Губернское по земским делам присутствие. Значение губернское по земским делам присутствие в энциклопедии брокгауза и ефрона. Губернское по квартирному налогу присутствие

см. Земство.

  • Словарь юридических терминов

  • - государственное учреждение в дореволюционной России...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. Врачебно-административные учреждения...
  • - см. Земство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Казначейство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Воинские присутствия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Город...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Город и Земство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Крестьяне...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Питейные присутствия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Фабричная инспекция...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Податные присутствия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - по действующему русскому праву, "высшее в губернии место, управляющее оною в силу законов, именем Имп. Вел.". Такое юридическое положение Г. правления не вполне соответствует действительности...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Земские начальники...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - на законодательном языке означает заседание какого-нибудь правительственного учреждения, но также служит и наименованием некоторых учреждений, а иногда означает присутственную комнату...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Словарь синонимов

"Губернское по земским делам присутствие" в книгах

III. ПРИСУТСТВИЕ

Из книги Плотин, или простота взгляда автора Адо Пьер

III. ПРИСУТСТВИЕ «Если бы в мире не было Бога, его не было бы и в вас». (II 9, 16,

Присутствие

Из книги Тайна, которой нет автора Парсонс Тони

Присутствие Если попытаться описать просветление через его атрибуты (хотя такое описание обречено быть неточным), то я бы назвал ничем не обусловленную любовь, сострадание, покой и беспричинную радость. Пока я сохраняю веру в существование времени и своей отдельной

Присутствие

Из книги Исцеление души. 100 медитативных техник, целительных упражнений и релаксаций автора Раджниш Бхагван Шри

Присутствие …По мере того, как вы растете в сознании, сам мир начинает меняться. Ничего не нужно делать прямо; все происходящие изменения случаются почти что сами собой. Единственное, что необходимо, это усилие быть более сознательным.Начните становиться более и более

Присутствие

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Присутствие Самый лучший воин, возможно, осознает «глубинную демократию» – то, что важны все уровни реальности и состояния сознания. Например, есть общепринятая реальность – мир вашего повседневного «я», вашей внешности, того, как вы одеты, вашего возраста, веса и т. д.

Местное и губернское управление

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Местное и губернское управление Местные учреждения занимали значительное место в системе государственных учреждений. С созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за соответствующими министерствами. В результате соединения близких по

Губернское деление 1708 г

автора

Губернское деление 1708 г г. Реформа начата была обычным кратким и неясным указом Петра 18 декабря 1707 г. расписать города к Киеву, Смоленску и другим намеченным губернским центрам. В следующем году бояре в Ближней канцелярии после, многих перекроек распределили 341 город на 8

Губернское управление

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Губернское управление Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; подверглось некоторым изменениям только управление сословное, дворянское. Как мы знаем, дворянству было

IV. Первое публичное испытание твердости характера. Речь земским депутатам 17 января 1895 года.

Из книги Император Николай II как человек сильной воли автора Алферьев Е. Е.

IV. Первое публичное испытание твердости характера. Речь земским депутатам 17 января 1895 года. Молодой Император решил свято хранить эти заветы Своего Августейшего Отца, и в первые же месяцы Ему пришлось выдержать первое испытание твердости Своего характера. Среди русской

Глава VIII Реформы Александра II. - Местное самоуправление. - Губернское, уездное и сельское

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава VIII Реформы Александра II. - Местное самоуправление. - Губернское, уездное и сельское Освобождение крепостных произвело столь глубокое изменение в социальном строе России, что дальнейшее сохранение старой системы местного управления, по которой одно лишь

ПРИСУТСТВИЕ

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

ПРИСУТСТВИЕ Экспрессивные и запоминающиеся мелодии, драматический вокал, лаконичные и хлесткие тексты песен с говорящими названиями, выразительный контрапункт гитар и мощный драйв – в середине 80-х питерское ПРИСУТСТВИЕ внесло свежую струю в заметно пересохшее

Глава 14. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений?

