Где находится забайкалье. Забайкальский край: столица, районы, развитие. Районы Забайкальского края

Виктор Гюго. Биография и обзор творчества

Виктор Мари Гюго — великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист, родился 26 февраля 1802 г. Мировая слава пришла к Гюго как к автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного поэта.

В. Гюго родился в Безансоне в семье офицера наполеоновской армии. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой, иначе говоря, сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов.

Раннее детство писателя проходило на Корсике, в Марселе, на Эльбе, в Италии, — в общем, везде, где служил его отец. Эти путешествия оставили очень яркий отпечаток в сознании Гюго и сформировали его романтическое мировосприятие. Родители расстались, когда Виктор был еще ребенком, и, оставшись жить с матерью в Париже, в ранней юности Гюго разделял политические симпатии матери. Лишь в зрелом возрасте у него сформировались демократические убеждения. Литературное дарование проявилось у Гюго очень рано: с тринадцати лет он начал писать, в четырнадцать выпускает вместе с братом литературный журнал, в пятнадцать становится лауреатом двух литературных академий, а в семнадцать получает пенсию от короля за свою оду. При этом Гюго один из самых заметных «долгожителей» в литературе: его художественный дар не угасал до самой смерти, и его поздние стихотворения и романы — прекрасное тому свидетельство. Гюго был лидером французского романтизма, автором знаменитого манифеста романтиков, возглавлял литературный кружок. Авторитет писателя помогал ему в общественной деятельности, где Гюго всегда был на стороне угнетенных, преследуемых, отверженных и этим также завоевал любовь и признательность во всем мире, как и своим творчеством.

Осенью 1822 г. писатель женился на Адель Фу иге, которая впоследствии родила ему пятерых детей. В 1823 г. Гюго опубликовал роман «Ган Исландец», который подвергся довольно справедливой критике Шарля Нодье, ставшего позже другом писателя и оказавшего серьезное влияние на его творчество. Гюго с женой часто устраивают приемы, приглашая к себе таких известных деятелей, как П. Мери-ме, А. Ламартин, Э. Делакруа, Г. Берлиоз, Ф. Лист и др. В 1824 и в 1834 гг. соответственно выходят в свет его романы «Последний день приговоренного к казни» и «Клод Ге», в которых писатель отразил свое категорически отрицательное отношение к смертной казни. В 1831 г. выходит в свет его великий «Собор Парижской Богоматери».

До 1843 г. Гюго практически полностью посвятил себя театральной работе, выпустив лишь несколько стихотворных сборников.

В 1841 г. Гюго избран во Французскую академию, в 1845 г. получил звание пэра. В 1848 г. избран в Национальное собрание. Гюго был ярым противником государственного переворота 1851 г. и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 г. вернулся во Францию, а в 1876 г. был выбран сенатором.

В 1860-х гг. Гюго пишет один из самых известных своих романов «Человек, который смеется». Его написание заняло два. года и два месяца подготовки по сбору материала об истории Англии XVII в.

В возрасте 83 лет, 22 мая 1885 г. великий французский писатель скончался от пневмонии. Похоронная церемония длилась десять дней, в ней приняло участие больше миллиона человек.

«Собор Парижской Богоматери»

Для написания этого великого произведения В. Гюго в течение трех лет собирал исторический материал. Он подробно изучил историю Франции XV в., период правления Людовика XI и архитектурные особенности самого собора. Однако роман он создал очень быстро — всего за полгода, наложив на него отпечаток революции 1830 г.

Все действие романа разворачивается на фоне жизни Парижа. Первая сцена произведения — это городской праздник, последняя — народный бунт. Именно через дух народа автор передает нам главный образ произведения — собор Парижской Богоматери: «...огромный собор Богоматери, вырисовывающийся на звездном небе черным силуэтом двух своих башен, каменными боками и чудовищным крупом, подобно двухголовому сфинксу, дремлющему среди города...*. Особым даром Гюго всегда было одушевлять неодушевленные предметы. Так и собор в его произведении живет собственной, независимой жизнью, представляя собой образчик народного средневековья. Это величественное и могущественное здание, которое построили безвестные мастера, является выражением народного духа — представителем народного искусства. Это вершина человеческой фантазии.

В. Гюго мастерски передает колорит эпохи. Но при этом он не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело воссоздает повседневность в романтическом ключе, ярко и красочно.

