче-кусачими элементами, то это говорит об агрессии его автора, как правило, защитной. Если иглы, шипы, жало на хвосте направлены вверх, то человек испытывает потребность защититься от тех, кто выше его по статусу – начальства, родителей, преподавателей. Если же вниз – то агрессия направлена против нижестоящих – подчиненных, детей и т. д.

Уровень интеллекта и креативности

А эти характеристики тесно связаны с количеством и сочетаемостью деталей, продуманностью изображения, наличием у животного «индивидуальности». Дело не только в наличие необычных, оригинальных деталей, но и в их сочетании с другими элементами и функциональности.

Название изображенного существа тоже имеет значение. Слишком примитивные названия, такие как, например, «бегемотокот» или «летающая собака» — свидетельство стандартного мышления и не слишком развитой фантазии. Названия из произвольных звукосочетаний, несвязанных с характером изображения (лыдник, фурында и т. д.), чаще говорят о легкомысленности. А соединение частей русских и иностранных слов – об эрудиции и о желании ее продемонстрировать.

Представленная здесь интерпретация может произвести впечатление, что человек, создавая образ «несуществующего животного», как бы рисовал автопортрет. Только изображал не внешнее сходство, а внутренние особенности личности. Так вот, это впечатление абсолютно верное. Действительно, та странная зверушка, которую вы нарисовали – это своеобразная проекция вашего внутреннего мира.

  • Вам нравится? Это прекрасно. Человек, довольный собой, не склонен к конфликтам и открыт миру.
  • Вам не нравится ваш образ? Ну, что же, значит, пора задуматься о том, как изменить свой внутренний мир.

Может быть интересно