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Глава 14. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений? Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий

II. Губернское управление

Из книги Введение к уложению государственных законов автора Сперанский Михаил Михайлович

II. Губернское управление Состав губернского управления должен быть основан на том же правиле единства и постепенности, которое всему порядку исполнительному свойственна.В губернии находятся в меньшем размере те же самые предметы внутреннего управления, какие и в

Присутствие

Из книги Предназначение Души. автора Ньютон Майкл

Присутствие На лекциях мне часто задают вопрос: «Когда Вы переносите человека в Мир Душ, видят ли они Бога?» И на него нельзя ответить кратко. Я могу сказать, что мои Субъекты действительно чувствуют Источник их происхождения в Мире Душ. Более продвинутые Субъекты

Присутствие

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Присутствие Мы воспринимаем окружающий мир через органы чувств. Мы видим, слышим, трогаем, чувствуем и пробуем на вкус. Наши чувства – это физическое восприятие мира; философы утверждают, что наш разум подчинен этим чувствам.Физическое удовольствие переживается в

Честное губернское / Искусство и культура / Театр

Из книги Итоги № 49 (2013) автора Итоги Журнал

Честное губернское / Искусство и культура / Театр Честное губернское / Искусство и культура / Театр Сергей Безруков: «Я написал заявление по собственному желанию и забрал трудовую книжку из «Табакерки»...» У Сергея

Крайние даты документов: 1892 - 1917 гг.

Циркуляры МВД о порядке выборов в Государственную думу и Госсовет. Рапорты исправников о политических настроениях в губернии в период выборов. Журналы заседания присутствия. Обзоры, постановления уездных земств. Документы об окладе и недоимках земских сборов с населения - 1892-1917 г.г.

Историческая справка

1. История фондообразователя. Создание земских органов самоуправления - результат земской реформы 1 января 1864 года. Выполнение на местах "земских польз и нужд" включало в себя: руководство строительством и управлением местных дорог, школ, больниц, благотворительных учреждений, заведывание продовольственным делом, организацию земельного кредита, местной статистики, пропаганду агрономических знаний и др. Аппарат земства состоял из распорядительных органов - губернских и уездных собраний и исполнительных органов - уездных и губернских земских управ. Для выполнения своих хозяйственных задач земства облагали население специальным земским сбором. Городские органы самоуправления были созданы по Городовому положению 12 июня 1870 года. Это были городские думы и городские управы. На них возлагались административно-хозяйственные задачи на территории города: городское благоустройство, заведывание школьным, медицинским, благотворительным делом, городской торговлей и т.п. (ПСЗ Российской империи. Собрание второе. Т.45. 1891. с.824). Надзор за городскими думами и управами осуществляло Губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора. Земские учреждения были подчинены Губернскому по земским делам присутствию согласно Положению о земских учреждениях от июня 1890 года. Объединение этих присутствий произошло 11 июня 1892 года (ПСЗ Российской империи. Собрание третье. Т.Х. 1891. с.496). По Городскому положению, в целях усиления надзора за органами самоуправления было создано Гебернское по земским и городским делам присутствие. Последнее просуществовало до 1917 года. Вологодское губернское по земским и городским делам присутствие было утверждено в 1892 году. По данным фонда, деятельность присутствия охватывала на административную, хозяйственную, правовую стороны жизни земских и городских учреждений. Присутствие разрешало созыв очередных и чрезвычайных земских собраний, выносило решение по спорным вопросам деятельности городских и земских учреждений, рассматривало дела о представлении к наградам и чинам служащих, разбирало дела по жалобам на служащих городских и земских управлений, контролировало раскладку земского сбора и взимание налогов, составление избирательских списков в Государственную думу, в земские и городские учреждения. В годы Первой мировой войны присутствие помогало ополчению, создавая перевязочные отряды для раненых, занималось продовольственным вопросом, в частности перевозкой продовольствия и предметов первой необходимости, покупкой излишек зерна в уездах и др. Через присутствие торговые дома и товарищества сообщались с Петроградским продовольственным комитетом, Центральным комитетом для урегулирования массовых перевозок уездов по железным дорогам.

2. История фонда. Документы фонда поступили на государственное хранение в 1919 году. Проверки наличия и состояния документальных материалов фонда проводились в 1947, 1955,1961,1974,1987,2007 гг. На документы фонда составлены две описи: первая за 1892 - 1916 гг., вторая за 1898,1893, 1904,1908,1910,1913 гг. По состоянию на 12.08.2008 г. в фонде на хранение находится 1958 ед.хр. Документы находятся в удовлетворительном состоянии.

3. Характеристика документов. В фонде имеются копии журналов заседаний присутствия, городских дум, земских собраний; доклады губернской и уездной земских управ; отчеты о деятельности городских управ, дум, уездных земских учреждений, о поступлении и расходовании земских сборов; ведомости и сметы расходов и доходов городов, уездов; списки избирателей, госслужащих, казенных земель, мостов и др., баллотировочные листы; формулярные списки; приказы по личному составу земских и городских учреждений; рапорты, жалобы, прошения и др. В документах фонда за 1914 - 1917 гг. отложились постановления особых уездных комиссий по установлению цен на предметы первой необходимости, сметы расходов земств по формированию и снаряжению ополчения, списки семей военных, призванных на войну, по уездам и др. В документах земских управ отражены сведения о состоянии народного здравоохранения и образования, сельского хозяйства губернии и ветеринарии; о строительстве дорог и мостов Вологодской губернии, железнодорозных станций и подъездных путей, организации библиотек и др.