Такие исторические персонажи, как, например, Людовик XI, не становятся центральными фигурами романа. На первый план выходят вымышленные герои, имена и образы которых автор почерпнул из исторических источников. В своем произведении автор намеренно сталкивает положительных и отрицательных героев, сравнивает их, открывая читателям резкое несоответствие между внутренним миром и внешней оболочкой. Особенно ярко это показано на примере Квазимодо, внешнее уродство которого сочетается с красотой его души. В то время как красивый и отважный Феб оказывается корыстен, глуп и невежественен. События романа происходят на рубеже двух эпох, когда Средневековье уходило в прошлое и уступало место эпохе Возрождения. Автор показал это в противостоянии двух героев своего романа — Фролло и Эс-меральды. Жестокий и грубый религиозный фанатик в итоге губит добрую и прекрасную девушку. Все действие романа разворачивается на фоне прекрасного собора Парижской Богоматери, который как бы связывает всех героев романа воедино своим вечным и неприступным могуществом.

2. «Отверженные»

Роман «Отверженные» (1862 г.) — вершина творчества В. Гюго и как романиста, и как защитника народа. Это социальный роман-эпопея опять-таки в духе романтизма.

Еще в начале своей писательской деятельности Гюго хотел рассказать о жизни самых низших слоев общества, о жизни бедняков, сирот, каторжников. В течение почти тридцати лет писатель собирал материал для этого романа, который был готов лишь в 1862 г.

Жан Вальжан вернулся с каторги ожесточившимся человеком, ненавидящим всех и вся. К его счастью, он попадает к старому католическому епископу, который меняет всю его жизнь, простил ему даже кражу серебряной посуды. Встреча с чистым и добрым человеком преображает бывшего каторжника. Он организовывает фабрику по изготовлению изделий из черного стекла, обеспечивая работой жителей целого города, а позже становится его мэром.

Изменить общество можно двумя способами — революцией или добром. Именно противостояние двух этих методов и проходит через весь роман. Поиск решения очень труден, напряжен и вместе с тем показан очень художественно и красочно.

Произведение пользовалось заслуженной популярностью в России, его поклонниками были такие писатели, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский.

В мае 1885 года жители Парижа провожали в последний путь знаменитого писателя, драматурга и поэта. По пути шествия траурной процессии, начиная от Триумфальной арки и до Пантеона, выстроились толпы людей. Они пришли проститься с человеком-легендой, который создал Квазимодо, Жана Вальжана, Козетту, Гуимплена, автором с благородной душой, ораторским пафосом и со старомодными манерами, Виктором Мари Гюго.


Романы Виктора Гюго

В 1831 году вышло в свет первое полноценное произведение Виктора Гюго , которое оказалось невероятно успешным и очень быстро разлетелось по всему миру. Один из приемов, использованных автором, было привлечение внимание к забытому на то время собору. После выхода книги памятка стала пользоваться большой популярностью у туристов.

Лучшие книги Виктора Гюго онлайн:

Писатель принес много новых деталей во французскую литературу, он смог объединить в своем творчестве романтические и реалистические элементы. Вскоре такой подход переняли многие писатели, что повлекло за собой создание нового течения в литературе. Критики отмечали его влияние на литературу как «беспредельное» и считали Гюго учителем для будущих поколений.


Краткая биография Виктора Гюго

Родился писатель в 1802 году в городе Безасон, Франция в семье военного. В его первые годы жизни семья постоянно переезжала из города в город. Образование получил в лицее Людовика великого. Свой первый рассказ написал в 14 лет, с того времени стал участвовать в литературных конкурсах, где получал призовые места. В 1822 году женился.

Первая книга Гюго «Ган Исландец» была издана в 1823 году. В то время он основал литературный кружок и начал издавать собственный журнал. В 1824 был опубликован сборник стихов «Новые оды». Еще через год писатель был удостоен ордена Поточного легиона и вошел в число участников кружка романтиков. В 1841 году стал членом Французской академии.

В 1845 году за преданность королю Гюго получил титул графа и стал пэром. В 1848 году вошел в состав Национального собрания, однако после переворота Наполеона переехал в Брюссель, где начал публиковать антинаполеоновские рассказы. После путешествовал, жил на острове Джерси (пролив Ла-Манш). В 1870 году вернулся во Францию. Последние годы своей жизни посвятил творчеству, отдал свои последние силы роману «Девяносто третий год», где подробно описал Великую революцию и ее последствия для Франции. В 1885 году Виктора Гюго не стало.

Сочинение

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый (1820 - 1850) - реформа французской поэзии, создание национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851 - 1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870 - 1885) - осмысление революционного пути Франции, обострение трагической окраски творчества.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартина. Но его собственный поэтический дар был намного крепче, чем дар его учителей. Именно ему судилось провести реформу французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. Сборник «Ориенталии» (1828) по этому поводу приобрел символическое значение. Поднимая классические требования единства стиха, Гюго чередует размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи подорожников с джинами в пустыне («Джины»), неистовой скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»).