Фонд № 137

Крайние даты документов: 1874 - 1917 гг.

В состав фонда входят следующие материалы: циркуляры губернатора и МВД; Журналы
заседания городских дум, управ, земских собраний; отчеты и доклады городских дум;
сметы доходов и расходов земств; балансы городских общественных банков; сведения о
состоянии страхового, пожарного и дорожного дела; дела об увеличении земского сбора,
об отсрочке выкупных платежей, о поступлении недоимок городских и земских налогов, о
содержании учебных заведений, о хлебных запасах, по жалобам земств в Сенат на решения присутствия, по жалобам в присутствие на действия земского самоуправления;
прошения о снижении налогов и сложении недоимок и др.

Историческая справка

Характеризуя "эпоху реформ" 60-70 годов, В.И.Ленин писал: "Если бросить взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что
изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монар-
хию". Реформы 60-70 годов ввели в государственный строй России некоторые элементы буржуазной государственности. Так например, были расширены права местных учреждений,
установлена выборность второстепенных органов местного административно-хозяйственного
управления (земских и городских органов самоуправления) . Но наряду с созданием орга-
нов самоуправления в каждой губернии положением 1870 г. создавались губернские по городским делам присутствия, из чиновников под председательством губернатора. Надзору
и опеке этого присутствия подлежала вся хозяйственная деятельность городских "самоуправлений". Также существовали присутствия по земским делам с анологичными обязанностями по отношению к земствам.
с целью дальнейшего ограничения деятельности городских и земских управ и усиления административного контроля за органами городского и земского самоуправления были соз-
даны губернские по земским и городским делам присутствия. Они объединили в себе гу-
бернские по земским и губернские по городским делам присутствия на основании "Городового положения от 11 июня 1892 года. Эти учреждения состояли из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющеге казенной палатой, прокурора окружного суда, городского головы губернского города, председателя губернской земской управы и одного члена, избираемого городским земским собранием из состава губернской
управы или гласных думы.
Председателем присутствия являлся губернатор.
В круг обязанностей губернского по земским и городским делам присутствия входило следующее: обсуждение правильности и законности постановлений и распоряжений земских
учреждений; избирательных списков; подведение и обсуждение итогов выборов в земские управы и вумы; рассмотрение дел об исполнении распоряжений губернатора и об ответственности должностных лиц земского управления; рассмотрение заявлений частных лиц, обществ и установлений о нарушении их прав земскими собраниями; наложение дис-
циплинарных взысканий на членов уездных управ и предание их суду. Дела в прсутствии ре-
шались по большинству голосов, но губернатору предоставлялось право приостанавливать
исполнение решений, с которыми он не согласен, и безотлагательно предоставить их министру внутренних дел. Министр, в свою очередь, либо утверждает решение, либо ходатайствует в Сенате о его отмене, Жалобы частных лиц и обществ на постановление при-
сутствия подаются министру внутренних дел, который, если признает их справедливость,
предоставляет их Сенату для обжалования постановлений,
В Ярославское губернское присутствие по земским и городским делам утверждено 12 июня
1892 года, ан следующий день после оглашения нового "Городового положения".
Великая Октябрьская социалистическая революция сломала старый правительственный аппарат буржуазно-помещичьей России, Среди первых декретов Советской власти, принятых 26 октября 1917 года на 2 съезде Советов, были декрет о создании нового Советс-
кого привительства. Повсеместно началось создание советского государственного аппарата
власти и управления.
В Ярославле, как и других городах страны. в первые месяцы революции еще существова-
ли старые органы управления, чиновники которых организовали саботаж. Точную дату ликви-
дации по земским и городским делам присутствия установить не удалось. Но в конце октября
1917 огда в канцелярию присутствия вс. ещ. поступали сведения о выборах уездных земс-
ких гласных и гласных городских дум по уездам и городам Ярославской губернии.Крайним по хронологии документом канцелярии присутствия является дело об изменении границ между Ярославской и Костромской губерниями, датированное 10 декабря 1917 года.