Гюго заменил рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств, отказался от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекся от требований сурового разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посреди строки, а также мысль, которая вмещается в одну поэтическую строку. Это сковывало художников, не давало возможности свободно пропеть о собственное видении мира. Гюго ввел «смысловую» цензуру, а также «перенес», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль.

В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и привел в удивление современников разнообразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то рокот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О господине Довале» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе», и подчеркивал, что «литературная свобода является ребенком свободы политической».

В 1827 г. Гюго обращается к жанру романтической исторической драмы. Драма «Кромвель» отображает события Большого Английского Бунта ХVII ст., которые Гюго понял в романтическом духе. Но предисловие к драме является намного более известным, чем само произведение.

«Предисловие к «Кромвелю» давно уже понимается как отдельная теоретическая работа и считается манифестом французского романтизма. Стараясь доказать равноправие авторитета «давних» и авторитета «новых», Гюго распределяет развитие мировой литературы на три периода: первый - первоначальный (вершина «Библия»), второй - античный (вершина поэмы Гомера) и третий - христианский (вершина Шекспир). Таким образом Гюго разрушает основу классицизма - утверждение неизменности античного идеала красоты. Больше того, Гюго высказывает мысль об оторванности искусства классицизма от реальных потребностей человечества. Античность давно прошла, наступила новая эра, которая уже совсем по другому смотрит на человека, понимая его не как существо, абсолютно подчиненное космической необходимости, а как объединение ангела и зверя, небесного и земного. И хотя рок всегда властвует над человечеством, все же христианская эпоха предоставляет человеку свободу выбора между вечным и смертным. Поэтому искусство Франции должно отказаться от устаревшей ориентации и пойти новым путем, путем Шекспира, который отображал жизнь «естественно», в смеси высокого и низкого, комического и трагического.

А впрочем призыв к наследованию природы не привел Гюго к реализму. Он по-своему интерпретировал шекспировское положение о зеркале и природе («mirror up to nature»), выдвинув требование «концентрированного зеркала». Искусство не должно отображать мир буквально, оно должно концентрировать свое внимание на предельных проявлениях красоты и уродливости, добра и злая, любви и ненависти. Такой концентрации нет в природе, но искусство является преобразованным природой, особым миром, который, будто Бог, создает художник. Если искусство так, как классицизм, будет стараться служить лишь идеалу рафинированной красоты, оно застынет в параличе ее описания. Что можно добавить к абсолютной красоте? Она не развивается, ведь уже достигла максимального развития. И потому образцу нужно противопоставить антиидеал: доброй душе - зло; утонченной красоте - грубое увечье.

«Прекрасное имеет лишь одно лицо, безобразное имеет их тысячу», - утверждал Гюго и разрабатывал теорию гротеска.

Гротеск (от итальянского «пещерный»), является явлением довольно молодым. Его не знала античность. В начале ХIХ ст. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими чудными и капризными изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Безобразные и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и одновременно пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так возникло в искусстве явление гротеска, к которому часто обращалось романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает безобразные или комические черты, это не реалистическое, а обостренное, чудное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно интригует нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуинплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неопровержимой.

Гротесковые образы противопоставляются на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуинплєн - Дея, священник Мириель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих у Гюго.

Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между „ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Следующие драмы Виктора Гюго - «Марьон Делорм», «Эрнани», «Рюи Блаз» утверждали права романтического искусства на французской сцене, но наиболее известным произведением первого периода творчества считается роман «Собор Парижской Богоматери»(1831).

Роман создавался в период подготовки и во время Июльской революции 1830 г., но Гюго обращается к событиям ХV ст. Почему? Безусловно, он подражает принципу Скотта: от истории до современности, и избирает ХV ст. не случайно.

ХV ст. во Франции прошло в борьбе между старым и новым, между средневековьем и Ренессансом. Показывая изменения в обществе на примере судьбы выдуманных личностей, Гюго обращается к скоттовской модели исторического романа, но интерпретирует ее по своему. Его романтизм называют «живописным», и не случайно. Гюго - знаток средневековья, знаток старика Парижа, его архитектуры, его быта. Он показывает Париж с высоты полета птиц, рассказывает об истории города, и особенно концентрирует внимание на духовном центре средневекового Парижа, на Соборе Парижской Богоматери, который народ строил веками, и который когда-то, до появления книгопечатания, показывал его душу. Поэтому главным персонажем романа является Собор, вечный и недвижимый. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, который объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо, и скорее всего, относится к ним безразлично. Собор воплощает вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово является начерченным неизвестной рукой не стене одной из его башен.

Романтическое искусство создает не типичные, будничные, а чрезвычайные образы. Гюго понимал Шекспира в романтическом духе и сосредоточил внимание на таком качестве его образности, как универсальность. Универсальные образы объединяют в себе конкретику и огромное обобщение, за ними стоит определенная философская проблема, которая веками не теряет своей актуальности. Такими являются образы Дон Кихота, Гамлета, Макбета, короля Лира. Такими являются образы романа Гюго.