Разделение полномочий между губернскими и уездными земскими учреждениями

Закон не устанавливал никаких требований по разделению как земских сборов, так и обязанностей между губернским и уездными земствами. В каждой губернии распределение устанавливалось индивидуально. В среднем, губернские земства расходовали 20-30 % от совокупного бюджета земств, остальное распределялось между уездными земствами.

Как правило, уездные земства содержали второстепенные земские дороги, начальные земские школы, богадельни в уездах, участковые врачебные пункты и больницы в уездах, ветеринарную службу в уездах, а также организовывали небольшую часть агрономической помощи.

Губернские земства содержали более значимые дороги, специализированные учебные заведения, губернские больницы, губернскую часть ветеринарной службы, организовывали основную часть мероприятий агрономической помощи, управляли специальными капиталами земств.

4. Взаимодействие земских и правительственных учреждений

4.1. Участие государственной власти в земских учреждениях

Закон предполагал активный контроль государственной власти над деятельностью земских учреждений, прежде всего через губернаторов и специальный междведомственный орган - губернское по земским и городским делам Присутствие.

Полномочия губернатора и министерства внутренних дел

Губернаторы управляли всем процессом выборов в земские учреждения, назначая время открытия всех избирательных собраний и съездов, утверждая списки избирателей и проверяя результаты выборов.

Губернаторы отдавали распоряжение об открытии очередных и внеочередных земских собраний.

Губернатор получал все решения земских собраний и рассматривал их на соответствие законам, если губернатор находил решения неправовыми, «а также не соответствующими общегосударственным пользам и нужда, либо явно нарушающими интересы местного населения» , он выносил их на рассмотрение Присутствия, которое могло отменить эти решения. Сущетсвенным в данной правовой норме было то, что губернаторы имели право инициирования отмены земских постановлений не только по причине незаконности, но также и по причине нецелесообразности, то есть, де-факто произвольно.

Определенные решения земских собраний не вступали в силу до утверждения их губернатором, а именно: о разделении земских путей сообщения на губернские и уездные; об изменении направления земских дорог, обращении местных дорог в проселочные и наоборот; об открытии ярмарок, торгов и базаров; о таксах вознаграждения за убытки от потрав, за лесные порубки, за тушение пожаров; о дорожных сборах; об установлении такс для извозчиков.

Ряд более важных постановлений земских собраний подлежал обязательному утверждению министром внутренних дел, а именно: о разделении имуществ и заведений общественного призрения на губернские и уездные; о переложении натуральных земских повинностей в денежные; о займах земств.

Губернатор утверждал в должностях председателей и членов земских управ (председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел).

Губернатор имел право ревизии земских управ и всех подведомственных им земских учреждений.

Губернатор рассматривал жалобы частных лиц на действия земских учреждений, и мог делать распоряжения земским управам об удовлетворении жалоб.

«Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года , введенное вскоре после убийства Александра II, предоставляло губернатором и градоначальником в отдельных, указанных специальными временными постановлениями местностях, устранять от должности, по своему усмотрению и без объяснений, наемных служащих земских и городских самоуправлений. Эта мера, задуманная как постоянная, немедленно была распространена на всю территорию империи и действовала без перерыва (продлеваясь особым распряжением каждый год) вплоть до Февральской революции. Из всех мер контроля государства над земствами именно право губернаторов немотивированно увольнять земских служащих воспринималось земской общественностью наиболее болезненно.

Устройство и полномочия губернского по земским и городским делам присутствия

Присутствие представляло собой межведомственную комиссию, состоящую из губернатора, губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора Окружного суда, председателя губернской Земской управы, непременного члена (название особенной должности), городского головы губернского города, представителя губернского Земского собрания, представителя городской Думы губернского города.
Единственным штатным сотрудником присутствия был непременный член, специальный чиновник министерства внутренних дел, который и отвечал за ведение документации присутствия.

При расхождении мнений присутствия и губернатора дела передавались на решение министра внутренних дел, при согласии мнений губернатора и присутствия отменить решения присутствия мог только Сенат.

Основной задачей присутствия было обсуждение правильности и законности постановлений земских учреждений. Также присутствие рассматривало жалобы на составление списков избирателей и могло, по представлению губернатора, принимать решение об отмене выборов в земские учреждения (при нарушениях законной процедуры). По представлению губернатора, присутствие отменяло постановления земских собраний.

4.2. Участие представителей земств в государственных учреждениях

Представители земств принимали участие в работе многочисленных межведомственных комиссий губернского и уездного уровней, а именно:

    Член от губернского земского собрания входил в Губернское по земским и городским делам присутствие, занимавшееся урегулированием взаимоотношений между государством и земскими и городскими самоуправлениями.

    Председатель губернской земской управы входил в Губернскую землеустроительную комиссию, а председатели уездных управ - в уездные землеустроительные комиссии (учреждены в 1906 году).

    Председатель губернской земской управы входил в Губернский распорядительный комитет (учреждены в 1874 году).

    Член от губернской земской управы входил в Губернское по воинской повинности присутствие, от уездной земской управы - в уездное по воинской повинности присутствие (учреждены в 1874 году).

    Председатель губернской земской управы входил в Губернское по промысловому налогу присутствие (учреждены в 1899 году).

    Член от губернской земской управы входил в Губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие (учреждены в 1886 году).

    Два члена от губернского земского собрания входили в Губернское присутствие по делам страхования рабочих (учреждены в 1912 году).

    Два члена от губернского земского собрания входили в Губернскую оценочную комиссию (учреждены в 1899 году).

    Два члена от губернского земского собрания (избранные из местных лесовладельцев) входили в Губернский лесоохранительный комитет (учреждены в 1888 году).

    Два члена от губернского земского собрания входили в Губернский училищный совет (учреждены в 1874 году).

    Председатели уездных земских управ входили в административные присутствия уездных съездов (учреждены в 1899 году).

4.3. Члены Государственного Совета от губернских земских собраний

В 1906 году, одновременно с учреждением Государственной Думы, был реформирован Государственный Совет, превратившийся из единственного законосовещательного учреждения в одно из двух законодательных учреждений. Половина членов Совета с этого момента назначалась монархом, а половина - выбиралась по сложным правилам. Среди прочих учреждений и сословий, губернские земские собрания получили право выбирать члена Государственного Совета, по одному члену от каждого собрания.

Члены Государственного Совета от земств должны были удовлетворять особому имущественному цензу, в три раза большему, чем ценз для личного участия в губернском избирательном собрании (то есть недвижимое имущество в 45.000 рублей или земельное владение соответствующей стоимости). Лица, прослужившие два срока в должностях предводителей дворянства, председателей земских управ, почетных мировых судей должны были удовлетоврять цензу, в два раза большему, чем ценз для личного участия в губернском избирательном собрании.

5. Земские выборы

Земские выборы были сословными (все избиратели разделялись на сословия крестьян, дворян и на всех прочих совместно), цензовыми (для всех избирателей, кроме крестьян, существовали требования к минимальному размеру имущества - ценз) и куриальными (сословия собирались и голосовали раздельно, по избирательным куриям). Если какое-либо собрание выбирало кого-либо, то кандидатом мог быть только участник этого собрания.
Все земские учреждения избирались на три года .

5.1. Процедура выборов в уездные земские собрания

Процедура выборов была двухступенчатой.

На первом этапе собирались земские избирательные съезды (для мелких собственников, имевщих 1/10 полного ценза), для выборов уполномоченных на земские избирательные собрания. Съездов одновременно созывалось два - в первом, под председательством уездного предводителя дворянства, участвовали только потомственные и личные дворяне. Во втором, под председательством городского головы, - все прочие. Съезды выбирали часть гласных в уездные земские собрания. В тех уездах, где совсем не было дворян-землевладельцев, вместо двух съездов собирался один. Количество уполномоченных, выбираемых каждым из съездов, было равно количеству полных избирательных цензов, которое составляло все цензовое имущество участников съезда.

На втором этапе собирались земские избирательные собрания , состоящие из уполномоченных от земских избирательных съездов и лиц с полным имущественным цензом, имеющих право личного участия в этих собраниях. Собраний одновременно созывалось два - в первом, под председательством уездного предводителя дворянства, участвовали только потомственные и личные дворяне. Во втором, под председательством городского головы, - все прочие. Собрания выбирали часть гласных в уездные земские собрания. В тех уездах, где совсем не было дворян-землевладельцев, вместо двух собраний собиралось одно.

Одновременно собирались избирательные волостные (то есть крестьянские) сходы , которые выбирали другую часть гласных в уездные земские собрания. До 1905 года каждая волость выбирала по одному кандидату в гласные, из этих кандидатов губернатор выбирал установленное законом число гласных в уездное земское собрание, а остальные оставались запасными на случай выбытия действующих гласных. С 1905 года участие губернатора было устранено, и кандидаты в гласные от волостных сходов составляли особый избирательный съезд , выбирая из свое среды установленное законом число гласных.

Общее количество гласных, а также количество гласных от крестьян, от первого избирательного собрания (то есть от собственников-дворян), от второго избирательного собрания (то есть от собственников-недворян) определялось законом. В различных уездах было от 15 до 40 уездных гласных (в среднем, 24-30).