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки

В мае 1885 года Париж прощался с знаменитым писателем, поэтом и драматургом. На пути траурной процессии от Триумфальной арки до Пантеона выстроилось множество людей. Они отдавали последние почести создателю Гуимплена, Козетты, Жана Вальжана и Квазимодо, благородному человеку со старомодными манерами и ораторским пафосом. Его звали Виктор Мари Гюго.

Детство

Родился он 26 февраля 1802 года в Безансоне. Детство Гюго прошло под аккомпанемент семейных политических дискуссий между отцом-бонапартистом и матерью-роялисткой.

Отец, выходец из крестьян, дослужился до бригадного генерала наполеоновской армии. Он мечтал вырастить сына жизнелюбивым и активным. Мать же воспитывала в ребенке мечтательность и всячески прививала любовь к литературе.

В первом поэтическом сборнике «Оды» Виктор возвеличивал королевскую власть. Однако вскоре юноша с его пылкой душой и жаждой справедливости проникся ненавистью к тирании и неприглядным образом изобразил короля Людовика XIII в пьесе «Марион Делорм».

Знаток французского народа

В 1827 году Гюго опубликовал драму «Кромвель». В то время во Франции кипела полемика о принципах драматического искусства. Предисловие к драме «Кромвель» стало манифестом романтического течения во всей французской драматургии. По мнению Гюго, жизнь нужно изображать в контрастах, показывая прекрасное рядом с уродливым.

Писатель заговорил с народом на его языке, смело сочетая цветистые сравнения и метафоры с просторечными оборотами. Он имел все основания утверждать, что знает французский язык лучше всех.

Трагическая несправедливость жизни и несчастная, но самоотверженная любовь воплотились у писателя в образе безобразного и доброго горбуна Квазимодо, персонажа романа «Собор Парижской Богоматери» .

Герои Гюго стойко переносят превратности судьбы. Бродяга Жан Вальжан из романа «Отверженные» превращается в мэра и фабриканта, а затем по своей воле снова в изгоя. Странствующий актер Гуимплен, «Человек, который смеется» , узнает о своем аристократическом происхождении. Но в любых ситуациях герои Гюго всегда добры, великодушны и верны себе.

Политическая карьера и изгнание

39-летний литератор был счастлив, когда стал членом Французской академии, графом и пэром, которым, впрочем, ему пришлось пробыть недолго. После падения монархии титул он утратил, однако сумел сохранить уважение сограждан. Писатель даже стал мэром одного их округов Парижа, а в 1848 году – членом Национального собрания.

Авторитет Гюго сыграл свою роль в избрании Шарля Луи Наполеона Бонапарта, племянника императора, президентом республики. Но вскоре писателю пришлось пожалеть об этом. После монархического переворота Гюго и его сыновья, как сторонники демократических реформ, были выдворены из страны. Обосновалась семья на острове Джерси, находящемся между Англией и Францией. Изгнание стало тяжелым ударом для Гюго и его близких.

Возвращение на родину

Французская революция 1830 года и публичные казни пробудили в литераторе отвращение к убийству. В повести «Последний день приговоренного к смерти» Гюго рассуждал о том, в праве ли один человек отнимать жизнь у другого. Своим идеалам писатель не изменил даже после амнистии, объявленной Наполеоном III в 1857 году, заявив, что вернется на французскую землю лишь тогда, когда туда вернется свобода. Падения режима пришлось ждать еще долгих 14 лет.

Соотечественники встретили своего любимца овациями и восторженными криками. Писатель встал на сторону парижских коммунаров. Одна из пушек была отлита на его деньги и названа «Виктор Гюго». Каждый понедельник литератор устраивал обеды для бедных детей.

Последнее разочарование

Но кровавый террор, этот вечный спутник революции, привел Гюго к очередному разочарованию. Он пытался примирить Коммуну и Версаль. За готовность выступить в защиту справедливости Гюго называли совестью Франции. Сам же он в последние годы жизни страдал от невыносимой душевной боли. Его любимая старшая дочь утонула, младшая – повредилась рассудком и умерла у него на руках. Тяжелая болезнь унесла обоих сыновей. Но последним ударом стала смерть его музы - Жюльетты Друэ, французской актрисы, которая всю сознательную жизнь была его спутницей.

Французский писатель, драматург и поэт Виктор Мари Гюго, практически ровесник XIX столетия, был не только свидетелем, но и участником самых значительных событий этого века. Его государственные похороны были не только данью уважения заслугам великого человека, но и апофеозом прославления французской Республики. Останки литератора были помещены в Пантеон, рядом с великими мыслителями Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.