Количество гласных от крестьян и от первого избирательного собрания зависело от наличия в уездах частных землевладельцев. В уездах, полностью лишенных частного землевладения (например, Олонецкая губерния), крестьянам принадлежало 12 мест гласных из 15. В уездах с развитым дворянским землевладением гласным от крестьян принадлежало от четверти до трети мест.

Количество гласных от собственников-дворян колебалось от нулевого (в четырех губерниях, где таких дворян просто не было) до 55-60 % в губерниях с развитым дворянским землевладелием. В тех 30 губерниях, где дворяне имелись, им принадлежало 57 % мест гласных, собственникам-недворянам принадлежало 13 %, крестьянам - 30 % .

Всего в 34 земских губерниях было 10.229 гласных уездных земских собраний, один гласный представлял в среднем около 6400 человек .

5.2. Процедура выборов в губернские земские собрания

Выборы гласных в губернские земские собрания производились уездными земскими собраниями и были прямыми. Каждое уездное собрание из числа своих гласных выбирало гласных в губернское собрание, в количестве, установленным законом для каждого уезда.

Количество гласных, избираемых в губернское собрание от уездов, было приблизительно пропорционально населенности уездов. В губернских собраниях различных губерний было от 15 до 62 гласных. Всего в 34 земских губерниях было 1576 гласных губернских земских собраний.

5.3. Избирательное право

Для личного участия в выборах гласных уездного земского собрания избиратель должен был состоять в русском подданстве и не менее года владеть (на выбор) следующими имуществами:

землею в количестве, установленном законом, различном для разных местностей; это количество колебалось от 150 десятин в развитых регионах (Екатеринославская губерния) до 800 десятин в глухих углах (Яренский уезд), при среднем значении в 200-250 десятин;любым другим недвижимым имуществом, облагаемым земскими сборами, оцененным не менее чем в 15.000 рублей.

Избирательное право имели не только физические лица, но и любого рода предприятия, организации и учреждения, владеющие недвижимым имуществом. Избиратели младше 25 лет и женщины, владеющие цензовым имуществом, могли участвовать в избирательных собраниях через представителя.

Для участия в земских избирательных съездах (выбиравших представителей на выборы гласных в уездное земское собрание) надо было владеть землей или недвижимостью в размере 10 % от требуемого для права личного участия в выборах.

Избирательного права были лишены: подвергшиеся суду за уголовные преступления, отрешенные судом от должности (только на 3 года), состоящие под следствием, банкроты, исключенные из духовного звания, исключенные из сословных обществ за пороки, находящиеся под гласным надзором полиции.

Священно- и церковнослужители христианских исповеданий лично не допускались к выборам, но храмы и монастыри участвовали в выборах как организации - владельцы цензового имущества; кроме того, в состав земских собраний входил невыборный епархиальный депутат.

К выборам не допускались евреи.

До 1906 года крестьяне, участвовашие в волостных собраниях, были лишены права участвовать в избирательных съездах, даже если они, помимо надельной земли в сельских обществах, имели цензовое недвижимое имущество.

6. Финансирование земских учреждений

Земские учреждения финансировались за счет земских сборов, обособленных от государственных налогов и собираемых самими земствами, на основании «Устава о земских повинностях» 1899 года .
Земские повинности могли быть денежными и натуральными ; земства, как правило, предпочитали преобразовывать натуральные повинности в денежные. Кроме того, земские учреждения получали многочисленные целевые дотации из государственного бюджета, прежде всего на содержание земских начальных школ и на различные мероприятия агрономической помощи.

Земские денежные сборы могли быть назначены со следующих предметов:

    с земель (облагались все земли, в том числе казенные и удельные);

    с недвижимых имуществ в городах и местечках;

    с фабричных и заводских помещений;

    с промысловых свидетельств (о свидетельствах см. Государственный промысловый налог, дополнительно от 10 до 15 % к сумме, уплачиваемой за свидетельство государству);

    с патентов на заводы для выделки спиртных напитков и заведения для продажи питей (в 1906 году сбор был отменен, но вместо него выплачивалась компенсация из государственного бюджета).

Земские сборы собирались по утвержденному бюджету земства, называемому сметой. Сборы имели раскладочный характер; общая сумма каждого собираемого сбора утверждалась земским собранием и вносилась в смету, после чего производилась раскладка - фиксированная общая сумма сбора распределялась («раскладывалась») по налогоплательщикам, пропорционально стоимости их имуществ (или промысловых свидетельств и патентов). Для губернских сборов раскладка производилась в два этапа - вначале сбор раскладывался на уезды, а внутри каждого уезда - на налогоплательщиков.

Закон не устанавливал размер земских сборов с земель и недвижимости. В 1900 году было установлено ограничение роста ставок налога - не более чем на 3 % в год (рост сбора налога из-за увеличения количества или стоимости облагаемого имущества не ограничивался), но по согласованию с губернатором это ограничение могло не соблюдаться.

Земские натуральные повинности состояли в обязанности:

    снабжения квартирами чинов уездной полиции и некоторых чинов гражданского ведомства (прежде всего земских начальников и судебных следователей при их разъездах; большая часть обязанностей отменена в 1900 году);

    истребления вредных для полей и лугов насекомых и животных.

Так как часть земских сборов и повинностей собиралась и расходовалась земствами, но предназначалась на общегосударственные нужды, а также из-за того, что часть земских доходов, выпавшая при введении казенной винной монополии была заменена субсидиями от казны, взаиморасчеты земств и государтсва по налогам были достаточно сложны. Для разрешения возникающих вопросов и сверки взаимных обязательств в губерниях существовали Губернские распорядительные комитеты, состоявшие из членов от правительства и от земств.

7. Изменения по отношению к Положению 1864 года

Принятие Положения 1890 года находилось в общем русле консервативной политики Александра III. Произведенные изменения были направлены на уменьшение демократического и всесословного компонента в деятельности земских учреждений.

Наиболее значительными были следующие изменения по отношению к Положению 1864 года:

    Разделение съезда цензовых избирателей на два отделения (дворянское и недворянское), причем дворянское отделение выбирало большинство гласных в 30 губерниях; этим изменением земства были практически поставлены под контроль дворян-землевладельцев (число дворян среди гласных увеличилось от 42 % до 57 %, число крестьян уменьшилось от 38 % до 30 %);

    Уменьшение количества выборных гласных земских собраний (количество гласных в уездных собраниях сократилось на 23 %, в губернских - на 31 %);

    В состав земских собраний были введены многочисленные члены по должности от правительства, прежде всего предводители дворянства, что еще более увеличило влияние дворянства на земские собрания;

    Председателям и членам земских управ были предоставлены права государственной службы;

    Были существенно расширены полномочия министра внутренних дел и губернаторов по контролю за земствами;

    Евреям было запрещено участие в земских выборах.

Отношение разных сторон к реформе земских учреждений было предсказуемым - государственная бюрократия отнеслась к изменениям положительно, а земская общественность - отрицательно. С годами, по мнению большинства наблюдателей, стало заметным, что правительственные цели - сделать земства «дворянскими», заведомо проправительственными учреждениями - не были достигнуты. Реформы повлияли более всего на состав земских собраний, в меньшей степени - на состав земских управ. В то же время, политика земств и атмосфера в земских учреждениях все более и более зависела от т. н. «третьего элемента» - квалифицированных наемных работников (педагогов, учителей, инженеров, агрономов). Чем более увеличивались бюджеты и штаты земств, тем более их деятельность определялась взглядами наемного персонала; собиравшиеся раз в год земские собрания не могли существенно повлиять на работников земств, тем более что других сотрудников с угодной правительству политической ориентацией взять было негде. Земства постепенно склонялись к либеральной политической ориентации, многочисленные петиции и резолюции земств периода 1903-1905 годов сыграли заметную роль в принятии решения об учреждении Государственной Думы.

Список литературы:

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1905 Т. XXIII. Отделение I.. - 334-353 с. № 22757

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1914 Т. XXXI. Отделение I.. - 170-175 с. № 34903

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1915 Т. XXXII. Отделение I.. № 37238, 37239, 37240.

    Данные Переписи 1897 года в обработке на сайте demoscope.ru

    Подсчет выполнен по данным: Статистический ежегодник России. 1913 г.. - Центральный статистический комитет МВД. - СПб.: 1914., I отдел, стр. 33-63.

    Данный раздел (за исключением мест, к которым сделаны отдельные примечания), изложен по Положению 1890 года: Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Свод Законов Российской Империи. - (неофиц. изд.). - 1912 Т. II. - С. 209-228.

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1885 Т. I.. № 350.

    Изложено по закону: Учреждение Государственного Совета. Приложения. // Свод Законов Российской Империи. - (неофиц. изд.). - 1912 Т. I. - С. 28-31.

    Земские учреждения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

    Устав о земских повинностях // Свод Законов Российской Империи. - (неофиц. изд.). - 1902 Т. IV., стр. 129-164

    Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье.. - СПб.: 1905 Т. XX. Отделение I.. - 790-792 с. № 18862

    Данный раздел изложен по статье: Земские учреждения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.

ГУБЕРНСКИЕ ПРИСУТСТВИЯ (в областях - областные), название ряда коллегиальных органов государственной власти при губернаторе (являлся их председателем) в России в 1860-е годы - 1918. Губернские по крестьянским делам присутствия (смотри в статье Присутствия по крестьянским делам) в 1861-89 следили за ходом реализации крестьянской реформы 1861. Губернские по городским делам присутствия в 1870-1917 (в 1892 перестали действовать в губерниях, где существовали земства) надзирали за законностью (с 1892 - за законностью и целесообразностью) решений органов городского самоуправления, рассматривали жалобы на нарушения процедуры выборов в них, разрешали споры органов самоуправления с местными государственными, земскими и сословными учреждениями, а также разногласия между городской управой и городской думой, городским головой и большинством членов городской управы. Члены - вице-губернатор, управляющий казённой палатой, прокурор окружного суда (или губернский прокурор), председатель мирового съезда или один из членов съезда (до 1874), председатель губернской земской управы (или один из членов губернского по крестьянским делам присутствия) и городской голова губернского города; при решении некоторых вопросов с правом голоса могли приглашаться руководители местных государственных органов. Решения принимались большинством голосов. Губернские по фабричным (с 1899 по фабричным и горнозаводским) делам присутствия в 1886-1918 контролировали деятельность фабричной инспекции и соблюдение предпринимателями и рабочими фабричного законодательства, накладывали штрафы в случае его нарушения, издавали обязательные постановления по охране жизни, здоровья и нравственности рабочих и служащих, давали разрешения предпринимателям на установление сверхурочных работ и др. Члены - вице-губернатор, начальник губернского жандармского управления, окружной фабричный инспектор, с 1899 окружной горный инженер или его помощник, четыре владельца фабрик, заводов или рудников. Губернские присутствия в 1889-1917 годах наблюдали за законностью решений земских начальников и их уездных съездов (в частности, имели право ходатайствовать перед Сенатом об отмене так называемых окончательных постановлений земских начальников), утверждали инструкции уездных съездов, изменяли границы земских участков, рассматривали ходатайства сельских обществ об отсрочке взносов выкупных платежей и др. Члены - вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, прокурор окружного суда (или его товарищ), два так называемых непременных члена, назначавшихся губернатором из числа дворян. При рассмотрении отдельных дел с правом голоса приглашались: председатель или член окружного суда, руководители казённой палаты и управления земледелия и государственных имуществ, председатель и члены губернской земской управы. Решения принимались большинством голосов, при их равенстве решающим был голос председателя. Губернские по земским и городским делам присутствия (в 1890-1892 губернские по земским делам присутствия) в 1890-1917 осуществляли надзор за законностью и целесообразностью решений органов местного самоуправления (в 1890-92 - только за деятельностью земств). Члены - вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, прокурор окружного суда, управляющий казённой палатой, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города (с 1892) и член, избиравшийся губернской земской управой из числа членов губернской управы или гласных земства. Решения принимались большинством голосов, однако губернатор мог приостановить решение присутствия с одновременным представлением дела на рассмотрение министра внутренних дел. Существовали также губернские присутствия по воинской повинности (1874-1918; контролировали деятельность уездных и городских по воинским делам присутствий), по питейным делам (учреждены в 1885, упразднены по мере введения винной монополии в конце 19 - начале 20 века; контролировали соблюдение уездными по питейным делам присутствиями и городскими думами требований питейного устава), по промысловому налогу (1898-1917; апелляционные инстанции для рассмотрения жалоб налогоплательщиков на постановления казённых палат по делам о государственном промысловом сборе), по делам об обществах (1906-17; регистрировали общественные организации и профсоюзы, наблюдали за их деятельностью) и др.

Лит.: Корф С. А. Административная юстиция в России. СПб., 1910. [Т. 2]; Нардова В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX в. СПб., 1994; Писарькова Л. Ф. Московская городская дума. 1863-1917. М., 1998; Тюрин В. А. Власть и Самарское губернское по городским делам присутствие в конце XIX в. // Самарский земский сборник. 2002. №1; Ярцев А. А. Губернские по земским делам присутствия в дореволюционной России (1890-1917) // Российская государственность: история и современность. СПб., 2003; Гарбуз Г. В. Губернские по делам об обществах и союзах присутствия и общественные организации в Поволжье в начале XX век // Государство и общество. Пенза, 2005. Вып. 3.